employee from 01.01.2014 until now
Kazan', Kazan, Russian Federation
employee from 01.01.2015 until now
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
BBK 6505 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ
Building an information society is one of the most important challenges facing humanity. The information and communication infrastructure is the foundation in the information society, and the influence of technology is carried out in almost all spheres of life. The presented work examines the need for legislative regulation of the Internet environment in the context of the digitalization of the economy. The main distinctive features and characteristics of the information society are investigated, the legal conditions and legal norms for working with web sites in the Internet space are determined. The authors analyzed the tools and technologies most used in the Internet environment, identified the main causes and consequences of their use, identified the advantages and disadvantages.
digital economy, information market, Internet technologies, website, legislative regulation
Построение информационного общества, является одной из важнейших задач, стоящих перед человечеством. Фундаментом в информационном обществе выступает информационная и коммуникационная инфраструктура, а влияние технологий осуществляется почти на все сферы жизни. В современных условиях цифровой экономики, выявляются специфические особенности, отличающие сферу услуг от материального производства и предприятия различных форм собственности все больше стали использоваться неисчерпаемые виды ресурсов и факторов производства, таких как информация, интернет-технологии, инновации, ноу-хау [3], в связи с этим информационные технологии постепенно находят свое применение на все большей территории.
На наш взгляд, одной из проблем в сфере цифровизации экономики России является недостаточно системное и логичное регулирование действий физических и юридических лиц в Интернет-среде. В представленной работе авторы поставили цель выявить законодательные условия и юридические нормы по работе с web-сайтами в Интернет пространстве , а также определить основные отличительные черты и характеристики информационного общества. В ходе выполнения данного исследования проведен анализ наиболее используемых интернет- технологий, выявлены основные причины и последствия их применения, определены преимущества и недостатки.
Информационным рынком является совокупность экономических, правовых и организационных отношений по торговле между поставщиками и потребителями. Рынок характерен определенной номенклатурой предлагаемых услуг и продуктов, а также условиями и механизмами их представления и ценами.
На сегодняшний день российское законодательство в полной мере не содержит определения web-сайта, который представляет собой совокупность связанных между собой web-страниц, находящихся по определенному адресу и содержащих характерную информацию о конкретном юридическом или физическом лице. При этом web-сайт может являть собой всего одну web-страницу (лэндинг), или множество страниц, имеющих определенную структуру, разделы и гиперссылки.
Несмотря на то, что в нашей стране сфера разработки сайтов достаточно слабо законодательно урегулирована в отличии от европейских стран, имеются прецеденты закрытия сайтов. Чтобы не допустить этого, необходимо соблюдать основные аспекты при разработке сайта организации:
- Необходимо четко соблюдать законодательно установленные нормы и ограничения (к примеру, учитывать запрет на размещение на сайте призывов к насилию и т.д.);
- Учитывать авторские права на текстовые материалы, фотографии, изображения и прочие материалы;
- Необходимо соблюдать защиту прав посетителей сайта (к примеру, нужно предупреждать о сборе или использовании какой-либо информации о посетителе);
- Должны быть защищены права владельцев сайта;
- Особенно острое значение соблюдение юридических норм возникает при разработке и внедрении интернет-магазинов.
Одна из проблем в современной России в этой сфере состоит в недостаточном регулировании действий физических и юридических лиц в Интернет-среде. Возникают сложности к привлечению к ответственности сотрудников, которые нанесли ущерб своей организации из за некорректной работе на сайте. Бывали случаи, когда капитализация организации падала на большие суммы из-за неосторожной публикации в блоге недостоверной информации о слиянии или банкротстве фирмы.
В некоторых случаях разработанный сайт регистрируют как средство массовой информации. Эта регистрация дает дополнительные преимущества, которые определяются федеральным законодательством, как например правовой иммунитет, аккредитацию на значимые общественные мероприятия, право не прeдоставлять сведения об источниках информации, а также защита материалов сайта Законом РФ «Об авторских и смежных правах».
Регулированию поддается также и структура сайта, его дизайн и макет.
Так, например, в рамках государственных организаций, существуют четкие требования к web-сайтам, которые также могут применяться и в коммерческих сайтах, в качестве негласных правил. Государственные web-сайты попадают под определенные нормативы российского законодательства. Они должны отличаться от коммерческих ресурсов более строгим дизайном, контентом техническими параметрами и пользованием.
