DIGITALIZATION OF POSTAL SERVICES USING THE EXAMPLE OF THE DEVELOPMENT OF THE STATE ELECTRONIC POSTAL SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article, the authors consider the digitalization of postal services in the Russian Federation as an innovative process at the level of the state email system of Russian Post JSC. The authors analyze the history and legal basis for the creation of the federal postal organization JSC Russian Post - a state electronic mail system that provides legally significant communication for participants in city circulation, authorities and other organizations and citizens of the Russian Federation. The object of the study is the state electronic postal system, which has the status of an information system for the organization of federal postal services. The object of research is dozens of digitalization of the postal services sector as one of the phenomena of proactive state regulation of innovative development. The authors set themselves a scientific task - to analyze the creation and development of legally significant communications between participants in urban circulation, authorities and organizations and citizens of the Russian Federation. The purpose of the study is to analyze the creation of a state electronic postal system and the development of digitalization of postal services in the Russian Federation, to study the innovativeness of this system for communication between the state, business and the population of the world. For the author’s purposes, digitalization of the postal sector is considered as an object of innovative development. Complexes of decisions of governing bodies at different levels, regulations, data on the implementation of individual decisions, as well as the principles of functioning of the state e-mail system were studied, their continuity was noted and further development was noted. Qualitative and quantitative indicators of the education system are presented, reflecting its relevance among participants in information interaction. Based on the results of the analysis, the authors proposed ways to ensure the correct fundamentals of the functioning of the state e-mail system. The article substantiates the introduction of the state e-mail system as an effective mechanism of communication between government authorities, commercial and government organizations and citizens. These recommendations of the authors can be applied when developing proposals for improving the state e-mail system of JSC Russian Post, used to assess the effectiveness of state regulation in the area under consideration.

Keywords:
postal services, written correspondence, state regulation of innovative development, electronic registered mail, digitalization, state electronic postal system, legally significant communications
Text

Введение

Развитие информационных технологий, повышение их доступности и привычности в начале 2010-х годов привели к явному переводу коммуникационной деятельности из физического мира в цифровое пространство. При этом в области взаимодействия с государственными органами и крупными организациями, которая традиционно характеризуется высоким уровнем бюрократического давления, сохранялась инерция предпочтения классического «бумажного» документооборота. Необходимое для организации современной связи пространство юридического доверия не могло быть обеспечено в отсутствие корреспондирующих новым формам отношений правового регулирования, судебной практики, обычаев делового оборота.

При этом высока была и доля коммуникаций, приходящаяся на указанные сегменты. Так, согласно Концепции развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минкомсвязи России от 10.04.2015 № 105, на пересылку документов между юридическими лицами «в 2013 г. приходилось 512 млн из 3 283 млн отправлений; на отправления в государственные и муниципальные органы - 128 млн; отправления государственных и муниципальных органов составили 711 млн единиц, или 21,7% всего рынка отправлений с письменными сообщениями. Из них отправления в рамках судебной системы Российской Федерации - 196 млн, других правоохранительных органов - 37 млн, Федеральной налоговой службы - 170 млн, Пенсионного фонда Российской Федерации - 81 млн, других органов государственной власти и местного самоуправления - 227 млн».

Вопросы цифровизации взаимодействия государства и общества рассматриваются в научном сообществе достаточно давно. Так Колмогоров О.И. рассматривал развитие информационных технологий и их внедрение в процесс реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы. Много внимания было уделено изучению основ законодательной базы по вопросу взаимодействия населения и органов власти [1]. Корж А.Е., Сычанина С.Н. рассматривали последствия развития цифровых технологий: развитие отношений между органами власти и гражданскими институтами, определяли инструменты, помогающие органам власти внедрять технологические подходы по взаимодействию с населением, [2]. В своих работах Сабирова З.Э. оценивает начатую в стране цифровую трансформацию, анализирует использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых сервисов в рамках перехода к информационному обществу [3].

Вместе с тем вопрос юридически значимой коммуникации государства и общества оставался нерешенным. Вышесказанное указывает на необходимость скорейшего совершенствования механизма коммуникации государства и делового и гражданского общества, что определяет актуальность исследования.

Объектом исследования выступает государственная электронная почтовая система (далее – ГЭПС). Предметом исследования является развитие цифровизации услуг почтовой связи в Российской Федерации с использованием ГЭПС.

Литературный обзор

Цифровая трансформация секторов экономики и государственной власти подробно рассматривались в научных работах таких российских исследователей как Коневой Н.С. [4], Табунщикова Ю.А. [5], Фортунатова А.Н., Рыхтика М.И. [6], Соколовой Н.Л. [7].

Цифровизация в органах государственной власти была подробно рассмотрена такими отечественными учеными и исследователями.  Так Кабытов П.П., Стародубова О.Е. изучали роль цифровых технологий при реализации полномочий органов исполнительной власти [8]. Гонтарь С.Г. рассматривал правовое регулирование процесса цифровизации органов власти [9]. Тихомиров Ю.А. рассматривал процесс цифровизации и его влияние на компетенцию федеральных органов исполнительной власти [10]. Бриль Д.В. изучал воздействие цифровых продуктов на деловые процессы и повышение требований к эффективности государственной власти, преимущества цифровизации для управления эффективностью исполнительных органов государственной власти [11]. Чурсина Т.И., Крысенкова Н.Б., Лещенков Ф.А. проводили сравнительный анализ цифровизации исполнительной власти в России и в зарубежных странах [12]. Куликов А.О. рассматривал трансформация устных и письменных проектных коммуникаций в условиях цифровизации экономики [13]. В своих работах исследователи пришли к выводу о необходимости цифровизации процессов в целях ускорения и облегчения принятия управленческих решений, ускорения доведения необходимой информации, повышения эффективности контроля и мониторинга, хранения данных и иных процессов, характерных для коммуникации на государственной службе. Так, например, Кайль Я.Я., Епинина В.С., Ламзин Р.М. изучали возможности и проблемы применения цифровых технологий в предпринимательстве и публичном управлении [14].

