Russian Federation
Russian Federation
A high level of socio-economic development of the regions is the foundation of the national economy and serves as its driver, since without the necessary economic support it is not possible to ensure the full functioning of society, its socio-political and national stability. Recently, the regions of Russia have been functioning in new economic conditions, due to the aggravation of the foreign policy situation and the increase in sanctions pressure. Moreover, the "new economic conditions" have led to global changes and introduced an imbalance in the economic development of the regions and the country as a whole, accelerating asymmetric development, economic stratification and social tensions. Modern tools and methods for diagnosing the level of development of regions allow, from all their diversity, to choose those that are most acceptable for a particular region, and their effective values will be very informative, useful and objective.
comprehensive assessment, regional development, indicators of regional development, indicator, uneven development
Введение
В последние годы в мирохозяйственном пространстве всё большее влияние на сбалансированное развитие Российской Федерации оказывает нестабильная геополитическая обстановка, которая является катализатором негативных процессов, значительно ухудшает экономическую ситуацию в регионах, в стране и угрожает национальной безопасности.
Укрепление российской экономики и повышение её устойчивости к воздействию внешних и внутренних угроз посредством динамического развития ее составных элементов, в качестве которых выступают регион, является необходимым условием дальнейшего существования государства.
В связи с этим актуализируются вопросы пространственной неравномерности развития регионов. Вопросы комплексной оценки развития региона, позволяющие выявить причины аритмичного и диспропорционального социально-экономического развития региона, становятся все более востребованными.
Методы и материалы
Предметом исследования являются методы и инструменты оценки уровня развития регионов.
Методологическая база исследования основана на применении комплексной оценки уровня развития регионов.
Результаты
На фоне происходящих геополитических процессов развитие субъектов РФ представляется ключевым вектором государственной экономической политики, поскольку административно-территориальное устройство Российской Федерации, с одной стороны, имеет общую социально-экономическую специфику, а с другой, характеризуется наличием большого количества территорий неоднородных по ряду таких факторов, как: географическое положение, наличие и состав природных ресурсов, тип климата, численность населения и его плотность, национальный состав, отраслевые особенности экономического развития, уровень технологического развития и т.д. Обозначенные факторы способствуют межрегиональной диспропорции и, как следствие, дестабилизации экономики государства и возникновению социальных конфликтов.
Методы и инструменты диагностики состояния регионов образуют комплекс взаимосвязанных измерителей (таблица 1).
Таблица 1
Инструментарий диагностики состояния регионов
Метод |
Инструмент |
Сущность |
Системный анализ |
Поэтапное, междисциплинарное исследование причинно-следственных связей |
Постановка целей и задач, формулировка научной гипотезы, изучение особенностей размещения совокупности отраслей |
Метод систематизации |
Разделение изучаемых явлений и выбранных критериев на совокупности |
Упорядочение и систематизация различных процессов и явлений по совокупности отличительных признаков с помощью систематизации, типологии, классификации, взаимосвязи и др. |
Балансовый метод |
Сопоставление взаимосвязанных показателей деятельности |
Сопоставление ресурсов и потребностей в них с целью установления пропорциональности в развитии отраслей экономики |
Межотраслевой баланс региона |
Выявление натуральных и стоимостных межотраслевых взаимосвязей в региональной экономике |
Исследование в региональной экономике отраслевых пропорций, характеризующих сформировавшуюся систему производственных связей на отраслевом уровне |
Метод экономико-географического исследования |
Характеристика экономического состояния региона в сравнении с другими регионами страны |
Исследование отраслей производства осуществляется по: — региональному признаку (изучение процесса развития территорий, а также значимости общественного производства в развитии региона и региональной экономики); — отраслевому признаку (изучение процесса формирования и развития отраслей экономики и общественного производства с точки зрения географического расположения в отраслевом разрезе региона и региональной экономики) - по муниципальному (изучение процесса формирования, развития и размещения производства отдельного муниципалитета) |
Картографический метод |
Графический способ изложения информации |
Изучение особенностей географического расположения регионов с точки зрения наличия и состава природных ресурсов, типа климатической зоны, численности и плотности населения и т.д. |
Метод экономико-математического моделирования |
Поиск количественного выражения взаимосвязанных финансовых показателей и факторов, их определяющих |
Обработка статистических данных и моделирование возможных вариантов экономического развития регионов |
Сочетание методов и инструментов исследования, их комбинаторное применение повышают достоверность и надежность оценки уровня развития регионов РФ.
Основными критериями оценки уровня развития регионов выступает ряд факторов.
До 2001 года основным индикатором оценки являлся показатель валового регионального продукта. Этот индикатор характеризует производственный уровень развития и показывает экономическую ценность всех, произведенных в конкретном регионе, товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
По сути, ВРП является экспресс-методом оценки уровня развития региона. Регионы с низким показателем внутреннего регионального продукта, как правило, имеют низкий уровень развития и наоборот.
Несомненно, показатель внутреннего регионального продукта является весомым фактором в рыночной экономике. Однако, делать выводы об уровне развития региона и прогнозировать его дальнейшее устойчивое развитие только по одной цифре ВРП, не учитывая другие, не менее важные, факторы, не возможно.
