ECONOMIC SECURITY OF THE ARCTIC REGIONS OF RUSSIA AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF FISHERIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals indicators characterizing the state of economic security of the regions of the Arctic zone of the Russian Federation, the impact of climate change on fisheries and the life of indigenous peoples of the North. The need for comprehensive scientific research of aquatic biological resources, modernization of the fleet and infrastructure of the fishery complex for sustainable development and ensuring economic security is substantiated.

Keywords:
Arctic, Arctic zone of the Russian Federation, economic security, sustainable development, fishing, indigenous peoples of the North
Text

Введение. В мировом пространстве Арктика как циркумполярный макрорегион, влияющий на биосферу планеты, с изменениями климата становится объектом политических, военных и экономических интересов не только арктических государств - России, США, Канады, Норвегии и Дании (в отношении Гренландии), но и других стран. Огромные запасы уникальных углеводородных, минерально-сырьевых, водных биологических ресурсов, морских млекопитающих и других биологических разнообразий в результате потепления становятся доступными для бизнеса. Развитие инфраструктуры Северного морского пути (СМП), сокращающее транспортное плечо и сроки доставки грузов, способствует предпринимательству в разных сферах морехозяйственной и других видов деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ).

АЗРФ как важный стратегический, ресурсный и приграничный объект в системе национальной безопасности России, с глобальными изменениями климата и обострением внешнеполитических факторов требует разработки особых мер для  ее обеспечения. Это предполагает, что при неукоснительном соблюдении международных норм, для достижения национальных целей следует развивать все направления хозяйственной деятельности в морских и сухопутных пространствах, устранять угрозы в Арктике, противодействовать современным вызовам, стимулировать активность внедрения инноваций, реализацию экономических интересов бизнеса и не нарушать традиционные условия жизни коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Это ценный человеческий капитал, составляющий основу развития трудового потенциала АЗРФ. Их жизнеобеспечение является важным элементом государственной политики по сбережению народа России и требует изменений в регулировании рыболовства посредством внедрения методов беспрепятственного освоения водных биологических ресурсов, необходимых для здорового питания КМНС.

В рыбохозяйственном комплексе АЗРФ, как стратегической сфере экономики необходимы модернизация основных фондов и составляющих элементов технологического суверенитета на основе научных исследований рыбных запасов и инноваций, внедрение экономических механизмов, обеспечивающих экономическую безопасность и устойчивое развитие.

Цель исследования. Анализ показателей экономической безопасности регионов АЗРФ и изучение устойчивого развития рыболовства в условиях действия различных факторов.

Методы исследования: монографический, научной абстракции, логического анализа и экспертных оценок, статистические методы.

Результаты. Геополитическое значение Арктики и статус АЗРФ изначально отражены в исторических правовых актах, предопределивших дальнейшее становление институциональной среды для обеспечения безопасности арктических границ России в современных условиях. Нота Министерства иностранных дел Российской империи от 20 сентября 1916 г. и меморандум 1924 г., закрепили принадлежность России территорий, земель и островов, являющихся продолжением Сибирского континентального плоскогорья. Постановлением Совнаркома СССР от 17 апреля 1925 г. проливы Карские Ворота, Югорский Шар, Маточкин Шар, Вилькицкого, Шокальского, Красной Армии, Лаптева и Санникова были объявлены территориальными водами СССР. В апреле 1926 г. Постановление ЦИК СССР и принятие закона «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном ледовитом океане» с указанием меридианов устанавливают как открытые и в последующем могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова территориями Советского Союза

Решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г. в арктическую зону включены земли и острова, расположенные в российском секторе Арктики, а также внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф и исключительная экономическая зона (ИЭЗ) Российской Федерации.

Регулирование вопросов национальной безопасности в морских пространствах при промышленном, прибрежном рыболовстве и других морехозяйственных видах деятельности в АЗРФ осуществляют в  соответствии с нормативно-правовыми актами, такими как:

- Указ Президента Российской Федерации № 512 «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации»;

- Федеральные законы: № 155-ФЗ от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); № 191-ФЗ от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); № 187–ФЗ от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); № 193-ФЗ от 13.07.2020 г. «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (последняя редакция);

- Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 7 февраля 2024 г. № 24-СФ «О ходе реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года».

