Balashiha, Moscow, Russian Federation
A detailed review and description of the skills and business communications of a modern accountant is presented. The conditions for building a successful career as an accountant in a company, as well as the requirements currently placed on the accounting profession are considered.
Business communication, ethics, professional activities of an accountant, professional skills
Деловые коммуникации в бухгалтерском учёте занимают особое место, так как обмен информацией осуществляется в бизнес сфере на разных уровнях между сотрудниками, подчинёнными и руководством, деловыми партнерами [1]. Бухгалтерский учет представляет собой бесконечное развитие, при котором необходимо ежедневно мониторить законодательство, поэтому успешный и современный бухгалтер должен владеть не только профессиональными знаниями, но и решать ряд организационных и человеческих моментов с целью обеспечения взаимозаменяемости сотрудников, планирования рабочих мероприятий и конечно же проработки норм деловой этики.
Чтобы современному бухгалтеру найти хорошую компанию и продвигаться вверх по карьерной лестнице, необходимо иметь в виду следующее:
- Самым очевидным условием для выстраивания успешной карьеры является наличие компании, в которой это возможно. Для этого необходимо изучить рейтинг лучших работодателей;
- В дальнейшем необходимо провести беседу с руководителем компании и обсудить свои перспективы, а также траекторию развития компании. В крупных компаниях такие вопросы принято обсуждать на старте или при подведении итогов года;
- Для профессионального роста необходимо постоянно совершенствоваться, иначе в период кризиса в экономике или в самой компании, сотрудник, который приносит наименьшую пользу, бизнесу в первую очередь будет сокращен или уволен;
- Специалист, который постоянно самосовершенствуется, сможет найти работу не зависимо от внешних факторов;
- В современном мире специалист должен быть не только умным, но и успешным. Поэтому успешный бухгалтер должен владеть навыками Soft Skills – это универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению, такие как коммуникабельность, умение работать в команде, креативность;
- Если руководитель компании видит в вас профессионала, верит в ваш рост и готов поручиться, то при принятии кадровых решений всегда будет на вашей стороне.
Навык эффективной деловой коммуникации востребован у сотрудников всех уровней и бухгалтер не исключение. Зачастую руководство и бухгалтерия говорят на «разных» языках и тут в общении появляется цель бухгалтера – донести до начальника экономическую информацию понятным языком, предложить способы решения проблем, аргументируя свою точку зрения таким образом, чтобы к ней прислушивались. [4]
Специфика работы бухгалтера, зависимость от законодательства, необходимость строго соблюдать многие требования не всегда понятны руководству, контрагентам и другим деловым партнерам. Поэтому самым востребованным на сегодня навыком бухгалтера является умение использовать различные способы налоговой оптимизации, а также прогноз возможных негативных последствий и рисков для организации. Следующим важным критерием является профессиональный опыт специалиста, который тесно связан с постоянным повышением квалификации. Поэтому, специалисты, имеющие соответствующие аттестаты, дипломы или сертификаты, которые в свою очередь подтверждают актуальность полученных знаний, конечно же будут иметь преимущество.
Работа бухгалтера имеет свою специфику – это работа с документами, цифрами, отчётами, необходимость соблюдать законодательство и чётко ему следовать, это отражается на особенностях поведения человека и это не всегда понятно другим сотрудникам отделов. Тут и кроется одна из главных задач бухгалтера: показать ценность своей работы внутри компании, а также построить конструктивное общение со всеми участниками рабочих процессов.
Деловые коммуникации между сотрудниками являются несомненно важными для бухгалтера, так как бухгалтер – это человек, который общается не только с одним отделом в компании - бухгалтерией, но и с другими сотрудниками, к нему обращаются и по поводу зарплаты, и на совещании и т.д. Такой тип коммуникаций называется горизонтальный, он необходим для формирования коллектива, хорошие взаимоотношения влияют благосклонно на эффективность работы. В коллектив, где тебе рады, приятно приходить, помогать коллегам, налаживать контакты, работать сообща. Первое с чего стоит начать это манера общения, будьте тактичны к коллегам, не завязывайте разговор на темы политики и религии, улыбайтесь, интересуйтесь достижениями других. Искренность человека высоко ценится в коллективе, а также отзывчивость, если к вам приходят стажёры или новички, не воспринимайте их, как своих конкурентов, помните, вы тоже с чего-то начинали. Зато в будущем вы сможете «вырастить» свою команду квалифицированных специалистов, которая станет для вас опорой.