Отдельный блок ученых подробно рассматривал процесс цифровизации предоставления государственных и муниципальных услуг. Так Кроневальд В.С., Тиньгаев А.В. пришли к выводу, что цифровизация предоставления государственных услуг упрощает и ускоряет процесс, сокращает количество ошибок, позитивно влияет на комплекс мероприятий по совершенствованию организации предоставления государственных услуг [15]. Фомичев М.Н., Иммаева Б.А. посвятили свои труды изучению особенностей цифровизации формирования и развития документального фонда органов исполнительной власти [16].

Множество российских исследователей рассматривало в своих работах цифровизацию как инновационный процесс. Так Ушхо А.У. [17], Зубенко М.Н. [18], Саяпин А.В. [19] изучали развитие цифровой экономики как неотъемлемое условие для формирования инновационного климата и рассматривали влияние цифровой экономики на инновационное развитие страны. Тимакова К.С., Юкина Н.А. рассматривали вопрос движения России к цифровой инновационной экономике [20]. Ананьева Е.О., Гудие Т.Т. проводили анализ построения линии законодательного регулирования цифровизации на основе анализа нормативной правовой базы зарубежных стран, предлагали направления по корректировке действующего законодательства [21]. Столярова Е.В. проанализировала активность различных государств мира в развитии инноваций в области искусственного интеллекта как одного из стратегических направлений цифровизации мировой экономики [22]. Минеева Т.Г., Иммаев Б.А. изучали новые информационно-коммуникационные инструменты, а цифровизацию экономики рассматривали как принципиальный фактор изменения сферы осуществления документооборота и документационного обеспечения управления [23]. Горбова И.Н., Михалев И.И., Суханов Д.А. рассматривали сущность цифровизации в непосредственной взаимосвязи с инновационной деятельностью, а также их совместное влияние на современный менеджмент [24]. Мурзаханова Е.М., Берг Д.Б., Лапшина С. Н. изучали использование передовых цифровых инструментов, связанных с большими данными, и эффекты быстрого развития цифровых технологий в области цифровизации науки и инновации [25].

Логистические аспекты цифровизации рассматривались Ярных Э.А., Агеевой А.В. Правильное взаимодействие логистики и маркетинга с цифровыми технологиями и инновациями способствует расширению каналов в системе распределения и повышению эффективности продвижения продукции на рынок. Переход к интернет-торговле и цифровому производству заставляет по-новому взглянуть на методы внедрения в бизнес новых технологий и инноваций [26].

Зарубежные исследователи уделяют пристальное внимание развитию цифровой сферы жизнедеятельности общества. Основываясь на изучении зарубежных исследований Маклейна Д., Титаха Р. [27], Вайла П. [28], Мейзела Н. [29], Джеральда К. Кейна [30] можно говорить о высокой актуальности цифровой трансформации коммуникаций общества и власти в зарубежных странах.

Китайские экономисты активно рассматривают цифровизацию мировой экономики и экономики своей страны, изучают влияние на экономические и финансовые процессы [31, 32, 33]. Также китайские исследователи подробно рассматривают влияние передачи информации, каналов связи на развитие цифровой экономики [34, 35].

Далее Зарубежные исследования V.J. Silva, M.B.M. Bonacelli, C.A. Pacheco, S. Loertscher, L.M. Marx., M. Matthess, S. Kunkel рассматривают структурные изменения экономических и управленческих процессов в различных сферах жизни общества под влиянием развития цифровой экономики [36, 37, 38].

Также последнее время большое внимание зарубежных исследователей, таких как D. Lederman, M. Zouaidi, M.J. Conyon, C. Daminato, M. Filippini, F. Haufler, уделяется вопросам изучения безопасности хранения данных, в том числе экономических, в рамках развития мировой цифровой экономики [39, 40, 41]. 

Обзор научной литературы развития цифровой трансформации различных секторов экономики, бизнеса и сфер жизни общества выявил проблему отсутствия эффективных механизмов коммуникации власти. Таким образом научной проблемой исследования выступает анализ создания и развития юридически значимых коммуникаций участников гражданского оборота, органов власти и иных организаций и граждан Российской Федерации.

Целью исследования является анализ создания ГЭПС и развития цифровизации услуг почтовой связи в Российской Федерации.

Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:

  1. провести анализ создания и развития ГЭПС;
  2. предложить пути совершенствования правовых основ функционирования ГЭПС;
  3. обосновать внедрение ГЭПС в качестве эффективного механизма коммуникаций государства и делового и гражданского общества;
  4. исследовать цифровизацию отрасли почтовой связи как объект инновационного развития.

Методы и материалы 

Эмпирическую базу исследования составили труды российских и зарубежных учёных, работы представителей науки в сфере цифровой экономики, экономики и права, научные исследования и статьи по теме развития инноваций. Методами исследования послужили общенаучные методы (анализ, синтез, системный подход), методы для работы с эмпирическим материалом (систематизация, классификация, обобщение, правовой анализ), а также статистический анализ. В исследовании применены табличные и графические способы визуализации данных.

