Kostroma, Russian Federation
Russian Federation
UDK 005 Изучение проблемы организации: методология, анализ, синтез, классификация и таксономия (теория, основы), систематизация в целом
As a result of the study, a system of indicators was determined that allow for a better assessment of the effectiveness of the activities of the territorial bodies of the Federal Bailiff Service in the Russian Federation; an assessment of the effectiveness of the object under study was carried out; institutional problems of the analyzed management sphere were identified and directions for their solution were determined. The main research methods are: questionnaires, the method of expert assessments, practical approbation.
Federal Bailiff Service, efficiency of management of state bodies, institutions of state power
Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации является неотъемлемым элементом системы исполнительной власти страны. Данный орган несет ответственность за обеспечение порядка работы судов на территории регионов Российской Федерации, исполнение судебных решений, актов других органов и должностных лиц, а также осуществление правоприменительных и контрольно-надзорных функций. Актуальность темы работы определена важностью оценки эффективности работы органов ФССП в регионах, как и любого органа исполнительной власти. Совершенствование методики позволит более точно контролировать деятельность данного института власти, решать его тактические и стратегические задачи.
В Российской Федерации система оценки эффективности мероприятий службы закреплена законодательно, однако, российские исследователи разрабатывают собственные методики. Интерес к выбранной теме обусловлен тем, что в настоящий момент вопрос оценки эффективности мероприятий деятельности территориальных органов ФССП России не достаточно изучен в научной литературе. Существует несколько точек зрения на проблемные вопросы методик оценки эффективности, такие, к примеру, как количество исследуемых показателей, итоговая форма оценки, проведение оценки в сравнении или обособленно с другими территориальными органами и многие другие. В связи с этим, объект исследования – деятельность структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, в том числе Управления ФССП России по Костромской области; предмет исследования – методическое обеспечение оценки эффективности мероприятий деятельности структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. Целью работы является совершенствование методики оценки мероприятий деятельности структурных подразделений ФССП России.
Теоретическая и методологическая основа работы раскрыта в трудах следующих ученых: В.А. Гуреев, В.В. Гущин [3], Ю.Н. Сибилев [9,10], К.А. Суренков [11]. Исследование опиралось на официальные информационные ресурсы, такие как справочно-правовая система КонсультантПлюс, официальный сайт Федеральной службы судебных приставов России и Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, материалы научных статей российских исследователей.
В работе были применены следующие основные методы исследования: анкетирование, метод экспертных оценок, практическая апробация.
Результаты исследования. В отличие от других видов федеральной государственной службы, служба судебных приставов обладает рядом уникальных особенностей, которые обусловлены спецификой возложенных на нее задач. Основной отличительной чертой является то, что судебные приставы обладают полномочиями по принудительному исполнению судебных решений и актов.
Согласно Положению о ФССП России (Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1316) ключевыми задачами ФССП России обозначены: обеспечение безопасности работы в судах; организация принудительного исполнения исполнительных документов судов, а также других органов; выявление, пресечение и расследование преступлений против правосудия.
При этом нужно уточнить, что все задачи (кроме последней) должны реализовываться через решение важных заданий, которые ставятся судебным приставам. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП России занимаются обеспечением безопасного функционирования судов. Их задача – утвердить режим работы судов, чтобы обеспечить безопасность всех категорий присутствующих граждан. Деятельность судебных приставов в большинстве своем направлена на обеспечение судебной защиты свобод и прав (ст. 46 Конституции РФ).
Вторая задача службы судебных приставов заключается в выполнении исполнительных действий судебными приставами. Они обязаны в рамках исполнительного производства проводить исполнение судебных актов для защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Важными задачами судебных приставов при выполнении данной работы являются точное и своевременное исполнение исполнительных документов для защиты прав и законных интересов граждан и организаций. На рисунке 1 представлена динамика количества исполнительных производств находящихся на исполнении в ФССП России за 2019-2023 гг.
Рис. 1. Количество исполнительных производств, находящихся на исполнении в ФССП России, 2019-2023 гг., млн. единиц (источник: [7])
Наибольшее значение показатель принимает в 2022 году, тогда на исполнении было 131,5 млн. исполнительных производств. В 2023 году показатель снизился до 126,7 млн. производств.
