Moscow, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
VAC 08.00.14 Мировая экономика
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.51 Мировое хозяйство. Международные экономические отношения
GRNTI 06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
OKSO 38.03.01 Экономика
OKSO 38.07.02 Экономическая бехопасность
OKSO 38.05.01 Экономическая безопасность
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BBK 655 Мировая экономика
BISAC BUS039000 Economics / Macroeconomics
BISAC BUS069020 International / Economics
The article examines international cooperation as a tool for combating crime on a global scale. The analysis of the interaction of law enforcement agencies for the suppression, detection and investigation of crimes has been carried out.
Interpol, international cooperation, international crime, law enforcement, economic security
В настоящее время в результате социальных, политических и экономических преобразований имеет место тенденция к решению вопросов путем применения насилия и причинения вреда. Такого рода действия пресекаются правоохранительными органами государства. Однако, стоит отметить, что преступность как социальное явление имеет не только национальный характер и наносит существенный вред экономической безопасности государства, но и является проблемой мирового масштаба. В последние годы мировое содружество обеспокоено актуальными мировыми проблемами, касаемые безопасности и международного сотрудничества, что придает значимость взаимодействию в правоохранительной сфере.
Роль правоохранительных органов в части касаемой обеспечения взаимодействия между различными государствами возрастает. Динамика развития некоторых сфер жизнедеятельности нередко становится причиной развития различных проблем, одной из которых является увеличение доли преступности не только на национальном уровне, но в рамках мирового масштаба, что значительно осложняет противодействие и борьбу с ней. Поэтому, тема не теряет своей актуальности уже несколько десятилетий.
Международное сотрудничество и взаимодействие в правоохранительной сфере является интересным объектом для исследования в плане формирования единого подхода к понятию «Мировая (международная) преступность». Под данным термином понимается нарушение установленных законодательных норм на национальном и международном уровне в отношении прав и свобод человека и гражданина. Преступления мирового масштаба предполагают посягательство не только на внутригосударственный правопорядок, но и представляет собой угрозу для всего человечества.
Рассматривая предпосылки мирового сотрудничества, следует выделить:
1. Исторический аспект (объясняется не исчезновением ряда опасных преступлений, а их модернизацией, что требует всеобщей заинтересованности, в целях борьбы с ними);
2. Развитие инновационной конкуренции, что включает в себя развитие и пропаганду научно-технического прогресса в каждой стране [5].
С развитием инновационного продукта, государство всегда сталкивается с проблемой роста преступности в данной сфере, так как новое подвержено уязвимости. Как известно, преступник всегда на шаг впереди прогресса (компьютерные преступления, которые развиты по всему миру и трудно раскрываемые, преступления в банковской сфере и другое);
3. Различие в методах наказания за одно и тоже деяние в различных странах, но с одинаковым политическим режимом (сравнивая уровень преступности в США, Китайской народной республике и Российской Федерации следует отметить, что в КНР и США до сих пор применяется смертная казнь, в отличие от России, что значительно снижает преступность в этих странах, хоть и является методом устрашения. Анализируя общие статистические данные по миру, всегда в приоритете остается упор на международный опыт);
4. Нарастание расслоения граждан мира на богатых и бедных, что является одним их поводов политических, экономических и социальных конфликтов;
5. Различие в уровне правовой грамотности населения мира;
6. Наличие латентной преступности в мире (изучая уровень теневой экономики России, трудно найти данные, которые отражали бы объективную картину, статистические показатели значительно занижаются, что не позволяет в полной мере осуществлять борьбу с данным экономическим явлением);
7. Низкий уровень правоохранительного взаимодействия между странами (правоохранительные органы иностранного государства не всегда имеют возможность оперативно реагировать на запросы государства, в том числе вопросов, касающихся розыска преступников, объявленных в международный розыск, что объясняется высокой загруженностью профессиональных кадров, а также их нехваткой. Данный факт очередной раз доказывает значимость международного сотрудничества).
Повышение уровня обеспечения международной безопасности связано с неоднократными попытками снижения национальной преступности в каждой стране. Международная безопасность регламентируется как нормативными актами отдельной страны, так и международными договорами, действие и значимость которых рассмотрим далее.
Нормативное регулирование в вопросах международного сотрудничества, с целью борьбы с преступностью мирового масштаба, у каждого государства свое. Однако, общим являются документы ввиде международных соглашений, исполнение которых обязательно в каждой стране. Таким образом, основой сотрудничества является действующее законодательство. Основополагающими документами, регулирующими международное сотрудничество, являются:
• Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая в 2000 г., которая регламентирует огромное количество вопросов: диктует обязанность осуществления преследования и назначения наказания лицу, совершившему преступление с учетом степени опасности для мирового сегмента, прописаны формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью, порядок оказания взаимной правовой помощи и иное;
• Конвенция ООН против коррупции, которая также является проблемой практически всех стран мира;
• Другие конвенции, посвященные отдельным категориям преступлений (незаконный оборот наркотиков, терроризм, экстремизм, торговля оружием и прочее).
