employee from 01.01.2021 until now
Russian Federation
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
This article is devoted to the analysis of the current stage of the import substitution program implementation in the energy sector of Russia. The foreign states’ sanctions have revealed the dependence of the domestic fuel and energy complex on the equipment and technologies imports and engaging of the foreign specialists. Despite the achieved success, Russian fuel and energy complex faces a number of tasks that have to be solved in cooperation with federal authorities, suppliers of substituted goods and technologies, consumers, producers in order to maximize the efficiency of taken measures.
fuel and energy complex, import substitution program, sanctions, import dependence, oil, gas, oil service companies, domestic products
Для геополитической и геоэкономической ситуаций в мире в настоящее время характерен фактор нестабильности: государства продолжают объявлять экономические войны и вводить ограничительные меры (в т.ч. санкции). В связи с событиями на Украине в 2014 году, ряд западных стран в одностороннем порядке ввели масштабные ограничительные меры в отношении Российской Федерации. С этого времени список российских физических лиц и компаний, подпадающих под действие этих санкций, значительно расширился.
Пожалуй, одним из наиболее уязвимых секторов, с точки зрения санкционного давления, стал сектор разведки и добычи нефти и газа, на тот момент ещё крайне зависимый от импорта высокотехнологичного оборудования.
Так, в 2014 году США и Европейским Союзом были введены санкции, запрещающие экспорт товаров, услуг и технологий в поддержку российских проектов добычи нефти на глубоководных участках, арктическом шельфе в отношении пяти российских энергетических компаний ПАО "Газпром", ПАО "Газпром нефть", ПАО "ЛУКОЙЛ", ПАО "Сургутнефтегаз" и ПАО «НК "Роснефть"; для некоторых из них был ужесточен доступ к зарубежному финансированию.
В 2015 году США расширили секторальные санкции в отношении проектов ПАО «Газпром» в Охотском море.
В 2016 году посредством санкций в отношении российских нефтегазовых компаний был ограничен приток зарубежных инвестиций, технологий и оборудования.
В 2017 году часть введенных западными странами ограничительных мер в отношении российских нефтегазовых компаний затронула проект по строительству трубопровода «Северный поток — 2».
Введённые в 2018 году санкции ускорили принятие совместно со странами ОПЕК решения о сокращении добычи нефти и газового конденсата.
В 2019 году трубоукладчики на проекте «Северный поток-2» были вынуждены покинуть место работы ввиду введенных ограничительных мер со стороны США. Реакцией на введение санкций в 2014–2019 гг. стал рост количества сделок по слиянию и поглощению нефтесервисных компаний.
В 2020 году США ввели санкции в отношении дочерней организации компании ПАО «Роснефть» (Rosneft Trading) за помощь Венесуэльской компании PDVSA с продажей и транспортировкой нефти. Также были расширены ограничения по «Северному потоку — 2» на компании, которые предоставляют услуги или мощности судам, занимающимся укладкой газопровода, а также финансируют модернизацию или установку оборудования на этих судах.
В начале 2021 года США ввели санкции против трубоукладочного судна «Фортуна» российской компании «КВТ-Рус», участвующем в достройке газопровода «Северный поток — 2». 17 марта 2021 года Министерство торговли США в пресс-релизе объявило о расширении ограничений на экспорт в Россию в связи с «выявленным» нарушением международного права по делу А. Навального. Со следующего дня Бюро промышленности и безопасности Минторга США приостановило действие исключительных лицензий на обслуживание и замену деталей и оборудования (RPL), неограниченное использование технологий и программного обеспечения (TSU), а также дополнительный реэкспорт (APR) для товаров, значимых с точки зрения национальной безопасности (кроме гражданской авиации, шифрования, космических исследований, программного обеспечения и технологий). Кроме того, в мае текущего года в Конгресс будут представлены еще два пакета санкций в отношении «Северного потока — 2», уже утвержденные Минюстом США.
Также под ударом санкций оказались такие проекты, как Киринское газо-конденсатное месторождение на шельфе Охотского моря, которое рассматривалось в качестве ресурсной базы для третьей линии завода по производству СПГ на Сахалине: после его включения в санкционный список США ПО «Газпром» пришлось перенести сроки начала работ с 2021 на 2023 год.
