Russian Federation
Russian Federation
An offset contract implies a government contract that assumes the existence of counter investment obligations, both on the part of the investor and on the part of the state. The investor assumes responsibility for the creation or modernization of production on the territory of the Russian Federation, and the state, in turn, creates attractive conditions for doing business. From the meaning and content of the offset contract, it can be considered as a manifestation of the mechanism of public-private partnership, which finds its expression as a result of the interaction of the subject of the Russian Federation and the supplier-investor. Offset contracts represent a promising and beneficial mechanism for both sides of interaction, which allows us to focus on long-term cooperation, which entails the creation of new production facilities on the territory of the constituent entities of the Russian Federation, as a result, jobs, and an increase in tax revenues. The urgency of a detailed study of the offset contract mechanism is conditioned by the possibility of implementing the plans of the Government of the Russian Federation to localize the production of technically complex products and increase the pace of import substitution under international sanctions. The study presents the advantages of an offset contract in comparison with other investment attraction tools and options for its adaptation in the Kursk region. The purpose to study the role of offset contracts in the development of public-private partnership mechanisms and summarize ideas about the future prospects of its implementation in the mechanism of attracting investment in the regions. Objectives: to form an idea of the concept and essence of an offset contract, to identify promising areas for the development of offset contracts, to form proposals for improving the stages of concluding an offset contract, to substantiate proposals for the further development and adaptation of this tool in the mechanism of attracting investment to the region. Methodology. In the process of studying the subject under consideration, such methods as analysis, synthesis, generalization, logical, as well as graphical methods of information processing were used. Results. The offset contract should be considered as a mechanism for the implementation of public-private partnership, since it meets the set of features inherent in it (attracting an investor on the terms of long-term interaction, the state acts as one of the parties, there is a possibility of exceeding the limits of budget allocations). The obligations of the parties are reciprocal and imply continuous interaction throughout the implementation period. The offset contract has significant advantages for both private and public parties, however, in fact offset contracts have practically not been distributed on the territory of the subjects of the Russian Federation, which is due to the similarity of offset contracts with other mechanisms of public-private partnership. Conclusions. It is proposed to revise the classic procedure for concluding an offset contract, consisting of the sequential execution of stages and expand them to include assistance in site selection and assistance in the implementation of the contract with the help of tax incentives, subsidies and infrastructure development. On the example of the Kursk region, the investment component was analyzed, creating the "soil", the foundation for the development of offset contracts. We have formed proposals to stimulate the conclusion of investment contracts in the region by differentiating tax benefits for residents of the special economic zone "Third Pole" who have concluded an offset contract in the Kursk region.
offset contract, government contract, counter investment obligations, mechanism for concluding an offset contract, localization of production, sole supplier, stages of concluding an offset contract, preferential treatment
Введение
Развитие малого и среднего бизнеса на уровне регионов требует финансовой поддержки на государственном уровне. Офсетный контракт в этом отношении представляется относительно новым и перспективным механизмом в деле развития государственно-частного партнерства, который позволяет, во-первых, обеспечить регионы необходимыми производствами, а, во-вторых, гарантировать стабильное привлечение инвестиций.
Офсетный контракт характеризуется как государственный контракт, предполагающий встречные инвестиционные обязательства со стороны поставщика-инвестора и предусматривающий в качестве условия модернизацию или же освоение определенного контрактом направления производства на территории субъекта Российской Федерации [1].
Интерес представляет рассмотрение офсетного контракта как инструмента государственно-частного партнерства, положительно влияющего на региональное развитие, которое приносит выгоду обеим сторонам, его заключившим [2]. Механизм реализации офсетных контрактов представляется перспективным с точки зрения развития инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации.
Механизм заключения офсетного контракта не предполагает выстраивания долгосрочных отношений в перспективе, так как срок его заключения ограничивается дестью годами. В его основе лежит возможность создания на региональном уровне новых перспективных и инновационных производств в соответствии с реальными потребностями общества, повышение налогооблагаемой базы для определённой территории [3]. Взамен инвестор получает гарантированный рынок сбыта производимой продукции.
Материалы и методы
При изучении данной темы были использованы методы: анализ, синтез, обобщение, логические, а также графические приемы обработки информации и др. В качестве информационной базы написания материалов научной публикации послужили труды отечественных исследователей в области регионального развития, нормативные акты регионального уровня, материалы научных экономических журналов, прогнозные и фактические данные.
