Russian Federation
employee from 01.01.2021 until now
Balashiha, Moscow, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
GRNTI 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
OKSO 38.00.00 Экономика и управление
BBK 2 ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
This article discusses the development of regional agricultural production systems in the digital economy. Digitalization, which is aimed at achieving and retaining competitive innovative advantages of the domestic agro-industrial complex, allowing for effective management of the complex and solving the problem of food security at the federal level.
agricultural production systems, digitalization, competitive innovation advantages
В последнее время цифровизация и автоматизация максимального количества сельскохозяйственных процессов является осознанной необходимостью в стратегии развития крупнейших западных стран – лидеров агробизнеса.
Ранее использование информационных технологий в сельском хозяйстве ограничивалось в основном применением компьютеров с программным обеспечением для управления финансами и отслеживания коммерческих сделок. На сегодняшний день управление агропромышленным комплексом является элементом стратегического развития, включающим инновационные разработки в части цифровой экономики.
Будущее российского агропромышленного комплекса напрямую зависит от развития и внедрения цифровых технологий.
Цифровая инновационная трансформация сельского хозяйства в ближайшем будущем спровоцирует повышение объемом производства, качества сельскохозяйственной продукции и конкурентоспособности на мировом рынке.
Ключевой задачей цифровой трансформации сельского хозяйства является извлечение ценности из собираемых больших данных о внутренней и внешней среде. Основой для этого являются облачные платформы и решения в области обработки больших данных, а также технологии предиктивной аналитики и системы поддержки принятия решений.
Применение сенсорного оборудования (полевые датчики, датчики контроля состояния производственных помещений, сельхозоборудования и техники, датчики контроля здоровья скота и пр.) позволяют большому числу сельхозпредприятий перейти к непрерывному сбору и анализу информации и интегрировать три уровня мониторинга агросистем (наземный, воздушный и космический) на уровне отдельных фермерских хозяйств, регионов и страны.
Цифровые технологии способствуют снижению экологической нагрузки в сельском хозяйстве, повышают эффективность использования природных ресурсов, формируя основы ESG-стратегии (экологическое, социальное и корпоративное управление – англ. Environmental, Social, and Corporate Governance, ESG.), которая, вероятно, не исключена из повестки развития аграрной отрасли нашей страны [1,2].
Цифровизация аграрного сектора нивелирует его недостатки, связанные с потерями урожая при непредсказуемой погоде, выращивании, сборе и хранении, позволяет оперативно проводить мониторинг посевных площадей, уменьшать хищения материальных ценностей, топлива, средств защиты растений и посевных материалов, а также оперативно реализовать продукцию или оформить меры государственной поддержки.
Стоит подчеркнуть, что даже при имеющихся сложностях с инфраструктурой, которая может обеспечить полноценное использование цифрового оборудования, крупный и средний бизнес предпринимает усилия для цифровой трансформации, поскольку в условиях в том числе пандемии или меняющихся предпочтений потребителей развитие зеленой экономики, "цифра", искусственный интеллект помогают решать эти задачи, анализируя маркетинговые предпочтения, обеспечивая заказ и доставку продукции, а также отвечая за качество и безопасность сырья и продукции, в том числе снижая издержки углеродный след [4, 8].
В процессе рассмотрения законодательных решений, направленных на цифровизацию производства сельского хозяйства и перехода на зелёный курс экономики агропредприятия теперь должны обладать определенными факторами конкурентоспособности инновационного развития, которые отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Пирамида основных факторов конкурентоспособности инновационного сельскохозяйственного предприятия в условиях современной экономки
В рамках решаемых проблем конкуренции инновационных сельскохозяйственных предприятий следует выделить:
1. внедрение, повышение или улучшение цифровизации сельскохозяйственного производства;
2. производство продукции на контрактной основе, что стабилизирует обеспечение инклюзивного доступа к рынкам;
3. структурная трансформация устойчивых производственно-сбытовых цепочек;
4. интеграция многомерных концепций добавленной стоимости и устойчивости их применения при измерении, анализе и улучшении показателей продовольственной системы;
5. инновационные партнерства между государственным и частным производителями;
6. стимулирование или поощрение территориального развития агропредприятий определенного вида специализации, для привлечения трансформирующих инвестиций в агробизнес и координации меж секторальных целей.
Проводя анализ наиболее актуальных направлений цифровизации сельского хозяйства, было отмечено, что положительный эффект от ее использования – позволяет на четверть сократить расходы на семена и удобрения, на 20% снизить время холостого прохода техники, на 15-30% повысить собираемость продуктов.
