INCREASING THE EFFICIENCY OF THE TRANSPORT COMPLEX BASED ON DIGITAL TRANSFORMATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines certain aspects of digitalization of the transport complex, defines its main directions, highlights the main trends in passenger and freight transportation, transport management in the field of digitalization, and provides the main modern technologies used in the transport industry. In addition, the article examines both the advantages of digital transformation for the transport sector and the problems that arise during the digitalization of the industry, provides proposals for improving transport policy and improving the efficiency of the transport system.

Keywords:
transport complex, passenger transportation, freight transportation, digitalization, big data, Internet of Things, artificial intelligence
Text

Транспортная система является важной составляющей жизни не только отдельных людей, но в том числе выступает и в качестве одного из важнейших направлений развития государственной экономической политики. Реализация транспортной политики должна способствовать, чтобы транспортная система с наибольшей эффективностью выполняла свои основные функции, предполагающие обеспечение связанности как отдельных регионов, так и государства в целом и даже отдельных стран. Исходя из этого, реализация эффективной транспортной политики, учитывающей постоянно возрастающие транспортные потоки как в мировом масштабе, так и на территории России, вкупе с усложнением существующих транспортных систем и масштабностью резких шоков, видоизменяющих транспортные и логистические процессы (пандемия Covid-19, санкции недружественных стран 2022 года), с учетом важности развития транспортного комплекса для национальной и региональных экономик требует использовать все возможные цифровые и технологические инновации, способствующие повышению эффективности транспортной системы.

Таким образом, рассмотрение вопросов цифровизации транспортной отрасли и использования современных цифровых технологий в ее развитии являются ключевыми для формирования долгосрочной управленческой транспортной политики, где современные цифровые инструменты являются основной движущей силой ее формирования, и как следствие – обеспечения региональной и национальной коммуникации и безопасности.  

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г.
№ 3363-р), которая в настоящий момент является основным документом, регламентирующим развития транспортной отрасли в России, одной из целей развития транспортного комплекса является «Цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий», которая включает в себя следующие задачи:

  • Цифровизация пассажирских перевозок;
  • Цифровизация грузовых перевозок;
  • Цифровизация жизненного цикла инфраструктуры и транспортных средств;
  • Цифровизация управления транспортным комплексом;
  • Повышение уровня технологического развития и декарбонизация транспортного комплекса. [1]

Реализация данных задач, предполагает повышение эффективности взаимодействия пользователей с транспортной инфраструктурой (в пассажирских перевозках – введение современных цифровых методов оплаты проезда, в грузовых перевозках – повсеместный переход на электронный документооборот), цифровизацию управления транспортным комплексом и транспортной инфраструктурой. Однако внедрение цифровых инструментов на транспорте в настоящий момент во многом сильно отличается как в региональном, так и в отраслевом разрезах.

Таким образом, цифровизация различных сегментов транспортной отрасли идет неравномерно – лидирующими сегментами являются цифровизация пассажирских перевозок и внедрение современных методов оплаты проезда, отстающими –  цифровизация поддерживающих функций перевозок и операций внутри транспортных организаций.

Так, в разрезе внедрения современных методов оплаты проезда в транспортном комплексе можно выделить два основных взаимосвязанных тренда – унификацию и приведение способов оплаты проезда в разрезе страны к единым стандартам и внедрение мультимодальных перевозок. Под мультимодальными перевозками понимается комплексная услуга, когда пассажир использует несколько видов транспорта для того, чтобы добраться до точки назначения. При этом на передний план выходит внедрение
MaaS-сервиса (Mobility as a Service) для пассажиров – с помощью которого пассажир сможет строить наиболее оптимальный маршрут поездки с использованием различных видов общественного транспорта, при этом используя единый цифровый способ оплаты поезда, что в настоящий момент является основным направлением государственной политики в сфере пассажирских перевозок.

Безусловным лидером данных процессов можно назвать московскую карту «Тройка», которая в настоящий момент используется уже в 38 регионах России (к концу 2025 года планируется подключить еще как минимум 21 регион) [2], позволяющую оплачивать проезд на всех видах общественного транспорта и постепенно превращающуюся в полноценную платежную систему, которой возможно оплачивать не только транспортный проезд, но и проходы на выставки, в музеи и галереи, предъявлять ее при покупки в магазинах для получения кэшбека. С 2013 года было выпущено более 47 млн карт – рисунок 1.

