ON THE MAIN TRENDS IN IMPROVING THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Pension provision is one of the central instruments of social policy pursued by the state. The level of well-being of society is the most important indicator of the country’s socio-economic development and largely depends on the effectiveness of the pension system. Many legislative reforms in this area have led to the formation of a complex, multidimensional system, which is one of the main mechanisms for performing the social function of the state. The article analyzes the indicators characterizing the functioning of the pension system, the factors influencing them, and also identifies the main trends in its development.

Keywords:
pension, dynamics, Social Fund, provision, pensioner, pension coefficient
Text

Актуальность исследования проблематики совершенствования системы пенсионного обеспечения обусловлена тем, что от эффективности ее работы в значительной степени зависит благополучие населения страны. О важности совершенствования системы свидетельствует то, что по состоянию на 1 октября 2023 года на учете в качестве получателей пенсий состоял 41,23 млн человек[6], что составляет почти 30% населения страны (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Динамика общей численности пенсионеров, тыс. человек

 

Динамика количества пенсионеров демонстрирует убывающую тенденцию. С 2019 года данный показатель стремительно сокращается. В качестве основного фактора, который оказал влияние и продолжает воздействовать на формирование такой динамики, можно выделить процесс увеличения пенсионного возраста, запущенный в 2019 году. В результате переходного периода общеустановленный пенсионный возраст составит в 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Данный шаг направлен на «обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы» [4] страны. «При этом ряд льготных категорий граждан увеличение пенсионного возраста не коснулось» [3, c.52]. Так, за 3 года количество пенсионеров сократилось на 3,87%. Вышеприведенный фактор выделен в качестве основного, т.к. в составе получателей пенсий основную долю занимают лица, которым назначена пенсия по старости.

Рассмотрим структуру количества пенсионеров в разрезе видов пенсионного обеспечения. Как нами уже было отмечено, большую долю (более 80%) занимает пенсия по старости. Наступление нетрудоспособности в связи с достижением определенного возраста является одним из наиболее распространенных юридических фактов, предоставляющих право на получение социального обеспечения гражданами. При этом, в данном аспекте тоже существует дифференциация. Несмотря на то, что действующей Конституцией закреплено полномочие Правительства Российской Федерации по обеспечению проведения единой социально ориентированной государственной политики в области социального обеспечения и принцип равенства [1], происходит дифференциация условий и уровня социального обеспечения в зависимости от различных факторов, как связанных с личностью пенсионера, так и с его трудовой деятельностью. Законодатель, определяя уровень обеспечения по страховым пенсиям, направлен на использование в качестве ориентира такой критерий, как трудовой вклад каждого.

Дифференциация наблюдается и в основаниях предоставления досрочной пенсии. Возможность выхода на пенсию ранее достижения общеустановленного возраста предусмотрена для представителей определенных профессий; лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с вредными, тяжелыми условиями труда; с повышенной интенсивностью и тяжестью; категорий субъектов, признаваемых социально значимыми и др. Для каждой категории получателей досрочной пенсии предусмотрены отдельные требования.

Однако в аспекте дифференциации непосредственный интерес представляет также сопоставление уровня пенсионного обеспечения на территориях различных субъектов Российской Федерации и федеральных округов (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Средний размер пенсионного обеспечения в федеральных округах, руб. [6]

 

Наибольшим уровнем среднего размера пенсионного обеспечения  характеризуются субъекты Дальневосточного федерального округа. Пенсионеры, проживающие на территории субъектов данного федерального округа, в среднем получают пенсию в размере 19065,71 рублей. Наибольшая величина пенсионного обеспечения в данном федеральном округе в Чукотском автономном округе – 31 812,9 руб. [6]

В наименьшей степени, по сравнению с остальными федеральными округами, обеспечены пенсионеры на территории Северо-Кавказского федерального округа – средний размер данного показателя здесь равен 13 409,49 руб. Наибольшим уровнем пенсионного обеспечения характеризуется Ставропольский край – 17 517,26 руб. [6]

По состоянию на 1 октября 2023 года существует значительный разрыв между максимальным и минимальным значением средней величины пенсионного обеспечения субъектов РФ и он равен 14 295,64 руб. Подобная разница обусловлена не императивным закреплением различных величин пенсий. В данном случае необходимо обратиться к структуре пенсий и порядку их расчета. Пенсионное обеспечение включает фиксированную выплату, которая устанавливается федеральным законодательством инее меняется в зависимости от принадлежности получателя пенсии к территории определенного субъекта РФ.

Произведение стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента позволяет определить размер страховой пенсии по старости. Если стоимость одного пенсионного коэффициента тоже устанавливается на федеральном уровне и не дифференцируется по субъектам РФ, то величина индивидуального пенсионного коэффициента зависит от трудовой деятельности застрахованного лица. В расчете величины индивидуального пенсионного коэффициента используются такие показатели, как средний заработок, заработная плата за год, страховые взносы и др. Именно различия значений данных параметров являются причиной наличия подобных разрывов величин среднего размера пенсионного обеспечения в федеральных округах и субъектах Российской Федерации.

Для выявления существующих тенденций в области страхового пенсионного обеспечения, проанализируем динамику среднего размера видов страховых пенсий, исчерпывающий перечень которых закреплен в законодательстве (рисунок 3).

