graduate student from 01.01.2016 to 01.01.2019
Moskva, Russian Federation
employee
Moscow, Russian Federation
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
GRNTI 06.39 Наука управления экономикой
GRNTI 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
BBK 65 Экономика. Экономические науки
BBK 650 Общ. эк. теория. Ист. эк. мысли. Эк. география. Упр-е эк-й. Эк. стат-ка. Учет. Эк анализ
BBK 6501 Общая экономическая теория
Innovative theoretical and applied issues on diagnostics of economic security in the aspect of criminal tension of region’s economics are discussed in this article. The problematic field of economic security researches is expanding by means of actualization new methodological approaches and practice in the application of mathematical methods of analysis. New data, allowing to identify the symptoms of criminal tension for revealing negative factors, which have impact on economic security of the region, are introduced into the scientific use and analyzed.
the economic security, criminal tension of the region’s economics, economics, right, management, the economic crime, the mathematical methods of analysis, factor analysis, diagnostics, criminological model
В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [22], призванной консолидировать усилия органов государственной власти и институтов гражданского общества в целях реализации стратегических приоритетов страны, к основным существующим вызовам и угрозам относятся высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. С криминальной напряженностью в экономике сопряжены такие проблемы, как неравномерность пространственного развития страны, усиление дифференциации регионов по уровню и темпам социально-экономического развития, увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации. При этом актуализируется роль самих регионов, призванных посредством соответствующих полномочий органов государственной и муниципальной власти обеспечить реализацию государственной политики и соответствующих программ в области экономического развития субъектов Российской Федерации с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей [20, 29, 30].
Государственная политика ставит вопрос о переходе к новой модели экономической безопасности, соответствующей вызовам ХХ1 века, потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Модель предполагает достижение нового качества управленческих отношений федерального и регионального уровней экономической безопасности, направленных на противодействие современному криминалу и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономике. Формирующиеся управленческие отношения базируются на научных методах оценки современного состояния и прогнозов развития экономической безопасности, включающих инновационные методики диагностики криминальной напряженности в экономике российских регионов [10, 11, 12]. Все это обусловливает глубокую научную рефлексию криминальной напряженности в экономике как аспекта региональной экономической безопасности. Актуальной и перспективной исследовательской задачей становится разработка и совершенствование методики диагностики криминальной напряженности в экономике регионов Российской Федерации в контексте обеспечения их экономической безопасности.
Методика – это, как правило, некий готовый алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий [20, с. 107]. В современной эмпирической науке методика выполняет функцию универсального языка междисциплинарного общения. Развитие этой сферы методической деятельности вносит свой вклад в интерпретацию науки, поскольку методики, разработанные в одной дисциплине, часто приобретают универсальный характер. Вопрос о методике исследования очень важен, поскольку с ее помощью возможна реализация различных методов. Если метод направлен на решение широкого круга задач, то методика – на решение частных задач.
В настоящее время накоплен значительный объем результатов междисциплинарных научных исследований, проведенных отечественными учеными, в области диагностики криминальной напряженности как аспекта экономической безопасности региона. В современных исследованиях (А. Анищенко, К. Бабошина, Н. Бесчастновой, И. Богданова, В. Копылова, С. Митякова, Е. Олейникова, А. Скопина) актуализируются региональный и отраслевой уровни экономической безопасности, выделены наиболее важные показатели криминального воздействия на экономику, определен состав угроз и масштаб вероятного ущерба [3, 9, 11, 19, 20]. Анализ криминализации экономики субъектов Российской Федерации, с опорой на обширный эмпирический материал, представлен в работах Т. Агаповой, Р. Рывкиной, А. Крылова [1, 28, 29, 30].
Теоретико-методологические и методические основы диагностики криминальной напряженности региональной экономики анализируются в работах И. Белика, С. Беличенкина, О. Гоновой, Н. Никулиной [6, 8]. В исследованиях И. Александрова, А. Грачева, С. Дубровина, В. Епишина, Журавлева, В. Козлова, Н. Матушкиной, В. Пушкарева, В. Тимченко, внимание уделяется частным методикам раскрытия и расследования конкретных преступлений в сфере экономики [31].