Морские пространства Арктики Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (не ратифицирована только США) в центральной части Северного Ледовитого океана (СЛО) считаются открытым морем. То есть за пределами исключительных экономических зон (ИЭЗ) пяти арктических государств: России, США, Канады, Норвегии и Дании (в отношении Гренландии) использование морских ресурсов может осуществлять любое государство, соблюдающее меры по сохранению ресурсов и готовые к сотрудничеству с прилегающими к этому району прибрежными государствами. Глобальные климатические изменения, обусловившие значительные трансформации в экосистемах Арктики, способствуют активизации рыбного промысла. Таянье льдов и вечной мерзлоты меняет структуру, содержание и взаимосвязи в морских, прибрежных и территориальных пространствах, приводит к миграциям водных биологических ресурсов в нетипичные морские зоны, которые могут стать новыми районами промысла. При переосвоении месторождений минерального и углеводородного сырья, обновлении арктических станций, портовой инфраструктуры обостряются экологические риски. Охрана окружающей среды водных пространств и сухопутных территорий становится важной государственной задачей. Вести хозяйственную деятельность в Арктике, основываясь на современных инновациях, исключающих множество отходов и загрязнений, становится объективной необходимостью. Поэтому в промышленном и прибрежном рыболовстве модернизация рыболовного флота, прибрежной инфраструктуры, подготовка кадрового потенциала, владеющего новыми технологиями в цифровой среде, являются условиями повышения экономической эффективности процессов добычи и переработки водных биологических ресурсов и насыщения внутреннего рынка рыбной продукцией. Актуализируются экосистемные и предосторожные принципы при освоении новых подходов в организации промысла. 

Проведение государственной политики по обеспечению экономической безопасности АЗРФ основывается на принципах глобальности и суверенности. Принцип глобальности предполагает, что АЗРФ - это составная часть мировой Арктики, соответственно все процессы  необходимо исследовать и решать с учетом мировых тенденций, вызовов и угроз, содержания международных нормативных актов, расстановки сил. Принцип суверенности означает, что АЗРФ является важнейшей частью национальной социально-экономической системы России и все действия государства, общества и бизнеса должны быть направлены на защиту национальных приоритетов, экономических интересов и суверенитета страны. АЗРФ является крупнейшей в мире территорией. Ни одно государство не обладает столь обширными владениями за Полярным кругом, там проживает менее 1,5% всего населения России. В АЗРФ создается около 11% национальногодохода и около 20% ВВП.

Главными целями Указов Президента Российской Федерации, нормативных документов является сохранение Арктики и АЗРФ как зоны сотрудничества, экономического благополучия, экологически безопасной территории, для жизни народов Севера и населения всех регионов страны. Стимулирование бесконфликтного морехозяйственного использования ресурсов без рисков и катастроф в АЗРФ в государственном и хозяйственном управлении нацелены на обеспечение экономической безопасности наряду со стремлением получить доходы и реализовать экономические интересы хозяйствующих субъектов.

В 2015 г. большинство стран Арктического пояса заключили соглашения об ограничении нерегулируемого рыбного промысла. В арктических водах коммерческое промышленное рыболовство находится под временным запретом из-за опасений нанесения ущерба экосистемам. Для центральной части СЛО с 2021 г. действует Соглашение о запрете  нерегулируемого рыболовства. Для предотвращения рисков нерегулируемого промысла водных биологических ресурсов Соглашение приняли  приарктические страны (Россия, Норвегия, Дания (в отношении Гренландии и Фарерских островов), Канада и США) и неарктические государства (Исландия, Китайская Народная Республика, Республика Корея, Япония и Европейский союз). Экстремальные условия этой части Арктики не способствовали проведению научных исследований, поэтому запасы биоресурсов слабо изучены и опасения нанесения вредареальны. Данное Соглашение защищает арктические экосистемы и предполагает проведение комплексных научных исследований, что обеспечит устойчивое развитие и рациональное использование рыбных ресурсов в центральной зоне СЛО