В таблице 1 представлены некоторые основные показатели деятельности ФССП России в динамике за 2019-2023 гг. Согласно этим данным, за 5 лет в органы Федеральной службы судебных приставов поступление документов увеличилось на 4,41%, что подчеркивает важность работы данного органа в системе исполнительной власти страны. При этом судебных актов поступило больше, чем постановлений уполномоченных органов: объем поступления первых вырос практически на 20%, объем вторых снизился более чем на 6%.
Таблица 1
Основные показатели деятельности ФССП России по обеспечению принудительного исполнения актов, 2019-2023 гг. (источник: [7])
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023 к 2019,% |
Поступило исполнительных документов для принудительного исполнения, млн. документов |
68 |
69,7 |
70,9 |
78,9 |
71 |
104,41 |
Количество поступивших судебных актов, млн. документов |
29,8 |
32,9 |
35,3 |
39,1 |
35,6 |
119,46 |
Количество поступивших постановлений уполномоченных органов, млн. документов |
38,7 |
37,2 |
36,1 |
40,3 |
35,9 |
92,76 |
Нагрузка на одного судебного пристава, тыс. исполнительных производств |
4,3 |
4,6 |
4,9 |
5,6 |
5 |
116,28 |
Количество исполнительных производств, по которым требования полностью или частично исполнены в результате мер, принятых судебными приставами-исполнителями, млн. документов |
51 |
55,2 |
60,2 |
65,9 |
61,5 |
120,59 |
Количество судебных актов, по которым требования полностью или частично исполнены в результате мер, принятых судебными приставами-исполнителями, млн. |
21,6 |
25,4 |
28,8 |
31,4 |
29,4 |
136,11 |
Количество актов уполномоченных органов, по которым требования полностью или частично исполнены в результате мер, принятых судебными приставами-исполнителями, млн. документов |
29,4 |
29,8 |
31,4 |
34,5 |
32 |
108,84 |
На исполнении в отчетном периоде находилось, млн. документов |
102,9 |
110,5 |
119,7 |
131,5 |
126,7 |
123,13 |
Нагрузка на одного судебного пристава в России выросла на 16,28%, что соответствует росту количества поступающих исполнительных документов при стабильном или снижающемся количестве судебных приставов – сотрудников ФССП России.
Одним из наиболее важных показателей при анализе деятельности ФССП России является фактическое исполнение в полном или частичном объеме исполнительных производств. В период 2019-2023 гг. данный показатель вырос на 20,59%, что является положительной тенденцией. Наибольшее значение показатель принял в 2022 году, что может отражать повышение эффективности работы службы.
Другим показателем является количество судебных актов, частично или полностью исполненных судебными приставами. Данный показатель также вырос более чем на треть – 36,11%. Наибольшее значение данный показатель принял аналогично с предыдущим в 2022 году.
Меньшим образом выросло количество исполненных актов иных уполномоченных органов, к которым, к примеру, относятся ГИБДД. Прирост за 5 лет составил 8,84%.
На исполнении в течение каждого отчетного периода за 5 лет находились различные исполнительные производства и акты. В исследуемом периоде данный показатель вырос на 23,13%. Больше всего документов на исполнении в службе находилось в 2022 году, что коррелирует с количеством исполненных документов.
Согласно концепции правосудия, которой придерживается российская судебная система, решение суда должно быть приведено в исполнение в точности и в срок. В иных случаях в силу вступают правила принудительной системы, частью которой и является ФССП России.
Решение указанных задач подразумевает законодательную конкретизацию условий и порядка принудительного выполнения постановлений судебных и смежных органов.
Взыскание денежных средств Федеральной службой судебных приставов происходит как с физических, так и с юридических лиц, в отношении которых ведутся исполнительные производства. В данных мероприятиях служба также проявляет выполнение своих задач. В таблице 2 приведены данные по взысканию средств с должников за 2019-2023 гг.
