THE IMPACT OF EXTERNAL THREATS ON THE ECONOMIC SECURITY OF PIPE ROLLING ENTERPRISES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of this research is to identify the main external threats and their consequences, which need operational regulation or consistent strategic neutralization. These threats affect the economic security of pipe rolling enterprises of the Russian Federation. The scientific basis of the research is based on the materials of the modern legislation of the Russian Federation aimed to ensure the economic security of the state, the researches on this topic implemented by domestic and foreign scientists, financial and economic reports published on the official websites of pipe rolling enterprises of the Russian Federation, reference and analytical materials represented on the official websites of the Federal Customs Service, the Federal Tax Service and the Ru-Stat Information System. As a result, of the study, we have made an overview of the legislative framework of the Russian Federation aimed at the ensuring of the economic security to organize the state counteraction work to resist external challenges, threats and risks. The set of measures that are directly related to the economic security of the pipe rolling industry was proposed.

Keywords:
pipe industry, economic security, special operation in Ukraine, sanctions, external threats, COVID-19, protectionist policy, multinational companies
Text

Введение. В условиях, когда Российская Федерация помогает здравомыслящей части Украины завершить кровопролитную гражданскую восьмилетнюю войну, выполняя задачи по ее демилитаризации и денацификации, власти стран-сателлитов Соединенных Штатов уничтожают Европейскую экономику, слепо доверяя гарантиям безопасности, которые им обещают США, при этом, стараясь нанести максимальный ущерб нашему государству. Последствия близорукой Европейской политики уже на лицо, и 2022 год может войти в западные исторические словари, как год отрезвления. Еще в 1948 году английский философ и историк Арнольде Джозефе Тойнби писал: «Запад – это архиагрессор современной эпохи. Россию он оккупировал в 1610, 1709, 1812, 1915, 1941, африканцев продал в рабство, коренное население Северной Америки уничтожил, чтобы расчистить место для западноевропейских непрошеных гостей и их африканских рабов. Страх перед Россией и Китаем - подтверждение того, что Запад не привык страдать от рук остального мира так, как остальной мир страдал от рук Запада.» [42, с. 252]. Ранее Россия придерживалась политики стратегического минимализма, то есть до конца 2021 года отвечала на угрозы экономической безопасности асимметрично, постфактум и только в отсутствие другого выхода. Многие на Западе приняли такой подход за проявление слабости – «русские все стерпят». Но 24 февраля 2022 года Россия показала, что может быть таким же максималистом в своих требованиях гарантий безопасности и вовремя нанесла превентивный удар.

Логистический хаос, начавшийся еще как следствие локдаунов COVID-19, сегодня приобретает все более и более ужасающую форму в следствии многочисленных санкций. 

Экономическая безопасность государства характеризуется возможностью своего постоянного экономического развития, сохранения своей самодостаточности при любых кризисных ситуациях, включая военную обстановку, сопровождающихся вызовами, рисками и угрозами, обусловленными постоянно меняющейся конъюнктурой мирового и внутреннего рынка.

Правильно сбалансированные показатели объемов и структуры внутреннего производства позволяют сохранять государству свою самодостаточность в стохастической системе «экспорт-импорт».

Сохранение национальных интересов и экономической безопасности заставляют государство решать задачи выявления угроз, определения рисков и их последствий в постоянной динамике современности. При чем эти решения должны быть непосредственно связаны с системообразующими производствами и бизнесом для их инновационного развития, обеспечивая при этом минимизацию экономических потерь.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации [38], разработанная для решения таких ключевых вопросов, определяет стратегию государства на мировой арене: определение действующих и потенциальных угроз и, как следствие, разработка мер их противодействия для четкой выработки и возможности развития конкурентных преимуществ. 

Сегодня российская экономика оказалась перед новыми долговременными системными вызовами, внутренними и внешними угрозами в экономической сфере, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Существенное изменение экономических условий на рынке является следствием «Спецоперации» Российской Федерации на Украине. Многие компании стали не способны обеспечить исполнение сделок, причем как на международном, так и на внутреннем рынке.

Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, сопровождающееся увеличением геополитического соперничества, в том числе за контроль над сырьевыми и энергетическими ресурсами. Эта конкуренция распространяется как на традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, так и на системы национального управления, поддержки инноваций и развития человеческого потенциала. Следует отметить, что для России трансформация мировой экономики создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала.

Второй вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. То есть переход мировой экономики к высокотехнологическому укладу, который приводит к возрастанию роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития и безопасности государства.

Третий вызов – это возможность отрицательных тенденций в развитии человеческого потенциала, связанных с сокращением занятости населения в сферах экономики, снижение качества в подготовке квалифицированных специалистов по отношению к европейским странам, отсутствие механизмов заинтересованности предприятий в обучении работников для конкретных отраслей промышленности, наполнение рынка труда дешевой рабочей силой из стран ближнего зарубежья, что ведет к значительному отставанию в применении инновационных методов производства,  а так же снижение доступности высокотехнологичных медицинских услуг для широкой массы населения.

В связи с переходом мировой экономики на альтернативные виды энергии, который лоббируется западной идеей «нулевой углеродной зависимости» не просчитанный экономически, возникает четвертый вызов, связанный с необходимостью вложения больших материальных средств в модернизацию существующих и строительство новых предприятий с современными эффективными технологиями. 

Но основным вызовом сегодняшнего дня является историческая всеобъемлющая русофобия Западного мира.

Финансово-экономическая и общественно-политическая ситуация России подвержена негативному влиянию политики США и ЕС, красной нитью в которой проходит искусственное создание кризисных явлений, направленных на подрыв основополагающих принципов в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. В Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации [9] охарактеризованы наметившиеся вызовы и комплексы угроз и разработаны меры противодействия этим процессам.

Трубопрокатная отрасль Российской Федерации входит в структуру ее промышленного комплекса как одна из стратегически важных, влияющих на устойчивое финансово-хозяйственное развитие всего государства. Поэтому обеспечение экономической устойчивости развития этих предприятий зависит от внедрения высокотехнологичных методов производства и современных технологий хозяйственного управления, которые необходимо разрабатывать непосредственно в нашей стране, что лишний раз подтверждено санкциями со стороны Запада о запрете экспорта инновационных технологий [19].

Вопросы, связанные с экономической безопасностью устойчивого развития отдельных предприятий и целых отраслей изложены в научных трудах многих как российских, так и зарубежных специалистов в области экономики: Т.Н. Агаповой [1], В.И. Бариленко [2], С.Ю. Глазьева [3], [4], О.В. Ефимовой [10], В.В. Ковалева [15], Н.Н. Макаровой [18],  М. Портера [37], А.Е. Суглобова [39], [40], А.Д. Шеремета [51], Й. Шумпетера [52], [53] и др.