 

 

Рис. 1 – Количество проданных транспортных карт «Тройка» по годам нарастающим итогом, млн. шт.

Источник: составлено автором на основе данных Московского метрополитена [3]

 

При этом не менее важным процессом является внедрение не только самой транспортной карты «Тройка» в различные регионы, но и билетной системы «СберТройка», ее обслуживающей, которая является полноценной платежной инфраструктурой для обслуживания городского и платежного транспорта, обрабатывающей платежи, сделанных с помощью различных носителей – банковских и социальных карт, карт «Тройка», QR-кодов, биометрии. По состоянию на конец 2023 года более 20 регионов ввели билетную систему «СберТройка». [4]

К основным преимуществам внедрения «СберТройки» можно отнести:

  • Удобство для пассажиров – наличие мобильного приложения с отслеживанием баланса и историй транзакций, множество способов пополнения, возможность строить маршруты, узнавать стоимость проезда на общественном транспорте, покупать билеты, находить точки пополнения карты;
  • Внедрение новых методов оплаты – возможность привязать к транспортной карте социальные льготы, возможность оплаты проезда через чат-бот в Telegram с помощью QR-кода;
  • Систематизация мониторинга и контроля перевозок – возможность полностью цифровизировать платежи в общественном транспорте с целью регулирования и контроля пассажирских перевозок.

При этом для регионов и перевозчиков ключевым является последний пункт, затрагивающий мониторинг перевозок, так как система аналитики и контроля «СберТройки» позволяет существенно оптимизировать и повысить эффективность работы общественного транспорта в регионе. Кроме того, «СберТройка» берет на себя расходы по оплате контрольно-ревизионной техники, обеспечения работоспособности аппаратов эквайринга, а также риск первой поездки (компенсация расходов при недостатке средств на карте), что существенно повышает привлекательность «СберТройки» для региональных перевозчиков, и способствует их выводу «из тени», что до сих пор остается одной из наиболее насущных проблем пассажирских перевозок. Так, по состоянию на 2019 год доля нелегальных перевозчиков в зависимости от популярности маршрута в сегменте межрегиональных автобусных перевозок составляла от 30 до 70%. [5]

Высокая доля нелегальных перевозчиков не только существенно понижает качество сервиса для пассажиров, снижает инвестиционную привлекательность отрасли для добросовестных игроков, но и влияет на недопоступление налогов в государственные бюджеты, оценку пассажиропотока на маршрутах.

Внедрение «СберТройки» также позволяет регионам развивать мультимодальность пассажирских перевозок, так как за проезд во всем общественном региональном транспорте отвечает одна единая система, не только аккумулируя все данные о транспортном пассажиропотоке со всех видов общественного транспорта, но и делая перевозки удобнее для пассажиров. Так, в Москве пассажир может совершить бесплатную пересадку между метро и пригородными поездами (МЦД), а при совершении оплаты при помощи карты «Тройка» - и между всем городским наземным транспортом (автобусы, трамваи, троллейбусы).

Несмотря на указанные преимущества, повсеместное внедрение «СберТройки» с целью унификации способов оплат проезда на общественном транспорте в масштабе всей страны может иметь риски для обеспечения конкуренции – «СберТройка» является совместной разработкой «Сбера», Правительства Москвы и Правительства Московской области, и концентрация значительной части платежей по оплате проезда на пассажирском транспорте в рамках одного банка негативно повлияет на конкуренцию в отрасли. Кроме того, все налоговые поступления, связанные с реализацией билетной системы, будут уходить из регионов в Москву.

Однако учитывая недостатки, которые возникают при цифровизации пассажирских перевозок и внедрении современных методов оплаты проезда, необходимо отметить, что доля безналичной оплаты в общественном транспорте выросла с 59% в 2019 году до 71% в 2023, несмотря на то, что доля наличных при оплате проезда в пассажирском транспорте традиционно является высокой. [6] Повышение доли безналичных платежей в расчетах является положительной тенденцией – большая доля безналичных оплат выводит значительное количество перевозчиков «из тени», способствует повышению рентабельности отрасли и ее развитию.

Цифровизация грузовых перевозок является не менее важной задачей для развития транспортной отрасли. В целом, цифровизация грузоперевозок включает в себя два основных направления – введение электронного документооборота и организация взаимодействия между поставщиками, клиентами и органами власти.

