from 01.01.2021 until now
Mytischi, Russian Federation
from 01.01.2017 until now
Russian Federation
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
This paper discusses the issues of socio-economic assessment of the impact of consumer cooperation on the social sphere as a way to form and develop agro-industrial complex markets. In particular, this work is devoted to the study of the institution of consumer cooperation as a means of developing consumer regional markets for the agro-industrial complex through the social sphere of the economy. The difference between consumer cooperation and other forms of organizations lies in the principles of the institution of cooperation. Thanks to the principles of cooperation, the development of the activities of these organizations will also mean a guarantee of the implementation of social programs to improve the region, which in turn will increase the efficiency of the agro-industrial complex markets. This paper analyzes the following socio-economic indicators: the number of enterprises with the form of organization "consumer cooperative" in the regions; unemployment in the Russian Federation at working age by region; employment structure of the Centrosoyuz; volume of purchases of Tsentrosoyuz; sale of food and non-food products of Tsentrosoyuz. The analysis showed that consumer cooperation provides employment for the population in the agro-industrial complex markets. In this regard, I would like to note that the state needs to support consumer cooperation for the development of agro-industrial complex markets.
infrastructure, consumer markets, regions of the Russian Federation, agro-industrial complex, agricultural economics
Вопрос развития рынков АПК на данный момент актуален, так как на данный момент в регионах РФ существуют социально-экономические проблемы, связанные с низким уровнем развития социальной сферы региона и низкой эффективностью работы рынков АПК. Для решения этой проблемы были поставлены следующие задачи: проанализировать социальный показатель региона, проанализировать показатели деятельности потребительской кооперации на рынках АПК. В данной работе была использована следующая научная база: отчет Центросоюза, содержащий её показатели деятельности; данные Росстата; научные статьи, содержащие сведения о работе потребительской кооперации в регионах. Научная новизна работы заключается в оценке влияния потребительской кооперации на социальную сферу как на способ формирования и развития рынков АПК.
Различные негативные последствия рыночной экономики делают необходимым внедрения таких рыночных институтов, которые направленны на поддержание высокого благосостояния населения [2]. Потребительская кооперация РФ является эффективной формой ведения сельского хозяйства. Потребительская кооперация одновременно объединяет в себе следующие виды деятельности: торговую, производственную, заготовительную и т.д. В системе потребительской кооперации создана не только производственная, но и перерабатывающая инфраструктура, в связи с чем потребительские общества закупают у местного населения сельскохозяйственные продукты.
Институт потребительской организации – это некоммерческая организация, органично встроенная в систему предпринимательства. Исходя из принципов, которые указаны в декларации о кооперативной идентичности, принятой международным кооперативным альянсом, данный субъект экономики несет социальную ответственность перед своими потребителями [1]. Социальная ответственность следует из принципа добровольного членства потребительской кооперации, в котором указано, что члены кооператива добровольно выполняют свои обязанности, и, они также имеют право потребления услуг данного кооператива.
Стоит также отметить то, что данная миссия не сильно менялась более ста лет, учитывая многолетнюю историю развития кооперации. Данный факт означает, что уже первые кооперативные сообщества определяли в виде главной цели удовлетворение потребностей пайщиков кооператива в товарах и услугах. Несмотря на то, что эта цель описана довольно узко, уже тогда потребительские кооперативы предоставляли услуги и осуществлении образовательной и просветительской деятельности. В связи с этим, можно утверждать, что социальная миссия является главным смыслом существованием потребительской кооперации на протяжении всей её истории.
Социальная ответственность потребительской кооперации неразрывно связанна с социальной деятельностью. Социальная деятельность – финансово-хозяйственная деятельность потребительской кооперации, которая нацелена на поддержание высокого материального и культурного уровня жизни региона. Социальная деятельность потребительской кооперации влияет не только на пайщиков, работников и иных участников кооператива, но и на население, не заинтересованное в данной организации.
Социальная деятельность кооперации можно также охарактеризовать как реализацию проектов по формированию социальной благоприятной среды. Население, на которое направлена деятельность кооперации, имеет возможность реализации своих товаров через потребительскую кооперацию благодаря деятельности кооперации по закупкам, что служит стимулом для роста занятости населения и финансово помогает населению. В свою очередь члены потребительской кооперации могут реализовать себя с помощью общественной жизни, сформировать навыки, получить кооперативные выплаты.
