Russian Federation
Russian Federation
The unprecedented sanctions imposed on Russia and the changing production chains in the world have set our country the task of forming its own technological base to ensure the country's security. Based on Russia's existing groundwork, social significance and multiplier effect, the pharmaceutical industry, aircraft and rocket engineering, as well as microelectronics and artificial intelligence are the most promising. Despite investments in these industries, Russia is still experiencing import dependence in each of them. To solve this problem, this article proposes the use of strategic planning with the large-scale use of state regulation tools. The scientific novelty of this article consists in proving that the control of technology in the GVC strengthens the subordinate position of developing countries. In addition, the industries that ensure technological sovereignty are identified
microelectronics, artificial intelligence, pharmaceuticals, aircraft construction, sanctions
Теория сравнительных преимуществ и реальность ГЦСС
Фундаментальной основой для выбора вектора экономического развития страны является теория, с точки зрения которой рассматривается мировая экономика. Наиболее распространёнными сегодня можно считать теорию сравнительных преимуществ Рикардо и производную от нее теорию Хекшера-Олина. Согласно им страна должна специализироваться на производстве тех товаров, которые она может производить относительно дешевле, чем другие благодаря наличию специфических ресурсов, капитала, рабочей силы или климатических условий. Вместе с тем страна будет получать выгоды от международной торговли импортируя продукцию, произведенную с наименьшими издержками в других странах. Таким образом формируется международное разделение труда, где все товары создаются там, где это наиболее рационально, а, благодаря свободной торговле, население всего мира получает доступ к современным видам продукции на любой вкус.
Реальность демонстрирует менее радужную картину. Исторически накопление капитала на одном полюсе создало диспропорции в развитии стран мира. Компании из развитых стран, стремясь минимизировать издержки, размещали производства в странах глобального Юга, где рабочая сила дешевле, доступ к ресурсам проще, а экологические нормы мягче. Таким образом сформировались глобальные цепочки создания стоимости (ГЦСС), ставшие важнейшей структурной единицей мировой экономики. Сегодня во всем мире большинство товаров создаются более, чем в одной стране, между тем, добавленная стоимость распределяется между странами неравномерно. Развивающимся странам достается меньшая ее доля в то время, как в развитых странах, имеющих монополистическую силу, остается большая часть [1]. Благодаря контролю над технологиями, брендами, рекламой и сбытом, крупнейшие транснациональные корпорации диктуют поставщикам из бедных стран условия работы, что в результате ограничивает возможности экономического развития последних [2].
Технологии и патенты как фактор доминирования на мировом рынке
Для иллюстрации роли технологий и интеллектуальной собственности на них в мировой экономике, приведем следующие данные: с середины 1990–х годов международные монополии контролировали 80 процентов мировых патентов, передачу технологий и большинство международно признанных товарных знаков, что приносило им большие доходы. Согласно данным из сборника Science and Engineering Indicators 2018, опубликованного Национальным научным советом Америки в январе 2018 года, общий глобальный доход от трансграничного лицензирования интеллектуальной собственности в 2016 году составил 272 миллиарда долларов. Соединенные Штаты были крупнейшим экспортером интеллектуальной собственности, их доходы от этого источника составляли до 45 процентов от общемирового объема. Соответствующий показатель для Европейского союза составил 24 процента, для Японии - 14 процентов, а для Китая - менее 5 процентов. В течение последних двух десятилетий ежегодный чистый доход США от лицензирования интеллектуальной собственности другим странам составлял не менее 80 миллиардов долларов [3].
Китай, чьи роялти, выплачиваемые другим странам за интеллектуальную собственность, выросли с 1,9 миллиарда долларов в 2001 году до 28,6 миллиарда долларов в 2017 году, активно включился в конкуренцию на поле технологий. На рисунке 1 представлен удельный вес стран в общемировом числе патентных заявок на изобретения.
