Russian Federation
Russian Federation
The article shows that the epidemiological situation has significantly slowed down economic growth not only in Russia, but also in all countries of the world, which causes new challenges and threats in achieving the sustainable development Goals. This increases the importance of government support aimed at the recovery of employment and income, growth and long-term structural changes in the economy, with software-targeted and implemented under the state programs and projects at both the Federal and regional levels. In our country, unprecedented and decisive actions are being taken within the framework of state support to restore effective employment and effective demand, improve the business climate and economic growth in the context of the sustainable development goals. At the same time, in the context of global integration, when the economies of all countries of the world are becoming increasingly dependent on each other, strengthening international cooperation and developing multilateral partnerships between countries should be considered as one of the important factors for mitigating the consequences of the COVID-19 pandemic and sustainable development of the national economy in the long term.
COVID-19 pandemic, sustainable development goals, economic growth, GDP dynamics, government support
Введение. Российская экономика, как и экономики всех стран мира, подверглась новым вызовам и угрозам в достижении Целей устойчивого развития, связанным с распространением пандемии COVID-19. По оценкам Международного валютного фонда в 2019 году, до начала пандемии, в глобальной экономике наблюдался рост ВВП около 3 %, рост ВВП по паритету покупательной способности около 4,6 % [5].
В условиях глубокого кризиса, обусловленного пандемией, глобальный экономический рост резко замедлился, возникла угроза в достижении Целей устойчивого развития [18].
По предварительным данным общие потери в связи с влиянием пандемии COVID – 19 на экономику России составляют 18 трлн. руб.
По некоторым прогнозам, мировая экономика сможет вернуться к докризисному уровню не ранее 2022 года, как отмечают исследователи Института проблем рынка РАН – В.А. Цветков, чл.-корр. РАН, д.э.н., профессор, и д.э.н., профессор М.Н. Дудин [18].
Важно обратить внимание, что с введением карантинного режима для бизнеса характерны высокие трансакционные издержки и повышенные риски, что и обуславливает необходимость государственной поддержки [10].
Отмеченное актуализирует исследование вопросов, связанных с оценкой влияния сложной эпидемиологической ситуации на экономический рост и в целом на достижение Целей устойчивого развития национальных экономик.
Методы и результаты исследования. Исследование проблем социально-экономического развития национальной экономики и оценка влияния пандемии COVID-19 на экономический рост в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года основано на ранее опубликованных в литературе результатах, полученных отечественными и зарубежными исследователями в данной предметной области, и официальной статистике.
В новых кризисных условиях, связанных с распространением пандемии COVID-19, исследование ее влияния на устойчивое социально-экономическое развитие страны приобретает особое значение и особую актуальность как на глобальном, так и на национальном уровне [1, 4, 7].
Следует подчеркнуть, что эпидемиологическая ситуация существенно влияет на будущее экономики не только Российской Федерации, но и экономики всех стран мира (рис. 1).
Рис. 1. Годовое изменение реального ВВП, в %
Источник: составлено авторами по данным [17].
По данным МВФ в 2020 году прогнозируется спад глобальной экономики на уровне 4,4 процента. При этом сокращение экономики России оценивается в 4,1%. Однако, уже в 2021 году прогнозируется рост мировой экономики на 5,2%, экономики России – на 2,8% [5].
По мнению авторов, которое совпадает с мнением других исследователей, такие оптимистичные прогнозы являются нереальными [7,14].
Следует отметить, что движение России по траектории устойчивого развития базируется на основополагающих принципах, направленных на достижение баланса в решении социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей, и сформулированных еще в 1996 году [3].
Следовательно, необходимость перехода России на путь устойчивого развития находится в центре внимания государственной политики значительно ранее принятой соответствующей Резолюции Генеральной Ассамблеи [9].
В Добровольном национальном обзоре хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, который был впервые опубликован в июне 2020 г. на официальном сайте ООН, отмечается, что совместными усилиями государства, бизнеса и общественности в нашей стране достигнуты определенные успехи по каждой из отдельных 17 взаимосвязанных целей устойчивого развития, особенно в контексте следующих: «ликвидация нищеты», «качественное образование», «достойная работа и экономический рост»
Так, например в 2018 г. по сравнению с 2016 г. наблюдается ускорение темпов прироста ВВП с 0,2 % до 2,5 %, реальной среднемесячной начисленной заработной платы работников с 0,8 % до 2,9 % соответственно.