Все эти социальные показатели способствуют значительному повышению функционирования экономики, что в свою очередь также способствует развитию рынков продукции АПК.
Начало исследования социальной значимости потребительских кооперативов следует начать с анализа общего количества потребительских кооперативов в регионе. Анализ данного показателя укажет уровень развития данного региона в социально-экономическом плане.
Рисунок 1 - Предприятия с формой организации «потребительский кооператив» в регионах, единиц, 2020 г [10].
Рассматривая график, можно отметить, что больше всего кооперативов в Центральном федеральном округе (что составляет 24% от всех регионов), дальше, соответственно, идут: Приволжский (что составляет 21% от всех регионов), Сибирский (что составляет 13% от всех регионов), Северо-Западный (что составляет 12% от всех регионов), Дальневосточный (что составляет 10% от всех регионов), Южный (что составляет 9% от всех регионов), Уральский (что составляет 8% от всех регионов), Северо-Кавказский (что составляет 3% от всех регионов). Анализируя этот график можно заметить, что количество потребительских кооперативов напрямую зависит от развития региона. Однако стоит также отметить большое количество кооперативов в слабо развитых регионах[3].
В сути потребительской кооперации выражается одновременно и экономическая сторона и социальная, которые взаимодополняют друг друга. В связи с этим, можно отметить, что для наиболее полного анализа влияния потребительской кооперации на регион нужно рассматривать одновременно с социальной и с экономической точки зрения. В качестве показателя для анализа социальной-экономической сферы рассмотрим уровень занятости и уровень продаж продовольственных и непродовольственных товаров[4].
Рынок труда является, прежде всего, социальной сферой, и только затем экономической, т.к. положение на рынке труда определяется социальной напряженностью в обществе. Слишком высокий уровень безработицы ведет к росту криминальности, значительному падению уровня жизни и другим социальным кризисам. Именно поэтому РФ внедряет меры по поддержанию занятости населения. Потребительская кооперация может является одним из способов РФ по социальной защите населения. Благодаря принципам и формой организации деятельности потребительская кооперация обеспечивает саморегулирование, которое также рассчитано на борьбу с безработицей.
Рисунок 2 – Уровень занятости в РФ по регионам, в трудоспособном возрасте, 2018-2020гг [10].
Согласно анализируемым данном, можно увидеть, что в целом по регионам России уровень занятости в трудоспособном возрасте колеблется в пределах 73-81%. Исключение составляет Северо-Западный федеральный округ, в котором уровень безработицы составляет 61%. Из-за сложной социально-экономической ситуации в 2020 году, уровень безработицы по всем регионам России вырос. В частности, по сравнению с 2018 годом, в 2020 году в Дальневосточном федеральном округе уровень занятости упал на 0,3%, в Сибирском упал на 1,5%, в Уральском упал на 0,6%, в Северо-Западном упал на 5%, в Приволжском упал на 1%, в Южном упал на 0,8%, в Северо-Кавказском упал на 0,9%, в Центральном упал на 1%. Всего по России уровень занятости, по сравнению с 2018 годом, в 2020 году упал на 1,2% [5].
В целом, данный уровень занятости в России не высокий, но и не низкий. В условиях современной экономики безработица неизбежна. Потребительская кооперация, как уже было описано, является некоммерческой организацией. В связи с этим, а также в связи со принципами своей организации, потребительская кооперация обеспечивает свою независимость и саморегулирование своего экономического сектора. В качестве способов саморегулирования потребительской кооперации можно привести, например, воздействие на цены.
Также стоит отметить, что кооперативная форма организации позволяет организовать совместную деятельность участников, которая позволит всем члена кооперации решать различные социально-экономические проблемы сообща. Кооперативные структуры значительно повышают устойчивость региона к негативным явлениям экономики.
В тоже время нельзя забывать про то, что потребительские кооперации не являются сугубо социальной структурой. Если потребительская кооперация окажется экономически не выгодной, то она не сможет в полной мере выполнить свою социальную миссию. Данный факт также действует и наоборот – если потребительская кооперация «забывает» про свою социальную миссию и свои принципы, то она теряет свою уникальность и становится обычным коммерческим субъектом рынка. В связи с этим стоит отметить, что потребительская кооперация должна оптимально сочетать свои социальные и экономические характеристики для стабильного развития рынка продукции АПК.