В целях расширения комплексных научных исследований в АЗРФ создан Северный филиал ФГБНУ «ВНИРО», который включает в зону своих исследований Архангельскую область, Республику Коми, Ненецкий автономный округ, реки бассейна Белого моря в границах Республики Карелия, Белое море, прибрежную зону юго-восточной части Баренцева моря и Карское море в границах Ненецкой автономной области. Мониторинг запасов пресноводных и анадромных видов рыб, исследование прибрежного рыболовства, экологии рыбохозяйственных водоемов в условиях нарастающего антропогенного воздействия, развитие аквакультуры направлены на обеспечение устойчивого развития и пополнение новых знаний о ихтиофауне

Крайнее обострение отношений со странами ЕС и США, ведение ими множества пакетов санкций против России в целях нанесения ущерба и разрушения экономики, актуализируют проблемы защиты национальных интересов и обеспечения экономической безопасности страны. АЗРФ является особым объектом притязаний со стороны недружественных государств. На морские границы и ресурсы в Баренцевом и Беринговом морях, в водах архипелага Шпицберген, к разграничению арктического шельфа возникают претензии со стороны Норвегии, США, Украины, Эстонии, Литвы. Поэтому в защите национальных интересов, достижении целей устойчивого развития АЗРФ в неблагоприятных внешних политических условиях особенно важно согласованное взаимодействие государственных структур, общества,  научного сообщества и бизнеса.

Существование угроз как прямых, так и косвенных возможностей нанесения ущерба конституционным правам, свободам, качеству жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию России заставляет создавать защитные механизмы. Современные угрозы и вызовы осуществляются со стороны недружественных стран через объявление множества пакетов экономических санкций, как попытки проникновения в информационную среду, действия по расширению военного блока НАТО, подрыв газопроводов, открытые нападения и другие диверсии в отношении личности, имущества и государственных границ. Скрытый характер угроз проявляется в форме различных политических и экономических мероприятий, наносящих ущерб имиджу, противодействия участию России в Арктическом совете, распространения недостоверной информации о рыболовстве в районах Мирового океана, создания препятствий для вылова водных биологических ресурсов у Фарерских островов, нарушения международных соглашений и договоров. Предпринимаются попытки пересмотра базовых положений о морских границах с целью изменения статусов АЗРФ и СМП. В настоящее время усиленно наращивается военный потенциал иностранных государств в Арктике. Наряду с незавершенностью международного правового разграничения морских пространств и обострением отношений со странами ЕС и США стали возникать угрозы политического, военного и экономического характера. Воссоздан второй оперативный флот ВМС США, в 2022 г. сформированы два новых командования ОВС НАТО – «Атлантика», проводятся учения с участием Швеции и Финляндия, которые впоследствии вступили в блок НАТО.

20 февраля 2024 г. к 300-летию РАН проведен «Арктический академический форум – 2024» по теме «Развитие Арктики: роль науки (научного сообщества) во взаимодействии государства и бизнеса». Важнейшие достижения науки, такие как запуск космического аппарата «Арктика-М» № 2 в группу спутников в 2023 г., расширяют возможности использования данных российского космического мониторинга АЗРФ в экономических моделях, расчетах и составлении точных прогнозов. В исследовании природных катастроф обоснованы новые подходы, которые развивают сейсмическое районирование. Созданные модели 3 Dинтерфейса на метрологической базе системного анализа и теории нечётких множеств учитывают не только сейсмологические, но и экономические и строительные данные. Впервые построен интегральный полный и оптимальный по качеству каталог землетрясений Арктики. Использование новейших разработок из области космических, спутниковых, цифровых технологий освоения природных ресурсов без ущерба природной среде в условиях меняющего климата дает возможность предвидеть и исключать экологические риски при интенсивной хозяйственной деятельности.

В современных условиях, отягощаемых обострением отношений с недружественными странами, применение новых подходов в обеспечении всех видов безопасности на основе изменений в управлении АЗРФ предполагают системные меры по совершенствованию инфраструктуры и рациональному использованию СМП. Промышленное и прибрежное рыболовство в АЗРФ осуществляется в 200 мильной зоне ИЭЗ в пяти арктических субъектах: Мурманской, Архангельской областях, Красноярском крае, Ненецком, Ямало-ненецком и Чукотском автономных округах, а также судами Калининградской и Ленинградской областей. Из-за потепления наблюдается смещение районов рыболовства в западной части Арктики: Баренцево, Гренландское, Норвежское моря, воды архипелагов Шпицберген, Земля Франца – Иосифа, Новая Земля к северу. Миграция трески, пикшы, палтуса в северном направлении достигают севера Шпицбергена и Земли Франца- Иосифа

