from 01.01.2019 until now
Kirov, Kirov, Russian Federation
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
UDK 331 Труд. Наука о труде. Экономика труда. Организация труда
Global'nye izmeneniya v ekonomicheskoy sfere, svyazannye s cifrovoy transformaciey i perehodom na etap Industrii 4.0, vliyayut na obschestvennoe razvitie v celom, na sistemu regional'nogo razvitiya i obespecheniya bezopasnosti i ustoychivosti territoriy. Pri etom perestroyka prioritetov zatragivaet i kadrovuyu strukturu kak otdel'nyh hozyaystvuyuschih sub'ektov, tak i regionov, i gosudarstva v celom. Effektivnost' gramotnogo vstraivaniya regionov v process cifrovizacii v bol'shey stepeni zavisit ot chelovecheskih resursov i obespecheniya bezopasnosti kadrovogo upravleniya. Osnovnoy cel'yu dannoy stat'i yavlyaetsya razrabotka instrumentov diagnostiki i obespecheniya kadrovoy sostavlyayuschey ekonomicheskoy bezopasnosti v ramkah cifrovoy transformacii, a takzhe sposobov ocenki ih effektivnosti. Dlya provedeniya raboty byli ispol'zovany klassicheskie metody teoreticheskogo issledovaniya: abstragirovanie, sintez, analiz i obobschenie, a takzhe matematiko-statisticheskie metody rascheta indikatorov bezopasnosti.
kadrovaya sostavlyayuschaya ekonomicheskoy bezopasnosti, kadrovaya bezopasnost' na urovne regiona, cifrovaya transformaciya, cifrovaya ekonomika, kadrovye resursy, Industriya 4.0.
Введение. В современных условиях развития экономики, наполненных вызовами и угрозами, вопрос значимости поддержания устойчивого уровня экономической безопасности стоит достаточно остро. Качество деятельности отдельных регионов определяет состояние экономической безопасности страны. Кадровой безопасности как одному из элементов экономической безопасности региона до настоящего времени не уделялось должного внимания, что привело к ряду экономических проблем, в основном связанных с недостаточным развитием инновационных производств, демографическим кризисом, недостатком интеллектуального ресурса, который обеспечивает высокие темпы социально-экономического развития субъекта страны и реализацию конкурентных преимуществ.
Существует мало исследований по вопросам кадровой безопасности региона, так как само понятие достаточно новое и недостаточно обсуждается в научной литературе. Во многом это вызвано тем, что в настоящее время в России отсутствует проработанная с учетом факторов внешней и внутренней среды формализованная общегосударственная стратегия управления человеческими ресурсами, не осуществляется ее декомпозиция по региональным уровням. Основополагающим документом в области обеспечения экономической безопасности является «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждена Указом Президента РФ 13.05.2017 № 208), на базе которой разрабатывается и обосновывается содержание региональной безопасности для каждого субъекта Российской Федерации. При этом в данном документе отсутствует конкретика в вопросах обеспечения кадровой безопасности, что объясняет потребность в уточнении и законодательном закреплении понятия «кадровая безопасность» как отдельного элемента экономической безопасности.
Таким образом, повышая уровень осведомленности по вопросам кадровой безопасности, ее угрозах и факторах их возникновения, а также методах диагностики, региональными органами власти будут приниматься такие управленческие решения, которые обеспечат эффективное использование трудовых ресурсов, внедрение инновационных технологий и развитие человеческого потенциала. Особую актуальность и востребованность в тщательном анализе состояния кадровой безопасности регионов диктуют современные условия общественного и экономического развития, насыщенные постоянными изменениями, связанными с цифровизацией экономики. На фоне цифровой трансформации активнее проявляются новые факторы угроз и рисков кадрового развития и устойчивости региона, но вместе с этим становятся доступными актуальные и эффективные цифровые инструменты обеспечения и управления кадровой безопасностью на уровне хозяйствующих субъектов и региона [9].
Материалы и методы. Кадровая безопасность на государственном уровне довольно новое и сложное для характеристики и анализа понятие. И если каровая безопасность на уровне хозяйствующих субъектов более-менее изучена, то на уровне территорий (регионов, государства) данный феномен требует уточнений. Однозначно можно утверждать, что, представляя социально-экономические особенности региона, кадровая безопасность по своей сути является «структурным элементом региональной безопасности, учитывающим факторы рисков и угроз, исходящих от трудовых кадров и направленных на трудовой потенциал, социально-экономическую стабильность и состояние безопасности региона в целом» [1].
Данный феномен можно трактовать с различных позиций и подходов, так как человеческие ресурсы, составляющие основу кадровой безопасности, сложно поддаются диагностике и только количественному измерению.