Несмотря на широкий круг вопросов, решенных в рамках исследований, опубликованных в данных работах, проблематика разработки конструктивного инструментария обеспечения экономической безопасности предприятий трубопрокатной промышленности не получила существенного развития на уровне отдельных научных исследований. Важнейшим результатом, изложенном в данной статье, является интерполяция основных угроз экономической безопасности государства и трубопрокатного производства, в результате чего были определены основные негативные тенденции в отрасли и предложены пути их преодоления. Для этого был проанализирован массив информации, взятой с открытых официальных сайтов крупнейших российских производителей трубной продукции и государственных средств массовой информации, выполнены статистические расчёты по данным синдикативной информации, представленной на официальных сайтах Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и Информационной системы Ru-Stat. Результаты исследования противоречат позиции либерал-экономистов, которые утверждают, что вмешательство государства, выраженное в контроле и поддержке определенных отраслей промышленности а также попытка регулирования ценообразования могут привести к большим рискам для экономики [47].

В статье обобщены не только предыдущие результаты, но и проанализирована современная законодательная база Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности государства, которая дает возможность вносить предложения по вопросам регулирования возникшей кризисной ситуации отрасли и использовать государственные ресурсы, направленные на развитие и эффективное функционирование трубопрокатных предприятий, обеспечение их промышленной безопасности, путем государственного регулирования (при минимальном вмешательстве) в условиях открытого рынка [24], [25], [26], [41]. В представленной научной публикации выявляются основные внешнеэкономические угрозы, их последствия, предложены пути решения для экономической безопасности российских трубопрокатных предприятий.

 

Методология решения задач для достижения поставленной цели влияния внешних угроз на экономическую безопасность трубопрокатных предприятий РФ. Крайне важной проблемой сегодняшнего дня для экономической безопасности трубопрокатных предприятий РФ, которая формирует актуальность цели, является оперативное регулирование или последовательная стратегическая нейтрализация выявленных в научном исследовании основных внешних угроз и их последствий. То есть целью работы является обеспечение возможности экономической безопасности трубопрокатных предприятий в условиях открытого рынка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: (1) выявление основных внешних экономических угроз и их последствий для трубопрокатной промышленности; (2) определение путей решения проблем для трубопрокатной промышленности, связанных с внешними экономическими угрозами в условиях открытого рынка.

Для решения поставленных задач применялся методологический аппарат общенаучного анализа, способа сбора и обработки информации материалов законодательной базы Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности государства, трудов отечественных и зарубежных ученых по данной тематике, публикаций в государственных средствах массовой информации (ИТАР-ТАСС, INTERFAX), финансово-экономических отчетов, опубликованных на официальных сайтах Российских трубопрокатных компаний, справочных и аналитических материалов, а также синдикативной информации, представленной на официальных сайтах Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и Информационной системы Ru-Stat и др.. При оценке сложившейся ситуации экономической безопасности трубопрокатных предприятий, выявлении внешних угроз и их последствий были использованы традиционные научные приемы познания, синтеза и методов анализа исследуемых финансово-экономических материалов: горизонтальным (временным), вертикальным (структурным), трендовым, анализом относительных показателей (коэффициентов), сравнительным (пространственным) и факторным анализом [11].

 

Анализ развития трубопрокатной отрасли на основе статистических данных. Для наглядности анализа экономической безопасности трубопрокатной отрасли построим, так называемую, медианную линию пороговых значений в самом грубом приближении, взяв для этой цели усредненные показатели двух докризисных годов (2012-2013). Далее построим лепестковую диаграмму экономической безопасности трубопрокатной отрасли по годам с 2014 по 2021 (рис. 1). Санкционные меры и локдауны от пандемии COVID-19 привели к уменьшению объема импорта трубной продукции, что можно назвать положительной составляющей для отрасли, но общая государственная экономическая нестабильность привели к значительному падению индекса производства, который показал относительное совокупное падение (коэффициент) производства всех видов трубной продукции с учетом инфляции и общим падением цен. Как следствие, видно, что при незначительном падении общей численности работников наблюдается снижение среднемесячной номинальной заработной платы. Также негативным фактором является то, что при общем увеличении производственных мощностей ярко выражено снижение их загруженности [28].

 

Рисунок 1. Основные показатели экономической безопасности (номинальные значения) трубопрокатной отрасли РФ за 2014-2021 годы. Источник: составлено автором по данным Росстат [49], Ru-Stat [54], ФТС РФ [50], Trade Map [43], Commodity Trade Statistics Database (UN Comtrade) [16]

 

Возникает острая необходимость анализа влияния внешних угроз на экономическую безопасность трубопрокатных предприятий РФ.

 

Результаты исследования. Для построения эффективной системы внешнеэкономической безопасности трубопрокатных предприятий необходимо выявление наиболее опасных внешних угроз, нуждающихся в оперативном регулировании или последовательной стратегической нейтрализации (Табл. 1).

 

Таблица 1

Внешнеэкономические угрозы и последствия для трубопрокатных предприятий

Угроза

Последствие

Негативные изменения в структуре внешней торговли, связанные с санкционным режимом и локдаунами от новой волны пандемии COVID-19.

Разрушение внешнеэкономических партнерских взаимоотношений между государствами экспортёрами трубной продукции. Обрыв цепочки внешних поставок нечем заменить на внутреннем рынке.

Снижение цен и потребления энергоресурсов на мировом рынке в зависимости от политической  конъюнктуры

Снижение потока инвестиций в трубопрокатную отрасль, что негативно отражается на финансовой деятельности предприятий и, как следствие, потери в налоговых отчислениях в бюджетные фонды РФ.

Увеличение динамики перемещения факторов производства за рубеж

«Бегство» капитала в более развитые экономики. Потеря средств в связи с арестом основных активов, в следствии политических решений.

Протекционистская политика государств англосаксонского мира 

Недобросовестная конкуренция, выражающаяся в отсутствии возможности реализации трубной продукции в странах протекционистской политикой.

Негативное влияние международных экономических организаций и транснациональных компаний

Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка и, как следствие, рост зависимости отрасли от импорта (оборудование, технологии и т.д.). Устранение трубопрокатных предприятий (банкротство) в пользу конкурентов за рубежом. Уход с отечественного рынка иностранных компаний под давлением политических санкционных решений.

Валютно-финансовые отношения и спекулятивные игры на фондовых рынках

Увеличение расходов бюджета отрасли на ее обслуживание. Снижение стоимости акций предприятий, приводящих к их банкротству.

Источник: Составлено автором.

 

Таким образом, обозначены (табл. 1) первоочередные разрушительные последствия для трубопрокатной отрасли от наиболее опасных внешних угроз, которые требуют безотлагательных мер для их нейтрализации при общей заинтересованности как со стороны бизнеса, так и государства.