В регионах АЗРФ суровость климата и неблагоприятные природные условия для жизни населения и хозяйственной деятельности обусловливают создание государством определенных условий, действия протекционного характера. Особенно это необходимо для закрепления населения на территориях АЗРФ. Важным звеном экономической безопасности АЗРФ является население, основная часть которого представлена КМНС. Создание условий для высокого уровня социально-экономического обеспечения и стимулирования эффективного освоения природных ресурсов обеспечит экономический рост и выполнение задач, поставленных в Стратегии развития АЗРФ. Переосвоение Арктики с 2000 гг. должно сопровождаться развитием  социальных и транспортно-инфраструктурных объектов. Определяющие факторы в решении стратегических задач и достижении национальных целей, такие как инвестиционный климат, бюджетное финансирование, реальные доходы и занятость населения, требуют преференций не только в опорных зонах, но и на других территориях.

Развитие транспортной инфраструктуры в опорных зонах АЗРФ дает мультипликационный эффект и открывает для всех видов деятельности новые возможности. Рыбохозяйственный комплекс с созданием Арктического рыбопромышленного кластера в 2019 г., в который вошли добывающие, судостроительные, судоремонтные, образовательные и научные организации Архангельской, Мурманской, Ленинградской областей и Петербурга повысит уровень освоения водных биологических ресурсов. Разрешенные к вылову объемы запасов не освоены из-за разрушения береговой инфраструктуры. С вхождением в кластер Мурманской области, возвратом порта, со строительством современных объектов судостроения и судоремонта обеспечивается техническая и технологическая независимость и сокращаются расходы на обслуживание рыболовного флота. Создание новых рабочих мест и условий для подготовки квалифицированных кадров улучшает социально-экономическое положение в Северном бассейне. Участниками кластера могут стать рыболовецкие колхозы, порты, торговые сети, банки, а также предприятия Вологодской, Калининградской областей и Карелии.

До санкционного периода ремонт крупных и средних рыболовных судов осуществлялся в норвежских портах близких к районам промысла, так как отечественные верфи не были технически оснащены.  С 2022 г. Норвегия ограничила проход российских рыболовных судов и разрешила заход только в три порта на севере страны (Киркенес, Тромс и Ботсфьорд). Без всяких оснований в настоящее время шесть отечественных судов удерживаются на верфях Норвегии.Предупреждение таких угроз в виде захвата российской собственности должны пресекаться посредством применения комплекса инструментов, начиная с дипломатических переговоров, проведения ответных экономических мер и приемов с широким освещением информации о таких фактах  в медиа пространстве. Поэтому важной и актуальной задачей общества и государства является устранение угроз и вызовов, что предполагает обеспечение всех видов безопасности и целенаправленного взаимодействия научного, интеллектуального потенциала с хозяйствующими субъектами во всех сферах.

Экономическая безопасность, являясь составной частью национальной безопасности, важна в обеспечении других ее видов: военной, энергетической, продовольственной, информационной, культурной, экологической, социальной, технологической Для обеспечения всех видов безопасности следует изучить понятия и определяющие факторы экономической безопасности, которые раскрыты в табл. 1.

Таблица 1 - Определения понятия экономической безопасности в АЗРФ

Содержание

Источники

Экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.

Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»

В целях национальной безопасности государственная политика проводится по национальным приоритетам: суверенитет и территориальная целостность; сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнерства; обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения АЗРФ; развитие АЗРФ в качестве ресурсной базы, ее рациональное использование для обеспечения экономического роста; развитие СМП; охрана окружающей среды, защита среды и традиционного образа жизни КМНС.

Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. №164 «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период  до 2035 года»

Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается защита национальных интересов, достаточный оборонный потенциал и социально направленное развитие страны. Ее характеризуют показатели валового регионального продукта на душу населения, инвестиции в основной капитал, уровень общей безработицы, соотношение среднедушевых доходов населения и прожиточного минимума .