Результаты и обсуждение

Создание условий для перехода «государственного сектора» к цифровым коммуникациям обладало потенциалом для придания импульса цифровизации прочих отраслей экономики [42]. При этом в качестве стартовой точки целесообразно было выбрать сферу, обеспечивающую вовлечение в новые формы взаимодействия не только органов власти, но и экономически активное население.

Такой сферой по решению Правительства Российской Федерации стала деятельность МВД России по направлению физическим и юридическим лицам экземпляров постановлений по делам об административных правонарушениях (штрафов) в области дорожного движения.

На заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым дано поручение Минкомсвязи России совместно с МВД России, ФССП России, ФГУП «Почта России», Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации утвердить план мероприятий («дорожную карту») по реализации пилотного проекта в Московской области по переходу от бумажных к электронным юридически значимым уведомлениям, доставляемым от органов власти к гражданам и организациям Российской Федерации [43].

Также на указанном заседании Минкомсвязи России совместно с Минэкономразвития России и Минфином России поручено подготовить проекты актов, направленных на обеспечение перехода от бумажных к электронным юридически значимым уведомлениям посредством закрепления возможности отправки органами государственной власти заказных писем в электронной форме лицам, согласившимся на данный способ получения указанных писем, вместо их получения на бумажных носителях.

В рамках исполнения указанных поручений протоколом заседания Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 21.04.2014 № 111пр утвержден «План мероприятий по реализации пилотного проекта в Московской области по переходу от бумажных к электронным юридически значимым уведомлениям, доставляемым от органов власти к гражданам и организациям Российской Федерации» (далее – План мероприятий), на основании которого реализован комплекс мероприятий, обеспечивший пилотную эксплуатацию новой системы.

В частности, были осуществлены:

  1. анализ процедур доставки копий постановлений по делам об административных правонарушениях, направляемых без составления протокола, зафиксированных в Московской области, а также юридически значимых уведомлений в бумажном виде, подготовка эскизного проекта по доставке юридически значимых уведомлений в электронном виде с учетом действующих и разрабатываемых нормативных правовых актов, необходимых изменений в административных процедурах и необходимых изменений в информационных системах;
  2. закрепление нормативными правовыми актами возможности отправки юридически значимых уведомлений от МВД России (копий постановлений по делам об административных правонарушениях, направляемых без составления протокола) и ФССП России в электронном виде по Московской области;
  3. реализация технической возможности отправки юридически значимых уведомлений в электронном виде;
  4. подготовка к внедрению доставки юридически значимых уведомлений в электронном виде в Московской области;
  5. внедрение доставки юридически значимых уведомлений в электронном виде в Московской области.

Правительственный уровень принятия и реализации соответствующих решений указывает на высокую значимость задачи по переходу к цифровым формам коммуникации для органов власти Российской Федерации.

По итогам реализации Плана мероприятий первым субъектом Российской Федерации, в котором было легализовано и осуществлено юридически значимое взаимодействие с использованием цифровых услуг почтовой связи, стала Московская область.

Правовую основу применения почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, для целей доставки штрафов составили изменения в часть 3 статьи 28.6 и часть 2 статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которыми допускалось направление экземпляров постановлений по делам об административных правонарушениях в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи (далее также – ПОУПС).

Упомянутые Правила оказания услуг почтовой связи утверждены приказом Минцифры России от 17.04.2023 № 382 и содержат комплекс правовых норм, регулирующих работу информационной системы организации федеральной почтовой связи, а также особенности создания, направления, приема, доставки и вручения почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа.

Электронная письменная корреспонденция может быть как простой (т.е. не предполагающей фиксацию юридически значимых фактов в ходе пересылки), так и регистрируемой (заказной), при обработке которой письма «принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его уполномоченному представителю) с подтверждением факта вручения».

Почтовые отправления, пересылаемые в форме электронного документа, однозначно отнесены нормотворцами к категории «письма». Такое отнесение обеспечило гармоничную имплементацию новых технологий в классические коммуникационные процессы, поскольку в законодательстве Российской Федерации при указании способов информационного взаимодействия граждан, организаций и государства неоднократно встречаются требования о направлении тех или иных документов «заказным письмом», «по почте», «с учетом Правил оказания услуг почтовой связи», что равнозначно требованию об использовании услуг почтовой связи для надлежащего направления документов адресатам.

Особенности приема и доставки (вручения) простых и заказных почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, описаны в главе VI ПОУПС.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 11 ПОУПС к внутренним почтовым отправлениям относятся почтовые отправления с письменным сообщением, в том числе в форме электронного документа (простые, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа) (письма).

Учитывая изложенное, простые и заказные почтовые отправления, пересылаемые в форме электронного документа, являются почтовыми отправлениями наряду с обычными письмами. Таким образом, в случае если в соответствии с законом или договором требуется направить информацию посредством почтовой связи (к примеру, заказным письмом),
то использование ГЭПС полностью соответствует такому требованию.

В случае если адресат не подтвердил согласие на взаимодействие
в электронной форме, АО «Почта России» обеспечивает материализацию почтового отправления: распечатывает полученный электронный документ
и доставляет его в виде бумажного почтового отправления. Распечатывание АО «Почта России» почтовых отправлений, полученных от отправителя в электронной форме, прямо предусмотрено и предписано пунктом 59 ПОУПС. Указанная норма обеспечивает гарантию доставки почтового отправления вне зависимости от наличия у адресата средств компьютеризации.

