METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF INDUSTRIAL INVESTMENT POLICY IN THE GAS INDUSTRY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the study of issues of providing methodological support for the formation of industrial investment policy in the gas industry. The key strategic directions of the industrial policy of the gas industry of the Russian Federation in modern conditions are revealed, and it is also explored how these strategic directions are implemented through guiding principles. In addition, a scheme has been developed in the form of a strategic map of key guidelines for the industrial investment policy of the gas industry. It is concluded that the developed scheme can be used as a working tool for further detailing and clarifying the strategic objectives and goals of the industrial investment policy of the gas industry. These circumstances determine the relevance of this study.

Keywords:
gas industry, investments, industrial investment policy, guiding principles, strategic map
Text

В настоящее время газовая отрасль в России и в мире находится в той фазе развития жизненного цикла, когда ее дальнейшее существование и развитие во многом зависят от эффективного использования, имеющегося ресурсного и интеллектуального потенциала, а главным условием воспроизводства такого потенциала являются инвестиции. В существующей газовой отрасли присутствие эффективных организационных и управленческих составляющих, в рамках которых реализуется общеотраслевая инвестиционная политика, связано с формированием и оформлением в значительной степени как результат оперативного реагирования на вызовы рынка, чем целенаправленного результата воздействия государства.

Дальнейшее развитие газовой отрасли в настоящий момент определяется уже иными, нежели это было ранее, объективными рыночными, социальными и экономические факторами, которые предполагают потребность в более серьезных, чем существовавшие до недавнего времени подходах в области инвестиций к формированию отраслевой промышленной политики. Так дальнейшее стратегическое представление газовой отрасли в ТЭК России, в определенной мере определяется фактором уменьшения газовых ресурсов в мире. По оценкам ОПЕК при имеющихся ресурсах газа в 200 трлн куб. и добыче 3,45 трлн куб., газа на планете хватит на 47 лет, т.е. менее, чем на 2 поколения (но если к 2030 г. добыча возрастет на 30% к уровню 2015 г., то запасы газа закончатся на 10 лет раньше) [10]. В России сосредоточено 24% мировых запасов газа, которых при текущем уровне потребления должно хватить на 80-85 лет, это примерно в 1,5-2 раза дольше, чем остальному миру [8]. Это позволяет относительно спокойно рассматривать перспективы обеспечения внутренних потребностей в природном газе на ближайшую перспективу. Но это же предполагает необходимость скорейшего принятия стратегических решений относительно приоритетности экспортной ориентации газовой отрасли в ближайшем будущем.

Вопросы анализ и оценки состояния отечественной газовой отрасли в последнее время рассматриваются многими авторами. В частности, этим вопросам посвящены исследования проведенные Овешниковой Л.В. и Сибирской Е.В. [15], Григорьевой Н. А., Овсянниковым Е. М. и Жагфаровым Ф. Г. [9], Семикашевым В.В. и Гайворонской М.С. [18], Козеняшевой М. М. и Пьянова А. В. [13]. Эти и другие исследователи, справедливо указывая на изменение ряда исходных предпосылок и условий, в которых ранее действовала газовая отрасль, пытаются построить собственные прогнозы её развития в условиях возросшей неопределенности и утраты ряда внешнеэкономических торговых позиций. По оценкам экспертов, к основным негативным факторам, определяющих нынешнее состояние газовой отрасли является резкое снижение экспортных поставок российского газа в 2022 г., которое произошло на фоне серьезных санкционных ограничений. По оценкам аналитиков консалтинговой компании «Яков и партнеры» экспорт газа упал по отношению к 2021 г. на 32,3% (до 167 млрд куб. м.), и одновременно  поставки в дальнее зарубежье (в Европу, Турцию и Китай), сократились в 1,8 раза, до 100,9 млрд куб. м. [6]

Вместе с тем, текущее состояние газовой отрасли не рассматривается аналитиками как критическое. Экспертные прогнозы развития мировой нефтегазовой индустрии дают сегодня в целом достаточно оптимистичную картину с временным горизонтом до 2030 г. [2]. По мнению отечественных аналитиков, при принятии определенных антикризисных мер на уровне отрасли можно прогнозировать и потенциальное восстановление отечественного отраслевого рыночного потенциала примерно к этому же сроку. И хотя в текущей ситуации сохранившаяся и действующая газовая трубопроводная инфраструктура, не в состоянии полностью заменить «выпадающие» объемы экспортной выручки, уже сегодня можно определить определенные технологические альтернативы, позволяющие относительно быстро восполнить выбывший потенциал. Прежде всего это относится как проектам в области производства аммиака и карбамида в газохимической отрасли, а также развитие направления, связанного с производством и реализацией сжиженного природного газа [6]. 

