Russian Federation
from 01.01.2015 until now
Izhevsk, Izhevsk, Russian Federation
from 01.01.2005 until now
Izhevsk, Izhevsk, Russian Federation
from 01.01.2022 until now
Russian Federation
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 657.3 Планы производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Предварительные сметы. Заключительные записи. Бухгалтерские книги. Балансы
UDK 338.2 Экономическая политика. Управление и планирование в экономике
Planning and project management is one of the main tools of financial management and budgeting. Organizational actions and practical steps to analyze financing models in the financial management system are strategic tasks for the development of the project and, in general, the business of an economic entity. Effective forecasting and management of investments and cash flows in the financial management system is the key to successful project co-financing. One of the main areas of planning in the financial management system is financial planning and modeling. Project management at the planning stage in the financial management system is time-consuming and significant. Methods of financial management in project management are aimed at studying the development of the project using its own funds and through co-financing (attracted investments). Financial management at the stage of project planning and development requires financial modeling of current tasks. Budgeting in the financial management system carries the tasks of budget management. Budgetary management is a detailed study of costs and investments, managing them, using a set of traditional methods and management procedures. It is concluded that in the system of financial management - planning, design and business management are vital for the implementation of both current activities and the development of new projects.
financial management, financial modeling, project, management, budgeting
Введение
Во все времена существования государства спортивные достижения граждан ставили на высшем уровне. В нынешнее время растет спрос на физкультурно-спортивные услуги, однако есть проблемы с государственной инфраструктурой по предоставлению таких услуг. Данная проблема решаема, путем привлечения инвестиций и развития государственно-частного партнерства (ГЧП) [13;14; 18].
На уровне хозяйствующего субъекта финансовый менеджмент обеспечивает механизм планирования проекта и управления им, в том числе привлечения инвестиции, как частного, так и государственного сектора [5].
Финансовый менеджмент имеет несколько механизмов реализации, имеющих самостоятельные признаки. Так механизм проектного управления в структуре финансового менеджмента имеет значение как для микро, так и для макроуровня реализации мер управленческого воздействия.
Важной формой реализации проектного управления в рамках финансового менеджмента является государственно-частное партнерство (ГЧП). Развитие такого партнерства для целей финансового менеджмента повышает эффективность государственных расходов. Оптимальное распределения рисков и ответственности в системе финансового менеджмента направлено на привлечение инвестиций. Финансовая модель ГЧП представлена на рисунке 1.
Источник: составлено авторами.
Рисунок 1 – Софинансирование проектов на базе государственно-частного партнерства
Задачей финансового менеджмента является упрощение жизни хозяйствующему субъекту путем анализа собственных средств и изучения источников софинансирования [5].
Современный бизнес не всегда имеет собственные средства, даже если имеет бюджетные ресурсы, соответственно для такого бизнеса актуальным является заемное финансирование, что является приоритетом финансового менеджмента, в том числе с учетом применения схемы реализации проектов ГЧП.
В системе финансового менеджмента должна идти работа так же по оценке значимости проекта, и его полезности [17].
Финансовый менеджмент и система бюджетирования в части управления денежными потоками хозяйствующего субъекта, переплетаются и нацелены на решение стратегических задач.
Цель исследования: выработка критерий управленческого учета с учетом приоритетных направлений бизнес планирования.
Задачи исследования: выработать комплекс действий в части финансового менеджмента, бюджетирования, проектирования и софинансирования при строительстве спортивных объектов.
Объектом исследования является финансовый менеджмент как механизм разработки проекта. Расчётно-аналитическая часть исследования осуществлялась на примере строительства Дворца Единоборств, имеющее организационно-правовую форму в виде общества с ограниченной ответственностью.
Проблемы развития финансового менеджмента, управленческого учёта, анализа, планирования, моделирования освещены такими исследователями как Абашева О.Ю.[1; 2], Алборов Р.А. [3; 4], Ильин С.Ю. [6; 7], Кондратьев Д.В. [8; 9], Котлячков О.В. [10], Мухина И.А. [11; 12], Закирова А.Р. [20], и др.
