from 01.01.2023 until now
Kazan, Kazan, Russian Federation
VAC 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
In the current dynamic realities and the difficult to predict impact of economic downturns on the development of regional territories, monitoring changes in the socio-economic context in order to quickly adjust the corresponding strategic directions and tactical actions at the regional level becomes of primary importance. For an in-depth study of the influence of various conditions and elements on the progress of the regional economy, a system of continuous data analysis is used. Within the framework of this article, a description of the criteria, algorithms for their determination and a strategy for highlighting the most important aspects that require active action are given. Modern reality emphasizes the need to create a well-developed system of socio-economic indicators at the level of the state and its administrative-territorial units. The composition of this system is largely determined by the ability to obtain relevant and correct data. The object of the study is a set of indicators of the socio-economic development of the region. The goal is to develop a modern mechanism for monitoring the socio-economic development of the Republic of Tatarstan. Research methods - documentary method, analysis of statistical indicators, system analysis, economic and mathematical modeling, tabular method. The scientific novelty lies in the systematization of approaches to monitoring the socio-economic development of the region and the development of a modern mechanism for monitoring the socio-economic development of the Republic of Tatarstan.
economic development, regional development, socio-economic development of the region, the Republic of Tatarstan, regional GDP, barriers to the development of the Republic of Tatarstan, prospects for the development of Tatarstan.
Механизм непрерывного мониторинга является важнейшим элементом управления социально-экономическим развитием современного региона. Это действенный инструмент, позволяющий не просто наблюдать, но и активно участвовать в управленческих процессах. Через мониторинг создается основа для оптимизации национальной политики, помощи регионам, находящимся в сложной ситуации, и создания условий для экономически активных зон [10, с. 209].
Сегодня мониторинг состояния регионов стоит в центре внимания как инструмент для оценки, изучения и предвидения состояния разных региональных аспектов, в том числе их перспектив. По определению, он представляет собой постоянную работу в области анализа и интерпретации показателей, с целью формирования актуальных предложений, улучшающих качество регионального управления.
Основная миссия этой работы – контроль за соответствием текущего положения региона утвержденным планам, прогнозам и ключевым метрикам, на базе определенного комплекса критериев.
Ключевые функции данного механизма:
- анализ территориальных особенностей и группировка регионов по степени их прогресса и внутренним возможностям;
- исследование долгосрочной динамики для формирования национальных стратегий и прочих инициатив с учетом интересов граждан;
- анализ будущей динамики с акцентом на предотвращение потенциальных опасностей и экономических спадов;
- изучение экономической стабильности с акцентом на создание комфортной обстановки для проживания и труда граждан, включая критерии, соответствующие национальным и глобальным стандартам и нормам;
- анализ деятельности глав государственных институтов в контексте обеспечения надлежащего уровня бизнес-климата, что даёт возможность внести изменения в региональную политику для стимулирования экономического роста и инвестиционной привлекательности [3, с. 89].
Для создания эффективного механизма мониторинга важен структурированный подход, состоящий из представленных ниже стадий [12, с. 53].
- выделение основных критериев с достаточным потенциалом для анализа;
- задание желаемого уровня показателей для каждой изучаемой характеристики и определение референтных значений;
- предварительный анализ экономических участников, на базе динамики выбранных критериев;
- применение методов и техник для корректировки развития изучаемых регионов.
Основным моментом реализации механизма мониторинга является его стратегическая нацеленность. Это означает, что контроль должен быть ориентирован на определенные управленческие нужды, обеспечивая базу для создания оптимальной экономической структуры.
Одним из самых результативных методов в контексте регионального менеджмента выступает непрерывный анализ, позволяющий оперативно обнаруживать формирующиеся социально-экономические тенденции и создавать соответствующие стратегии. Такой непрерывный анализ обычно фокусируется на краткосрочных изменениях в динамике региональных критериев. В целом, можно констатировать, что список таких критериев сокращен и охватывает только ключевые процессы и события [9, с. 31].
Важно также уделить внимание быстроизменяющимся показателям в рамках анализа. В частности, демографическая статистика меняется относительно медленно, но динамика рыночных цен требует постоянного мониторинга: в стабильные периоды - раз в месяц, при экономической нестабильности - чаще.
В зависимости от задач, непрерывный анализ может быть структурирован на:
а) анализ характеристик;
б) анализ текущего положения.