При этом почтовое отправление сохраняет все правовые статусы, имевшиеся у него в момент отправки. Соблюдение требований законодательства в области почтовой связи, а также технические
и организационные меры, реализуемые АО «Почта России» при распечатке, позволяют гарантировать идентичность сообщения, отправленного
в электронной форме, и сообщения, распечатанного для доставки на бумажном носителе.

Таким образом, внедрение новых форм письменной корреспонденции организовано посредством мягкого перехода к их использованию, без директивного прекращения привычных методов коммуникации, а цифровые услуги почтовой связи дополняют ландшафт почтовых сервисов, как представлено на рисунке 1.

Рис. 1 Цифровые почтовые услуги в системе письменной корреспонденции

Fif. 1 Digital postal services in the letter-post system

Источник: составлено авторами

 

Проведение пилотного проекта в Московской области показало высокую эффективность использования электронной формы направления почтовых отправлений. За 2015 год через систему ГЭПС АО «Почта России» направлено 172 тыс. писем, что обеспечило экономию отправителей на печать и оформление писем в размере не менее 516 тыс. руб. (исходя из средней стоимости печати писем и нанесения ГЗПО в размере 3 руб. на отправление). Промежуточные результаты пилотного проекта также поспособствовали включению положений о ГЭПС в Концепцию развития почтовой связи
в Российской Федерации на период до 2020 года: «Введение данной системы позволит государственным и муниципальным органам снизить затраты на отправку письменной корреспонденции за счет использования различных способов доставки почтовых отправлений: традиционная почта, электронная доставка, технология гибридной почты». Указанной концепцией определена целесообразность дальнейшего развития ГЭПС, основной задачей которой
является обеспечение использования электронного юридически значимого документооборота между государственными и муниципальными органами власти, физическими и юридическими лицами.

В документе особо отмечено соответствие между цифровизацией услуг почтовой связи в Российской Федерации и мировыми тенденциями: аналогичные сервисы «организованы в ряде европейских почтовых служб, например в Италии (Postal Registered electronic Mail), Франции (электронные почтовые адреса «laposte.net», сервис digiposte), Германии (De-mail - государственная электронная почтовая система, epost - электронная почтовая система Deutsche Post), Эстонии (Electronic mail centre), Швейцарии (Incamail), Швеции (ePostboxen), Дании (eboks)».

Согласно статье 41 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) Российская Федерация является членом Всемирного почтового союза (далее – ВПС) и осуществляет международное сотрудничество в области почтовой связи в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Мировой опыт учитывался АО «Почта России» при создании и развитии ГЭПС наряду с учетом положений международных правовых актов [44]. В соответствии со статьей 38 Всемирной почтовой конвенции, принятой странами-членами ВПС установлено, что «назначенные операторы могут договариваться между собой о предоставлении электронных почтовых услуг, в том числе электронной почты, являющейся почтовой электронной услугой, в которой используется электронная передача назначенными операторами сообщений и информации, и заказной электронной почты, являющейся безопасной электронной услугой, предоставляющей подтверждение об отправке и подтверждение о доставке электронного сообщения, проходящего по защищенному каналу связи между аутентифицированными пользователями».

АО «Почта России» является назначенным оператором Российской Федерации, обеспечивающим выполнение обязательств, вытекающих из Актов ВПС, о чем Мининформсвязь России проинформировало Международное бюро ВПС письмом от 10.03.2005 № П16-2-17-772.

Аутентификация и авторизация пользователей ГЭПС, подписание ими документов и почтовых отправлений при помощи простой электронной подписи осуществляются с использованием единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Таким образом, аутентификация в ГЭПС осуществляется по учетной записи гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ), которая выступает единым идентификатором при цифровом взаимодействии граждан с государственными структурами.

По итогам пилотного проекта и на базе принятых правовых актов в 2015-2022 гг. АО «Почта России» реализовано развитие функционала и масштабирование ГЭПС, повышение эффективности ее работы. По мере обновлений и подключения новых клиентов запущены отправки международной письменной корреспонденции в электронной форме, прием почтовых отправлений распространен на все субъекты Российской Федерации. На заседании Подкомиссии по использованию информационных технологий при оказании государственных услуг Правительственной комиссии по информационным технологиям, состоявшемся под председательством главы Минкомсвязи России Николая Никифорова 12 июля 2017 г., рекомендовано пересылать сообщения гражданам с помощью ГЭПС АО «Почта России». А в 2019 году запущены отправки физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей[12]. В результате объем ежегодно отправляемой посредством ГЭПС письменной корреспонденции вырос: в 2016 году он составил 7,9 млн шт., уже в 2018 году – 50,5 млн шт., в 2019 году – 73,8 млн шт., и 164,4 млн шт. – в 2021 году. Количество пользователей, выразивших согласие на замену поступающих им «бумажных» писем электронными, выросло за 4 года в 10 раз: с 1,3 млн на начало 2019 года до 13,2 млн – на начало 2023 года.

 

Табл. 1 Объемы почтовых отправлений ЭПС на этапах развития

Table 1 The volume of postal items of the electronic postal system at the stages of development

Годы

Этапы развития

Объем почтовых отправлений ЭПС

2014-2015

Создание системы и пилотный проект доставки штрафов ГИБДД в Московской области

2015 – 173 тыс. шт.

2016-2018

Масштабирование услуги на других клиентов и типы отправлений

2016 – 7,9 млн шт.

2017 – 37,5 млн шт.

2018 – 50,5 млн шт.

2019-2022

Подключение услуги во всех субъектах страны, масштабирование на отправителей-физических лиц и клиентов коммерческого сектора, развитие дополнительных функций

2019 – 73,8 млн шт.