Методы исследования
Основой исследования стало изучение проектно-хозяйственного аспекта реализации финансового менеджмента на уровне экономического взаимодействия бизнеса и государства.
Исследование основано на применении традиционных и специальных методов.
Ключевым, специальным, методом исследования является метод анализа социально-экономических процессов и явлений, основанный на применении множества научных подходов.
Результаты исследования
Основой процесса государственно-частного партнёрства является определение структуры обязательств, в разрезе каждого участника реализации проекта, с указанием сроков реализации, объёмов и источников финансирования.
Покрытие обязательств участника проекта, как правило, имеет три источника: средства бюджета, средства коммерческого партнёра и привлечённые (кредитные) средства [15; 16].
Как и любое экономическое взаимодействие хозяйствующих субъектов, в котором стороной отношений является государство, реализация проекта ГЧП предполагает определение в качестве ключевого финансового критерия оценку эффективности реализации проекта, а с позиций бюджетного законодательства – экономию бюджетных средств [19].
Некоторые параметры исполнения проектов ГЧП в России представлены на рисунке 2.
Источник: собственные исследования.
Рисунок 2 – Характеристика практики исполнения проектов ГЧП в России, %
Капиталоемкими как показывает практика, являются проекты ГЧП, связанные с инфраструктурой. Исполнение таких договоров возможна с применением различных средств финансирования. В зависимости от бизнес-проекта, такое финансирование предполагает распределение обязательств по участникам финансирования.
Главной базой исполнения бизнес-проекта является бюджетное финансирование, а так же средства бизнеса (частных инвесторов) и кредиты (заемное финансирование). Кроме того указанные средства финансирования могут быть комбинированы в различных вариациях. Данные комбинации зависят от эффективности исполнения бизнес-проекта.
Оценка комбинации договоров ГЧП является важнейшим инструментом финансового менеджмента по определению и привлечению финансирования. Такой подход в финансовом менеджменте гарантирует оптимальное распределение финансирования, с учетом рисков, новых технологии подлежащих к внедрению и других особенностей проекта.
Успешность реализации проекта ГЧП, с позиций финансового менеджмента, оценивается посредством показателя рентабельности. Пример анализа вариантов реализации проекта, определяемых различным уровнем рентабельности проекта, представлен на рисунке 3.
Источник: составлено авторами.
Рисунок 3 – Варианты реализации проекта ГЧП, на примере развития спортивной инфраструктуры в зависимости от уровня рентабельности
Сравнительный анализ реализации проекта ГЧП с механизмом реализации проекта посредством государственного заказа представлен на рисунке 4.
Источник: составлено авторами.
Рисунок 4 – Сравнительный анализ механизмов и условий реализации проекта посредством ГЧП и государственного заказа
Финансовый менеджмент в своей основе имеет комплексный анализ и выстраивание финансовой модели, в том числе при проектировании. В свою очередь финансовая модель проекта в системе финансового менеджмента строится на основе предпосылок представленных на рисунке 4.
Рисунок 4 - Предпосылки построения финансовой модели проекта в системе финансового менеджмента
Финансовая модель построения проекта в системе финансового менеджмента должна раскрывать все особенности присущие заключаемым контрактам с учетом предпосылок.
Рассмотрение обозначенных предпосылок на основе нормативно-правового подхода представлено на рисунке 5.
Рисунок 5 - Первичные этапы и предпосылки финансовой модели проекта с учетом нормативно-правовой базы
В ходе исследования проведено сопоставление и сравнение возможных схем (вариантов) реализации бизнес-проекта (таблица 3).