В рамках требований к сайтам государственных учреждений, как правило, ставятся три главных пункта:
- Доменное имя. Доменное имя сайта государственного учреждения должно четко совпадать с его официальным наименованием государственного органа, вольность, как в случае с корпортивными сайтами, недопустима. Как правило, в имени домена государственного учреждения используются аббревиатуры.
- Дизайн. Исключены флеш-ролики, яркие картинки и баннеры. Стиль должен быть выдержанным и лаконичным, дружелюбным к пользователям, с присутствием государственной символики: герб, флаг;
- Контент. Контентом занимается сама организация. Использовать можно только качественные фотографии, изображения руководства и здания.
Кроме трех этих главным пунктов, в зависимости от деятельности организации на сайте должна указываться следующая информация:
- Общие сведения, т.е. наименование, полномочия, функции, услуги, адреса и контакты, а также история развития, данные о руководстве, СМИ; и другая необходимая информация, не являющаяся коммерческой тайной.
Существуют также отдельные требования к официальным сайтам и их содержанию:
- Контент в свободном доступе, который можно с легкостью скачивать, копировать и просматривать. Отсутствуют какие-либо ограничения для пользователей;
- Информация на сайте датируется и регулярно обновляются. Своевременно публикуются нормативно-правовые акты.
- Тексты представлены на государственном языке, однако другие языковые версии допустимы и желательны;
- На web-сайте государственного учреждения должна быть максимальная безопасность, на случай несанкционированного редактирования, подделки или любых других атак;
- Информация на сайте должна объективно освещать деятельность организации;
- Руководство организации нечет ответственность за правдивость представленной на сайте информации;
- Размещенная на сайте информация равнозначна публикациям СМИ.
Полный перечень требований описан в статье 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-Ф3 [2], которая также обязывает сайты государственных органов с 1 января 2016 года иметь версию сейчас для слабовидящих людей.
Кроме регулирования структурной части web-сайта, могут возникать различные вопросы технического и юридического характера. Так, например, при разработке сайта необходимо воспользоваться услугами программистов и дизайнеров, а для этого необходимо правильно оформить с ними отношения, зарегистрировать доменное имя для сайта и заключить договор с провайдером.
Важно понимать, что отношения, возникающие в сети Интернет, по сути не отличаются от реальных отношений, и подлежат такому же правовому регулированию. Подтверждает это судебная практика по делам о нарушении прав в виртуальном пространстве, и нарушении авторских прав. Причем Закон РФ «Об авторских и смежных правах» регулирует не только контент сайта, но и техническую его часть при разработке.
Сайт выступает, как комплекс программ для ЭВМ и база данных. Программой для ЭВМ является совокупность данных, программного обеспечения и команд, функционирование которых влечет определенный результат, а базой данных является совокупность самостоятельных материалов (расчетов, судебных решений, нормативных актов), систематизированных так, чтобы они легко находились и извлекались системами ЭВМ.
В соответствии со ст. 1259 ГК РФ [3] программы для ЭВМ относятся к объектам авторских прав и охраняются как литературные произведения. Советуется регистрировать программную часть своего сайта, как программу ЭВМ в порядке, предусмотренном ст. 1262 ГК РФ. Но, разумеется, готовую программную площадку, как например Joomla, Wix или Битрикс регистрировать не нужно. Первая является свободным софтом, вторая частично свободная - частично платная, а пользоваться третьей можно только на условиях лицензионного соглашения за определенную плату. Однако, если специально для сайта был написан программный код, или хотя бы небольшой плагин, выполняющий определенную функцию, то есть смысл его зарегистрировать, чтобы уберечь от возможных конфликтов с автором плагина, разработавшим его в рамках вашего проекта.
База данных, согласно п. 2 ст. 1260 ГК РФ, рассматривается, как составное произведение и также является объектом авторского права.
Основы законодательства о нотариате (ст.102, 103) дают возможность заверить у нотариуса момент публикации сайта в сети Интернет, чтобы позволить в будущем при возникновении споров подтвердить дату его публикации в сети, его содержание и дизайн на тот момент времени.
Графическое решение сайта, или его дизайн, могут быть зарегистрированы, как промышленный образец (ст. 1352 ГК РФ). Ввиду чего, если кто-то будет использовать дизайн этого сайта без ведома владельца, то его можно будет защитить не только в рамках авторских прав, но и в рамках патентного права, что значительно увеличит размер компенсации за ущерб.