С нашей точки зрения, кадровая безопасность региона – это, во-первых, элемент экономической безопасности, во-вторых, состояние защищенности от угроз и рисков, связанных с человеческими ресурсами региона, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями, в-третьих, это инструмент обеспечения устойчивого социально-экономического развития и конкурентоспособности региона. При этом и само понятие экономической безопасности регионального развития достаточно динамичное, зависимое от большего количества внешних и внутренних факторов [10].
Исследование любой из подсистем безопасности следует начинать, прежде всего, с выделения угроз и рисков, приводящих к разрушению и дестабилизации рассматриваемой подсистемы.
По мере воспроизводства и капитализации человеческих ресурсов возникают угрозы кадровой безопасности, которые складываются под воздействием совокупности внешних и внутренних факторов и условий. Необходимо заострить внимание на кадровых рисках и угрозах, так как это позволяет комплексно представить внешнюю и внутреннюю среду региона, выявить и сгруппировать факторы деструктивного характера, снижающие кадровую безопасность, и на этой основе разработать методические подходы к ее обеспечению [8].
Ориентир на выявление рисков при рассмотрении системы экономической безопасности региона описан в многочисленных исследованиях Караниной Е.В., Логинова Д.А. Авторы отмечают несомненную важность в современных реалиях анализа состава и уровня показателей экономической безопасности региона для дальнейшего формирования наиболее точных решений по стратегии социально-экономического развития. При этом система региональной экономической безопасности оценивается совокупностью показателей, изменение которых влияет на уровень риска безопасности [12].
Карзаева Н.Н. и Давыдова Л.В. в своей работе расширили перечень групп угроз кадровой безопасности, выражающийся в следующем:
- убыль населения;
- увеличение среднего возраста населения региона;
- этнодемографические проблемы, диспропорциональное территориальное размещение трудовых ресурсов;
- снижение качества человеческих ресурсов.
При этом авторы приводят к каждой группе угроз в соответствие определенные статистические демографические показатели [4, 8].
Рассуждая о влиянии развития цифровизации экономики на кадровый потенциал, можно отметить, что проблеме эффективного управления кадрами в контексте цифровизации не придается должного значения, так же, как и степень исследованности вопроса использования кадрового потенциала в условиях цифровой экономики не соответствует ее значимости. Согласно мнению экспертов, в ближайшее время социально-кадровая составляющая экономики страны может столкнуться с острым дефицитом IT-специалистов, способных к эффективному труду в рамках цифровой трансформации [7].
В связи с вышеперечисленными особенностями современного состояния и критериев устойчивости и безопасности регионального развития, считаем ключевыми следующие угрозы кадровой безопасности региона, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Угрозы кадровой составляющей региональной безопасности в условиях цифровизации
Сфера проблем |
Угрозы |
Демографическая |
Угрозы устойчивого демографического развития. |
Социально-экономическая |
Угрозы качественного и количественного развития трудового потенциала, результатов труда. |
Инновационно-технологическая |
Угрозы отставания от ведущих регионов по ряду вопросов инновационного развития, в т.ч. и цифровой трансформации. |
Охрана труда |
Угрозы жизни и здоровью кадрового потенциала, в т. ч. криминализация трудовой деятельности. |
Образовательная |
Угрозы несоответствия образовательных программ или уровня подготовки современным требованиям, потребностям цифрового развития. |
Опираясь на обозначенные факторы угроз и их влияние на систему кадровой безопасности региона, в целях диагностики уровня региональной устойчивости в обозначенном направлении выделим следующие подсистемы (проекции), представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Подсистемы кадровой безопасности региона
Однако, рассматривая систему кадровой безопасности в новом ключе, связанном с цифровой трансформацией, необходимо выделить систему цифровой составляющей безопасности. Основу становления регионального цифрового общества составляет информационно-цифровая деятельность хозяйствующих субъектов, включающая и повышение цифрового уровня кадрового потенциала.
Говоря о готовности хозяйствующих субъектов быть вовлеченными в подобные процессы, следует обратить внимание на такой термин, как «цифровая зрелость». О цифровой зрелости предприятий региона можно судить по наличию следующих составляющих:
- наличие современного оборудования;
- высокий уровень автоматизации бизнес-процессов;
- инновационная деятельность, внедрение инновационных технологий;
- цифровая компетентность кадровых ресурсов.
Исследования последних лет, проведенные следующими авторами, подтверждают роль факторов цифровизации в региональном социально-экономическом развитии, обеспечении безопасности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и региона: А. В. Минаков, А. Е. Суглобов [6]., Е.В. Каранина, А.В. Котанджян [3, 5]., В.О. Арбузов, Т.А. Арбузова [11].
