graduate student from 01.01.2021 until now
The Center of Circular Economy of OSP IPI of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Director)
employee from 01.01.2019 until now
Kazan, Kazan, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
UDK 3399 Внешнеэкономические связи. Внешнеэк. политика. Междунар. эк. отношения. Мировое хозяйство
GRNTI 06.51 Мировое хозяйство. Международные экономические отношения
OKSO 38.06.01 Экономика
BBK 655 Мировая экономика
BISAC BUS069020 International / Economics
The conjugation of the development processes of the EEU and the Silk Road Economic Belt ensures progressive and sustainable economic growth in the Eurasian region, activates economic integration in it and preserves regional peace and development. The tools and mechanisms presented in this article for coupling the development processes of the EEU and the Silk Road Economic Belt make it possible to promote cooperation in multilateral regional and global formats in the interests of harmonious development, expansion of world trade, formation and dissemination of modern effective rules and practices for regulating world trade and investment.
Eurasian integration, Eurasian Economic Union, Silk Road Economic Belt, cooperation in the Eurasian space
Развитие сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути нацелено на партнерство и стратегическое взаимодействие между государствами-участниками в интересах сбалансированного и гармоничного развития евразийского региона и мира в целом.
В рамках подписанного соглашения в мае 2015 г. стороны осуществляют активные шаги по наращиванию сотрудничества на следующих приоритетных направлениях:
- Расширение и оптимизация торгово-инвестиционного сотрудничества;
- Реализация проектов инфраструктурного соразвития;
- Создание механизмов для упрощения торговли и рассмотрение долгосрочной цели по продвижению зоны свободной торговли;
- Содействие увеличению расчетов в национальных валютах.
Концепцию формирования Евразийского союза государств впервые выдвинул Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года на выступлении в МГУ им. Ломоносова. В ее основе лежал разработанный Казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на качественно новой прагматичной и взаимовыгодной экономической основе.
Договор о Евразийском экономическом союзе подписан 29 мая 2014 года в Астане. Главами государств Беларуси, Казахстана и России. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках союза.
Союз осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
- уважение общепризнанных принципов международного права;
- уважение особенностей политического устройства государств-членов;
- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества равноправия и учета национальных интересов сторон;
- соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;
- функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.
Основными целями союза являются:
- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
- стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках союза;
- всесторонняя модернизация кооперация и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
В сфере торгового оборота существует долгосрочная и благоприятная тенденция развития качественных торговых отношений между государствами-участниками ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.
Положительная динамика роста внешней торговли помогает сохранить «международный стратегический баланс» и вывести отношения между странами евразийского пространства на новый уровень.
В 2015 – начале 2016 гг. в рамках инициативы «Один пояс – один путь» подписано несколько международных документов. Наиболее значимым из них стало совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути, опубликованное 8 мая 2015 г. Уже в июне 2015 г. состоялось заседание российско-китайской рабочей группы, на котором были очерчены ключевые направления сотрудничества: крупные инфраструктурные проекты, формирование системы по защите взаимных инвестиций, поощрение капиталовложений и механизмов решения инвестиционных споров, а также, в долгосрочной перспективе, отрасли высоких технологий, медицинских и образовательных услуг и развитие научного потенциала[1].
Большинство экспертов с оптимизмом смотрят на перспективы двусторонней торговли в 2021 году. Они считают, что по мере постепенного восстановления мирового рынка после COVID-19 и улучшения экономической ситуации в Китае и России торговое сотрудничество между странами будет неуклонно развиваться.
И этот прогноз сбывается, товарооборот между Россией и Китаем за два месяца 2021 года увеличился на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил более 68 миллиардов долларов США. Товарооборот между государствами-участниками ЕАЭС увеличился на 17% в январе-марте 2021 года.
Стратегическое партнерство между странами теперь стало возможным наполнить качественно новыми экономическими инструментами, направленными на развитие региональной экономической кооперации со странами-соседями.
В последнее время во всём мире ярко проявляется тренд в кооперации на всех уровнях для совместного достижения социальных и экономических целей. Кооперация становится одной из самых часто обсуждаемых тем, что говорит о новом периоде развития теории и практики коллективных форм организации.
Потребительская кооперация не сосредотачивается исключительно в сфере сельского хозяйства, но развивается как третий многоукладный сектор экономики. Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства. Целью участников кооператива, прежде всего, является удовлетворение собственных потребностей как материальных и бытовых (товары и услуги), так и культурных, образовательных, сохранение и укрепление здоровья и других.
