student
Russian Federation
from 01.01.2016 to 01.01.2020
Balashiha, Moscow, Russian Federation
The article considers the features of the socio-economic development of Russia in terms of the implementation of youth policy. Attention is drawn to the implementation of national projects, their accompanying national goals, as well as problems and ways to improve the effectiveness of youth policy.
Russia, the youth, social sphere, economics, youth politics, business, sport, principles
После глобального финансового кризиса 2008 года российская экономика вошла в период глубокой трансформации и планомерного экономического роста по пяти направлениям:
- Бюджетная политика.
- Структурная политика.
- Стимулирование предпринимательства.
- Качество государственного управления.
- Эффективность социального развития.
Еще в 2016 году в своей статье Д.А. Медведев обозначил, что экономическая политика обязана обеспечить условия для роста благосостояния с целью обеспечения удобства и комфорта проживания гражданам России. Речь идет о расширении помощи пожилым людям, повышении эффективности рынка труда, поддержке семей с детьми, создании новых возможностей для развития отраслей человеческого капитала [8, C. 10].
Более того, в 2018 году были утверждены девять национальных целей (в том числе демография, образование, жилье и городская среда), достижение которых рассчитано до 2024 года включительно за счет тринадцати национальных проектов, определяющих содержание современной социально-экономической политики [3].
В соответствии с документом «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - ОНДП), была поставлена цель по реформированию системы государственного управления, с выделением трех управленческих контуров (стратегического, проектного, операционного (процессного)) [4].
Основным инструментом реализации целей должны стать национальные проекты. Чтобы быть действенным инструментом реализации национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на шестилетний период, национальные проекты должны быть тщательно проработаны и обстоятельно просчитаны.
Национальные проекты состоят из 12 проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Паспорта национальных проектов утверждены 24 декабря 2018 года Президиумом при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, Комплексный план утвержден 30 сентября 2018 года распоряжением Правительства РФ №2101-р.
Реализация национальных проектов предполагает базовый принцип, который отражается в прямой увязке результата с объемом финансового обеспечения. Таким образом, объем финансирования того или иного результата определяется исходя из его вклада в достижение целей и задач, оценки востребованности, стоимости его реализации. На рисунке 1 показана структура финансирования нацпроектов в процентах от общего объема финансирования в трлн. рублей.
Рисунок 1 - Структура финансирования в разрезе нацпроектов
Дополнительно в 2020 году были установлены новые национальные цели до 2030 года, одной из которых является обеспечение возможности для самореализации и развития талантов. В рамках данной цели должна сформироваться система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у молодежи [6].
Если говорить о молодежи в России, то ее можно отнести к стратегическим ресурсам государства. В настоящее время государство активно сопутствует развитию молодежи, начиная введением категории «молодая семья» для социальных льгот и заканчивая льготами в части открытия малого и среднего бизнеса, участия в госзакупках, инвестирования в них проекты и т.д.
Любое государство должно учитывать социальное положение молодежи как обособленной социально-демографической группы. Именно поэтому вопросы реализации государственной молодежной политики актуальны и по сей день.
Молодежная политика – это структура формирования мер для создания возможностей продвижения молодежи, их самореализации. Политика такая направлена на социально-экономическое и культурное развитие государства, формирование конкурентной среды и упрочнение национальной безопасности. Важно понимать, что молодое поколение является источником социально-экономического развития государства, при этом наиболее уязвимо от различных негативных факторов (наркомания, преступность).
В России основная проблема реализации такой политики связана с «утечкой умов» в сторону Запада вследствие того, что им не предлагаются те возможности, которые готовы предложить страны Европейского Союза, США. Кроме того, централизованная политика приводит к оттоку молодежи в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, а иные регионы остаются без активной молодежи, вследствие чего не развиваются.
Еще осенью 2014 года были приняты Основы молодежной политики в России, ключевыми целями которой являются активное привлечение молодежи в процессе формирования Евразийского экономического союза, поддержка через общественные организации, спортивный образ жизни, патриотизм [5].
Работа с молодежью с учетом социально-экономического развития России построена на следующих принципах [1]:
- Обязательность участия молодежи в формирования политики.
- Приоритетность поддержки социально незащищенных молодых граждан.
- Открытость и равный доступ к мерам поддержки.
В части подходов отметим, что государство активно содействует в поддержке карьерного устремления молодежи, в том числе при сопровождении малого и среднего бизнеса.
