VAC 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 334 Формы организаций и сотрудничества в экономике
The article describes problems and presents solutions in the field of methodological support for auditing. The goal is to consider the key points of the methodology for conducting an audit of the consolidated financial statements with the designation of innovations to ensure the technological sovereignty of the Russian Federation. Recommendations and procedures that should be created based on big data technology are presented. The need to adopt and implement innovations in training, the creation of domestic software for auditors, and a national infrastructure for processing databases is explained.
consolidated financial statements, audit methodology, Big Data, BI tools, technological sovereignty of the Russian Federation
ВВЕДЕНИЕ
В современных реалиях в отечественной экономике играет громадную роль защита экономического и технологического суверенитета. В связи с разрывом логистических цепочек с зарубежными производителями, как последствие санкций, образовался внутренний запрос на развитие отечественных производственных инфраструктур и мощностей, а также создание собственных суверенных IT-технологий.
Цель статьи – рассмотреть ключевые моменты методологии проведения аудита КФО с обозначением необходимых нововведений для обеспечения технологического суверенитета РФ с их обоснованием.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- обосновать необходимость внедрения новых технологических программ для проведения аудита КФО;
- выявить требуемые современные процедуры проведения аудита КФО на основе технологии больших данных;
- аргументировать рекомендации по совершенствованию процедуры аудита КФО для обеспечения технологического суверенитета РФ.
Объектом исследования является методология аудита КФО для обеспечения технологического суверенитета РФ. Предметом исследования является аудит КФО.
При решении поставленных задач использовались приемы и методы системного подхода, основанные на обобщении, сравнении, моделировании и синтезе, что позволило обеспечить достоверность и обоснованность выводов и рекомендаций, предложенных в статье.
Теоретическое значение полученных результатов состоит в систематизации и обосновании методов и приемов, используемых в аудите, которые способствуют формированию более достоверной информации в консолидированной отчетности при использовании отечественных новейших технологий больших данных (Big Data[1]), BI инструментов.
Научная новизна статьи заключается в рассмотрении методологии проведения аудита КФО при неотъемлемом использовании отечественных Big Data, BI инструментов и искусственного интеллекта для обеспечения более прозрачного и качественно-достоверного проведения аудита, автоматизации процедур. И как следствие потребность в обеспечении безопасности данных при проведении аудита КФО.
Прикладная ценность полученных результатов заключается в применении выводов и предложений, сделанных по результатам исследования, в целях совершенствования методики аудита консолидированной отчетности в рамках разработки и внедрения новых технологических программных продуктов для обеспечения технологического суверенитета России и полноценного импортозамещения санкционных технологий.
1. Необходимость внедрения новых технологических программ для проведения аудита КФО.
В современной мировой ситуации одной из основных задач Российской Федерации является совершенствование собственного уже наработанного суверенитета и утверждение общепризнанного авторитета среди стран на планете. Каждый день, месяц, год мы должны бороться за обособление, систематизацию технологического суверенитета РФ. Методологическое сопровождение аудита консолидированной финансовой отчётности признается одним из инструментов анализа и поддержания в устойчивом развитии Холдинговой системы предпринимательств, в том числе монополистических организаций, которые обеспечивают поддержание как экономической, так и социальной стабильности людей, будь то ПАО «Россети» или ПАО «Газпром» и другие.
Содействие в обновлении методологического сопровождения технологического суверенитета РФ позволит не только держать оборону по финансовой безопасности страны, но и разрабатывать новые технологии и внедрять их для последующей консолидации баз данных. Каждое последующее технологическое новшество востребовано в современном мире. В 2024 году примером таких нововведений, используемых повсеместно, можно назвать искусственный интеллект, создание блокчейнов для безопасности от кибератак и анализ финансовых показателей с помощью отечественно-разработанных BI-инструментов.
Для оцифровизации процедуры проведения аудиторской проверки следует облагородить и систематизировать сам процесс аналитики и трансформатизации с последующей консолидацией данных Группы компаний. При продумывании данной автоматизации рекомендую использовать BI инструменты отечественного образца в сборе и анализе большого количества информации для статистической обработки ее в автоматическом режиме. Данные инструменты надлежит настроить под статвыборку конкретных отраслей деятельности компаний. В них можно мониторить ключевые показатели, создавать дашборды для разноплановых ситуационных бизнес моделей и структурировать данные в системе учета.