Кооперация в мире с каждым днём всё больше выступает базой социально экономического и научно-технического прогресса, основой протекающих процессов, ускорителем региональных экономических интеграций, международного сотрудничества (промышленности, НИОКР, цифровой-финансовой сферы и т.д.), встраивание в передовую систему разделения труда мировой экономики. Данная форма стала драйвером структурной перестройки не только агропромышленных и торговых систем, но и охватывает сферы промышленности, финансов и туризма, все больше примененяя цифровые технологий.
Сегодня в мире действует около 700 миллионов кооперативов более чем в 100 странах, которые объединяют более миллиарда человек по всему миру. Общий оборот кооперативов превышает более 2 триллионов долларов.
Объединяющий характер кооперации, баланс социальных и экономических ценностей, характерных кооперации, отвечает процессам глобализации и постиндустриальному развитию современного мира.
Количество членов кооператива может быть не ограничено, что позволяет организовать достаточно крупные производства, а это в свою очередь приводит к совершенствованию организации и повышению эффективности производства, организуя стабильный платежеспособный спрос.
В основе кооперативной деятельности лежат принципы, принятые Международным кооперативным альянсом (МКА), одобренные Международной организацией труда (МОТ) и Организацией объединенных наций (ООН).
Участие России в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций является реальной возможностью привлечения средств для развития внутренних инфраструктурных проектов. Предложения по ним с российской стороны в настоящее время готовятся[2].
Сущность кооперативных принципов и ценностей изложена в Декларации о кооперативной идентичности МКА (1995 г.), которые являются надежным ориентиром для развития кооперации в текущем тысячелетии.
1. Добровольное и открытое членство. Кооперативы – это добровольные организации, открытые для всех людей, способных оказать свои услуги и взять на себя ответственность без дискриминации в области пола, социальных, расовых, политических и религиозных принадлежностей людей.
2. Демократический членский контроль. Кооперативы – это демократические организации, контролируемые своими членами, которые принимают активное участие в выработке политики и принятии решений. Люди, выступающие в качестве избранных представителей, подотчетны членам кооператива. В первичных кооперативах у всех членов равные права при голосовании (один член – один голос); кооперативы более высоких уровней также организованы в соответствии с демократическими принципами.
3. Экономическое участие членов кооператива. Члены кооператива вносят равные вклады (паи) и контролируют кооперативный капитал. Они обычно получают некоторую компенсацию на внесенный взнос, что является условием членства. Члены кооператива распределяют остаточный капитал на следующие цели: развитие кооператива, вознаграждение членов кооператива соответственно их участию в делах кооператива, поддержка других сфер деятельности, одобренных членами кооператива.
4. Автономия и независимость. Этот принцип обеспечивает кооперативам свободу и независимость. В рамках государственной политики законодательство предоставляет кооперативам достаточную независимость в осуществлении социальной и экономической деятельности. Все вопросы, связанные с управлением, распределением прибыли, вступлением в союзы, и многие другие кооперативы решают самостоятельно.
5. Образование, повышение квалификации, информация. Кооперативы дают образование и обучают своих членов, избранных представителей, управляющих и работников с тем, чтобы те смогли внести эффективный вклад в развитие своего кооператива. Они информируют общественность, особенно молодежь и общественных лидеров о том, что представляет собой кооперативы и какую пользу они приносят.
6. Сотрудничество между кооперативами. Кооперативы более эффективно ведут социально-экономическую деятельность и укрепляют кооперативное движение, сотрудничая на местном, региональном, национальном и международном уровнях.
7. Забота об обществе. Кооперативы основное внимание уделяют нуждам и потребностям своих членов. В то же время кооперативы, как местные организации, тесно связаны с населением. Поэтому кооперативы заботятся об экономическом, социальном и культурном развитии региона, в котором они работают, т. е. о развитии общества в целом.
Для обеспечения конкурентоспособности евразийской кооперации должна быть создана новая система кооперативной деятельности, которая станет технологической, нормативной и культурной основой поступательного развития кооперации, стать ей действительной часть мирового кооперативного сообщества.
Роль такой основы сможет сыграть качественно новая экосистема кооперации, построенная на базе интегрированных и цифровых процессов и перспективных технологий (цифровой инфраструктуры).