Вместе с тем, многие эксперты отмечают [1, 6, 8], что сегодня необходимы новые методики, учитывающие современные нормативные требования, новый формат экономических отношений и последние достижения информационно-аналитических технологий, способных быстро корректироваться с учетом сильно меняющихся внутренних и внешних обстоятельств. Эти методики должны быть направлены не только на реагирование, так сказать «в пожарном» порядке, на экстренно возникающие угрозы экономической безопасности, но и на диагностику криминальных рисков в этой сфере в целях их предупреждения и планового предотвращения.
В связи с этим, на наш взгляд, необходима модернизация таких, наиболее часто используемых методических подходов для диагностики криминальной напряженности экономики региона, как учетно-статистический и формально-правовой, которые, как показывает практика, часто не дают нужного качества информационного обеспечения. Необходимо преодоление существующих методологических ограничений посредством введения в их исследовательский тезаурус инструментальных возможностей институционального, оптимизационного и системного подходов. Экономическая безопасность в аспекте криминальной напряженности экономики региона должна рассматривается, на наш взгляд, как институциональная система воспроизводства условий стабильной, устойчивой экономической динамики посредством действия самих социальных субъектов.
Такой методический подход, во-первых, делает более доступными изучение отдельных сторон многогранного феномена экономической безопасности на региональном уровне; во-вторых, позволяет рассмотреть криминальную напряженность экономики региона как относительно самостоятельный элемент правовой действительности и комплексное социальное явление, которое затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности базовых институтов общества; в-третьих, дает возможность вести речь не о защите, а о защищенности, то есть характере социально-экономических отношений, где центр внимания перемещен на внутренние механизмы поддержания устойчивого, сбалансированного развития социума, воспроизводство его базовых экономических институтов, включающих структурные элементы самозащиты от рисков и угроз криминальной напряженности в сфере экономики.
Применительно к прикладным задачам нашей работы, методика может рассматриваться как конкретный порядок действий по проведению диагностики криминальной напряженности, обработке данных и интерпретации результатов. Предлагаемый алгоритм методики диагностики регионального уровня криминальной напряженности экономики (рис. 1) является аспектом экономической безопасности региона.
Рисунок 1. Алгоритм методики диагностики регионального уровня криминальной напряженности экономики.
Как следует из предлагаемого алгоритма, на пути к совершенствованию и созданию эффективной методики диагностики криминальной напряженности экономики региона как инструмента обеспечения ее экономической безопасности, необходимо, прежде всего, осуществлять поиск наиболее оптимальной и приемлемой модели ее исходной информационной базы. Такая модель предполагает, на первоначальном этапе, сбор, синтез и анализ статистических данных, которые в итоге создают систему комплексных показателей (рис. 2).
Рисунок 2. – Система показателей комплексной оценки влияния криминализации экономики на экономическую безопасность региона.
Кроме того, в качестве инновации в предлагаемую систему могут быть включены показатели ущерба и вреда, причиненного экономическими преступлениями. При этом, экономический вред рассматривается как более широкое понятие, нежели ущерб. Так же, экономический вред можно рассматривать как сумму:
- непосредственного ущерба от преступления;
- затрат на раскрытие и расследование преступления, судебные расходы;
- расходов государства на содержание виновных в местах лишения свободы;
- иных затрат (в том числе связанных с выбытием из свободного гражданского оборота физических и юридических лиц).
С учетом данных положений модель усовершенствованной исходной информационной базы (рис.3) для диагностики криминальной напряженности экономики региона в инструментальном плане позволяет сканировать большие объемы информационных ресурсов, отбирать из них отдельные фрагменты и создавать из них общую картину события или объекта.
Рисунок 3. Модель усовершенствованной исходной информационной базы для диагностики криминальной напряженности экономики региона.
Речь идет о систематическом анализе потоков информации о происходящих событиях в различных областях социально-экономической жизни, с целью выявления в них возможного криминального содержания и предпосылок совершения преступлений. Аналитическая работа понимается здесь как определенный процесс, система действий, главным элементом которой является выделение наиболее значимой информации. Предметом этой деятельности является информация, характеризующая ретроспективу, текущее состояние и прогностические тенденции развития внешних и внутренних условий, обусловливающих криминальную напряженность в экономике региона. Она носит профилактический (разведывательный), криминологический (оперативный) и аналитический (поисковый) характер.