 

Внешняя торговля трубопрокатных предприятий во время санкций и локдаунов от пандемии COVID-19. Российская трубопрокатная промышленность является экспортером своей продукции более чем в 80 стран мира [22]. В 2018 году Российские трубопрокатные предприятия поставили за рубеж 2,5 млн. тонн стальных труб. В 2019 году экспорт снизился на 15, 3% и составил лишь 2,1 млн. тонн продукции. По данным статистики 2020 год охарактеризовал себя еще большим падением экспорта, уже более чем на 26% по сравнению с 2019 годом, что составило всего 1,5 млн. тонн. Темп падения продаж снизился и в 2021 году уже более чем на 27% по сравнению с 2020 годом [23], [27]. Ожидается существенное снижение экспорта трубной продукции в 2022 году, связанное с объявлением эмбарго Западными странами. Все это является результатом жестких экономических санкций и негативного влияния локдаунов. 

Для успешного экономического развития российской трубопрокатной отрасли и нейтрализации негативных изменений в структуре ее внешней торговли, только совместными, взаимовыгодными действиями государства и бизнеса может быть достигнута политика эффективного регулирования и стратегического планирования на мировом рынке трубной продукции.

И, если санкции – это, практически не предсказуемый, не управляемый процесс, которые «бьют по больному» (зависимость от импортного оборудования, технологий и т.д.), борьбой с которыми могут быть только контрсанкции и упор на импортозамещение высокотехнологичных трубопрокатных производств, то последствия пандемии COVID-19, сопровождающиеся многочисленными локдаунами, практически уже привели к мировому кризису. В одном из своих выступлений генеральный директор Marriott International Арне Соренсон говорил о том, что сегодняшняя мировая экономическая ситуация, обусловленная пандемией короновируса, несет финансовый урон больше, чем после терактов 11 сентября 2001 г. и во время кризиса 2008–2009 гг., вместе взятых [23], [27]. Поэтому эта ситуация требует принятия безотлагательных мер:

  • Жесткие мобилизационные мероприятия, включающие в себя: рост научных медицинских исследований и создание инновационных технологий ранней диагностики, лечения COVID-19 и его последствий, затраты на улучшение качества и доступности медицинского обслуживания населения, оснащение лечебных центров современным оборудованием, обеспечение необходимыми, качественными фармацевтическими препаратами, подготовка квалифицированных медицинских специалистов, которым гарантирован высочайший уровень безопасной работы.
  • Непрерывная работа и обмен научными достижениями с международными организациями, связанными с исследованиями в области предотвращения распространения пандемии и лечения короновирусной инфекции.
  • Мониторинг эпидемиологической ситуации стран с размещенными на их территориях биолабораториями вооруженных сил США и/или с высоким уровнем зараженности различными штаммами короновируса.

Влияние волатильности цен, потребления энергоресурсов на мировом рынке и политической конъюнктуры на трубопрокатную промышленность.   Спад потребления стальных труб на мировом рынке обусловлен также ограничениями по сделке ОПЕК+, где министры стран-участниц пришли к соглашению по минимизации добычи нефти до 31 декабря 2022 года [12]. На волатильность цен на энергоресурсы, а соответственно и на экспорт российской трубной продукции негативное влияние оказали и многочисленные локдауны от очередной более сильной волны пандемии COVID-19. Страны ЕС и бывшего социалистического лагеря, воодушевленные идеями, продвигаемыми, так называемого «Зеленого движения», пытаются переходить к возобновляемой энергетике (ветровой и солнечной), забывая о том, что для изготовления оборудования для ее накопления и дальнейшего использования нужны серьезные энергоемкие производства, которые в свою очередь увеличивают себестоимость получаемой энергии. А также политическим кредом США является запугивание зависимостью от поставок дешевых нефти и газа из России и лоббирование поставок своего дорогостоящего сжиженного газа.  На фоне всех этих событий, нашему государству необходимо переориентироваться на внутреннее развитие топливно-энергетической трубопроводной сети, строительство новых заводов с глубокой переработкой сырья, которые гарантируют высокую добавленную стоимость [21]. Эта мысль подтверждается сегодняшним решением Евросоюза об отказе использования Российских энергоресурсов в ближайшее время.

Зарубежными инвесторами строительства и реконструкции Российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на сегодняшний день являются Cofacе (Мировой лидер в области кредитного страхования, Крупнейшая француская инвестиционная компания, офис Российского представительства в Москве), Technip Energies (Французская компания – Мировой лидер в сфере проектирования и управления строительством объектов нефтегазового сектора, офис Российского представительства в Санкт-Петербургe), ThyssenKrupp ( Немецкая компания – Мировой лидер по проектированию и строительству химических, нефтехимических и промышленных установок, офис Российского представительства в г. Дзержинск Нижегородской области), Tecnimont (Итальянская компания – Мировой лидер развития энергетического бизнеса и предприятий, офис Российского представительства в Москве), Maire Tecnimont (Итальянская группа компаний – Лидер по реализации комплексных проектов в нефтехимической отрасли на международном уровне, офис Российского представительства в Москве), Sinopec (Крупнейшая интегрированная энергетическая и химическая компания Китая, офисы Российских представительств в городах Благовещенск и Свободный Амурской области), SOCAR (государственная нефтяная компания Азербайджана офис Российского представительства в Москве) и др. Но при всех положительных моментах такого инвестирования есть одно самое уязвимое для нашего государства и, соответственно, поставщиков трубной продукции, место – в случае принятия санкционных мер в отношении нашей страны это крайне негативно повлияет на производственную деятельность предприятий связанных с данными инвесторами, которые напрямую зависят от «долларовой» экономики. Что также подтвердилось последними событиями. Многие из этих фирм, поддавшись политическому давлению, не смотря на огромные финансовые потери, сворачивают свою деятельность в нашей стране.

Также необходимо помнить, что экономика напрямую зависит от политики и, размещая основные фонды в виде НПЗ за рубежом (например, НПЗ в Сербии) мы рискуем в случае политической изменчивости элит потерять наши долгосрочные инвестиции, как это было с трубопроводом «Южный поток» в Болгарию. Поэтому необходимо решать на всех уровнях от представителей бизнеса до государственных руководителей основную задачу – уход от экспортно-сырьевой к высокотехнологичной, конкурентоспособной экономике. Примером этой стратегии можно считать строительство и запуск на полную мощность в 2020 году нефтехимического комплекса ЗапСибНефтехим, сырье для которого поступает с северных газоперерабатывающих заводов по единому продуктопроводу [27].

 

Последствия «оттока» капитала и перемещения факторов производства за рубеж. Одним из способов вывода капитала за рубеж является создание транснациональных корпораций (ТНК), у которых есть возможность за счет инвестиций в производство, занижать цены на сырье и полуфабрикаты, направляемые дочерним предприятиям за границу и, наоборот, завышать их на комплектующие и оборудование, поступающие в нашу страну [20].

