CREATING COMFORTABLE COURTYARD AREAS IN THE REGION AS A TOOL FOR DEMOGRAPHIC MANAGEMENT (CASE STUDY OF PRIMORSKY KRAI IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT)
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article explores the significance of creating comfortable courtyard areas in a region as a tool for demographic management, using the example of Primorsky Krai in the Far Eastern Federal District. The study is based on methods of generalization and critical analysis of scientific publications on the subject, as well as comparison, interpretation, and abstraction. The paper highlights the relevance of the demographic crisis faced by modern Primorsky Krai and identifies the negative consequences of ongoing processes leading to population decline. Views of contemporary authors on the formation of comfortable courtyard areas are summarized, identifying factors and features of such areas and their impact on the quality of life of the population. The author presents an approach to defining a comfortable urban environment (including adjacent areas), based on the consolidation of the state, society, and entrepreneurship, as well as established practices and mechanisms for managing a comfortable urban environment.

Keywords:
urban environment, courtyard area, comfortable urban environment, demography, improvement of demography, socio-economic consequences
Text

 

Введение. Современный демографический кризис и его долгосрочные негативные социально-экономические последствия определяют актуальность и прикладную значимость задач создания комплексных и благоприятствующих для проживания населения условий. Как отмечается на портале interfax-russia [1], численность населения Российской Федерации в 2024 году вновь подверглась сокращению – при базовом сценарии население страны будет сокращаться на протяжении следующих 22 лет и составит к 1 января 2046 г. 94,93% от текущей численности населения. Аналогичная проблема остро стоит в ряде регионов и округов; так, в Приморском крае Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО) при базовом сценарии численность населения сократится на 10,03%, достигнет 1,625 млн. чел. за аналогичный период. Учитывая, что на протяжении последних лет численность населения в Приморском крае также сокращается, возникает острая необходимость не просто стимулирования рождаемости, но и привлечения населения для проживания. В крае наблюдается значительный миграционный отток, который варьируется в пределах около 10 тыс. чел. ежегодно. Дополнительной не менее значимой проблемой, сложившейся в Приморском крае, является проблема старения населения; если в 1990 г. люди пенсионного возраста составляли около 10-11% от проживающего населения, то сегодня этот показатель варьируется в пределах 22-23%. Удельный вес населения детского возраста сокращается, равно как и доля родителей до 16,5% и 60,4% соответственно; изменяется и структура населения, и можно подчеркнуть, что ключевой «уезжающей» из края категорией населения является именно молодежь [2].

Одной из составляющих качества жизни населения является комфортная городская среда и дворовая (придомовая) территория – помимо проблем, вызванных недостаточной рождаемостью, регионы сталкиваются с вызовами уезжающего населения, поскольку молодежь стремится переселяться в более благоприятные социально-экономические условия. Городская среда в таких реалиях становится одним из значимых факторов, неразрывно связанных с благосостоянием. Комфортная дворовая территория – важный элемент качественного благоустройства городской инфраструктуры, который определяет удовлетворенность населения жизнью и окружающей действительностью. Поэтому важно своевременно осуществлять обновление среды, в которой существует человек, обеспечивать её соответствие интересам, потребностям и конкретным прикладным задачам. Учитывая описанный выше демографический кризис, все большую популярность и значение приобретают государственные проекты, направленные на формирование городской среды.

Цель исследования – охарактеризовать значение создания комфортной дворовой территории в регионе как инструмента управления демографическими процессами (на примере Приморского края Дальневосточного федерального округа).

Для поиска ответа на поставленный вопрос использовалась совокупность следующих методов исследования: обобщение и критический анализ научных публикаций, экспертных мнений на специализированных онлайн-ресурсах, посвященных вопросам оценки факторов влияния на демографическую ситуацию в регионе, программам и инициативам по созданию комфортной городской среды; методы сравнения, интерпретации и абстракции. Работа преимущественно опирается на исследования российских ученых, составивших теоретическую базу исследования. В основу методологии исследования положены принципы системного подхода и сравнительного анализа.