Результаты и их обсуждение
Мы считаем, что офсетные контакты представляют собой ни что иное, как реализацию механизма государственно-частного партнёрства в рамках экономического взаимодействия сторон контракта на уровне регионального развития, так как ему присуще следующие признаки:
- привлечение вложений частного инвестора;
- относительно длительный срок взаимодействия (10 лет);
- возможность заключения контракта с превышением лимитов бюджетных ассигнований.
- одной из сторон договора выступает государство [4].
Если рассматривать иные существующие инвестиционные механизмы, офсетные контракты имеют с ними схожесть, особенно в отношении развития промышленных производств регионального уровня [5]. Однако, в связи с существованием специфических черт их нельзя отождествлять с ними, так как акцент на индивидуальных характеристиках позволит извлечь наибольшую экономическую выгоду из данного инструмента, так необходимого субъектам Российской Федерации.
Ключевым элементом офсетного контракта является наличие условия о встречном характере обязательства сторон. Это означает, что они носят упорядоченный характер и предполагают постоянное взаимодействие на протяжении всего периода реализации [6].
Так, со совей стороны инвестор обязуется за счет собственных средств создать, освоить или модернизировать на территории субъекта Российской Федерации производство определенного товара и осуществлять его поставку заказчику. В свою очередь, заказчик обязан включить поставщика –инвестора в реестр единственных поставщиков, которые поставляют данную товарную группу. В случае нарушения или неисполнения обязательств, заказчик вправе не включать поставщика-инвестора в него [7]. Можно говорить о том, что в рамках рассматриваемого механизма государственно-частного партнерства предполагается не только регулирование условий, на которых осуществляется взаимодействие сторон, но и закрепление мер ответственности.
Представим на рисунке 1 модель офсетного контракта:
Рис.1. Модель офсетного контракта [8]
Модель офсетного контракта в рамках реализации механизмов государственно-частного партнерства представляется уже сформировавшейся и устоявшейся. При заключении офсетного контракта взаимодействие между поставщиком-инвестором и заказчиком по офсетному контракту осуществляется в рамках производства товара и самого процесса его приобретения, при этом, поставщик-инвестор осуществляет мероприятия по созданию, освоению, модернизации производства товара и его поставки, а заказчик приобретает соответствующий товар «на прямую», в результате включения поставщика-инвестора в реестр единственных поставщиков [9]. Поставщику-инвестору, в свою очередь, предоставляется возможность заключения государственных муниципальных контрактов без проведения конкурсных процедур на основании вышеуказанного реестра единственных поставщиков. В результате на территории субъекта поставщик-инвестор получает гарантированный рынок сбыта произведенного товара, что защищает его от экономических рисков.
На наш взгляд, следует обобщить в таблице 1 преимущества заключения офсетных контрактов для публичной и частной стороны.
Таблица 1. Преимущества для частной и публичной стороны при заключении офсетного контракта [8]
Преимущества для частной стороны |
|
Гарантированный спрос на произведенную продукцию |
Закрепление в положениях Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ положения увеличенного срока заключения офсетного контракта в результате чего инвестор получает гарантированный рынок сбыта продукции
|
Закрепление статуса единственного поставщика в случае успешной реализации инвестиционного этапа офсетного контракта |
Закрепление статуса единственного поставщика позволяет потенциальным заказчикам, расположенным на территории того же субъекта Российской Федерации, что и реализуемый проект, заключать государственные контракты на поставку товара, минуя конкурсные процедуры |
Преимущества для публичной стороны |
|
Импортозамещение и локализация производства |
Возможность реализации планов Правительства Российской Федерации по локализации отечественного производства технически сложной продукции и масштабированию импртозамещения |
Увеличение налогооблагаемой базы |
Заключение офсетных контрактов может быть использовано субъектами Российской Федерации в целях увеличение налогооблагаемой базы. Это связано с тем, что минимальный порог заключаемого договора является достаточно высоким, что гарантировано обеспечит стабильный поток налоговых поступлений |
Снижение стоимости производимой продукции |
В ряде случаев осуществление конкурсной процедуры позволяет заказчикам снизить конечную стоимость производимой продукции, что усиливает эффект, достигаемый за счет увеличения налоговой базы. Нельзя не учитывать то, что инвесторы, вкладывая денежные средства, рассчитывают на их возврат, что ограничивает их возможности существенного снижения изначальной цены контракта, однако, даже относительно небольшое снижение стоимость позволяет достичь нужного эффекта. |
Создание новых рабочих мет |
Создание новых рабочих мест является существенным преимуществом заключения офсетных контрактов. С одной стороны, эти рабочие места следует рассматривать как временные, так как работники будут привлекаться на этапе строительства и налаживания производства, а, с другой стороны, на этапе эксплуатации объекта предполагается создание постоянных рабочих мест. |
Практика заключения офсетных контрактов с токи зрения регионального развития позволяет сделать вывод о том, что наиболее перспективными сферами заключения офсетных контрактов на сегодняшний день являются следующие (рис. 2.):
Рис.2. Перспективные сферы заключения офсетных контрактов с точки зрения практики регионов [5]
Таким образом, с точки зрения практической составляющей представленные на рисунке 2 сферы уже доказали свою актуальность с точки зрения привлечения инвестиций в регионы. Однако, на наш взгляд, следующие направления развития офсетных контрактов приобретут свою актуальность в ближайшем будущем (рис. 3).