Открытый перечень объектов авторских прав указан в ст. 1259 ГК РФ. В частности, объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Как отмечается в п. 28 совместного Постановления Пленумов Верховного Совета РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29, при возникновении вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, следует учитывать, что таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом, пока не доказано иное, предполагается, что результат создан творческим трудом. Наличие новизны, уникальности и (или) оригинальности не является обязательным требованием.
Соответственно, у каждой части и элемента сайта может быть свой автор и правообладатель или сразу несколько правообладателей, обладающих исключительным правом на тот или иной объект авторского права. Причем автор и правообладатель могут не совпадать.
Таким образом, необходимо отметить, что в наше время, с одной стороны, технически, процесс создания сайта значительно упростился - существуют множество редакторов, языков и программного обеспечения (в том числе и бесплатного), способствующего созданию сайта. А с другой стороны, судебная практика показывает, что процесс и усложняется, обрастая нормативными требованиями, договорами и обязательствами, нарушение которых может привести к блокировке сайта и судебным разбирательствам. А чтобы быть в курсе всех последних изменений в требованиях к организации и внедрению сайта, желательно обращаться за консультациями к юристам. Также, нужно отметить, что в нашей стране в сфере организации создания и внедрения веб-сайтов наблюдаются положительные тенденции, хотя и не в таких масштабах, как в странах Запада. По данным исследования рынка веб-разработок (2015-2019 гг.) в России насчитывается около 3500 веб-студий. Большинство из которых, представляют собой малый бизнес и укладываются в рамки 5-10 сотрудников. Если посмотреть на список предлагаемых услуг, то можно удостовериться в малом интересе к поддержке сайта со стороны профессиональных разработчиков сайтов. При этом почти в каждой веб-студии есть следующие услуги:
- создание сайтов;
- поисковое продвижение;
- реклама в интернете;
- дизайнерские услуги;
- хостинг.
Намного реже можно увидеть зрелые предложения по услугам:
- редизайн;
- разовая поддержка сайтов;
- регулярная поддержка сайтов;
- индивидуальные разработки;
- доработка веб-сайта.
Помимо этого с недавних пор появилась интересная тенденция обращения с заказами в Россию из стран Европы и США. Однако, как правило, это связано с внедрением и продвижением сайта. Основная причина, почему заказчик из стран Европы и США ищет разработчика в России – это цена услуг. Продвижение сайта на Западе, в google.com может обойтись в 40-50 раз дороже, чем продвижение в Яндексе. Тоже можно сказать и о процессе организации создания и внедрения веб-сайта.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать выводы о том, что в современных условиях, когда цифровизация экономики происходит все более быстрыми темпами и усиливается влияние интернет-среды на экономику и социальное развитие общества, государство должно принимать меры по правовому регулированию интернет-контента в целях обеспечения безопасности различных хозяйствующих субъектов.
1. Shipshova O.A., Mukhametshina F.A. Features of the development of service and the sphere in the global and Russian economy. Scientific Review. 2014. No. 9-1. S.82-85.
2. Shipshova O.A., Akhmetzyanov R.N., Bagautdinov R.G. Innovative Entrepreneurship (Marketing Aspects) Study Guide. Kazan, 2012.
3. Shipshova O.A., Nurtdinov I.I. Using e-mail marketing tools in the digital economy. Economics and Management: Problems, Solutions. 2020.Vol. 1.No. 1.P. 145-150.
4. The innovative component of the formation of competitive advantages in production systems in the context of changing technological structures: monograph / otv. ed. I. T. Nasretdinov. -M .: RUSAYNS, 2017.-142s
5. Kosova Yu. A. “Online advertising as a means of influencing national markets” // “Transformation of the national socio-economic system of Russia”. Materials of the 1st International Scientific and Practical Conference (Moscow, November 30, 2018). - M .: RGUP, 2019. -p. 335-346
6. Alikina A.I., Uryadnikova M.V. Electronic marketing in the implementation of the project // Cooperation and entrepreneurship: state, problems and prospects: collection of scientific papers of the III International conference of young scientists, graduate students, students and students - Kazan: Publishing house "Print-service XXI century", 2019. - P. 331-333.