Разумеется, в любом коллективе могут возникать конфликты, но нужно отметить, что конфликт – это всегда перестройка и изменение к лучшему, негативный опыт нужно прожить, чтобы преобразовать его в успех. Для начала следует определить, что значит для вас этот негатив – это конструктивная критика или всё же кто-то пытается вас задеть? Для бухгалтера конструктивная критика и замечания, не повод для обид, если он адекватно её воспринимает, это толчок к росту, если вы не согласны, уважайте чужое мнение, но и выскажите своё. Что же делать, когда вас пытаются вывести из себя? В вашей команде могут быть и скандалисты, для этих людей главная цель - ваши эмоции, если вы спокойны, хладнокровны и невозмутимы, агрессор быстро потеряет к вам интерес, люди с уважением относятся к тем, кем невозможно помыкать, а для бухгалтера, как говорилось выше – уважение в коллективе одна из ключевых целей коммуникаций. [2]
Трансформация деловых коммуникаций и профессиональных компетенций в процессе становления и развития цифровой экономики неразрывно связана с профессией бухгалтера в будущем. В современных реалиях, вызванных цифровизацией экономики, мы все чаще слышим о том, что профессия бухгалтера в будущем не будет настолько востребованной, поэтому вопросы совершенствования бухгалтерского учета сегодня достаточно актуальны и обсуждаемы в научной и профессиональной среде. Технический прогресс за последние несколько лет проник во все без исключения области общественной жизни, без внимания не остались также финансовые отделы компаний и организаций.
Вопрос применения современных информационных технологий в различных областях, в частности, в бухгалтерском учете, становится весьма актуальным. Поэтому, возникает проблема, касающаяся перспектив формирования специальности бухгалтера: покинет ли она рынок труда или же произойдет новый виток в ее развитии. Отсюда возникает вопрос, какими же навыками и знаниями на сегодняшний день должен обладать бухгалтер или финансовый специалист и что необходимо знать такому специалисту, чтобы быть востребованным?
В связи с развитием информационных технологий профессия бухгалтера, аудитора, финансового аналитика, непременно должна и конечно же будет трансформироваться. На данный момент происходят значительные изменения, связанные с цифровизацией экономики и управлять этими изменениями, сможет только тот человек, который ими владеет. Только в бухгалтерском учете формируется вся фактическая информация о деятельности компании и поскольку изменяется сама суть предоставляемой информации, меняется передача данных, то соответственно специалист, который сможет расшифровать данные изменения и будет занимать бухгалтерскую должность.
Во все времена бухгалтер вынужден работать с огромным количеством информации, которую необходимо анализировать, обрабатывать и в дальнейшем, использовать при принятии решений. Поэтому, чтобы оставаться успешным и востребованным специалистом, бухгалтер должен совершенствоваться и мыслить более масштабно.
Бухгалтер перестает быть обычным счетным работником, который ведет бухгалтерский учет. За последние несколько лет рассматриваемая профессия изменилась достаточно сильно из-за внедрения цифровых технологий. Профессия бухгалтера существовала и также остается бесспорно значимой и нужной на рынке труда, также, обладая богатой историей, стремительно развивается для того, чтобы соответствовать времени.
В последнее время количество бухгалтеров, стремящихся повысить собственный профессиональный уровень, постоянно увеличивается. Собственно, это и есть будущее профессии — переход бухгалтеров с низких квалификационных уровней на более высокие, что считается положительной направленностью формирования специальности.
В бухгалтерской информации нуждаются клиенты, кредиторы, работодатели, служащие, инвесторы, профессиональные объединения бухгалтеров, деловое и финансовое сообщество, а также другие лица, которые полагаются на объективность, независимость, честность профессиональных бухгалтеров в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Поэтому обязанности профессионального бухгалтера не сводятся исключительно к удовлетворению потребностей отдельного клиента или работодателя. Действуя в общественных интересах, профессиональный бухгалтер обязан соблюдать и подчиняться требованиям Кодекса этики профессиональных бухгалтеров и аудиторов.
Специалисты по бухгалтерскому учету стремятся осуществлять свою деятельность на высоком уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов, поэтому существуют определенные требования, предъявляемые к бухгалтерской профессии:
- Достоверность – общество испытывает потребность в достоверной информации.
- Профессионализм – клиенты, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере бухгалтерского учета и аудита;
- Высокое качество услуг – все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером (аудитором), должны соответствовать высшим стандартам качества;
- Уверенность – лица, пользующиеся услугами профессиональных бухгалтеров (аудиторов), должны быть уверены в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.
Бухгалтерская профессия является общественно значимой: она подразумевает признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому работник данной сферы должен понимать свою ответственность перед обществом и следовать этическим требованиям объективности, таким как – честность, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность, которые в свою очередь, могут возникнуть при разных обстоятельствах.
