from 01.01.2021 until now
Mytischi, Russian Federation
from 01.01.2020 until now
Russian Federation
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
The article discusses the directions and trends of development: special, special and free economic zones, with the aim of obtaining new opportunities and benefits from investment for the national economy. Their development, currently, is is even more related to: development of new technologies, improvement of high-tech economic spheres, the production of innovative products, the improvement of the quality of transport infrastructure and the recreational and tourism economy sector. The establishment of specific, special, and free economic zones aims to draw investments, diversify the creative economy, foster export growth, and create new employment while also offering the possibility of economic growth and regional collaboration. The directions and trends in the development of special, special, and free economic zones are still significant today as one of the key instruments for economic development within the Eurasian Economic Union and international economic activity of the national economy. Their creation and development provides potential for economic growth, cooperation in the region and is aimed at attracting investment, developing exports and creating new jobs. This article's goal is to examine the development patterns of SEZs, SEZs, and SEZs for the growth of the national economy's foreign economic activity. It also draws conclusions from the data collected and suggests potential routes for the development of these zones.
special, special and free economic zones, foreign investments, foreign trade activities, infrastructure, region
Важной частью российской экономики, в современных условия, является развитие внешнеторговой деятельности (ВТД). Государственный сектор, предприятия, оказывающие содействия в развитии ВТД участвуют в образовании инфраструктуры внешнеторговой деятельности. Вопросами развития инфраструктуры внешней торговли занимались ряд ученых Л.М. Григорьев, Н.В. Зубаревич и др. [1]
Для привлечения иностранных инвестиций с целью развития экономики и национальной инфраструктуры государство создает свободные экономические зоны, или, их называют еще – специальные, особые. Особенностью их создания для ее участников является действия: налоговых, административных, финансовых и таможенных льгот.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это зона, которая представляет собой определенную географическую территорию, где устанавливается льготный режим предпринимательской деятельности, таможенные преференции и налоговые условия для привлечения иностранных и местных инвестиций. Направления развития ОЭЗ включают поддержку малых и средних предприятий, разработку современных коммуникаций, создание благоприятной инвестиционной среды и рост высокотехнологичных отраслей, а также улучшению инфраструктуры и жизненного уровня населения в регионе. Таким образом тенденции развития ОЭЗ в Евразийском экономическом союзе направлены на создание разнообразных экономических отраслей, связаны с укреплением инвестиционного климата и привлечением новых источников финансирования, развитием инновационных технологий и созданием высокоэффективных производственных комплексов.
Специальная экономическая зона (СЭЗ) — это территория, где предоставляются особые преференции для развития определенных отраслей экономики или территорий, включая налоговые льготы, административные упрощения и другие меры стимулирования. Направления развития СЭЗ включают развитие производственных отраслей, экспортно-ориентированное производство, туризм, инновации и технологических парков, способствуют привлечению инвестиций, содействуют развитию экспорта и конкурентоспособности отраслей, а также создают новые рабочие места. Развитие СЭЗ в Евразийском экономическом союзе направлено на расширение экспортных возможностей и привлечение инвесторов, медленно, но верно увеличивая экономическое благополучие в регионе.
Свободная экономическая зона (СЗ) - является особой категорией экономических территорий, где предоставляются самые благоприятные возможности для реализации предпринимательской деятельности. На данных территориях реализован особый режим экономической деятельности, где действуют налоговые, таможенные и иные режимы упрощенных процессов с целью привлечения и поддержки инвестиций в регион. СЗ создаются для развития экспортных и индустриальных отраслей, а также для стимулирования развития местных рынков и повышения экономической активности. В Евразийском экономическом союзе тенденции развития СЗ ориентированы на формирование благоприятной инвестиционный среды в регионе посредством повышения торгового оборота товаров.
В целом, направления и тенденции развития Особой, Специальной и Свободных экономических зон в Евразийском экономическом союзе связаны с развитием новых экономических отраслей, стимулированием инноваций и привлечением внешних инвестиций. Создание благоприятных условий для бизнеса, развитие инфраструктуры и повышение конкурентоспособности регионов являются основными приоритетами развития этих зон. Такие направления и тенденции способствуют укреплению экономической интеграции в рамках ЕАЭС и обеспечивают устойчивый рост экономики региона.
