Russian Federation
The main goal of the development of the conceptual foundations for the development of corporate tax policy is to create an integral theoretical basis for future scientific and applied research, capable of synthesizing tax policy instruments at the micro level into a single system. This paper presents the issues of the development of tax policy at the level of economic entities, and also analyzes the effectiveness of tax policy for an economic entity, taking into account the impact of the tax burden.
tax policy, tax burden, tax planning and forecasting, formation of tax policy at the level of economic entities, the concept of corporate tax policy
Необходимость выработки общего подхода к разработке и реализации корпоративной налоговой политики сегодня стоит весьма остро, поскольку на практике нет универсального методического инструментария, который бы использовался организациями в различных отраслях экономики в условиях неопределенности и риска. Как было высказано ранее, не так много исследований в этой области было проведено в последние годы. Вместе с тем, практикам нужна именно такая разработка.
В качестве теоретической основы исследования системы взглядов на разработку и реализацию корпоративной налоговой политики послужили работы Е.С. Тютюнниковой, труды Ю.С. Цыганковой, включающие в себя вопросы развития теории и практики формирования эффективной налоговой политики для экономического субъекта с учетом влияния налогового бремени [1].
Е.С. Тютюнниковой был предложен методический инструментарий формирования налоговой политики на примере организаций средств массовой информации (СМИ) (рисунок-1). Она попыталась объяснить феномен налоговой политики предприятия как самостоятельной экономической категории и описать ее характеристики, определила место и роль налоговой составляющей в управлении компанией, выявила обстоятельства, влияющие на процесс разработки налоговой политики на микроуровне.
По мнению автора именно государственная политика является базой для разработки налоговой политики на уровне предприятия. Поэтому в работе особое внимание было уделено исследованию политики государства в сфере налогообложения, идентифицированы цель, задачи и инструменты её реализации. Сделан вывод, что без реформирования налоговой системы в нашей стране нельзя было достичь цели и задач налоговой политики, провозглашенной Правительством РФ в программных документах. Безусловно, актуализированная политика государства в области налогов повлияла на процесс разработки политики в сфере налогообложения на уровне экономического субъекта. Поскольку цель корпоративной налоговой политики – это минимизация налоговых рисков, то Е.С. Тютюнникова в своей работе их выделила и предложила пути их нивелирования [2].
Рисунок 1 – Концептуальные основы формирования налоговой политики, предложенные Е.С. Тютюнниковой.
Следует отметить, что при конструировании налоговой политики для телекоммуникационных предприятий Е.С. Тютюнникова рекомендовала не просто комплекс мероприятий, приводящих к минимизации налоговых платежей, а учла цели и задачи развития предприятия [3].
При формировании налоговой политики следует придерживаться принципа сближения частных интересов и государственных целей, поскольку нарушение этой гармонии может привести к налоговым санкциям и как результат, получению убытков. Реализация предложенного принципа возможна через такие инструменты налоговой политики, как инвестиционные налоговые льготы и освобождения, предусмотренные регулятивами о налогах и сборах.
Принцип эффективности означает, что при формировании налоговой политики нужно исходить из того, что цель предприятия – это получение прибыли, а в стратегическом плане – это приращение его рыночной стоимости, поэтому нужно не минимизировать налоговые платежи, а их оптимизировать, используя законно установленные способы. Другими словами, нужно достичь максимальной выгоды при минимальных налоговых издержках.
Принцип ответственности должностных лиц за нарушение законодательства предполагает, что предприятие как налогоплательщик и их должностные лица несут ответственность за совершенные правонарушения или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей в области налогообложения: налоговую, дисциплинарную, административную и уголовную.
Принципы последовательности применения норм и правил налогового учета предполагает, что при подготовке налоговой политики, нужно исходить из того, что те правила, которые руководство задекларирует, необходимо применять методично от одного отчетного периода к другому.
Принцип компетентности и профессионализма должностных лиц предприятия предполагает использование ими приобретенных знаний и умений, обеспечивающих качественное выполнение ими своих обязанностей.
Профессор И.А. Коростелкина предложила требования к разработке налоговой политики: достаточная степень законодательной реализации условий налоговой вариативности; правоустанавливающее категорирование положений налоговой стратегии; немедленное извещение экономических субъектов о предлагаемых новациях; возможность отбора элементов налога, создающих индивидуальную налоговую нагрузку субъекта [4].
Под требованиями, обычно понимают, совокупность утверждений относительно атрибутов, свойств или качеств чего-либо, а мы, в частности, говорим о налоговой политике экономического субъекта, то к требованиям, которые нужно выполнять при её разработке следует отнести:
– соблюдение российского и международного законодательства в сфере налогообложения;
– следование правовой позиции, подготовленной на основании актуальной судебной практики, разъяснений Минфина и ФНС России;
– следование принципам формирования налоговой политики;
– соблюдение этических норм профессионального поведения;
– формирование налоговой политики исходя из рискованности деятельности организации.
Поскольку в методический инструментарий налоговой политики с позиции её эффективности входит оценка, многие отечественные экономисты предлагают систему показателей, с помощью которых можно произвести оценивание работы команды специалистов, занимающихся её разработкой и реализацией. Это объясняется тем, что успешно реализованная налоговая политика – это результат работы целой команды, а также успешного воплощения в жизнь административных решений в области налогообложения [5].
Таким образом, концептуальный подход к разработке и реализации корпоративной налоговой политики включает в себя сущность налоговой политики, её цель, задачи, принципы и требования к ней.
1. Vasil'eva M.V., Korostelkina I.A. Mery nalogovoy politiki kak faktor ustoychivogo razvitiya [Tekst] / M.V. Vasil'eva, I.A. Korostelkina // Sovremennye problemy upravleniya i tehnologii ih resheniya v usloviyah transformacionnyh vyzovov - 2020. - S. 258-264.
2. Popova L.V., Maslova I.A. Gosudarstvennyy kontrol' za soversheniem nalogovyh pravonarusheniy [Tekst] / L.V. Popova, I.A. Maslova // Upravlencheskiy uchet. № 7. - 2019. - S. 64-70.
3. Varaksa N.G. Regulirovanie nalogovoy politiki posredstvom inflyacii [Tekst] / N.G. Varaksa // Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki № 4 (267). - 2017. - S. 105-112.
4. Dedkova E.G., Maslova I.A. Analiz elementov nalogovoy politiki dlya celey obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti territorii [Tekst] / E.G. Dedkova, I.A. Maslova // Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki № 12 (347). - 2020. - S. 68-76.
5. Tihonov, D.N. Nalogovoe planirovanie i minimizaciya nalogovyh riskov [Tekst] / D.N. Tihonov, L.G. Lipnik // - M.: Al'pina Biznes Buks, 2020. - 256 c.