В связи с этим, рассмотрим показатель численности работников Центросоюза. Со стороны социальной сферы экономики региона, данный показатель укажет на борьбу коопераций с безработицей. В тоже время, данный показатель укажет на вклад потребительской кооперации на развитие рынков АПК со стороны трудоустройства.
Рисунок 3 – Структура занятости Центросоюза, 2019 г [10].
Анализируя график хочется отметить, что в целом организации потребкооперации, входящие в систему Центросоюза, обеспечивают постоянной работой 103002 человек по всей стране. Можно отметить, что больше всего численность работников в Приволжском федеральном округе (что составляет 37% от всех регионов), дальше, соответственно, идут: Центральный (что составляет 17% от всех регионов), Северо-Западный (что составляет 14% от всех регионов), Сибирский (что составляет 12% от всех регионов), Уральский (что составляет 7% от всех регионов), Южный (что составляет 5% от всех регионов), Дальневосточный (что составляет 5% от всех регионов), Северо-Кавказский (что составляет 3% от всех регионов) [6].
Анализируя оба графика по занятости, хочется отметить то, что по занятости у Центросоюза на 3 и 4 месте находятся, соответственно, Северо-Западный и Сибирский регионы, а по уровню безработицы в РФ лидируют, соответственно, Северо-Западный и Сибирский регионы. Из этого можно сделать вывод, что потребительские кооперации восполняют «пробел» занятости в данных регионах, что влияет на развитие рынков АПК [7].
Далее стоит рассмотреть влияние структуры производства потребительской кооперации на производственную составляющую рынков продукции АПК [8].
В связи со своей особенностью потребительская кооперация сочетает сразу и крупномасштабное производство, использующее передовые технологии и дорогую технику, и микро, малые, средние предприятия. Даже в условиях цифровизации потребительская кооперация не отстает от иных форм организации предприятия [4]. В качестве направлений, повышающих занятость населения, определяются: развитие новых и поддержка старых видов деятельности; развитие народных промыслов; создание производств в регионе [3].
В связи с этим, можно утверждать, что в рамках повышения производительности рынка АПК важным аспектом является закупка сырья и последующее производство продовольственных товаров.
Рисунок 4 - Объем закупок сельхозпродуктов и сырья Центросоюза, в млн. руб. за 2020 г [10].
Сравнивая графики, можно увидеть, что Сибирский и Северо-Западный регион также на 4 и 5 местах. Всего в Центросоюз закупил сырья на 22559 млн. руб. Можно отметить, что больше всего объем закупок в Приволжском федеральном округе (что составляет 58% от всех регионов), дальше, соответственно, идут: Центральный (что составляет 14% от всех регионов), Сибирский (что составляет 9% от всех регионов), Северо-Западный (что составляет 7% от всех регионов), Уральский (что составляет 3% от всех регионов), Южный (что составляет 3% от всех регионов), Северо-Кавказский (что составляет 3% от всех регионов), Дальневосточный (что составляет 3% от всех регионов).
Стоит также отметить то, что несмотря на то, что производство ориентированно на запросы рынка и удовлетворение интересов пайщиков и других потребителей товаров и услуг данного кооператива, потребительская кооперация также должна учитывать запросы внешнего рынка АПК.
Таблица 1 - Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, в млн. руб., 2020 г [10].
|
продовольственные товары |
непродовольственные товары |
Всего |
Центральный федеральный округ |
16917 |
5004 |
21921 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
1114 |
346 |
1460 |
Южный федеральный округ |
3276 |
813 |
4089 |
Приволжский федеральный округ |
32141 |
8656 |
40797 |
Северно-Западный федеральный округ |
15075 |
4010 |
19085 |
Уральский федеральный округ |
5799 |
1594 |
7393 |
Сибирский федеральный округ |
9493 |
4009 |
13502 |
Дальневосточный федеральный округ |
3634 |
1571 |
5205 |
Центросоюз |
88155 |
26343 |
114498 |
Согласно таблице можно увидеть, что больше всего объем производства продовольственных товаров в Приволжском федеральном округе (что составляет 37% от всех регионов), дальше, соответственно, идут: Центральный (что составляет 19% от всех регионов), Северо-Западный (что составляет 17% от всех регионов), Сибирский (что составляет 11% от всех регионов),Уральский (что составляет 7% от всех регионов), Дальневосточный (что составляет 4% от всех регионов), Южный (что составляет 4% от всех регионов), Северо-Кавказский (что составляет 1% от всех регионов) [9].
