ASSESSMENT OF THE GENERAL RESULTS OF THE ASTANA SUMMIT OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION AND THE RUSSIAN POSITION IN THE NEGOTIATION PROCESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the results of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) Summit held on July 4, 2024 in Astana (Kazakhstan), identifies key problematic issues and their solutions and prospects for the development of multilateral dialogue within the SCO. The authors also assess Russian proposals within the SCO and the prospects for their implementation

Keywords:
SCO, sanctions, Russia, Greater Eurasian Partnership
Text

На фоне кризиса системы международных отношений в целом и замедления динамики интеграционных процессов в границах ареала развитых стран сообщения об углублении взаимодействия и диалога развивающихся стран в рамках уже сложившихся региональных интеграционных объединений и международных организаций придают оптимизм в вопросах преодоления последствий дисбаланса в мировой экономической и политической системе.

В то время как представители западной элиты собираются исключительно для обсуждения очередных санкций против России и других стран отличительной чертой многосторонних встреч глав государств стран Большой Евразии является их позитивная повестка, направленная на развитие мироустройства, отвечающего интересам всех участников этих процессов и преодоление актуальных проблем.

Прошедший в Астане 4 июля 2024 года Саммит ШОС (далее – Саммит) впечатлил как по числу участников, так и по количеству включенных в повестку вопросов с учетом вызовов глобальной экономики и роста угроз на евразийском пространстве. Он впервые состоялся в объединенном формате - основного заседания Совета глав государств и встречи «ШОС плюс», что показывает стремление ШОС к распространению влияния организации в Евразии и привлечения к деятельности организации всех стран, которые разделяют принципы дружбы и добрососедства, декларируемые ШОС, в том числе за пределами региона, который в соответствии с текстом Астанинской декларации является ядром ШОС, а именно Центральной Азии [1]. Собственно говоря, присоединение Белоруссии в качестве десятого постоянного члена ШОС подтверждает реализацию этой идеи [4]. Присоединение Белоруссии открывает новую страницу в деятельности ШОС, поскольку пространство обеспечения евразийской безопасности существенно расширяется на европейском континенте.

Привлекательность ШОС для других стран определяется тем, что в декларации, принятой по итогам Саммита, демонстрируется преемственность фундаментальных принципов взаимодействия государств-членов ШОС и их сотрудничества с третьими странами [1]. Новый международный порядок, основанный на требованиях о соблюдении международного права, неприменении силы в международных отношениях, совместном противодействии традиционным и новым вызовам и угрозам безопасности, вмешательству в дела других стран и уважении их суверенитета, должен стать основой системы международных отношений, по мнению государств-членов ШОС. Подтверждением этого является принятая Инициатива «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие», которая открыта для присоединения к ней всех заинтересованных государств. Стратегической задачей ШОС является укрепление ее влияния на мировой арене, что, судя по всему, не является недостижимой задачей исходя из потенциала экономик государств-членов и партнеров по диалогу. 

Астанинская встреча, как и предыдущие встречи в таком формате, подтверждает приверженность государств-членов ШОС сотрудничеству, в первую очередь, по вопросам обеспечения безопасности в Евразии [1]. В Астанинской декларации находит подтверждение незыблемость позиций стран, ее подписавших, в вопросах противодействия всем видам терроризма, сепаратизму и экстремизму, распространению наркотиков, недопущению героизации нацизма, распространению ядерного оружия, гонки вооружений в космическом пространстве. Особое место занимают вопросы противодействия угрозам информационной безопасности. В целях активизации сотрудничества по борьбе с указанными угрозами были приняты соответствующие решения. В частности, было анонсировано преобразование Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в универсальный центр [1]. Стороны также с вниманием отнеслись к предложению Ирана о создании Полиции ШОС [1].

Традиционно была задекларирована необходимость решения афганской проблемы, устойчивая реализация Совместного всеобъемлющего Плана действий по иранской ядерной программе, а также задокументировано новое положение, касающееся преодоления палестино-израильского конфликта на справедливой основе [1].