Таблица 3- Возможные варианты реализации проекта
Условия реализации проекта |
Пояснение |
Вариант 1 «Государственный заказ» |
|
Проект реализуется согласно условиям утверждаемым Правительством РФ |
Ежегодно, в рамках бюджетного процесса, происходит утверждение уровней софинансирования между федеральным и региональным бюджетами |
Вариант 2 «Контракт жизненного цикла» (без использования заёмных средств) |
|
Условия реализации проекта в соответствии с Адресной инвестиционной программой Удмуртской Республики» (https://docs.cntd.ru/document/574603777) и поддержки АНО «Корпорация развития Удмуртской Республики (https://madeinudmurtia.ru/) |
Вариант 2а Распределение финансирование: 50% – региональный бюджет, 50% – АНО «Корпорация развития Удмуртской Республики» для частного инвестора под 9,5% годовых на 5 лет. |
Вариант 2б Распределение финансирование: 50% – региональный бюджет и 30% – АНО «Корпорация развития Удмуртской Республики» для частного инвестора под 9,5% годовых на 5 лет и 20% собственные средства инвестора. |
|
Вариант 2в Распределение финансирование: 50% – региональный бюджет и 25% – АНО «Корпорация развития Удмуртской Республики» для частного инвестора под 9,5% годовых на 5 лет и 25% собственные средства инвестора. |
|
Вариант 3 «Контракт жизненного цикла» (с использованием заёмных средств) |
|
Условия реализации проекта в соответствии с Адресной инвестиционной программой Удмуртской Республики (https://docs.cntd.ru/document/574603777) и частного инвестора. |
Распределение финансирование: 50% за счет средств бюджета Удмуртской Республики и 50% за счет средств инвестора, где 40% собственные средства и 10% средства полученные от ПАО Сбербанк (https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/gospodderjka) по программе кредитования «ПСК 15%» (ставка 15% на 10 лет).
|
Вариант 4 «Концессия» |
|
Средства частного инвестора |
Вариант 4а где 70% собственные средства и 30 % заемные средства полученные от ПАО Сбербанк (https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/gospodderjka) по программе кредитования «ПСК 15%» (ставка 15% на 10 лет). |
Вариант 4б где 70% собственные средства и 20 % заемные средства полученные от ПАО Сбербанк (https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/gospodderjka) по программе кредитования «ПСК 15%» (ставка 15% на 10 лет). |
Анализ содержания таблицы 3 показывает, что использование заемных средств изменяет как основную стадию аккумулирующую риски, так и основного их держателя. Так без использования заемных средств (вариант 2) для государства риски роста сконцентрированы на стадии строительства. Привлечение заемных средств (вариант 3) риски увеличиваются для частного партнера. Кроме концессионного варианта оформления экономических взаимоотношений сбор платы поступает в государственный бюджет.
В качестве источника финансирования для объекта Дворец Единоборств был выбраны варианты (таблица 4).
Таблица 4 – Варианты способов финансирования
Способ финансирования |
Источник |
Характеристика |
Ограничения по срокам заимствования. Требования к обеспечению |
Бюджетный |
Микро-кредитная организация. Фонд поддержки бизнеса |
Финансовые средства выдаются Фонду государством, а фонд выдает их под небольшой процент предпринимателям. |
Согласно установленным условиям – 5 лет. |
Внебюджетный |
Кредит от Сбербанка |
Средства, которые выдаются под банком с условием возврата с начисленным процентом. |
Согласно условиям - 10 лет. |
Общая стоимость проекта – 592 346,9 тыс. руб., в которую включены:
– проектно-изыскательные работы – 46,3 тыс.руб.,
– строительно-монтажные работы – 300 980,9 тыс.руб.,
– покупка спортивного оборудования, инвентаря – 173 38,7 тыс.руб.
Прочие затраты – 300 000 рублей.
Представим текущие расходы по данным финансового менеджмента в таблице 5.