ВРП характеризует только рост или спад в экономике региона, и не измеряет ряд таких негативных параметров как демография, безработица, инфляция, доходы населения, обеспечение объектами социальной инфраструктуры.
Только комплексная оценка и непрерывный мониторинг за сложившейся в регионе обстановке, может являться базовым инструментом выявления резервов и источников экономического роста, а также является основой для разработки государственной политики территориального развития, принятия и реализации стратегических и тактических задач социального и хозяйственного развития регионов РФ.
Для установления степени неоднородности развития территории, а также выявления ведущих, стагнирующих, депрессивных и кризисных отраслей, Правительство РФ разработало методику комплексной оценки развития регионов, включающую в себя 12 базовых индикаторов (рисунок 1), и утвердило ее своим Постановлением от 11.10.2001 года за № 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)»[1].
Рис. 1. Индикаторы регионального развития [1]
Базовые показатели являются универсальными для всех регионов и не могут учитывать особенности территориального развития. Однако, на современном этапе экономического эволюционирования существенно увеличился разрыв в уровнях развития регионов России. Большинство субъектов РФ находятся на разных стадиях своего развития. Особенно ярко выражен процесс неоднородности развития территорий при сравнении показателей столицы РФ и остальных регионов.
Дисбаланс в развитии территории можно наблюдать не только на уровне Федеральных округов. В пределах своих федеральных округов регионы могут весьма отличаться неравномерностью и уровнем своего развития (таблица 2).
Таблица 2
Основные показатели развития регионов ПФО [11]
Приволжский федеральный округ |
Численность населения на 1 января 2021 г., тыс. человек |
Средне-душевые денежные доходы (в месяц), руб. |
Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах), млрд.руб. |
Ввод в действие общей площади жилых помещений, тыс.м. |
Сальди-рованный финансовый результат в экономике, млн руб. |
Всего |
29 070,8 |
28 400 |
14 097,8 |
15 774,9 |
856 291 |
Республика Татарстан |
3 894,1 |
35 645 |
2 680,1 |
54 494 |
2 680,1 |
Республика Башкортостан |
4 013,8 |
30 128 |
2 455,1 |
115 924 |
2 455,1 |
Нижегородская область |
3 176,5 |
33 518 |
1 477,0 |
153 518 |
1 477,0 |
Самарская область |
3 154,2 |
29 543 |
1 400,9 |
179 910 |
1 400,9 |
Пермский край |
2 579,2 |
29 937 |
1 214,8 |
151 921 |
1 214,8 |
Саратовская область |
2 395,1 |
23 905 |
1 158,8 |
27 521 |
1 158,8 |
Ульяновская область |
1 218,3 |
24 458 |
1 034,2 |
6 084 |
1 034,2 |
Оренбургская область |
1 942,9 |
24 430 |
967,2 |
62 880 |
967,2 |
Пензенская область |
1 290,9 |
23 879 |
852,0 |
28 007 |
852,0 |
Удмуртская Республика |
1 493,4 |
25 409 |
802,6 |
55 029 |
802,6 |
Чувашская Республика |
1 207,9 |
21 043 |
577,6 |
-25 615 |
577,6 |
Кировская область |
1 250,2 |
24 061 |
460,4 |
16 073 |
460,4 |
Республика Марий Эл |
675,3 |
21 230 |
369,8 |
4 216 |
369,8 |
Республика Мордовия |
779,0 |
20 566 |
324,6 |
26 329 |
324,6 |
Так, Приволжский Федеральный округ представлен 14 регионами. Из них, лидерами по достаточно сбалансированному развитию являются республики Татарстан и Башкортостан, Нижегородская Самарская области, Пермский край. Аутсайдерами ПФО являются республиками Марий Эл и Мордовия, Кировская область.
Следовательно, появляются объективные основания для корректировки действующей методики комплексной оценки регионального развития. Отдельные индикаторы требуют уточнения, в некоторых случаях необходимо ввести новые показатели.
Так, Скотаренко О.В. [6] считает, что базовая методика учитывает только показатели социально-экономического уровня и не учитывает уровень развития отраслей, присутствующих в регионе. По мнению исследователя, более полная и достоверная комплексная оценка должна включать 29 показателей, затрагивающих все уровни и сферы экономики.
Исследователи Халиков М.А. и Мынин Д.В. [8] предложили дополнить социальный блок базовых показателей наличием собственных автомобилей и площадью жилищ, приходящийся в среднем на одного жителя.
Нельзя не согласиться, что предложенные показатели вполне обоснованы, но, в то же время требуют уточнения.
Уровень автомобилизации, по данным аналитического агентства «Автостат» [9], в регионах России ежегодно меняется. Так, по данным Росстата на 2019 года в России на 1 000 человек населения зарегистрирован 381 автомобиль, в 2020 году этот показатель составил 309 автомобилей, а в 2021 году – 321 автомобиля. По регионам наблюдается дисбаланс автомобилизации. Больше всего автомобилей на 1 000 человек зарегистрировано в Краснодаре – 355 автомобилей, в Самаре – 331 автомобиль, в Санкт-Петербурге – 317 машин и т.д.
