Russian Federation
from 01.01.2016 to 01.01.2020
Balashiha, Moscow, Russian Federation
GRNTI 06.39 Наука управления экономикой
GRNTI 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
Relevance and purpose of the work. In modern conditions of activating state support for small business development in the Russian Federation and the spread of regional practices, new generalizations and conclusions about the stages and institutions of modern business development in the form of small business are required. In accordance with this, the purpose of the study was formulated - to identify the stages and describe the regional model of small business development institutions. Object of study - the Republic of Tatarstan (RT). Materials and methods. A quantitative description of the number of small businesses in a comparative assessment with medium and large businesses based on the calculation of indicators of the relative size of the structure of small businesses (OVSmp), growth rates (Tpr). Characteristics of the stages of small business development in the Russian Federation by the method of verbal description of criteria. Comparative functional analysis of small business development institutions in the Russian Federation with detailing at the meso-level in descriptive modeling of a regional model of small business development institutions in the Republic of Tajikistan. In the presentation of the results, gauge-analytical methods were used - tables and figures. Results and conclusions. According to the results of a retrospective analysis of the stages of small business development, an impact on the change in the number of small business enterprises of state support is found. The most productive in the context of the development of small business is the period of 1992-1995. Within the framework of foreign trends in the development of state support for small businesses in the Republic of Tajikistan, a federal program of state support for small businesses is being implemented on co-financing terms, within which business incubators are supported; export-oriented small business; fund of assistance to small enterprises in the scientific and technical field.
small business, development institutions, regional infrastructure to support small business
Введение
В современных условиях деглобализации малое предпринимательство позиционируется как один из национальных приоритетов социально-экономического развития в РФ. Справедливости ради отметим, что задача анализа особенностей становления и функционирования малых предприятий не является новой с периода осуществления в стране рыночных преобразований. Так, начиная с 90-х годов малое предпринимательство стало объектом пристального исследовательского интереса со стороны ученых и специалистов-практиков [2], [5], [6], [7], [8].
В отечественной науке большой вклад в исследование проблем становления и развития российской модели предпринимательства в трансформационном периоде был внесен российскими учеными [1], [9].
Отдавая должное работам названых автором, нельзя не констатировать, что в современных условиях активизации государственной поддержки развития малого предпринимательства в РФ и распространения региональных практик, требуются новые обобщения и выводы об этапах и институтах развития современного предпринимательства в форме малого бизнеса. В соответствии с этим была сформулирована цель исследования – выделить этапы и описать региональную модель институтов развития малого предпринимательства. Объект исследования – Республика Татарстан (РТ). Как представляется, опыт РТ имеет аналитические перспективы, поскольку развитию предпринимательства и укреплению его роли в экономике Республике Татарстан уделяется особое внимание. Малый и средний бизнес играет важнейшую социальную и экономическую роль в жизни РТ, обеспечивая занятость населения и социальную стабильность. Сектор малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан формируют около 138 тысяч субъектов предпринимательства, на которых занято около 380 тыс. человек. На малый и средний бизнес приходится четверть валового регионального продукта.
Методы исследования.
Для выделения временного горизонта этапов развития малого предпринимательства проведем количественное описание численности малого предпринимательства в сравнительной оценке со средним и крупным предпринимательством, используя показатели: относительной величины структуры малого предпринимательства (ОВСмп), характеризующей удельный вес числа малых предприятий в общем количестве предприятий; относительной величины структуры среднего и крупного предпринимательства (ОВСскп), характеризующей удельный вес числа среднего и крупного предпринимательства в общем количестве предприятий.
На основе выделения этапов развития малого предпринимательства в контексте изменения численности малого предпринимательства во временном горизонте, проведем характеристику каждого периода, используя метод описания по критериям, выделенным в качестве детерминант развития малого бизнеса [1, с.30]:
- законодательные нормы;
- количество организаций малого предпринимательства;
- входные барьеры на рынок для малого предпринимательства;
- система налогообложения для малого предпринимательства.