В. Сенчагов

Экономическая безопасность в АЗРФ - это важный элемент системы национальной безопасности, определяющий достижение целей всех видов безопасности. Экономическая безопасность требует формирования оборонного потенциала в целях защиты территориальной целостности и суверенитета страны, создания условий для непрерывного и тесного взаимодействия хозяйственных и институциональных структур в целях охраны морских границ, морских пространств, ИЭЗ, континентального шельфа, прибрежных объектов, защиты экосистем моря и суши, функционирования развитой экономической системы для стабильной и взаимовыгодной хозяйственной деятельности различных субъектов, рационального использования природных ресурсов и СМП, сохранения среды и традиционного образа жизни КМНС, обеспечения трудовой занятости, высокого уровня жизни и благосостояния населения АЗРФ.

Е.Дусаева,

А. Курманова

 

Из приведенных определений следует вывод, что обеспечение экономической безопасности в АЗРФ является главной целью, достижение которой сопряжено решением множественных задач в разных сферах. В оборонном и гражданском секторе, модернизации портовой и береговой инфраструктуры, развитии единой Арктической транспортной системы, включающей СМП с речными, железнодорожными коммуникациями и аэропортовыми сетями создаются условия комфортной деловой среды для бизнеса и улучшения для жизни населения. В хозяйственной деятельности реализация экономических интересов участников, занятых в освоении месторождений углеводородных и минеральных ресурсов, добыче и переработке водных биологических ресурсов, должна быть основана на инновациях и ресурсосбережении. В рыбохозяйственном комплексе регионов АЗРФ для повышения экономической эффективности производства требуется внедрение новых экономических механизмов. Цифровые технологии промысловой разведки рыбных запасов, рациональное использование трудового, материального и природного потенциала АЗРФ обеспечит устойчивое развитие. Для сохранения  экосистем АЗРФ и непрерывного воспроизводства рыбных запасов следует проводить комплексные научные исследования. В условиях глобальных изменений климата необходимы лаборатории, которые на основе мониторинга смогут прогнозировать опасные природные явления.

Характеристика состояния экономической безопасности в регионах АЗРФ по системе показателей, разработанной академиком В. Сенчаговым,  представлены в  таблицах 2 - 6.

Таблица 2 - Валовой региональный продукт на душу населения, руб.

Регионы АЗРФ

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Темп роста, %

Мурманская область

883 121,0

1 164 918,2

1 646 950,9

1 735 233,4

196,49

Республика Карелия

574 794,5

591 114,7

833 570,6

738 326,4

128,45

Республика Коми

931 130,0

810 217,9

1 171 877,3

1 335 846,2

143,47

Архангельская область без Ненецкого АО

546 990,0

548 518,4

681 214,5

722 234,1

132,04

Ненецкий АО

7 954 412,5

5 547 322,7

9 866 203,9

11 786 365,0

148,17

Ямало-Ненецкий АО

6 189 325,8

5 433 087,8

8 272 866,4

10 453 480,0

168,9

Красноярский край

937 587,0

950 427,4

1 091 894,6

1 164 188,7

124,17

Республика Саха (Якутия)

1 260 373,1

1 154 483,9

1 684 839,3

2 029 719,8

161,04

Чукотский АО

1 965 793,7

2 495 513,7

2 932 794,0

2 946 171,5

149,87

Источник данных Росстат

 

Во всех регионах АЗРФ наблюдается устойчивая тенденция роста ВРП на душу населения. Вследствие эффективности проводимой государственной политики значительные темпы роста по сравнению с предыдущими периодами наблюдаются в Мурманской области, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком автономном округе и Чукотском автономном округе. Наименьшие значения ВРП на душу населения по сравнению с другими регионами АЗРФ наблюдаются в Архангельской области и в Республике Карелия, которые включены в Арктический рыбопромышленный кластер.  Увеличение добычи малоиспользуемых рыбных ресурсов расширит ассортимент за счет промысла сайки, северной креветки, краба - стригуна опилио, морских ежей, моллюсков, трубачей и мидии. В рыболовстве и рыбоводстве Архангельской области отмечается устойчивый рост оплаты труда, по данным Росстата в 2022 г. она составила 149323 рубля в сравнении с 115858 рублей в 2019 г.

Инвестиции в основной капитал в регионах АЗРФ как показатель экономической безопасности характеризуют темпы обновления основных фондов (табл. 3.)

Таблица 3 - Инвестиции в основной капитал в регионах АЗРФ, млн. руб.