Таблица 2
Динамика объема взысканных средств ФССП России в пользу различных категорий взыскателей, 2019-2023 гг. млрд. руб. (источник: [7])
Показателем |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023 к 2019, % |
Взыскано в пользу различных категорий взыскателей, млрд. руб. |
731 |
696 |
888 |
1100 |
1200 |
164,16 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
в пользу физических лиц |
78,4 |
86 |
113,7 |
142,9 |
181,2 |
231,12 |
в пользу юридических лиц |
300,6 |
338,1 |
450,4 |
552,2 |
530,4 |
176,45 |
Данные, приведенные в таблице 2, позволяют сделать вывод о том, что объем взысканных средств за 5 лет в России вырос более чем в полтора раза – на 64,16%. Более чем в 2,3 раза вырос объем взысканий в пользу физических лиц. В пользу юридических лиц показатель вырос в 1,76 раз. Высокий объем взысканий в пользу физических лиц объясняется большим количеством имущественных и неимущественных категорий, в том числе алиментных платежей, различных форм задолженностей.
Далее рассмотрим реализацию имущества, как одного из мероприятий ФССП России. Реализация имущества гражданина – реабилитационная процедура, которая применяется к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. В таблице 3 приведены данные за период 2019-2023 гг. по исполнению данного мероприятия в России.
Таблица 3
Динамика показателей по реализацию имущества должника, исполняемые ФССП России, 2019-2023 гг. (источник: [7])
|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023 к 2019, % |
Общая стоимость имущества, переданного на реализацию, млрд. руб. |
146,1 |
124,1 |
135,1 |
149,6 |
157 |
107,46 |
Общая сумма денежных средств, полученных от реализации имущества должников, млрд. руб. |
17,1 |
20,8 |
25,6 |
32 |
36,1 |
211,11 |
Доля реализованного имущества в объеме переданного на реализацию, % |
11,70 |
16,76 |
18,95 |
21,39 |
22,99 |
196,45 |
Согласно данным, приведенным в таблице 3, можно сделать ряд выводов. Во-первых, общая стоимость имущества, которое подлежит взысканию в каждом отчетом периоде, за 5лет выросла на 7,46%. При этом объем реально реализованного имущества вырос более чем в 2,1 раза. Необходимо обратить внимание и на третий показатель в данной таблице – доля реализованного имущества в объеме имущества, переданного на реализацию: он за 5 лет вырос практически в два раза. Следовательно, при росте общей суммы имущества, переданного на реализацию, рост общей суммы, полученной от реализации и доли реализованного имущества в объеме переданного на реализацию, значительно увеличился: отсюда, можно сделать вывод о возросшей эффективности службы в части мероприятий по реализации имущества должников.
Система оценки эффективности деятельности ФССП постоянно совершенствуется, и в нее вносятся изменения. Однако большинство показателей зависят от ведомственной статистики, формируемой в территориальных органах. Для более объективной оценки и сравнения регионов предлагается ввести ключевые показатели эффективности, которые будут фиксированными и рассчитываться на основе результатов работы субъектов оценки. Эти показатели должны играть ведущую роль в мотивации и стимулировании работников к выполнению нормативных показателей в организации исполнительного производства.
Далее предлагается авторская методика системной оценки эффективности мероприятий УФССП России по Костромской области. Ее формирование основывалось на системе, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 312 (ред. от 16.12.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [8], а также на системе Ю.Н. Сибилева, которую он приводит в работе «Ключевые показатели системы оценки Федеральной службы судебных приставов в сфере исполнительного производства» [9, 10]. В формировании авторского видения методики оценки эффективности мероприятий территориального органа ФССП был использован метод экспертных оценок, реализованный на базе анкетирования ведущих специалистов – сотрудников УФССП России по Костромской области. Целью экспертного опроса было установить основные положения методики и показатели (индикаторы) для оценки эффективности мероприятий территориального органа Федеральной службы судебных приставов России.
Первые два раздела и подпункты к ним в экспертном анкетировании были предназначены для того, чтобы ответить на вопросы, насколько, с точки зрения практики, применима система показателей Ю.Н. Сибилева, состоящая из трех индикаторов. В рамках работы были использованы труды именно данного автора, так как он имеет ряд публикаций, исследующих вопрос оценки эффективности мероприятий территориальных органов ФССП. Ниже приведены результаты экспертного опроса на подпункты вопроса 1 (рис.1,2,3)
Рис. 1. Результаты Рис. 2. Результаты Рис. 3. Результаты
ответов на вопрос 1.1 ответов на вопрос 1.2 ответов на вопрос 1.3
Согласно результатам опроса абсолютно все респонденты среди специалистов территориального органа ФССП России по Костромской области признали значимыми показатели системы Ю.Н. Сибилева. Так, среди значимых индикаторов оказались «Производительность органа ФССП (количество оконченных исполнительных производств к общему числу возбужденных ИП)», «Эффективность взыскания денежных средств (объем взысканных денежных средств к общему объему, находящемуся на взыскании)» и «Темп снижения остатка исполнительных производств».