В связи с подписанием Президентом РФ В. В. Путиным Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ [2], в котором описаны основные вопросы отношений ОЭЗ в Российской Федерации появляется необходимость проведения исследования о современном развитии ОЭЗ в условиях повышения уровня глобализации международного рынка на территории Евразийского экономического союза. Основной целью закона является формирование наиболее благоприятной среды для развития и привлечения инвестиций, стимулирования научно-технического прогресса, улучшения качества жизни населения и повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Данный закон направлен на ускорение экономического роста и модернизации различных регионов России путем создания специальных экономических зон, в которых предоставляются преференции и льготы для инвесторов и предпринимателей. Реализация указанного закона должна способствовать привлечению иностранных инвестиций, развитию новых технологий, повышению уровня жизни населения и снижению безработицы. Особые экономические зоны должны стать центрами инновационной и экономической активности, приносящими значительный вклад в развитие страны и обеспечивая диверсификацию региональных экономик. Этот закон является важным инструментом государственной политики в области стимулирования экономического роста и прогрессивного развития Российской Федерации.
Важность данной законодательной инициативы выражается в её значении для развития экономики в Российской Федерации. Особые экономические зоны, создаваемые в рамках данного закона, предоставляют особые условия и привилегии для привлечения иностранных инвестиций, развития новых технологий, налогообложения и упрощения процессов регистрации и ведения бизнеса.
Исследование данной темы позволит выявить потенциал и эффективность особых экономических зон, а также определить факторы и условия, способствующие привлечению инвестиций и развитию предпринимательства.
В связи с тем, что в РФ основные положения ОЭЗ определены указанным Соглашением[3], то по проблемам других территорий, приравненных к ОЭЗ появляется необходимость проведения исследования о нынешнем развитии данных зон. Не смотря на то, что между ОЭЗ, СЭЗ и СЗ есть некоторые различия, но точки зрения законодательства эти понятия являются синонимичны.
Рассматривая экономические зоны, стоит выделить документы, регулирующие деятельность на территориях участников ЕАЭС. На территории республики Беларусь действует законодательство от 07.12.1998 г. № 213-З, в республике Казахстан реализован закон от 3 апреля 2019 года № 242-VI, Кыргызская Республика - от 11 января 2014 года № 6, все данные акты касаются вопросов ОЭЗ. Всё это говорит о такой тенденции, как улучшение правовой и институциональной базы: для успешного развития ОЭЗ, СЭЗ и СЗ необходимо обеспечить правовую защиту инвесторов, упростить процедуры регистрации и административные процедуры, а также создать льготные условия для предпринимательства. В этом контексте в странах-членах ЕАЭС проводится формирование специальных механизмов и инструментов управления и работа по совершенствованию законодательства (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Инструменты эффективной работы экономических зон.
Все данные механизмы образуют благоприятную среду для инвестиционной деятельности и реализации предпринимательской деятельности в ОЭЗ и способствуют экономическому росту региона.
На момент написания данной статьи на территории РФ законодательством указано следующая классификацаия особых экономические зон [4] (Рисунок 2):
Рисунок 2 – Типы и количество особых экономических зон на территории Российской Федерации
Каждая зона имеет совершенно новую, современную инфраструктуру[5], что является такой тенденцией как усиление инфраструктуры: развитие ОЭЗ, СЭЗ и СЗ невозможно без развития соответствующей инфраструктуры. В этом контексте особое внимание уделяется созданию и модернизации транспортных и коммуникационных сетей, а также развитию энергетической, водной и других видов инфраструктуры, которая обеспечивает продуктивность и предоставляет компаниям сильные преимущества при осуществлении проектов, таких как локализация производственных процессов на территории России и связь с евразийским рынком товаров.
Оценивая итоги эффективности деятельности ОЭЗ по всем ОЭЗ, не учитывая туристическо-рекреационную сферу, можно отметить их соотношение сбалансированной деятельности ОЭЗ, составляя 93,9% за 2022 год и 90,7 % со старта реализации программы ОЭЗ, до 1 июля 2022 года[6].