Вместе с тем, несмотря на то, что по итогам 2019 г. ВВП страны, являющийся ключевым показателем, продемонстрировал положительный рост, темпы его почти в два раза ниже, чем в 2018 году. Индекс физического объема ВВП в 2019 г. в % к предыдущему году составил 101,3% [16].
Важно, что задачи, направленные на достижение целей устойчивого развития интегрированы в соответствующие национальные проекты. Реализуемые в настоящее время в России 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры прямо или косвенно охватывают большинство задач целей устойчивого развития.
Так, в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» установлены ключевые целевые показатели развития страны на период до 2030 года, в том числе, необходимо обеспечить темп роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности и темп устойчивого роста доходов населения не ниже инфляции, увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек [13].
Вместе с тем, в современных условиях в России, как и в других странах, успешная реализация повестки дня на период до 2030 года также серьезно сдерживается пандемией COVID-19, ее негативными воздействиями в целом на социально-экономическое развитие.
При этом повышается значимость государственной поддержки, направленной на восстановление занятости и доходов населения, рост и долгосрочные структурные изменения в экономике, имеющей программно-целевой характер и реализуемой в рамках государственных программ и проектов как на федеральном, так и региональном уровнях.
В связи с этим Правительством Российской Федерации 17 марта 2020 г. был одобрен план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики России в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением COVID-19, включающий комплекс мер поддержки населения и бизнеса (рис. 2) [8].
Рис. 2. Перечень первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики России в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением COVID-19
Источник: составлено авторами по данным [8].
Первоочередные мероприятия и меры поддержки направлены на предотвращение распространения инфекции, оказание помощи и снижение негативных экономических, финансовых и социальных последствий как для населения, так и для бизнеса.
Вместе с тем, как отмечает Н.В. Акиндинова, в целом под влиянием внешних и внутренних факторов в апреле 2020 г. производство в базовых отраслях экономики, по предварительной оценке, сократилось на 11% год к году, а внутренний частный спрос, характеризуемый средневзвешенным индексом оборота розничной торговли, платных услуг населению и строительства, снизился как минимум на 22% год к году [7].
На рис. 3 продемонстрирована динамика индекса физического объема произведенного ВВП страны за I - II кварталы за период 2015-2020 гг., %.
Если за I квартал 2020 г. объем ВВП России составил в текущих ценах 25317,7 млрд руб., а индекс его физического объема относительно I квартала 2019 г. - 101,6 %, то объем ВВП России за II квартал 2020 г. составил в текущих ценах лишь 23288,2 млрд руб. и индекс его физического объема относительно II квартала 2019 г. составил всего 92,0%.
Рис. 3. Динамика индекса физического объема произведенного ВВП страны за I - II кварталы за период 2015-2020 гг., %
Источник: составлено авторами по данным [16].
В целом объем ВВП России за I полугодие 2020 г. составил в текущих ценах 48605,9 млрд рублей. Индекс его физического объема относительно I полугодия 2019 г. составил 96,6% [16].
Таким образом, основные экономические потери, обусловленные COVID-19, наблюдаются во II кв. 2020 г., когда действовали более строгие ограничения экономической активности.
В соответствии с консенсус-прогнозом, опубликованным Институтом «Центр развития» НИУ ВШЭ, с 2022 г. российская экономика выйдет на траекторию долгосрочного роста 2-2,3% в год. Аналогичный темп роста российской экономики также рассматривают представители экспертного сообщества как наиболее адекватную оценку потенциального роста ВВП России [12].
С целью восстановления экономики и устойчивого ее развития Правительство России 23 сентября 2020 г. одобрило «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике», на финансовое обеспечение которого направлено 5 трлн. рублей.
Безусловно, одним из важных факторов достижения конкурентных преимуществ и развития малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе является государственное регулирование [10].
В условиях глобализации, ускорения технологических изменений, неопределенности внешней среды и ограниченности ресурсов роль предпринимательства в устойчивом развитии национальной экономики, повышения качества жизни, обеспечения занятости населения и улучшения социально-психологического климата в обществе существенно возрастает [11].