При ответе на второй вопрос – «Отражают ли показатели в методике Ю.Л. Сибилева оценку эффективности территориального органа ФССП», участники также сошлись во мнении, что показатели, приведенные в методике Ю.Л. Сибилева, отражают эффективность территориального органа ФССП России, но не в полной мере.
Раздел три являлся наиболее объемным. В подпунктах к нему приведены семь показателей:
- первый – «Отношение оконченных исполнительных производств к общему количеству исполнительных производств в году, %»;
- второй – «Отношение взысканных денежных средств к общему объему денежных средств на взыскании по исполнительным производствам, %»;
- третий – «Ежегодное снижение остатка исполнительных производств, на сколько единиц или % (темп снижения)»;
- четвертый – «Денежные средства, полученные от принудительной реализации имущества должников, руб.»;
- пятый – «Доля денежных средств, полученных от принудительной реализации имущества должников к общей стоимости имущества на принудительной реализации, %»;
- шестой – «Стоимость имущества, находящегося на принудительной реализации на конец отчетного периода к стоимости имущества, находящегося на принудительной реализации на начало отчетного периода (года), %»;
- седьмой – «Отношение количества заявок на ОУПДС к числу поступивших заявок, %».
По каждому показателю выявлялось: 1) значимость его для методики; 2) использование в практической работе органа; 3) с уточнением прогнозного (планового) значения показателя для территориального органа и метода отображения показателя (в динамике, абсолютном значении и т.д.). В основном, авторская система была сформирована на основе ответов специалистов на вопросы о применимости показателя на практике и предлагаемом ими плановом значении.
Экспертами были выбраны показатели: первый, второй, третий и седьмой. При этом были отмечены приемлемые уровни данных показателей: для первого – более 90 %; для второго – более 90 %; для третьего – снижение на 2 %; для седьмого – более 90 %.
В таблице 4 представлены все показатели, на основе которых будет произведен расчет и оценка эффективности мероприятий деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области. Информационную базу для составления таблицы представляют данные форм ведомственной статистической отчетности, размещенные на официальном сайте УФССП России по Костромской области.
Таблица 4
Показатели для расчета показателей в методике оценки эффективности мероприятий деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, 2019-2023 гг. (источник: [6])
|
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
1 |
Общее количество оконченных и прекращенных исполнительных производств в отчетном периоде, ед. документов |
319 844 |
255 187 |
307 272 |
346 544 |
346 823 |
2 |
Общее количество исполнительных производств на исполнении в отчетном году, ед. документов |
463 711 |
476 069 |
567 856 |
610 467 |
558 318 |
3 |
Сумма взысканных денежных средств, руб. |
17 821 039 |
19 544 041 |
11 012 997 |
12 742 202 |
11 113 879 |
4 |
Общая сумма, подлежащая взысканию по исполнительным производствам, находившимся в отчетном периоде, руб. |
35 950 851 |
40 569 961 |
42 695 137 |
46 523 741 |
48 523 698 |
5 |
Остаток ИП отчетного года |
140 744 |
218 456 |
152 149 |
147 855 |
113 131 |
6 |
Остаток ИП предыдущего года |
115 627 |
140 744 |
218 456 |
152 149 |
147 855 |
7 |
Количество исполненных заявок на ОУПДС, ед. |
34 485 |
26 792 |
27 165 |
23 763 |
21 690 |
8 |
Количество поступивших заявок на ОУПДС, ед. |
34 485 |
26 792 |
27 165 |
23 763 |
21 690 |
Так, в первой строке таблицы приведены данные количества оконченных и прекращенных исполнительных производств в отчетном периоде. Вторая строка таблицы содержит данные об общем количестве производств на исполнении в тот или иной год. Далее, путем отношения значения первой строки за определенный год к значению второй строки находится значение первого индикативного показателя за тот или иной год.
