from 01.01.2003 to 01.01.2023
Moscow, Moscow, Russian Federation
VAC 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 631/635 Организация и управление сельскохозяйственным производством. Земледелие. Садоводство
The article deals with the issues of organizational and legal regulation of the status of agricultural products in food distribution chains. The typification of agricultural producers' products is presented in accordance with the requirements of current legislation defining the technological features of the production of such products. Its distribution according to the main specific subjective characteristics is shown: organic products, products with improved characteristics and farm products. The main legal and organizational problems affecting the formation of demand for agricultural products and the process of forming supply chains of various types of products that must be produced with certain requirements for technological processes that affect its qualitative characteristics are identified.
legal regulation, organic products, farm products, products with improved characteristics, food chains
Анализируя особенности функционирования рынка органической продукции, в контексте формирования сбытовых продовольственных цепочек [1], нельзя не затронуть вопросы, связанным с производством аналогичных видов сельскохозяйственной продукции, например фермерской или продукции с улучшенными характеристиками. Что же получается? На сегодняшний день на рынке сельскохозяйственной продукции существует ряд продуктов маркированных особыми логотипами, указывающими на качественные характеристики и технологические способы их производства. В таблице 1 представлена информация по правовой регламентации и технологическим особенностями производства различных видов сельскохозяйственной продукции, расположенных относительно их качественных характеристик (табл. 1).
Таблица 1 – Типизация селськохозяйственной продукции по статусу
,.
Статусность |
Правовая регламентация |
Технологические особенности поизводства |
Органическая продукция |
ФЗ №280"Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" |
производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции с учетом действующих стандартов и требований (11 пунктов) закона |
Продукция с улучшенной характеристикой |
ФЗ №159 «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками» |
– улучшенная сельскохозяйственная продукция качественные и потребительсткие характеристики которой должны соответствовать закону |
Продукция сельского хозяйства |
ФЗ № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» |
регулирует отношения с сфере интенсивного сельскохозяйственного производства |
Фермерская продукция |
Проект ФЗ № 385335-8 «О внесении изменений в ФЗ «О развитии сельского хозяйства»* |
создание и развитие инфраструктуры сбыта фермерской продукции и развития региональных систем продовольственного обеспечения населения продуктами питания. |
*законопроект снят с рассмотрения в связи с отзывом субъектов права законодательной инициативы
Источник: составлена автором по [2,3,4,5]
На первой строке данной таблицы мы расположили продукцию органического производства, имеющую особый статус "органик". Данная продукция производится с определенными законом требованиями, в основном относящимися к ограничениям использования различного рода химических удобрений. Специфику производства данного вида продукции, в контексте настоящей статьи, мы не будем углубленно рассматривать, в связи с тем, что данная проблематика нами была уже более подробно исследована и представлена в ранних наших научных работах [6,7]. Между тем, на наш взгляд, интересно будет более подробно рассмотреть вопросы производства сельскохозяйственной продукции с улучшенными характеристиками.
Правовая регламентация данного вида продукции отражена в законе «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками» [3], вступившем в силу в марте 2022 г., признанного решать задачи в сфере развития рынка улучшенной продукции и повышения ее потребительского спроса, регулировать отношения в данной сфере предпринимательской деятельности [13].
В соответствии с данным правовым актом к производству продукции с улучшенными характеристиками должны применяться более жесткие требования и по качеству и по экологическим стандартам, по сравнению с продукцией, производимой интенсивным способом ведения сельского хозяйства. Закон также ввел и закрепил ряд понятий, таких как: «сельскохозяйственная продукция с улучшенными характеристиками»; «продовольствие с улучшенными характеристиками»; «промышленная и иная продукция с улучшенными характеристиками». Следует отметить, что законодательно запрещено использование методов генной инженерии, клонирования, ГМО, в том числе и ионизирующего излучения, при производстве продукции с улучшенной характеристикой. При этом разрешено повторное использование перерабатываемых упаковочных материалов.