При этом, при включении данного показателя в комплексную оценку развития региона, по мнению исследователей Халикова М.А. и Мынина Д.В. [8], учитывается только количество автомобилей на 1 000 человек.
Немецкий учёный-статистик Эрнст Энгель в 1857 году, обосновал статистическую взаимосвязь между доходами покупателей и количеством-качеством товаров и услуг (большие доходы порождают большие расходы).
Эксперты аналитического агентства «Автостат» [9] изучили зависимость между доходами покупателя и стоимостью приобретаемого автомобиля и пришли к выводы, что люди с более низким доходом отдавали предпочтение маркам с меньшей «высокой средневзвешенной стоимостью».
Таким образом, показатель наличия собственных автомобилей следует откорректировать с учётом качественных показателей приобретаемых машин, а именно: срока использования, мощности двигателя, класса авто и т.д.
На наш взгляд, таким качественным показателем может выступать критерий, характеризующий отношение мощности двигателя на душу населения. Так как мощные транспортные средства обладают, зачастую, более высокой стоимостью и требуют повышенных расходов на их содержание. Что, в конечном итоге, характеризует уровень социально-экономического развития региона.
Необходимо отметить, что основными источниками информации выступают данные ФНС РФ и Росстата.
Оценку текущего уровня развития субъекта посредством индекса автомобилизации следует осуществлять в отношении физических лиц, на которые зарегистрированы транспортные средства.
Другим индикатором, требующим уточнения в методике оценки текущего уровня развития региона, предложенной исследователями Халиковым М.А. и Мыниным Д.В., выступает площадь жилищ, приходящейся в среднем на одного жителя.
По нашему мнению, данный показатель не отражает достоверную информацию о социально-экономическом уровне развития региона, поскольку стоимость квадратного жилья даже в пределах одного регионах или муниципалитета существенно отличается, не говоря о межрегиональной диспропорции. В то же время, использование рыночной оценки стоимости жилья считаем не целесообразным ввиду высокой волотильности данного показателя.
Использование кадастровой оценки, в этом случае, будет являться более надежным инструментом. Разница между рыночной и кадастровой оценкой жилья состоит в том, что рыночная стоимость формируется только под воздействием спроса и качества жилья, а кадастровая оценка зависит только от ценовой политики, сложившейся в регионе и периодически подлежит пересмотру и уточнению. В то же время кадастровая оценка максимально приближена к рыночной.
Заключение
Своевременная диагностика состояния регионов позволяет определить стадии его развития; выявить депрессивные и перспективные территории; скорректировать и усовершенствовать региональную политику, что будет способствовать устойчивому росту реального сектора экономики, укрепит целостность промышленно-хозяйственного пространства, сгладит региональную асимметрию и усилит роль регионов в социально-экономическом развитии национальной экономики.
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.10.2001 N 717 (red. ot 22.06.2006, s izm. ot 20.10.2006) «O Federal'noy celevoy programme «Sokraschenie razlichiy v social'no-ekonomicheskom razvitii regionov Rossiyskoy Federacii (2002 - 2010 gody i do 2015 goda)»
2. Pozdnyakova T.M. Regiony Rossii: specifika social'no-ekonomicheskogo razvitiya / Vestnik Evraziyskoy nauki. - 2021. - №1 https://esj.today/PDF/35ECVN121.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. rus., angl. DOI:https://doi.org/10.15862/35ECVN121
3. Reutov V.E., Homickaya D.A. Metodika vyyavleniya social'no-ekonomicheskih disproporciy regional'nogo razvitiya // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra 2017. Tom 7. № 2A. S. 145-158.
4. Svidina, A. I. Vliyanie sankcionnogo davleniya na social'no-ekonomicheskoe razvitie regionov Rossii / A. I. Svidina. - Tekst : neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. - 2016. - № 1 (105). - S. 491-497. - URL: https://moluch.ru/archive/105/24707/ (data obrascheniya: 06.04.2022).
5. Skopin A.O. Metodologicheskie osnovy regional'nyh ekonomicheskih issledovaniy // Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2012. - № 2 (30). - № gos. reg. stat'i 0421200035/. - Rezhim dostupa k zhurn.: http://region.mcnip.ru
6. Skotarenko O.V. Novye metody ocenki urovnya social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossii / Vestnik MGTU. Trudy Murmanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. - 2012. № 1. ISSN: 1560-9278eISSN: 1997-4736
7. Fedolyak V.S. Mezhregional'nye disproporcii social'no-ekonomicheskogo razvitiya skvoz' prizmu bazovyh teoriy regional'noy ekonomiki / Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. - 2019 - № 1. ISSN: 1994-2540EISSN: 2542-1956
8. Halikov M.A., Minin D.V. Metodika kompleksnoy ocenki urovnya social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Rossiyskoy Federacii i napravleniya ee sovershenstvovaniya / Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2007, № 7. ISSN: 2073-1477eISSN: 2311-8733