Стоит отметить, что важную роль в развитии экономических зон играет количество резидентов, которое показывает ее эффективность, так как данный факт указывает, что зона привлекает предпринимателей и инвестиции. Чем больше резидентов в экономических зонах, тем больше инвестиций она привлекает и тем более эффективной считается.
Привлечение большого количества резидентов показывает инвесторам, что зона является привлекательной для ведения бизнеса, что соответственно может стимулировать дополнительные инвестиции. Кроме того, увеличение числа резидентов свидетельствует о том, что условия ведения бизнеса в зоне являются благоприятными и привлекательными для предпринимателей.
Также стоит отметить, что чем больше резидентов, тем выше конкуренция между ними, что стимулирует развитие инноваций и повышение качества продукции и услуг. В результате, при увеличении числа резидентов ОЭЗ становится более привлекательной, поскольку инвесторы видят потенциал для получения прибыли и роста бизнеса. Рассмотрим, как менялось количество резидентов с годами и какие типы ОЭЗ являются более привлекательными для инвесторов (Рисунки 3 – 4) [7]
Рисунок 3 – Динамика количества резидентов на территории ОЭЗ (накопительным итогом) [7]
Итак, мы видим, что количество резидентов с годами постепенно увеличивается, что говорит о привлекательности и актуальности данных зон. В противном случает, количество резидентов бы не изменялось или вовсе уменьшилось.
Рисунок 4 – Объем инвестиций по типам ОЭЗ [7]
Мы видим, что больше всего инвестиций привлекают ОЭЗ, которые ориентированы на промышленно-производственные хозяйства, так как данные зоны находятся территориально в самых сильных, с точки зрения развития экономики, регионах и на данной территории имеют право заниматься коммерческо-предпринимательской деятельностью не резиденты ОЭЗ[8].
Рассматривая динамику количества ОЭЗ, СЭЗ и СЗ расположенных в странах Евразийского экономического союза мы видим, что особенно популярными являются ОЭЗ расположенные в Российской Федерации. Не смотря на накладываемые санкции популярность этих зон не сокращалась, из-за чего ежегодно их количество увеличивалось.
Рисунок 5 – Динамика количества ОЭЗ, СЭЗ и СЗ в странах ЕАЭС. [7; 9]
Так, на примере ОЭЗ, СЭЗ и СЗ расположенных на территории ЕАЭС, мы видим такую тенденцию как увеличение числа и расширение географии ОЭЗ, СЭЗ и СЗ. Соответственно, в последние годы в странах-членах ЕАЭС наблюдается повышение количества особых, специальных и свободных экономических зон. Данные зоны являются территориями привлечения инвестиций нерезидентов РФ, активизации экономики, повышения количества рабочих мест и развития экспортно-ориентированных отраслей. Кроме того, страны ЕАЭС активно разрабатывают стратегию привлечения инвестиций и делают упор на развитие технологических парков и инновационных центров.
Стоит так же рассмотреть тенденцию развития международного сотрудничества. На примере ОЭЗ ППТ в Воронежской области можно рассмотреть обмен опытом по обеспечению их функционирования при осуществлении положений указанного Соглашения между государственными органами Республики Беларусь и Воронежской области о торговой, научной, гуманитарной, технической, экономической и культурной совместной деятельности на 2022 по 2024 года.
Поэтому одним из важных направлений развития ОЭЗ, СЭЗ и СЗ в ЕАЭС является укрепление международного сотрудничества. Страны-члены ЕАЭС активно взаимодействуют с другими странами и региональными организациями для привлечения инвестиций и развития совместных проектов. В этом контексте реализуются такие инициативы, как создание ОЭЗ совместно с другими странами или привлечение иностранных инвестиций в ОЭЗ через привлечение зарубежных инвесторов.