Рис.3. Перспективные направления развития офсетных контрактов [8]
Механизм офсетного контракта был закреплен в 2016 году, тем не менее, активное его использование на практике состоялось после 2020 года. Так, в начале мая 2021 года в Российской Федерации два региона заключили совокупно шесть офсетных контрактов общим объемом закупок более 74 миллиардов рублей [10]. В качестве выбранной отрасли выступила фармацевтика. Совокупный объем инвестиционных обязательств составил 14 миллиардов рублей. Данный механизм был опробован Московской областью и городом Москвой. В дальнейшем, развитие офсетного контракта стало выходить за пределы столицы, и он был использован в Республике Башкортостан. В результате проведения конкурсной процедуры была осуществлена закупка 45 единиц троллейбусов [11]. Попытка заключения офсетного контракта предпринималась в Ленинградской области, однако, переговоры между публичной стороной и частным инвестором не принесли должного результата, тем не менее, власти региона считают рассматриваемый инструмент перспективным и актуальным [12]. В 2023 году в городе Москва подписан офсетный контракт на приобретение абсорбирующего белья для взрослых [13]. Локализация производства в столице позволит производить продукцию в достаточном для обеспечения потребностей населения количестве, что обеспечит инвестору окупаемость вложений. Развитие пищевой промышленности в столице стало одним из вновь осваиваемых производств при заключении офсетного контракта, так, так как по вновь заключенному контракту его предметом выступило локальное производство сухих смесей для обеспечения потребностей молочных кухонь города. В целом, снижение порогового значения заключения офсетного контракта с одного миллиарда рублей до ста миллионов рублей благоприятно сказалось на развитии инвестиционного климата не только в столице, но и в регионах.
Важнейшим сдерживающим фактором при заключении офсетного контракта выступает сложность и долгосрочность окупаемости вложений за счет государственного заказа от одного региона. На сегодняшний день предусмотрен механизм заключения офсетного контракта с несколькими регионами, но на практике он пока не нашел применения. Офсетный контракт привлекает инвестора с точки зрения обеспечения гарантированного рынка сбыта продукции, однако, если этот рынок ограничен или нестабилен, то мотивирующая функция офсетного контракта теряется. Это объясняет фактическую концентрацию заключения офсетного контракта на территории города Москвы и Московской области.
В случае, если инвестор рассчитывает при заключении офсетного контракта на стороннего потребителя, то офсетный контракт также не может обеспечить для него выполнения своей функции в полной мере, потребность в нем снижается при существовании большого количества инвестиционных механизмов, позволяющих извлечь большую прибыль при реализации инвестиционного проекта. В качестве примера схожего с точки зрения экономического смысла инструмента можно привести специальный инвестиционный контракт [14], который представляет собой инструмент промышленной политики, который направлен на стимулирование инвестиций в промышленное производство Российской Федерации. При этом, в качестве формы поддержки также, как и при заключении офсетного контракта, выступает возможность получения статуса единственного поставщика в рамках процедур государственных закупок.
Анализ базы информационной системы в сфере закупок показал, что офсетные контракты используются далеко не всеми регионами Российской Федерации. На наш взгляд, причинами этого является долгосрочный поиск перспективных объектов для вложения денежных средств, а также высокий период инвестирования при заключении офсетного контракта. Это приводит к тому, что инвесторы осуществляют поиск и тщательно выбирают территорию, где будут реализовывать проект. Положительной тенденцией является изменение законодательства, в соответствии с которым заключение офсетного контракта возможно сразу с несколькими субъектами Российской Федерации.