Таблица 5. – Сводная таблица по текущим расходам
Расходы |
Суммарный расход за месяц составит, руб. |
Расход за год составит, руб. |
Переменные платежи |
20 000 |
240000 |
Поддержка рекламных кампаний в интернете |
20 000 |
240000 |
Бухгалтерское обслуживание, ведение р/с в Банке |
15 000 |
180000 |
Фонд оплаты труда (оклады): управляющий, администратор, тренеры |
866 000 |
10 392 000 |
Траты на сырье и ингредиенты для столовой |
300 000 |
3600000 |
Траты на коммунальные услуги |
420 000 |
5040000 |
Расходы на рекламную кампанию для Дворца Единоборств Итого за год: |
- |
2 930 296 |
Итого, с учетом рекламы |
- |
18 002 296 |
Единовременные расходы при открытии Дворца Единоборств |
- |
110 000 |
Представим текущие доходы по данным финансового менеджмента в таблице 6.
Таблица 6– Сводная таблица по текущим доходам
Доходы |
Суммарный доход за месяц, тыс. руб. |
Доход за год, тыс. руб. |
Услуги, предоставляемые Дворца Единоборств |
2 552,9 |
30 634,8 |
Продажи долгосрочных абонементов |
153,0 |
1 836,0 |
Продажи столовой. |
958,0 |
11 496,0 |
Аренда помещения под соревнования. |
96,0 |
1 152,0 |
Выручка массажных кабинетов. |
528,8 |
6 345,0 |
Продажи через магазин спортивного питания. |
150,0 |
1 800,0 |
Продажи через вендинговые аппараты |
75,0 |
900,0 |
Итого (максимально, при полной загрузке) |
4 513,7 |
54 163,8 |
Финансовый менеджмент дает возможность сравнения вариантов реализации проекта путем анализа и сравнения исследуемых данных (таблица 7).
Таблица 7 - Варианты реализации проекта на основе цифровой информации финансового менеджмента
Вариант |
Средства микро - кредитной организации Фонд поддержки бизнеса |
Средства микро - кредитной организации Фонд поддержки бизнеса |
Средства микро - кредитной организации Фонд поддержки бизнеса |
2а |
2б |
2в |
|
50% стоимости проекта = 592 346 900*50% = 296173450 рублей (округлим до 300 000 тыс. руб.) |
30% стоимости проекта = 592 346 900*30% = 177 704 070 рублей (округлим до 200 000 тыс. руб.) |
25% стоимости проекта = 592 346 900*25% = 148 086 725 рублей (округлим до 150 000 тыс. руб.) |
|
Сумма, тыс. руб. |
300 000 |
200 000 |
150 000 |
Процентная ставка, % |
9,5 |
9,5 |
9,5 |
Срок кредита, лет |
5 |
5 |
5 |
Ежемесячный платеж, тыс. руб. |
6 300,6 |
4 200,4 |
3 150,3 |
Ежегодный платеж, тыс. руб. |
75 606,7 |
50 404,5 |
37 803,4 |
Начисленные проценты, тыс. руб. |
78 078.9 |
52 052,6 |
39 039,4 |
Ежегодные проценты, тыс. руб. |
15 615,8 |
10 410,5 |
7 807,9 |
Долг + проценты, тыс. руб. |
378 078,9 |
252 052,6 |
189 039,4 |
Продолжение |
|||
Вариант |
Кредит от ПАО Сбербанка по программе «ПКС 15%» |
Кредит от ПАО Сбербанка по программе «ПКС 15%» |
Кредит от ПАО Сбербанка по программе «ПКС 15%» |
3 |
4а |
4б |
|
10% стоимости проекта = 592 346 900*10% = 59 234 690 рублей (округлим до 60 000 тыс. руб.) |
30% стоимости проекта = 592 346 900*30% = 177 704 070 рублей (округлим до 200 000 тыс. руб.) |
20% стоимости проекта = 592 346 900*20% = 118 469 380 рублей (округлим до 120 000 тыс. руб.) |
|
Сумма, тыс. руб. |
60 000 |
200 000 |
120 000 |
Процентная ставка, % |
15 |
15 |
15 |
Срок кредита, лет |
10 |
10 |
10 |
Ежемесячный платеж, тыс. руб. |
968,0 |
3 226,7 |
1 936,0 |
Ежегодный платеж, тыс. руб. |
11 616,1 |
38 720,4 |
23 232,2 |
Начисленные проценты, тыс. руб. |
56 202,0 |
187 340,1 |
112 404,0 |
Ежегодные проценты, тыс. руб. |
5 620,2 |
18 734,0 |
11 240,4 |
Итого, тыс. руб. |
116 202,0 |
387 340,1 |
232 404,0 |
Эффективность реализации множества вариантов проекта сравнивается в рамках финансового менеджмента (таблица 8).