Этот подход акцентирует внимание на текущем положении территории и может стать отправной точкой для детализированного многогранного изучения социально-экономической картины конкретного региона. В рамках этого анализа предлагается два взгляда на оценку:
- ранжирование среди всех доступных территорий. Несмотря на внешнюю простоту, такой подход может быть двусмысленным: занимая верхние позиции, регион может быть лучшим среди наименее успешных. Этот вид аналитики не всегда дает ясное представление о реальной ситуации или прогрессе в области;
- группировка территорий со схожим потенциалом, что обеспечивает выделение уникальных групп регионов с индивидуальными предложениями для устранения препятствий или последующего прогресса [6, с. 102].
Эффективный механизм мониторинга формирует базу для:
- анализа качественных перемен в социально-экономической динамике территории;
- прогнозирования главных социально-экономических метрик.
Обычно, такое исследование предполагает детальное обследование различных явлений и тенденций. В этом контексте одной из ключевых функций становится создание и аргументация эталонных значений.
Учитывая важность глубокого применения результатов наблюдения, что обозначает анализ потенциальных ключевых направлений развития территории и потребность в специфических корректирующих действиях, стоит рассмотреть концепцию ключевых индикаторов.
Примечательно, что не все интегральные критерии могут функционировать как индикаторы, характеризующие социально-экономические тенденции. Для создания и анализа универсальных критериев часто используют математические подходы в экономике, например, методы связей и различные модели.
Основываясь на ежемесячной диагностике, утвержденной на государственном уровне, разработаны базовые принципы для вычисления комплексных индексов, отображающих экономическую картину регионов России. Этот набор правил рассматривает ключевые экономические параметры, такие как:
- отраслевая динамика;
- инвестиционный климат;
- экономические показатели и трудовая активность населения;
- бюджетные показатели [1, с. 109].
Комплексный индекс региональной динамики определяется на основе этих критериев. В процессе диагностики акцентируется внимание на динамических параметрах. Для гармонизации данных они были адаптированы к национальному стандарту. В этой методологии особое внимание уделяется промышленной динамике, влияющей на экономическую среду региона и комфорт его жителей.
При проектировании механизма мониторинга рекомендуется:
- ориентироваться на долгосрочные параметры для анализа динамики;
- активно применять общедоступные источники, учитывая их быстрый доступ и бесплатность;
- унифицировать используемые данные по ряду характеристик. Обычно абсолютные показатели конвертируются в относительные для сравнительного анализа.
Федеральные и региональные статистические агентства представляют показатели, соответствующие установленным стандартам. В рамках нашего анализа мы просмотрели множество публично доступных ресурсов данных. Исходя из собранной информации, мы составили комплекс критериев социально-экономического развития Республики Татарстан, разделенных на основные сферы:
- жители и их благосостояние;
- обслуживающие структуры;
- производственные мощности;
- экономические отношения и рыночные особенности;
- глобальные экономические интеракции.
Каждая из этих областей предоставляет всесторонний обзор соответствующей стороны регионального прогресса.
При создании этой системы критериев мы учли следующее:
- Понимание экономических процессов в Республике Татарстан.
- Возможность получать информацию о смежных регионах, отслеживать долгосрочные изменения, а также определять главные показатели для прогнозирования будущего роста Республики Татарстан.
- Эффективное сопоставление данных, учитывая особенности Республики Татарстан [5, с. 132].
Все показатели классифицировались на базовые, определяющие возможности Республики Татарстан, и дополнительные, отображающие текущую динамику развития. Региональный потенциал рассматривался как комбинация прошлых, настоящих и будущих возможностей на фоне различных факторов.
В рамках исходных данных мы использовали различные ресурсы, предоставляющие периодические отчеты о социально-экономической ситуации в Республике Татарстан. Некоторая актуальная информация также была найдена на веб-сайтах местных статистических органов.
Все метрики мы разделили на две главные категории: прямо извлекаемые из публичных источников и рассчитанные самостоятельно, что обеспечивает сравнение Республики Татарстан со смежными регионами с учетом их специфики.
При создании унифицированного индикатора необходимо разделить все параметры на:
- факторы роста, у которых увеличение указывает на улучшение экономической активности;
- факторы риска, у которых рост может сигнализировать о возможных проблемах или регрессе.
При определении рейтинга развития Республики Татарстан могут быть применены базовые методы, такие как ранжирование на основе общего результата или система набора баллов.
Критерии анализа предлагается делить на две категории: определяющие резерв региона и отображающие его достижения. Глобальные показатели можно разработать для оценки резерва и динамики региона, а затем составить обобщенный показатель. Это позволит:
- создать матрицу для характеристики региона по ключевым критериям;
- выявить региональные кластеры со схожими особенностями;
- провести глубокий анализ каждой категории [8, с. 137].
Основываясь на изучении разнообразных методов категоризации региона, предлагается следующая система:
- Выдающийся регион.