Инновационным моментом в предлагаемой модели является внедрение поисковой аналитики, связанное с автоматизацией процедур получения данных и сведений из открытых источников – Интернета и электронных средств массовой информации. Предикторы, определяющие личностные качества, интересы, криминальный потенциал и направление противоправных устремлений объектов оперативного внимания, получаются, таким образом, на основании анализа их окружения, связей, сетевых коммуникаций с сообщниками или партнерами по криминальному бизнесу.
Фактически речь идет о мониторинге и оценке различных факторах криминального риска – внешне совершенно нормальное действие, объект, событие, но развивающееся таким образом, что в итоге оно превращается в реальную угрозу или, даже, криминальное явление. В этих целях в алгоритм методики были включены математические методы: факторный анализ и кластерный анализ. Факторный анализ позволяет «сжать» исходную информацию путем замены исходных показателей на такие переменные (факторы), которые оказались бы наиболее информативными и отражающими существенные свойства модели. При данном подходе параметры модели ставятся в соответствии исследуемым факторам изучаемого события, варьируя которые, получают сведения о значимости отдельных факторов и об их взаимном влиянии [28, с. 75]. Как результат – идентификация симптомов криминальной напряженности для выявления негативных факторов влияния на экономическую безопасность региона.
На заключительном этапе диагностики рекомендуется применять кластерный анализ. Этот метод многомерной классификации предназначен для разделения совокупностей факторов (характеризующиеся большим числом признаков) на классы, в каждый из которых должны входить объекты, в определенном смысле однородные или близкие. Метод позволяет без существенной потери информации перейти от первоначальной системы большого числа наблюдаемых взаимосвязанных факторов к системе существенно меньшего числа скрытых (ненаблюдаемых) доминант, определяющих вариацию первоначальных признаков [12, с. 61].
С учетом вышесказанного, оптимизацию выявления доминант для диагностики регионального уровня криминальной напряженности экономики, на наш взгляд, можно гипотетически представить как особую функцию, принимающую определение заданных факторов
Практическая апробация методики показала следующее:
Во-первых, территориальные различия криминальной напряженности региональной экономики являются объективной реальностью и носят в основном стабильный характер. Они являются закономерным следствием различий комплекса экономических, социальных, правовых и управленческих факторных доминант развития регионов во взаимосвязи с особенностями организации экономической безопасности. Исследование показало, что преступность в сфере экономики в значительной мере зависит от эффективности деятельности правоохранительных и иных контролирующих органов.
Во-вторых, территориальные различия в интенсивности криминальной напряженности региональной экономики отчасти обуславливаются доминантами в структуре динамики и в силу неодинаковой латентности экономической преступности в разных регионах. За низкими общими показателями преступности в ряде регионов скрывается высокая латентность преступлений в сфере экономики. Больше всего это касается преступлений не являющихся особо тяжкими, а также против экономических интересов общества и государства.
В-третьих, общие данные о криминальной напряженности отражают ее состояние в целом по России, что указывает на существенную зависимость ряда неблагоприятных факторов и их изменений не столько от региональных особенностей, сколько от общих, доминирующих в стране явлений и процессов. В целом по России коэффициент корреляции криминальной напряженности региональной экономики близок к 1,5 [3, 18]. Уровень интенсивности криминальной напряженности экономики регионов по коэффициенту корреляции выявленных доминант определяет иерархию федеральных округов Российской Федерации (табл.1).