Основываясь на результатах описания зарубежного опыта [6], выделим национальные особенности малого предпринимательства в РФ и обобщим направления государственного регулирования малого бизнеса в зарубежных практиках, что позволит провести сравнительный функциональный анализ институтов развития малого предпринимательства в РФ с детализацией на мезо-уровне в дескриптивном моделировании региональной модели институтов развития малого предпринимательства.
Результаты.
Изменение числа малых предприятий в структуре предпринимательства во временном горизонте с 1992 года до настоящего времени развития в России представлено на рис.1.
Рисунок 2– Структура предпринимательства в России в 1992-2018 годы
Как видно, в исследуемом временном горизонте соотношение числа малых к средним и крупным предприятиям меняется, в частности, наблюдается негативный структурный тренд сокращения доли малых предприятий. Так, если в 1992 году ОВСмп 92%, а ОВСскп 8%, то к 2018 году показатель ОВСмп упал до 58, 5%, а ОВСскп повысился до 41,7. С учетом изменения численности и вышеописанных критериев малого предпринимательства период с 1992 до 2019 года и разделен на 3 этапа, характеристика которых приведена в табл.1.
Таблица 1. - Этапы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
Этапы |
Критерии |
|||
Входные барьеры |
Система налогообложения |
Число предприятий |
Законодательные нормы |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 этап (1992-1995) |
Отсутствие значимых барьеров |
Упрощенная система бухгалтерского учета, позволяющая некоторым предприятиям отказаться от 1 налога |
560-877,3 тысяч |
|
2 этап (1996-1998) |
Отсутствие значимых барьеров |
Унификация налогоплательщиков всех категорий |
841,7 – 868 тысяч |
|
3 этап (1999-по настоящее время) |
|
Упрощенная система налогообложения |
843-2754,6 тысяч |
|
*Источник: разработка автора с использованием статистических данных из Реестра МСП РФ
Ретроспективный анализ данных табл.1 дает основания для вывода о том, что максимальное внимание нуждам малого предпринимательства правительство страны проявляло на первом этапе развития исследуемого института в РФ - в период 1992-1995 гг. Ни раньше, ни после не принималось столько нормативно - законодательных актов, сколько в этом периоде. Именно тогда была принята первая федеральная программа поддержки малого предпринимательства, определившая стратегию государства по отношению к малому предпринимательству. С целью усиления участия малых предприятий в бюджетном процессе, было принято постановление, которое позволило привлечь малые негосударственные организации к реализации государственных программ и выполнению заказов для государственных нужд. Все меры государственной поддержки отразились на росте количества предпринимателей (Тпр1995/1992=+57%).
В период 1996-1998 гг - на втором этапе развития малого предпринимательства были унифицированы налогоплательщики всех категорий. Это полностью нивелировало законодательную основу налогового стимулирования малых предприятий через налоговые преференции и льготы, что повлияло на сокращение числа предприятий малого бизнеса.
Основным барьером для входа на рынок малого предпринимательства на третьем этапе стал закон «О государственной регистрации юридических лиц». По основным положениям закона предприниматели должны были зарегистрировать предприятия в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган. По результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, при самостоятельной регистрации только 21,4 % предпринимателей малого бизнеса уложились в недельный срок, в среднем это занимает 26 дней. Несмотря на все сложности регистрации организации, количество малых предприятий за 20 лет увеличилось.
На темп роста количества малых предприятий влияют национальные особенности. Отметим ряд особенностей малого бизнеса России по сравнению с США, а также по сравнению со средним и крупным бизнесом.
Первая особенность - низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.
Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя "серые схемы" в деятельности, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Этимология этой проблемы зародились в начале 90-х годов в период высокого налогового бремени, которое формировало низкую рентабельность бизнеса и приводило к ликвидации предприятий, либо к наращиванию теневого оборота. Несмотря на то, что с тех пор налоговое бремя существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, опасаясь конкурентов. В настоящее время это значимая проблема на уровне государства.
