from 01.01.2012 until now
Cheboksary, Cheboksary, Russian Federation
from 01.01.2016 to 01.01.2020
Balashiha, Moscow, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
OKSO 38.07.02 Экономическая бехопасность
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS044000 Economics / Microeconomics
The article deals with the formation of a new scientific direction - "security" and its component part- "economic security". Their functions, tasks, and place among existing research areas are summarized. The article examines the legal basis of the categories "security" and "economic security", their relationship with management and the economy. The inextricable connection with these scientific directions is proved. The levels of economic security and their essential content are studied. The article considers the activities to ensure economic security at the level of an economic entity: the essence, functions and relationship with other types of management personnel activities. It is concluded that the systems of economic security and internal control are similar.
security, economic security, threats, science, management, internal control
Каждое государство в большей или меньшей степени в зависимости от стратегических и тактических государственных целей развития уделяет определенное внимание проблемам обеспечения безопасности. Россия не является исключением, о чем свидетельствует, в частности, федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. 390-ФЗ [1]. Однако, само по себе подписание и введение в действие этого закона в Российской Федерации не означает, что появилась новая наука - наука о безопасности. Любые законодательные акты регулируют определенную деятельность на различных уровнях управления. Если речь идет о государственном уровне, то законы регулируют процессы управления в той или иной области государственной деятельности, степень государственного вмешательства в деятельность гражан или экономических субьектов, проживающих и осуществляющих деятельность на территории государства или контроль в определенных сферах госудаоственной и общественной жизни.
В этом смысле упомянутый закон «О безопасности» не отличается от любого другого закона. Более того, как правило, научная деятельность и фундаментальные науки никак не регламентированы законом и существуют вне законодательных норм. Это лишний раз доказывает, объективность фундаментальных научных знаний и отраслей, вне зависимости от жизни государственного аппарата. Не существует федерального закона о физике, математике, теории управления или экономической теории, но от этого не перестали функционировать научные направления и развиваться научные теоретические знания в указанных научных отраслях.
Вернемся к безопасности и рассматриваемому закону. Этот закон - госудаственного уровня регулирования, регулирует государственное управление процессами обеспечения безопасности государства. Таким образом, можно сказать, что в законе освещаются процессы, принципы и модель обеспечения безопасности нашего государства в контексте стратегических и оперативных государственных целей и задач. Следовательно, все, что законодатели включили в указанный закон, должно соответствовать теории управления, поскольку именно для управления необходимо понимать цели, задачи, выстраивать способы их достижения и ограничивать риски и угрозы недостижения заявленных целей. Очевидно рассматриваемый закон – один из немногих, в котором имеется указание на организацию научной деятельности с сфере обеспечения безопасности (п.7, ст. 3 закона 390-ФЗ) [1].
В 2015 году была сформирована стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом президента РФ от 31.12.2015 N 683 (далее Стратегия)[2], в которой и прозвучала категория «экономическая безопасность», как вид безопасности, в совокупности с другими видами, образующих национальную безопасность (раздел 1, п.6 Стратегии) [2]. По мнению составителей документа, национальная безопасность, помимо экономической, включает государственную, общественную, информационную, экологическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности, а также оборону страны. Как видим, виды безопасности, указанные в стратегии, принадлежат совершенно к различным отраслям не только науки, но и знаний, а также профессиональной деятельности. Отсюда следует, что обеспечение безопасности каждого вида будет иметь свои специфические особенности, которые должны исследоваться специалистами и учеными, знающими их предмет и методологию. Единую науку о безопасности, очевидно, создать не возможно, но, в рамках каждого вида безопасности, применить научный подход при поиске методик работы с угрозами и обеспечения безопасности от них - представляется возможным.
Стратегия, помимо национального уровня, выделяет региональный уровень безопасности, однако, этот уровень выделяется, по-нашему мнению, как фактор обеспечения национальной безопасности, а не как один из уровней управления национальной безопасностью.
Несмотря на то, что Стратегия описывает национальную безопасность и ее состаные части, ученые и практические работники распространили модель безопасности на отдельные экономические субьекты. Таким образом, безопасность, в том числе, экономическая, в настоящее время рассматривается относительно нескольких уровней. Можно выделить четыре уровня безопасности: международный, национальный, региональный и уровень экономического субьекта. Региональный уровень, как отмечалось нами, не вполне однозначно идентифицируется, поскольку не все виды безопасности могут быть рассмотрены и применены. Например, в части экономической безопасности на этом уровне нельзя говорить о финансовой составляющей экономической безопасности.