Критически значимым и необходимым условием реализации такого сценария является выработка комплекса государственных мер по формированию и успешной реализации соответствующей отраслевой промышленной политики, значимым элементом которой должна стать соответствующая отраслевая инвестиционная политика. Последнее понятие нуждается в уточнении, поскольку, к сожалению, следует признать, что в настоящий момент не выработано единого подхода к его однозначной и ясной трактовке. Только на специализированной энциклопедическом ресурсе «Национальная энциклопедическая служба» можно найти 27 его разных формулировок [12]. Для лучшего понимания и интерпретации понятия отраслевой инвестиционной политики в качестве исходной теоретической основы целесообразно обратиться к более глубоко исследованному и проработанному, широко используемому понятию «инвестиции».

Классическое определение инвестиций предполагает рассматривать их как «способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода» [7]. Известный отечественный ученый Т.В. Теплова понимает под инвестициями «текущее вложение разнообразных ресурсов, включая денежные, с целью получения выгод в будущем» [19]. В.М. Аскинадзи и В.Ф. Максимова рассматривая инвестиции определяют их, как «денежные средства, ценные бумаги, имущество, имущественные и неимущественные права, вкладываемые в любые инвестиционные объекты с целью получения в будущем прибыли (дохода) или иного полезного эффекта, т.е. термин «инвестиции» в общепринятом смысле включает затраты не только на прирост реальных средств, но и на вложения в иные инвестиционные объекты (прежде всего, ценные бумаги)» [3].

Обобщая различные подходы отечественных и зарубежных авторов к пониманию природы инвестиций для целей разработки отраслевой инвестиционной политики, можно отметить, что как с методологической, так и с практической точки зрения это понятие должно рассматриваться комплексно, с выделением сразу трех содержательно значимых составляющих, через которые раскрываются соответственно «финансовый», «производственный» и «управленческий» аспекты инвестиционной активности.

Возвращаясь к понятию отраслевой инвестиционной политики, как правило, в литературе данное понятие используется либо на микроуровне, когда характеризуется инвестиционная активность отдельного бизнеса [1; 4; 21], либо на макроуровне, когда говорят об инвестиционной политике государства или региона [14].

Вместе с тем, ряд авторов в последнее время стал обращать внимание на необходимость формирования инвестиционной политики на отраслевом уровне. В частности, этим вопросам посвящены работы таких авторов, как  Разманова С. В. [16],  Романова А.Я. [17], Филимонова И. В., Проворная И. В., Комарова А. В., Шумилова С. И. [20] и др.

Анализ работ этих и других авторов, рассматривающих проблематику формирования отраслевой инвестиционной политики позволяет определить её ключевые особенности, которые следует учитывать при организации инвестиционного процесса в рамках промышленной политики газовой отрасли.

Сегодня возникает серьезная задача оптимизации масштабов и темпов добычи газодобычи, формирования стратегического пакета инвестиционных программ, реализация которых в зависимости от приоритетности должна осуществляться на федеральном, отраслевом уровне либо на уровне отдельных бизнес-единиц газовой отрасли.

Решение данной задачи невозможно без наличия соответствующего методического обеспечения, в основе которого должны лежать несколько выстроенных последовательно фундаментальных взаимосвязанных принципов. В рамках отраслевой промышленной инвестиционной политики они могут также рассматриваться и как базовые стратегические ориентиры, определяющие цели и задачи комплексного развития отрасли на обозримую перспективу. При этом, в своей практической реализации они могут описываться не только качественно, но и выражаться количественно через соответствующие экономические показатели. Такими принципами-ориентирами по мнению автора настоящего исследования являются:

- возможности и компетенции;

- структурные изменения и эффективность;

- расширение рынков.

Предложенная последовательность представления ключевых принципов имеет свою особенность, которая заключается в том, что она в определенной степен отражает общую идею, в соответствии с которой более эффективное руководство отраслью способно привести к расширению рынков, а сама деятельность  на таких рынках позволит сформировать и накопить те новые знания, которые обеспечат новые возможности и компетенции.

В качестве ключевых стратегических направлений промышленной политики газовой отрасли РФ в современных условиях, где реализуются представленные выше принципы, следует определить следующие четыре магистральных стратегических направления (рис. 1):

Рисунок 1 – Магистральные стратегические направления промышленной политики газовой отрасли РФ

Каким образом стратегические направления могут реализоваться посредством использования предлагаемых принципов-ориентиров рассмотрим ниже.

