Russian Federation
Russian Federation
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
This article examines the problems of the activities of local governments in the development of a multifunctional rural economy (using the example of the Sverdlovsk region). The purpose of this study is to conduct a scientific analysis of the state of the rural economy as a multifunctional system and the participation of local governments in its development. The topic of this article is relevant, because not in all constituent entities of the Russian Federation, the positive development of the rural economy testifies to the effective activity of local governments in this area. In some regions, the municipal management of agriculture functions, in local government bodies such management functions and departments are carried out. In many rural areas of the constituent entities of the Russian Federation, work is being carried out to organize non-agricultural activities as an integral part of the rural economy.
local government bodies, multifunctional rural economy, Agriculture, personal subsidiary farm, non-agricultural activities, rural areas
Введение
Научная новизна темы настоящей статьи заключается в комплексном подходе к исследованию содержания многофункциональной сельской экономики и роли в ее развитии органов местного самоуправления.
Задачи исследования заключались в выявлении того, как существующее законодательство обеспечивает правовое регулирование взаимодействия органов местного самоуправления и субъектов сельской экономики в части организации трудовой и хозяйственной деятельности в сельских территориях.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается во внесении в аграрно-правовую и экономическую науку информации об участии органов местного самоуправления в развитие многофункциональной сельской экономики как определяющего фактора для трудовой и хозяйственной деятельности сельского населения и развития человеческого капитала в сельских территориях.
Практическая значимость работы характеризуется возможностью использования материала исследования в системе управления сельскими территориями, а также в учебном процессе в учреждениях аграрного образования.
Методы исследования
Исследования проводились в субъекте РФ - Свердловская область. В статье использованы статистические данные регионального уровня. Для обобщения результатов исследования использовались методы анализа и синтеза и метод прогнозирования. Метод юридического анализа используется в предложениях авторов по совершенствованию законодательной базы для эффективного функционирования и развития современного сельского хозяйства по вопросам продовольственной безопасности и самообеспеченности региона отечественной продукцией.
Результаты исследования
Сельская экономика состоит из организованного сельского хозяйства, в котором заняты сельскохозяйственные организации различных организационно - правовых норм хозяйствования, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В состав сельской экономики входят личные подсобные хозяйства (ЛПХ), главной задачей которых является самообеспечение сельского населения продукцией растительного и животного происхождения, выращенной на придомовом земельном участке.
В отдельных сельских поселениях ЛПХ наряду с самообеспечением производимой сельскохозяйственной продукцией реализуют ее как товарную в организациях торговли и на рынках.
В сельских территориях существует и несельскохозяйственные виды трудовой деятельности сельских жителей, что позволяет развивать сельскую экономику как многофункциональную систему, обеспечивающую трудовую деятельность человеческого капитала, проживающего в сельской местности. Все вышеизложенные направления существования развития сельской экономики востребует участия в этой деятельности органов местного самоуправления, которые, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года [1], имеют полномочия по созданию условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействию развития малого и среднего предпринимательства, оказанию поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству. Определяющим фактором для устойчивого развития многофункциональной сельской экономики является наличие человеческого капитала в сельских поселениях, способного трудиться в аграрном производстве, ЛПХ и сферах вне организованного сельского хозяйства.
Для того, чтобы человеческие ресурсы для сельской экономики проживали и трудились в сельских территориях, необходимо создать для их жизнедеятельности необходимые социально-бытовые условия. Эту задачу обязаны решать органы местного самоуправления при поддержке органов государственной власти.
В личных подсобных хозяйствах сельского населения, например, Среднего Урала, заметно снижаются объемы выращивания картофеля, овощей, живности. Происходит неиспользование находящихся в частной собственности земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, что в корне противоречит целям современной земельной реформы и задачам обеспечения продовольственной безопасности, определенной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [2]. Перечисленные факты актуализируют тему настоящего исследования. Тема существования и развития многофункциональной сельской экономики, к сожалению, пока не получает комплексного исследования и научного осмысления, о чем свидетельствуют имеющиеся публикации в научных журналах и иных изданиях, где рассматриваются, как правило, отдельно аграрная экономика, личные подсобные хозяйства и очень мало научных публикаций о развитии в сельских территориях несельскохозяйственных видов деятельности. Учитывая эти обстоятельства, считаем целесообразным разработку темы о роли органов местного самоуправления в развитии многофункциональной сельской экономики.