О некоторых аспектах экономической безопасности говорится в Стратегии. Например, в п.62 [2] приведены задачи по укреплению экономической безопасности, направленные на социально-экономическое развитие территорий, отраслей, финансов, государственного управления. Эти задачи, очевидно, следует решать с привлечением научного потенциала в соответствующей области развития социально-экономических отношений.
Рассматривая микроуровень, научное сообщество выдвинуло идею о взаимосвязи и зависимости безопасности организаций, функционирующих на территории Российской Федерации и, собственно, самой Российской Федерации. Это не вполне оправдано. Действительно, частью стратегии национальной безопасности является обеспечение безопасности военно-промышленного комплекса по различным параметрам: от угроз технологического шпионажа, нарушений временных графиков, технологических, технических и экономических параметров при выполнении гособоронзаказа, дефицита кадров и т.п. Однако, если говорить о предприятиях, не выполняющих гособоронзаказ, то их безопасность никак не влияет на безопасность страны, поскольку безопасность бизнеса обеспечивается системой правоохранительных органов, судейской, финансовой на уровне государства. Безопасность для таких организаций заключается в государственном обеспечении их прав и свобод, как юридических лиц, осуществляющих свой бизнес в юрисдикции РФ. Таким образом, нельзя автоматически выделять уровни безопасности не только применительно к региону, но и к экономическому субъекту, в полном смысле, придаваемом экономической безопасности государства, Стратегией. Содержание задач экономической безопасности на макроуровне – государства – определено в Стратегии (п.62.63). Но эти задачи не коррелируют с задачами отдельных экономических субъектов. Это действительно макро-цели.
Сформировалось два подхода к рассмотрению предмета экономической безопасности на микроуровне:
- в связи с угрозами экономических преступлений против организации и определения мероприятий по их предотвращению, выявлению, ограничению, в том числе по ограничению несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну, ошибочных действий персонала. Можно отметить исследования В.Н.Смагина, В.А. Киселева, А.Д. Овагина, В.В. Шлыкова, А.Шаваева.
- в связи с пониманием экономической безопасности в качестве одной из функций управления организацией. Некоторые исследования направлены на разработку и определение методик безопасности конкретных процессов и имущества организаций. Указанным аспектам посвящены работы В.С. Гусева, В.А. Демина, Б.И. Кузина, М.Д. Медникова, А.С. Соколицына, С.В. Степашина, А.В. Федотова, В.Л. Шульца.
В российской экономической науке вопрос о сущности экономической безопасности для уровня отдельного экономического субьекта не перестает обсуждаться. Как правило, в каждом исследовании присутствует авторское понимание экономической безопасности организации.
Следует согласиться с А.Г. Шаваевым, полагающим, что обеспечение сохранности информации является одной из важнейших задач экономической безопасности предприятия. Однако сосредоточение экономической безопасности организации только на защите коммерческой тайны значительно сужает ее функциональные задачи, не позволяет оценивать полный набор угроз внешней среды, как основного источника угроз для деятельности предприятия [3].
Давая определение экономической безопасности, А.В. Крысин выделяет «внешние угрозы, как основной фактор, влияющий на экономическую безопасность предприятия» [4], при этом не упоминаются внутренние факторы. Внутренние угрозы зачастую приносят большие отрицательные воздействия на экономику организации.
По нашему мнению, одно из наиболее полных определений экономической безопасности дано В. Забродским и Н. Капустиным [5]. Понимание экономической безопасности предприятия, данное, В.Л. Тамбовцевым, основано «на признании возможности стабильности внешней среды» [6]. Это не всегда оправдано, поскольку предполагает отсутствие внешних укгроз или по крайней мере их постоянство и прогнозируемость. Однако, именно изменчивость внешней среды следует рассматривать как угрозу безопасности. Т.В.Владимирова обращает внимание на борьбу с недобросовестной конкуренцией [7]. При этом, вполне можно согласиться с ее выводом, что такая борьба является функциями государственных органов управления. В.В.Шлыков [8] полагает, что защита экономических интересов сводится к защите информации, содержащей коммерческую тайну, при этом проблема выявления неэффективных и эффективных затрат с позиций экономической безопасности не исследована в полной мере. В определении М.А. Бендиктова влияние внешней среды на экономическую безопасность является основным, при этом, ничего не сказано о факторах и угрозах внутренней среды [9]. Трудно не согласиться, что именно внутренние факторы оказывают существенное влияние на построение эффективной системы экономической безопасности предприятия. В определении экономической безопасности, данном А.Е. Суглобовым, С.А. Хмелевым и Е.А. Орловой [10], главный упор делается на обеспечение конкурентных преимуществ при обеспечении экономической безопасности. На наш взгляд, это важный аспект в определении, поскольку, как правило, угроза экономической безопасности возникает в ходе конкурентной борьбы.