В настоящий момент геостратегической угрозой остается вытеснение российских компаний с мировых энергетических рынков. Сочетание санкционных мер, которые могут затрагивать в том числе партнеров компаний ТЭК России в ЕС, вместе с возможностью продвижения собственного СПГ, позволяет США существенно ограничивать позиции российских топливно-энергетических концернов на европейском направлении. Предполагается, что новая администрация США склонна придерживаться менее прагматического и более идеологически обусловленного курса в отношении России, поскольку, по словам Д. Байдена, присутствие России на европейском рынке энергетических товаров является стратегической угрозой энергобезопасности ЕС.
Отличительной чертой последнего раунда трансатлантических переговоров об ужесточении санкций в отношении России является присоединение Канады к консолидированной позиции США и ЕС. Отдельно «Законом о специальных экономических мерах» (SEMA) канадское правительство, среди прочих ограничений, прописывает полный запрет на экспорт, продажу, поставку или отправку определенных товаров в Россию или любому лицу в России для использования в таких направлениях ТЭК РФ, как сланцевая нефть, глубоководная морская нефть, разведка и добыча арктической нефти. Последние изменения в перечне облагаемого санкциями необходимого ТЭК РФ оборудования были внесены 15 февраля 2021 года.
Таким образом, введенные санкции нанесли ущерб топливно-энергетическому комплексу Российской Федерации. Последствиями этих ограничений стали, в частности, запрет основным игрокам российского рынка брать займы в ряде иностранных банков; блокировка зарубежных счетов некоторых российских компаний; запрет западным компаниям на участие в проектах добычи сланцевой нефти, арктических и глубоководных проектах в России; ограничение в отношении таких проектов любого трансфера технологий.
Анализ деятельности нефтяных компаний показывает, что, несмотря на все проблемы, компании (ОАО “Сургутнефтегаз”, ПАО “ЛУКОЙЛ”, ПАО “НК Роснефть”, ПАО “Газпром нефть” и ПАО “РуссНефть”) предпринимают ряд шагов для того, чтобы нивелировать эту ситуацию и обеспечить в будущем прирост добычи за счет разработки нефти сланцевых проектов.
Необходимость приспособиться к новым реалиям, снизить издержки затронутых отраслей и избежать подобных рисков в будущем, ускорили курс России на реализацию программы импортозамещения.
Стоит отметить, что предлагаемые отечественными производителями товары должны быть не менее высокого качества, чем ранее импортируемые. При таком сценарии политика импротозамещения не только найдет позитивный отклик у потребителей, но будет способствовать созданию новых рабочих мест, росту доходов бюджета и хозяйствующих субъектов, а также сохранению / повышению уровня жизни населения.
Основной задачей при этом является соблюдение баланса конкурентоспособности, а также исключение всякого рода «костылей» для национальных отраслей производства. На сегодняшний день доля российской продукции на внутреннем рынке достигает порядка 60%.Реализуется 23 отраслевых плана импортозамещения, особое внимание уделяется отраслям ТЭК.
Сегодня уже девятью крупными государственными компаниями реализуются корпоративные планы импортозамещения (КПИЗ), в которых обозначены основные цели по достижению максимального уровня локализации как по закупкам техники, попадающей под санкции так и прочей продукции.
По данным Минпромторга, в 2020 году каждая вторая единица нефтегазового оборудования на российском рынке стала производиться в Российской Федерации. Таким образом, был запущен процесс импортозамещения в отрасли и доля импорта РФ нефтегазового оборудования в 2020 году, по данным ведомства, составила 43%.
Доля импортной техники для увеличения нефтеотдачи, в том числе для бурения наклонно-направленных и горизонтальных скважин, по данным Минпромторга, сегодня снизилась до 61%, оборудования для нефтепереработки — до 49%, оборудования для производства сжиженного природного газа и для реализации шельфовых проектов — до 67,8%, геологоразведочного оборудования — до 48%.