Таблица 8 – Значение показателей эффективности при различных вариантах реализации проекта (на период 11 лет)
Показатель |
Вариант |
||||||
1 |
2а |
2б |
2в |
3 |
4а |
4б |
|
Ставка дисконтирования (DR), % |
10 |
||||||
Чистая приведенная стоимость (NPV), тыс. руб. |
187846,69 |
-159 501,02 |
-43 719,46 |
14 172,83 |
100 223,27 |
-104 234,6 |
12 599,84 |
Внутренняя норма доходности (IRR), % |
- |
-2% |
5% |
12% |
40% |
-3% |
12% |
Дисконтированный срок окупаемости (DPP), лет |
0 |
более 11 |
более 11 |
10 |
3 |
более 11 |
10 |
Начальные инвестиции, тыс. руб. |
0,0 |
300 000,0 |
200 000,0 |
150 000,0 |
60 000,0 |
200 000,0 |
120 000,0 |
Доля заемных начальных инвестиций от стоимости проекта, % |
- |
50% |
30% |
25% |
10% |
30% |
20% |
Ставка по заемным средствам, % |
- |
9,5 |
9,5 |
9,5 |
15 |
15 |
15 |
Срок кредита, лет |
|
5 |
5 |
5 |
10 |
10 |
10 |
Индекс рентабельности инвестиций (PI) |
- |
-0,532 |
-0,219 |
0,094 |
1,670 |
-0,521 |
0,105 |
По результатам финансового менеджмента, полученным из таблицы эффективности, при различных вариантах финансирования проекта можно сделать вывод о том, что за расчетный период по вариантам 1, 2в, 3, 4б проект даёт накопленный дисконтированный эффект реализации, согласно значению NPV
Беря во внимание внутреннюю норму доходности (IRR), дисконтированный срок окупаемости (DPP) и индекс рентабельности инвестиций (PI), то более привлекательны варианты 2в, 3, 4б.
Однако, учитывая объем вклада проекта (полученную чистую прибыль и уплаченный налог на прибыль) в увеличении валового регионального продукта и налоговых поступлений, а также наименьшего срока окупаемости и наибольшему индексу рентабельности инвестиций (PI) стоит отдать предпочтение финансирования проекта по третьему варианту.
Заключение. В системе финансового менеджмента – планирование, проектирование и управление бизнесом являются жизненно необходимым для осуществления, как текущей деятельности, так и при разработке новых проектов, для принятия стратегических управленческих решений, развития бизнеса.
Финансовый менеджмент при моделировании бизнес-финансирования является исследовательским инструментом и направлена на изучение проекта, его обоснования и поиска наиболее качественного и выгодного софинансирования.
1. Abasheva O.Yu. Ocenka ekonomicheskoy effektivnosti proizvodstvennyh innovaciy / O.Yu. Abasheva, E.A. Konina, S.A. Doronina // Tendencii ekonomicheskogo razvitiya v XXI veke. Materialy IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Redkollegiya: A.A. Koroleva (gl. red.) [i dr.]. Minsk, 2022. S. 12-16.
2. Abasheva O.Yu. Effektivnost' innovacionnyh podhodov v sisteme upravleniya deyatel'nost'yu mnogoprofil'nyh predpriyatiy / O.Yu. Abasheva, S.A. Doronina// Upravlenie effektivnost'yu i bezopasnost'yu deyatel'nosti hozyaystvuyuschih sub'ektov i publichnyh obrazovaniy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy pamyati zasluzhennogo ekonomista Rossiyskoy Federacii, d.e.n., professora M.I. Shishkina . 2022. S. 153-159.
