from 01.01.2023 until now
Serpuhov, Moscow, Russian Federation
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 334 Формы организаций и сотрудничества в экономике
GRNTI 06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
OKSO 38.03.01 Экономика
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
The article is devoted to the issue of assessing the economic efficiency of non-profit organizations. The importance of a reliable analysis of the activities of non-profit organizations that have a social orientation of their activities from the point of view of the state and society is substantiated. The risks of a high share of state financing of NPO activities are considered and a coefficient of social attractiveness is developed. The positive and negative aspects of doing business by non-profit organizations are reflected and the commercialization coefficient is proposed, which serves to assess the effectiveness of entrepreneurial activity
non-profit organization, government funding, economic analysis, effectiveness
В соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях», а также Федеральным законом от 05.04.2010 г. №40-ФЗ «социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах … и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации» [1, 2].
По данным Министерства экономического развития в настоящее время в Реестре социально ориентированных НКО числится более 43 тысяч организаций, что составляет порядка 20% от общего количества зарегистрированных некоммерческих организаций исходя из информации официального сайта Министерства юстиции РФ [15, 16]. Наиболее популярными видами деятельности среди социально ориентированных НКО по данным Росстата стали деятельность в сфере физической культуры и спорта, оказание образовательных услуг различных уровней образования, деятельность по военно-патриотическому воспитанию, а также охране здоровья [14].
Стоит отметить, что за последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан РФ и совершенствования системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения. За последние пятнадцать лет в стране реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Это связано, не в последнюю очередь с тем, что по данным статистики численность молодежи призывного возраста сокращается на протяжении последних семи лет, а к 2019 году численность призывников уменьшилась вдвое по сравнению с 2011 г., и такая ситуация будет длиться вплоть до 2029 г. В течение ближайших 20-ти лет армия России будет существовать в условиях 35% недостатка от потребности солдат и офицеров [14].
Таким образом, ввиду появления новых угроз и вызовов национальной безопасности РФ, перед некоммерческими организациями в сфере военно-патриотического и спортивного воспитания в настоящее время ставятся следующие задачи:
- повышение престижа военной службы;
- всесторонняя и заблаговременная подготовка к военной службе граждан РФ, начиная с раннего допризывного возраста;
- возрастание роли патриотического и спортивного воспитания как важнейшего направления воспитания молодежи в современных условиях и др.
До 2020 года в стране действовала программа патриотического воспитания граждан на 2016 – 2020 годы, а с 1 января 2021 года в России стартовала реализация нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование», срок реализации которого – 31 декабря 2024 г. [3]. Общий объем финансирования Проекта за указанный период из федерального бюджета составит более 13,6 млрд. руб. (рис. 1).
Рисунок 1 – Финансирование Проекта патриотического воспитания граждан на 2021 – 2024 гг.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о все большей заинтересованности государственных органов и общественности в эффективности деятельности некоммерческих организаций в сфере военно-патриотического и спортивного воспитания.
Отдельно следует обратить внимание на возрастающий интерес государства к деятельности некоммерческих организаций в связи с проводимой политикой противодействия использованию НКО в целях финансирования терроризма, в частности обеспечение того, чтобы некоммерческий сектор не использовался террористическими организациями в качестве сокрытия или выведения денежных средств, направленных на террористические цели, но при этом предназначенных для использования в законной деятельности.
Вместе с тем, особенности деятельности некоммерческих организаций, а также специфика ведения их бухгалтерского учета и формирования отчетности, в первую очередь обусловленные отсутствием прибыли от ведения уставной деятельности, а также их функционирование на основе внесенных учредителями или участниками средств, влияют на методологию проведения экономического анализа таких организаций [5, с. 116].
При этом, если анализ финансового состояния коммерческих организаций предполагает изучение оценку имущественного положения и структуры капитала организации, анализ рентабельности ее деятельности, оценку кредитоспособности и риска банкротства и т.д., то с учетом особенностей функционирования НКО определение данных показателей не несет в себе экономического смысла или вовсе невозможно [8, с. 265]. С другой стороны, необходимо определять ряд других коэффициентов, характеризующих финансовое положение некоммерческих организаций и эффективность их деятельности.
Так, для оценки привлекательности некоммерческих организаций с точки зрения субъектов рыночных отношений предлагается ввести коэффициент социальной привлекательности (1). Он рассчитывается исходя из соотношения сумм, привлекаемых НКО самостоятельно за счет проведенной работы в виде членских и вступительных взносов, а также пожертвований от юридических и физических лиц, и сумм целевого финансирования от государства по определенным программам (например, по Программе патриотического воспитания граждан):
Чем выше значение данного показателя, тем лучше рыночная привлекательность организации, выражаемая в готовности граждан и компаний выделять средства на финансирование уставной деятельности НКО. Следовательно, снижается зависимость организации от целевых поступлений от государства, получение которых зачастую сопряжено с определенными трудностями (рис. 2).
Рисунок 2 – Риски высокой доли государственного финансирования деятельности НКО
Отдельно стоит рассмотреть вариант, при котором в некоммерческой организации параллельно уставной деятельности осуществляется также ведение предпринимательской по различным направлениям: сдача в аренду временно свободных площадей, оказание дополнительных платных услуг, реализация платной продукции и т.д. Редкие исключения касаются отдельных лицензий (например, некоммерческая организация не может стать банком).
