from 01.01.2019 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
GRNTI 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
GRNTI 06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
OKSO 38.04.01 Экономика
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BBK 652 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов
BBK 655 Мировая экономика
BBK 6592 Экономика Российской Федерации. Частное предпринимательство
BISAC BUS039000 Economics / Macroeconomics
The article examines the main macroeconomic indicators that characterize the investment process un the Russian economy, analyzes the macroeconomic indicators and assesses the state of the Russian economy.
investment climate, competitiveness of the Russian economy, macroeconomic indicators of Russia
Инвестиционный климат государства напрямую зависит от важнейших макроэкономических показателей, которые отражают состояние экономики.
Инвестиции, привлеченные на макроуровне, определяются при помощи анализа следующих показателей: политическая стабильность и предсказуемость политики государства; величина экономических показателей (ВВП, НД); темп роста и прироста макроэкономических показателей; уровень инфляции; процентная ставка рефинансирования центрального банка; величина бюджетного дефицита государственного бюджета; совершенство нормативно-правовой базы; социальная стабильность и криминализация общества, в частности, экономической сферы; уровень инвестиционного риска в экономике[1].
Рассмотрим изменение основных макроэкономических показателей РФ в период 2010-2019 гг.
Изменение государственного долга РФ в период 2010-2019 гг. представлено на рис. 1.
Рис. 1. Динамика государственного долга РФ
в период 2010-2019 гг., млрд долл. США[2].
Общий внешний долг России (включая негосударственный) по итогам 2019 года составил 490,8 млрд долл. США, при этом в настоящий момент он полностью покрыт золотовалютными резервами, чем не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира. Как заметно на рис. 1, государственный долг РФ постепенно сокращается, что является крайне положительной динамикой.
Изменение ВВП России в период 2010-2019 гг. представлено на рис. 2.
Рис. 2. Динамика ВВП РФ в период 2010-2019 гг, млрд руб. [4].
Как известно, ВВП является крайне важным макроэкономическим показателем виду того, что он отражает результаты производства, уровень экономического развития, темпы экономического роста и применяется при анализе производительности экономики в целом. Как видно на рис. 2, в период 2010-2019 гг. ВВП России имеет уверенную положительную динамику: с 2010 года показатель увеличился более, чем в 2 раза.
Дальнейшее сохранение существующей тенденции увеличения ВВП и сокращения государственного долга РФ позволят улучшить инвестиционный климат, что будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику.
Рис. 3. Динамика основных макроэкономических показателей РФ [5].
Так, на рис. 3 наглядно представлено изменение основных макроэкономических показателей, которые также оказывают влияние на формирование инвестиционного климата. Как видно, общая макроэкономическая ситуация постепенно улучшается. По сравнению с 2015 годом наблюдается положительная тенденция показателей. Это обусловлено реализацией Правительства РФ государственных программ, направленных на привлечение инвестиций в экономику страны.
Инфляция в России (как и в любой другой стране) является одним из важнейших макроэкономических показателей. Данный показатель отражает повышение общего уровня цен на товары и услуги за отдельный период времени.
На рис. 4 представлено изменение данного показателя в РФ в период 2010-2019 гг.
Рис. 4. Динамика инфляции РФ в период 2010-2019 гг., % [3].
Показатель инфляции в 2019 году составил 3%, исторический минимум роста цен был отмечен в 2017 году (тогда цены выросли лишь на 2,5%).
Максимальное значение показателя за анализируемый период наблюдается в 2015 году, инфляция в РФ достигла уровня 12,9%.
В рассматриваемом периоде наблюдается значительное сокращение инфляции в РФ, что является положительной динамикой, отражающей постепенный рост цен в государстве.
Ставка рефинансирования представляет собой показатель, регулирующий ликвидность банковского сектора с помощью установленного годового процента. Можно сделать вывод, что динамика ставки рефинансирования отражает экономическую политику государства.
На рис. 5 изображена динамика процентной ставки рефинансирования РФ в период 2010-2019 гг.
Рис. 5. Динамика процентной ставки рефинансирования РФ
в период 2010-2019 гг., % [6].
Согласно выше приведенной динамике процентной ставки рефинансирования в рассматриваемый период, заметно снижение показателя.
Значение процентной ставки рефинансирования заключается в влиянии на процент по кредиту для граждан, регулировании процесса инфляции и контроля над финансовым потоком в стране.
Снижение данного показателя отражает положительную динамику, так как это приводит к снижению безработицы в государстве, что благоприятно сказывается на изменении инвестиционного климата государства. Однако в долгосрочной перспективе низкая величина процентной ставки рефинансирования может порождать большой спрос в экономике и медленное повышение цен, что впоследствии может привести к обесцениванию средств.
В настоящее время приоритетная цель Российской Федерации для укрепления экономических позиций – создание таких благоприятных условий, которые позволят добиться заинтересованности иностранных инвесторов во вложении средств в российскую экономику.
Таким образом, оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, которые его определяют и способствуют экономическому росту. Следовательно, инвестиционный климат можно рассматривать в разрезе показателей: совокупности политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, – которые привлекают или отталкивают потенциальных инвесторов.
Чтобы произошло улучшение инвестиционного климата необходимо выяснить, какие факторы оказывают негативное влияние на общее состояние экономики на макроуровне.
1. Tribucyn A.R. Uluchshenie investicionnogo klimata v strane kak osnova investicionnoy aktivnosti sub'ektov ekonomiki Rossii // Izvestiya Saratovskogo universiteta: ekonomika i upravlenie. 2016. № 2. S. 24-28.
2. Gosudarstvennyy dolg Rossiyskoy Federacii. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/?id_39=93479-tablitsy_yezhemesyachnykh_znachenii_obema_gosudarstvennogo_vnutrennego_dolga_rossiiskoi_federatsii/.
3. Inflyaciya na potrebitel'skom rynke. Statistika Banka Rossii. URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/macro_sub/.
4. Nacional'nye scheta. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki Rossiyskoy Federacii. URL: https://rosstat.gov.ru/accounts?print=1.
5. Oficial'noe izdanie statisticheskogo sbornika Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki «Investicii v Rossii - 2019». URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Invest_2019.pdf.
6. Stavka refinansirovaniya Central'nogo banka Rossiyskoy Federacii. URL: https://cbr.ru/statistics/idkp_br/refinancing_rates1/.