Цифровизация грузосопроводительного документооборота является первоочередной задачей для отрасли – в 2019 доля электронных документов на перевозку транзитных грузов составляла всего около 3%, при этом к 2024 предполагается увеличить данный показатель до 40%. [7]

При этом основные меры по введению цифрового документооборота в рамках цифровизации грузовых перевозок идут от органов власти. Так, Минтрансом России в 2022 году был введен формат электронной транспортной накладной, на которую могут перейти все стороны грузоперевозок и составлять транспортные накладные в электронном виде, а в 2023 году стало возможно оформлять в электронном виде путевые листы, заказы и заявки, договоры фрахтования. Кроме того, в дальнейшем планируется единственно возможным вариантом оформления перевозочных документов электронный.

К основным преимуществам введения электронного документооборота необходимо отнести сокращение расходов, связанных с необходимостью ведения бумажного документооборота, и ускорение бизнес-процессов грузоперевозчиков.

Немаловажным является и создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП), предусмотренной Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, которая должна стать основой для обмена логистической информации между Россией, странами ЕАЭС, БРИКС и странами Юго-Восточной Азии. Данная платформа позволит вывести электронный документооборот на межгосударственный уровень, способствовать развитию мультимодальных перевозок «от двери до двери» в режиме «авто – ж/д дорога – морской порт», а также предоставлять данные о грузоперевозках для клиентов в реальном времени.

Кроме государственных мер, направленных на цифровизацию грузоперевозок, отдельно необходимо отметить и мероприятия по цифровизации крупнейших транспортных компаний ввиду их значимости для отрасли и того, что основные меры по организации взаимодействия клиентов с перевозчиками и органами власти лежат именно в этой сфере.

Так, в сегменте железнодорожных перевозок безусловным лидером является ОАО «РЖД», которое в рамках своей стратегии цифровой трансформации особое внимание уделяет созданию платформ управления перевозочным процессом и мультимодальных грузовых перевозок.

С 2017 года начала работу электронная торговая площадка
«Грузовые перевозки», которую можно назвать полноценной логистической экосистемой и цифровым маркетплейсом, в котором клиент, который хочет отправить груз, размещает заявку, получает предложения операторов и выбирает из них наиболее оптимальное. При этом весь процесс, включая заключение договоров, оформление транспортных документов, оплату услуг, ведется исключительно в электронном виде. В рамках данного сервиса
ОАО «РЖД» планируется введение полноценной
CRM-системы (система взаимодействия с клиентом), которая позволит не только отслеживать свои документы, договоры, грузоотправления, но и строить полноценные мультимодальные маршруты доставки грузов с полной информацией об их стоимости, условиях и параметрах. Впоследствии торговая площадка «Грузовые перевозки» должна стать частью интеграционным цифровым пространством «Глобальной логистической платформы», созданной с целью объединения транспортных и логистических инфраструктур стран ЕАЭС, и в которой все взаимодействия между отечественной и зарубежной стороной происходят происходит при помощи облачных сервисов и баз данных – рисунок 2.

 

Рис. 2 – Схема реализации интеграционного цифрового пространства «Глобальной логистической платформы»

Источник: составлено автором на основе информации о проекте КСТП «Электронный поезд» [8]

 

Кроме того, ОАО «РЖД» активно внедряются современные цифровые технологии для оптимизации логистических цепочек – так, в сегменте грузоперевозок были внедрены смарт-контракты на блокчейн-платформе, позволяющие проконтролировать каждый этап доставки груза до получателя и каждый этап контракта. Свое развитие получает и технология электронной мультимодальной грузовой перевозки ИНТЕРТРАН, которая позволяет доставлять импортные и транзитные грузы бездокументарно. [9]

В сфере взаимодействия с органами власти ОАО «РЖД» была произведено подсоединение к системам Министерства Транспорта России, Росреестра и ряда других ведомств, одними из первых интегрировала свои системы с Национальной системой управления данными, через которую осуществляется взаимодействие с Пенсионным фондом России.

В сравнении с рынком железнодорожных грузовых перевозок рынки авто-, и авиа- и морских перевозок занимают сравнительно небольшую часть (по итогам 2022 года грузооборот железнодорожного транспорта в России составил более 80% в структуре всего грузооборота за исключением трубопроводного). [10]

Однако тенденции цифровизации, происходящие на рынке железнодорожных грузовых перевозок, рассмотренные на примере
ОАО «РЖД» характерны и для других сегментов рынка грузовых перевозок.

