employee from 01.01.2012 until now
Cheboksary, Cheboksary, Russian Federation
GRNTI 06.39 Наука управления экономикой
OKSO 10.03.01 Информационная безопасность
OKSO 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
OKSO 38.06.01 Экономика
BBK 650 Общ. эк. теория. Ист. эк. мысли. Эк. география. Упр-е эк-й. Эк. стат-ка. Учет. Эк анализ
TBK 77 Экономика. Бухгалтерский учет. Финансы
BISAC BUS001040 Accounting / Managerial
The article deals with the tax risks of the organization and the functions of economic security bodies in the field of tax risk management. The concept of tax risks and threats, problematic aspects of tax relations that contribute to the emergence of tax risks and threats, areas of responsibility for the prevention of tax risks between economic security, internal control and accounting services on the basis of interaction of relevant departments is substantiated
tax risks, threats, economic security, accounting, internal control
Вопросы обеспечения эффективного функционирования и устойчивого развития хозяйствующих субъектов являются важнейшими для коммерческой организации. Одним из условий устойчивого развития является наличие эффективной системы обеспечения экономической безопасности.[1, С.237]
Экономическая безопасность в управлении отечественными организациями за последние несколько десятилетий заняла важное место, став конкурентом внутреннему контролю. Обе службы заняты предотвращением рисков и угроз, направлены на контроль за исполнением регламентов и правил организации в отношении деятельности во внешней среде и различных хозяйственных и экономических процессов. В то же время, безусловно, их функции существенно различаются. К примеру, внутренний контроль не направлен на предотвращение внешних угроз, в то время как службы экономической безопасности в большей степени ориентированы на угрозы и риски, возникающие при взаимодействии с внешними субъектами. Зачастую, самими специалистами экономической безопасности деятельность службы понимается c позиций действий по защите от конкурентов, недружественных агентов и преступных сообществ, что создает не только экономические риски, но и риски физического характера, вплоть до порчи и уничтожения имущества, утечки интеллектуального потенциала и других видов рисков, напрямую не связанных с экономикой и финансами.
Между тем, многие вопросы, возникающие в обычной деятельности организаций, оказывающие влияние на финансовый результат, величину денежного потока и капитала, влияют и на экономическую безопасность, поскольку несут в себе риски денежных потерь и угрозы стабильности и планомерному развитию организации. Такие риски можно отнести к экономическим, а среди экономических – к финансовым.
За последние годы было опубликовано множество исследовательских работ, посвященных изучению сущности риска. В работах отечественных и зарубежных ученых излагаются различные подходы к определению риска и их классификации. Естественно, что до настоящего времени так и не выработаны единые методики процессов идентификации рисков и управления ими.
Существующие терминологические разночтения в трактовке сущности финансового риска, помимо вышеуказанных факторов, приводят к отсутствию единого терминологического аппарата в отечественной специальной литературе. Рассмотрим основные направления в подходах к характеристике и определению риска. В. В. Ветлинский так определяет риск: «Риск – это экономическая категория, которая отражает характерные особенности восприятия объективно существующих неопределенности и конфликтности, которые ограничены гипотетическими угрозами и неиспользованными возможностями».[2. С. 15] Данное определение универсально, поскольку не связано с характеристиками специфических проявлений рисков и может быть использовано для определения любых видов рисков, в том числе неэкономических.
Наиболее часто встречающееся сущностное наполнение категории «экономические риски» можно разделить на группы. Часть исследователей связывает определение риска с деятельностью, процессом. Риск характеризуется как результат взаимодействия экономически самостоятельных субъектов хозяйствования, которые стремятся, по возможности, оптимизировать свою финансово-хозяйственную деятельность за счет других субъектов хозяйствования. Такой точки зрения придерживаются И. А. Бланк, Г. В. Осовская и др. [3 C. 20; 4
Ко второй группе можно отнести, например, В. В. Ветлинского, М. Г. Лапуста, определяющих риск как событие. [2, 5] По их мнению, риск – это неопределенное событие, наступающее в процессе достижения субъектом хозяйствования поставленных целей, которое в случае своего наступления оказывает отрицательное воздействие на его деятельность.