2020 – 131,4 млн шт.

2021 – 164,4 млн шт.

2022 – 238 млн шт.

 

Столь значимый рост показателей можно объяснить востребованностью цифровых услуг почтовой связи и эффективностью их оказания организацией федеральной почтовой связи, поскольку до середины 2021 года отсутствовали правовые акты и решения органов государственной власти, прямо предписывающие использование ГЭПС.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 № 947 «Об утверждении Правил направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг» (далее – Постановление № 947) и от 17.08.2021 № 1358 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для информирования граждан и организаций о направлении им от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, иных организаций, осуществляющих публично значимые функции, уведомлений и (или) документов в почтовых отправлениях в форме электронного документа» (далее – Постановление № 1358) в правовое поле введены нормативные положения, регулирующие особенности взаимодействия органов власти, организаций федеральной почтовой связи и оператора ЕПГУ с ГЭПС в ряде отношений, предусматривающих юридически значимые коммуникации.  Так Постановлением № 947 предусмотрено обязательное использование ГЭПС для направления экземпляров постановлений по делам об административных правонарушениях, и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, для размещения таких материалов в личном кабинете адресата на ЕПГУ. Постановлением № 1358 предусмотрено размещение копий почтовых отправлений, направленных гражданам и организациям в форме электронного документа от государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, иных организаций, осуществляющих публично значимые функции. Издание указанных правовых актов можно интерпретировать как признание со стороны государства и общества успешности и востребованности работы ГЭПС.

 Использование услуги электронных заказных писем гарантирует юридическую значимость сообщений, направляемых в почтовых отправлениях, пересылаемых с использованием информационной системы организации федеральной почтовой связи «Электронная почтовая система». Соблюдается качество оказания услуг почтовой связи [45, 46].

Таким образом нормативная правовая база развития ГЭПС представляет из себя несколько уровней, основываясь на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой, что отражено на рисунке 2.

Рис. 2 Вертикаль нормативных правовых актов, 

Fig.2 The vertical of normative legal acts regulating the state electronic postal system

Источник: составлено авторами

 

Исходя из проведенного анализа нормативной правовой базы и представленного рисунка 2 можно сделать вывод, что в вертикали нормативных правовых актов, регулирующих развитие и функционирование ГЭПС, не представлен уровень федеральных законов.

 

Заключение

В данном исследовании авторами был проведен анализ создания ГЭПС и развития цифровизации услуг почтовой связи в Российской Федерации. К полученным результатам следует отнести:

1. Проведенный анализ создания и развития ГЭПС позволяет говорить о планомерном и эффективном процессе внедрения полноценно функционирующей системы в рассматриваемую область отношений: от проведения пилотного проекта до реализации общероссийского механизма юридически значимых коммуникаций пользователей услугами почтовой связи.

2. Отрасль почтовой связи регулируется двумя основными федеральными законами: Законом о почтовой связи и Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Для эффективного функционирования ГЭПС необходимо закрепление правовых основ ее развития на уровне указанных федеральных законов.

Таким образом, можно заключить, что в указанные федеральные законы необходимо внести соответствующие изменения, закрепляющие положения об использовании ГЭПС.

3. Проведенный анализ позволяет рассматривать историю внедрения ГЭПС АО «Почта России» в качестве примера успешной синергии двух взаимозависимых процессов: нормативного регулирования со стороны государства, заинтересованного в инновационном развитии экономики, с одной стороны, и встречного движения делового и гражданского сообщества, в котором назрели ожидания, связанные с возможностью использования современных средств коммуникаций с государством и между собой, - с другой.

Исследование качественных и количественных показателей работы ГЭПС, включая подтверждение роста объемов письменной корреспонденции в форме электронного документа, подтверждает востребованность системы пользователями различного уровня: государственными органами, коммерческими организациями и гражданами.

4. По результатам проведённого исследования выявлены тенденции процесса цифровизации услуг почтовой связи, выраженные в:

  1. заинтересованности органов государственной власти в цифровой трансформации исследуемой области, которая проявляется в издании ненормативных (поручений) и нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в исследуемой области, регулярном отслеживании исполнения таких поручений и актов;
  2. учет органами государственной власти реалий цифровой трансформации публичной сферы и форм сопутствующих гражданско-правовых отношений;
  3. принципиальную готовность участников гражданско-правовых отношений к использованию современных технологий юридически значимой коммуникации, а также востребованность инструментов, обеспечивающих такую коммуникацию.

Вместе с тем выявлены проблемы, препятствующие успешному и полноценному переходу на современные средства коммуникации, а также поддерживающие инерцию «классического» бумажного документооборота на неопределенный срок. К таким проблемам относятся:

  1. отсутствие легитимации цифровой юридически значимой коммуникации в области почтовой связи на уровне федерального закона при сохраняющемся недоверии участников делового оборота к допустимости использования информационных технологий при их закреплении исключительно на уровне актов федеральных органов исполнительной власти;
  2. сохранение высокой доли «классической» бумажной письменной корреспонденции, которое препятствует возникновению «сетевого эффекта» в использовании новых коммуникационных возможностей и вызвано консервативностью ряда участников деловых отношений, а также низким уровнем компьютерной грамотности среди работников юридических лиц.