Так, в автомобильных перевозках наиболее значительными нововведениями являются уже отмеченные введенные электронные накладные и электронные путевые листы. Кроме того, одной из наиболее перспективных инноваций на данном рынке является внедрение
IoT-технологий («интернет вещей»). Так, внедрение технологий GPS/ГЛОНАСС имело значительный эффект для отрасли, однако постепенный переход к использованию IoT-технологий открывает совершенно новые возможности для перевозчиков и их клиентов. Помимо технологий отслеживания пробега, топлива, качества вождения и состояния груза, IoT-технологии позволяют полностью автоматизировать процесс перевозок – позволяя сокращать стоимость одной перевозки более чем на
800 тыс. рублей. [11]

Для областей грузовых авиа- и морских перевозок характерны схожие тенденции. Для авиаперевозок одним из наиболее перспективных направлений цифровизации является технология «умный аэропорт», основанная на IoT технологиях, позволяющая прогнозировать авиапоток самолетов, пассажиропоток аэропортов, оптимизировать системы работы аэропортов в зависимости от пиковых часов нагрузок. [12]

В области морских перевозок в дополнение к перечисленным трендам, связанным с электронным документооборотом и созданием перевозочных маркетплейсов, к перспективным направлениям цифровизация относится внедрение роботехники для автоматизации погрузочно-разгрузочных
работ. [13]

Таким образом, основные тренды цифровизации на рынке грузовых перевозок связаны прежде всего с фокусом на клиентоориентированность, сокращением различных издержек, связанных с ведением бумажного документооборота (временные издержки, затраты на персонал, необходимый для бумажной работы, затраты на канцелярию) и оптимизацией логистических цепочек с помощью современных технологий вроде больших данных, блокчейна и искусственного интеллекта.

Однако несмотря на положительные тенденции, связанные с цифровизацией, и направленные на повышение эффективности перевозок, необходимо отметить, что, как и в случае с пассажирскими перевозками, цифровизация отрасли во многом способствует ограничению рыночной конкуренции и росту монополизации рынка. Так, несмотря на то, что российский рынок грузовых перевозок и так можно назвать олигополистическим (в первую очередь, ввиду особенностей отрасли), внедрение цифровых технологий может еще больше усложнить состояние малых и средних компаний.

Так, из-за того, что крупные компании обладают большими возможностями по проведению мероприятий, связанных с повышением цифровизации их бизнеса, мелким и средним компаниям становится труднее конкурировать с крупными игроками – из-за того, что их уровень сервиса становится на порядок хуже конкурентов. Добавляя к этому то, что государственное нормативное регулирование отрасли грузовых перевозок во многом акцентировано на интересах крупных игроков (что вызвано тем, что в данной отрасли «эффект масштаба» перекрывает собой «эффект от конкуренции»), малые и средние компании могут быть полностью вытеснены с рынка. [14]

Таким образом, для обеспечения конкуренции необходимы, в первую очередь, меры, направленные на обеспечение равного доступа всех участников рынка к критическим для отрасли технологиям и инновациям.

Однако кроме цифровизации процессов, непосредственно связанных с осуществлением пассажирских и грузовых перевозок, немаловажным является и внедрение современных технологий в процесс управления транспортным комплексом. При этом цифровизация транспортного управления существенно отличается в региональном разрезе, что, в первую очередь, связано с разницей цифровой зрелости различных регионов.

Так, в Москве, лидирующим Субъектом Российской Федерации в вопросе цифровизации, с 2011 года с целью совершенствования пассажирского сервиса и оптимизации транспортных потоков начала свою работу Интеллектуальная транспортная система (ИТС), которая охватывает 100% территории города. ИТС представляет собой комплексную систему мониторинга и управления дорожным движением и работой городского транспорта, которая ежедневно обрабатывает более 350 млн пакетов данных из различных источников. Введение ИТС позволило сократить количество ДТП на 59%, смертность от ДТП на 34%, увеличить среднюю скорость дорожного трафика на 16%. [15]

В дополнение к этому с 2017 года в Москве работает инновационный центр «Безопасный транспорт», который был создан с целью повышения качества агрегации и работы с супермассивами данными. Инновационный центр ежедневно обрабатывает информацию большие данные по проездам в метро, пригородным поездам, наземном общественном транспорте, агрегируется информацию, получаемой с операторов такси, аренды велосипедов и самокатов, сотовых операторов и городских Wi-Fi-сетей. Инновационный центр был создан с целью изучения и анализа пассажирских потребностей городских жителей, а также разработки инновационных решений для транспортного комплекса, предоставления предиктивной аналитики для выработки управленческих решений.