Определения экономической безопасности организаций можно подразделить на несколько групп:
- отождествляющие экономическую безопасность с обеспечением коммерческой тайны и охраной секретов предприятия;
- отождествляющие экономическую безопасность с целями предприятия;
- отождествляющие экономическую безопасность с благоприятным состоянием экономики в целом;
- отождествляющие экономическую безопасность с устойчивостью производства;
- отождествляющие экономическую безопасность с состоянием предприятия, формирующимся под воздействием внешней среды.
Анализ рассмотренных подходов к проблеме экономической безопасности предприятия позволяет сделать следующие выводы.
Экономическая безопасность предприятия складывается из нескольких функциональных составляющих, которые для каждого конкретного хозяйствующего субъекта могут иметь различные приоритеты в зависимости от характера существующих угроз. Основным фактором, определяющим состояние экономической безопасности предприятия, являются устойчивые конкурентные преимущества. Эти преимущества должны соответствовать стратегическим целям самого предприятия.
Помимо терминологических и институциональных особенностей характеристики экономической безопасности как прикладной науки и практического вида деятельности, возникает проблема научного фундаментального обоснования экономической безопасности.
В последние деятиления, обосновывая деятельность по экономической безопасности, многие ученые ставят перед собой и научной общественностью вопрос а том, к каким наукам ее можно отнести. За основу берутся законодательные определения, образовательные и профессиональные стандарты, в которых даются определения и компетентностные требования к набору и уровню усвоения знаний, которыми должны владеть и уметь распоряжаться профессионалы в деле обеспечения экономической безопасности. Однако, все перечисленные документы никак не связаны с обоснованием научной основы экономической безопасности. Экономическая безопасность, рассматриваемая как составная часть безопасности организации, государства, региона, может быть рассмотрена как самостоятельный вид деятельности менеджмента. Безопасность же как более глобальная категория, по нашему мнению, не должна быть в отношении отдельного предприятия, она может рассматриваться применительно к государственному уровню, поскольку именно на таком уровне помимо экономической составляющей, подключается военная. По отношению к предприятию, об этом аспекте следует забыть, поскольку вести военную деятельность, обороняться обычный экономический субьект не в праве. У него, конечно же может возникнуть потребность в физической охране, но в связи с необходимостью сохранения активов организации.
Таким образом, по нашему мнению, экономическая безопасность на микроуровне соответствует безопасности как таковой. На этом уровне следует признать, что специалисты экономической безопасности являются частью менеджмента организации и работают на общие цели и задачи организации. Их деятельность направлена на облегчение достижения всех целей и задач. И, конкретно, их роль сводится к поиску угроз достижению целей и задач и их предотвращению. Здесь мы подходим к выводу о том, что подобной деятельностью занимается внутренний контроль.
Внутренний контроль – это функция управления. При ее практической реализации возникает необходимость в создании специальных контрольных органов. Например, внутреннего аудита, контрольного отдела, ревизионного отдела и т.п. Создание таких отделов означает, что организация, помимо контроля за протеканием процессов, хочет иметь сведения о качестве процессного контроля, управления процессами на всех уровнях деятельности менеджмента организации, а в некоторых случаях, о рисках, возникающих при каждодневной работе или при рассмотрении стратегических направлений развития экономического субьекта.
Работа с рисками – это одна из задач контрольных служб. Причем, выявление, анализ, оценка и предотвращение рисков - это очень трудоемкая задача, выполнить которую могут хорошо обученные, подготовленные сотрудники при наличии должной цифровой учетно-аналитической среды. Следует отметить, что органы внутреннего контроля занимаются именно рисками и способами уклонения от них, а также минимизацией рисков и их последствий.