Вместе с тем, производителям, которые заинтересованы в производстве такого рода продукции необходимо пройти сертификацию и по ее результатам получить сертификат соответствия, определяющий продукцию с улучшенными характеристиками, а также получить право использования особой маркировки продукции (графическое изображение), так называемый знак соответствия единого образца. При этом сведения о данных производителях обязательно вносится в Единый государственный реестр.
Также следуют отметить, что данным законом определены основные требования экологического, санитарного и ветеринарного характера, оказывающие минимальные воздействия на окружающую среду. Продукция такого рода будет отмечена отличительным товарным знаком "Зеленый эталон", правообладателем которого является Мисельхоз России. Однако, маркировать свою продукцию производители смогут только после получения соответствующего сертификата, как уже отмечалось выше. В настоящее время аккредитованным органом в данной области является Роскачества. На его базе разработано шесть национальных стандартов в рамках технического комитета по "зеленой" стандартизации, в которых содержаться требования к производству, хранению, транспортировке и реализации такого рода продукции. Также данным законом закрепляется такое понятия как "сельскохозяйственная продукция с улучшенными характеристиками".
По вопросам производства и сбыта продукции с улучшенными характеристиками, экспертами было высказано мнение о том, что данная продукция будет, несомненно, полезнее, но в тоже время и дороже обычной продукции, поэтому она сможет занять нишу продуктов премиум-класса. При этом в соответствии со стратегией развития агропродовольственного комплекса на период до 2030 г., одобренной Правительством РФ, а также в рамках государственной программы развития АПК предусматривается превышение экспорта сельхозпродукции к 2030 году более 45 млрд. долларов, одним из сегментов экспорта могла бы стать именно сельхозпродукция улучшенной характеристики [8].
Кроме того, для реализации закона об улучшенной сельскохозяйственной продукции, Минсельхоз России совместно с иными органами власти разработал ряд подзаконных актов, представленных нами в таблице 2.
Таблица 2 – Правовая регламентация продукции с улучшенными характеристиками
Документ (наименование) |
Аннотация |
ФЗ № 175-ФЗ от «О внесении изменений в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» |
Гарантирует государственную поддержку товаропроизводителей, выпускающих с/х продукцию и продовольствие с улучшенными характеристиками. Регулирует внесение такого рода производителей в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. |
ФЗ № 159-ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками» |
Определены требования с необходимостью применения технологий производства, соответствующих экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным, иным требованиям, с определенными ограничениями, в целях оказания минимального негативного воздействия на окружающую среду. |
Распоряжение Правительства РФ №1452-р
|
Вносит дополнения в перечень документов по стандартизации улучшенной сельскохозяйственной продукции, ее качественные и количественные характеристики и правила ее сертификации, утвержденный РП РФ № 330-р от 26.02. 2022 г. |
Распоряжение Правительства РФ №330-р
|
Утверждает перечень документов по стандартизации на улучшенной сельскохозяйственной продукции с определением ее качественных и количественных показателей и методы их исследования, а также правила сертификации |
Приказ Минсельхоза России №71 от 11.02.22 г. |
«Об утверждении порядка ведения единого государственного реестра производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия, промышленной и иной продукции с улучшенными характеристиками, перечня размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети «Интернет», сведений и информации, содержащихся в указанном реестре, а также перечня информации, размещаемой в форме открытых данных» |
Приказ Минсельхоза России №70 от 11.02.22 г. |
«Об утверждении порядка маркировки в виде графического изображения (знака соответствия) улучшенных сельскохозяйственной продукции, продовольствия, промышленной и ной продукции единого образца, а также указанного изображения и требований к такой маркировке» |
Источник: составлено автором по [9,4, 10,11,12].