При этом создание современных центров по анализу и обработке данных, необходимых для оперативного и эффективного транспортного управления, во многом направлено на объединение разрозненных перевозочных систем с целью внедрения в национальном масштабе уже упомянутых MaaS-сервиса и мультимодальных перевозок. Так, в Москве на базе инновационного центра «Безопасный транспорт» развивается мобильное приложение «Московский транспорт», которое выступает для пассажиров единым окном коммуникации с транспортной системой – позволяет строить мультимодальные маршруты, оплачивать транспортные услуги, пополнять карту «Тройка», отслеживать движение транспортных средств по городу и многое другое.

Однако создание современных аналитических центров для осуществления эффективного транспортного управления во многом является прерогативой «богатых» регионов, в связи с чем в 2021 году в рамках реализации Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации был создан Ситуационно-информационный центр Минтранса России (СИЦ). Однако к основным направлениям деятельности СИЦ относятся, в первую очередь, проекты, связанные с внедрением транспортных инноваций в национальном масштабе – агрегированная государственная информационная система такси, разработка системы бесконтактной оплаты проезда в общественном транспорте при помощи геолокации и многое другое.

Таким образом, создание единых баз данных, позволяющих анализировать и эффективно управлять транспортной системой во многом является задачей регионов – в том числе и ввиду сложности создания подобной национальной системы из-за наличия региональных особенной и специфики. Однако ввиду разницы в финансовых ресурсах у большинства регионов нет возможностей с нуля создавать подобные аналитические центры, которые могут позволить внедрять современные цифровые технологии на транспорте. Исходя из этого, эффективным решением является создание единой цифровой платформы, которая обеспечит взаимодействие регионов в сфере цифровизации транспортной политики друг с другом и сможет дать отстающим критический минимум технологий и решений, необходимых для существования современной инновационной транспортной системы. Пример возможной реализации такой платформы приведен на рисунке 3.

Рис. 3 – Схема реализации Единой цифровой платформы цифровизации транспортного сектора

Источник: составлено автором

 

При этом основная задача подобной платформы должна лежать не в приведении региональных транспортных систем к единой системе, что может негативно повлиять на конкуренцию в отрасли – как в случае со «СберТройкой», приведенном раннее. В первую очередь, подобная платформа должна способствовать выработке единых стандартов и технологических решений, необходимых для регулирования транспортной отрасли, с обязательным учетом региональных особенностей. Кроме того, в рамках реализации такой платформы необходимо учитывать интересы перевозчиков и компаний, обслуживающих транспортные перевозки – с целью повышения рентабельности и привлекательности отрасли.

Таким образом, цифровизация транспортного сектора лежит одновременно в нескольких плоскостях. С одной стороны, одним из ключевых аспектов цифровизации является клиентоориентированность – как в пассажирских, так и в грузовых перевозках. Это проявляется как в постепенном переходе на цифровой документооборот, так и в создании полноценных транспортных экосистем, позволяющих пассажирам общественного транспорта совершать свои поездки наиболее комфортным путем, используя все преимущества современных методов оплаты, а для компаний и клиентов, вовлеченных в грузовые перевозки – выбирать наиболее выгодные предложения для себя и отслеживать доставку груза в реальном времени. При этом цифровизация транспортной отрасли включает в себя все наиболее актуальные инновационные технологии – большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей, блокчейн-платформы и многое другое. Данные технологии не только способствуют росту клиентской и пассажирской удовлетворенности от перевозок, но и повышают эффективность транспортного управления.

При этом нельзя не отметить, что цифровизация в том числе несет и ряд рисков для российской транспортной отрасли. В первую очередь, связанные с ограничением конкуренции в транспортном секторе из-за того, что крупные компании и «богатые» регионы имеют больше ресурсов для проведения цифровых преобразований. Несмотря на то, что транспортный сектор за исключением грузовых автоперевозок во многом является олигополистичным ввиду его характерных особенностей (а во многих его сегментах вроде метрополитена и железнодорожной инфраструктуры присутствует естественная монополия), связанных с тем, что «эффект масштаба» перекрывает собой «эффект от конкуренции», малые и средние компании в обширном числе присутствуют в отрасли, и ограничение их деятельности могут иметь негативные последствия для всего транспортного сектора, так как сокращение конкуренции негативно повлияет на эффективность всего рынка.