Рассмотрим, например, ТНК ПАО «Трубная Металлургическая Компания» (ТМК) (центральный офис находится в городе Москве, Российская Федерация). На период 2018 года она имела в своем составе 3 дивизиона [29]:

  • Американский – с выручкой 1349 миллионов долларов и количеством сотрудников 2000 человек;
  • Европейский – с выручкой 308 миллионов долларов и количеством сотрудников также 2000 человек;
  • Российский – с выручкой 3442 миллионов долларов и количеством сотрудников 38000 человек [27].

При простом подсчете на одного работника (рис. 2) выходит, что:

  • в Американском дивизионе эта сумма составляет 670 тыс. $;
  • в Европейском дивизионе – 150 тыс. $;
  • в Российский дивизионе – 90 тыс. $.

По той же схеме работала и группа ПАО «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ) (центральный офис находился в городе Челябинск, Российская Федерация), предприятия которой находятся как в России, так и в Чехии, и в Объединенных Арабских Эмиратах [6], [7, с. 53].

 

Рисунок 2. Обобщенная диаграмма производительности на одного человека в дивизионах ТМК за 2018 год

Источник: Составлено автором

 

В результате изменения политической обстановки в начале 2020 года ПАО ТМК продал американский дивизион с убытком, что еще раз доказывает зависимость экономики от политики [13], [44], [45]. А предприятия группы ПАО ЧТПЗ на сегодняшний день вошли в состав ПАО ТМК.

На конец 2021 года ПАО ТМК вышло со следующими результатами (рис. 3):

  •  Европейский – с выручкой 434,27 миллионов долларов и количеством сотрудников также 2000 человек [32];
  • Российский – с выручкой 4547,78 миллионов долларов и количеством сотрудников 42160 человек [33, с.42].

 

Рисунок 3. Обобщенная диаграмма производительности на одного человека в объединенных с ЧТПЗ дивизионах ТМК (без Американского дивизиона) за 2021 год

Источник: Составлено автором

 

Графики (рис. 2, 3) иллюстрируют то, что ситуация по производительности на одного человека от года к году по дивизионам не меняется: за рубежом она значительно выше. При этом, как и в общем во всей трубопрокатной отрасли РФ (рис.1), на предприятиях ПАО ТМК наблюдается снижение такого индикатора эффективности деятельности каждого сотрудника, как заработная плата в долларовом эквиваленте при незначительном увеличении ее в рублевом (рис. 4,5). Но при этом необходимо учесть инфляцию в стране, которая по официальным данным, к концу декабря 2021 года она достигла 8,26% (при целевом значении около 4%). Но сегодня ЦБ РФ еще существенно повысил прогноз по инфляции в России на весь 2022 год до 18-23%. На сегодня (июль) он составляет 17,6 % при неизменной величине заработной платы в российском дивизионе.

 

Рисунок 4. Динамика средней заработной платы по предприятиям группы «ТМК» (% к предыдущему году без Американского дивизиона)

Источник: составлено автором по данным [34], [35]

 

Рисунок 5. Динамика роста средней заработной платы по предприятиям группы «ТМК» в национальной валюте (% к предыдущему году)

Источник: составлено автором по данным [34], [35]

 

Еще одним из способов вывода капитала за рубеж и, соответственно, ухода от уплаты налогов является офшор. С помощью упрощенного налогообложения в офшорных зонах и множества фирм однодневок (прокладки) возможности вывода капитала за границу увеличивается многократно. Этим пользуются недобросовестные бизнесмены, оправдывая свои действия отсутствием бюрократии, всевозможных ограничений при ведении дел, оправдывая свои действия тем, что это благотворно влияет на бизнес в целом. Так, ПАО ТМК и вошедшие ее состав предприятия ПАО ЧТПЗ имеют офшоры на Кипре [7], [8], [29], [31], [34 с. 62, 116-117 ]. Премиальное производство – например, в Слатине ТМК делает термически обработанные бесшовные трубы. Только это предприятие экспортирует почти 85 % своей продукции более чем в 50 стран мира. Трубопрокатный агрегат CPE (Cross Piercing Elongator) мощностью 100 тыс. тонн труб был смонтирован в 2007 году в рекордные сроки. Как отмечалось год назад в релизе по поводу выпуска на заводе миллионной тонны продукции, ТМК вложила в модернизацию предприятия более 40 млн евро. ПАО «ТМК» как управляющая компания для всей группы компаний ТМК до последнего контролироалась кипрским офшором TMK STEEL HOLDING LIMITED [34 с. 62, 116-117]. На этих примерах видно, что и в трубопрокатной отрасли существуют возможности для утечки капитала за рубеж, что негативно сказывается на социальной стабильности и снижении инвестиций в развитие отечественного производства.

Для борьбы с негативными проявлениями финансовой деятельности предприятий был принят Федеральный закон от N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (в ред. Федеральных законов от 12.11.2018 N 412-ФЗ) [48].

 

Зависимость внешнеэкономической безопасности трубопрокатной промышленности от протекционистской политики государств. Начиная с 90-х годов прошлого столетия, зарождающийся в нашей стране капитализм стал действовать по европейским и американским правилам, создавая структуры с трансграничным капиталом, конкурируя на международных рынках с давно укоренившимися международными корпорациями, тем самым вынуждая англосаксонские страны применять на своих рынках антидемпинговые мероприятия, которые, естественно, противоречат основе капитализма – здоровой конкуренции. Так, решением министерства торговли США по запросу Французского производителя труб Vallourec - Vallourec Star (штаб-квартира в Хьюстоне, штат Техас) о «недобросовестной» конкуренции АО «Волжский трубный завод» (город Волжский, Волгоградской области, Российская Федерация) поставщика трубной продукции на территорию США, входящего в состав ПАО ТМК были введены ввозные пошлины в размере 210%, что, естественно, выбило наше предприятие с Американского рынка.

Не смотря на членство России в ВТО, западные страны, пытаясь затормозить или остановить развитие экономики нашей страны, под различными, в основном политическими, предлогами вводят санкции на наши предприятия, принуждая их покинуть те или иные рынки.

Так, не выдержав недобросовестной конкуренции, ушла с Американского рынка ПАО ТМК, которая продала дочерние предприятие IPSCO Tubulars итальянской компании Tenaris [46]. Тоже произошло и с компаниями ПАО «Северсталь» (Публичное акционерное общество «Северсталь» – российская вертикально интегрированная металлургическая и горнодобывающая компания, владеющая десятками предприятий, расположенных как в России, так и за рубежом.) и ПАО «Мечел» (Публичное акционерное общество «Мечел» – Крупнейшая горнодобывающая и металлургическая Российская компания, головной офис находится в Москве, Российская Федерация).

 Последние политические события в мире показывают, что, не смотря на смену Администраций в США, отношение к России и ее бизнесу будет всегда негативным, с применением двойных стандартов и дискриминации на всех уровнях политической и экономической действительности.