Технологическая суверенность России остается по сей день насущным вопросом и основным показателем вехи развития в соперничестве в добром выражении между странами мира. При реализации национальных проектов государство заинтересовано в транспарентности итогов проверки аудиторски-значимых организаций, в полноте передачи информации от аудируемых субъектов и достоверности отражения финансовых показателей с целью дальнейшего инвестирования в Холдинги.
Вследствие санкций, выдвинутых против взаимодействия ИТ-разработчиков США и России, требуется дополнительная защита критической инфраструктуры при вводе в них новых цифровых продуктов, если этого не сделать - возможно увеличение количества кибератак и как апогей - утечка государственно-важных, секретных информационных данных, как отметил генеральный директор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский.
Основная проблема в обеспечении технологического суверенитета в РФ в сфере аудита - это зависимость компаний от программного обеспечения (ПО) попавшего под санкционные ограничения. Как решение этой проблемы можно выделить следующие три направления:
- следует продумать, разработать и ввести в оборот российские ПО для обеспечения достоверного и прозрачного проведения аудита КФО;
- рационализировать поддержку отечественных разработчиков и тестировщиков по государственной программе и как итог - разработка ПО увеличится в несколько раз;
- необходимо ввести новейшие образовательные программы для увеличения количества аудиторов, использующих отечественные ПО для анализа и выдачи аудиторского заключения по аудиту КФО.
Внедрение современных цифровых технологий – одно из фундаментирующих позиций методологического сопровождения аудита КФО. Практически в каждой аудиторской проверке имеют место ошибки, недочеты, отсутствие масштабного видения процедуры по причине обычного человеческого фактора. Направленность сохранения в аудите внедрения технологических новшеств повысит качество и результативность проверки, при этом аудитор затратит меньше времени и ему останется только оценить критически-рисковые позиции в аналитике финансовых показателей учета. Отклонения в учете аудируемого лица будут зафиксированы и детально рассмотрены на совместимость с законодательными актами и положениями. Сотрудничество с контролирующими органами (Центральный Банк России, Казначейство России, Саморегулируемая организация аудиторов) будет упрощено в сфере взаимодействия.
Для поддержания технологического обеспечения суверенитета РФ предлагаю юридически закрепить поддержку и введение налоговых льгот при разработке с последующим внедрением новоразработанных цифровых технологий: блокчейн и искусственный интеллект. В связи с этим новшеством необходимо создать специализированную инфраструктуру национального цифрового хранилища данных и резервирования информации. На этом фоне как раз есть необходимость в создании правоустанавливающей поддержки национальных цифровых технологий и систем экономико-информационной безопасности. Данные обновления в системе технологического обеспечения финансовой отрасли страны дадут возможность уйти от иностранного вмешательства и позволят в большей степени контролировать их воздействие в целом.
Однако не следует забывать о мировом контроле, мониторинге технологического прогресса стран на основании которых Минцифры совместно с Минфином смогут принимать эффективно-технологические меры для сохранения и поддержания технологического суверенитета РФ.
Для обеспечения национальной безопасности при основополагании на аудиторское заключение по КФО необходимо продумать, создать и принять ряд национальных программ и стратегий.
Проблема методологии заключается в дефиците ее обновления в рамках импортозамещения на фоне санкционных пакетов.
Решением данной проблемы являются:
- акцентирование внимания на процессе создания и эксплуатации методических рекомендаций на этапе планирования проведения аудита КФО;
- разработка методического обеспечения при совместном участии всех заинтересованных органов и лиц.
2. Процедура проведения аудита КФО на основе технологии больших данных
При проведении более качественного и правдивого аудита организации могут результатировать операционные бизнес-риски и возможные риски по итогам представленной финансовой отчетности и недостоверным отражением ее, поэтому на этапе составления аудиторского заключения крайне важно идентифицировать сопоставление с релевантным подходом.
На съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) 16 марта 2023 года Президент России Владимир Путин призвал внедрять и обучать специалистов, в том числе молодежь, использовать цифровые решения и технологии больших данных. В следствии этого, предлагаю внедрить Big Data совместно с BI инструментами для цифровизации и наглядности рассмотрения рисковых ассигнований и государственных грантов при проведения аудиторской проверки консолидированной отчетности Холдингов.