Представим в таблице ключевые положительные стороны заключения офсетных контрактов для региона и для инвестора.
Таблица 2. Ключевые положительные стороны заключения офсетных контрактов для региона и для инвестора
Преимущества для региона |
Преимущества для инвестора |
снижение цены поставки |
платежеспособный потребитель |
импортозамещение и гарантированные поставки |
долгосрочная гарантия сбыта |
рабочие места и рост |
включение в реестр единственных поставщиков |
Лидерами по заключению офсетных контрактов являются Московская область, Санкт-Петербург, Самарская, Свердловская, Иркутская, Тамбовская области. Можно говорить о том, что они со временем могут стать более востребованными инструментами инвестирования, однако, наибольшие перспективы развития он может получить в случае получения поддержки за счет федерального финансирования.
В контексте вызовов времени офсетный контракт представляет собой средство импортозамещения. Неоднократно и теоретики и практики экономики обращали внимание на необходимость развития отечественных производств, чему способствует рассматриваемый инструмент. Локализация производств, создание новых рабочих мест, стимулирование инвестиций в реальный сектор, повышение промышленной безопасности, снижение расходов государства в секторе закупок для государственных и муниципальных нужд обуславливают необходимость проникновения офсетных контрактов в регионы России. Анализ направлений заключения офсетных контрактов с точки зрения опыта регионов-лидеров показывает, что они могут быть востребованы везде, в каждом субъекте, так как непосредственно затрагивают жизненноважные сферы жизни человека.
Выводы
Нельзя отрицать того факта, что в большинстве регионов на сегодняшний день концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве более предпочтительны и распространены [15,16], однако, для повышение инвестиционной привлекательности регионов офсетный контракт может быть стать более перспективным инструментом или таким инструментом, который будет прочно внедрен в механизмы привлечения инвестиций для регионального развития.
Классический порядок заключения офсетного контракта состоит из последовательного выполнения следующих этапов:
-анализ потребностей города;
- разработка условий проекта;
- подготовка и проведение открытого конкурса;
- заключение государственного контракта [3].
Мы считаем, что данные этапы следует расширить и конкретизировать в соответствии с данными рисунка 4.
Рис. 4. Предложения по совершенствованию этапов заключения офсетного контракта
В Курской области в 2022 году была создана особая экономическая зона типа «Третий полюс» в городе Железногорск и Железногорской районе Курской области на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2022 г. № 244. На сегодняшний день она является единственной в регионе и находится на начальной стадии развития, так как создание экономической зоны в регионе предполагает длительный период сотрудничества. Она предполагает развитие обрабатывающих отраслей экономики через создание современных промышленно-производственных комплексов, обеспечивающих производство высокотехнологичной продукции в целях удовлетворения потребностей российской экономики [17].
Представим на рисунке 5 преимущества особой экономической зоны «Третий полюс» в Курской области.
Рис. 5. Преимущества особой экономической зоны «Третий полюс» в Курской области [17]
Мы считаем, что в перспективе возможно появление новых экономических зон в Курской области, что стимулирует заключение офсетных контрактов на территории региона, так как, как уже было отмечено, в перспективе развитие строительной промышленности представляется одним из приоритетных направлений.
Анализ направлений деятельности особой экономической зоны «Третий полюс» в Курской области позволил прийти к выводу о том, что он не в полной мере соотносится с перспективным вектором направлений развития офсетных контрактов [18]. В качестве точек соприкосновения может стать только развитие промышленности строительных материалов, медицинской промышленности, микробиологической промышленности [19, 20].
Для того, чтобы офсетные контракты получили почву для развития на территории Курской области, для них необходимо создать преференциальный режим [21]. На сегодняшний день для резидентов особой экономической зоны «Третий полюс» в Курской области налоговые льготы предоставляются следующим образом (таблица 3).
Таблица 3. Налоговые льготы для Резидентов особой экономической зоны «Третий полюс» в Курской области
Налог на прибыль |
||
До 5 лет |
До 10 лет |
После 10 лет |
2% |
7% |
15,5% |
Налог на имущество |
||
До 10 лет |
После 10 лет |
|
0% |
В соответствии с тарифом, установленным законодательством |
|
Налог на землю |
||
До 5 лет |
После 5 лет |
|
0% |
В соответствии с тарифом, установленным законодательством |
|
Транспортный налог |
||
До 10 лет |
После 10 лет |
|
0 рублей |
В соответствии с тарифом, установленным законодательством |
Таким образом, для Резидентов особой экономической зоны «Третий полюс» в Курской области предусмотрены налоговые льготы и преференции на долгосрочную перспективу. При заключении офсетного контракта следует дифференцировать преференции и налоговые льготы на десятилетний период в случае размещения производства в особой экономической зоне. Представим эти данные в таблице 4.