Один из ориентиров, называемый «возможности и компетенции», подразумевает те цели, которые связаны как с повышением потенциальных возможностей производственных мощностей, так и с достижением значительной конкурентоспособности самой отрасли. Следует отметить, что в современных условиях важнейшими направлениями в сфере инвестирования считаются:

- проведение на постоянной основе разного рода исследований и разработок с последующим определением тех из них, которые способны оказать значительное влияние на дальнейшее повышение производительности труда;

- обновление теоретических и практических знаний сотрудников, повышение их квалификации по наиболее важным направлениям, связанным с конкурентоспособными компетенциями, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающими требованиями рынка и сокращение периода внедрения в практическую деятельность профессиональной подготовки специалистов с использованием всех уровней технологических решений.

Формирование отраслевой промышленной инвестиционной политики в определенной степени оказывает влияние на эффективность производимых инвестиций в основной капитал и используемые технологии что связано с исключением возможности принятия экономически неэффективных технологических решений. Поэтому, одной из важнейших задач промышленной инвестиционной политики является направление, связанное с определением критериев морального устаревания технологий и оборудования. 

Укрепление важнейших компетенций предполагает структурные преобразования и мероприятия, связанные с повышение эффективности, в частности, первоочередное решение вопросов, направленных на привлечение инвестирования:

- принятие тех инвестиционных решений, которые направлены на увеличение стоимости отдельных звеньев производственной и сбытовой цепи, а также всей производственной цепи в целом;

- углублении разделения труда в отрасли, связанное с расширением участия предприятий малого и среднего бизнеса и направленное на повышение производительности ее отдельных сфер;

- внедрение ресурсосберегающих и экологически ориентированных технологий.

Эффективная и действенная промышленная инвестиционная политика, соответствующая современным условиям, воплощает в себе сложные интеллектуальные и наукоемкие производственные решения, конкретный выбор которых определяет последующие результаты существования отрасли в мировой экономике. Отбор проектов определяется комплектом документов, разработанных в рамках текущей отраслевой промышленной инвестиционной политики.

Также повышение уровня конкурентоспособности в соответствии с объективно существующими экономическими законами вполне способно привести к расширению внутреннего и внешнего рынка, что актуально и для газовой отрасли. Диверсификация внутреннего газового рынка предполагают интенсификацию процессов внутренней газификации и внедрения более совершенных технологий использования газа, а механизмом расширения внешнего рынка вполне может стать освоения новых географических сегментов и развитие как важнейшего стратегического направления СПГ.

В конечном итоге, ключевые ориентиры промышленной инвестиционной политики газовой отрасли могут быть наглядно изображены в виде схемы представленной на рис. 2.



Рисунок 2 – Стратегическая карта ключевых ориентиров промышленной инвестиционной политики газовой отрасли

 

Источник: составлено автором.

 

В рабочем порядке каждое из представленных на схеме стратегических направлений и целей могут быть аналитически описаны с применением таких инструментов как диаграмма Ганта и диаграмма Исикавы.

Традиционно различают следующие методы промышленной политики организационно-административные, нормативно-правовые и финансово-экономические. Обращение к ним предполагает использование совокупности инструментов, благодаря которым формируется современная гибкая, инновационно-ориентированная промышленная инвестиционная политика, стимулирующая эффективность промышленных   процессов в газовой отрасли в долгосрочной перспективе и среднесрочной перспективе.

Основные правовые, экономические и административные методы и инструменты реализации промышленной инвестиционной политики сведены в таблицу 1 ниже.

 

Таблица 2 – Методы и инструменты повышения эффективности промышленной инвестиционной политики

Методы реализации промышленной политики

Инструменты реализации промышленной политики

Содержание предлагаемых инструментов реализации промышленной политики

Цели внедрения предлагаемых инструментов реализации промышленной политики

Организацион-но дминистратив-ные

Создание на региональном уровне необходимой

инфраструктуры

Создание госудаственных и частных институтов для стимулирования финансирования и технического развития высокотехнологичного промышленного производства

Способствовать обеспечению бесперебойного финансирования предприятий газопереработки и газохимии, обмену знаниями, повышению уровня научных и технико-технологических инновационных исследований, и качества изготавливаемой продукции

 

Функционирование и поддержка государственно- частных партнерств

Обеспечение условий, благоприятсвтующих развитию государственно-частных партнерств в целях государственной и частной поддержки кластеров традиционной газодобычи и производства СПГ

более рационально с разделением рисков между государством и частными компаниями реализовывать крупные инфраструктурные проекты в сфере газодобычи и газопереработки в рамках проектного финансирования и организационного взаимодействия