Так мы можем выделить и обозначить принципы концепции региональной информационно – цифровой безопасности, которая наряду с кадровой станет фундаментом устойчивого регионального развития:
- устойчивое социально-экономическое развитие субъекта РФ;
- комплексный, системный и непрерывный подход;
- доступность, но правомерность распространения и получения информации;
- обеспечение непрерывного сбалансированного развития отрасли информационных технологий;
- доступность ИКТ-продуктов и услуг для населения;
- прогноз и мониторинг тенденций развития отрасли ИКТ.
То есть, прежде всего, устойчивое социально-экономическое положение региона, сформированное за счет применения современных подходов и технологий, само по себе уже будет являться платформой создания системы информационно-цифровой безопасности.
В целях настоящего исследования в качестве основной гипотезы будем отталкиваться от идеи, что расширение элементов цифровой трансформации на уровне региона, внедрение и активная эксплуатация информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в рамках деятельности экономических субъектов и домашних хозяйств способствует повышению устойчивости социально-экономического развития региона. Таким образом цель цифрового регионального развития будет заключаться в активном внедрении и распространении информационно-цифровых благ, что невозможно без участия кадровых ресурсов, подготовленных и нацеленных на развитие цифровой экономики.
В связи с этим в качестве дополнительных подсистем (проекций) наряду с кадровой считаем целесообразным выделить следующие подсистемы информационно-цифровой составляющей регионального развития:
- безопасность в сфере цифровизации бизнеса;
- безопасность в сфере информатизации домашних хозяйств;
- безопасность в сфере использования сети Интернет населением.
Для каждой из выделенных подсистем кадровой и информационно-цифровой составляющих региональной безопасности выделен ряд индикаторов, которые впоследствии подверглись математической обработке с целью выявления интегрального показателя.
Для каждого необходимо провести анализ, установить пороговые значения и дать балльную оценку.
Общие направления по установлению пороговых значений индикаторов основаны на многочисленных исследованиях авторов в области анализа устойчивости регионального развития и определения уровня экономической безопасности регионов.
Разработанный подход к комплексной диагностике кадровой составляющей безопасности региона в условиях цифровизации базируется на синтезе индикативного метода, метода ранжирования по минимаксному подходу, метода приведения фактических значений показателей к нормированным с применением стобалльной шкалы.
Наряду с пороговым значением каждого индикатора, предложено использовать также верхний и нижний пороги безопасности. Верхний порог равен такому значению показателя, при котором обеспечивается максимально возможный уровень безопасности (100 баллов), нижний порог соответствует уровню, при котором не обеспечивается даже минимальный уровень безопасности (1 балл) [2, 8].
Если начальное значение индикатора равно х, и у него установлены пороговые уровни а и b, то значение индикатора y (в баллах) вычисляется следующим образом (при условии, что большие значения характеризуют более высокий уровень безопасности):
Когда большее значение x означает меньший уровень экономической безопасности, расчет значения y (в баллах) осуществляется следующим образом:
Приведенный нами метод позволяет выделить следующие уровни безопасности подсистем и систем, основанные на балльном значении индикаторов и их средним значениям за анализируемые периоды:
- 34 и менее баллов – опасное состояние, высокий риск нарушения устойчивости развития, низкий уровень экономической безопасности;
- 67 баллов и более – безопасное состояние, высокий уровень экономической безопасности, низкий риск нарушения устойчивости развития и снижения экономической безопасности;
- от 34 баллов и до 67 баллов – промежуточное (неопределенное) состояние безопасности: возможны незначительные риски снижения уровня экономической безопасности.
Результаты исследования. Для апробации приведенного метода диагностики кадровой безопасности региона в условиях цифровой трансформации в качестве объекта исследования выбрана Кировская область.
Экономика области носит промышленный (34,2% ВРП) и торговый характер (36,9% ВРП). Основополагающими базовыми отраслями экономики региона являются химическое производство, лесопромышленный комплекс, производство пищевых продуктов, машиностроение, металлургическое производство, сельское хозяйство.
Социально-демографические показали рассматриваемого региона имеют тенденцию к снижению, равно как и показали цифрового развития отстают от ведущих регионов страны.
Оценка состояния кадровой и цифровой безопасности позволит усилить внимание к проблемным зонам приоритетных направлений развития региона и стабилизировать ситуацию в будущем.
За рассматриваемый период (2010–2021 гг.) кадровая составляющая экономической безопасности региона получила следующие балльные оценки (таблица 2):
Таблица 2. Интегральный индикатор кадровой безопасности Кировской области за 2010-2021 гг.
