from 01.01.2003 to 01.01.2023
Moscow, Moscow, Russian Federation
VAC 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
The article considers the essence and basic principles of the organization of organic agriculture. The issue of organizational and legal regulation of this field of activity is highlighted and the regulatory regulation of organic production is highlighted. The analysis of organic production on a global scale and the scale of the Russian Federation is presented. The algorithm of the life cycle of production and certification of organic products is analyzed.
organic agriculture, legal regulation, production of organic products, regulatory and legal regulation of organic products
Органическое сельского хозяйства берет начало еще с прошлого столетия. Сущность органического производства заключается в выпуске экологически чистой продукции без использования в производстве различных минеральных и синтетических удобрений, пестицидов, добавок для скота и регуляторов роста и пр. В основе органического сельского хозяйства лежат следующие принципы (рисунок 1.)
Рисунок 1 – Основные принципы органического сельского хозяйства
Данные принципы применимы к сельскому хозяйству в широком смысле слова. Помимо методов, включенных в них, с помощью которых построен процесс органического производства, они служат еще и основой для формирования политики в сфере улучшение ведения сельского хозяйства с наименьшим негативным воздействием на окружающую среду.
Например, принцип заботы носит превентивный характер, призывающий к ответственности при выборе методов управления, развития и технологий, которые должны применяться в органическом землепользовании. Принцип здоровья указывает на то, что при организации органического производства необходимо избегать использование удобрений, пагубно влияющих на почву и как следствие на здоровье человека и на всю эко систему в целом. Принцип экологии показывает основу органического сельского хозяйства, как естественное землепользование, а также использование природных ресурсов в соответствии с природными циклами в целях сохранения экологического равновесия.
В мировом масштабе органическое сельское хозяйство развивается достаточно динамично. Например, еще в 1999 году розничная продажа органических продуктов составляла около 11 млрд. дол., в 2009 – около 37 млрд. дол., а в 2021 г. более 75 млрд. дол., т. е. за двенадцать лет объемы реализации органических продуктов возросли почти в 7 раз. Данный стремительный рост производства органической продукции отражает, в том числе, и ежегодный возрастающий спрос на нее.
Проанализировав производство органической продукции в нашей стране, можно отметить следующие тенденции: с 2012 по 2021 гг. объем рынка органической продукции в России увеличился практически в 11 раз. Если в 2012 году данный рынок составлял только 4 млн. евро, то к началу 2022 года это было уже более 43 млн. евро. Кроме того следует отметить, что по уровню потребления органической продукции на душу населения, наша страна занимает 39 место.
Следует отметить, что до недавнего времени в нашей стране производство органической продукции лежало за пределами правового поля. Лишь в 2018 году был принят нормативно-правовой акт, признанный регулировать экономические отношения в сфере органического производства, переработки, хранения, транспортировки, маркировки и реализации продукции «органик». Таким образом, на сегодняшний день органическое сельское хозяйство на государственном уровне регулируется Федеральным законом №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» целью которого является установление правовых основ регулирования отношений в области производства органической продукции, использования знака (графического изображения) органической продукции.
А также и рядом национальных стандартов:
- Межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации»;
- Национальный стандарт ГОСТ 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»;
- Национальный стандарт ГОСТ 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;
- Национальный стандарт ГОСТ 59425-2021 «Продукция органическая из дикорастущего сырья. Правила сбора, заготовки, переработки, хранения, транспортирования и маркировки».
Данные стандарты более чем на 69% гармонизированы с международными требованиями относительно органического производства, но не эквиваленты с ними. Приказом №769 от 05.03.2009 г. Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии создан технический комитет по стандартизации ТК040, который уполномочен принимать данные стандарты. Структура данного комитета состоит из 3 подкомитетов: ПК1 «Продукция органическая пищевая и кормовая растительного происхождения»; ПК2 «Продукция органическая пищевая и кормовая животного происхождения; ПК3 «Продукция органическая непродовольственная» и 51 членов-организаций.
Также следует отметить, что в соответствии с приказом Минсельхоза Российской Федерации №634 от 19.11.2019 года, принят единый государственный знак маркировки органической продукции, позволяющий использования данного знака производителям сельскохозяйственной продукции, прошедшим сертификацию и внесенным в единый государственный реестр производителей органической продукции. Таким образом, защищаются интересы потребителей данной продукции, которые должны быть уверенны, что от поля до прилавка были соблюдены все правила органического производства. Юридическая защита потребителей еще определяется и тем, что и производитель и орган сертификации несут ответственность за достоверность данным. Ниже представлен алгоритм получения статуса на органическую продукцию (рис. 2).