Наряду с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, данная сфера деятельности функционирует с учетом требований следующих гостов:
– ГОСТ Р 70575-2022 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Овощи тепличные. Общие технические требования и правила производства»
– ГОСТ Р 58663-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Удобрения минеральные. Методы определения свинца, кадмия, мышьяка, никеля, ртути, хрома (VI), меди, цинка и биурета»
– ГОСТ Р 58662-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Термины и определения»
– ГОСТ Р 58661-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Оценка соответствия»
– ГОСТ Р 58660-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Производство, транспортирование и хранение»
– ГОСТ Р 58659-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Общие требования»
– ГОСТ Р 58658-2019 «Продукция и продовольствие с улучшенными характеристиками. Удобрения минеральные. Общие технические условия»
Таким образом, продукция с улучшенными характеристиками может занять определенную нишу в ряду продуктов с более качественными характеристиками, что, естественно может создать также и конкуренцию органической и фермерской продукции
Далее рассмотрим вопросы относительно продукции фермеров. По вопросам регулирования фермерской продукции в июне 2023 г. в ГД был внесен законопроект о закреплении понятия "фермерская продукция"[5].
Целью данного законопроекта являлось повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, физических лиц, ведущих личное подсобное хозяйство и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также создания и развития инфраструктуры сбыта фермерской продукции и развития региональных систем продовольственного обеспечения населения продуктами питания. Предметом регулирования данного Законопроекта предполагались отношения, которые могли между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением реализации фермерской продукции в целях обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией, производимой фермерами. К такого рода продукции предлагалось отнести также продукцию, произведённую из дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, семян и иных лесных ресурсов. Однако, вышеназванный законопроект так и не был принят и в январе текущего года снят с обсуждения и дальнейшего одобрения в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.
Следует отметить, что данный законопроект затрагивал основную проблему, которая заключается в сбыте фермерской продукции, и в какой–то степени помог бы решить данные вопросы. В тоже время и субъектам было бы дано право принимать программы по созданию и развитию инфраструктуры реализации фермерской продукции, предусматривающие, в том числе, меры по созданию организаций, основным видом деятельности которых является закупка такой продукции, ее подработка, переработка, хранение и сбыт, так называемые — агрегаторами. Указанные меры соответствуют положениям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года №20, которая предусматривает «создание сети оптово-распределительных центров для закупки продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей, ее подработки, переработки, хранения и сбыта через систему розничной торговли и предприятия общественного питания.
Также предусматривалось право производителей фермерской продукции размещать на упаковках производимой ими фермерской продукции обозначение, являющееся отличительным признаком такой продукции. Для ее обозначения предлагалось использовать надписи, содержащие слова «фермерская продукция» в сочетании с наименованием субъекта РФ, в котором была произведена указанная продукция, или без упоминания субъекта — по желанию производителя. Указанные меры развития инфраструктуры реализации фермерской продукции соответствовали бы положениям ст. 9-11 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ [14], в соответствии с которыми формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности соответствующих уровней относится к полномочиям органов государственной власти России, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Если бы был принят данный законопроект, то это бы способствовало развитию малых форм хозяйствования, а также упростило бы реализацию фермерской продукции в торговых сетях, не говоря уже об обеспечении устойчивого снабжения населения доступной и качественной пищевой продукцией, в том числе социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости. Законопроект не оказал бы негативного влияния на достижение целей государственных программ РФ и не привел бы к увеличению расходов федерального бюджета. Финансирование предусматривалось на уровне субъектов РФ, которые принимали бы решения о целесообразности включения в региональные программы развития сельского хозяйства мероприятий по созданию инфраструктуры поддержки фермерской продукции. Государственная поддержка сельскохозяйственных малых форм хозяйствования агробизнеса осуществлялась бы в рамках мероприятий, предусмотренных действующими программами развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Кроме того вышеупомянутый законопроект соответствовал положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. При этом дополнительные расходы из федерального бюджета, а также приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов не требовалось. Однако, следует отметить, что по мнению ряда экспертов, цена на фермерскую продукцию с принятием данного нормативного акта, могла бы существенно повысится. Мы полагаем, что именно этот аспект и был принят во внимание, при принятии решения по отзыву данного законопроекта.