Годы |
Интегральный индикатор кадровой безопасности населения Кировской области |
2010 |
36 |
2011 |
27 |
2012 |
38 |
2013 |
31 |
2014 |
34 |
2015 |
25 |
2016 |
27 |
2017 |
27 |
2018 |
33 |
2019 |
30 |
2020 |
36 |
2021 |
33 |
По результатам проведенной диагностики мы можем отметить негативную тенденцию развития кадровой составляющей региональной безопасности Кировской области. В большинстве рассматриваемых периодов наблюдалось критическое состояние безопасности, способное привести к дестабилизации и разрушению устойчивости регионального развития, только малая часть периодов характеризовалась промежуточным состоянием, тоже требуемым в свою очередь принятия соответствующих мер.
Полученные результаты говорят о высоком уровне кадровых рисков в рассматриваемом регионе, обусловленном снижением общих демографических показателей, снижением реальных доходов населения. Анализируя сугубо трудовые показатели, можно отметить, что негативная тенденция вызвана снижением численности как экономически активного населения в целом, там и занятых.
В 2021 году имели негативную тенденцию следующие показатели:
- реальная начисленная заработная плата работников организаций снизилась с 104,1% до 103,3%, то есть уменьшился объем товаров и услуг, которые население могли бы позволить себе купить на получаемую номинальную заработную плату. На это мог повлиять рост индекса потребительских цен с отметки в 105,3% в 2020 году до 109,2% в 2021 году;
- удельный вес занятых с высшим образованием в общей численности занятых составил в 2021 году 26,4%, что ниже, чем в 2019, 2020 г. г. Этому могло поспособствовать уменьшение числа студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также миграция людей с высшим образованием в трудоспособном возрасте;
- коэффициент напряженности на рынке труда увеличивался на протяжении всего исследуемого периода, что говорит, о дефиците трудовых ресурсов определенных профессий в регионе, так как спрос на труд меньше, чем предложение;
- показатель индекса производительности труда незначительно снизился, на это могло повлиять увеличение степени износа основных фондов.
Рассмотрим данные, полученные в ходе анализа информационно- цифровой безопасности региона (таблица 3).
Таблица 3.
Интегральный индикатор информационно-цифровой безопасности Кировской области за 2010-2020 гг.
Годы |
Интегральный индикатор информационно-цифровой безопасности Кировской области |
2010 |
43 |
2011 |
31 |
2012 |
35 |
2013 |
33 |
2014 |
10 |
2015 |
3 |
2016 |
42 |
2017 |
16 |
2018 |
27 |
2019 |
20 |
2020 |
18 |
Согласно определенным интегральным показателям уровня безопасности можно охарактеризовать подсистему информационно-цифровой безопасности, как имеющую низкий уровень безопасности и требующую подготовки и реализации комплекса мероприятий по повышению устойчивого развития в информационно-цифровой среде.
Проседание показателей информационно-цифровой составляющей регионального развития связано со снижением и несоответствием среднероссийским показателям удельного веса занятых в секторе ИКТ в общей численности занятого населения, с недостаточным вниманием хозяйствующих субъектов к организации систем защиты информации и данных, с небольшими темпами развития интернет-торговли по сравнению с регионами-лидерами.
Проведение подобных диагностических мероприятий продемонстрировало важность и острую необходимость постоянного мониторинга выделенных нами подсистем безопасности. Основные элементы механизма диагностики и обеспечения кадровой безопасности региона на фоне цифровизации можно представить в виде схемы (рисунок 2).
Рисунок 2 - Механизм диагностики и обеспечения кадровой безопасности региона
Диагностика и мониторинг фундаментальных подсистем, так как кадровая и информационно-цифровая составляющая региональной безопасности позволит заранее предупреждать возникающие угрозы, повышать качество трудовых и цифровых ресурсов региона, что в целом обеспечит высокий уровень устойчивого регионального развития.
С целью устранения выявленных проблем в развитии трудового потенциала региона среди основное внимание управляющих структур следует заострить на следующих задачах:
- реформирование системы образования в соответствии с приоритетами социально-экономического развития (в том числе внедрение системы непрерывного образования);
- содействие обновлению кадрового потенциала через повышение его квалифицированной и экономически мобильной части на перспективных предприятиях;
- привлечение работодателей при формировании и реализации учебных программ;
- содействие скорейшему трудоустройству квалифицированных работников, оставшихся без работы, в целях их деквалификации;
- возобновление активного перераспределения трудовых ресурсов с участием государства в другие регионы, испытывающие в них потребность;
- проведение всестороннего отбора кадров, при котором не допускается прием на работу лиц, имеющих деструктивную направленность личности.