Рисунок 2 – Структура цикла производства и сертификации органической продукции
На первом этапе жизненного цикла проходит аккредитация органов по сертификации. Это одно из основных звеньев в структуре системы органического производства работающего механизма сертификации органического сельского хозяйства. Аккредитированные сертификационные организации должны быть компетентны в сфере органического производства. Россаккредитация определила следующие основные требования для получения аккредитации органом по сертификации в сфере органического сельского хозяйства: минимум три года работы в сфере органического сельского хозяйства; компетентность и опыт в данной сфере деятельности; формирование документации внутри организации по основным специализациям сельского хозяйства; определение санкций с описанием применением мер в случае нарушений и создания каталога санкций; создание условий для сотрудников объективно и беспристрастно проводить проверки на соответствие сертификационным требованиям органической продукции. В настоящее время в России аккредитированы 15 органов по сертификации органической продукции (табл.1).
№ |
Орган по сертификации |
Область аккредитации |
1 |
ООО «Органик –сертификация» |
Растениеводство, животноводство, переработка, производство грибов, пчеловодство, сбор дикорастущего сырья, производство органических пищевых продуктов и кормов |
2 |
ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» |
Растениеводство, животноводство, производство грибов, аквакультура, переработка и производство пищевой продукции и кормов |
3 |
Воронежский филиал ФГБУ «Россельхозцентр» |
Растениеводство (полный цикл) |
4 |
Краснодарский филиал ФГБУ «Россельхозцентр» |
Растениеводство |
5 |
АНО «Российская система качества» |
Растениеводство, животноводство, переработка, пчеловодство, аквакультура |
6 |
АО РСМЦ «Тест-Татарстан» |
Процессы производства продукции на всех этапах производственной цепочки |
7 |
Ростовский филиал ФГБУ «Центр оценки качества зерна» |
Растениеводство |
8 |
Ставропольский филиал ФГБУ «Центр оценки качества зерна» |
Растениеводство |
9 |
Омский филиал ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» |
Растениеводство |
10 |
Воронежский филиал ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» |
Растениеводство |
11 |
ФГБУ «Всероссийский государственный Центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» (ФГБУ «ВГНКИ») |
Животноводство |
12 |
ФБУ «Ростест-Москва» |
Растениеводство |
13 |
ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Оренбургской области» (Оренбургский ЦСМ) |
Растениеводство |
14 |
Новороссийский филиал ФГБУ «Центр оценки качества зерна» |
Растениеводство |
15 |
АО «Региональный орган по сертификации и тестированию» (АО «Ростест-Москва) |
Растениеводство |
Следует отметить, что по количеству сертифицированных производителей Россия занимает 135 место в мире. При этом: международная сертификация в 2022 году есть у 87 предприятий, смешанную получили 20 организаций, российскую более 85 предприятий органической продукции. Российская сертификация начала действовать только с 2018 года. И если в 2018 году лишь 5 предприятий органической продукции получили сертификаты, то уже к 2022 году их стало в 17 раз больше. Согласно данным реестра производителей органической продукции на 1 июня 2022 года выдано более 195 сертификата 106 производителям органической продукции.
Следует отметить, что переход на органическое производство не простой процесс и влечет за собой ряд трудностей (таблица 1).
Таблица 1 – Основные трудности на пути к органическому производству
Основные проблемы, связанные с переходом на органическое производство |
|
Производственные |
Экономические |
Трудности перехода на технологии органического производства |
Изменение себестоимости (рост) |
Дефицит органических удобрений |
Потребность в повышении цен реализации |
Дефицит рабочей силы |
Формирование специфических форм сбыта органической продукции |
Отсутствие у предприятий собственных источников финансирования |
Относительно производственных проблем при организации органического сельского хозяйства, можно отметить то, что технологии которые должны использоваться при производстве органической продукции отличаются от технологических процессов при ведении традиционного сельского хозяйства. Например, разрешено использовать только органические удобрения, основным из которых, несомненно, является навоз. И если ранее при каждом хозяйстве держали стадо коров именно в целях получения удобрения в виде навоза, то в настоящее время возникают трудности в получении, либо приобретении данного органического удобрения. Далее можно также отметить про возможный дефицит рабочей силы, так как в органическом сельском хозяйстве в основном должен использоваться ручной труд. Например, при выращивании картофеля и борьбе с колорадским жуком уже невозможно использование химикатов для опрыскивания ботвы, то есть вредителя необходимо собирать вручную.