Регионы АЗРФ

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Темп роста, %

Мурманская область

170 856

204 412

261 433

263 643

266 940

156,24

Республика Карелия

48 260

55 610

78 687

96 501

103 609

214,69

Республика Коми

121 578

140 129

127 665

119 998

128 590

105,77

Архангельская область без Ненецкого АО

96 122

108 148

105 813

108 905

119 700

124,53

Ненецкий АО

97 035

89 613

74 830

85 907

86 251

88,89

Ямало-Ненецкий АО

943 833

991 794

1 147 020

1 417 860

1 474 235

156,2

Красноярский край

436 407

480 203

592 071

751 962

926 354

212,27

Республика Саха (Якутия)

420 944

259 087

414 797

645 673

739 456

175,67

Чукотский АО

27 211

31 476

50 753

81 379

88 174

324,04

Источник данных Росстат

Тенденции роста инвестиций в основной капитал в регионах АЗРФ за исследуемый период свидетельствуют о положительной обстановке с модернизацией основных фондов и выполнении задач поставленных в государственных программах развития арктических субъектов. Высокие темпы роста вложений в основной капитал наблюдаются в Чукотском автономном округе, Республике Карелия, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия). В тоже время наблюдается сокращение инвестиций в 2023 г. по сравнению с данными за 2019 г. в Ненецком автономном округе, однако в последние три года отмечается положительная тенденция.

Достижение национальных целей и обеспечение устойчивого развития и экономической безопасности зависит от эффективного использования и занятости трудовых ресурсов. Уровень безработицы во всех регионах АЗРФ снижается, что подтверждается данными табл. 4.

Таблица 4 - Уровень безработицы в регионах АЗРФ, %

Регионы АЗРФ

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Изменение

(+,-)

Мурманская область

5,4

7,7

5,8

4,8

3,4

-2

Республика Карелия

7,4

8,7

6,6

5,8

5,3

-2,1

Республика Коми

6,8

7,7

7

6,7

4,7

-2,1

Архангельская область без Ненецкого АО

6,2

7,3

6,6

5,5

5,5

-0,7

Ненецкий АО

7,9

8,8

7,1

7,4

6,4

-1,5

Ямало-Ненецкий АО

1,9

2,4

2,1

1,7

1,5

-0,4

Красноярский край

4,5

6

3,6

2,7

2

-2,5

Республика Саха (Якутия)

6,9

7,4

6,9

6,5

5,7

-1,2

Чукотский АО

3,8

4,4

2,6

1,9

1,7

-2,1

Источник данных Росстат

 

В 2023 г. по сравнению предыдущими периодами наибольшее снижение уровня безработицы произошло в Красноярском крае, Республике Карелия, Республике Коми и Чукотском автономном округе.

Соотношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму свидетельствует о реальных доходах населения (табл. 5). Самый высокий уровень соотношений в 2023 г. отмечается в Ямало-ненецком автономном округе (6,7раза) и Ненецком автономном округе (4,6 раза). За исследуемый период в регионах АЗРФ за исключением Чукотского автономного округа наблюдается рост данного показателя.

Таблица 5 - Отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму в регионах АЗРФ, раз

Регионы АЗРФ

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Изменение

(+,-)

Мурманская область

2,81

2,83

2,98

2,95

3,12

0,31

Республика Карелия

2,51

2,58

2,76

2,77

2,96

0,45

Республика Коми

2,77

2,76

2,92

3,01

3,12

0,35

Архангельская область без Ненецкого АО

2,86

2,81

2,98

3,06

3,22

0,36

Ненецкий АО

4,28

4,1

4,17

4,54

4,59

0,31

Ямало-Ненецкий АО

5,49

5,84

6,13

6,05

6,67

1,18

Красноярский край

2,54

2,51

2,68

2,79

3,16

0,62

Республика Саха (Якутия)

2,64

2,6

2,73

2,81

3,18

0,54

Чукотский АО

3,88

3,97

4,31

4,35

3,85

-0,03

Источник данных Росстат

 

Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения в регионах АЗРФ представлены в табл. 6.

Таблица 6 - Инвестиции в основной капитал на душу населения в регионах АЗРФ, руб.