Также большее внимание в проблемном регионе необходимо уделять следующим аспектам:
- обеспечение безопасности трудовой составляющей по трем проекциям;
- создание сбалансированного и высококвалифицированного регионального рынка труда;
- сокращение теневизации экономики и неформального экономического сектора;
- сокращению образовательных структур, воспроизводящих неконкурентоспособную и низкокачественную рабочую силу [8].
1. Borovskih N. V., Kipervar E. A. Kadrovaya bezopasnost' kak element ekonomicheskoy bezopasnosti regiona // Omskiy nauchnyy vestnik. Ser. Obschestvo. Istoriya. Sovremennost'. - 2018. - № 2. - s. 122-127.
2. Karanina E.V. Reziliens-diagnostika riskov i indikatorov ekonomicheskoy bezopasnosti regionov (na primere Privolzhskogo federal'nogo okruga) / E.V. Karanina, V.M. Karaulov// Ekonomiko-pravovye problemy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti: Materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Ekaterinburg, 19 marta 2021 goda - Ekaterinburg: Ural'skiy gosudarstvennyy universitet, 2021. - S. 45-50.
3. Karanina, E. V. Upravlenie kadrovoy sostavlyayuschey ekonomicheskoy bezopasnosti v ramkah cifrovoy transformacii / E. V. Karanina, A. V. Kotandzhyan // Finansovoe prosveschenie : Sbornik materialov XI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii po finansovomu prosvescheniyu v Rossii, Moskva, 15-16 marta 2022 goda / Pod obschey redakciey S.A. Lochana. - Moskva: Associaciya razvitiya finansovoy gramotnosti, 2022. - S. 51-59.
4. Karzaeva N.N., Davydova L.V. Informacionnoe obespechenie ocenki regional'noy kadrovoy bezopasnosti // Problemy analiza riska. - 2019. -№3.
5. Kotandzhyan, A. V. Kadrovaya sostavlyayuschaya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona v kontekste cifrovoy transformacii / A. V. Kotandzhyan // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. - 2021. - T. 6, № 12(120). - S. 12-17. - DOIhttps://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2021.12.06.002.
6. Minakov, A. V. Upravlenie biznesom v cifrovoy ekonomike / A. V. Minakov, A. E. Suglobov // Russian Journal of Management. - 2021. - T. 9, № 1. - S. 226-230. - DOIhttps://doi.org/10.29039/2409-6024-2021-9-1-226-230.
7. Peshkova G. Yu., Samarina A. Yu. Cifrovaya ekonomika i kadrovyy potencial: strategicheskaya vzaimosvyaz' i perspektivy // Obrazovanie i nauka. 2018. T. 20. № 10. S. 50-75. DOI:https://doi.org/10.17853/1994-5639- 2018-10-50-75
8. Ryazanova, O. A. Analiz i ocenka social'noy bezopasnosti v sisteme social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona / O. A. Ryazanova, A. N. Timin, A. V. Kotandzhyan. - Moskva : Izdatel'skiy dom "Nauchnaya biblioteka", 2022. - 236 s. - ISBN 978-5-907497-91-7.
9. Suglobov, A. E. Perspektivy ispol'zovaniya cifrovyh tehnologiy v sfere gosudarstvennyh uslug i upravleniya / A. E. Suglobov, A. V. Minakov // Russian Journal of Management. - 2021. - T. 9, № 3. - S. 46-50. - DOIhttps://doi.org/10.29039/2409-6024-2021-9-3-46-50.
10. Features of Ensuring the Economic Security of the Regions of the Russian Federation / A. E. Suglobov, A. K. Morozova, A. Y. Morozov, A. L. Dyhova // Sooperation and Sustainable Development : Conference proceedings, Moscow, 15-16 dekabrya 2020 goda. Vol. 245. - Cham: Springer Nature Switzerland, 2022. - P. 1455-1462. - DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-030-77000-6_169.
11. V.O. Arbuzov, T.A. Arbuzova, Terms of digitalization of regions of the Volga federal district, Journal of Economy and Business, vol. 11-1 (57), 2019, pp. 15-19, doi:https://doi.org/10.24411/2411-0450-2019-11286
12. Karanina, E. Indicators of economic security of the region: A risk-based approach to assessing and rating / E. Karanina, D. Loginov // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Khabarovsk, 10-13 aprelya 2017 goda. - Khabarovsk: Institute of Physics Publishing, 2017. - P. 012087. - DOIhttps://doi.org/10.1088/1755-1315/90/1/012087