Рисунок 1. Удельный вес стран в общемировом числе патентных заявок на изобретения (%)
Источник: [4]
Из приведенных данных видно, что доля Китая с 2015 по 2021 г. выросла с 35% до 45% и втрое превысила долю США, в пятерку лидеров входят так же Япония, Корея и Германия, а Россия занимает 14 место с долей 0,8%. Причем, не все заявки в России поданы резидентами. В своем исследовании Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ рассчитали коэффициент технологической зависимости как соотношение иностранных и отечественных патентных заявок, поданных в России (см.Рисунок 2). Из полученных данных видно, что в 2022 году коэффициент самообеспеченности вырос, что означает рост доли отечественных ко всем поданным заявкам на патенты.
Рисунок 2. Показатели патентной активности
Источник: [4]
Направления развития экономики России для обеспечения технологического суверенитета
Технологический суверенитет — это способность государства располагать технологиями, которые считаются критически важными для обеспечения благосостояния и конкурентоспособности, а также возможность самостоятельно разрабатывать их или получать от экономик других стран без односторонней структурной зависимости [5].
В современных условиях противостояния, международных экономических санкций и разрыва производственных цепочек обеспечение технологического суверенитета в России является важнейшей задачей. Во-первых, он гарантирует стратегическую военную безопасность, во-вторых, является фактором экономического развития независимо от других стран, а в-третьих, позволяет занять сильную переговорную позицию по отношению к существующим и потенциальным партнерам. Наличие передовых технологий обеспечивает возможность производить эквивалентный международный обмен как сырья и готовой продукции, так и технологий.
Обладание технологиями нового технологического уклада обусловливает потенциал экономического развития и возможность конкуренции с наиболее передовыми странами. О каких же технологиях идет речь? В первую очередь это нано, биотехнологии, микроэлектроника и искусственный интеллект. Вместе с тем, важнейшую роль играет создание непосредственно производственной базы на основании указанных технологий.
Ограниченность ресурсов, включая капитал и рабочую силу, определяет необходимость выделить конкретные отрасли и сектора для достижения как технологического суверенитета, так и максимального мультипликативного эффекта для экономики страны в целом. Рассмотрим три высокотехнологичные отрасли: производство лекарственных средств, производство компьютерных, электронных и оптических изделий, а так же производство летательных аппаратов. Продукция указанных отраслей имеет важнейшее значение для России по нескольким причинам:
- в основном в них используются технологии двойного назначения;
- указанные макротехнологии находят применение в большинстве отраслей от станкостроения и оборудования производств легкой промышленности до сфер медицины и образования;
- они имеют высокий мультипликативный эффект, вовлекая массу смежных предприятий;
- рост производительности труда позволяет решить проблему дефицита рабочей силы и создает потребность в культурном квалифицированном работнике, что повышает уровень развития всего общества;
- Россия имеет богатый задел в разработке ряда технологий и при должном уровне планирования может выйти на передовые позиции в мире.
Следует отметить, что развитие указанных технологий так же определено Постановлением Правительства РФ от 15.04.2023 N 603 "Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации" [6].
На рисунке 3 отражена доля инвестиций в выбранные нами виды деятельности. Сравнение с долей инвестиций в те же сектора в США и Китае (Рисунок 4 и Рисунок 5) показывает, насколько больше внимания им уделяют современные технологические лидеры. Кроме относительных показателей следует учесть, что инвестиции этих стран в технологии в абсолютном выражении многократно превышают российские.
Рисунок 3. Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию в общем объеме инвестиций в основной капитал в России, в %
Источник: составлено автором по данным Росстат [7]
Рисунок 4. Инвестиции Китай
Источник: составлено автором по данным China sector analysis [8]
Рисунок 5. Инвестиции США
Источник: составлено автором по данным [9]
Авиационная и космическая промышленность
В 2022 году объем инвестиций в авиационную и космическую промышленность России составил 1,7 трлн рублей, что на 15% больше, чем в 2021 году. Основными направлениями инвестиций были производство самолетов, вертолетов, спутников, ракетно-космической техники.