Как показала практика мировой экономики, что создание транснациональных компаний, с помощью которых возможно уклоняться от протекционизма и недобросовестной конкуренции, не оправдало ожиданий. В итоге, политическая конъюнктура мирового рынка перевешивает экономическую целесообразность. Так 2 марта 2022 года ЕС ввел санкционный список на импорт широкой номенклатуры стальной российской продукции, в который вошли сварные и бесшовные трубы различных диаметров. Европейские подразделения испытывают огромные трудности, вызванные блокировкой счетов. А новые проекты на Ближнем Востоке и расширение газовых магистралей в Китай, которые смогут частично компенсировать потерю других рынков, можно будет ожидать не раньше, чем 2023-2024гг.

И как тут не вспомнить пророческие слова Президента России Владимира Владимировича Путина, произнесенные в июне 2002 года на IV съезде Торгово-промышленной палаты: «Не скажу, что уже завтра заморозят ваши капиталы. Захлебнетесь пыль глотать, бегая по судам, чтобы их разблокировать!».

 

Влияние транснациональных компаний на экономику страны и внешнеэкономическую безопасность трубопрокатных предприятий. Российская экономика, как и экономики практически всех государств, испытывают на себе серьезную угрозу негативного влияния международных экономических организаций и транснациональных компаний.

Ленский Е.В. и Цветков В.А. (Российские специалисты в области экономики и государственной политики развития промышленности) провели глубокий анализ тенденций развития современной рыночной экономики, где особое место уделили функционированию транснациональных компаний, которые оказывают на мировое хозяйство в целом и экономики стран своего базирования как положительное, так и отрицательное воздействие. [27]. Одними из негативных последствий их деятельности являются:

  • вытеснение национального бизнеса путем применения демпинговых операций, что ведет к росту неустойчивости национальных экономик;
  • возможность ухода транснациональных компаний от уплаты налогов в связи с утратой государственного контроля;
  • увеличение экономической мощи транснациональных компаний ведет к противопоставлению частных и государственных интересов [17].

Так, яркой демонстрацией негативного влияния ТНК является деятельность крупнейших представителей Российской трубопрокатной отрасли, таких как ПАО «Северсталь», ПАО «Мечел», Компании ЕВРАЗ (EVRAZ) (Международная вертикально-интегрированная металлургических и горнодобывающих компаний мира с активами в России, США, Канаде, Южной Африке, Чехии, Италии и Kазахстане, Штаб-квартиры – в Лондоне, Великобритания и в Москве, Российская Федерация.), Компании НЛМК (NLMK) (Международная металлургическая компания с активами в России, США и странах Европы, Штаб-квартира зарегистрирована в городе Липецк, Российская Федерация), ПАО ТМК, которые, завоевав внутренний рынок, имеют основные производственные фонды за рубежом (рис. 3, 5). Их развитие приводит к банкротству предприятий, еще работающих самостоятельно или даже предприятий, входящих в ТНК, но на территории России. Таким образом, их функционирование, при недостаточном законодательном государственном контроле, может трансформироваться лишь в самообогащение, нанося ущерб экономике страны. В подтверждение этой мысли, еще в 1998 году А.С. Панарин (Российский философ, политолог, публицист) сказал следующее: «… администраторы делают свою работу, но их муравьиное усердие перечеркивается росчерком тех, кто уже знает, что государства нет, а есть одни только частные интересы» [36, c. 101], описав дисбаланс между государственной властью и произволом «сильных мира сего», считающими себя «хозяевами жизни», который ведет к превалирующему господству частных интересов над положением, в котором оказались сегодня миллионы россиян.

Санкционная война Запада вскрыла сегодня целый пласт проблем трубопрокатной отрасли РФ. Так многие руководители, как предприятий, так и государственных органов не понимают или не поддерживают необходимость перехода к новым методам управления производствами (мобилизационная экономика, стратегическое государственное планирование, осуществляемое совместно с бизнесом и т.д.). После введения персональных санкционных мер многие главы крупнейших компаний ушли из всех активов и сложили с себя обязанностей публичных лидеров. [30]. Это говорит о том, что необходимо срочно переходить к модели управления компаниями, где олигархи работают на государство, а не наоборот. То есть, для России нужен мощный инициирующий импульс (обрушившиеся финансовые санкции Штатов и их сателитов) в форсированном становлении нового технологического уклада и формировании институтов нового мирохозяйственного уклада. Но прежде – очищение государственной системы управления от безответственности должностных лиц и от криминализации ряда важнейших институтов её регулирования. Что происходит сейчас хоть и болезненно. Но при помощи естественной фильтрации [14].

Таким образом, стремительное развитие в нашей стране транснациональных компаний, многие из которых уже не скрывают свой правовой и государственный нигилизм, просто обязывает наших Российских политиков, экономистов и юристов противопоставить этому явлению такие решения, возможность обойти которые будет не выгодно ни бизнес-сообществу, ни государству, то есть, будет законодательно обеспечено его неуклонное выполнение.

 

Зависимость внешнеэкономической безопасности трубопрокатных предприятий от фондовых рынков и валютно-финансовых отношений. Основной проблемой в деятельности финансовых органов, влияющих на внешнеэкономическую безопасность трубопрокатной промышленности, является слепое копирование аналогичных структур «на Западе». Так, вхождение в Международный валютный фонд (МВФ) и выполнение всех его рекомендаций, положительных результатов не принесло. Центробанк РФ вместо контроля за выводом средств подотчетными ему банками за рубеж, которые утекают ежегодно в размере 3% Внутреннего Валового Продукта (ВВП), поддерживает учетную ставку на высоком уровне. Тем самым автоматически включается инфляционный механизм. Российский Центробанк, завышая доходность государственных долговых обязательств, создает благодатную почву для разгула иностранных спекулянтов и удержания денежной массы в спекулятивном обороте, что блокирует кредитование производственных предприятий. Что полностью подтверждено действиями ЦБ от 28 февраля 2022 года, установившим учетную ставку в размере 20%. (на сегодня произошло снижение до 17,6%).

Еще одна из проблем, влияющая на внешнеэкономическую безопасность трубопрокатных предприятий, как и всей экономики России, это спекулятивные игры на фондовых рынках, которые зачастую приводят к кризисным явлениям.

Большая административная нагрузка и сложности с финансовым обеспечением способствуют тому, что некоторые предприятия регистрируются в офшорных зонах, а это, в свою очередь, негативно сказывается на общем финансовом климате, ставя в неравное положение предприятия не связанные с офшорами. Примером такой политики могут служить крупные транснациональные корпорации.

Все это убедительно раскрыто в научно-исследовательской работе академика РАН, директора Центра исследований долгосрочных закономерностей развития экономики С. Ю. Глазьева на тему: «Цикличность развития мирохозяйственных укладов»: «Доклад о глубинных причинах нарастающего хаоса и мерах по преодолению экономического кризиса» [5], [27].