Формирование комфортной городской среды,  взаимосвязь с миграционно-демографическими процессами

Значимой и перспективной задачей в рамках преодоления остро стоящих демографических проблем является задача создания и улучшения комфортной дворовой территории и городской среды, которая является одним из существенных факторов преодоления демографических проблем. В пользу данного тезиса указывают многие авторы, проводящие исследования, посвященные проблемам, особенностям и вызовам формирования комфортной городской среды. В частности Н.В. Бадмаева [3], выделяя причины складывающихся в регионах России миграционных обстоятельств, отмечает актуальность проблемы массовой миграции молодежи, которая заинтересована не только в наличии рабочих мест, но и создании благоприятных условий проживания, в развитой инфраструктуре, наличии здравоохранения, образования, мест проведения досуга и т. д. В исследовании Н.П. Сидоровой [4] выделяются схожие тезисы касаемо миграции; на примере Дальнего Востока автором выделяется несколько ключевых причин потенциальной готовности населения к миграции, среди которых: получение образования, получение достойной заработной платы, создание лучших условий жизни. Исследование Н.В. Мкртчяна и Ю.Ф. Флоринской [5] показывает, что экономические мотивы миграции сопоставляются по своей значимости с мотивами выбора более комфортной городской среды, инфраструктуры, возможностей развития, проведения культурно-досуговой деятельности. Примечательной видится работа Н.В. Батуриной и В.В. Вяткиной [6], в которой причины миграции населения сопоставляются с психологическим фактором. Авторы указывают на то, что психологические причины миграции связываются с желанием человека улучшить условия собственной жизни, изменить собственную жизнь, самореализоваться и т. д.. Все обозначенные исследования подчеркивают высокое значение комфортной среды проживания для миграции населения, что становится фактором влияния на демографическую ситуацию. Причем комфортная среда проживания ровным образом связывается как с предпочтениями конкретного человека, его благополучием и личностными особенностями (субъективная сторона), так и объективно существующими факторами, в том числе условиями проживания, одним из проявлений которых является комфортная дворовая (придомовая) территория. Перечисленные проблемы и вопросы значения комфортной городской среды в жизни человека позволяют подчеркнуть, что повышение удобства территории проживания может стать значительным инструментом преодоления миграционно-демографических проблем, причины которых хотя и не ограничиваются конкретной комфортной городской средой, последняя, тем не менее, играет определенную значимость как в удержании, так и привлечении населения в город и/или регион.

Подчеркнем, что на современном этапе отсутствует общепринятое понятие городской среды, что по мнению О.В. Нотман [7] является результатом сложности и многосторонности городской среды. Указывая на междисциплинарность понятия, автор замечает, что городская среда заключает в себе элементы урбанистики, экологии, социологии и экономики. Аналогичной позиции по вопросам городской среды и её определения придерживается Л.М. Геложина [8], которая рассматривает городскую среду как совокупность факторов и условий проживания населения на определенной территории, которые складываются из указанных областей, формируя междисциплинарность городской среды. Однако более ясными являются определения понятий «территория общего пользования» и «дворовая территория», которые являются образующими комфортную городскую среду элементами. Территории общего пользования, согласно ст. 1, п. 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации – это «территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)» [9]. В то время как под дворовой территорией понимается «совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам» [10]. Так, по мнению О.А. Петриной и М.Е. Стадолина [11], организация комфортной городской среды является общенациональной проблемой, характерной для различных субъектов РФ и отражающей снижение качества благоустройства, что особенно сильно проявляется на «местном» уровне при недостатке финансирования. Муниципальные образования не способны формировать комфортную городскую среду собственными усилиями, поскольку перед ними встает вопрос о реализации ресурсов на ремонтно-восстановительные работы, а не создание новых качественных объектов и инфраструктуры. В тоже время, авторы выделяют значение и перспективность реализуемого проекта по формированию комфортной городской среды, который реализуется с учетом системы авторских принципов.

 


Интерпретируя воззрения формирования комфортной городской среды, учитывая необходимость участия населения в современных проектах по благоустройству территорий, улучшения правил благоустройства, формирования программ и ориентации на качество комфортной городской среды, выделим авторский подход к пониманию процессов управления комфортной городской средой, выраженный в форме механизма управления (рис. 1):

Рис. 1. Механизм формирования комфортной городской среды (составлено автором).

 

Обозначенный механизм формирования комфортной городской среды комплексно отражает авторский взгляд на понимание комфортной городской среды, неразрывным образом выделяющийся на фоне сложившихся практик, опыта, трансформаций и существующих инициатив по вопросам формирования комфортной городской среды. Важной стороной данного механизма является отражение ключевых практик и передового опыта управления формированием комфортной городской среды с перспективой рассмотрения последней как инструмента комплексного влияния на демографические проблемы (как частный результат формирования комфортной городской среды).