3. Alborov R.A. Uchet kapital'nyh vlozheniy v sel'skom hozyaystve / R.A. Alborov, L.I. Horuzhiy, S.M. Koncevaya, G.R. Alborov, V.I. Horuzhiy // Buhuchet v sel'skom hozyaystve. 2021. № 7. S. 15-24.
4. Alborov R.A. Analiz operacionnyh finansovyh rezul'tatov ot proizvodstva produkcii rastenievodstva / R.A. Alborov, O.O. Zlobina, P.V. Antonov, S.V. Bodrikova // Upravlenie effektivnost'yu i bezopasnost'yu deyatel'nosti hozyaystvuyuschih sub'ektov i publichnyh obrazovaniy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy pamyati zasluzhennogo ekonomista Rossiyskoy Federacii, d.e.n., professora M.I. Shishkina . 2022. S. 391-394.
5. Gogolev I.M. Upravlenie material'no-tehnicheskimi resursami regional'nogo agrokompleksa / I.M. Gogolev, O.I. Ryzhkova // Upravlenie effektivnost'yu i bezopasnost'yu deyatel'nosti hozyaystvuyuschih sub'ektov i publichnyh obrazovaniy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy pamyati zasluzhennogo ekonomista Rossiyskoy Federacii, d.e.n., professora M.I. Shishkina . 2022. S. 163-169.
6. Il'in S.Yu. Analiticheskie procedury ocenki effektivnosti i intensifikacii obschestvennyh finansov: konceptual'nyy podhod / S.Yu. Il'in, A.S. Truba, G.Ya. Ostaev, I.M. Gogolev // Vestnik Kerchenskogo gosudarstvennogo morskogo tehnologicheskogo universiteta. 2022. № 3. S. 254-265.
7. Il'in S.Yu.Effektivnost' i intensifikaciya finansov korporacii v sisteme ee ekonomicheskoy bezopasnosti / S.Yu. Il'in, G.Ya. Ostaev, Z.V. Soskieva // Upravlenie effektivnost'yu i bezopasnost'yu deyatel'nosti hozyaystvuyuschih sub'ektov i publichnyh obrazovaniy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy pamyati zasluzhennogo ekonomista Rossiyskoy Federacii, d.e.n., professora M.I. Shishkina. 2022. S. 407-413.
8. Kondrat'ev D.V. Organizaciya i problemy upravleniya imuschestvom MO "GOROD IZhEVSK" / D.V. Kondrat'ev, S.N. Suetin, O.V. Kotlyachkov // Upravlenie effektivnost'yu i bezopasnost'yu deyatel'nosti hozyaystvuyuschih sub'ektov i publichnyh obrazovaniy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy pamyati zasluzhennogo ekonomista Rossiyskoy Federacii, d.e.n., professora M.I. Shishkina . 2022. S. 266-273.
9. Kondrat'ev D.V. Obosnovanie programmy razvitiya territorial'nogo ustroystva i blagoustroystva MO "OKTYaBR'SKOE" / D.V. Kondrat'ev, O.Yu. Abasheva, S.A. Doronina // Opyt i perspektivy upravleniya deyatel'nost'yu hozyaystvuyuschih sub'ektov i publichnyh obrazovaniy. materialy Nacional'noy nauchno- prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Izhevsk, 2021. S. 120-129.
10. Kotlyachkov O.V. Risk-orientirovannoe ponimanie ekonomicheskoy bezopasnosti organizacii / O.V. Kotlyachkov, N.V. Kotlyachkova, G.Ya. Ostaev, D.V. Kondrat'ev // Upravlenie effektivnost'yu i bezopasnost'yu deyatel'nosti hozyaystvuyuschih sub'ektov i publichnyh obrazovaniy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy pamyati zasluzhennogo ekonomista Rossiyskoy Federacii, d.e.n., professora M.I. Shishkina . 2022. S. 477-483.