Ядром сельской экономики всегда было сельское хозяйство, производящее сельскохозяйственную продукцию растительного и животного происхождения для пропитания сельского населения и реализации в продовольственный фонд государства. Функционирование и развитие сельского хозяйства напрямую зависит от государственной аграрной политики. Существенное влияние на организацию сельскохозяйственного производства всегда оказывали проводимые в стране земельная и иные реформы, которые иногда кардинально изменяли условия сельскохозяйственной деятельности. Так случилось и после реформ - земельной, местного самоуправления и иных в Российской Федерации с 1990 года, которые отразились на системе управления сельским хозяйством на местном уровне, изменили кардинальным образом формы собственности на землю и иное имущество и организационно-правовые формы хозяйствования.
В сельском хозяйстве вместо совхозов, колхозов и иных государственных и кооперативных предприятий стали функционировать крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества и хозяйственные товарищества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы. Появились агрохолдинги, агрокластеры, народные предприятия, индивидуальные предприниматели.
Все новые формы хозяйствования в сельской местности осуществляются аграрными предпринимателями, которые ведут производственно-хозяйственную деятельность на принципах рыночной экономики, предполагающей либерализацию системы управления, в том числе, и муниципального. Поддавшись этим настроениям, в Свердловской области в 1998 году провели реформу местного самоуправления, в результате которой в области в настоящее время существуют 93 органа местного самоуправления. Из них-5 муниципальных районов, 16 межселенных администраций и 72 городских округа. Надо отметить, что статус городского округа получили многие бывшие сельские районы, где кроме развитого сельского хозяйства никогда не было крупных промышленных предприятий (Пышма, Талица, Тугулым, Ачит, Арти, Байкалово и другие). Реформа органов местного самоуправления в Свердловской области привела фактически и сокращению управлений сельского хозяйства во многих муниципальных образованиях. В итоге сегодня осталось 14 территориальных управлений в статусе органа государственной исполнительной власти, состоящих в структуре Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области. Такой подход к организации управления и регулирования сельского хозяйства на уровне органов местного самоуправления исключает эти органы из процесса воздействия на развитие сельскохозяйственного производства на сельских территориях. Отход органов местного самоуправления от активного взаимодействия с сельскохозяйственными организациями отразился на использовании сельскохозяйственных угодий (пашни, пастбища, сенокосы и другие виды) для основных целей - производства сельскохозяйственной продукции. В результате, в настоящее время в Свердловской области в отдельных муниципальных образованиях нет организованного сельскохозяйственного производства, поскольку произошла ликвидация сельскохозяйственных организаций под разными предлогами, а неиспользуемые сельскохозяйственные угодья на землях сельскохозяйственного назначения подвержены экологической деградации. В лучшем случае, на этих земельных участках возводятся дачные поселения, что решает градостроительную задачу, но не содействует обеспечению продовольственной безопасности в регионе. В условиях, когда в сельских населенных пунктах местное население не может трудиться в сельском хозяйстве, появляется безработица.
По Свердловской области уровень безработицы в 2020 году вырос в 1,4 раза и составил в городских населенных пунктах 5,3 %. В сельской местности он держится на уровне 8,5 %.
В личных подсобных хозяйствах Свердловской области находятся 24 % дойного стада , 7 % свиней и более 89 % овец и коз. В ЛПХ выращивают более 60 % по области картофеля и овощей открытого грунта. Тем не менее, структура сельскохозяйственного рынка меняется в пользу агрохолдингов и, в связи с этим, продукцию на рынок личным подсобным хозяйствам становится не выгодно производить. Доля мелких производителей ежегодно снижается с увеличением крупных производителей. Это происходит, во – первых, по причине старения сельского населения. Молодежь старается уезжать из села, а пожилые люди не справляются с большим хозяйством и постепенно прекращают держать скот. Вторая причина состоит в том, что сейчас личные подсобные хозяйства вытесняются не только агрохолдингами, но и фермерскими хозяйствами. Комплекс мер поддержки сельскохозяйственных предпринимателей действует, но он не затрагивает личные подсобные хозяйства. И это усугубляет процесс вымирания сел. За последние несколько лет сельское население в стране сократилось на 3 млн человек. Третьей проблемой нужно назвать занятость сельского населения. Во многих деревнях и селах трудоспособному населению негде работать, а проблема самозанятости на уровне федеральных и региональных властных структур пока не решается.