Нестабильная политическая обстановка в мире также оказывает влияние на валютно-финансовые отношения между бизнес-партнерами. Так реализованные постоянные угрозы «Запада» об отключении нашей страны от Международная банковская системы SWIFT (англ. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) заставляют задуматься и искать новые системы расчета, да и новую резервную валюту, и чем быстрее мы решим эту проблему, тем легче в будущем переживем надвигающийся кризис, который неминуемо охватит всю долларовую систему.

 

Выводы. В статье сделана попытка решения актуальной задачи по выявлению основных внешних экономических угроз и их последствий для трубопрокатной промышленности, предложены пути решения этих проблем для обеспечения внешнеэкономической безопасности в условиях свободного рынка, что являлось целью исследования.

Таким образом, чтобы обеспечить эффективную экономическую безопасность трубопрокатных предприятий необходимо немедленно решать вопросы, связанные с выявлением и нейтрализацией внешних угроз и их последствий. Производство трубной продукции является наукоемким, высокотехнологичным, стратегически важным и системообразующим звеном для всего промышленного комплекса России. Оно необходимо для динамичного развития как всего топливно-энергетического комплекса, так и сельского хозяйства, машиностроения и строительства. Поэтому преодоление возникшей кризисной ситуации требует постоянного внимания как всего Российского бизнеса, так и государственных структур, отвечающих за экономическое развитие. То есть необходимо консолидировать усилия всех отраслей экономики, обеспечить на государственном уровне планирование стратегически важных направлений, используя для этого все имеющиеся ресурсы.  С целью достижения предельно высоких конкурентных преимуществ трубопрокатных предприятий и обеспечения максимальных результатов их экономической безопасности государственная власть при заинтересованности и совместном участии бизнеса должна обеспечить осуществление контроля финансирования, мониторинга, координации программ развития, стратегического планирования и льготного налогообложения, то есть совершенствование нормативной правовой базы. Защита от угроз экономической безопасности государства должна предусматривать создание системы, в которой совместно с осуществлением валютного контроля в условиях нарастающей турбулентности на мировых финансовых рынках должны быть предусмотрены четкие защитные механизмы финансовой, распределительной и имущественных систем. Как известно, Россия долго запрягает, но настало время для быстрой езды, когда крайне необходима полная мобилизация производственных, экономических и политических средств.

References

1. Agapova T.N. et al. (2020). Primeneniye informatsionnykh tekhnologiy v ekonomicheskom analize. [Application of information technologies in economic analysis.] Moscow: \"Pero\". (in Russian).

2. Barilenko I. V. et al. (2015). Informatsionno-analiticheskoye obespecheniye ustoychivogo razvitiya ekonomicheskikh subyektov. [Information and analytical support for the sustainable development of economic entities.] Moscow: Rusajns. (in Russian).

3. Glazyev S. Yu. (1993). Teoriya dolgosrochnogo tekhniko-ekonomicheskogo razvitiya. [The theory of long-term technical and economic development.] Moscow: VlaDar. (in Russian).

4. Glazyev S. Yu. (2018). Ryvok v budushcheye. Rossiya v novykh tekhnologicheskom i mirokhozyaystvennom ukladakh. [Leap into the future. Russia in the new technological and world economic structures.] Moscow: Knizhnyj mir. (in Russian).

5. Glazyev S.Yu. (2020). O glubinnykh prichinakh narastayushchego khaosa i merakh po preodoleniyu ekonomicheskogo krizisa. [On the Underlying Causes of Growing Chaos and Measures of the Economic Crisis Overcoming], EURASIAN INTEGRATION: economics, law, politics, No. 2, pp. 11-22. (in Russian). https://doi.org/10.22394/2073-2929-2020-2-11-22

6. Gruppa kompaniy ChTPZ Oficial'nyy sayt [Sohranennaya kopiya] (chelpipe.ru). [Elektronnaya versiya], URL: Chelyabinsk | Nefteservisnyy divizion Gruppy ChTPZ otkryl dochernyuyu kompaniyu v Ob'edinennyh Arabskih Emiratah - BezFormata (bezformata.com), URL: https://chelpipe.ru/press-center/nefteservisnyy-divizion-gruppy-chtpz-otkryl-dochernyuyu-kompaniyu-v-obedinennykh-arabskikh-emiratakh/?sphrase_id=109290 (data obrascheniya: 22.04.2022)

7. Gruppa kompaniy ChTPZ Oficial'nyy sayt [Sohranennaya kopiya] (chelpipe.ru). [Elektronnaya versiya], URL: Poyasneniya k Buhgalterskomu balansu i Otchetu o finansovyh rezul'tatah Publichnogo akcionernogo obschestva «Chelyabinskiy truboprokatnyy zavod» za 2019 god , URL: https://chelpipegroup.com/upload/iblock/b91/20200227.CHTPZ.1.Godovaya-bukhgalterskaya-otchetnost-_vse-formy_-za-2019-god.pdf (data obrascheniya: 22.04.2022)

8. Gruppa kompaniy ChTPZ Oficial'nyy sayt [Sohranennaya kopiya] (chelpipe.ru). [Elektronnaya versiya], URL: SPISOK AFFILIROVANNYH LIC Publichnogo akcionernogo obschestva «Chelyabinskiy truboprokatnyy zavod» URL: https://chelpipe.ru/upload/iblock/ea4/Spisok_affilirovannykh_lits.pdf (data obrascheniya: 22.04.2022)

9. Doktrina energeticheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii, (Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossii ot 13 maya 2019 g. N 216.) URL: https://minenergo.gov.ru/node/14766 (data obrascheniya: 22.04.2022)

10. Efimova O.V. (2020). Finansovyy analiz: instrumentariy obosnovaniya ekonomicheskikh resheniy [Financial analysis: tools for substantiating economic decisions.] Moscow: KNORUS. (in Russian).

11. Zav\'jalova N.B. et al. (2014). Metodologiya i metody nauchnykh issledovaniy v ekonomike i menedzhmente[ Methodology and methods of scientific research in economics and management.] Yekaterinburg: AMB. (in Russian).