Цифровая трансформация подразумевает новые подходы с использованием передовых цифровых технологий, но прежде всего основной принцип, это работа с данными, которые в новой модели фиксируются однозначно и хранятся распределено. Кроме этого, надо понимать, что единая доверенная цифровая платформа управления учетом кооперативной деятельности с подключаемыми умными сервисами – основная стартовая точка процесса цифровой трансформации кооперации. Ценность, достоверность и безопасность данных в эпоху цифровой трансформации значительно возросла.
Прорывные цифровые технологии, в частности блокчейн, может стать новой точкой роста для развития товарооборота, кооперации и сотрудничества между странами. Мир будущего – это глобальная кооперация.
Применение технологии блокчейн открывает новые возможности:
- Растущий торговый оборот вне зависимости от ограничений фиатной банковской системы;
- Политически-нейтральный рынок;
- Проведение взаиморасчетов до 20 секунд (против одной недели в SWIFT);
- Простота и доверие производимых взаиморасчетов.
Для решения вышеуказанных целей, обеспечения прозрачности и надежности учета взаиморасчетов участников сотрудничества, Академией наук Республики Татарстан разработана цифровая учетная система Omnia. Цифровая учетная система разработана во исполнение протокольного поручения Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан М.Г. Ахметова от 06.09.2019 г. и в соответствии с Федеральным законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации» от 19 июня 1997 г. № 3085-1 (в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г., № 97-ФЗ; с изменениями и дополнениями от 28.04.2000 г., № Фз-54; от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ; от 23 апреля 2012 г., № 37-ФЗ, от 02 июня 2013 г., № 185-ФЗ), принципами Международного Кооперативного Альянса, указу Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» № 474 от 20.07.2020 г., дорожным картам развития «сквозных» цифровых технологий Российской Федерации, другими правовыми актами Российской Федерации, международными законами.
На данный момент в системе внедрены учетные единицы для стран СНГ, ведется работа по внедрению учетных единиц для сотрудничества между Китаем и Россией.
Блокчейн реализует требования дорожной карты по направлению развития «сквозной» цифровой технологии – «Системы распределенного реестра» на 2021 г. и 2024 г.
Учет операций в стабильных единицах XDR в рамках разработанной учетной системы позволяет избежать финансовых рисков в любой стране и способствует развитию новых биржевых инструментов.
XDR или Специальные права заимствования – это резервное и платёжное средство, утвержденное Международным валютным фондом. Не является ни валютой, ни долговым обязательством. Курс не подвержен сильной волатильности.
Операции осуществляются в рамках кооперативного сообщества в формате паев. Обеспечивается простота и доверие производимых взаимоотношений. Отсутствуют чрезмерные комиссии. Позволяет вести мгновенный учет состояния активов участников кооперации.
Применение данных технологических разработок способствует повышению экспортного потенциала и взаимовыгодному проведению трансграничных операций и сделок.
Проведена первая легальная трансграничная сделка на реальные товары через XDR Stablecoin между Южной Кореей и Россией. XDR доступен и понятен всем таможенным службам мира. Трансграничные операции включают в себя все контракты, бухгалтерские проводки, таможенные документы и т.п.
Применение данных механизмов открывает новые возможности для привлечения международных инвестиций через краудфандинг.
Представленные инструменты и механизмы сопряжения процессов развития ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути позволяют обеспечить продвижение кооперации в многосторонних региональных и глобальных форматах в интересах гармоничного развития, расширения мировой торговли, формирования и распространения современных эффективных правил и практик регулирования мировой торговли и инвестиций.
1. Ideya sopryazheniya proektov EAES i ekonomicheskogo poyasa Shelkovogo puti. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya RF. 2015g.
2. Ulyukaev A.V. Vystuplenie na inauguracionnom zasedanii soveta upravlyayuschih Aziatskogo banka infrastrukturnyh investiciy (ABII).2016. Pekin.
3. Shamsutdinova M.R. problemy privlecheniya investiciy v ekonomiku Respubliki Tatarstan // Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2012. № 9. S. 10-12.
4. Suglobov A.E., Smirnova O.E. Klasternyy podhod v formirovanii rossiyskoy nacional'noy innovacionnoy sistemy // Voprosy regional'noy ekonomiki. 2013. № 4 (17). S. 81-86.
5. Nabieva A.R. Aspekty vyhoda na vneshniy rynok sel'skohozyaystvennyh kooperativov// Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. 2018. № 8. S. 53-61.