Одним из итогов саммита в Астане в 2024 году, равно как и в Нью-Дели в 2023 году стало подтверждение приверженности государств-членов ШОС отказу от необоснованных «протекционистских действий, односторонних санкций и торговых ограничений, которые подрывают многостороннюю торговую систему» [1]. Государства-члены ШОС уделили особое внимание ООН, отметив ее центральную роль в решении глобальных проблем и выступив за ее реформирование с учетом интересов развивающихся стран. Традиционную поддержку в декларации по итогам Саммита получила инициатива Китая «Один пояс, один путь» [1].

В Астанинской декларации более значимо выражена экологическая и климатическая повестка, нежели в декларациях по итогам предыдущих саммитов. Вопросы охраны окружающей среды признаются ключевыми в деятельности ШОС, а решение наиболее острых проблем закрепляется в целом ряде документов, подписанных ранее, значимость выполнения которых подтверждена в итоговом документе Саммита.  Непосредственно по итогам текущего Саммита было подписано Соглашение между правительствами государств –членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области охраны окружающей среды [1].

Интересно, что вопросы экономической безопасности в условиях роста односторонних санкций и накопительного эффекта их последствий начинают все громче звучать в рамках многостороннего диалога в рамках ШОС. Подтверждением этому являются ряд решений, принятых по итогам проведения совместных заседаний государствами-членами ШОС и партнерами по диалогу. Так, был утвержден План мероприятий по реализации Стратегии экономического развития Шанхайской организации сотрудничества на период до 2030 года, а также отмечена инициатива о «совместной разработке Программы Нового экономического диалога ШОС» [1]. В условиях санкционного давления государства-члены ШОС уделили особое внимание развитию инновационных платежных систем и сопряжению программ в сфере развития цифровой экономики, а также дальнейшей поддержки инициативы по использованию национальных валют во взаимных расчетах. Эти решения синхронизированы в том числе с желанием ШОС содействовать упрощению процедур торговли на евразийском пространстве. Новаторской инициативой стало Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об Ассоциации инвесторов государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, что позволит раскрыть инвестиционный потенциал ШОС и продолжить «консультации по вопросам создания Банка развития ШОС и Фонда развития (Специального счета) ШОС» [1]. С большой долей вероятности экономическая повестка будет расширяться в случае появления новых финансово-экономических институтов в рамках ШОС и растущей дискриминации развивающихся стран в рамках традиционных международных финансовых институтов, чье создание было инициировано странами Запада.

Западные санкции обострили энергетическую и продовольственную проблему, которые коснулись как поставщиков, так и потребителей сырья. Этим во многом объясняется принятие Решения Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Стратегии развития энергетического сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества до 2030 года, которая, в том числе, подтвердила приверженность ШОС развитию мирных ядерных инициатив. Присутствие в числе партнеров по диалогу ведущих стран-нефтеэкспортеров и их активное участие в саммите призвано нивелировать риск колебаний и ценовых шоков на мировых рынках энергоресурсов для государств-членов ШОС [1].

В центре внимания лидеров государств-членов ШОС также оказались вопросы логистической взаимосвязанности, по результатам обсуждения которых были подтверждены намерения государств-членов ШОС содействовать реализации уже принятых инициатив в данной сфере.

В целом в Астанинской декларации была закреплена приверженность целям устойчивого развития (2025 год в ШОС был объявлен Годом устойчивого развития и отмечена инициатива Казахстана о создании в г.Алматы Регионального центра ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана), а также поддержки инициатив, направленных на поддержание развитие человеческого потенциала и уровня благосостояния населения государств-членов ШОС [1].   

Россия, являясь одной из наиболее крупных экономик в ШОС, безусловно поддерживает все принятые решения и разделяет фундаментальные принципы развития многостороннего диалога в рамках ШОС. Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении на заседании Совета глав государств-членов ШОС всецело поддержал Инициативу ШОС «О мировом единстве за справедливый мир, согласие и развитие» как основу «в сфере стабильности и безопасности» в Евразийском регионе и «нарождающегося нового миропорядка» [2]. При этом он также отметил роль БРИКС в этих процессах. Новая архитектура сотрудничества, за которую выступает российская сторона, должна «прийти на смену отжившим евроцентричным и евроатлантическим моделям, которые давали преимущества только отдельным государствам» [2]