12. Informacionnoe agentstvo Neftegaz (IA Neftegaz.RU) [Elektronnaya versiya], URL: Rossiya pereklyuchaetsya na neneftyanoy eksport? Ob'emy postavok snizhayutsya (neftegaz.ru) , URL: https://neftegaz.ru/news/finance/720801-rossiya-pereklyuchaetsya-na-neneftyanoy-eksport-obemy-postavok-snizhayutsya/ (data obrascheniya: 22.04.2022)

13. Informacionnoe agentstvo Neftegaz (IA Neftegaz.RU.) [Elektronnaya versiya], URL: TMK hochet prodat' amerikanskiy divizion za 1,2 mlrd doll. SShA (neftegaz.ru) , URL: https://neftegaz.ru/news/companies/193537-tmk-khochet-prodat-amerikanskiy-divizion-za-1-2-mlrd-doll-ssha/ (data obrascheniya: 22.04.2022)

14. Informacionnoe agentstvo «Evropeysko-Aziatskie Novosti» (eanews.ru) [Elektronnaya versiya], URL: Uyti, chtoby ostat'sya: na kogo Pumpyanskiy pokinul TMK, a Mazepin - "Uralkaliy" (eanews.ru) , https://eanews.ru/news/uyti-chtoby-ostatsya-na-kogo-pumpyanskiy-pokinul-tmk-a-mazepin-uralkaliy_14-03-2022 (data obrascheniya: 22.04.2022)

15. Kovalev V.V. (2017). Finansovyy menedzhment: teoriya i praktika. [Financial management: theory and practice.] Moscow: Prospekt. (In Russian).

16. Komtreyd-| OON Baza dannyh statistiki mezhdunarodnoy torgovli (un.org) (https://comtrade.un.org/)

17. Lenskiy E.V., Tsvetkov V.A. (1998). Transnatsionalnye finansovo-promyshlennye gruppy i mezhgosudarstvennaya ekonomicheskaya integratsiya: realnost i perspektivy [Transnational financial and industrial groups and interstate economic integration: reality and prospects] M.: AFPI ezhenedelnika «Ekonomika i zhizn». (in Russian).

18. Makarova N.N. et al. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost khozyaystvuyushchikh subyektov sovremennyye podkhody. [Economic security of business entities modern approaches.] Moscow: Publishing Center RIOR. (In Russian). https://doi.org/10.29039/02024-1

19. Malyutina T. D. (2019). Ugrozy i ikh vliyaniye na ustoychivoye razvitiye truboprokatnykh predpriyatiy [Threats and their influence on the sustainability of the development of pipelines], INNOVATION AND INVESTMENT, No 10, pp. 354-359 (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41369642_65693490.pdf

20. Malyutina T. D. (2019). Metody sistematizatsii ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti truboprokatnoy kompanii [Methods for systematizing threats to the economic security of a pipe rolling company], VESTNIK VIJePP, No 2, pp. 68-73. (in Russian). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42365568_23949563.pdf

21. Malyutina T. D. (2020). Retrospektivnyy analiz energeticheskikh sanktsiy po otnosheniyu k Rossii i ikh vliyaniye na deyatelnost truboprokatnykh predpriyatiy. [Retrospective analysis of energy sanctions against Russia and their impact on operations of pipe-rolling plants], National Interests: Priorities and Security, Vol. 16, Iss. 3 (384), pp. 536-546. (in Russian). doi:https://doi.org/10.24891/ni.16.3.536.

22. Malyutina T. D. (2020). Vliyanie mirovyh tendentsiy na formirovanie strategii energeticheskoy bezopasnosti na primere truboprokatnoy otrasli Rossiyskoy Federatsii [Influence of global trends on formation of energy security strategy on the example of the pipe-rolling industry of the russian federation]. Russian journal of management. 8 (3). 46-50. (in Russian). doi:https://doi.org/10.29039/2409-6024-2020-8-3-46-50.

23. Malyutina T. D. (2021). Truboprokatnye predpriyatiya kak obekt ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii v usloviyakh pandemii COVID-19 [Pipe rolling plants as a target of economic security in russia during the covid-19 pandemic]. National interests: priorities and security. 17 (1(394)). 126-149. (in Russian). doi:https://doi.org/10.24891/ni.17.1.126.

24. Malyutina T. D. (2021). Analysis of the economic security of pipe rolling enterprises in Russia using SWOT analysis. Scientific research of the SCO countries: synergy and integration. Proceedings of the International Conference : Participants\' reports in English . Beijing, pp. 20-32. (in English). https://doi.org/10.34660/inf.2021.52.89.003

25. Malyutina T. D. (2021). The pipe rolling industry of the Russian Federation through the prism of the economic security of the state. Part 1: Strategic planning. Scientific research of the SCO countries: synergy and integration. Proceedings of the International Conference: Participants\' reports in English. Beijing, pp. 27-37. (in English). https://doi.org/10.34660/inf.2022.39.39.002

26. Malyutina T. D. (2021). The pipe rolling industry of the Russian Federation through the prism of the economic security of the state. Part 2: Preconditions for improving the legal and the regulatory framework. Scientific research of the SCO countries: synergy and integration. Proceedings of the International Conference : Participants\' reports in English. Beijing, pp. 38-39. (in English). https://doi.org/10.34660/inf.2022.83.40.003

27. Malyutina T.D. (2022) Ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti truboprokatnoy otrasli Rossiyskoy Federatsii: mery protivodeystviya [Threats to the economic security of the Russian pipe rolling industry: countermeasures]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 5. (1). - 209-234. doi:https://doi.org/10.18334/ecsec. 5.1.114083

28. Malyutina T.D. (2022) Vozmozhnost obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti truboprokatnoy otrasli Rossii s pomoshchyu organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma [The Possibility of Ensuring the Economic Security of the Pipe-Rolling Industry in Russia Using the Organizational and Economic Mechanism]. Vysshaya shkola: nauchnyye issledovaniya. - Moscow: Infiniti, - 7-25. (in Russian). URL: https://doi.org/10.34660/INF.2022.18.98.048

29. Trubnaya Metallurgicheskaya Kompaniya :: TMK (tmk-group.ru) [Elektronnaya versiya], URL: OBZOR TMK:: TMK (tmk-group.ru) URL: https://www.tmk-group.ru/production_sites , [sohranennaya kopiya] (data obrascheniya: 22.04.2022)

30. Trubnaya Metallurgicheskaya Kompaniya :: TMK (tmk-group.ru) [Elektronnaya versiya], URL: Dmitriy Pumpyanskiy vyshel iz beneficiarov TMK i sostava Soveta direktorov kompanii - Novosti :: TMK (tmk-group.ru) , URL: https://www.tmk-group.ru/PressReleases/4074 (data obrascheniya: 22.04.2022)

31. Trubnaya Metallurgicheskaya Kompaniya :: TMK (tmk-group.ru) [Elektronnaya versiya], URL: SPISOK AFFILIROVANNYH LIC (tmk-group.ru) , URL: https://www.tmk-group.ru/media_ru/files/625/620/tmk_afl320.pdf / (data obrascheniya: 22.04.2022)

32. Trubnaya Metallurgicheskaya Kompaniya :: TMK (tmk-group.ru) [Elektronnaya versiya], URL: TMK-ARTROM (tmk-artrom.eu) , URL: http://www.tmk-artrom.eu/ , URL: Seminar No 1 ASSEL' (tmk-artrom.eu) , URL: http://www.tmk-artrom.eu/tmkartrom_assel , URL: O nas (tmk-european-division.eu) , URL: http://tmk-europe.tmk-european-division.eu/tmkeurope_about_us (data obrascheniya: 15.05.2022)