Какими же навыками и знаниями на сегодняшний день должен обладать бухгалтер или финансовый специалист? Что необходимо знать такому специалисту помимо проводок, налогов, документооборота и т. д, чтобы оставаться конкурентоспособным и востребованным? Как стать эффективным главным бухгалтером в современных условиях, а также, какие навыки необходимы для эффективного управления бухгалтерией? На основе исследований портала «Главбух», проведенного в 2022 году среди директоров, кадровиков и самих бухгалтеров, были выявлены наиболее значимые на сегодняшний день навыки. К таким навыкам относятся:
- Грамотное применение на практике различных способов легальной налоговой оптимизации, а также применение инструментов, целью которых не является уход от налогов.
- Креативное мышление и постоянное стремление к повышению квалификации.
- Совмещение обязанностей главного бухгалтера и финансового директора.
- Знание управленческого учета и ведения управленческой документации.
- Коммуникабельность, организаторские способности и умение работать в команде.
- Знание кадрового дела. Однако, данный навык по моему мнению, является спорным, поскольку отсутствие разграничения функциональных обязанностей влечет большие риски для пользователей совмещенного учета.
- Умение доступно донести до руководства рабочие вопросы.
- Ответственность. Бесспорно, один из самых важных навыков, включающий составление своевременной отчетности и верных расчетов, умение быстро сориентироваться и принять решение, готовность в случае неудачи взять ответственность за провал на себя.
- Использование IT-технологий для повышения продуктивности работы.
- Быстрая адаптация к внешним изменениям, так как рыночные изменения бросают новый вызов бухгалтерам, но, при этом, предоставляют им новые возможности для развития.
- Связи в налоговых инспекциях, фондах, банках и органах власти.
- Знание международных стандартов.
Помимо, перечисленных навыков, главный бухгалтер должен:
- Делегировать функции;
- Мотивировать персонал (вознаграждение, оказание помощи в личном развитии);
- Иметь устойчивость к манипуляциям, уметь управлять ими;
- Управлять конфликтами;
- Уметь справляться со стрессом;
- Управлять системой тайм-менеджмента, которая помогает человеку или компании планировать время и экономить ресурсы с помощью расстановки приоритетов и планирования;
- Выстраивать внешние и внутренние коммуникации.
Делегирование в бухгалтерии заключается в следующем:
- Высвобождается рабочее время главного бухгалтера, что позволяет решать более важные вопросы и уйти от текущих задач к стратегическим;
- Загружаются бухгалтеры, которые не полностью загружены работой (распределить функционал, чтобы была одинаковая нагрузка у всех сотрудников);
- Рост профессионализма сотрудников.
Мотивация персонала компании представляет собой материальные и нематериальные стимулы, производимые компанией для побуждения сотрудников к наиболее эффективной работе. Мотивация предназначена для развития компании и сотрудники, которые имеют мотивацию, лучше работают, выполняют более быстро и качественно порученные задания. Результаты работы сотрудников определяются с помощью ключевых показателей эффективности и позволяют улучшить эффективность работы компании. Система мотивации персонала решает три основные задачи:
- Повышает результативность и эффективность работы;
- Удерживает работников в данной организации;
- Обеспечивает преданность работников.
Подводя итоги, можно сделать вывод, о том, что эффективная коммуникация бухгалтера – это не только письменное общение, строго ограниченное рамками. Используя приёмы эффективной деловой коммуникации, можно значительно увеличить прибыль предприятия, создать новые проекты, подняться по карьерной лестнице, создать целеустремлённую команду. Бухгалтер связующее звено между отделами, начальством и экономической жизнью предприятия, поэтому в данной статье, мы доказали значимость бухгалтера в коллективе, а также, его неотъемлемую роль развития деловых коммуникаций в компании.
1. Akat'eva, M.D. Kommunikaciya v teorii buhgalterskogo ucheta/ M.D. Akat'eva// Mezhdunarodnyy buhgalterskiy uchet, 2019. - t.22. - vyp.2. - S.136-146.
2. Karpenko, Ya.E Problemy delovoy kommunikacii v organizacii/ Ya.E. Karpenko, E.S. Petrenko. - Tomsk, 2014. - 211 s.
3. Morozov, V.P. Neverbal'naya kommunikaciya. Eksperimental'no-psihologicheskie issledovaniya/V. P. Morozov. - M.: Institut psihologii RAN, 2011.-526 s.
4. Fathullina, L.Z. Teoriya i praktika kommunikaciy/L. Z. Fathullina, T. N. Nikitina.- Kazan': Otchestvo,2021.- 86 s.