В эпоху становления цифровой экономики в условиях шестого технологического уклада, создавшего новую цифровую экосистему, основой которой является прогнозный характер, развитое сельскохозяйственное производство теперь не может существовать без цифровизации и быть инновационным и конкурентоспособным. Так на основе статистических данных Росстата по индикаторам цифровой экономики было выявлено, что индекс цифровизации сельского хозяйства в 2019 году занимал последнюю ступень среди других отраслей хозяйства (где средний показатель - 32) и составил лишь 23 с наибольшей интенсивностью использования широкополосного интернета (73,4%), и в разрезе сельскохозяйственных отраслей с превалированием в лесоводстве и лесозаготовках (рис. 2).
Рисунок 2 – Индекс цифровизации и интенсивность использования цифровых технологий в сельском хозяйстве за 2019 год
В результате анализа индексов цифровизации сельского хозяйства и ряда других показателей, отраженных в Стратегии развития инновационного общества в РФ на 2017-2030 годы, Минсельхоз России разработало ведомственный проект "Цифровое сельское хозяйство" с планом реализации до 2024 гг. [3].
По разработанным показателям развития АПК от внедрения информационных технологий государство ждет масштабных изменений, которые отражены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Основные государственные элементы изменения аграрного сектора РФ на основе цифровизации сельскохозяйственного производства
Сложившаяся в настоящее время экономическая обстановка в России спровоцировала заторможенность продвижения инновационных принципов цифровизации сельского хозяйства. В период с 2017 года по 2020 год количество цифровых инновационных разработок в сельском хозяйстве увеличилось лишь на 18 %, из которых лишь 25% оказали высокое влияние на обеспечение соответствия объекта стандартам, в результате чего Министерству сельского хозяйства и продовольствия России пришлось обратиться к крупных сельскохозяйственным производителям о возможности профинансировать 20 % стоимости импортозамещения необходимого программного обеспечения.
Так как основная проблема эффективного перехода АПК на цифровую трансформацию заложена в значительном отсутствии необходимой доли российской электронной продукции, то к 2022 году приоритетным явилось увеличение в общем объеме инновационнной электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного подкомплекса до 37,5%.
Неограниченные потребности населения становятся предпосылкой к увеличению объемов производства инновационной сельскохозяйственной продукции, которая в настоящее время не возможна без цифровизации АПК [6,7].
Ведь современная экономическая среда ежедневно развивается все более быстрыми темпами. Согласно исследованию, Global Center for Digital Business Transformation, в ближайшее 5 лет цифровая революция вытеснит с рынка 40% компаний, которые сейчас занимают лидирующее положение в своих отраслях, если они не проведут цифровую трансформацию. Чтобы оставаться на плаву и иметь высокий уровень конкурентоспособности сельскохозяйственные предприятия должны учитывать современные тенденции ведения бизнеса и будут вынуждены функционировать на принципах технологичности, гибкости и повышения качества продукции. В результате чего им не обойтись без цифровизации, которая направлена на достижение и удержание конкурентных инновационных преимуществ отечественным АПК, позволяющая обеспечить эффективное управление комплексом и решить проблему продовольственной безопасности на федеральном уровне.
1. Anoshina Yu.F. Criteria for the effective use of agricultural land // Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University. 2010. No. 8 (13). pp. 127-134.
2. Anoshina Yu.F., Kulagina N.A., Kuporov Yu.Y., Social development of territories: trends, conditions and management of destabilizing factors, Economic Sciences. 2022. No. 209.
3. Bessonova E.A., Kelesh Yu.V. Methodological approaches to the assessment of the socio-economic system of the region // Issues of regional economy. 2018. No. 2 (35). pp. 18-24.
4. Galazova S.S., Krasnova T.G., Plotnikova T.N. Assessment of the resource potential of socio-innovative development of the Federal District // Corporate governance and innovative development of the economy of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment Syktyvkar State University. 2016. No. 4. pp. 106-111.
5. Kulagina N.A., Blagoder T.P. Prospects for the development of the socio-economic potential of the region as a basis for ensuring its economic security // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management. 2018. No. 1. pp. 77-84.
6. Semenova E.I., Simonov S.Yu., Semenov A.V., Planning of development of social infrastructure of rural territories, agro-industrial complex: economics, management. 2022. № 12.
7. Frolova O.A. Integration - a way to increase the efficiency of an agricultural organization // International Agricultural Journal. 2006. No. 6. pp. 32-33.
8. Kharlamov A.V. State institutional policy and modernization of the real sector // Bulletin of the St. Petersburg State University of Technology and Design. Series 3: Economic, Humanitarian and Social Sciences. 2010. No. 2. pp. 22-30.
9. Kharlamov A.V., Kharlamova T.L. Transformation of the Russian economic system // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Economics. Sociology. Management. 2019. Vol. 9. No. 4 (33). pp. 8-16.
10. Shpilev N.S., Kulagina N.A., Lebedko L.V., Yukhnevskaya L.V. Selection as innovation in agricultural production // Bulletin of the Orel State Agrarian University. 2012. No. 3 (36). pp. 8-9.