Исходя из этого, основная задача государственного регулирования должна заключаться в разработке механизмов предоставления всем участникам транспортного рынка доступа к критически важным технологиям и инновациям – это касается как транспортных компаний, так и органов, осуществляющих транспортное управление. Доступ к технологиям является ключевой составляющей цифровой экономики и соблюдение принципов обеспечения конкуренции должно лежать именно в этой плоскости, что является ключевой составляющей повышения эффективности и успешности работы транспортной отрасли.

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27.11.2021 N 3363-r «O Transportnoy strategii Rossiyskoy Federacii do 2030 goda s prognozom na period do 2035 goda» - dostup iz sprav.-pravovoy sistemy Konsul'tantPlyus. - Tekst: elektronnyy. (data obrascheniya: 20.12.2023)

2. "SberTroyka" rasshiritsya na regiony // Comnews - URL: https://www.comnews.ru/content/228407/2023-08-28/2023-w35/sbertroyka-rasshiritsya-regiony (data obrascheniya: 20.12.2023).

3. Sayt Moskovskogo metropolitena // URL: https://www.mosmetro.ru/ (data obrascheniya: 20.12.2023).

4. Sayt Cbertroyki // URL: https://sbertroika.ru/map#accord (data obrascheniya: 20.12.2023).

5. Sayt Ministerstva cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikaciy Rossiyskoy Federacii // URL: https://digital.gov.ru/ru/ (data obrascheniya: 20.12.2023).

6. U 72% rossiyan v «karmane» ne bolee 2000 rubley // Vedomosti - URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2023/07/03/u-72-rossiyane-v-karmane-ne-bolee-2000-rublei (data obrascheniya: 20.12.2023).

7. Semenov A. K. Cifrovaya transformaciya transportnogo kompleksa. - Rezhim dostupa: https://digital.gov.ru/uploaded/files/semenov-ak4.pdf (data obrascheniya: 20.12.2023).

8. Elektronnyy poezd // Mezhdunarodnyy Koordinacionnyy sovet po trans'evraziyskim perevozkam (KSTP) - URL: https://icctt.com/elektronnyj-poezd (data obrascheniya: 20.12.2023).

9. Napravleniya cifrovizacii RZhD // OAO «RZhD» - URL: https://rzddigital.ru/platforms/ (data obrascheniya: 20.12.2023).

10. Rosstat - Transport // Rosstat - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (data obrascheniya: 20.12.2023).

11. IoT v pomosch' avtoperevozchikam: kak cifrovizaciya sokraschaet rashody // Retail.ru - URL: https://www.retail.ru/cases/iot-v-pomoshch-avtoperevozchikam-kak-tsifrovizatsiya-sokrashchaet-raskhody/ (data obrascheniya: 20.12.2023).

12. Novikov Sergey Vyacheslavovich, Kalimullina El'vira Rinatovna Cifrovye tehnologii i ih ispol'zovanie v sfere obsluzhivaniya passazhirov aviakompanii // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-i-ih-ispolzovanie-v-sfere-obsluzhivaniya-passazhirov-aviakompanii (data obrascheniya: 20.12.2023).

13. Baburina, O. N. Perspektivy cifrovizacii mezhdunarodnyh morskih perevozok / O. N. Baburina, G. V. Kuznecova // Morskie intellektual'nye tehnologii. - 2020. - № 4-4(50). - S. 67-72. - DOIhttps://doi.org/10.37220/MIT.2020.50.4.099. - EDN TSHDJD.

14. Morosanova A.A., Meleshkina A.I., Markova O.A. Cifrovaya transformaciya na transporte: vozmozhnosti razvitiya i riski ogranicheniya konkurencii // Sovremennaya konkurenciya. 2019. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-na-transporte-vozmozhnosti-razvitiya-i-riski-ogranicheniya-konkurentsii (data obrascheniya: 14.12.2023).

15. Suglobov A.E., Smirnova O.E. Klasternyy podhod v formirovanii rossiyskoy nacional'noy innovacionnoy sistemy // Voprosy regional'noy ekonomiki. - 2013. - № 4 (17). - S. 81-86.

16. Suglobov A., Mackevich D. Mehanizm vzaimodeystviya sub'ektov nacional'noy innovacionnoy sistemy Rossii // Finansovaya zhizn'. - 2011. - № 3. - S. 48-53.

17. Godovye otchety transporta goroda Moskvy // Moskovskiy transport - URL: https://transport.mos.ru/mostrans/for_journs/data/report-year (data obrascheniya: 20.12.2023)


Login or Create
* Forgot password?