Поэтому в период действия жестких ограничений предусмотрен пакет мер, направленных на максимальное снижение текущих издержек, предоставление отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введение моратория на проверки, продление лицензий и разрешительных документов, предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса, особенно в наиболее пострадавших отраслях экономики, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость.
Заключение. Таким образом, реализуемые в рамках данного проекта мероприятия будут способствовать восстановлению эффективной занятости и платежеспособного спроса, поддержку малого и среднего предпринимательства, запуск нового инвестиционного цикла и улучшению делового климата, а также ускорению технологического развития экономики, увеличение экспорта и поддержку импортозамещения и восстановлению и устойчивому развитию российской экономики в целом в контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [6].
Вместе с тем, в условиях глобальной интеграции, когда экономики всех стран мира становятся все более зависимыми друг от друга, укрепление международного сотрудничества и развитие многосторонних партнерских отношений между странами следует рассматривать как один из важных факторов смягчения последствий пандемии COVID-19 и устойчивого роста национальной экономики в долгосрочной перспективе.
1. Arskaya, E. V., Usatova, L. V., Kozhevnikov, V. P., Kalutskaya, N. A. World economic crisis: problems and prospects//Finance. Economy. Strategy. - 2017. - No. 3. - Pp. 13-18.
2. Voluntary national review of the implementation of the 2030 Agenda for sustainable development. - M.-2020. - 356 p. https://sustainabledevelopment.un.org.
3. the Concept of the transition of the Russian Federation to sustainable development, approved. Decree of the President of the Russian Federation No. 440 of April 01, 1996.
4. Mau V. A. Economics and politics 2019-2020: global challenges and national responses// Economic issue. 2020. No. 3. S. 5-27.
5. The international Monetary Fund [Electronic resource]. URL: https://www.imf.org/external/russian/index.htm.
6. National action plan for restoring employment and incomes, economic growth, and long-term structural changes in the economy (approved at a meeting of the Government of the Russian Federation on September 23, 2020 (Protocol No. 36, section VII) no. P13-60855 of October 2, 2020).
7. Prospects for restoring economic growth in Russia: Based on the materials of the round table in the framework OF the XXI April international scientific conference of the higher school of Economics// Economic issue. 2020. no. 7. P. 5-50.
8. Plan of priority measures to ensure sustainable economic development in the context of the deterioration of the situation due to the spread of a new coronavirus infection, approved. Government of the Russian Federation March 17, 2020 [Electronic resource]. URL: http://government.ru/.
9. The transformation of our world: The agenda for sustainable development for the period up to 2030. Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015: https://www.un.org/ru
10. seroshtan, M. V. State regulation and support of entrepreneurial activity: mechanisms and tools: Monograph / M. V. seroshtan, L. V. Usatova, V. L. Kurbatov. - Belgorod: Publishing house of BSTU named after V. G. Shukhov, 2019. - 194 p.
11. Seroshtan, M. V., Darvish F. Analysis of the current state of Russian small and medium-sized businesses// Finance. Economy. Strategy. - 2019. - Vol. 16, No. 3. P. 5-11.
12. Smirnov S. the Consensus forecast. Survey of professional forecasters: moderate pessimism // Comments about the state and business. 2020. No. 326. M.: Institute" development Center " OF the higher school of Economics. - 4C.: http: / / dcenter. hse. ru/.
13. Decree of the President of the Russian Federation of 21.07.2020 N 474 "On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030."http://publication.pravo.gov.ru.
14. Tsvetkov, V. A., Dudin, M. N. Scenarios for the development of the global economy and the main centers of economic attraction after the end of the COVID-19 pandemic (OECD, BRICS, ASEAN, League of Arab States) // Problems of the market economy. - 2020. - No. 2. - S. 6-22.
15. The goal of sustainable development in the Russian Federation. 2019: Krat. stat. sat. / Rosstat-M., 2019-39 p.
16. Federal state statistics service [Electronic resource]. URL: https://www.gks.ru/ (accessed 20.10.2020).
17. International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, October 2020: https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2020/09/30/world-economic-outlook-october-2020#foreword.
18. Sustainable Development Outlook 2020/Achieving SDGs in the wake of COVID-19: Scenarios for policymakers. - P. 57. https://sdgs.un.org/sites/default/files/2020-07/SDO2020_Book.pdf/.