Таким образом, резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод о том, что и органическая продукция и продукция с улучшенными характеристиками имеет качественную и стоимостную характеристики, при этом качественная составляющая определяет стоимостную составляющую товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает определенную степень полезности для определенных сегментов потребителей в определенных рыночных нишах. Правовая регламентация, в свою очередь является определенным индикатором уровня качественности продукции производимой при определенных технологических процессах. Следует развивать систему сбыта данных видов продукции.
1. Abryandina V.V. Specifika formirovaniya sistemy sbyta organicheskoy produkcii / V.V. Abryandina // Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyaystve. – 2024. – № 1(107). – S. 177-183.
2. Federal'nyy zakon «Ob organicheskoy produkcii i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty RF» ot 03.08.2018 g. №280 // Oficial'noe internet-predstavitel'stvo prezidenta Rossii: ofic. sayt. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43456 (data obrascheniya: 11.01.2024).
3. Federal'nyy zakon «O sel'skohozyaystvennoy produkcii, syr'e i prodovol'stvii s uluchshennymi harakteristikami» ot 11.06.2021 g. №159 // Oficial'noe internet-predstavitel'stvo prezidenta Rossii: ofic. sayt. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46869 (data obrascheniya: 25.01.2024).
4. Federal'nyy zakon «O razvitii sel'skogo hozyaystva».ot 29.12.2006 g. №264 // Oficial'noe internet-predstavitel'stvo prezidenta Rossii: ofic. sayt. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24837 (data obrascheniya: 24.01.2024).
5. Zakonoproekt o vnesenii izmeneniy v FZ "O razvitii sel'skogo hozyaystva" (v chasti razvitiya infrastruktury realizacii fermerskoy produkcii) ot 21.06.2023 g. № 385335-8 Sistema obespecheniya zakonodatel'noy deyatel'nosti: ofic. sayt. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/385335-8 (data obrascheniya: 23.01.2024).
6. Abryandina V.V. Analiz sostoyaniya i perspektiv razvitiya organicheskogo proizvodstva v rossiyskih regionah / V.V. Abryandina // Russian Journal of Management. – 2023. – T.11 – №3. – S. 167-176.
7. Abryandina V.V. Specifika funkcionirovaniya organicheskogo sel'skogo hozyaystva / V.V. Abryandina // Russian Journal of Management. – 2023. – T.11 – №2. – S. 207-216.
8. Pravitel'stvo Rossiyskoy Federacii ofic. sayt. – URL: http://static.government.ru/media/files/8tJynEn7pLVLfdqqL6p3BhArPtCQW9Aw.pdf (data obrascheniya: 23.01.2024) https://www.korovainfo.ru/news/rost-vypuska-produktsii-apk-v-rf-k-2030-g-prevysit-25-ee-eksport-45-mlrd-minselkhoz/.
9. Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v FZ "O razvitii sel'skogo hozyaystva».ot 11.06.2021 g. №175 // Oficial'noe internet-predstavitel'stvo prezidenta Rossii: ofic. sayt. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46810 (data obrascheniya: 22.01.2024).
10. Pravitel'stvo Rossiyskoy Federacii ofic. sayt. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006010045 (data obrascheniya: 23.01.2024)
11. Pravitel'stvo Rossiyskoy Federacii ofic. sayt. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203010044 (data obrascheniya: 23.01.2024)
12. Ministerstvo sel'skogo hozyaystva Rossiyskoy Federacii // Sayt Minsel'hoza Rossii: ofic. sayt. – URL: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-nauchno-tekhnologicheskoy-politiki-i-obrazovaniya/industry-information/info-produktsiya-s-uluchshennymi-ekologicheskimi-kharakteristikami/ (data obrascheniya: 21.01.2024).
13. Suglobov A.E. osobennosti malogo biznesa kak sub'ekta innovacionnoy ekonomiki. Voprosy regional'noy ekonomiki. 2011. 33980. S. 12-18.
14. Federal'nogo zakona «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v RF» ot 24.07.2007 g. №209-FZ // Informacionnaya sistema Kosul'tantPlyusOficial'noe: ofic. sayt. – URL: https://www.zakonrf.info/zakon-o-razvitii-malsred-biznesa/ (data obrascheniya: 22.01.2024).