Russian Federation
Ryazan', Orel, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
GRNTI 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
OKSO 38.00.00 Экономика и управление
BBK 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
The article presents the results of a study of social services providing organizational forms by business structures. The regulatory conditions for the recognition of social entrepreneurial activity in the Russian Federation are determined. The correspondence of the organizational forms of social entrepreneurship to the theoretical provisions substantiating its economic essence has been established.
social entrepreneurship, sphere of service, small and medium-sized businesses, development, business
В современных условиях сфера социальных сервисов динамично развивается в рамках третьего (негосударственного и некоммерческого сектора экономики) Анализ отечественной и зарубежной научной литературы показал, что актуальным вопросом теории социального предпринимательства является его разграничение с другими видами и формами предпринимательской деятельности, а также определение организационных форм в которой оно может быть реализовано в современных российских условиях. Отметим, что ряд зарубежных авторов [140] обосновывали сущность исследуемого явления путем его разграничения с традиционным коммерческим предпринимательством, ориентированным на получение максимальной прибыли. Данный подход позволяет выявить ряд существенных характеристик социального предпринимательства, однако остается нерешенным вопрос его соотношения с другими формами осуществления хозяйственной деятельности, которые в значительной мере соответствуют сформулированному нами определению, а также большей части проанализированных определений российских и зарубежных авторов.
Прежде всего речь идет о деятельности некоммерческих организаций, кооперативов, предприятий, реализующих концепцию социально-ответственного бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей, работающих в социальной сфере [1; 2; 3; 4; 5]. В данном случае следует также отметить, что принятый в 2019 г. Закон о Социальном предпринимательстве (№ 245-ФЗ) установил однозначные критерии отнесения предпринимательских структур к данной категории. Однако нормативно-определенная критериальная база имеет строго определенный прикладной характер, который проявляется в сфере налогообложения и распределения государственной поддержки.
На наш взгляд, развитие социального предпринимательства и создание условий для его масштабного тиражирования в России требует учета всех организационных форм его осуществления, что позволит в дальнейшем более эффективно конструировать организационно-экономические, финансовые и административные инструменты его развития. Отметим также, что Закон о Социальном предпринимательстве вносил поправки в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [8] (далее – Закон о развитии МСП), чем фактически ограничивал сферу его применения.
В соответствии с данным законом, социальное предпринимательство было определено, как предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 Закона о развитии МСП. Именно в данной статье закона были закреплены критерии признания социального статуса у предприятия. Данные требования были систематизированы и схематично представлены нами в Таблице 1.
Таким образом, согласно действующего законодательства социальными предприятиями могут быть только представители малого и среднего бизнеса, которые в свою очередь удовлетворяют критериям соответствующего закона. Очевидно, что данные нормативные ограничения существенным образом ограничивают возможности применения концепции социального предпринимательства в том виде в котором она развивается на уровне теоретических положений отечественной и зарубежной науки. Следует также отметить и то, что несоответствие ряда предпринимательских структур критериальной базе, закрепленной в нормативном документе, не делает их менее социальными в случае, если они в полной мере соответствуют значительной части обоснованных нами в прошлом параграфе данной работы сущностных теоретических положений концепции социального предпринимательства.