11. Muhina I.A. Effektivnost' proizvodstvennogo predprinimatel'stva Udmurtii v razreze vidov ekonomicheskoy deyatel'nosti / I.A. Muhina, E.V. Markovina // Upravlenie effektivnost'yu i bezopasnost'yu deyatel'nosti hozyaystvuyuschih sub'ektov i publichnyh obrazovaniy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy pamyati zasluzhennogo ekonomista Rossiyskoy Federacii, d.e.n., professora M.I. Shishkina . 2022. S. 159-163.
12. Muhina I.A. Kvalimetricheskaya ocenka opredeleniya investicionnoy bezopasnosti municipal'nyh obrazovaniy/ I.A. Muhina, E.V. Markovina I.M. Gogolev // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2021. № 6. S. 85-99.
13. Ostaev G.Ya. Upravlencheskiy uchet investicionnyh pokazateley / G.Ya. Ostaev, O.O. Zlobina, B.N. Hosiev, N.D. Eriashvili //Upravlenie effektivnost'yu i bezopasnost'yu deyatel'nosti hozyaystvuyuschih sub'ektov i publichnyh obrazovaniy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy pamyati zasluzhennogo ekonomista Rossiyskoy Federacii, d.e.n., professora M.I. Shishkina . 2022. S. 446-452.
14. Ostaev G.Ya. Metodika upravlencheskogo ucheta s uchetom faktorov makro, mezo i mikrosredy / G.Ya. Ostaev, D.V. Kondrat'ev, Z.Z. Hubecova// Upravlenie effektivnost'yu i bezopasnost'yu deyatel'nosti hozyaystvuyuschih sub'ektov i publichnyh obrazovaniy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy pamyati zasluzhennogo ekonomista Rossiyskoy Federacii, d.e.n., professora M.I. Shishkina . 2022. S. 500-509.
15. Ostaev G.Ya. Korporativnoe upravlenie finansovym potencialom / G.Ya. Ostaev, D.V. Kondrat'ev, G.S. Klychova, N.N. Nigmatullina, A.S. Klychova // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2022. T. 17. № 1 (65). S. 129-134.
16. Ostaev G.Ya. Upravlencheskiy uchet v sisteme upravleniya ekonomicheskoy bezopasnost'yu organizacii / G.Ya. Ostaev, G.R. Alborov, D.V. Kondrat'ev, O.V. Kotlyachkov, V.I. Horuzhiy // Buhuchet v sel'skom hozyaystve. 2022. № 1. S. 71-80.
17. Ostaev G.Ya., Finansovoe modelirovanie v upravlenii biznesom / G.Ya. Ostaev, I.M. Gogolev, G.R. Alborov // Ekonomika i upravlenie zemleustroystvom i zemlepol'zovaniem v regione. Materialy III Nacional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii. Izhevsk, 2021. S. 148-153.
18. Ostaev G.Ya. Korporativnyy marketing v sovremennyh usloviyah hozyaystvovaniya / G.Ya. Ostaev, S.Yu. Il'in, I.M. Gogolev, M.M. Kislickiy // ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. - 2021. - № 3. - S. 127-136.
19. Semin A.N. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo : uchebnoe posobie / A.N. Semin, M.M. Kislickiy, E.R. Kuznecova, O.N. Mihaylyuk [i dr.]. - Moskva: OOO «KOL LOK», 2023. - 256 s.
20. ZakirovaA.R. Formation of economic security tools for assessing the effectivenessandintensification of corporate finance / A.R., ZakirovaG.S. Klychova, G.Ya. Ostaev // Professiya buhgaltera - vazhneyshiy instrument effektivnogo upravleniya sel'skohozyaystvennym proizvodstvom. Sbornik nauchnyh trudov po materialam X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy pamyati professora V.P. Petrova. Kazan', 2022. S. 30-38.