Личные подсобные хозяйства Свердловской области могут, конечно, переориентироваться в фермерские хозяйства, чтобы и дальше существовать и развиваться, но не каждое личное подсобное хозяйство может этого достичь из – за нехватки финансов и рабочей силы.
Одной из главных задач сегодня является помощь личным подсобным хозяйствам в распространении их продукции. Для этого нужно подключать фермерские хозяйства, потребительские кооперативы, которые могут закупать продукцию у сельчан для ее дальнейшей реализации через оптово – распределительные центры.
Также в Свердловской области реализуется такая мера поддержки ЛПХ, как возмещение процентной ставки по кредитам. Для этого можно взять долгосрочный кредит до 700 тыс. рублей на одно ЛПХ сроком до 5 лет и краткосрочный кредит до 300 тыс. рублей сроком до двух лет.
В той же Свердловской области в дореформенный период сельскохозяйственным трудом было занято свыше 300 тысяч сельских жителей, а сегодня трудится всего около 35 тысяч человек. Существующие фермерские хозяйства не оказывают серьезного влияния на трудовую занятость сельского населения. В сложившихся условиях возникает вопрос - как выживать трудоспособным гражданам, проживающим в сельских территориях.
Одним из реальных направлений организации трудовой занятости сельских жителей может стать развитие несельскохозяйственных видов деятельности. Рассмотрим, чем могут заняться трудоспособные граждане, проживающие в сельской местности.
а) Работа с использованием лесных ресурсов: лесозаготовка с последующей переработкой на пиломатериалы; заготовка дикорастущих грибов, ягод, лекарственно-технического сырья; заготовка лесных растений для изготовления товаров народного потребления (корзины, веники и другие); изготовление древесного угля, дегтя, скипидара; заготовка и реализация дров, в том числе, из валежника; сбор шишек с семенами сосны, кедра, ели с целью сдачи семян лесхозу или выращивания рассады с последующей посадкой в лесу и другие работы. Правовые основы использования лесных ресурсов заложены в Лесном кодексе Российской Федерации [3] и нормативных правовых актах лесного законодательства.
б) Разработка месторождений общераспространенных природных материалов (торф, сапропель, песок, глина и других). Правовой основой в этой сфере деятельности является закон Российской Федерации «О недрах» [4].
в) Организация экологического и иного туризма в сельской местности и работа в этой сфере. Правовые основы организации этой деятельности изложены в федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[5].
Могут быть и иные виды деятельности сельских жителей вне сельского хозяйства с целью обеспечения своего благосостояния.
В конечном итоге, организация таких видов производственно-хозяйственной деятельности в сельских территориях должна обеспечивать администрация муниципального образования, и это будет реальный вклад органа местного самоуправления в развитие сельской экономики.
Следующим направлением является развитие личных подсобных хозяйств [6], где на своих придомовых земельных участках владельцы ЛПХ выращивают картофель, овощи и другие сельскохозяйственные культуры, а также садово-ягодную продукцию, которые идут для самообеспечения. В отдельных ЛПХ выращиваются домашние животные и птица. В настоящее время произошла поляризация в сфере личных подсобных хозяйствах, так как в одних ЛПХ выращивается сельскохозяйственная продукция не только для собственных нужд, но и на продажу. По сути дела, эти ЛПХ являются товарными и субъектами аграрного предпринимательства, что идет в разрез с нормами федерального закона № 112-ФЗ от 07.07.2003. Во многих сельских территориях, например, Свердловской области заметно происходит уменьшение площади земельного участка ЛПХ и не проводятся работы по выращиванию сельскохозяйственной продукции. Такие земельные участники зарастают сорняками и производят впечатление бесхозяйственности. Причинами такого явления заключается в старении владельцев ЛПХ, росте расходов на вспашку земли в огородах и другие затраты. Серьезной проблемой становится реализация выращенной продукции, которую раньше закупала потребительская кооперация, а сегодня владелец ЛПХ не знает, куда и кому реализовать выращенное.