Таблица 1 – Нормативные условия признания предпринимательской деятельности социальной в Российской Федерации [9]
Трудоустройство социально незащищенных категорий населения: |
Производство товаров и услуг для социально незащищенных категорий населения: |
Деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества: |
|
малоимущие граждане; |
социально-бытовые услуги; |
организация отдыха и оздоровления детей; |
|
одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в т.ч. детей-инвалидов |
социально-медицинские услуги, направленных на поддержание и сохранение здоровья: уход, содействие в проведении оздоровительных мероприятий, систематическое наблюдение для выявления отклонений в состоянии здоровья; |
психолого-педагогические и иные услуги, направленные на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержки материнства и детства; |
|
лица с ограниченными возможностями здоровья |
социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении; |
услуги в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей; |
|
выпускники детских домов в возрасте до 23 лет; |
социально-психологические услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде; |
психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; |
|
лица, освобожденные из мест лишения свободы с неснятой или непогашенной судимостью |
социально-трудовые услуги, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией; |
обучение работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных НКО, направленное на повышение качества их услуг; |
|
другие граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании |
деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации; |
культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества); |
|
пенсионеры и граждане предпенсионного возраста |
производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также тех. средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов; |
услуги, направленные на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; |
|
лица без определенного места жительства и занятий |
деятельность по организации отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров; |
выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой |
|
беженцы и вынужденные переселенцы |
деятельность по оказанию услуг в сфере дополнительного образования; |
|
|
В штате предприятия должно быть не менее 50% данных категорий лиц, их общая численность – не менее 2 чел., а их заработная плата должна составлять не менее 25% фонда оплаты труда |
услуги по повышению коммуникативного потенциала, реабилитации и социальной адаптации, услуги по социальному сопровождению; |
|
|
Доля доходов от данных видов деятельности не менее 50%, не менее 50 % прибыли реинвестируется в предприятие |
|||
Выручка до 2 млрд. руб. в год, среднесписочная численность персонала до 200 чел. |
Актуальность задачи идентификации всех организационных форм социального предпринимательства в Российской Федерации является высокой и требует приложения соответствующих научных усилий. Решение данного вопроса на наш взгляд следует осуществлять путем проверки соответствия существующих организационных форм социального предпринимательства предложенным нами семи теоретическим положениям, обосновывающим его сущность. Результаты данного сопоставления представлены в Таблице 2, где было осуществлено сравнение: некоммерческих организаций; кооперативов (производственных и потребительских); предприятий, реализующих концепцию социально-ответственного бизнеса (корпоративной социальной ответственности); государственных и муниципальных унитарных предприятий, учреждений и организаций социальной сферы; товариществ собственников жилья; индивидуальных предпринимателей и предприятий малого и среднего бизнеса.
Из всех организационных форм социального предпринимательства наиболее соответствующими обоснованным нами сущностным характеристикам соответствуют кооперативы и коммерческие предпринимательские структуры (индивидуальные предприниматели и другие организационно-правовые формы предприятий малого и среднего бизнеса) со статусом социального предприятия.
Отметим, что коммерческие предприятия относятся к социальным предпринимательским структурам, в случае если они осуществляют трудоустройство социально незащищенных слоев населения или работают в социальных видах деятельности, которые являются для них профильными, а не сопутствующими (критерий – установленная минимальная часть выручки и прибыли от социальных видов деятельности) [6; 7; 10; 11].
Таблица 2 – Соответствие организационных форм социального предпринимательства теоретическим положениям, обосновывающим его экономическую сущность
|
Некоммерческие организации (социально-ориентированные НКО) |
Кооперативы |
Предприятия, реализующие концепцию социально-ответственного бизнеса |
Гос. и муниц. предприятия, учреждения и организации соц. сферы |
Товарищества собственников жилья |
Индивидуальные предприниматели, предприятия малого и среднего бизнеса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
(+) Изначально создается для создания социальной ценности, которая не может быть оценена и не является объектом гражданского оборота |