Кроме того, государство намерено повысить качество человеческого капитала, за счет чего устранится существующий дисбаланс в оплате труда медицинских и педагогических работников, что позволит привлечь молодежь и увеличит конкурентность данных сфер (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Расходы на человеческий капитал в % к ВВП [6]
Категория |
2021 – 2025 годы |
2026 – 2030 годы |
Динамика, % |
Расходы на образование (I) |
5,8 |
6,0 |
+0,2 |
Расходы на образование (II) |
6,2 |
6,5 |
+0,3 |
Расходы на здравоохранение (I) |
5,9 |
6,1 |
+0,2 |
Расходы на здравоохранение (II) |
6,5 |
7,0 |
+0,5 |
Также отметим, что выявление и поддержка молодежи предполагается за счет модернизации системы дополнительного образования детей, что позволит интегрировать систему ВУЗов в международную академическую среду, а также обеспечить рост конкурентоспособности российского образования.
С точки зрения демографической политики государство применяет подход снижения безработицы, так как сократится численность молодежи, которая наиболее подвержена риску безработицы.
Из методов и направлений развития социально-экономических отношений молодежи с точки зрения федерального законодательства выделяем следующие:
- Поддержка молодежных инициатив.
- Содействий общественной деятельности для поддержки молодежи.
- Поддержка социально незащищенных молодых граждан.
- Содействие образованию молодежи, организация подготовки специалистов по молодежной работе.
- Развитие наставничества.
- Поддержка предпринимательской деятельности молодежи.
Если же анализировать Основы молодежной политики, то к социальным механизмам реализации молодежной политики относят:
- Развитие социальной защиты молодежи, социальной работы с ними.
- Улучшение мер поддержки сирот, молодежи с ограниченными возможностями, находящейся на профилактическом лечении;
- Улучшение воспитательного и образовательного процессов.
Важно отметить быстроту реагирования на непрерывно изменяющиеся экономические и социальные условия со стороны молодежи, что позволяет им лучше адаптироваться к условиям новой социальной реальности [7, C. 60].
Однако на фоне постковидных ограничений, а также экономических санкций сократилась эффективность молодежной политики, проводимой в регионах, поскольку не перестроились информационные ресурсы на актуальные условия работы. Несмотря на ограничение социальных сетей, в стране отсутствует альтернативный источник обмена информацией, вследствие чего органы власти не могут экстраполировать свое влияние на молодежь.
В апреле 2022 года состоялось в Салехарде заседание комиссии по молодежной политики, повесткой дня которого стала модернизация данной сферы, тем не менее, за год явного роста эффективности заметно не было. Поэтому в настоящее время актуальными методами и способами развития социально-экономических отношений являются:
- Развитие сферы молодежной политики на региональном уровне.
- Расширение традиционных границ молодежной политики.
- Повышение заработной платы специалистов по работе с молодежью.
- Активизация деятельности НКО взамен «веерного» распределения государственных средств лояльно настроенных НКО.
- Актуализация знаний преподавательского состава.
- Повышение объемов финансирования [9, C. 14].
Наиболее успешными способами достижения поставленных целей выступают молодежные форумы, на которых удается представить различные идеи, в результате чего заключить контракты с компаниями (например, на продюсерское сопровождение). К примеру, по итогам Красноярского форума «Бирюса» было поддержано почти 60 проектов из более чем 20 регионов [10].
Таким образом, молодежная политика содержит в себе методы социально-экономического развития, связанные с реализацией национальных проектов и достижением национальных целей. В качестве механизмов и способов их достижения отмечаются молодежные форумы, повышение качества человеческого капитала, развитие социальной сферы, а также поддержка малого и среднего предпринимательства.
1. Federal'nyy zakon ot 30.12.2020 № 489-FZ «O molodezhnoy politike v Rossiyskoy Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 04.01.2021. № 1 (chast' I). st. 28.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 27.07.2020. № 30. st. 4884.
3. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 21.07.2020) «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 14.05.2018. № 20. st. 2817.
4. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda (utv. Pravitel'stvom RF 29.09.2018 № 8028p-P13) // SPS «Konsul'tantPlyus».
5. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 № 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. № 50. 15.12.2014. st. 7185.
6. Prognoz dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii) // SPS «Konsul'tantPlyus».
7. Zinurova R.I. Aktual'naya molodezhnaya povestka dnya v Respublike Tatarstan // Upravlenie ustoychivym razvitiem. 2019. № 6(25). S. 57-62.
8. Medvedev D.A. Social'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii: obretenie novoy dinamiki // Voprosy ekonomiki. 2016. № 10. S. 5-30.
9. Otrokov O.Yu. Napravleniya sovershenstvovaniya molodezhnoy politiki Rossii v realiyah VUCA-mira // Obschestvo: politika, ekonomika, pravo. 2022. № 9(110). S. 12-16.
10. Na forume «Biryusa» opredelili 58 proektov-pobediteley grantovogo konkursa [Elektronnyy resurs] // URL: https://www.gornovosti.ru/news/novosti/item/892a1203-bdf0-4147-ad0d-6699fad14526/ (Data obrascheniya: 25.03.2023).