5. Решение указанных проблем находится как в плоскости дальнейшего развития системы правовых норм, регулирующих исследуемую область, так и в плоскости просветительской деятельности, которая может быть направлена на устранение опасений, связанных с надежностью методов цифрового взаимодействия и на повышение уровня компьютерной грамотности экономически активного населения. В том числе в качестве предложений по решению проблем, связанных с правовым регулированием, может выступить издание федерального закона, направленного на закрепление государственного статуса ГЭПС. Проблемы, связанные с имиджем ГЭПС и способностью к ее использованию, могут быть решены в рамках добавления блока по электронной почтовой связи в программы дополнительного профессионального образования делопроизводителей (канцелярских работников) и секретарей организаций, а также в программы повышения компьютерной грамотности населения, в т.ч. старшего возраста, проводимые органами власти субъектов Российской Федерации. Работоспособность указанного решения подтверждается заинтересованностью целевой аудитории проекта в развитии собственных цифровых навыков.

Так, в 2022 году более 130 тыс. москвичей старшего возраста прошли курсы компьютерной грамотности, организованные Правительством Москвы.

При увеличении количества почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, а также доли доставки таких почтовых отправлений непосредственно в цифровые пользовательские интерфейсы оператор ГЭПС фиксирует экономию пользователей на услугах почтовой связи. Так в связи с переходом на электронную доставку экземпляров постановлений по делам об административных правонарушениях органам безопасности дорожного движения удалось сэкономить более 2 млрд руб. в 2022 году. При этом в случае если 100% почтовых отправлений будет переведено в ГЭПС с достижением доли электронной доставки в 50%, экономия средств отправителей всех уровней составит более 6 млрд 637 млн руб. (в ценах 2022 года).

 6.  Именно прогресс цифровизации отрасли почтовой связи, которая традиционно не выступала как очевидный объект инновационного развития, является одним из маркеров реализации комплексного подхода Российской Федерации к использованию информационных технологий, при котором компьютеризация затрагивает несколько сфер деловой активности в комплексе. Рост объемов письменной корреспонденции, пересылаемой в форме электронного документа, свидетельствует о позитивном отклике пользователей услугами почтовой связи и указывает на необходимость дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы в рассматриваемой сфере для повышения удобства пользования новыми услугами.

Исследование цифровизации отрасли почтовой связи как объекта инновационного развития подтверждает перспективы перехода пользователей услугами почтовой связи от использования классической бумажной письменной корреспонденции к почтовым отправлениям, пересылаемым в форме электронного документа.

Цель работы достигнута, поставленные задачи решены в полной мере. Научная новизна исследования заключается в решении научной проблемы – анализ создания и развития юридически значимых коммуникаций участников гражданского оборота, органов власти и иных организаций и граждан Российской Федерации.

Представленные авторами рекомендации могут быть успешно применены при разработке предложений по совершенствованию государственной электронной почтовой системы АО «Почта России» и актуализации правового регулирования в области юридически значимых коммуникаций.

 

Направления дальнейших исследований

В дальнейшей работе авторы планируют провести исследования в области обеспечения юридической значимости почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа, в том числе в случае их материализации, а также изучить перспективы внедрения и нормативного регулирования смежных услуг, оказание которых возможно посредством ГЭПС, включая оцифровку письменной корреспонденции, заключение юридически значимых сделок, предоставление услуг удостоверяющего центра.

References

1. Kolmogorov, O. I. Cifrovizaciya obrascheniy grazhdan v organy vlasti: problemy i puti ih resheniya / O. I. Kolmogorov // Hypothesis. – 2020. – № 1(10). – S. 19-24. – EDN CZLMIM.

2. Korzh, A. E. Sovremennye sistemy vzaimodeystviya organov vlasti s grazhdanskimi institutami v usloviyah cifrovizacii ekonomiki / A. E. Korzh, S. N. Sychanina // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. – 2021. – № 1-1(71). – S. 170-172. – DOIhttps://doi.org/10.24411/2411-0450-2021-1039. – EDN ETAAYL.

3. Sabirova, Z. E. Sovremennye praktiki ocenki cifrovizacii organov vlasti i otrasley social'noy sfery / Z. E. Sabirova // Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskiy zhurnal. – 2021. – № 3(159). – S. 27-30. – DOIhttps://doi.org/10.34773/EU.2021.3.5. – EDN BYDQAI.

4. Koneva, N. S. Cifrovizaciya gosudarstva i gosudarstvennoy vlasti / N. S. Koneva // Pravo cifrovoy sredy : Monografiya / Pod redakciey T.P. Podshivalova, E.V. Titovoy, E.A. Gromovoy. – Moskva : Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Prospekt», 2022. – S. 232-244. – EDN XSMNUE.

5. Tabunschikov, Yu. A. Cifrovizaciya ekonomiki – tendenciya global'nogo masshtaba / Yu. A. Tabunschikov. – Tekst : neposredstvennyy // Energosberezhenie - 2018 - No7 – S.1-13.

6. Fortunatov, A. N. Cifrovizaciya vlasti ili vlast' cifrovizacii? / A. N. Fortunatov // Vlast' v XXI veke. Sociokul'turnye aspekty politicheskih processov : Monografiya / Pod obsch. red. M.I. Ryhtika, A.N. Fortunatova. – Nizhniy Novgorod : Nacional'nyy issledovatel'skiy Nizhegorodskiy gosudarstvennyy universitet im. N.I. Lobachevskogo, 2020. – S. 37-47. – EDN RRAHHR.

7. Sokolova, N. L. Cifrovaya kul'tura ili kul'tura v cifrovuyu epohu? / N. L. Sokolova // Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury. – 2012. – № 3(8). – S. 6-10. – EDN PCOQHZ.