За последние годы количество НКО, ведущих дополнительно коммерческую деятельность, возрастает ввиду большей конкурентоспособности подобных организаций за счет более высокой финансовой устойчивости и независимости.
При этом, следует отметить, что существует важное условие ведения предпринимательской деятельности у НКО, а именно ее целевая направленность. Иными словами, некоммерческие организации ограничены теми целями деятельности, которые прописаны в их уставе. Однако, на практике данная проблема решается путем внесения в учредительный документ фразы «вправе заниматься любой деятельностью, приносящей доход» [12, с. 400].
Учитывая вышесказанное, сформулированы и отражены на рисунке 3 положительные и отрицательные стороны осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности.
Рисунок 3 – Возможности и риски ведения НКО предпринимательской деятельности
Для оценки эффективности предпринимательской деятельности предлагается ввести коэффициент коммерциализации НКО (2), рассчитываемый исходя из соотношения прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, и внешних финансовых ресурсов, полученных для ведения уставной деятельности (частные пожертвования от физических и юридических лиц, федеральные и региональные гранты и др.)):
Экономический смысл данного показателя состоит в определении количества единиц прибыли, которые приходятся на единицу источников внешнего финансирования. Высокое значение данного показателя свидетельствует об эффективном осуществлении предпринимательской деятельности и высоком уровне автономности некоммерческой организации от сложно прогнозируемых поступлений средств извне. С другой стороны, данная тенденция может быть обусловлена снижением привлекательности данной НКО для государства и общества, ее «уходом» в коммерческий бизнес с ущербом для изначальной миссии. В связи с этим, рекомендуется рассматривать данный показатель только в динамике и в совокупности с представленным выше коэффициентом социальной привлекательности.
Снижение коэффициента коммерциализации НКО по сравнению с обычным уровнем данного показателя для конкретной организации свидетельствуют о низкоэффективной предпринимательской деятельности (маленькое значение прибыли) или о получении больших сумм разовых поступлений от внешних источников. В первом случае необходимо пересмотреть политику ведения коммерческой деятельности либо, при сохранении данной тенденции, отказаться от нее в пользу уставной.
Предложенные выше показатели в совокупности можно использовать для проведения экспресс оценки финансового состояния НКО, ее финансовой устойчивости и привлекательности предоставляемой ею услуги для субъектов рынка.
1. Federal Law No. 7-FZ of January 12, 1996 (as amended on August 3, 2018) “On non-profit organizations” // Rossiyskaya Gazeta, No. 14, January 24, 1996.
2. Federal Law No. 40-FZ of 05.04.2010 (as amended and supplemented) “On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Issue of Supporting Socially Oriented Non-Commercial Organizations” // Rossiyskaya Gazeta, No. 72, 07.04.2010.
3. Passport of the federal project Patriotic education of citizens of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: URL: https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Documents/Nats-project/Patr_Vospit/Pasport_Feder_Patr_Vosp.pdf (Accessed 05.02.2022).
4. Gavel, O. Yu. Development of the methodology of strategic analysis of business efficiency / O. Yu. Gavel, Ch. V. Kerimova, S. V. Muzalev. - Moscow: Limited Liability Company "KnoRus Publishing House", 2021. - 170 p.
5. Zvonareva N. S., Orlova E. A. Features of analytical support of management of non-profit organizations / / Questions of regional economy. - Korolev: Financial and technological Academy. 2016. No. 1(26). Pp. 115-121
6. Muzalev, S. V. Risk analysis of entrepreneurial activity in modern conditions / S. V. Muzalev // New models of socio-economic development of the state: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Samara, April 01, 2018. - Samara: Limited Liability Company "Aeterna", 2018. - P. 130-134.
7. Muzalev, S. V. Integration of strategic analysis tools into the business performance management system / S. V. Muzalev // Russian Journal of Management. - 2021. - T. 9. - No. 1. - S. 211-215. - DOIhttps://doi.org/10.29039/2409-6024-2021-9-1-211-215.
8. Muzalev S. V. Features of using statistical analysis methods in the organization's activities. / Analysis and modern information technologies in ensuring the economic security of business and the state. Collection of scientific papers and results of joint research projects. REU im. G. V. Plekhanov. - Moscow: Auditor, 2016. Pp. 263-272.
9. Orlova, E. A. Evaluating the effectiveness of an enterprise using a balanced scorecard / E. A. Orlova, S. Yu. Lipalina // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2013. - No. 11. - S. 221-227.
10. Orlova, E. A. Evaluation of the effectiveness of the use of public funds / E. A. Orlova // Bulletin of the Mari State Technical University. Series: Economics and Management. - 2008. - No. S. - P. 261-263.
11. Suglobov A. E., Pravdyuk N. M. Development of information support for analysis of the organization's economic potential (on the example of DOSAAF Russia). Audit and financial analysis. Moscow: DSM Press publishing House. 2015. No. 2. P. 398 - 401.
12. Suglobov, A. E. Socio-economic aspects of economic security and clustering of the economy / A. E. Suglobov, S. R. Dreving // National interests: priorities and security. - 2009. - V. 5. - No. 9 (42). - pp. 18-24
13. Official website of Izvestia MIC LLC [Electronic resource]. Access mode: URL: https://iz.ru/news/677126 (date accessed - 15.01.2022).
14. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko (accessed 20.01.2022).
15. Official website of the Ministry of Justice of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (Accessed 20.01.2022).