(+) Кооперация возникает в ситуациях, когда традиционная форма товарно-денежных отношений не может быть реализована или является менее эффективной. Создаваемое экономическое благо имеет социальный характер, т.к. создается обособленной социальной общностью |
(+/-) Создаваемая социальная ценность является побочной и направлена на увеличение коммерческих показателей предпринимательской структуры |
(+/-) Создаваемая социальная ценность не является уникальной. Имеет альтернативы и товары (услуги) заменители, которые предлагаются аналогичными организациями или частными структурами на платной основе |
(+) Изначально создается для создания социальной ценности, которая не может быть полезно использована вне объекта ее создания. Данная ценность не является объектом гражданского оборота напрямую и не может быть отчуждена |
(+) Наиболее мобильная и адаптивная из организационных форм, каждый из товаров (услуг) социального назначения который ими производится обладает уникальными потребительскими свойствами |
|
(+/-) Данная организационная форма основывается на специфических (уникальных) характеристиках задействованного человеческого потенциала, но не предполагает (часто объективно не имеет) использование фактора предпринимательских способностей |
(+) Данная организационная форма основывается на специфических (уникальных) характеристиках задействованного человеческого потенциала, не может быть создана без использования фактора предпринимательских способностей и организаторского таланта |
(+/-) Реализация концепции социально-ответственного бизнеса – в значительной мере результат использования фактора предпринимательских способностей |
(+/-) Данная организационная форма основывается на специфических (уникальных) характеристиках задействованного человеческого потенциала (педагоги, социальные работники и др.), но не предполагает использование фактора предпринимательских способностей |
(+/-) Данная организационная форма основывается на специфических организаторских способностях, предполагает некоторое использование фактора предпринимательских способностей |
(+) Данная организационная форма основывается на специфических (уникальных) характеристиках задействованного человеческого потенциала, не может быть создана без использования фактора предпринимательских способностей |
|
(-) Не является условием функционирования и развития. Источники ресурсов: взносы участников, гос. дотации, гранты, волонтерство, добровольные пожертвования, средства и ресурсы меценатов и др. финансовых доноров |
(+) Экономическая сущность эффективного кооператива не предполагает получение прибыли, при условии создания дополнительных экономических выгод (добавленной стоимости) для его участников |
(+) Ориентация на получение и максимизацию прибыли. Социальная ответственность – фактор роста прибыли в дальнейшей перспективе |
(-) Деятельность убыточная изначально и субсидируется государством или муниципалитетом |
(-) Экономический эффект на прямую не создается. Не может быть точно экономически оценен, только косвеные расчеты |
(+) Ориентация на получение и максимизацию прибыли. Социальный характер деятельности – результат выбора вида хозяйственной деятельности |
|
(+) Создаются коллективом единомышленников для реализации социальных инициатив. Развитие организации практически всегда связано с ростом численности ее членов |
(+) Создаются коллективом единомышленников для достижения экономических целей. Развитие кооператива практически всегда связано с углублением взаимодействия в рамках сообщества ее участников |
(+/-) коллективный характер определяется масштабом распространения социальных благ между их потребителями и бюджетом социальной программы |
(+/-) Деятельность предприятия, учреждения или организаций в значительной мере зависит от взаимодействия членов коллектива. Низкое взаимодействие не является угрозой организации |
(+) Эффективная работа организации определяется уровнем взаимодействия и вовлеченности всего коллектива собственников |
(+) Малая численность персонала и ограниченный круг заинтересованных сторон (потребителей, поставщиков, контрагентов) |
|
(+) инновационный характер – основное условие возникновения и развития организации |
(+/-) инновационность в меньшей степени проявляется в особенностях создаваемой потребительской стоимости. В большей мере присутствуют организационные и корпоративные инновации |
(+) социальные инициативы практически всегда – инновационны, что является фактором рыночной дифференциации |
(-) Производятся товары и услуги в соответствии с государственным стандартом |
(-) Производятся услуги, которые могут быть закуплены по аутсорсингу |
(+) Хозяйственная деятельность практически всегда основывается на оригинальном видении рыночной ситуации, существующих возможностей и собственной оценке рисков |
|
(+) Основная цель создания и функционирования организации – получение социального эффекта |
(+) кооператив создается в ситуации, когда ни государство ни коммерческие структуры не могут удовлетворить социально-экономические потребности граждан |
(+) Цель программ социальной ответственности – получение социального эффекта |