Расширение сферы деятельности- еще одна тенденция развития ОЭЗ, СЭЗ и СЗ в ЕАЭС. Одним из важных направлений развития ОЭЗ, СЭЗ и СЗ в ЕАЭС является их расширение в различные сферы экономики. Например, помимо традиционных отраслей, таких как производство и экспорт товаров, развитие ОЭЗ и СЭЗ осуществляется также в секторе услуг, включая финансы, туризм, высокие технологии и инновации. Ярким примером высоких технологий являетя ОЭЗ ТВТ в Республики Татарстан ОЭЗ «Иннополис», которая вместе с центральными фондами (АФК «Система», VEB Ventures Angeldeck, Fort Ross ventures, MTS StartUp Hub и другими) активно реализует принадлежащую ей венчурную систему. Назначение данной системы раскрывается в её обеспечении венчурного капитала для эффективной реализации инновационных стартапов, что дает возможность результативным проектам выход на глобальным рынок венчурного бизнеса.
Таким образом, развитие ОЭЗ, СЭЗ и СЗ в ЕАЭС характеризуется расширением и совершенствованием их инфраструктуры, расширением сферы деятельности, укреплением правовой и институциональной базы, а также развитием международного сотрудничества. Эти тенденции способствуют привлечению инвесторов, стимулируют экономический рост и повышают конкурентоспособность стран-членов ЕАЭС.
1. Grigor'ev, L.M. Rossiyskie regiony: ekonomicheskiy krizis i problemy modernizacii: monografiya/L.M. Grigor'ev, N.V. Zubarevich, D.S. Ivanov i dr. - Moskva: Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «TEIS», 2011. - 347 s. - Tekst: neposredstvennyy
2. Federal'nyy zakon ot 22.07.2005 № 116-FZ (red. ot 04.08.2023) «Ob osobyh ekonomicheskih zonah v Rossiyskoy Federacii». - Tekst: elektronnyy. - Konsl'tanatPlyus. - 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/?ysclid=lnvkuisg62548982964 (data obrascheniya: 16.10.2023)
3. «Soglashenie po voprosam svobodnyh (special'nyh, osobyh) ekonomicheskih zon na tamozhennoy territorii Tamozhennogo soyuza i tamozhennoy procedury svobodnoy tamozhennoy zony» (Zaklyucheno v g. Sankt-Peterburge 18.06.2010) (red. ot 11.04.2017). - Tekst: elektronnyy. - Konsl'tanatPlyus. - 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102087/c059ae608a81e3752cc53855cc1f764d3b62c7f9/?ysclid=lnvl17wdqh298217089 (data obrascheniya: 16.10.2023)
4. Osobye ekonomicheskie zony. - Tekst: elektronnyy. - Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii. - 2023. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/?ysclid=lnvl5tq9aj634568465 (data obrascheniya: 16.10.2023)
5. Osobye ekonomicheskie zony Rossii. - Tekst: elektronnyy. - Biznes - navigator. - Tekst: elektronnyy. - 2023. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/2122bbaf2538a8ebb0b32e439a16e21a/Business_Navigator_2018.pdf?ysclid=lnvltj91i1579038095 (data obrascheniya: 16.10.2023)
6. Repushevskaya, O.A. Harakteristika regional'nyh ekonomicheskih sistem i ee indikatorov/O.A. Repushevskaya. - Tekst: neposredstvennyy//Voprosy regional'noy ekonomiki. - 2023. - № 2 (55). - S. 112-117.
7. Minekonomrazvitiya Rossii opublikovalo otchet o rabote OEZ za 2022 god. - Tekst: elektronnyy. - Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii. - 2023. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rossii_opublikovalo_otchyot_o_rabote_oez_za_2022_god.html?ysclid=lnvm3ebbcc48195295 (data obrascheniya: 16.10.2023)
8. Repushevskaya, O.A. Faktory ustoychivosti regional'nyh ekonomicheskih sistem/O.A. Repushevskaya. - Tekst: elektronnyy// Russian Journal of Management. 2023. T. 11. № 1. S. 28-37. - URL: https://riorpub.com/ru/nauka/article/57736/view
9. Otchet o rezul'tatah funkcionirovaniya osobyh ekonomicheskih zon za 2020 god i za period s nachala funkcionirovaniya osobyh ekonomicheskih zon. - Tekst: elektronnyy. - Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii. - 2023. - URL: https://web.archive.org/web/20220217094928/https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/otchet_o_rezultatah_funkcionirovaniya_osobyh_ekonomicheskih_zon_za_2020_god_i_za_period_s_nachala_funkcionirovaniya_oez.html (data obrascheniya: 16.10.2023)