Нормативно-правовые

Принятие нормативно - правовых актов в бюджетной сфере

Совершенствование         законов, регулирующих бюджетную политику, касающуюся газовой отрасли

Возможность использования в плановом периоде бюджетных средств, неиспользованных в текущем периоде, для отдельных категорий заключенных контрактов, а также уточнение направлений предоставления различных «грантов»

 

Принятие нормативно - правовых актов, касающихся технического регулирования

Разработка, и обновление региональных и национальных стандартов, норм и правил производства СПГ и газового топлива

Стимулирование технологического развития                в газодобывающем и газоперерабатывающем сегментах

 

Принятие нормативно­-

правовых актов в сфере экологического

регулирования

Разработка инструментов принуждения и стимулирования предприятий к внедрению природоохранных технологий, технологий «нулевой эмиссии СО2».

Формирование системы административных ограничений и стимулов для развития чистых технологий, технологий эколого-ориентированного развития

 

Принятие нормативно - правовых актов по обеспечению промышленной безопасности

Ужесточение нормативов, направленных на обеспечение безопасного производства, поощрение компаний, осуществляющих автоматизацию производственных процессов и внедряющих интеллектуальные технологии

Стимулирование инновационной деятельности предприятий газовой отрасли, повышающих стандарты обеспечения безопасности

 

Принятие нормативно - правовых актов в сфере регулирования корпоративных отношений

Формирование системы договорных взаимоотношений государства, ПАО «Газпром», независимых компаний, других участников инновационных и инвестиционных процессов

Создание благоприятной инвестиционной среды, законодательное закрепление правил, защищающих права инвесторов в реальный сектор газовой отрасли и создающих режимы наибольшего благоприятствования всем заинтересованным сторонам

 

Принятие нормативно - правовых актов по реализации антимонопольных мер

Ограничение процессов слияния и поглощения, затрудняющие процесс поглощения независимых компаний

Обеспечение условий для стабильной деятельности независимых компаний, поддержка конкурентной среды.

Финансово-экономические

Использование средств федерального и регионального бюджетов

Софинансирование на конкурсной основе проектов из бюджетов разных уровней, а также субсидирование процентных ставок из федерального и регионального бюджета, стимулирующих внедрение инноваций и поощряющих вложения в инновационные проекты.

Рациональное использование бюджетных средств для реализации инновационно-ориентированных программ и проектов в области газопереработки и производства СПГ

 

Субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков, льготное кредитование

Создание специального фонда и предоставление средств фонда в рассрочку под низкий процент, направление средств фонда на погашение части процентов по кредиту коммерческих банков

Стимулирование вложений средств в капиталоемкие проекты в целях производства продукции с высокой долью добавленной стоимость

 

Применение льготного

налогообложения

Введения инвестиционного налогового кредита. Предоставления права на возмещение НДС.

Введение льготы по налогу на имущество.

Увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения

Предоставление возможности учета расходов НИОКР при исчислении налога на прибыль организаций с коэффициентом 1,5.

Введение налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности («гринфилдам»)

Стимулирование компаний к финансированию исследований и разработок, вложению средств в модернизацию производства, строительство новых объектов в целях производства продукции с высокой долью добавленной стоимость

 

Стратегическое финансовое

планирование,

прогнозирование

Разработка стратегической программы развития газовой отрасли, в том числе сектора СПГ, и ее составной части, касающейся финансовых планов и прогнозов, реализация программы, ее анализ и контроль

Достижение взаимосвязанности различных планов, стратегий и программ, корреляции между уровнями управления, обеспечение единого горизонта планирования, устранение дублирования расходов.

Источник: разработано автором.

 

Таким образом, промышленная инвестиционная политика в газовой отрасли направлена на финансовое обеспечение стабильного эффективного функционирования газовой отрасли и поиск наилучших вариантов инвестиционного финансирования приоритетных инвестиционных программ. Авторский подход предполагает, что в основу формирования современной промышленной инвестиционной политики газовой отрасли должны быть положены следующие принципы-ориентиры: возможности и компетенции, структурные изменения и компетентность, расширение рынков.

Впервые прилагаются эти принципы-ориентиры в такой системе к исследованию промышленной политики в газовой отрасли, и в частности, ее инвестиционной составляющей. Представленная схема может быть использована в качестве рабочего инструмента для дальнейшей детализации и уточнения стратегических задач и целей промышленной инвестиционной политики газовой отрасли.