Регионы АЗРФ

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

Темп роста, %

Мурманская область

244744,7

298232,6

389088,3

398271

405950

165,87

Республика Карелия

86943,9

101832,5

146551,3

182032

197024

226,61

Республика Коми

157637

185131,5

171963,3

164292

177728

112,75

Архангельская область без Ненецкого АО

94061,1

107632,9

107406,6

112336

124678

132,55

Ненецкий АО

2331906,2

2155042,4

1803388,2

2074791

2063216

88,48

Ямало-Ненецкий АО

1849322,1

1946900,3

2249014,8

2770259

2867191

155,04

Красноярский край

151760,1

167479,5

207064,3

263760

325512

214,49

Республика Саха (Якутия)

432153,4

263839

417913,6

647162

739741

171,18

Чукотский АО

563104,1

654842,6

1062998,2

1699903

1839454

326,66

Источник данных Росстат

За исследуемый период в АЗРФ происходят интенсивные процессы восстановления ранее осуществленных  проектов, для обеспечения экономической безопасности АЗРФ предпринимаются необходимые действия и меры как со стороны государства, так и экономических субъектов.

Глобальные климатические изменения влияют на рыболовство, сельское и лесное хозяйство. При этом существуют опасения исчезновения видов биологических ресурсов, изменения миграционных путей рыбных запасов, что с одной стороны может привести к развитию новых рыбных промыслов, а с другой - к необходимости кардинальных перемен в организации добычи и переработки водных биологических ресурсов. Оттаивание вечной мерзлоты приведет к разрушению зданий и инфраструктурных сооружений, в движении по рекам появятся сложности. Также реальными являются риски для жизни КМНС. Деградация оленьих пастбищ ведет уменьшению оленьих стад и соответственно к недостатку оленьего мяса для питания, сокращение водных биологических ресурсов в рационе питания также чревато для здоровья людей. Изменения в уровне ультрафиолетового излучения и структуре питания из-за затруднения в доступе к традиционной пище будет отражаться на здоровье населения Арктики. В тоже время, потепление климата создает условия и новые возможности для расширения судоходства в Арктике, добычи полезных ископаемых, развитии туризма, хотя этот вид деятельности для КМНС не всегда приносит выгоды.

На продовольственную безопасность, уровень трудовой занятости населения регионов и сохранение традиционного образа жизни КМНС влияет рыболовство. В результате попытки регулирования вылова водных биологических ресурсов для обеспечения семей КМНС возникли проблемы. В 2008г. в целях рационального использования водных биологических ресурсов была введена уведомительная процедура, извещающая Росрыболовство о намерении вылова заявленного объема рыбы. Изначально отсутствовало требование о ведении учета выловленных водных биологических ресурсов, поскольку люди должны были получать столько, сколько указали в заявке. В настоящее время заявка превращена в инструмент, направленный на ущемление прав коренных народов на традиционный образ жизни и ограничение доступа КМНС к использованию природных ресурсов. Основанием для отказа в предоставлении водных биологических ресурсов для КМНС является «представление заявки не по установленной форме» с лишением на год права на ведение традиционного образа жизни согласно подпункта 4 пункта 26 регламента Минсельхоза от 24.12.2015 № 659. Регулярные изменения форм, правил подачи и рассмотрения заявок, неполный пакет документов КМНС приводят к ограничениям прав доступа и целые семьи, не имея возможности исправить заявки, остаются на год без рыбы.

Современное состояние традиционного рыболовства народов Севера исследуется учеными комплексной экспедиции «Чистая Арктика – Восток 77» в 19 регионах. Различия в технологиях и организационных механизмах промысла, выявленные в ходе исследований, помогут в регулированиии и создании механизма получения доступа к водным биологическим ресурсам. Община или отдельный гражданин ежегодно подают заявку, на основе которой выделяется квота и государственные надзорные органы проводят контроль за выловом рыбы. На различные виды водных биологических ресурсов квоты устанавливаются в регионах с учетом текущего состояния биоразнообразия местных видов и потребностей местного населения. КМНС получают право на добычу рыбы на особых условиях только для личного пользования. Для осуществления коммерческой деятельности действуют другие правила. С 2021 г. активно обсуждали отмену квот на вылов рыбы для КМНС, в 2022 г. руководитель Росрыболовства Илья Шестаков отметил, что с 2023 г. квоты отменяются, но это не касается ценных или редких видов рыб . Таким образом, решаются проблемы обеспечения традиционного образа жизни КМНС.