Следующая строка содержит данные о сумме взысканных денежных средств за отчетный период, то есть те средства, которые удалось получить с должников по исполнительным производствам с применением методов ФССП РФ. Четвертая строка включает общую сумму средств на взыскании, то есть всю сумму, которую нужно было взыскать с должников. Для получения второго индикативного показателя за соответствующий год рассчитывается отношение показателя третьей строки к показателю четвертой строки за соответствующий год.
Значения строк 5 и 6 соответственно отражают объем исполнительных производств находящихся на остатке в территориальном органе ФССП РФ на начало года и на конец года. Рассчитав отношение показателя на конец года к его значению на начало года можно ответить на вопрос – насколько уменьшился/увеличился данный показатель в течение года. Таким способом получается третий показатель в используемой авторской системе.
Четвертый показатель в авторской системе рассчитывается как отношение значения строки 7 за соответствующий год к значению строки 8 за соответствующий год.
Далее, согласно разработанной методике оценки эффективности необходимо рассчитать индикаторы – показатели эффективности. В таблице 5 приведен расчет показателей в рамках методики оценки эффективности мероприятий деятельности УФССП по Костромской области за период 2019-2023 гг.
Таблица 5
Показатели для оценки эффективности мероприятий деятельности УФССП по Костромской области, 2019-2023 гг.
|
Наименование показателя |
Плановое пороговое значение |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2023 к 2019,% |
1 |
Отношение оконченных исполнительных производств к общему количеству исполнительных производств в году, % |
>90 |
68,97 |
53,60 |
54,11 |
56,77 |
62,12 |
90,06 |
2 |
Отношение взысканных денежных средств к общему объему денежных средств на взыскании по исполнительным производствам, % |
>90 |
49,57 |
48,17 |
30,15 |
33,66 |
28,10 |
56,68 |
3 |
Ежегодное снижение остатка исполнительных производств, % |
-2% |
21,72 |
55,22 |
-30,35 |
-2,82 |
-23,49 |
-108,11 |
4 |
Отношение количества заявок на ОУПДС к числу поступивших заявок, % |
>90 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100,00 |
Таким образом, согласно расчетам, произведенным для составления таблицы 5 можно сделать следующие выводы. Первый показатель – «Отношение оконченных исполнительных производств к общему количеству исполнительных производств в году, %» принимает максимальное значение – 68,97% в 2019 году, что может свидетельствовать о большем количестве завершенных или меньшем количестве возобновленных исполнительных производств в течение года. Наименьшее значение данного показателя – 53,60%, которое можно трактовать как худшее значение, зафиксировано в 2020 году. Это объясняется пандемией COVID-19, режимом самоизоляции, что и вызвало затруднения работы территориального органа ФССП РФ по взысканию задолженности.
Второй показатель в целом за исследуемый период имеет негативную тенденцию на снижение (-43% в 2019-2023 гг.), то есть объем взысканных денежных средств с каждым годом все меньше, чем объем средств на взыскании. Так, наибольшее значение было зафиксировано в 2019 году и составило 49,57%, а в 2023 году наблюдалось наименьшее – это 28,10%.
Третий показатель имеет нормативное значение, выраженное в ежегодном снижении на 2%. Согласно расчетам, в период с 2021-2023 гг. показатель находится в норме, что говорит об эффективной работе территориального органа ФССП в части снижения остатка исполнительных производств. Закономерно, наибольшее значение показателя зафиксировано в 2020 году, ввиду затруднений в работе с должниками и непосредственном снижении остатка.
Четвертый показатель имеет соблюденное нормативное значение в течение всего исследуемого периода.
В рамках заключительного этапа оценки эффективности мероприятий деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов Костромской области будет определена оценка по каждому отчетному периоду.
По результатам экспертного опроса было установлено два критерия для определения того, эффективны мероприятия территориального органа ФССП или нет. Первый из них – это оценка того, что «не выполнен хотя бы один из показателей – работа территориального органа ФССП неэффективна», т.е. для признания эффективности все показатели должны быть выполнены. Второй – «Отклонение от нормы по каждому показателю на 5-10% - работа территориального органа ФССП неэффективна». В таблицах 6 и 7 представлена оценка по каждому из этих критериев.