Однако, при такой постановке вопроса, можно взглянуть на риски с позиций угроз и заниматься не выявлением рисков, а определением угроз. Это - как две стороны одной медали: риски порождают угрозы, поэтому зачастую проще рассматривать угрозы. В связи с этим, хочется высказать весьма неоднозначную мысль – экономическая безопасность – это способ (концепция) организации внутреннего контроля.
В таком случае, научная основа экономической безопасности заключается в ее принадлежности, с одной стороны, к менеджменту, поскольку контроль – это неразрывная часть менеджмента, функция менеджмента. С другой стороны, поскольку экономическая безопасность имеет в своем названии определение: экономическая, - то очевидно, ее следует отнести к экономическим наукам, в основе которых лежит исследование экономики организаций, эффективности хозяйствования. В то же время, не следует сосредотачиваться на создании науки об экономической безопасности, поскольку в отношении обеспечения экономической безопасности могут быть созданы методики, основанные на теории рисков, вероятности, экономической теории, прикладных наук, таких как экономический анализ, статистика и т.п.
Следует учитывать, что деятельность по обеспечению экономической безопасности опирается не на собственные приемы и методы, а заимствованные из других отраслей знаний. Например, контрольные методы и процедуры, методы экономического анализа, процессуальные методы дознания, методы физической охраны, контроля информационных систем и т.п. Перечисленные методы соответствуют методам внутреннего контроля, что еще раз акцентирует соответствие экономической безопасности, рассматриваемой на уровне экономического субъекта внутреннему контролю. Следуя устоявшимся концептуальным подходам, считается, что внутренний аудит основан на работе с рисками. В таком случае, можно сказать, что экономическая безопасность основана на работе с угрозами. Конечно, концептуально, эти формы внутреннего контроля различаются конкретными функциональными задачами, например, внутренний аудит сосредоточен на оценке эффективности менеджмента, внутреннего контроля и работы с рисками. Экономическая безопасность в большей степени сосредоточена на выявлении угроз целям и задачам менеджмента и непосредственно существованию организации на рынке. На первый взгляд это незначительные и не всеобъемлющие функции, однако, если их раскрыть, «нырнуть» вглубь и детализировать, то функционал экономической безопасности становится обширным. Например, цель организации - не потерять имеющихся покупателей, привлечь дополнительных, чтобы увеличить продажи на 50 %. Эта цель ставит множество конкретных задач для контроля: качество продукции, конкуренция, себестоимость, затраты на приобретение ресурсов, их эффективность и т.п.
Соответственно, более подробные контрольные механизмы приведут специалистов экономической безопасности к оценке эффективности управления продажами, производством, запасами и т.п., одновременно, необходимо исследовать существующие угрозы и определять методы работы с ними.
Экономическая безопасность, несомненно, важная составляющая безопасности организации, однако, она представляет собой форму контроля, и должна рассматриваться как функция менеджмента на любом уровне.
1. On the safety. Federal law of 28.12.2010 g. 390-FZ
2. National security strategy of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation from 31.12.2015 N 683
3. Shavaev A. G. Criminological security of non-state economic objects / Shavaev A. G.-M.: UNITY-DANA, 1995. - 120 s.
4. Krysin A.V., Security of business activity. Moscow: Finance and credit, 1996.
5. Zabrodsky V., Kapustin N. Theoretical bases of an assessment of economic safety of branch and firm / / Business-inform. 2003. Pp. 15-16.
6. Tambovtsev V. Object of economic security of Russia / / Questions of economy. - 1994. - No. 12. - Pp. 45-53.
7. Vladimirova T. V. To the social nature of the concept of "information security"/ / national security. 2013. No. 4. Pp. 78-95. DOI:https://doi.org/10.7256/2306-0417.2013.4.596. URL: http:/ / e-notabene. ru/nb/article 596.html
8. Shlykov V. V. Economic security of the enterprise / / ECO. - 2002. - No. 11.- Pp. 94-99.
9. Bendikov M. Economic security of high-tech industries / M. Bendikov, E. Khrustalev / / Consultant Director. - 2001.- No. 14. - P. 25-35.
10. Suglobov A. E. Economic security of the enterprise: a textbook for University students studying in the specialty "Economic security"/ A. E. Suglobov, S. A. Khmelev, E. A. Orlova. - Moscow: UNITY-DATE, 2017. 271 P.