В 2022 году инвестиции были направлены на следующие направления [10]:
- Производство самолетов - 0,8 трлн рублей (+20%)
- Производство вертолетов - 0,4 трлн рублей (+10%)
- Производство спутников - 0,3 трлн рублей (+25%)
- Производство ракетно-космической техники - 0,2 трлн рублей (+15%)
В 2022 году объем инвестиций в производство самолетов и вертолетов составил 300 млрд рублей. В настоящее время в России ведется разработка и производство новых самолетов и вертолетов, в том числе Ил-114-300, МС-21, SSJ-100, Ми-38 и Ка-52 [11].
Инвестиции в авиационную и космическую промышленность России имеют стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности, а также высокий мультипликативный эффект. Согласно расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН «Оценка мультипликативных эффектов в экономике. Возможности и ограничения», мультипликативный эффект для авиационной промышленности с учетом влияния импорта составляет в среднем 1,32. Для сравнения мультипликативный эффект производства в сфере связи составляет 1, производства автомобильной техники и оборудования – 1,06, производства радио, телевизионной и
коммуникационной техники – 1,15 [12].
Медицина и фармацевтика
Импортозависимость нашей страны в сфере медицины и фармацевтики характеризуется следующими показателями: в стоимостном выражении порядка 70% лекарственных препаратов поставляются из-за рубежа, в количественном выражении – около 39% [13]. Для российских производств импортируется до 80% всего используемого сырья [14]. При этом производство лекарств и медицинского оборудования имеет исключительную социальную значимость. Перебои в импорте лекарств напрямую отражаются на населении. Поэтому создание технологического и промышленного задела для обеспечения фамацевтической безопасности является приоритетным направлением развития России не только по экономическим, но и по социальным причинам. Мультипликативный эффект в отрасли составляет 1,78 или 1,05 с учетом влияния импорта.
В 2022 году объем инвестиций в медицину и фармацевтику России составил 1,1 трлн рублей, что на 10% больше, чем в 2021 году. Основными направлениями инвестиций были производство лекарств, медицинских изделий, биотехнологий. Инвестиции были распределены следующим образом [10]:
- Производство лекарств - 0,8 трлн рублей (+15%)
- Производство медицинских изделий - 0,2 трлн рублей (+10%)
- Производство биотехнологической продукции - 0,1 трлн рублей (+20%)
Фармацевтическая отрасль в России столкнулась с вызовами, характерными для многих высокотехнологичных производств. Это нехватка квалифицированных кадров, санкционные сложности с приобретением оборудования для производства и их комплектующих, а также конкуренция стран, где отрасль прочно стоит на ногах и за счет масштабов производства имеет более низкие конечные цены [15].
Микроэлектроника и искусственный интеллект
Микроэлектроника и искусственный интеллект - одни из важнейших отраслей, определяющих уровень зависимости и положение страны на мировой арене. Высокий уровень монополизации отраслей, ведущие компании которых сконцентрированы в США и Китае, обуславливает необходимость использования продукции одной из этих стран. Зависимость от цифровых продуктов и микроэлектроники не позволяет сформировать отстающим странам технологический суверенитет и обеспечить информационную безопасность. Особенностью конкуренции в сфере микроэлектроники и искусственного интеллекта является тот факт, что «победитель получает все». Необходимость высокой концентрации ресурсов и удешевление продукта с ростом масштаба заставляет мировых лидеров осуществлять колоссальные инвестиции [16].
В 2022 году в производство микроэлектроники было инвестировано 400 миллиардов рублей, в производство радиоэлектроники - 300 миллиардов рублей, в телекоммуникации - 200 миллиардов рублей, в программное обеспечение - 100 миллиардов рублей. В информационные технологии было инвестировано 1,0 триллион рублей, что на 25% больше, чем в 2021 году. Инвестиции в робототехнику составили 50 миллиардов рублей.
Для сравнения приведем пример Китая, где общие расходы на исследования и разработку составили свыше 3 триллионов юаней, что эквивалентно 418,2 миллиарда долларов США. Это на 10,1% больше, чем 2021 году. Руководством страны был поставлен план на 14-ю пятилетку (2021-2025) по ежегодному увеличению инвестиций на 7%.
В Китае с 2021 по 2022 год включительно на финансирование полупроводниковой отрасли было потрачено более $290 млрд.