Останавливаясь на социальной проблеме борьбы с наркотиками, следует сказать, что мировая практика некоторых стран в вопросе существенного вреда психотропных и наркотических средств, использующихся не в медицинских целях, показывает, что проблема будет существовать до тех пор, пока все страны не введут запрет на хранение и сбыт. Рассмотрим мировую практику, где наркотические средства легализованы (рисунок 1) [3].
Рассматривая и изучая данную проблему, следует отметить, что она не является единственной. Такая же ситуация с легализацией оружия, с помощью которого совершается ряд тяжких и особо тяжких преступлений по всему миру. Сущетсвующая социальная проблема говорит о недостатках международных конвенций и договоров, в плане установления запретов на конкретные продукты. Благодаря ним, вероятность снижения уровня международной преступности увеличится, а количество преступлений будет снижено. Настоящие действующие международние договоры лишь трактуют порядок и регламентируют некоторые политические и социальные аспекты, однако в них категорически не хватает запрещающих норм.
Рассматривая данный вопрос в правоохранительной сфере, то следует отметить работу Интерпола, Европейской полицейской организации (ЕВРОПОЛа), Евроюста и Европейского бюро по борьбе с мошенничеством, что позволяет своевременно принимать меры по пресечению правонарушений на мировом уровне.
Так, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2019 году в международный розыск было объявлено порядка 7,6 тыс. чел. Результат работы Интерпола – это задержаны 181 человек, 97 возвращены на родину и 30 переданы зарубежным правоохранительным органам [3]. Показатели на первый взгляд небольшие, однако осуществление розыска не является простой задачей. При этом не всегда своевременно удается реагировать на поступающие сообщения от различных государств с целью объединения усилий в восстановлении справедливости, поэтому зачастую процесс поиска затягивается, и преступник успевает скрыться от следствия и суда.
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что международное законотельство в вопросах регулирования и стимулирования снижения уровня преступности по миру не совершенно. Нормы, прописанные в международных документах носят хоть и обязательный характер, однако действующее законодательство на территории одного государства ставит свои нормы права выше международных стандартов, что является причиной возникновения ряда проблемных аспектов в наращивании международного взаимодействия.
Как говорилось ранее, наибольшую актуальность в современном мире набирает тенденция к развитию и расширению международного сотрудничества в сфере правоохранительной деятельности. Данный факт объясняется борьбой с преступностью на различных уровнях, а также профилактика преступной составляющей. Особое предпочтение отдается усилению взаимодействия между государствами, интеграционными процессами в различных сферах жизни общества и государства. Осуществление международного сотрудничества и взаимодействия в правоохранительной сфере необходимо, так как проблема увеличения роли преступности в мире набирает обороты с каждым годом, ставя под угрозу жизнь и здоровье граждан, а также является препятствием для экономического, культурного и социального развития мирового сообщества. Рассмотрим существующий уровень преступности в мире (рисунок 2) [6].
Анализируя рисунок 2, можно сделать вывод, что в мире уровень преступности достаточно высокий. Существует большой шанс, что уехав в Сомали, Ирак, Мексику, человек на Родину уже не вернется, так как искать будет бессмысленно. Сомали настолько бедная страна, что различие в социальном и экономическом уровне по сравнению с другими странами вынуждают каждый день жителей страны вести борьбу за право на существование. Кроме этого, одной из проблем в установлении прочного международного сотрудничества является различие в уровне образования. Граждане своего государства вынуждены мигрировать в США, Китай, Россию для получения более качественного образования, но из-за своего менталитета не всегда могут решать вопросы мирным путем.
Поэтому наибольшую опасность представляет собой мировая преступность, так как в нее вовлечены все государства нашей планеты и их граждане, что ставит под угрозу существования человечества.
Россия на сегодняшний день является участником множества международных договоров, что позволяет осуществлять качественное международное сотрудничество при раскрытии особо опасных преступлений. Однако, недостатком выступает то, что использование этих международных договоров практически не представляется возможным, в связи с многочисленностью такого рода нормативных правовых актов, где отражены основы сотрудничества. Вопросы, связанные с оказанием международной правовой помощи, также подлежат некоторому совершенствованию. Это вызвано тем, что данные вопросы по международной помощи по уголовным делам в большей степени косвенно связаны с уголовным преследованием, что значительно усложняет работу правоохранительным органам и суду.
Отметим, что в вопросах оказания международной правовой помощи ни в одном документе точно не установлены сроки, в которые это должно осуществляться, поэтому нельзя с полной уверенностью утверждать, что данное мероприятие на сегодняшний день эффективно.
Следующей проблемой является проводимая внешняя политика государством и то, какие отношения складываются между государствами. Напряженность в отношениях в свою очередь затрудняет сотрудничество и взаимодействие, что не позволяет эффективно бороться с преступностью мирового масштаба. Однако не только внешняя политика иностранных государств является неким препятствием, но и внутренняя политика в том числе. Это высказывание объясняется тем, что некоторые государства в прямом смысле не заинтересованы в сотрудничестве с другими странами, особенно с теми, где уровень коррумпированности органов власти высок. Считается, что коррумпированность органов одного государства при тесном взаимодействии органов власти с другим государством повлечет негативные экономические последствия для страны и поэтому иностранные государства избегают международного сотрудничества и считают любые попытки, как вмешательство в интересы государства [4].