Исходя из обозначенного механизма, понятие «управление комфортной городской средой» сводится к следующему - это результат согласованных многоуровневых действий государства, бизнеса и общества, направленных на создание благоустроенных и безопасных пространств (общественные территории, дворовые территории, инфраструктура и др.), обеспечивающих высокое качество жизни населения и способствующих устойчивому развитию региона, что реализуется посредством проектов и инициатив, финансируемых из различных источников (бюджетные ассигнования, межбюджетные трансферты, инициативные платежи) и ориентированных на достижение целевых показателей, оцениваемых с помощью системы индексов качества городской среды. В основу управления комфортной городской средой, исходя из представленного определения, положена совокупность доступных на современном этапе механизмов управления, выраженных в форме проектного подхода при реализации федеральных, региональных и муниципальных инициатив (как способа участия государства), так и механизмов самоуправления (ТОС, ТСЖ) с привлечением бизнеса. Перечисленные механизмы рассматриваются как неотъемлемые компоненты управления развитием комфортной городской среды (анализ которых будет осуществлен далее).

Таким образом, представленное определение наряду с механизмом достаточно четко отражают особенности комфортной городской среды; сформированное определение позволяет акцентировать внимание на ключевых компонентах и принципах ее формирования, включает многоуровневое управление, различные источники финансирования, предполагает участие всех заинтересованных сторон и ориентацию на достижение конкретных результатов, которые в том числе устанавливаются в рамках взаимных интересов государства и общества.

 

Обсуждение. Переходя к вопросам управления демографическими процессами на государственном уровне, следует отметить проект «Формирование комфортной городской среды», который направлен на благоустройство общественных пространств. Проект устанавливает амбициозные цели, связанные с улучшением городской среды в 1,5 раза к наступлению 2030 года. Как отмечается на официальном сайте проекта, к 1 июля 2023 году было достигнуто улучшение городской среды (показателя качества) в 1,15 раз (15%) [12]. Данный национальный проект имеет отчасти прорывной характер, поскольку выделяет систему индексов качества городской среды и множественные программы, согласованные с задачами повышения данных индексов; однако ключевым недостатком федерально проекта «Формирование комфортной городской среды» является отсутствие фокуса на формирование комфортных дворовых территорий. Ключевые направления программы предполагают благоустройство точек притяжения населения (общественные пространства и т. д.), однако не направлены на благоустройство дворовых (придомовых) территорий. Помимо обозначенного, реализуется система мер макроэкономического и социального характера на уровне всего Дальневосточного федерального округа и входящих в его структуру субъектов; реализуется система проектов, некоторые из которых сгруппированы на рис. 2.

Заметим, что обозначенные проекты, реализуемые в ДФО, во многом сводятся к стимулированию миграции населения, т.е. привлечению к переезду в субъекты РФ, входящие в ДФО, для преодоления остро сложившегося демографического кризиса. Однако только проектов макроэкономического характера недостаточно, поскольку население заинтересованно не только в достойной заработной плате, но и проживании в комфортной городской среде, в связи с чем каждый субъект РФ, сталкивающийся с демографическими проблемами и последствиями кризисов рождаемости, нуждается в формировании комфортной городской среды и дворовой (придомовой) территории.

Л.Е. Баклыская [13] и соавторы замечают, что дворовое пространство и его эстетичность определяют чувство комфорта проживающего населения, обеспечивают удобство жизни, функциональность для жителей. С точки зрения городской среды, по мнению авторов, эстетический комфорт определяет общую удовлетворенность, которая возникает на фоне возникновения чувства идентичности к месту. К тому же дворовая (придомовая) территория становится объектом современных государственных программ, поскольку, как отмечают А.А. Кульков и А.А. Рогожникова, обеспечивает уверенность населения за безопасность себя и близких. Элементами качества дворового пространства авторы называют: экологичность, социальную благополучность, доступность, размеренность и безопасность.

Рис. 2. Государственные программы и проекты, реализуемые в ДФО для преодоления проблем в области демографии (составлено автором по данным государственных программ).  