За два предыдущих года в Китае было реализовано 742 инвестиционных проекта в 25 провинциях страны, примерно треть указанной суммы в $290,8 млрд была направлена на покупку оборудования и материалов для производства полупроводниковых компонентов. Фокус инвестиций постепенно сместился от готовых изделий к компонентам и производственному оборудованию [17].
Что касается инвестиций в искусственный интеллект, за последние 20 лет правительство США выделило около 8 млрд долларов на проекты в этой области. Инвестиции частного бизнеса США значительно превышают государственные, за последнее десятилетие они превысили млрд долл. Соответствующие инвестиции компаний Китая были в два с половиной раза меньше — порядка 61,9 млрд долл. За этот период в США было создано 3,2 тысячи новых компаний, занимающихся разработкой искусственного интеллекта, в Китае — менее одной тысячи. 57% общемирового объема венчурного капитала в 2020 приходилось на США, что составило 42 млрд долл. В 2017 году Китай стал мировым лидером по привлечению инвестиций в стартапы в области искусственного интеллекта, их финансирование достигло 50%, к 2020 г. их объем составил около 24% от мирового. [18].
Приведенные данные показывают, что конкуренция в области искусственного интеллекта сегодня, фактически, ведется между мировыми лидерами – США и Китаем. Для России, как страны, не имеющей возможности осуществлять инвестиции сопоставимого масштаба, необходимо сконцентрироваться на более узких разработках, в которых она сможет занять свою рыночную нишу. Вместе с тем, ряд технологий, особенно использующихся в ВПК, важно иметь для обеспечения суверенитета, в чем Россия не отстает от мировых лидеров.
Стратегическое планирование как инструмент достижения технологического суверенитета
В приоритетных отраслях необходимо построение цепочек создания стоимости от подготовки кадров до обеспечения сбыта. Это требует инвестиций и согласованной работы массы предприятий и институтов, организация чего невозможна без государственного вмешательства. Опыт эффективного развития отраслей китайской экономики показал, что комплексное планирование с использованием директивных методов для государственных компаний и индикативных – для частного бизнеса позволяет достичь наиболее амбициозных целей.
Среди инструментов планирования стоит обозначить:
- создание государственных предприятий, способных аккумулировать наиболее перспективные технологии и капиталоемкие производства, вокруг которых будет развиваться сеть смежных коммерческих производств;
- кредитно-денежную политику для обеспечения предприятия доступными инвестиционными и оборотными средствами;
- фискальную политику, включающую субсидирование отраслей и льготные налоговые режимы для них;
- подготовку кадров и развитие научно-исследовательской базы;
- государственные закупки конечной продукции;
- международное сотрудничество в рамках таких наднациональных объединений как ОАЭС и БРИКС.
Заключение
Технологический суверенитет, как составная часть национальной безопасности, является залогом экономического и социального развития страны. Его формирование предполагает независимость от наиболее передовых современных разработок. Он складывается из обладания такими технологиями как биотехнологии, нанотехнологии, микроэлектроника и искусственный интеллект. Россия имеет серьезный задел для развития и конкуренции на мировой арене в фармацевтической отрасли, самолето и ракетостроении, а также микроэлектронике. Без государственного участия построение сбалансированных производственно-сбытовых цепочек невозможно. Утвержденная правительством Концепция технологического развития России до 2030 устанавливает приоритетные направления, которые в целом совпадают с предложенными в данной статье. Вместе с тем такие амбициозные комплексные задачи как создание и расширение технологических цепочек требуют вовлечения стратегического планирования, охватывающего процесс создания стоимости от НИОКР до сбыта.
1. Gereffi G., Humphrey J., Sturgeon T. The governance of global value chains //Review of international political economy. – 2005. – T. 12. – №. 1. – S. 78-104.