Таблица 4. Дифференциация налоговых льгот для Резидентов особой экономической зоны «Третий полюс», заключивших офсетный контракт на территории Курской области
Налог на прибыль |
|||||||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
6 год |
7 год |
8 год |
9 год |
10 год |
2% |
2% |
2% |
2% |
2% |
5% |
5% |
5% |
5% |
5% |
Налог на имущество |
|||||||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
6 год |
7 год |
8 год |
9 год |
10 год |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
1,5% |
1,5% |
1,5% |
1,5% |
1,5% |
Налог на землю |
|||||||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
6 год |
7 год |
8 год |
9 год |
10 год |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
Транспортный налог |
|||||||||
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
6 год |
7 год |
8 год |
9 год |
10 год |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Привлечение офсетных контрактов в Курскую область должно сопровождаться развитием особых экономических зон, что сделает это сотрудничество плодотворным и перспективным. Организации, которые являются поставщиками или исполнителями в рамках офсетных контрактов «на пилотном этапе» должны получить льготу на транспортный налог, так как им необходимо будет освоить логистические цепочки и производство регионе, для которого такой опыт станет принципиально новым.
1. Lisicza V. N. Investicionny`e otnosheniya kak predmet pravovogo regulirovaniya [Investment relations as a subject of legal regulation]. Nauka i obrazovanie: xozyajstvo i e`konomika, predprinimatel`stvo, pravo i upravlenie= Science and education: economy and economics, entrepreneurship, law and management, 2016. no. 8 (75), pp. 76-77.
2. Bednyakov A.S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak model` razvitiya publichnoj infrastruktury`[Public-private partnership as a model of public infrastructure development]. Vestnik MGIMO-Universiteta=Bulletin of MGIMO University, 2022. no. 8, pp.143-176.
3. Belov S.A., Gricenko E.V., Zhmulina A. D. i dr. Publichno-chastnoe partnerstvo v Rossii i zarubezhny`x stranax: pravovy`e aspekty`/ pod red. V.F. Popondopulo, N.A. Shevelevoj [Public-private partnership in Russia and foreign countries: legal aspects]. M.: Infotropik Media. = Moscow: Infotropik Media, 2015. 619 p.
4. Beliczkaya A. V. Pravovoe obespechenie gosudarstvennoj investicionnoj politiki [ Legal support of the state investment policy]. M.: Yusticinform= Moscow: Justicinform, 2018. 559 p.
5. Trofimova E.O. Ocenka potencial`nogo vliyaniya zaklyuchenny`x ofsetny`x kontraktov na konkurentnuyu situaciyu v segmente goszakupok [Assessment of the potential impact of concluded offset contracts on the competitive situation in the public procurement segment]. Innovacii v zdorov`e nacii. Sbornik materialov VII Vserossijskoj nauchno - prakticheskoj konferencii s mezhdunarodny`m uchastiem.= Innovations in the health of the nation. Collection of materials of the VII All-Russian Scientific and practical Conference with international participation, 2019. pp. 401-406.
6. Xalatenkova E.Yu. Arenda s investicionny`mi obyazatel`stvami kak mexanizm razvitiya social`noj infrastruktury` regiona (na primere g. Moskva) [Rent with investment obligations as a mechanism for the development of the social infrastructure of the region (on the example of Moscow)]. Upravlenie e`konomicheskimi sistemami: e`lektronny`j nauchny`j zhurnal.= Management of economic systems: an electronic scientific journal, 2016. no. 87, pp.22-23.
7. Panov A. Kontrakty` s vstrechny`mi investicionny`mi obyazatel`stvami [Contracts with counter investment obligations]. Novosti GMP= GMP News, 2021. pp.44-46.
8. Ofsetny`e kontrakty` kak mexanizm privlecheniya investicij. Analiticheskoe issledovanie. Oficial`ny`j sajt yuridicheskoj kompanii «You & Partners» [Offset contracts as a mechanism for attracting investments. Analytical research. The official website of the law firm "You & Partners"]. Available at: https://www.youandpartners.ru/ (accessed 06.11.2022)
9. Zel`dner A. G. Special`ny`j investicionny`j kontrakt v upravlenii privlecheniem chastny`x investicij v modernizaciyu promy`shlennosti [Special investment contract in the management of attracting private investment in industrial modernization]. E`konomicheskie nauki= Economic Sciences, 2019. no. 9, pp.82-86.