33. Trubnaya Metallurgicheskaya Kompaniya :: TMK (tmk-group.ru) [Elektronnaya versiya], URL: PAO "TMK" (tmk-group.ru) Finansovye rezul'taty po MSFO :: TMK (tmk-group.ru), URL: https://www.tmk-group.ru/storage/files/914/tmk-fs-311220-rus1.pdf , URL: https://www.tmk-group.ru/storage/files/s-135/943/rep-2-2021-pao-tmk.pdf (data obrascheniya: 15.05.2022)

34. Trubnaya Metallurgicheskaya Kompaniya :: TMK (tmk-group.ru) [Elektronnaya versiya], URL: Suschestvennye fakty :: TMK (tmk-group.ru) , URL: Microsoft Word - rep2-2021 Ð (tmk-group.ru) , URL: https://www.tmk-group.ru/storage/files/s-135/943/rep-2-2021-pao-tmk.pdf (data obrascheniya: 15.05.2022)

35. Trubnaya Metallurgicheskaya Kompaniya :: TMK (tmk-group.ru) [Elektronnaya versiya], URL: Upravlenie personalom i social'naya politika - Otchet ob ustoychivom razvitii - Godovoy otchet PAO «TMK» za 2020 g. (tmk-group.ru) , URL: https://report2020.tmk-group.ru/ru/sustainability-report/human-resources-management (data obrascheniya: 15.05.2022)

36. Panarin A. S. (1998). Revansh istorii: rossiyskaya strategicheskaya initsiativa v XXI veke. [History\'s revenge: Russian strategic initiative in the 21st century.], Moscow: Logos. (In Russian).

37. Porter Majkl (2007). Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otrasley i konkurentov. [Competitive strategy: A technique for analyzing industries and competitors. ], Moscow: Al\'pina Biznes Buks. (In Russian).

38. Strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda (Utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossii ot 13 maya 2017 g. N 208) URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/

39. Suglobov A.E. et al. (2017). Ekonomicheskaya bezopasnost predpriyatiya. [Economic security of the enterprise.], Moscow: «Juniti-Dana». (In Russian).

40. Suglobov A.E. et al. (2018). Kontseptualnyye osnovy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti organizatsiy-uchastnikov vneshneekonomicheskoy deyatelnosti. [Conceptual foundations for ensuring the economic security of organizations participating in foreign economic activity.], Moscow: RIOR Publishing Center. (In Russian). - https://doi.org/10.29039/0881-2

41. Suglobov A.E., Malyutina T. D. (2020). Ekonomicheskaya, sotsialnaya i ekologicheskaya bezopasnost truboprokatnykh predpriyatiy: vzaimosvyaz, tsel i zadachi [Economic, social and environmental safety of pipe-rolling enterprises: interrelation, purpose and tasks], SCIENTIFIC VECTOR BALKAN, Plovdiv, Vol. 17, Iss. 1 (7), pp. 102-105. (in Russian). https://doi.org/10.34671/SCH.SVB.2020.0401.0022

42. Toynbee A. J. (2011) Tsivilizatsiya pered sudom istorii. Mir i Zapad [Civilization before the court of history. World and the West]: [transl. from English] / Arnold J. Toynbee. - Moscow: ACT: Astrel., Vladimir: VKT. (in Russian).

43. Trade Map - Torgovaya statistika dlya razvitiya mezhdunarodnogo biznesa (https://www.trademap.org/Index.aspx) (data obrascheniya: 15.05.2022)

44. Federal'naya nalogovaya sluzhba, URL: https://www.nalog.ru/ (data obrascheniya: 22.04.2022)

45. Federal'noe gosudarstvennoe unitarnoe predpriyatie «Informacionnoe telegrafnoe agentstvo Rossii (ITAR-TASS)», URL: TMK zakryla sdelku po prodazhe amerikanskoy "dochki" IPSCO Tubulars kompanii Tenaris - Ekonomika i biznes - TASS (tass.ru) , URL: https://tass.ru/ekonomika/7460281 (data obrascheniya: 22.04.2022)

46. Federal'noe gosudarstvennoe unitarnoe predpriyatie «Informacionnoe telegrafnoe agentstvo Rossii (ITAR-TASS)» , URL: "Gazprom" po itogam 2021 goda ozhidaet rekordnuyu vyruchku - Ekonomika i biznes - TASS (tass.ru) , URL: https://tass.ru/ekonomika/12706117 (data obrascheniya: 22.04.2022)

47. Federal'noe gosudarstvennoe unitarnoe predpriyatie «Informacionnoe telegrafnoe agentstvo Rossii (ITAR-TASS)» , URL: Eksperty VShE schitayut, chto mirovaya ekonomika v 2021 godu ne smozhet vyyti iz krizisa - Ekonomika i biznes - TASS (tass.ru) , URL: https://tass.ru/ekonomika/11113381

48. Federal'nyy zakon ot 24 noyabrya 2014 g. N 376-FZ «O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federacii (v chasti nalogooblozheniya pribyli kontroliruemyh inostrannyh kompaniy i dohodov inostrannyh organizaciy)» (s izmeneniyami i dopolneniyami, v red. Federal'nyh zakonov ot 12.11.2018 N 412-FZ). URL: https://base.garant.ru/70804254/ (data obrascheniya: 22.04.2022)

49. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (rosstat.gov.ru) (https://rosstat.gov.ru/)(data obrascheniya: 15.05.2022)

50. Federal'naya tamozhennaya sluzhba (customs.gov.ru) (https://customs.gov.ru/) (data obrascheniya: 15.05.2022)

51. Sheremet A. D., Negashev E.V. (2020). Metodika finansovogo analiza deyatelnosti kommercheskikh organizatsiy: prakticheskoye posobiye. [Methods of financial analysis of the activities of commercial organizations: a practical guide.], Moscow: INFRA-M. (in Russian). URL: https://znanium.com/catalog/product/1078157

52. Schumpeter Joseph (1995) Kapitalizm, sotsializm i demokratiya. [Capitalism, socialism and democracy]: [transl. from English] / J. Schumpeter: [Resp. ed. and ed. foreword V. S. Avtonomov]. - Moscow: Economics. (in Russian)

53. Schumpeter Joseph (2007) Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya. [Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy.] / Joseph Alois Schumpeter: [transl. from German: V. S. Avtonomov, M. S. Lyubsky, A. Yu. Chepurenko: per. from English: V. S. Avtonomov and others]. - Moscow: Eksmo. (in Russian).

54. Eksport i import Rossii po tovaram: (ru-stat.com) (https://ru-stat.com/)(data obrascheniya: 15.05.2022)


Login or Create
* Forgot password?