 

 Рисунок 3.Динамика среднего размера видов страховых пенсий, руб. [5]

 

На рисунке 3 изображена положительная динамика среднего размера видов страховых пенсий. Средний размер страховой пенсии по старости достиг величины 20 821,91 руб. [5] С 31 декабря 2022 года значение показателя увеличилось на 5,12%.

Величина среднего размера страховой пенсии по случаю потери кормильца почти на 7 тысяч меньше. Это связано с особенностями определения размера данного вида социального обеспечения, в частности, предусмотрено деление индивидуального пенсионного коэффициента на количество нетрудоспособных иждивенцев, а также деление фиксированной выплаты по данному виду обеспечения (как правило, она составляет только 50%)[2]. Именно страховая пенсия по случаю потери кормильца распространяется на наиболее широкий круг субъектов – получателей пенсии.

Страховая пенсия по инвалидности тоже является одним из ключевых элементов системы социального обеспечения. Так, по состоянию на 1 октября 2023 года получателями данного вида пенсии являлись более 2,196 млн человек [6], что составляет лишь примерно 1/5 часть от общего количества пенсионеров, признанных в установленном законом порядке инвалидами.

Такая разница обусловлена различными факторами. Среди них можно выделить не только объективные. Так, законодатель предоставляет право гражданам самостоятельно принимать решение о выборе определенного вида пенсии, если есть основания для получения нескольких видов пенсий. Также это связано с тем обстоятельством, что уровень пенсионного обеспечения для инвалидов 2 и 3 группы зачастую меньше, чем уровень обеспечения лиц, являющихся получателями пенсии по старости (что мы видим на рисунке 3). Для подтверждения права на пенсию по инвалидности, как правило, необходимо периодическое прохождение переосвидетельствования. Неявка на переосвидетельствование является основанием для приостановки ее выплаты.

 

Рисунок 4. Структура численности пенсионеров, признанных инвалидами по состоянию на 1 января 2023 года, % [6]

 

Наибольшее количество пенсионеров, признанных инвалидами, относятся к III группе. Из них 3,536 млн являются получателями страховых пенсий, а 313,24 тыс. – пенсий по государственному пенсионному обеспечению [6]. В последнюю группу входят лица, принадлежащие к определенным категориям граждан, а также субъекты, у которых отсутствует страховой стаж (социальная пенсия по инвалидности). Кроме того, инвалидами III группы с детства являются еще 436 752 пенсионера [6].

Вторая по величине категория в структуре охватывает субъектов, относящихся к инвалидам II группы. Их доля составила 36% в общей совокупности. При этом, абсолютное большинство из них тоже получают страховую пенсию - 3,529 млн лиц., а пенсии по государственному социальному обеспечению – 197, 521 тыс. лиц[6].

Основная нагрузка по пенсионному обеспечению возложена на Социальный Фонд России, несмотря на довольно обширный перечень категорий получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Как известно, они в основном финансируются за счет средств федерального бюджета с помощью системы межбюджетных трансфертов.

Анализ результатов проведенных реформ позволяет определить, что обозначенные цели постепенно достигаются.

Существует необходимость в формировании единого нормативного правового акта, закрепляющего основы пенсионного обеспечения: понятия, принципы, полномочия органов государственной власти федерального и регионального уровня и др. Данный шаг заложит правовую базу для унификации нормативно-правовых актов на уровне субъектов Российской Федерации в области социального обеспечения. Многообразие видов социального обеспечения, законов и подзаконных актов, реформ пенсионной системы может создать трудности в правоприменительной практике.

References

1. "Konstituciya Rossiyskoy Federacii" (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obscherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) - Tekst : elektronnyy // Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii. - URL: http://pravo.gov.ru/constitution/?ysclid=lqk71jqdn7419801914

2. Federal'nyy zakon ot 28.12.2013 N 400-FZ "O strahovyh pensiyah". - Tekst : elektronnyy // Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii. - 2023. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102170667&ysclid=lqk73gugjh966949825

3. Gorelov R.I. Problemy pensionnogo obespecheniya Rossii // Uchenye zapiski Rossiyskoy Akademii predprinimatel'stva. 2023. T. 22. № 2. S. 49-55.

4. Zakonoproekt № 489161-7. Tekst : elektronnyy // SOZD GAS «Zakonotvorchestvo». Gosudarstvennaya Duma Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federacii: oficial'nyy sayt. - 2023. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/489161-7

5. Operativnyy doklad ob ispolnenii byudzheta Fonda pensionnogo i social'nogo strahovaniya Rossiyskoy Federacii. Tekst : elektronnyy // Schetnaya palata Rossiyskoy Federacii: sayt - 2023. - URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/dde/gpawtmyfaorkfetnna7esb24my3mw4fr.pdf?ysclid=lqkpjutjft977490399

6. Osnovnye pokazateli pensionnogo obespecheniya v Rossiyskoy Federacii. Tekst : elektronnyy // Social'nyy fond Rossii: oficial'nyy sayt. - 2023. - URL: https://sfr.gov.ru/info/statistics/pension_provision_sfr

7. Oficial'naya statistika. Tekst : elektronnyy // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: oficial'nyy sayt. - 2023. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13877

8. Sugarova I.V. Finansovyy kontrol' i mesto Federal'noy sluzhby finansovo - byudzhetnogo nadzora v sisteme finansovogo kontrolya//Nalogi i nalogooblozhenie. 2015.№7. s.556-564.


Login or Create
* Forgot password?