- Стабильный регион.
- Недостаточно эффективный регион.
- Регион-аутсайдер.
Предлагаемая категоризация региона выглядит следующим образом:
- регионы, чьи показатели на 3% превышают средние по стране, классифицируются как обладающие выдающимся социально-экономическим развитием;
- территории, имеющие показатели, близкие к средним значениям (отклонение ±3%), относятся к зоне стабильных возможностей;
- если показатели региона отстают на 3-10% от среднего, его возможности оцениваются как недостаточно эффективные;
- регионы с показателями, уступающими на 10% и более, находятся в зоне низких возможностей и считаются регионами-аутсайдерами [2, с. 53].
Что касается прогресса регионов:
- лидирующее развитие: показатели выше среднего, с тенденцией роста;
- стабильное положение: соответствие средним показателям с продолжающимся ростом;
- отстающие регионы: показатели ниже среднего, но с сохраняющейся тенденцией роста;
- в опасной зоне: обратная динамика.
Анализ таких показателей основывается на наборе ключевых метрик для каждого вектора. При этом основное внимание уделяется динамике важнейших экономических показателей. Стоит отметить, что методы расчета для развития региона и его возможностей аналогичны.
При создании совокупных показателей экономического успеха региона, следует принимать во внимание связи и взаимодействие различных метрик. Так, годовые экономические показатели региона могут включать в себя такие критерии как ВРП, инвестиции в базовый капитал, изменение количества населения, разница в доходах и структура расходов жителей, а также основные источники доходов местного бюджета.
Понимание взаимодействий между различными метриками можно получить двумя методами: глубоким исследованием основных характеристик или через систематизированный метод, применяя статистические инструменты, например, корреляционный анализ. Наиболее эффективно комбинировать эти методы. Даже при высокой статистической связи, прямое влияние между показателями не гарантировано [11, с. 62].
Далее, на базе изложенной выше информации, проведем мониторинг социально-экономического развития Республики Татарстан.
Татарстан продолжает занимать высокий уровень экономического развития относительно прочих российских территорий, что наглядно показано в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ позиций Татарстана среди других российских регионов и Приволжского федерального округа в 2022 году
Наименование показателя |
Среди субъектов Российской Федерации |
Среди регионов Приволжского федерального округа |
1 Жители и их благосостояние |
|
|
Средний размер месячного дохода |
33 |
1 |
Официальный уровень безработицы |
12 |
2 |
2 Обслуживающие структуры |
|
|
Сектор строительства |
4 |
1 |
Жилищное строительство |
6 |
1 |
Инвестиционные проекты |
6 |
1 |
3 Производственные мощности |
|
|
Производственный объем региона |
5 |
1 |
Аграрный сектор |
5 |
1 |
4 Экономические отношения и рыночные особенности |
|
|
Величина ВРП |
7 |
1 |
Рынок розничных товаров |
7 |
1 |
5 Глобальные экономические интеракции |
|
|
Объем внешней торговли |
6 |
1 |
Таким образом, если рассматривать рейтинги, этот регион находится на седьмой позиции по размеру валового продукта, четвертом месте в области строительства, пятой позиции в аграрной и промышленной сферах, шестом месте по объему инвестирования и седьмой позиции по розничным продажам.
Согласно результатам 2022 года, валовой продукт региона превысил 3,8 млрд.руб., демонстрируя рост на 6,0% по сравнению с предыдущим годом. Основным двигателем экономики региона остается промышленный сектор с удельным весом в ВРП - 49,2%. Сектор АПК занимает 4,9%, сфера строительства - 7,1%, коммерческая деятельность - 9,4%, а логистические услуги - 5,2% [4, с. 162].
Уровень цен на товары за 2022 год увеличился на 11,4% по сравнению с прошлым годом, что соответствует 11 месту в рейтинге инфляции 14 районов Приволжской зоны.
За 2022 год средний доход трудового населения Татарстана был равен 50,4 тыс.руб., что на 16,3% больше относительно 2021 года. С учетом инфляции реальные доходы были на уровне 101,7%. В рейтинге зарплат Приволжского региона Татарстан имеет лучший показатель.
Действия, предпринятые на государственном уровне, помогли смягчить последствия кризисных моментов, обеспечив занятость и стабильность на рынке труда. По данным МОТ, занятость в Татарстане в 2022 году была равна 62,8%.