Для выращивания сельскохозяйственных животных нужны корма, заготовка которых сегодня стоит денег, а затраты на корма не покрываются.
Проблемой является забой выращенного скота, поскольку подворный забой запрещен ветеринарной службой.
Заключение
Синтезируя вышеизложенное, отмечаем, что создается впечатления, что личные подсобные хозяйства сельских жителей постепенно утрачивают свое значение в системе многофункциональной сельской экономики и теряют позиции в области продовольственной безопасности. На такое состояние ЛПХ безучастно смотрят органы местного самоуправления, которые обязаны содействовать развитию сельскохозяйственной деятельности в сельских территориях и обеспечению продовольственной безопасности муниципального образования. Это ответственная социально-политическая задача, и за ее решение необходим жесткий спрос.
Существование и развитие многофункциональной сельской экономики в настоящее время получает особое внимание органов государственной власти. Этому свидетельством является принятие таких правовых актов: Указ Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [7], Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21.07.2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8]. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [9], Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» [10]. Стратегические государственные и целевые программы имеются и в субъектах Российской Федерации. Например, в Свердловской области действует Комплексная программа Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и сельских населённых пунктов Свердловской области (Уральская деревня) до 2025 года [11].
Перечисленные правовые акты нацелены на решение задач социально-экономического развития сельских территорий. Особое внимание уделяют существующему улучшению демографической ситуации в сельской местности, способствующей формированию и развитию человеческого капитала для трудовой деятельности в аграрном секторе экономики и вне сельского хозяйства, а также в личных подсобных хозяйствах.
Решение вышеизложенных задач обязывают активизировать свою деятельность органы местного самоуправления в части вовлечения сельского населения в производственно-хозяйственную деятельность в сельских территориях. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации запланирована грантовая поддержка российских инициатив граждан, проживающих в сельской местности. Приоритетными направлениями реализации проектов:
а) создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;
б) сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников;
в) поддержка национальных культурных традиций, народных проектов и ремесел.
Гранты предоставляются на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Часть расходов может быть компенсирована из местного бюджета. Это одна из реальных форм занятости сельских жителей в сфере благоустройства сельских территорий и сохранения ценностей сельского быта.
Перечень вопросов по развитию сельской многофункциональной экономики востребуют более ответственного отношения органов местного самоуправления к организации такой деятельности в сельских территориях. Очевидно, что необходимо внести дополнения в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязывающее органы местной власти организовать работу по развитию многофункциональной сельской экономики.
1. Federal'nyy zakon №131-FZ ot 06.10.2003 g. «Ob obschih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federacii» /Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003 № 40 st.3822.
2. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii №20 ot 21 yanvarya 2020g./SZ RF 2020 №4 st.345.
3. Federal'nyy zakon №200-FZ ot 04.12.2006 g. Lesnoy kodeks Rossiyskoy Federacii. /SZ RF 2006 №50 st.5278.
4. Zakon Rossiyskoy Federacii «O nedrah» № 2395-1 ot 21.02.1992 g./SZ RF 1995 g. №10, st.823.
5. Federal'nyy zakon № 132-FZ ot 24 noyabrya 1996g. «Ob osnovah turistkoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federacii»// SZ RF 1996, № 49 st.5491.
6. Federal'nyy zakon № 112-FZ ot 07.07.2003 «O lichnom podsobnom hozyaystve»/SZ RF 2003, №28 st.2881.
7. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii №204 ot 7 maya 2018 g. «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda» /SZ RF 2018.
8. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii №474 ot 21.07.2020 g. «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda» /SZ RF 2020.
9. Strategiya ustoychivogo razvitiya sel'skih territoriy Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda, utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii №151-r ot 02.02.2015 g./SZ RF 2015 g. № 6.
10. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federacii i kompleksnoe razvitie sel'skih territoriy, utv. postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii №696 ot 31 maya 2019 g./SZ RF 2019.
11. Kompleksnaya programma Sverdlovskoy oblasti «Razvitie agropromyshlennogo kompleksa i sel'skih punktov Sverdlovskoy oblasti (Ural'skaya derevnya) do 2025 goda, utv. postanovleniem Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti №808-pp ot 06 noyabrya 2020 g./Oblastnaya gazeta 2020.