Заключение. Экономическая безопасность в АЗРФ как вид национальной безопасности обеспечивается функционированием экономической системы и институциональных структур. Соблюдение национальных интересов, особенно в морских границах Арктики и в рыбных промыслах является важным не только для АЗРФ, но для всей страны. Создание оборонного потенциала для защиты территориальной целостности, суверенитета является гарантом сохранения Арктики для стабильного и взаимовыгодного партнерства и эффективного производства во всех сферах экономической деятельности в морских пространствах и исключения потерь рыболовных судов от угроз и новых вызовов.

Анализ показателей состояния экономической безопасности в регионах АЗРФ показывает, что проводимая государственная политика создает условия для повышения уровня жизни и благосостояния населения, рационального использования природных ресурсов и СМП, а также расширяет возможности военной, продовольственной, экологической безопасности.

Защита среды и образа жизни КМНС состоит в изменении регуляторов и доступности в освоении водных биологических ресурсов для питания семей и развития традиционных занятий.

Устойчивое развитие рыболовства в регионах АЗРФ предполагает проведение комплексных научных исследований водных биологических ресурсов под воздействием угроз, вызовов и климата, который требует отдельных лабораторных исследований в каждом регионе АЗРФ для предупреждения и исключения опасных природных катаклизмов. Стимулирование деятельности Арктического рыбопромышленного кластера, вступление новых участников будет способствовать устойчивому развитию рыболовства в АЗРФ.

References

1. Korzun V.A. Conflict use of Russian coastal zones in the 21st century. – M., Publishing house: Economics, 2004. – 558 p.

2. Features and problems of ensuring economic security in the Russian Arctic. Scientific-analytical report / under scientific. ed. V.S. Selina, T.P. Skufina, E.P. Bashmakova, M.V. Ulchenko. - Apatity: ed. KSC RAS, 2018. – 51 p.

3. Zilanov V. Arctic fishing breakthrough to cooperation [Electronic resource]. - URL: https://regnum.ru/article/3306399

4. Aquaculture: information portal [Electronic resource]. - URL: https://akvakultura.ru/news/8333008

5. Zhuravel V.P. NATO in the Arctic: a threat to Russia’s national security (2010-2020) // Greater Eurasia: development, security, cooperation. – M., 2020. - Volume 3, part 2. – P. 79-84.

6. Representatives of the scientific councils of the Russian Academy of Sciences and the economic community discussed the development of the Arctic on February 27, 2024 [Electronic resource]. - URL: https://new.ras.ru/activities/news/predstaviteli-nauchnykh-sovetov-ran-i-ekonomicheskogo-soobshchestva-obsudili-razvitie-arktiki/

7. Zilanov V. Arcs of fishing tension in the Russian Arctic // Arctic and North. 2015. No. 19. – P. 56-70.

8. Leksin V.N., Porfiryev B.N. Russian Arctic today: substantive innovations and legal conflicts // Economics of the region, 2018. - Volume 14, issue. 4. – pp. 1117-1129.

9. How the Arctic fishing cluster will develop [Electronic resource]. - URL: https://rg.ru/2020/02/26/reg-szfo/kak-budet-razvivatsia-arkticheskij-rybopromyshlennyj-klaster.html).

10. Norway detained six Russian ships at its shipyards [Electronic resource]. - URL: https://www.rbc.ru/politics/09/06/2023/648337ec9a7947b8f5991b85

11. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 No. 683 “On the National Security Strategy of the Russian Federation.” [Electronic resource] URL: http://base.garant.ru/71296054

12. Pobedonostseva V.V., Pobedonostseva G.M. Economic security in the Russian Arctic: assessment, directions and possibilities of regulation // Science of Krasnoyarsk, 2020. – Volume 9, No. 4. – pp. 207-225

13. Nature and indigenous population of the Arctic under the influence of climate change and industrial development: Murmansk region / ed. E.A. Borovichev and N.V. Vronsky. - Moscow: Publishing house. House “Graphite”, 2020. - 180 p.

14. Fishing and indigenous minorities: new rules for traditional farming [Electronic resource]. - URL: https://arctic-russia.com/article/rybolovstvo-i-kmns-novye-pravila-dlya-traditsionnogo-khozyaystva/


Login or Create
* Forgot password?