 

Опираясь на существующие практики и опыт формирования дворовых зон, экспертное сообщество отмечает, что их низкое качество связывается с системой проблем: отсутствие четкого разделения придомовых, дворовых и городских пространств, отсутствие эффективных парковочных мест, отсутствие инфраструктуры и коммуникаций, связанных с водоотведением осадков, неадаптированность среды под маломобильных граждан, недостаточная освещенность, закрытость пространств, нефункциональность рекреационных зон и т. д. По итогам проводимого исследования А.А. Кульков и А.А. Рогожникова [14] выделяют четыре ключевых интегральных социально-экономических характеристики придомового (дворового) пространства – комфорт-безопасность, функциональность, социально-досуговая инфраструктура, паркинг; их социальная сторона объясняется ориентированностью на потребности и запросы общества, в то время как экономическая отражает влияние на рыночную стоимость жилья, отвечающего принципам подобной застройки. Таким образом, создание комфортной дворовой территории, несмотря на её первоначальную социальную ориентированность, становится фактором привлечения внимания населения к объектам повышенного комфорта, что сказывается на рыночной стоимости и общем спросе на них, формирует дополнительные экономические отчисления. Формирование качества городской среды – это задача, связанная с качественным жильем и созданием комфортабельных прилегающих к жилью пространств, с их озеленением, формированием общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, созданием улично-дорожной сети и общественных пространств, доступных для посещения в различных городских районах. Такая среда является вложением в «особый» капитал, действие которого выражается в привлечении трудоспособного населения и обладает долгосрочным значением.

Помимо обозначенного, Н.В. Боровских и ТА. Чижикова [15] указывают на значение комфортной городской среды как инструмента маркетинговой политики на уровне субъекта РФ, которая используется для привлечения внимания граждан и стимулирования миграции. Причем регионы заинтересованы в реализации такой политики, поскольку, фактически, от неё напрямую зависит способность региональной экономики формировать доходы, стимулировать отчисления в региональный бюджет. Н.В. Боровских и ТА. Чижикова выделяют, что современные регионы реализуют согласованные специализированные программы по формированию городской среды, которые впоследствии становятся визитной карточкой для привлечения населения. В Приморском крае одним из таких проектов является национальный проект «Жилье и городская среда», который призван, первично, решать жилищный вопрос и стимулировать граждан к активному принятию участия в улучшении городской среды, вторично, формировать комфортную городскую среду, в том числе при работе с дворовыми (придомовыми) территориями. В 2022 году Приморский край характеризуется как регион с «неблагоприятной городской средой», поскольку показатель индекса качества региона составил 174 балла из 360 возможных (оценка от 0 до 180 баллов соответствует «неблагоприятной городской среде); тем не менее, регион обладает всем необходимым потенциалом для изменения ситуации [16]. Помимо обозначенной программы, в регионе реализуется ключевой Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», который не затрагивает дворовые (придомовые) территории; в ответ на осознание значимости, Правительство региона наряду с Минвостокразвития РФ реализует проект «1000 дворов» [17], в рамках которого предполагается осуществление ремонтных и благоустраивающих работ на дворовых (придомовых) территориях, для чего привлекается население, а средства реализуются с фокусом на нецелевой характер финансирования.

 

Заключение. Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют подтвердить тезис о значении создания комфортной дворовой (придомовой) территории в регионе как инструмента улучшения демографической ситуации. Данная постановка вопроса положена в основу дальнейшего исследования, где предстоит обосновать, что комфортная дворовая территория является одним из инструментов  комплексного управления демографическими показателями и влияния на интегральные составляющие «качества жизни населения», поскольку напрямую определяет качество жизни (обеспечивает удовлетворенность, привязанность, вызывает чувство идентичности к месту), формирует социально-экономические преимущества (привлечение инвестиций, рост рыночной стоимости, финансирование «особого» капитала – привлечение трудоспособного населения в субъект РФ), создает благоприятные условия для жизни семей с детьми (безопасные, комфортные, социально-деловые пространства и т. д.), обеспечивает снижение уровня преступности и становится инструментом маркетинговой политики региона по вопросам миграции и привлечения населения. При этом формирование комфортной дворовой территории является смежным по сущности и содержанию с комфортной городской средой явлением. Так, создание комфортной дворовой территории является комплексным инструментом, который способствует улучшению демографической ситуации через повышение качества жизни, стимулирование экономического роста и создание благоприятной социальной среды, в связи с чем становится объектом повышенного государственного внимания, разработки и реализации федеральных, региональных и муниципальных программ и инициатив.