Третью группу формируют ученые, среди которых следует упомянуть И. Т. Балабанова, Н. И. Дыбу. [1, 6] Ими риск рассматривается как вероятность ошибки или успеха того или иного выбора в ситуации с несколькими альтернативами. Исследования в таком контексте наиболее многочисленны и большинство авторов придерживаются мнения, что риск – это вероятность возникновения нежелательных финансовых последствий в форме потери дохода или капитала при наличии неопределенности и выбора конкретных вариантов управленческих решений при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Следует отметить, что авторы, отнесенные нами ко второй группе, по сути, используют такой же подход, только рассматривают уже свершившуюся вероятность, называя ее событием.
Во всех указанных подходах к определению рисков, остается неизменным утверждение, что риск опасен своими негативными последствиям, однако, необходимо подчеркнуть, что при определении риска через вероятность, всегда рассматривается еще и альтернативный вариант – возможности положительного события по итогам риска. В связи с этим, по нашему мнению, говоря о рисках в целях экономической безопасности логичнее было бы сосредоточится на рисках отрицательного воздействия на коммерческую организацию, соответственно, события, которые могут спровоцировать отрицательные последствия являются угрожающими, в связи с чем, такие события характеризуются как угрозы. [1]
Налоговые риски для любой коммерческой организации являются неизбежными, особенно на фоне постоянно изменяющегося отечественного налогового законодательства. События, которые сопровождают появление налоговых рисков не имеют положительного эффекта, и, как правило, могут быть расценены именно как угрозы. Налоговыми рисками занимаются службы бухгалтерского учета, а если есть в организации отдельное подразделение налогового учета, то соответствующий отдел. Именно они обеспечивают комплексную учетно-информационную систему поддержания экономической безопасности организации. [7, С.70] При наличии службы внутреннего контроля или аудита, обязательной функцией последнего является управление рисками, идентифицировать такие риски должны специалисты этой службы. [8] С другой стороны, экономическая безопасность организации представляет собой систему предупреждения экономических угроз, возникающих на пути достижения ее целей и задач. В этом контексте экономическая безопасность выступает характеристикой такого состояния организации, которое позволяет ей стабильно функционировать в рамках намеченных планов. Обеспечение экономической безопасности предприятия можно определить как непрерывный процесс снижения рисков возникновения угроз эффективному функционированию и устойчивому развитию. [9, С.144].
Налоговые риски, таким образом, как источник угроз неизбежно попадают в сферу контроля служб экономической безопасности. При этом, конечно, следует понимать, что не все отрицательные события в сфере налоговых отношений, будут угрожающими для безопасности организации. Очевидно, необходимо научиться отделять события, являющиеся отрицательными от отрицательных событий, угрожающего характера, которые и следует воспринимать как угрозы в целях экономической безопасности.
Решение этого вопроса должно лежать в плоскости взаимодействия служб экономической безопасности и внутреннего контроля. При отсутствии службы внутреннего контроля, должно быть регламентировано взаимодействие бухгалтерской службы с соответствующими ответственными работниками. Здесь возможны различные варианты, в зависимости от принятой в организации субординации и должностных обязанностей. Например, при подчиненности главного бухгалтера финансовому директору или профильному заместителю руководителя, очевидно, информация должна поступать от главного бухгалтера к своему непосредственному руководителю, который во взаимодействии с руководителем или ответственным работником службы экономической безопасности должны выработать конкретное решение в отношении имеющейся налоговой угрозы. При подчинении главного бухгалтера непосредственно руководителю организации, возможен вариант, когда должно приниматься решение на уровне руководителей экономической бухгалтерской служб и экономической безопасности. В любом случае, выработанное ими решение должно быть направлено на предотвращение или минимизацию угрозы с просчетом всех вариантов последствий не только от самой угрозы, но и от предполагаемых решений по ее минимизации. Подобное решение должно быть изучено руководителем для принятия управленческого решения.