Таблица 6
Оценка эффективности мероприятий деятельности УФССП по Костромской области по критерию факта выполненного показателя («знак «+» - «выполнен»; «знак «-» - «не выполнен»), 2019-2023 гг.
|
Наименование показателя |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
1 |
Отношение оконченных исполнительных производств к общему количеству исполнительных производств в году, % |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Отношение взысканных денежных средств к общему объему денежных средств на взыскании по исполнительным производствам, % |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
Ежегодное снижение остатка исполнительных производств, % |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
4 |
Отношение количества заявок на ОУПДС к числу поступивших заявок, % |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Согласно первому критерию, мероприятия деятельности УФССП по Костромской области можно считать неэффективными в период 2019-2023 гг., так как в первые два исследуемых года не выполнялись ¾ показателей. В 3 последующих года не выполнены были 2/4 показателей, но этого тем не менее не достаточно для того, чтобы считать работу территориального органа эффективной.
Далее дадим оценку по второму критерию. Согласно данным приведенным в таблице 7, отклонение по первому показателю в течение пяти лет составляло от 21,03% до 36,4%, что превышает допустимое значение отклонения. По второму показателю норма отклонения не соблюдена также ни в одном из отчетных периодов. В случае с третьим показателем, в течение последних трех лет показатель соблюден, что позволяет предположить эффективность мероприятий, так как в выражении для определения неэффективности предлагается учитывать отклонение по каждому показателю. Четвертый показатель соблюдается в течение всего периода, что также позволяет выдвинуть гипотезу об эффективности мероприятий деятельности Управления ФССП по Костромской области по данному критерию.
По мнению авторов, в оценке эффективности мероприятий деятельности УФССП по Костромской области целесообразнее использовать именно первый критерий, так как существуют показатели, которые практически не изменяются в динамике и соблюдаются – в данном случае это показатель № 4 «Отношение количества заявок на ОУПДС к числу поступивших заявок, %» (при этом данный индикатор отражает только одно из направлений работы территориального органа).
Таблица 7
Оценка эффективности мероприятий деятельности УФССП по Костромской области по критерию «Отклонение от нормы по каждому показателю на 5-10% - работа территориального органа ФССП неэффективна», 2019-2023 гг.
|
Наименование показателя |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
1 |
Отношение оконченных исполнительных производств к общему количеству исполнительных производств в году, % |
21,03 |
36,40 |
35,89 |
33,23 |
27,88 |
2 |
Отношение взысканных денежных средств к общему объему денежных средств на взыскании по исполнительным производствам, % |
40,43 |
41,83 |
59,85 |
56,34 |
61,90 |
3 |
Ежегодное снижение остатка исполнительных производств, % |
-23,72 |
-57,22 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Отношение количества заявок на ОУПДС к числу поступивших заявок, % |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Значение каждого показателя за каждый год было получено как отклонение от планового порогового значения (указано в таблице 5). Анализ показал, что первый показатель имел отклонения от нормативного значения ежегодно, но при этом отклонение от нормы к 2023 году снизилось, что говорит о положительной тенденции в деятельности территориального органа в данном направлении.
По второму показателю, ситуация противоположная – ежегодно отклонение от нормы растет, в 2023 году фактическое значение более чем на 61% отклоняется от нормативного. Проблема в неэффективной работе по взысканию денежных средств объясняется ежегодным ростом общего объема средств на взыскании при низких темпах роста объема взысканных денежных средств.
Остаток исполнительных производств, наоборот, снижается достаточно существенно. Если в первые два года фактическое значение имело значительное отклонение от нормы, иными словами остаток увеличивался, то в последние годы, в 2021-2023 гг. территориальный орган сокращает объем исполнительных производств находящихся на остатке, что говорит об эффективной работе органа в данном направлении.
Четвертый индикатор говорит о том, что все заявки на обеспечение установленного порядка деятельности судов территориальным органом ФССП РФ по Костромской области удовлетворены. Отклонений по данному показателю не зафиксировано на протяжении всего исследуемого периода.