Также В.В.Путин в своем выступлении особое внимание уделил вопросам экономической повестки, что объяснимо наличием ряда проблем в развитии внешнеэкономических связей России в условиях санкционного давления западных стран. В частности, была упомянута инициатива России о создании в ШОС собственного платежно-расчетного механизма, а также подтверждена поддержка инициативы по взаимным расчетам в национальных валютах [2]. Также для России важны новые совместные бизнес-проекты, которые позволят усилить кооперационные связи на пространстве ШОС, обеспечив взаимный обмен технологиями и инвестициями. Представляется, что предложения России должны найти поддержку в рамках ШОС, прежде всего у тех государств-членов, которые также испытали на себе негативное воздействие односторонних санкций и торговых войн (прежде всего, Ирана и Китая, а также нового члена ШОС - Белоруссии).

Конечно, особое значение для Российской Федерации играют вопросы обеспечения энергетической безопасности как поставщика энергоресурсов. Принятые документы и стремление России к углублению взаимодействия в энергетике, о котором говорил Президент Российской Федерации В.В.Путин [2], в целом подтверждает статус России как надежного поставщика энергоресурсов, а также как страны, готовой работать с другими государствами-членами ШОС в рамках «зеленой» повестки, которая также широко обсуждалась на саммите.

Безусловно, в свете роста террористических угроз для России Президент Российской Федерации В.В.Путин особое внимание в своем обращении к участникам Саммита уделил преобразованию Региональной антитеррористической структуры (РАТС) в универсальный центр, а также реализации трехлетней программы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [2]. Это должно обеспечить безопасность России как внутри страны, так и по периметру ее границ. 

Те инициативы, которые уже получили развитие в рамках ШОС, во многом способствуют реализации ранее озвученной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным идеи о Большом евразийском партнерстве с участием ШОС, ЕАЭС и АСЕАН [3], а также других заинтересованных государств и многосторонних объединений. Актуальность и значимость указанной идеи подтверждается вниманием к ней государств-членов ШОС и партнеров по диалогу, что закрепляется в Астанинской декларации. Идея Большого евразийского партнерства отвечает интересам других государств-членов ШОС [3], поскольку в условиях односторонних санкций западных стран и открыто декларируемого ими выбора вектора на выстраивание торгово-экономического сотрудничества исключительно с «дружественными» странами расширение безбарьерного экономического и политического партнерства между странами не-Запада как никогда представляется своевременной. Естественно, что расширение и углубление многостороннего диалога в Евразии потребует обеспечение баланса интересов большого количества стран не-Запада, многовекторность внешней политики которых очевидна и которые исторически вовлечены в глубокие кооперационные связи со странами Запада.

ШОС, исходя из потенциала экономик, входящих в нее стран, уже обеспечивает решение не только региональных, но и общемировых проблем. В Астанинской декларации напрямую сказано о «готовности наращивать потенциал и международное влияние» ШОС. Другими словами, государства-члены ШОС видят организацию как локомотив трансформации мирового порядка, способный повести за собой все страны, которые разделяют принципы мироустройства, декларируемые ШОС. Участие генерального секретаря ООН и его поддержка инициатив ШОС, а также лидера страны-члена НАТО (Турции) говорит о том, что прозападный вектор начинает постепенно меняться и, вероятно, что глобальный центр принятия решений постепенно будет смещаться в Азию.

References

1. Astana Declaration of the Council of Heads of State of the Shanghai Cooperation Organization. [Electronic resource]. Access mode: http://www.kremlin.ru/supplement/6163 (date of access: 06.07.2024)

2. Meeting of the Council of Heads of State of the SCO. [Electronic resource]. Access mode: http://www.kremlin.ru/events/president/news/74464 (date of access: 06.07.2024)

3. On the Russian initiative of the Greater Eurasian Partnership. [Electronic resource]. Access mode: On the Russian initiative of the Greater Eurasian Partnership - Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (mid.ru) (date of access: 06.07.2024)

4. Official website of the Shanghai Cooperation Organization (SCO). [Electronic resource]. Access mode: Shanghai Cooperation Organization (sectsco.org) (date of access: 06.07.2024)


Login or Create
* Forgot password?