Также на пути перехода на органическое сельское хозяйство стоят и экономические трудности. Общеизвестно то, что ориентиром цены на продукцию является себестоимость, которая применительно к продуктам «органик», по нашему мнению, несомненна, вырастет, в той либо иной степени, что повлечет за собой и рост продажней цены продукции. В этом случае необходимо искать новые пути реализации при сегментарном выявлении потребителя данной продукции. Например, реализации органической продукции может быть через интернет ресурсы, как собственный сайт, так и с использованием различных цифровых платформ. Например, на сегодняшний день есть российский трейдер «Сиббиопродукт», который собирает органическую продукцию с ряда мелких органических производств в большие партии в целях получения наиболее выгодной цены при реализации [1]. Следует отметить то, что в нашей стране на сегодня рынок реализации органической продукции находится на стадии формирования, что исключает конкуренцию, но при этом не освобождает производителей данной продукции от завоевания определенной сбытовой ниши. По экспертным оценкам около 90% рынка продукции «органик» приходиться на крупные субъекты, такие как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, и менее 10% на другие крупные города.
Также еще одна весомая проблема – это недостаточность собственных источников финансирования.
В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время действуют федеральные и региональные меры поддержки органического производства. К федеральным мерам относятся:
- компенсация затрат на сертификацию экспортированной продукции [2];
- бесплатная сертификация для субъектов малого и среднего предпринимательства [3];
- государственная поддержка производителей органической продукции [4];
- стимулирующая субсидия [5].
Региональные меры поддержки отражены в таблице 2.
Таблица 2 – региональные меры по поддержке органического производства
Регион |
Основание |
Форма |
Краснодарский край |
Закон от 26.06.2020 «О развитии производства органической продукции на территории Краснодарского края» |
Предоставление субсидий на возмещение затрат |
Воронежская область |
Постановление Правительства Воронежской области от 17 мая 2019 года №504 |
Компенсация затрат по сертификации и приобретению биопрепаратов для органического земледелия |
Республика Мордовия |
Постановление Правительства республики Мордовия от 14.01.2020 г №7 |
«погектарная» поддержка |
Московская область |
Постановление Правительства Московской области от 9 октября 2018 г №727/36 |
Субсидия на производство коровьего или козьего молока |
Новосибирская область |
Постановление Правительства Новосибирской области от 1 сентября 2020 г №363-п |
Возмещение части затрат на подтверждение соответствия производства органической продукции |
По итогам анализа в настоящее время объем органического рынка в нашей стране составляет менее 0,20% от мирового объема, это приблизительно около 245 млн. евро. При этом спрос на органическую продукцию, т е ее потребления не превышает 1%. Однако, согласно экспертным оценкам к 2035 году объем органического рынка в РФ приблизится к 10 млрд. евро, а количество потребителей данной продукции значительно увеличится и составит около 15%.
Таким образом, можно резюмировать следующее:
Во-первых, необходимо обеспечение государственной поддержкой как уже производителей органической продукции, так и желающих хозяйствующих субъектов при переходе на органическое производство.
Во-вторых, органам местных администраций необходимо способствовать созданию благоприятных условий для реализации на местах органических производства продуктов «органик».
В-третьих, необходимо популяризировать органические продукты среди населения в целях формирования потребительского спроса на полезную и качественную продукцию.
1. https://soz.bio/sbyt-organicheskoy-produkcii/
2. Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation No. 232 dated April 24, 2020 "On approval of the list of agro-industrial complex products, in Respect of which organizations are compensated for part of the costs associated with the certification of agro-industrial complex products in foreign markets, within the framework of the subprogram "Development of agro-industrial complex branches" of the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of markets of agricultural Products, raw materials and food."
3. Roskachestvo Order No. 42-1/S dated 04/24/2020.
4. Federal Law No. 264-FZ dated December 29, 2006 "On the Development of Agriculture" (Article 9)
5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1573 dated November 30, 2019 "On Amendments to the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Markets products, raw materials and food and invalidation of certain acts and certain provisions of acts of the Government of the Russian Federation