Таблица 1
Рейтинг уровня криминальной напряженности региональной экономики в федеральных округах Российской Федерации
Место в рейтинге |
Федеральные округа Российской Федерации |
Коэффициент преступности |
|
1 2 3 |
Высокий уровень |
В целом по России |
1,474 |
Сибирский ФО |
1,977 |
||
Дальневосточный ФО |
1,976 |
||
Уральский ФО |
1,669 |
||
4 5 6 7 8 |
Средний уровень |
Северо-Западный ФО |
1,433 |
Южный ФО |
1,365 |
||
Северо-Кавказский ФО |
1,337 |
||
Приволжский ФО |
1,292 |
||
Центральный ФО |
1,267 |
В результате применения методики получаем более краткое описание большого массива информации по проблеме исследования в виде групп данных, обладающих общими свойствами. Все это, в свою очередь, позволяет получить более наглядную общую картину состояния и динамики криминализации экономики российских регионов, а также обосновать практические рекомендации в данной сфере и определить дальнейшие направления исследования в этом проблемном поле.
1. Agapova T.N. The methods and the toolkit for the monitoring of economic security of the region // The questions of statistics.2001. № 2. P. 20-28.
2. Alen R. Tye global economic history. M.: Delo, 2017.
3. Anishenko A.A. The economic security of regions in Russia. M.: Marketing, 2006.
4. Auzan A. The economics of everything. M.:Myth, 2013.
5. Ashaffenburg G. Crime and the struggle with it. M.: Infra-M, 2015.
6. Baboshin K.A., Sahautdinov V.R., Beschastnova N.V. The economic security of the region // Economics and society. 2017.№ 3(34). P. 46-52.
7. The security of Russia: encyclopedic dictionary-reference / Originators : V.Akimov, V. Barishpolec, N. Mahushov, M.Faleev. M.: Knowledge, 2012.
8. Belik I.S.,Nikulina N.L. The methodological approaches to the assessing of economic security of the region // Vestnik USTU- .Series « Economics and management». 2006.№1 (72). P. 100-106.
9. Vechkanov G.V. The economic security: Textbook. SPb : Piter, 2007.
10. Gonova O.V. Model diagnosing of the economic security of the region // Vestnik of State University of management 2011.№12. P. 178-184.
11. Gorelov N.F., Kruglov D.V., Korableva O.N. The methodology of scientific researches. M.:Urait, 2017.
12. Gorohov A.V. The essentials of systematic analysis. M.: Urait, 2017.
13. Gudvin M., Burr D. How the econimicsworks. M.:Myth, 2016.
14. Dotsenko D.V. The economic security: the methodological aspects and components //Audit and financial analysis.2009.№4.
15. Edelev A.L. Strategic stability and economic security of subjects in Russian Federation. M.: Urait, 2007.
16. Karzaeva N.N. The essentials of economic security. Textbook. M.: Infra-M, 2017.
17. Kuznetsova E.I. Economic security. Textbook and workshop. M.:Urait, 2017.
18. Maksimov A. Russian crime.M.:Eksmo, 2017.
19. Misko O.N., Druzhinin N.L.Economic history. M.: Urait, 2015.
20. Novikov A.M., Novikov D.A. Methodology: vocabulary of system of main definitions. M.:Libtokom, 2013.
21. Orehov V.I., Orehov T.R., Karagodina O.V. Economic security of moderm Russia in the conditions of crisis. M.: Infra-M, 2015.
22. About the strategy of economic security of Russian Federation on the period till 2030 year. Decree of the President of Russian Federation from May,13 2017 №208. // National interests: priorities and security.2017.№7. P. 2-8.
23. Petrocyan G.G. Priority areas of state politics of RF to ensure economic security in modern conditions //Society and right. 2009. № 3. P. 293-298.
24. Senchagov V. How to provide economic security of Russia // Russian Federation today. 2007. № 6. P. 36-38.
25. Taler R. New behavioral economics. M.: Eksmo,2017.
26. Urazgaliev V. Sh. Economic security. Textbook and bookshop. M.:Urait, 2017.
27. Ha Jun Chang. How the economics is arranged. M.: Myth, 2015.
28. Cukanov V.H. Economic security: essence, factors of influence and methods of providing. Chelyabinsk: Chelyabink House of publishing, 2017.
29. Economic security / ed. L.Goncharenko, F.Akulina. M:Urait, 2017.
30. Economic security of Russia / ed. V.K. Senchagova. M.: The Laboratory of knowledge,2014.
31. Yakovlev A.M. Sociology of economic crime. M.: Science, 2008.