На этапе расчета уникального для каждой организации уровня существенности необходимо произвести статистическую выборку по регистрам учета. В зависимости от размера фирмы и вида ее деятельности запросы руководителя проверки аудита могут быть крайне разнообразными и как результат, полученная от аудируемого лица информация в ответ на запрос может отличаться от стандарта и быть в виде неструктурированной разрозненной информации. При анализе регистров учета и проводок предоставленный свод данных от клиента порой превышает в объеме 100 Гб. Для проведения процедуры анализа показателей бухгалтерского учета данного объема требуется большое количество временных трудозатрат – срок проведения аудита увеличивается в геометрической прогрессии. В рассматриваемых вариантах аналитика больших данных (Big Data) может посодействовать в визуализации неотформатированного потока сводных данных, и на наглядном примере аудитор компонента группы выявит несоответствие законодательно-нормативным актам в бухгалтерском и управленческом учетах. По завершении - создать свод существенных искажений с последующим объединением их в единый информационный пул.
8 ноября 2023 года в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сообщили о создании фабрики больших данных (госпроект с использованием технологий искусственного интеллекта). «Будет создана государственная фабрика больших данных, где будет происходить накопление, формирование датасетов, прежде всего на основе данных, которые уже есть у государства», - рассказал глава Минцифры Максут Шадаев. На основе этой фабрики разработчики смогут тренировать искусственный интеллект, созданный на основе Big Data, что в дальнейшем упростит настройку и изменение конфигурации под разрозненную входящую информацию.
Процедуры, которые уже сегодня следует делать при аудите КФО на основе технологии больших данных:
- при дистанционном проведении процедуры аудита необходимо иметь доступ к учетным данным организации для автоматизированной выгрузки регламентирующих операций по статистической выборке элементов с дальнейшим структурированием и интеграцией в массив показателей;
- при несоответствии показателей и их последующей оценки использование искусственного интеллекта как метода Big Data;
- по завершении аудита в течении определенного срока клиент имеет право должным образом отреагировать и внести поправки в отчетность. По итогам аудитор проверяет эти поправки на корректность внесения и затем большие данные внесут соответствующие изменения в необходимые статьи;
- тестирование сложных операций и объемных расчетов, внедряя алгоритмы и модели больших данных;
- истолкование и иллюстратизация выявленных в ходе аудита искажений КФО с помощью Big Data;
- контроль и анализ рекомендованных изменений по новопринятым ФСБУ и МСА с дальнейшей оценкой рисковости ситуации.
На основе вышеизложенного, применение технологии больших данных в аудите КФО поднимет проверку на более высокий уровень точности и конкретизации данных учета с последующим анализом эффективной ускоренной процедуры выявления существенных искажений и рисков.
В современном аудите КФО назрела проблема отсутствия наличия отечественных технологий при обеспечении суверенитета. В аудите используется конфиденциальная информация и защита ее предполагает разработку и внедрение неотъемлемых технологий.
3. Рекомендации по совершенствованию процедуры аудита КФО для обеспечения технологического суверенитета РФ
Российские ученые-разработчики и тестировщики показывают колоссальное конкурентное преимущество в мировом-цифровом мире, что благоприятно сказывается на новейших технологических внедрениях в аналитическую сферу. В связи с введенными санкциями в 2022-2024 годах в России за два года увеличилось вдвое количество зарегистрированных программных продуктов, внесенных в Реестр российского ПО. Пример такой программы - Visiology 3.6 - новая версия российской BI-платформы, которую можно использовать и для анализа регистров учета и проводок аудируемого лица в виде дашбордов, с дальнейшим отображением графической интерпретации рисковых изменений в динамике. В современной России в связи с выдвинутыми против нас санкциями мы должны быть одним целым, сплотиться и тогда у нас получится автоматизировать и оцифровизировать множество процессов для усовершенствования и усложнения процессов и в экономике, и в финансах, и в IT сферах с возможностью дальнейшей продажи их в дружественные страны. Такое же мнение имеет генеральный директор «Систэм Электрик» Алексей Кашаев: «В деле импортозамещения и локализации производства мы все оказались в одной лодке - и заказчики, и технологические партнеры, и конкуренты».