(+) Основная цель создания и функционирования организации – получение социального эффекта |
(+) Основная цель создания и функционирования организации – получение социального эффекта |
(+) Деятельность МСП даже без производства социальных товаров и услуг создает социальный эффект, который усиливается социальным характером деятельности |
|
(+) Социальное обслуживание, социальная защита, деятельность в сфере культуры, искусства, спорта, охраны окружающей среды, работа с социально незащищенными слоями населения, людьми больными алкоголизмом, наркоманией и с другими социальными девиациями и др. |
(+) Повышение занятости и эффективности хозяйственной деятельности в сельской местности, отдаленных и депрессивных территориях |
(+) Благотворительность, меценатство, социальная защита сотрудников, их семей и др. лиц, повышенные стандарты ведения предпринимательской деятельности |
(+) Социальное обслуживание, социальная защита, деятельность в сфере культуры, искусства, спорта, охраны окружающей среды, работа с социально незащищенными слоями населения, людьми больными алкоголизмом, наркоманией и с другими социальными девиациями и др. |
(+) жилищно-коммунальная сфера |
(+) все виды предпринимательской деятельности социального характера, в т.ч. перечисленные в Законе о развитии МСП |
Итого (%) |
5,5 (79%) |
6,5 (93%) |
5,5 (79%) |
3,5 (50%) |
4,5 (64%) |
7 (100%) |
В тоже время, результаты анализа соответствия кооперативов теоретическим положениям, обосновывающим экономическую сущность социального предпринимательства, позволяют сделать вывод, что данная организационная форма ведения хозяйственной деятельности имеет социальный характер вне зависимости от категорий наемного персонала, а также выбранных видов деятельности. Кооператив, как форма организации предпринимательства – изначально направлен на достижение социальных целей на условиях самоокупаемости. Это инициативная, рискованная деятельность, предполагающая объединение широкого круга лиц в том числе и с их непосредственным трудовым участием (для производственных кооперативов). Кооперация экономически обоснованно возникает тогда, когда традиционная форма товарно-денежных отношений не может быть реализована или является менее эффективной. Создаваемое экономическое благо (добавленная стоимость) имеет прежде всего социальный характер, т.к. создается обособленной социальной общностью, которая сформировалась для решения тех вопросов, которые некому отдать на аутсорсинг и которые не могут быть решены при помощи государственных сервисов поддержки предпринимательской деятельности.
1. Androsova, I.V. Razvitie social'nogo predprinimatel'stva na osnove formirovaniya sistemnoy modeli social'nogo partnerstva / I.V. Androsova, Yu.S. Polozhenceva // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. - 2020. - № 12. - S. 17-21.
2. Belyy, E.M. Ocenka social'nogo vozdeystviya proektov v sfere social'nogo predprinimatel'stva / E.M. Belyy, L.R. Mingacheva // Finansovaya ekonomika. - 2019. - № 1. - S. 428-430.
3. Bukreev, V.V. Rol' social'nogo predprinimatel'stva v obespechenii social'no-ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii / V.V. Bukreev, E.N. Rudyk // Protivodeystvie terrorizmu. Problemy XXI veka - Counter-terrorism. - 2019. - № 1. - S. 77-85.
4. Vetrova, E.A. Social'noe predprinimatel'stvo kak faktor social'no-ekonomicheskogo razvitiya obschestva / E.A. Vetrova // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. - 2015. -№ 1 (141). - S. 1-4.
5. Kolesnikova, O.N. Organizaciya social'nogo predprinimatel'stva kak innovaciya dlya social'noy raboty / O.N. Kolesnikova, S.G. Chudova // Sociologiya v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, tvorchestvo. - 2018. - № 10. - S. 177-180.
6. Kuznecova, S.V. Problemy raspredeleniya «zon» otvetstvennosti mezhdu gosudarstvom i real'nymi social'nymi predprinimatelyami za razvitie predprinimatel'stva v social'noy sfere / S.V. Kuznecova // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2020. - № 12 (125). - S. 1487-1491.
7. Lisevich, A.V. Bazovye aspekty ocenki vozdeystviya social'nogo predprinimatel'stva na social'no-ekonomicheskuyu sistemu regiona / A.V. Lisevich, N.F. Ogneva // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sel'skohozyaystvennye nauki. Ekonomicheskie nauki. - 2018. - T. 4. - № 3 (15). - S. 98-105
8. Federal'nyy zakon ot 24.07.2007 N 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. - SPS «Konsul'tant plyus». - 2007. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (data obrascheniya 25.11.2020).
9. Federal'nyy zakon ot 26.07.2019 g. N 245-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federacii» v chasti zakrepleniya ponyatiy «social'noe predprinimatel'stvo», «social'noe predpriyatie» [Elektronnyy resurs]. - SPS «Konsul'tant plyus». - 2019. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2019/07/31/sozialnoe-predprinimatelstvo-dok.html (data obrascheniya 25.11.2020)
10. Suglobov A.E., Niteckiy V.V., Kozenkova T.A. Praktikum po auditu i finansovomu menedzhmentu: Uchebnoe posobie. -M.: KNORUS, 2007. 336 s.
11. Suglobov A.E., Zharylgasova B.T. Buhgalterskiy uchet i audit. Uchebnoe posobie. M.: KnoRus, 2007. 496 s.