По мнению А.Е. Суглобова и С.А. Хмелева одним из факторов обеспечения экономической безопасности от налоговых угроз является создание достоверности налогового учета, что обеспечивается должной прозрачностью его данных. Прозрачность налогового учета в свою очередь зависит от следующих обстоятельств: «1) соответствие учетной политики для целей налогообложения требованиям НК РФ и особенностям хозяйственной деятельности предприятия; 2) достоверность бухгалтерского учета; 3) обязательное определение порядка перехода от данных бухгалтерского финансового учета к данным налогового учета; 4) разработка системы регистров налогового учета, включающих определенные формы отчетных регистров, их взаимосвязь, правила и последовательность заполнения; 5) четкое изложение правил налогового учета имущества и операций в инструкции или стандарте налогового учета». [7, С. 71] Перечисленные обстоятельства, несомненно, снижают налоговые риски в целом, в том числе с точки зрения экономической безопасности, однако, контролировать выполнение подобных условий службам безопасности целесообразнее совместно с контрольными подразделениями во взаимодействии с бухгалтерскими отделами организаций.
В целях экономической безопасности важно выявлять угрозы в связи со следующими обстоятельствами:
- недостатки или запущенность в налоговом учете, о чем свидетельствуют сроки сдачи налоговых деклараций, наличие большого количества уточненных деклараций. Эти обстоятельства должны контролироваться специалистами службы экономической безопасности и при выявлении фактов, должны оцениваться угрозы. Подобный контроль поможет бухгалтерским и налоговым службам в отсутствие подразделений внутреннего контроля, стать более собранными, дисциплинированными и профессиональными;
- наличие сложных хозяйственных операций, требующих применения специальных знаний, смежных с бухгалтерскими и налоговыми, например, операции экспорта-импорта, требующие знания таможенного, валютного и налогового законодательства в части специальных статей. При осуществлении подобных операций специалисты службы экономической безопасности должны оценить угрозы непреднамеренного нарушения налогового законодательства и его последствий;
- наличие операций, подпадающих под действие главы Налогового кодекса о контролируемых сделках. Угрозы в связи с подобными обстоятельствами должны отслеживаться в режиме мониторинга службами экономической безопасности не только в связи с размерами санкционных последствий, но и в связи с вероятностью злоупотреблений менеджмента при исполнении подобных операций. Данные вопросы в большей степени, нежели какому-либо другому подразделению, присущи экономической безопасности, поскольку здесь используются внешние, по отношению к собственной организации информационные потоки, в том числе и финансовые. Информация о таких потоках, как правило, конфиденциальна для менеджмента уровня организации, а служба экономической безопасности, как правило, выходит на более высокий коммуникационный уровень;
- наличие операций, подпадающих под действие статьи 54.1 НК, регулирующей пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы или суммы налога. Этой статьей определяются случаи, когда операции с контрагентами могут быть признаны для налогового учета необоснованными и недостоверными с исключением их данных из налоговых расходов и из налоговых вычетов. Подобные риски и несут наибольшие угрозы для бизнеса. К их наличию следует относиться очень серьезно еще и потому, что, как правило, они имеют не явно выраженный характер. Поэтому их следует рассматривать на уровне каждого контрагента. Следует отметить, что именно с такими рисками наиболее логично работать службам экономической безопасности, поскольку такого рода риски порождают внешние угрозы, входящие в их зону ответственности. А кроме того, только службы экономической безопасности могут обеспечить потребности менеджмента в информации о деятельности другого субъекта бизнеса, это именно их сфера деятельности. Для снижения подобных угроз многие организации осуществляют проверки потенциальных контрагентов на отсутствие у них признаков фирм-однодневок и других признаков недостоверности, которые могут в итоге привести к налоговым последствиям для организации;
- коллизионные аспекты, новые трактовки привычных норм и вновь вводимые положения налогового законодательства. Эти обстоятельства, несомненно, влекут риски и угрозы экономической безопасности, поскольку действия налогоплательщика, которые им совершались на протяжении многих лет без каких-то последствий, могут быть с определенного момента истолкованы как ошибочные и влекущие потери из-за дополнительного налогообложения, пеней и штрафов. Подобные риски следует предотвращать совместными усилиями с бухгалтерской службой. При должной организации и соответствующих должностных обязанностях службой экономической безопасности может быть обеспечена функция мониторинга изменений практики налоговых споров.