8. Kabytov, P. P. Vliyanie cifrovizacii na realizaciyu polnomochiy organov ispolnitel'noy vlasti / P. P. Kabytov, O. E. Starodubova // Zhurnal rossiyskogo prava. – 2020. – № 11. – S. 113-126. – DOIhttps://doi.org/10.12737/jrl.2020.136. – EDN HJECYR.

9. Gontar', S. G. Pravovoe regulirovanie cifrovizacii processa formirovaniya organov vlasti / S. G. Gontar' // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. – 2019. – № 1(128). – S. 236-238. – EDN YZFVBR.

10. Tihomirov, Yu. A. Vliyanie cifrovizacii na kompetenciyu federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti / Yu. A. Tihomirov // . – 2018. – № 12. – S. 90-94. – EDN VQQQXA.

11. Bril', D. V. Cifrovizaciya upravleniya effektivnost'yu ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoy vlasti na primere modeli organizacii vnutrennego kontrolya / D. V. Bril' // Iskusstvennye obschestva. – 2020. – T. 15, № 2. – S. 5. – DOIhttps://doi.org/10.18254/S207751800010043-6. – EDN SEUKSM.

12. Tendencii cifrovizacii ispolnitel'noy vlasti v zarubezhnyh stranah : Nauchno-prakticheskoe posobie / T. I. Chursina, N. B. Krysenkova, F. A. Leschenkov [i dr.] ; Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federacii. – Moskva : Infotropik Media, 2021. – 222 s. – ISBN 978-5-9998-0366-5. – EDN QTFHAJ.

13. Kulikov, A. O. Transformaciya proektnyh kommunikaciy v usloviyah cifrovizacii / A. O. Kulikov // Modern Science. – 2020. – № 10-2. – S. 112-115. – EDN IQJERF.

14. Kayl', Ya. Ya. Transformaciya vzaimodeystviya sub'ektov biznesa s organami publichnoy vlasti (GR-menedzhmenta) v usloviyah cifrovizacii / Ya. Ya. Kayl', V. S. Epinina, R. M. Lamzin. – Kursk : Zakrytoe akcionernoe obschestvo "Universitetskaya kniga", 2020. – 228 s. – ISBN 978-5-907356-10-8. – EDN QCUUDC.

15. Kroneval'd, V. S. Cifrovizaciya okazaniya uslug v regional'nyh organah vlasti / V. S. Kroneval'd, A. V. Tin'gaev // Vector Economy. – 2018. – № 12(30). – S. 149. – EDN YTBZET.

16. Fomichev, M. N. Dokumental'nyy fond organov ispolnitel'noy vlasti Rossiyskoy Federacii v epohu cifrovizacii (teoretiko-pravovoy aspekt) : Monografiya / M. N. Fomichev, B. A. Immaeva. – Cheboksary : Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Izdatel'skiy dom «Sreda», 2020. – 124 s. – ISBN 978-5-907313-59-0. – DOIhttps://doi.org/10.31483/a-203. – EDN ASMMLP.

17. Ushho, A. U. Cifrovizaciya i innovacii v rossiyskoy ekonomike / A. U. Ushho // . – 2020. – № 24(48). – S. 168-171. – EDN ZGYHDH.

18. Zubenko, M. N. Faktory izmeneniya ekonomiki innovaciy v epohu cifrovizacii / M. N. Zubenko // Sovremennye tendencii razvitiya investicionnogo potenciala v Rossii : Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Moskva, 21 aprelya 2020 goda. – Moskva: Gosudarstvennyy universitet upravleniya, 2020. – S. 138-141. – EDN XVPWBM.

19. Sayapin, A. V. Mehanizm preodoleniya soprotivleniya innovaciyam v usloviyah cifrovizacii biznesa / A. V. Sayapin, K. V. Sayapina // Innovacii. – 2019. – № 1(243). – S. 40-49. – EDN YZKJSP.

20. Timakova, K. S. Innovaciya i cifrovizaciya Rossiyskoy ekonomiki / K. S. Timakova, N. A. Yukina // . – 2022. – № 1-3(81). – S. 155-157. – EDN SOKDYO.

21. Anan'eva, E. O. K voprosu o cifrovizacii grazhdanskogo obschestva v Rossii: politika innovaciy / E. O. Anan'eva, T. T. Gudiev // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. – 2022. – № 4(167). – S. 170-171. – EDN WOVSEQ.

22. Stolyarova, E. V. Innovacii v oblasti iskusstvennogo intellekta v kontekste cifrovizacii mirovoy ekonomiki / E. V. Stolyarova // Sovremennaya Evropa. – 2022. – № 4(111). – S. 66-78. – DOIhttps://doi.org/10.31857/S0201708322040052. – EDN GJJRQO.

23. Mineeva, T. G. Innovacii v deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti po avtomatizacii i cifrovizacii dokumentacionnyh processov / T. G. Mineeva, B. A. Immaeva // . – 2021. – № 15. – S. 529-535. – EDN LNJCGL.

24. Gorbova, I. N. Upravlencheskie innovacii v usloviyah cifrovizacii deyatel'nosti biznes-struktur / I. N. Gorbova, I. I. Mihalev, D. A. Suhanov // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. – 2022. – № 42(4). – S. 89-94. – EDN TUEUAR.

25. Murzahanova, E. M. Cifrovizaciya nauki i innovacii / E. M. Murzahanova, D. B. Berg, S. N. Lapshina // Vesennie dni nauki : sbornik dokladov, Ekaterinburg, 21–23 aprelya 2022 goda. – Ekaterinburg: Ural'skiy federal'nyy universitet im. pervogo Prezidenta Rossii B.N. El'cina, 2022. – S. 86-93. – EDN SLWZYZ.