В проектах добычи традиционных запасов доля продукции, производство которой в той или иной мере локализовано на территории России, доходит почти до 100%, а для добычи трудноизвлекаемых запасов — до 60% в зависимости от сложности проекта. При этом для добычи на шельфе ее доля остается крайне низкой — оборудование, произведенное полностью в России и отечественными компаниями, используется гораздо меньше.
Заменяя на внутреннем рынке импортную продукцию на отечественную, предприятия предлагают ее на экспорт. В предыдущие годы производство нефтегазового машиностроения, по данным Минпромторга, росло на 23% в год, а экспортные поставки показывали рост в районе 7%. РФ поставляет нефтегазовое оборудование в Индию, США, Германию, Китай, Великобританию, Объединенные Арабские Эмираты.
За период с 2015 по 2019 годы доля отечественной продукции в закупках крупнейших государственных компаний ТЭК выросла с 50-60% до
85-95%.
Однако, несмотря на положительную динамику и достигнутые успехи при реализации корпоративных планов импортозамещения, методическая основа формирования корпоративных планов импортозамещения, а также отчетности о ходе их реализации программы импортозамещения, на сегодняшний день нуждается в актуализации. За рамками корпоративных планов импортозамещения и отчетов о ходе их реализации пока остаются такие важнейшие вопросы, как:
– взаимодействие госкомпаний ТЭК с предприятиями оборонно-промышленного комплекса;
– использование госкомпаниями ТЭК российской продукции при реализации национальных и федеральных проектов и программ;
- использование госкомпаниями ТЭК механизма импортозамещения для достижения целей и решения задач по обеспечению энергетической безопасности, определенных Доктриной энергетической безопасности Российской Федерации.
Важным и перспективным направлением в реализации программы импортозамещения является сотрудничество энергетической отрасли с оборонно-промышленным комплексом (далее – ОПК). Наиболее активно происходит сотрудничество с предприятиями ОПК, уже выпускающими продукцию, применяемую организациями ТЭК.
Кроме того, диверсификация производства организаций ОПК может гармонично лечь в основу Новой промышленной политики, а также обновляющихся в настоящее время отраслевых Планов по импортозамещению на период до 2024 года.
Однако, в настоящее время сотрудничество по линии ТЭК и ОПК тормозится неэффективной и сырой нормативно-правовой базой, которая нуждается в соответствующих программных документах и юридических механизмах. Так, например, для использования потенциала предприятий ОПК в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения требуется реализация систематических мероприятий со стороны различных органов государственной власти, включая создание законодательных механизмов и усовершенствования имеющихся.
Препятствуют повышению эффективности взаимодействия ТЭК-ОПК и такие проблемы, как рассогласованность конкурсных процедур, отсутствие унифицированных требований к производству и получению эксплуатационных паспортов на продукцию, единых стандартов ценообразования на гражданскую продукцию ОПК, отсутствие на некоторых предприятиях ОПК практики ведения раздельного учета продукции, недостаточность механизмов долгосрочной контрактации между предприятиями ТЭК и ОПК и др.
Кроме того, необходимо проведение информационной работы о перспективных потребностях организаций ТЭК в продукции, требующей импортозамещения с целью формирования агрегированного отраслевого спроса на замещаемую продукцию.
Говоря о препятствиях, с которым сталкивается полноценная реализация программы импортозамещения в энергетической отрасли Российской Федерации, проблематичным остается превалирующий характер иностранного участия в обеспечении российского ТЭК квалифицированным персоналом, робототехническими элементами, технологиями индустриальной когнитивистики/искусственного интеллекта и программным обеспечением.
Заслуживает особого внимания необходимость обеспечения как сертификации оборудования российскими контролирующими организациями, так и применения отечественного сертификата вместо сертификатов иностранных контролеров. В противном случае двойная сертификация продолжит умножать дороговизну услуг, делая их малопривлекательными для заказчика. Принятие собственных сертификационных стандартов позволит Российской Федерации снизить неблагоприятное для себя давление внешних поставщиков и удовлетворить суверенный спрос внутренних игроков (ОПК в качестве поставщика, ТЭК – заказчика).