Так, согласно критерию, который основывается на выполнении или невыполнении одного-двух показателей методики, можно сделать вывод о том, что мероприятия деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области неэффективны.
Обсуждение. Вывод о неэффективности территориального органа ФССП на основе данной методики требует дополнительного системного исследования, связанного с институциональным системным обеспечением деятельности данной сферы государственного управления, поскольку часто у судебных приставов нет серьезных законодательных рычагов воздействия на должников по исполнительным производствам [5]. Кроме того, требуются исследования, связанные с: оптимальностью нагрузки на одного судебного пристава (например, за счёт выявления не профильной и не эффективной работы [4]; с возможностью передачи взимания штрафов из компетенции ФССП, что существенно снизило бы нагрузку на приставов; с введением самоконтроля судебных приставов в достижении целевых показателей; с системой их морального и материального поощрения; с повышением престижности службы в данном ведомстве; с поиском вариантов механизма взаимодействия с банками, жилищно-коммунальными хозяйствами и иными агентами взыскания долгов. По-прежнему остается важным вопрос о влиянии динамики цифровой экономики на все сферы управления [2], в деятельности ФССП цифровизация также играет важную роль [1].
Таким образом, преимуществом авторской системы является то, что она, во-первых, имеет практикоориентированный характер, соответствующий современному развитию института Федеральной службы судебных приставов. Во-вторых, достоинство методики заключается в доступности оперативных и статистических данных, используемых в проводимых расчетах и оценке эффективности. Апробация авторской методики показала напряженность критериев, по которым оценивается эффективность деятельности подразделения регионального ФССП, так как выявилось недостижимость целевых индикативных показателей на практике, тем не менее снижение уровня данных показателей не целесообразно, так как они являются ориентирами в оценке эффективности и основным стимулом в повышении производительности труда в данной сфере.
1. Berezina M.A. Informacionnye tehnologii kak sredstvo povysheniya effektivnosti ispolnitel'nogo proizvodstva // Vestnik ispolnitel'nogo proizvodstva. – 2020. – № 3. – S. 52-66.
2. Grabova O.N., Suglobov A.E. Cifrovaya sobstvennost' i novye ekonomicheskie otnosheniya // Finansy: teoriya i praktika. – 2019.– № 6. – S.50-62.
3. Gureev V.A., Guschin V.V. Ispolnitel'noe proizvodstvo: uchebnik / V.A. Gureev, V.V. Guschin. – M.: Eksmo, 2009.
4. Karlina A.A., Dobrynina L.S. Sovershenstvovanie mehanizmov organizacii raboty gosudarstvennyh sluzhaschih Federal'noy sluzhby sudebnyh pristavov // Vestnik mezhdunarodnogo instituta rynka. – 2023. – № 1. – S. 69-75.
5. Kovalenko S.G. Aktual'nye problemy pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti organov prinuditel'nogo ispolneniya Rossiyskoy Federacii // Vlast' zakona. – 2024. – № 1 (57). – S. 272-279.
6. Oficial'nyy sayt Upravleniya FSSP po Kostromskoy oblasti. – URL: https://r44.fssp.gov.ru/(data obrascheniya 20.04.2024)
7. Oficial'nyy sayt FSSP Rossii. – URL: https://fssp.gov.ru/ (data obrascheniya 20.04.2024)
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 N 312 (red. ot 16.12.2021) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Yusticiya" (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162180/ (data obrascheniya 22.04.2024)
9. Sibilev Yu. N. Klyuchevye pokazateli sistemy ocenki effektivnosti Federal'noy sluzhby sudebnyh pristavov v sfere ispolnitel'nogo proizvodstva / Yu. N. Sibilev // Vestnik Rossiyskoy pravovoy akademii. – 2016. – № 1. – S. 92-95.
10. Sibilev Yu. N. Kriterii effektivnosti deyatel'nosti kak osnovnye orientiry sistemy ocenki Federal'noy sluzhby sudebnyh pristavov / Yu. N. Sibilev // Vestnik Rossiyskoy pravovoy akademii. – 2015. – № 1. – S. 75-79.
11. Surenkov K.A. Federal'naya sluzhba sudebnyh pristavov v sisteme organov ispolnitel'noy vlasti // Voprosy nauki i obrazovaniya. – 2018. – №14 (26).