10. Investory` vlozhat bolee 13 milliardov rublej v sozdanie proizvodstv v ramkax ofsetny`x kontraktov. Oficial`ny`j sajt Me`ra Moskvy` [Investors will invest more than 13 billion rubles in the creation of production facilities under offset contracts. The official website of the Mayor of Moscow]. Available at: https://www.mos.ru/news/item/117654073/ (accessed 05.09.2023).
11. Oficial`ny`j sajt Edinoj informacionnoj sistemy` v sfere zakupok [Official website of the Unified Information System in the field of procurement]. Available at: https://zakupki.gov.ru (accessed 05.09.2023).
12. Ofsetny`e kontrakty`. Investicionny`j portal goroda Moskvy` [Offset contracts. Investment portal of the city of Moscow]. Available at: https://investmoscow. ru/city-projects/planned-investment-projects/ (accessed 05.09.2023).
13. Chislo odobrenny`x v stolice ofsetny`x kontraktov uvelichilos` v dva raza v 2022 godu. Oficial`ny`j sajt Me`ra Moskvy` [The number of offset contracts approved in the capital doubled in 2022. The official website of the Mayor of Moscow]. Available at: https://www.mos.ru/news/item/117654073/ (accessed 05.09.2023).
14. Social`ny`j investicionny`j kontrakt (SPIK). Oficial`ny`j sajt Fonda razvitiya promy`shlennosti [Social Investment Contract (SPIC). The official website of the Industrial Development Fund]. Available at: https://frprf.ru/navigator-gospodderzhky/spik_main/ (accessed 05.09.2023).
15. Investicionnoe pravo : uchebnik dlya magistratury` / otv. red. I. V. Ershova, A. Yu. Petrakov [Investment law : textbook for magistracy]. M.: Prospekt= Moscow: Prospect, 2020. 304 p.
16. Platonova N. L. Novoe v zakonodatel`nom regulirovanii koncessionny`x soglashenij v Rossijskoj Federacii [New in the legislative regulation of concession agreements in the Russian Federation]. Pravo i e`konomika= Law and economics, 2019. no. 1, pp. 16-21.
17. Osobaya e`konomicheskaya zona promy`shlenno-proizvodstvennogo tipa «Tretij polyus». Oficial`ny`j sajt «AO «Korporaciya razvitiya Kurskoj oblasti» [Special economic zone of industrial and production type "Third Pole". The official website of the Kursk Region Development Corporation JSC]. Available at: https://kursk.in/ (accessed 05.09.2023).
18. Bessonova E.A., Lopatina N.D. Mexanizmy` formirovaniya ravnovesnogo social`no-e`konomicheskogo razvitiya e`konomiki Kurskoj oblasti na osnove proektnogo upravleniya v usloviyax vy`zovov vremeni / N.D. Lopatina, E.A. Bessonova [Mechanisms of formation of balanced socio-economic development of the Kursk region economy based on project management in the conditions of time challenges]. Mezhdunarodny`j nauchno-issledovatel`skij zhurnal= International Research Journal, 2023. no. 4 (130), Available at: https://research-journal.org/archive/4-130-2023-april/10.23670/IRJ.2023.130.75 (accessed 05.09.2023). DOI:https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.130.75
19. Osadchaya N. A., Bliznyuk A. S. Problemy` privlecheniya investicij v maly`j biznes regiona [Problems of attracting investments to small businesses in the region]. Molodoj issledovatel` Dona= Young researcher of the Don, 2018. no. 4 (13), pp.184-186.
20. Klejner G. B. E`konomika e`kosistem: shag v budushhee [Ecosystem economics: step into the future]. E`konomicheskoe vozrozhdenie Rossii.= The economic revival of Russia, 2019. no. 1 (59), pp.40-45.
21. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy` social`no-e`konomicheskogo razvitiya Kurskoj oblasti (po itogam dnej Kurskoj oblasti v Sovete Federacii) [The current state and prospects of socio-economic development of the Kursk region (based on the results of the days of the Kursk region in the Federation Council)]. Analiticheskij vestnik= Analytical Bulletin, 2021. no. 13 (773), pp.1-53.