2. Volkova, K. S. Trud i dobavlennaya stoimost' v global'nyh cepochkah sozdaniya stoimosti : monografiya / K. S. Volkova. — Moskva : Ay Pi Ar Media, 2024. — 119 c. — ISBN 978-5-4497-2631-5
3. Science & Engineering Indicators. URL: https://www.nsf.gov/statistics/2018/nsb20181/ (data obrascheniya: 06.12.2023).
4. Na puti k tehnologicheskomu suverenitetu: patentnaya aktivnost' Rossii v 2015–2022 gg. URL: https://issek.hse.ru/news/820285722.html?ysclid=lps9ciap7r566859696 (data obrascheniya: 06.12.2023).
5. Konstantinov I.B., Konstantinova E.P. tehnologicheskiy suverenitet kak strategiya buduschego razvitiya rossiyskoy ekonomiki // Vestnik PAGS. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskiy-suverenitet-kak-strategiya-buduschego-razvitiya-rossiyskoy-ekonomiki (data obrascheniya: 06.12.2023).
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2023 N 603 . URL: http://government.ru/docs/48272/ (data obrascheniya: 06.12.2023).
7. Dolya investiciy, napravlennyh na rekonstrukciyu i modernizaciyu, v obschem ob'eme investiciy v osnovnoy kapital po vidam ekonomicheskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Inv2-2(OKVED2).xls (data obrascheniya: 17.01.2024).
8. China sector analysis: information technology. URL: https://seekingalpha.com/article/4422295-china-sector-analysis-information-technology (data obrascheniya: 17.01.2024).
9. Soedinennye shtaty Ameriki, ekonomicheskie pokazateli URL: https://ru.theglobaleconomy.com/USA/ (data obrascheniya: 17.01.2024).
10. Tehnologicheskoe razvitie otrasley ekonomiki URL:https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (data obrascheniya: 17.01.2024).
11. Rossiya v 2022 godu na 70% uvelichila vypusk grazhdanskih vertoletov. URL:https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/02/20/963574-rossiya-uvelichila-vipusk-grazhdanskih-vertoletov?ysclid=lrhhtzmu55721312733 (data obrascheniya: 17.01.2024).
12. Shirov A. A. i dr. Ocenka mul'tiplikativnyh effektov v ekonomike. Vozmozhnosti i ogranicheniya //Vserossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal EKO. – 2011. – №. 2 (440). – S. 40-58.
13. Reprinceva Elena Vasil'evna importozavisimost' farmacevticheskogo rynka rf kak ugroza lekarstvennoy bezopasnosti // ANI: ekonomika i upravlenie. 2020. №1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/importozavisimost-farmatsevticheskogo-rynka-rf-kak-ugroza-lekarstvennoy-bezopasnosti (data obrascheniya: 15.01.2024).
14. Importozameschenie s oslozhneniyami URL: https://www.kommersant.ru/doc/6199802 (data obrascheniya: 15.01.2024).
15. Tehnologicheskiy suverenitet proizvodstva lekarstv v Rossii: zadachi i perspektivy. Gelani Azirov, rukovoditel' farmacevticheskogo koncerna «ESKOM». URL: https://npjnews.com/npk-eskom/tehnologicheskij-suverenitet-proizvodstva-lekarstv-v-rossii-zadachi-i-perspektivy-gelani-azirov-rukovoditel-farmaczevticheskogo-konczerna-eskom/ (data obrascheniya: 06.12.2023).
16. Dement'ev V. E. Perspektivy Rossii pri cifrovom dominirovanii Kitaya i SShA //Problemy prognozirovaniya. – 2022. – №. 4 (193). – S. 6-17.
17. 290 mlrd dollarov Kitay investiroval v svoyu poluprovodnikovuyu otrasl' za dva goda. URL: https://3dnews.ru/1089029/za-dva-goda-kitayskie-investitsii-v-sobstvennuyu-poluprovodnikovuyu-otrasl-previsili-290-mlrd?ysclid=lrgfubsxpi873924370 (data obrascheniya: 15.01.2024).
18. Iskusstvennyy intellekt s kitayskoy specifikoy: stanet li Kitay mirovym liderom v sfere II k 2030 godu? URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/iskusstvennyy-intellekt-s-kitayskoy-spetsifikoy-stanet-li-kitay-mirovym/ (data obrascheniya: 15.01.2024).