Немаловажным является факт, что некоторые иностранные государства неохотно стремятся к международному сотрудничеству в правоохранительной сфере, так как не уверены в конфиденциальности рассматриваемых проблем, опасаясь утечки информации, что в дальнейшем может привести к различным политическим противоречиям, и нанесет вред оперативным работникам правоохранительных служб государства.
Рассмотрим пути решения существующих проблем и предложим некоторые рекомендации по нарастанию международного сотрудничества и взаимодействия в правоохранительной сфере.
Вопросы, касаемые правовой помощи государствам, имеют особое значение. Однако непонятно, почему до сих пор нет четкой регламентации по срокам оказания международной правовой помощи. Так, со следующего года предлагается включить в уголовно процессуальный кодекс статью, регламентирующую срок оказания международной правовой помощи в один месяц с момента получения запроса. Данного времени хватит и на рассмотрение проблемы и на ее решение. Обязанности и ответственность по оказанию правовой помощи возложить на Интерпол. Кроме этого, необходимо создать и осуществить контроль за реализацией внутриведомственных методических рекомендаций, где будут четко прописаны положения в отношении оказания международной правовой помощи государствам. Ответственными за реализацию данного направления совершенствования международного сотрудничества возложить на Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности и Прокуратуру Российской Федерации.
Роль Интерпола в мировом сообществе велика, но при этом функций, которыми он наделен, недостаточно для осуществления плодотворного противодействия мировой преступности. Таким образом, расширение функций Интерпола позволит осуществлять борьбу с преступностью на новом уровне. Обязанности надзора за деятельностью мировых правоохранительных органов уполномоченных осуществлять борьбу с преступностью на мировом уровне возложить на вновь созданный мировой орган. Благодаря этому решится вопрос с недоверием некоторых иностранных государств, так как за утечку информации будет персональная ответственность государству, вынесенная надзорным органом.
Решение проблемы вовлечения в международное сотрудничество и взаимодействие в целях борьбы с преступностью стран с низким уровнем экономики, достигается путем оказания материальной финансовой помощи от экономически развитых государств, а также предложение экономической концепции для поднятия уровня экономической составляющей в государстве.
Таким образом, международное сотрудничество и взаимодействие в правоохранительной сфере – это сложный и закономерный процесс, который готовы поддержать не все страны по различным причинам. Важной проблемой является отсутствие единого международного надзирающего органа для снижения недоверия между государствами в решении общеправовых вопросов. При этом следует увеличить полномочия Интерпола и расширить его функции. Осуществляя предложенные выше рекомендации, будет доступно в несколько раз снизить уровень преступности во всем мире.
Международное сотрудничество и взаимодействие в правоохранительной сфере с целью борьбы с преступностью предполагает внимание и усилия каждого отдельно государства мира. Только благодаря заинтересованности всех стран проводимые мероприятия по предотвращению и предупреждению отдельных видов преступлений будет эффективно. Помимо действующих международных правовых документов в виде конвенций и договоров необходима четкая регламентация некоторых международных вопросов (например, оказание правовой помощи государствам).
Международное сотрудничество и взаимодействие в правоохранительной сфере нужно и необходимо, в том числе, для обеспечения национальной безопасности отдельного государства. Путем научного исследования в работе представлены некоторые рекомендации по совершенствованию международного сотрудничества и взаимодействия для борьбы с международной преступностью. При этом проанализированы существующие проблемы.
Подводя итог, следует сказать, что чем больше взаимопонимания и взаимосогласия между государствами и при этом присутствует осознанность существующих мировых проблем, тем активнее должно происходить вовлечение в борьбу по предупреждению тяжких и особо тяжких преступлений международного характера.
1. Federal Law of March 6, 2006 No. 35-FZ "On Countering Terrorism" (as amended and supplemented) // Rossiyskaya Gazeta. - March 10, 2006. - No. 48.
2. "Concept of countering terrorism in the Russian Federation" (approved by the President of the Russian Federation on October 5, 2009) // // Rossiyskaya Gazeta. - October 20, 2009. - No. 198.
3. General Prosecutor's Office of the Russian Federation: official website. - Moscow. - URL: http://genproc.gov.ru/ (date of access: 05.02.2021).
4. Kurchinskaya-Grasso, N.O. Actual problems of international cooperation in the law enforcement sphere / N.O. Kurchinskaya-Grasso. - Text: direct // Young scientist. - 2019. - No. 49 (287). - S. 341-344. - URL: https://moluch.ru/archive/287/64688/ (date of access: 05.02.2021).
5. International cooperation in the fight against crime. Role of the UN and the Council of Europe: official site. - URL: https: //studopedia.ru/10_233399_kriminologicheskaya-harakteristika-retsidivnoy-prestupnosti.html (date of access: 05.02.2021).
6. Rating of the crime rate in the world 2019-2020: official website. - URL: https://visasam.ru/emigration/vybor/prestupnost-v-mire.html#i (date of access: 05.02.2021).