Больше всего объем производства непродовольственных товаров в Приволжском федеральном округе (что составляет 33% от всех регионов), дальше, соответственно, идут: Центральный (что составляет 19% от всех регионов), Северо-Западный (что составляет 16% от всех регионов), Сибирский (что составляет 16% от всех регионов),Уральский (что составляет 6% от всех регионов), Дальневосточный (что составляет 6% от всех регионов), Южный (что составляет 3% от всех регионов), Северо-Кавказский (что составляет 1% от всех регионов).
Можно отметить, что больше всего объем производства всех товаров в Приволжском федеральном округе (что составляет 36% от всех регионов), дальше, соответственно, идут: Центральный (что составляет 19% от всех регионов), Северо-Западный (что составляет 17% от всех регионов), Сибирский (что составляет 12% от всех регионов),Уральский (что составляет 6% от всех регионов), Дальневосточный (что составляет 5% от всех регионов), Южный (что составляет 4% от всех регионов), Северо-Кавказский (что составляет 1% от всех регионов).
В итоге можно сказать, что потребительская кооперация, как организация деятельности, уникальна тем, что она способствует не только экономическому развитию региона, но и социальному. Потребительская кооперация, действуя согласно своим основополагающим принципам, развивает занятость населения через осуществление закупок сырья и производство товаров. Потребительская кооперация также использует свою материально-техническую базу для развития регионов. Все эти факты положительно влияют на развитие рынков АПК.
Центросоюз РФ выступает за комфортное проживание в отдаленных регионах и развитие устойчивости их экономики. Потребкооперация уделяет много внимания развитию рынков АПК.
1. Lagvilava, N. L. Zarubezhnyy opyt gosudarstvennogo regulirovaniya malogo biznesa na primere SShA / N. L. Lagvilava // Ustoychivoe razvitie i kooperaciya: sodeystvie vnedreniyu innovaciy : daydzhest nauchno-pedagogicheskoy konferencii «Proektno-tehnologicheskaya deyatel'nost' i mezhdisciplinarnye podhody v obrazovanii», Mytischi, 20-21 aprelya 2021 goda / Rossiyskiy universitet kooperacii. - Mytischi: Rossiyskiy universitet kooperacii, 2021. - S. 184-189. - EDN RFQERF.
2. Repushevskaya O.A., Nasretdinova Z.T., Kuzyashev A.N., Beschastnova N.V., Shamshovich D.A. The role of credit cooperatives in financing the real sector of the economy // Studies in Systems, Decision and Control. 2021. T. 316. S. 3-11.
3. Repushevskaya, O.A. Assessment of the Economic Potential of Entrepreneurship and Modern Consumer Cooperation in the Modern Economy // Lecture Notes in Networks and Systemsthis link is disabled. 2022. № 245. S. 237-248
4. Kaurova O.V., Shinkareva O.V., Maloletko A.N. World cooperative economy: development trends // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. R. 799-807.
5. Repushevskaya O.A., Nasretdinova Z.T., Kuzyashev A.N., Beschastnova N.V., Shamshovich D.A. (2021). Studies in Systems, Decision and Control. 2021. T. 316. R. 3-11. doi:https://doi.org/10.1007/978-3-030-57831-2_1
6. Repushevskaya O.A. Razvitie infrastruktury regional'nogo prodovol'stvennogo rynka na primere Chuvashpotrebsoyuza// Russian Journal of Management. 2022. T. 10. № 1. S. 51-55.
7. Repushevskaya O.A. Harakteristika infrastruktury regional'nogo prodovol'stvennogo rynka v konkurentnyh usloviyah// Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. 2022. № 2. S. 149-154.
8. Kaurova O.V., Tkach A.V., Maloletko A.N., Mesto i rol' potrebitel'skoy kooperacii v obespechenii prodovol'stvennoy bezopasnosti regionov Rossii, Vestnik Rossiyskogo universitet kooperacii. - 2020. - № 2(40). - S. 51-60. IF - 0.148.
9. Suglobov A.E., Tkach A.V. Predprinimatel'stvo v sisteme potrebitel'skoy kooperacii Rossii // Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. 2020. № 7 (342). S. 102-113.
10. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya RF: ofic. sayt. URL: http://www.economy.gov.ru.