 

References

1. Chislennost' naseleniya RF na nachalo 2024 g snizilas' do 146,204 mln chelovek. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.interfax-russia.ru/moscow/news/chislennost-naseleniya-rf-na-nachalo-2024-g-snizilas-do-146-204-mln-chelovek (Data obrascheniya: 07.04.2024).

2. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Primorskomu krayu. Naselenie. [Elektronnyy resurs]. URL: https://25.rosstat.gov.ru/folder/27118 (Data obrascheniya: 09.04.2024).

3. Badmaeva N.V. 2021. Problemy zanyatosti i migracii sel'skoy molodezhi Respubliki Kalmykiya. [Elektronnyy resurs]. URL: http://philsoc.psu.ru/224-nauka/vestnik-2020/sotsiologiya/1477-problemy-zanyatosti-i-migratsii-selskoj-molodezhi-respubliki-kalmykiya (Data obrascheniya: 17.04.2024).

4. Sidorova N.P. 2019. Vliyanie urovnya zhizni naseleniya na formirovanie migracionnyh nastroeniy. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii 1 (86): 126-133.

5. Mkrtchyan N.V., Florinskaya Yu.F. 2020. Pochemu lyudi uezzhayut iz odnih regionov i priezzhayut v drugie: motivy mezhregional'noy migracii v Rossii. Monitoring obschestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny (5): 130-153.

6. Baturina N.V., Vyatkina V.V. 2020. Psihologicheskie faktory vnutrenney migracii naseleniya Rossii. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah 2 (81): 155-159.

7. Notman O.V. 2021 Gorodskaya sreda kak mezhdisciplinarnoe ponyatie. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika 12 (92): 104-107.

8. Gelozhina L.M. 2021. Komfortnaya gorodskaya sreda: ponyatie i rol' obschestvennogo uchastiya v razvitii gorodskoy sredy. Ekonomika i socium 9 (88): 325-239.

9. Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 29.12.2004 N 190-FZ (red. ot 25.12.2023). [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/cdec16ec747f11f3a7a39c7303d03373e0ef91c4/ (Data obrascheniya: 01.05.2024).

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2017 N 1710 (red. ot 27.12.2023) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii «Obespechenie dostupnym i komfortnym zhil'em i kommunal'nymi uslugami grazhdan Rossiyskoy Federacii». [Elektronnyy resurs]. URL: https://base.garant.ru/71849506/ (Data obrascheniya: 01.05.2024).

11. Petrina O.A., Stadolin M.E. 2018. Komfortnaya gorodskaya sreda: tendencii i problemy organizacii. Vestnik GUU (6): 34-38.

12. Zhil'e i gorodskaya sreda nacional'nyy proekt. [Elektronnyy resurs]. URL: http://opprim.ru/zhile-i-gorodskaya-sreda/ (Data obrascheniya: 11.04.2024).

13. Baklyskaya L.E., Goncharova N.V., Denisova A.A., Mamontov A.Yu. 2022. Dizayn dvorovogo prostranstva mnogokvartirnogo doma: esteticheskiy aspekt. Urbanistika (2): 15-26.

14. Kul'kov A.A., Rogozhnikova A.A. 2017. Problemy formirovaniya komfortnoy i bezopasnoy sredy dvorovogo prostranstva v usloviya razvitiya zhilischnogo stroitel'stva. Rossiyskoe predprinimatel'stvo (23): 3847-3862.

15. Borovskih N.V., Chizhikova T.A. 2020. Formirovanie komfortnoy gorodskoy sredy kak strategiya territorial'nogo marketiga regiona. ANI: ekonomika i upravlenie 4 (33):79-82.

16. Formirovanie komfortnoy gorodskoy sredy. [Elektronnyy resurs]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/zhile-i-gorodskaya-sreda/blagoustroystvo (Data obrascheniya: 11.04.2024).

17. V aprele nachnetsya priem zayavok na uchastie v programme «1000 dvorov» v 2024 godu. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.vlc.ru/event/news/59268/?sphrase_id=5730 (Data obrascheniya: 09.04.2024).


Login or Create
* Forgot password?