Для достижения технологического суверенитета в аудите консолидированной финансовой отчетности в пределах Российской Федерации по моим рекомендациям следует принять и внедрить нововведения касаемо обучения, развития и создания отечественного программного обеспечения для внешних/внутренних аудиторов, и национальной инфраструктуры для хранения и обработки баз данных. Конкретные мои рекомендации следующие:
- систематизировать сбор, обработку финансовых показателей в учете и отчетности с последующим анализом и выявлением риска существенного искажения КФО по средствам вливания инвестиций в реализацию и адаптирование программного обеспечения под работу аудиторов;
- усовершенствовать и проработать программу профессиональной учебы будущих аудиторов в университетах с современными программами и необходимыми аналитическими знаниями. При сдаче государственной итоговой аттестации необходимо ввести экзамен для получения будущими аудиторами Квалификационного аттестата аудитора, тем самым увеличится статус специалистов в данной области;
- сконструировать платформу и образовать комьюнити для обмена профессиональным опытом и передовыми методиками между аудиторскими компаниями в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что при современных запросах государственной безопасности технологического суверенитета России следует проводить аудит КФО с использованием новейших отечественных разработок на основе больших данных, что требует законодательного утверждения национальных проектов господдержки.
Как вытекающие рекомендации из статьи можно обозначить основные. Аналитическая обработка финансовых показателей и выявление отклонений с рисковыми показателями следует автоматизировать путем предоставления аудиторам отечественного программного обеспечения. Как следствие данной рекомендации является защита информационного поля с помощью блокчейна. Актуализировать методологическое сопровождение аудита в сопряжении с новыми технологиями. Адаптировать системы подготовки квалифицированных аудиторов на основе университетских программ, включающих изучение аналитических технологий, и сдачи квалифицированного аттестата аудитора в период выпуска студентов из высшего учебного заведения. Создать и апробировать цифровую платформу для повышения квалификации аудиторов и обменом опытом между ними.
В ближайшие годы у контролирующих органов возникнет необходимость оценки достоверности и точности в онлайн формате проведенных аудиторских проверок на добросовестное выполнение. Для этого требуются новые технологические инструменты, что и позволит обеспечить технологический суверенитет России.
Защита суверенитета России открывает всевозможные варианты дальнейших научных разработок в сфере IT, финансах, экономики. Как вариант возможного будущего исследования - это анализ влияния системных программных комплексов отечественных разработчиков на процедуру и стратегию аудита и достоверности аудиторских доказательств.
1. Civil Code of the Russian Federation (part one) dated October 21, 1994 N 51-FZ (as amended on July 24, 2023) // SPS “ConsultantPlus”.
2. Federal Law of December 30, 2008 N 307-FZ (as amended on July 24, 2023) “On Auditing Activities” // SPS ConsultantPlus.
3. Federal Law of July 27, 2010 N 208-FZ (as amended on April 7, 2020) “On Consolidated Financial Statements” // SPS ConsultantPlus.
4. Government Decree No. 1490 dated September 13, 2023 “On the peculiarities of disclosure of consolidated financial statements” // SPS ConsultantPlus.
5. Belykh, N.V. Concept of knowledge management in internal control and audit / N.V. Belykh, D.M. Pimenov, T.Yu. Demina // Russian Journal of Management. – 2022. – T. 10, No. 2. – P. 286-294.
6. Krishtaleva, T. I. Disclosure of individual information when presenting articles in the reporting of a commercial organization / T. I. Krishtaleva // Auditor. – 2023. – T. 9, No. 9. – P. 29-35.
7. Minakov, A. V. Business management in the digital economy / A. V. Minakov, A. E. Suglobov // Russian Journal of Management. – 2021. – T. 9, No. 1. – P. 226-230. – DOIhttps://doi.org/10.29039/2409-6024-2021-9-1-226-230.
8. Suglobov, A. E. Separate methodological approaches to the organization of economic security of enterprises / A. E. Suglobov, S. A. Khmelev // Russian Journal of Management. – 2018. – T. 6, No. 3. – P. 11-15.