26. Yarnyh, E. A. Razvitie logistiki i marketinga v usloviyah cifrovizacii: tehnologii i innovacii / E. A. Yarnyh, A. V. Ageeva // Uchenyy sovet. – 2022. – № 12. – S. 778-784. – DOIhttps://doi.org/10.33920/nik-02-2212-05. – EDN IZOLQY.

27. Don MacLean & Ryad Titah A Systematic Literature Review of Empirical Research on the Impacts of e-Government: A Public Value Perspective // Public Administration Review. 2022. Vol. 82. Issue 1.

28. Weil P. Digital Business Transformation: Changing the Business Model for the Next Generation Organization / Peter Weil, Stephanie Warner; Per. from English. - M.: Alpina Publisher, 2019.

29. Meisel, N. Governance Culture and Development: A Different Perspective on Corporate Governance [Tekst] / Nicolas Meisel – Paris: OECD Publications, 2004. – p. 144. – ISBN 92-64-01727-5

30. Gerald S. Kane. Digital Transformation’ Is a Misnomer. It’s not about digital or transformation. It’s about adaptation. Sloanreview.mit.edu. [Elektronnyy resurs]. URL: http://sloanreview.mit.edu/article/digital-transformation-is-a-misnomer/?utm_source.

31. Tat Chan, Naser Hamdi, Xiang Hui, Zhenling Jiang. 2020. Digital Verification and Inclusive Access to Credit: An Empirical Investigation. SSRN Electronic Journal 93.

32. Jianing Pang, Fangyi Jiao, Yimeng Zhang. 2022. An Analysis of the Impact of the Digital Economy on High-Quality Economic Development in China—A Study Based on the Effects of Supply and Demand. Sustainability 14:24, 16991.

33. Chuan Lin, Haomiao Zhai, Yanqiu Zhao. 2022. Industrial Poverty Alleviation, Digital Innovation and Regional Economically Sustainable Growth: Empirical Evidence Based on Local State-Owned Enterprises in China. Sustainability 14:23, 15571.

34. Tao Zhang, Zhan-Zhong Shi, Yi-Rong Shi, Neng-Jun Chen. 2022. Enterprise digital transformation and production efficiency: mechanism analysis and empirical research. Economic Research-Ekonomska Istraživanja 35:1, 2781-2792.

35. He Huang. 2019. How Does Information Transmission Influence the Value Creation Capability of a Digital Ecosystem? An Empirical Study of the Crypto-Digital Ecosystem Ethereum. Sustainability 11:19, 5345.

36. Victo José Silva, Maria Beatriz Machado Bonacelli, Carlos Américo Pacheco. 2020. O sistema tecnológico digital. Revista Brasileira de Inovação 19, 1-31.

37. Simon Loertscher, Leslie M. Marx. 2020. Digital monopolies: Privacy protection or price regulation?.International Journal of Industrial Organization 71, 102623.

38. Marcel Matthess, Stefanie Kunkel. 2020. Structural change and digitalization in developing countries: Conceptually linking the two transformations. Technology in Society 63, 101428.

39. Daniel Lederman, Marwane Zouaidi. 2022. Incidence of the Digital Economy and Frictional Unemployment: International Evidence. Applied Economics 54:51, 5873-5888.

40. Martin J Conyon. 2022. Big technology and data privacy. Cambridge Journal of Economics 46:6, 1369-1385.

41. Claudio Daminato, Massimo Filippini, Fabio Haufler. 2020. Personalized Digital Information and Tax-favoured Retirement Savings: Quasi-experimental Evidence from Administrative Data. SSRN Electronic Journal 35.

42. Tihomirova, A. V. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologiy v sovremennyh sistemah vnutrennego kontrolya v organizaciyah federal'noy pochtovoy svyazi / A. V. Tihomirova // Vestnik evraziyskoy nauki. – 2022. – T. 14, № 5. – EDN WMYZCP.

43. Solov'ev, A. A. Razvitie vzaimodeystviya AO "Pochta Rossii" i federal'nyh sudov obschey yurisdikcii / A. A. Solov'ev // Sud'ya. – 2022. – № 2(134). – S. 31-33. – DOIhttps://doi.org/10.52433/18178170_2022_02_31. – EDN HPKMWL.

44. Novak, M. A. Sovremennoe sostoyanie i znachenie mezhdunarodnoy pochtovoy svyazi / M. A. Novak, K. N. Mitrofanova, E. A. Bursaeva // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava. – 2021. – № 1(86). – S. 130-138. – DOIhttps://doi.org/10.21295/2223-5639-2021-1-130-138. – EDN XPSTHB.

45. Domakur, O. V. Metodika ocenki kachestva uslug pochtovoy svyazi / O. V. Domakur, E. S. Romanova, S. S. Docenko // Problemy infokommunikaciy. – 2018. – № 1(7). – S. 87-95. – EDN XSHUDZ.

46. Yachevskaya, M. A. Innovaciya kak pokazatel' tendencii razvitiya informatizacii i cifrovizacii AO "Pochta Rossii" / M. A. Yachevskaya, A. I. Il'ina, A. Yu. Trusova // Innovacionnye nauchnye issledovaniya. – 2020. – № 12-2(2). – S. 40-49. – DOIhttps://doi.org/10.5281/zenodo.4442516. – EDN ZJWXXU.


Login or Create
* Forgot password?