В контексте колебаний экономической ситуации, затронутых мировыми геополитическими тенденциями, 2022 год оказался испытанием для российского экономического благополучия:
- барьеры в международной торговле и проблемы в транспортировке воздействуют на товарообмен;
- инновационные запреты замедляют развитие инвестпроектов;
- ценовые колебания, вызванные разрывами между спросом и предложением, изменениями в стоимости энергоносителей и валютными потрясениями, воздействуют на коммерческую сферу;
- препятствия для российских корпораций и кредитных учреждений в мировой экономике создали трудности в международных расчетах;
- дополнительные меры ограничивают перемещение граждан и реализацию культурно-образовательных инициатив [7, с. 49].
В этих условиях компании и учреждения Татарстана акцентировали свое внимание на:
- разработке новых стратегических партнерств;
- переориентации транспортных маршрутов;
- изучении свежих коммерческих возможностей;
- фокусе на локальное производство.
Планы по формированию экономического курса Татарстана подлежат корректировке, основываясь на мерах по укреплению общественного и экономического потенциала:
- поддержка стабильной и результативной работы промышленного сектора;
- поставка необходимого объема ресурсов и поддержание оборудования в исправном состоянии;
- модернизация логистических систем;
- выход на новые регионы реализации продукции;
- оптимизация рабочего процесса;
- укрепление инвестпотенциала;
- поддержка малого бизнеса;
- гармоничное преобразование местных сообществ;
- продвижение ключевых государственных и местных инициатив.
1. Baygildin, D. R. Development of a regional socio-economic system based on ensuring the progressive dynamics of urban agglomerations (using the example of the Republic of Tatarstan) / D. R. Baygildin // Scientific works of the Center for Perspective Economic Research. - 2019. - No. 17. - P. 105-115.
2. The most important indicators of economic and social development of the Republic of Tatarstan in January-July 2022 // Economic Bulletin of the Republic of Tatarstan. - 2022. - No. 3. - P. 48-58.
3. Zhitin, D. A. Features of the socio-economic development of the Republic of Tatarstan since the 90s. until our time / D. A. Zhitin // Bulletin of Economics, Law and Sociology. - 2018. - T. 2, No. 1. - P. 85-94.
4. Ivanova, S. V. Assessment of the socio-economic state of single-industry towns of the Republic of Tatarstan / S. V. Ivanova, R. R. Sitdikova // Bulletin of modern research. - 2018. - No. 5.2(20). - pp. 155-165.
5. Iskakova, A. R. The influence of the spatial location of business entities on the socio-economic state of municipalities on the example of the Republic of Tatarstan / A. R. Iskakova // Science and business: ways of development. - 2021. - No. 12(126). - pp. 128-135.
6. Kaurova, O. V. Socio-economic development of rural areas of the Republic of Tatarstan (regional aspect) / O. V. Kaurova, A. N. Maloletko // Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy. - 2019. - No. 6. - P. 98-104.
7. Lazarchik, A. I. Innovation as the main factor in the socio-economic development of municipalities (on the example of the Republic of Tatarstan) / A. I. Lazarchik, E. E. Zainutdinova // Kazan Economic Bulletin. - 2020. - No. 6(50). - P. 45-51.
8. Laukart-Gorbacheva, O. V. Human capital as a concept of the Strategy for socio-economic development of the Republic of Tatarstan / O. V. Laukart-Gorbacheva // Region: Economics and Sociology. - 2022. - No. 1(113). - pp. 130-152.
9. Makarova, E. V. Analysis of the migration attractiveness of the Republic of Tatarstan and the role of migration flows in the socio-economic development of the region / E. V. Makarova, V. R. Ganeeva // Kazan Economic Bulletin. - 2019. - No. 3(41). - pp. 27-33.
10. Tarantin, V. A. Assessing the effectiveness of the implementation of the “Strategy for the socio-economic development of the Republic of Tatarstan until 2030”: examination and measures / V. A. Tarantin, A. F. Erkin // GosReg: state regulation of public relations. - 2022. - No. 4(42). - pp. 202-215.
11. Fazlyev, R. Sh. Results of the first stage of the 2030 strategy in the Republic of Tatarstan according to the main socio-economic indicators / R. Sh. Fazlyev // Scientific works of the Center for Advanced Economic Research. - 2019. - No. 16. - P. 56-64.
12. Yusupova, I. V. Development of agglomerations is a key direction of the strategy of socio-economic development of the Republic of Tatarstan / I. V. Yusupova, L. A. Golitsyna // Regional Economics. South of Russia. - 2021. - T. 9, No. 2. - P. 50-57.
13. Khairullina, E.G. Strategy for innovative development of agricultural organizations // In the collection: Development of the agro-industrial complex and rural areas in the context of economic modernization. Materials of the I International Scientific and Practical Conference dedicated to the 90th anniversary of the birth of Doctor of Economics, Professor N.S. Katkova. 2018. pp. 222-224.