Постоянный дефицит оборотных активов – третья национальная особенность. Малый бизнес в России характеризуется дефицитом финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает с временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Однако неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. Недоступность кредитов ведет к банкротству.
Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате дефицита финансирования, жесткой конкурентной борьбы и действие макро - экономических факторов внешней среды (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.
В области регулирования предпринимательской деятельности можно выделить несколько ключевых тенденций, которые в той или иной мере имманентны странам с высоким уровнем развития.
Первая - это снижение административного воздействия на бизнес, предоставление ему большей свободы. В то же время государственная политика направлена на максимальную поддержку наиболее приоритетных секторов экономики. Социальная составляющая постоянно находится в числе приоритетов социально-экономического развития, что работает на появление новых форм предпринимательства, в частности, социального предпринимательства, особенности развития которого в отечественных и зарубежных практиках являлись предметом исследования автора [3], [4].
Зарубежный опыт свидетельствует, что к быстрому росту предприятий малого бизнеса в США привело сокращение государственного вмешательства при самой разнообразной их поддержке. Методом естественного отбора здесь формируются лидеры будущего бизнеса. Максимально упрощена процедура регистрации нового предприятия. Она занимает здесь один день и стоит от 350 до 700 рублей.
Как обозначено выше в РФ наличествует закон, регулирующий сроки и сумму, требующиеся для регистрации предприятия. По Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, все действия государства по регистрации осуществляются в одном месте. По результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, при самостоятельной регистрации только 21,4% уложились в недельный срок. В среднем регистрация занимает от 26 до 100 дней. Это связано с тем, что при регистрации нужно посетить порядка пяти государственных организаций: пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд социального страхования, орган государственной статистики и налоговую инспекцию. Если бизнесу требуется оформление лицензий, то количество государственных органов, которые необходимо посетить и выполнить требования, возрастет до 14 организаций. Взаимодействия малого предпринимательства с большинством государственных организаций сопровождается высокими трансакционными издержками так, как просто прийти и попасть на прием невозможно.
Второе направление государственного регулирования предпринимательской деятельности – его разнообразная поддержка [7].
США характеризуются большим опытом создания «инкубаторов бизнеса», имеющих цель оказания помощи в создании новых предприятий. Эффективность инкубаторов-бизнеса очень высока. Источниками финансирования деятельности инкубаторов-бизнеса выступают субсидии федерального правительства; средства, получаемых от правительства штатов, муниципальных властей; помощь промышленных корпораций, учебных заведений, а также арендная плата предпринимателей и проценты от продаж, вышедших из «инкубаторов» и успешно работающих предприятий.
В последние годы в США расширяется строительство технопарков. Активную роль в этом процессе отводится муниципальным властям. Создавая производственную площадку со всеми коммуникациями, в последующем они за символическую цену продают её предпринимателям, которые размещают на ней самые разнообразные производства.
В создании бизнес инкубаторов и технических парков Россия не уступает США. На сегодняшний день количество бизнес инкубаторов и технических парков в России насчитывает порядка 350 объектов. Ориентируюсь на нормативный прогноз в рамках национального проекта поддержки малого предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы за 2019-2024 годы, государство выделит на новые бизнес инкубаторы и технические парки 31 млрд рублей, а их количество увеличится на 129 единиц.
В РФ в настоящее время на федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности. Основные из них - это Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная антимонопольная служба, Центр развития предпринимательства. Фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд развития промышленности. На уровне субъектов федерации действуют территориальные подразделения вышеуказанных органов власти, а также региональные государственные органы. Сравнительный анализ институтов развития малого предпринимательства РФ в контексте выполняемых функций приведен в табл. 2.