Таким образом, только две предпоследние задачи (контролируемые сделки и статья 54.1 НК) в чистом виде могут быть решены с обязательным использованием службы экономической безопасности, в отношении других – есть возможность заменить их на контрольные органы.
Краеугольный камень системы управления рисками – это идентификация риска в качестве угрозы. Под угрозой нами понимается такая величина потери вследствие риска, которая приведет организацию к существенному ухудшению финансового положения и финансовых результатов, к существенному уменьшению собственного капитала. Вопросы существенности риска должны решаться каждой организацией самостоятельно, особенно ввиду отсутствия единых отраслевых подходов. Угрозы от налоговых рисков могут быть настолько существенными, что при их реализации организации могут прекратить свое существование в принципе. Учитывая, что специалисты экономической безопасности во внутренних делах организации должны работать во взаимодействии с бухгалтерской службой, необходимы критерии отбора угроз, в том числе налоговых. Кроме того, следует регламентировать иерархические уровни ответственных работников организации, на которых следует рассматривать угрозы налоговых рисков и способы их минимизации.
Финансовая деятельность субъектов хозяйствования связана со многими рисками, которые существенно увеличились в рыночной экономике. Риски, как элементы экономических отношений, играют значительную роль и оказывают серьезное влияние на экономическую безопасность, поскольку их наличие ставит под угрозу дальнейшую успешную деятельность субъектов хозяйствования. Службы экономической безопасности в пределах своей компетенции должны своевременно идентифицировать и правильно оценивать величину риска в целях разработки адекватных подходов к их нивелированию, таким образом помогая эффективно управлять ими с целью ограничения негативного влияния и минимизации финансовых потерь.
1. Serebryakova T. Yu., Timofeeva N. Yu. Economic security and threats: essence and approaches to definition. // Novosibirsk: Vestnik NGUEU, 2013, № 3, pp. 237-246
2. Wetlina V. Riskology in the economy and the enterprise: monograph.- Moscow: Nauka, 2010. - C. 15.
3. Osovska G. V. Fundamentals of management: Textbook. Ed. 3rd, TRANS. and additional-K.: Condor, 2012. - P. 20
4. Blank I. A. financial Management / I. A. Blank. - M.: Omega-L, 2010. - 768 c.
5. Lapusta M. G. Risks in entrepreneurial activity.- Moscow: INFRA-M, 2013.- P. 37.
6. Balabanov I. T. Fundamentals of financial management.- Moscow: Finance and statistics, 2011. - Pp. 84.
7. Suglobov A. E., Khmelev S. A. Methodological aspects of the organization of a complex accounting and information system to ensure economic security of the enterprise. // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2011. - No. 6. - Pp. 66-72
8. Serebryakova T. Yu., Gordeeva O. G. Risks of the organization: their accounting, analysis and control. Moscow: SIC-Infra-M, 2019. - 233 p.
9. Serebryakova T. Yu. The use of accounting data to identify risks for the purposes of economic security of the organization / / Proceedings of the VIII International scientific and practical conference "April scientific readings named after Professor L. T. Gilyarovskaya, dedicated to the 80th anniversary of L. T. Gilyarovskaya". VSU, April 12-13, 2019-Pp. 144-148.