Принимая во внимание проанализированные выше проблемы, можно выделить перспективные направления дальнейшей реализации программы импортозамещения в энергетической отрасли Российской Федерации. Так, для совершенствования информационной базы представляется целесообразным использование на постоянной основе формализованных форм сбора информации с последующей обработкой, в том числе оптимизированных данных государственной информационной системы ТЭК.
На сегодняшний день можно говорить о том, что российские нефтяные компании практически полностью адаптировались к новым условиям в условиях внешних ограничительных мер.
Несмотря на относительно низкую ценовую конъюнктуру и введенные США, и ЕС секторальные санкции, добыча нефти в России на протяжении последних пяти лет росла. Крупные инвестиции прошлых лет, многочисленные налоговые льготы, а также девальвация рубля позволили не только избежать сокращения добычи, но и обеспечили ее рекордный рост. Отчасти этому способствовал ввод в эксплуатацию более десятка новых месторождений (среди них можно выделить Мессояхскую группу месторождений, Новопортовское, Пякяхинское, Сузунское, Ярудейское и месторождение им. Шпильмана) в период 2014-2017 гг. — результат инвестиций, которые были сделаны еще в период высоких нефтяных цен и отсутствия санкционных ограничений до 2014 г. Все эти проекты к 2017 г. обеспечили дополнительный объем добычи, превышающий 25 млн т, причем две трети от этого объема пришлось на компании ПАО “НК Роснефть” и ПАО “Газпромнефть”.
Более качественной реализации программы импортозамещения способствует и государство, в том числе посредством субсидирования затрат на проведение НИОКР, предоставления займов и СПИКов и т.д. Большой вклад в координацию деятельности вносит Правительственная комиссия по импортозамещению.
Таким образом, реализуемая в ТЭК России с 2014 года программа импортозамещения призвана приспособить национальные компании к новым реалиям, в том числе, минимизировать полученный от наложенных ограничений ущерб и избежать подобных рисков в будущем. На сегодняшний день отрасль находится в лидерах по импортозамещения компонентной базы (программа, рассчитанная на период до 2024 года). Хотя максимизации эффективности проводимых в данном направлении мероприятий препятствует ряд проблем, которые были рассмотрены в данной статье, уже сегодня прогресс очевиден. Вместе с тем, перед топливно-энергетическим комплексом страны всё ещё стоит ряд нерешенных задач, и для достижения поставленной цели необходима совместная, согласованная повестка всех участников, в том числе: органов федеральной исполнительной власти, отечественных энергетических компаний, компаний-поставщиков оборудования, занятых в сопряженных секторах (прежде всего ОПК), и новейших цифровых технологий.
1. Poyasnitel'naya zapiska k proektu Federal'nogo zakona «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon ot 31 dekabrya 2014 g. N 488-FZ «O promyshlennoy politike v Rossiyskoy Federacii»// Konsul'tantPlyus
2. Special Economic Measures (Russia) Regulations (SOR/2014-58). URL: https://lois-laws.justice.gc.ca/eng/regulations/SOR-2014-58/index.html
3. Vozmozhnosti dlya osvoeniya TrIZ. [Elektronnyy resurs] CDU TEK - 2019. Rezhim dostupa: https://www.cdu.ru/tek_russia/issue/2019/6/621/
4. Kitayskoe oborudovanie ustupaet po kachestvu: novostnaya stat'ya. Ezhednevnaya delovaya gazeta RBK. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://books.google.de/books?id=sYXKBwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false
5. Perspektivy rossiyskoy neftedobychi: zhizn' pod sankciyami. Centr issledovaniy v oblasti energetiki biznes-shkoly Skolkovo (SEneC) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/research04-ru.pdf
6. Statistika dobychi nefti s uchetom gazovogo kondensata v period s yanvarya 2013 goda po yanvarb 2021 g. Ministerstvo energetiki Rossiyskoy Federacii. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://minenergo.gov.ru/activity/statistic
7. Filippov M. Do i posle sankciy: chto proishodit s rynkom sliyaniy i pogloscheniy: novostnaya stat'ya. - [Elektronnyy resurs]/Maksim Filippov/Forbes - 2018. Rezhim dostupa: https://www.forbes.ru/biznes/360465-do-i-posle-sankciy-chto-proishodit-s-rynkom-sliyaniy-i-pogloshcheniy