 

References

1. Agaeva L. K. Investicionnaya deyatel'nost' predpriyatiya: ucheb. posobie / L.K. Agaeva, V.Yu. Anisimova. - Samara: Izd-vo Samarskogo universiteta, 2018. - 76 s.

2. Analitiki nazvali nyneshniy uroven' investiciy v neftegaz dostatochnym dlya sprosa 2030-h. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.interfax.ru/business/913581 (data obrascheniya: 15.14.2023).

3. Askinadzi, V. M. Investicii: uchebnik dlya bakalavrov / V. M. Askinadzi, V. F. Maksimova. - M: Izdatel'stvo Yurayt, 2014. S.11.

4. Boychenko A.V., Kolesnikova E.V. Investicionnaya politika organizaciy v sfere real'nyh investiciy // Intellektual'nyy potencial XXI veka: stupeni poznaniya. 2014. S.169-172.

5. Vashaev B.H., Amadaev A.A., Mizaev M.M. Investicionnaya politika: ee suschnost' i rol'// Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya, 2021, № 1 (33). S. 62-64.

6. Vozmozhnosti Rossii dlya kommercializacii «vypadayuschih» ob'emov eksporta gaza (Obzor kompanii «Yakov i partnery»). [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://yakov.partners/publications/commercializing-russian-gas-reserves-to-make-up-for-the-lost-exports/ (data obrascheniya: 15.14.2023).

7. Gitman L. Dzh., Dzhonk M. D. Osnovy investirovaniya. Per. s angl. - M.: Delo, 1997. S. 10.

8. Goskomissiya ocenila rossiyskie zapasy nefti i gaza [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2022/08/05/934801-naskolko-hvatit-nefti-gaza (data obrascheniya: 15.14.2023).

9. Grigor'eva N. A., Ovsyannikov E. M., Zhagfarov F. G. Problemy rossiyskoy gazovoy otrasli// Neftegaz.RU, 2023, №10 (142) (Oktyabr'). S.16-21.

10. Zapasy na ishode. Na skol'ko let Rossii hvatit nefti i gaza. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://ria.ru/20210921/zapasy-1751002337.html (data obrascheniya: 15.14.2023).

11. Zenkina M.V., Zotkina N.S., Kopytova A.V. Realizaciya investicionnoy politiki v Rossiyskoy Federacii // Vestnik Altayskoy akademii i prava. 2022. № 2 (chast' 2), fevral'. S.190-196.

12. Investicionnaya politika. - Nacional'naya enciklopedicheskaya sluzhba. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://vocable.ru/termin/investicionnaja-politika.html (data obrascheniya: 15.14.2023).

13. Kozenyasheva M. M., P'yanov A. V. Razvitie mirovogo rynka neftegazohimii v sovremennyh ekonomicheskih usloviyah // Ekonomicheskie nauki, 2023, №4 (221). S.467-476.

14. Maslyukova E. A., Yutkina O.V. Gosudarstvennaya investicionnaya politika: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya// Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. 2022. №2. S.137-149.

15. Oveshnikova L.V., Sibirskaya E.V. Harakteristika napravleniy razvitiya rossiyskoy gazovoy sfery (otraslevoy analiz i prognozirovanie)// Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. 2022. №17-1. - 487-492.

16. Razmanova Svetlana Valer'evna Investicionnaya politika neftegazovyh kompaniy v usloviyah krizisa // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Ekonomika i pravo». 2016. T. 26, vyp. 6. S.57 - 64.

17. Romanova A.Ya. Strategiya investicionnogo razvitiya neftegazodobyvayuschego predpriyatiya// Beneficiar, 2021, №100. S.6-9.

18. Semikashev V.V., Gayvoronskaya M.S. Analiz sostoyaniya i perspektiv razvitiya rossiyskoy gazovoy otrasli do i posle 2022 g.// Nauchnye trudy: Institut narodnohozyaystvennogo prognozirovaniya RAN / Gl. red. I.E. Frolov. - M.: Nauchnyy konsul'tant, 2022. S. 108-127.

19. Teplova T. V. Investicii. V 2 ch. Ch. 1 : uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / T. V. Teplova. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2016. S. 16.

20. Filimonova I. V., Provornaya I. V., Komarova A. V., Shumilova S. I. Investicionnaya deyatel'nost' neftegazovyh kompaniy Rossii // Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom. 2019. № 5(173). S. 13-20.

21. Hmel' N.P., Mischenko T.L. Osobennosti realizacii investicionnoy politiki predpriyatiya na primere GP «KALUGAOBLVODOKANAL» // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2023. №1-2 (95). - S.142-143


Login or Create
* Forgot password?