Таблица 2. - Функции институтов развития малого предпринимательства в РФ в настоящее время*
Институты |
Функции |
||||||||
Нормативно- правовое регулирование |
Контрольная |
Координирующая |
Управленческая |
Ресурсная |
Финансовая |
Контрольная |
Информационно-методологическая |
Стимулирующая |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- |
+ |
+ |
- |
+
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- |
+ |
+
|
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
*Источник: разработка автора с использованием данных с федерального портала МСП
Как видно, Российская Федерация на данный момент обладает всеми видами структуры поддержки малого предпринимательства, которые имеют развитые страны. В основе государственного регулирования и поддержки малого бизнеса применяются законодательно правовая и финансовая база. Государство создает необходимые для предпринимателей институты инфраструктуры, которые оказывают предпринимателям услуги для реализации проектов. Государство способствует развитию консультационных фирм, развивает подготовку квалифицированных кадров.
На региональном уровне также формируются модели региональной инфраструктуры малого предпринимательства. Так, в Республике Татарстан создана инфраструктура поддержки предпринимательства и региональные фонды: инвестиционно-венчурный и стабилизационный залогово-страховой, инновационные и индустриальные технопарки, бизнес-инкубаторы, лизинговая компания малого бизнеса рис. 2.
Рисунок 1 - Инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства в Республики Татарстан
В рамках зарубежных трендов развития государственной поддержки малого бизнеса в РТ на условиях софинансирования реализуется федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, в рамках которой поддерживаются бизнес-инкубаторы; экпортно-ориентированный малый бизнес; фонд содействия малым предприятиям в научно-технической сфере; кредитные механизмы; и иные мероприятия республиканской Программы поддержки малого предпринимательства. Разработаны и действуют региональные программы льготного кредитования и лизинга.
Заключение
Проведенное исследование дает основания для следующих выводов и обобщений.
- В исследуемом временном горизонте соотношение числа малых к средним и крупным предприятиям меняется, в частности, наблюдается негативный структурный тренд сокращения доли предприятий малого бизнеса. По результатам ретроспективного анализа этапов развития малого предпринимательства обнаруживается воздействие на изменение количества предприятий малого бизнеса государственной поддержки. Наиболее продуктивным в РФ в контексте развития малого предпринимательства является период 1992-1995 гг.
На региональном уровне также формируются модели региональной инфраструктуры малого предпринимательства. В рамках зарубежных трендов развития государственной поддержки малого бизнеса в РТ на условиях софинансирования реализуется федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, в рамках которой поддерживаются бизнес-инкубаторы; экспорт-ориентированный малый бизнес; фонд содействия малым предприятиям в научно-технической сфере; кредитные механизмы; и иные мероприятия республиканской Программы поддержки малого предпринимательства.
1. Vilensky, A. V. stages in the development of small entrepreneurship in Russia// economy Questions. - 1996. - №7. - P. 30.
2. Gorfinkel, V. J. Small business: organization, Economics, management / Gorfinkel of V. Ya., V. A. Swander M.: yuniti, 2017. 495 S.
3. Kulkova, V. Yu. Transformation of sustainability of socially oriented non-profit organizations in the Russian Federation. Kazan: Printing-Service XXI century, 2016. 82 PP.
4. Kulkova, V. Yu. Infrastructural support of social entrepreneurship in Russia // National interests: priorities and security. - 2017 - T13. No. 19. - Pp. 1592-1607
5. Nabatnikov, V. M. Organization of entrepreneurial activity.- Rostov-on-don: Phoenix, 2016. - 256 p.
6. Orlov, A.V. management Organization in small business / Orlov A.V., Nikulin L. F., busalov D. Yu. M.: Paleotype, 2007. 361 S.
7. Petrishche, V. I. Ensuring the efficiency of employment through the development of small business // Srednerussky Vestnik of social Sciences. - 2015. - Vol. 10. - №3. - P. 201-209
8. Turenko, T. A. Small business and its role in sustainable economic development. M.: Phoenix, 2017. 227 S.
9. Yasin, E. G. the Rate for business //Man and labor. 1992.- №11. - P. 90.