employee from 28.08.2007 until now
Rostov-na-Donu, Rostov-on-Don, Russian Federation
Rostov-on-Don, Rostov-on-Don, Russian Federation
GRNTI 06.39 Наука управления экономикой
GRNTI 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
In this article the relevance and economic goals of public-private partnership (PPP) implementation in Russia are defined. The analysis of the realization of PPP projects for public infrastructure creation is carried out. The regions-leaders by the level of PPP development in Russia and the Southern Federal district are identified. The study of the public-private partnerships sphere in the Rostov region is conducted. The influence factors and the basic directions of increase of PPP mechanisms efficiency in the regional economy are considered.
public-private partnership, social infrastructure, PPP infrastructure projects, investment and innovative development, regions of Russia.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений формирования условий для инновационного развития экономики России является создание механизмов взаимодействия государства, населения, бизнеса, структур гражданского общества, а также институтов и механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), которые должны регулироваться общим и специальным законодательством.
В соответствии с Концепцией долгосрочного развития РФ до 2020 года [9], государственно-частное партнерство относится к перспективным способам развития общественной инфраструктуры, основанным на среднесрочном или долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации и техническом обслуживании.
Актуальность применения в России механизмов ГЧП обусловлена необходимостью обеспечения темпов роста экономики страны на уровне не ниже среднемировых; привлечения инвестиций в транспортную, энергетическую, социальную и коммунальную сферу; распределения рисков при реализации инфраструктурных проектов; повышения эффективности управления государственным имуществом и финансовой отдачи от экономических активов; реформирования системы государственного управления; разработки новой концепции отношений органов власти и частного сектора [13; 15] .
Основные цели государственно-частного партнёрства в России: привлечение частных инвестиций в создание объектов общественной инфраструктуры; обеспечение эффективного управления имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности; повышение качества оказываемых на его базе социально-значимых услуг населению.
В соответствии с данными ассоциации «Центр развития ГЧП», к началу 2017 года в России завершили стадию принятия решения о реализации 2446 проектов государственно-частного партнёрства на федеральном (17 проектов), региональном (238 проектов) и муниципальном (2191 проект) уровнях. Они направлены на развитие следующих сфер инфраструктуры (рисунок 1):
- коммунально-энергетической (водоснабжение и водоотведение; газоснабжение; комплексная инженерная инфраструктура; обращение с твердыми коммунальными отходами; теплоснабжение; электроснабжение);
- социальной (объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, социального обслуживания; туризм; реставрация объектов культурного наследия);
- транспортной (автомобильные, железные дороги; трубопроводы; мосты, порты, суда; аэропорты, аэродромы; транспорт общего пользования; организация парковочного пространства и развитие улично-дорожной сети);
- информационно-коммуникационной (комплексные системы взимания платы, мониторинга и управления; автоматизированные системы централизованного оповещения; объекты линий связи и коммуникаций; системы обеспечения безналичной оплаты, безопасности и мониторинга; системы управления движением);
- инженерно-технической (комплексное благоустройство общественных пространств и берегоукрепление);
- сельскохозяйственной (объекты производства, промышленной переработки, хранения сельхозпродукции);
- промышленной (имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции).
Рисунок 1 - Распределение количества проектов ГЧП в сферах общественной инфраструктуры РФ за 2016 год [6]
Этап подписания коммерческого соглашения или договора прошли 2183 проекта ГЧП, в рамках которых обязательства органов власти и частных партнёров по финансированию создания, строительства, реконструкции инфраструктурных объектов составляют 2040 трлн рублей [6].
В соответствии с методикой, утвержденной Минэкономразвития России, ассоциацией «Центр развития ГЧП» ежегодно составляется рейтинг российских регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. Расчёт комплексного показателя «Уровень развития сферы ГЧП в субъекте Российской Федерации» включает в себя оценку таких факторов, как опыт реализации проектов, нормативно-правовая база, институциональная среда.
Согласно результатам проведённого исследования, в рейтинге регионов по развитию ГЧП за 2016 год лидируют субъекты РФ: Москва, Санкт-Петербург, Самарская область, Новосибирская область, Нижегородская область, Свердловская область, Ленинградская область, Московская область, Ульяновская область, Республика Татарстан. Наибольшие средние значения итогового интегрального показателя по регионам определены в Приволжском (49,6%), Центральном (46,5%) и Уральском (43,4%) федеральных округах (рисунок 2).
Рисунок 2 – Уровень развития государственно-частного партнёрства
в федеральных округах РФ за 2016 год [6]
По уровню развития государственно-частного партнерства в Южном федеральном округе за 2017 год Ростовская область занимает 2 место (рисунок 3) [14]. В рейтинге российских регионов она находится на 33 позиции. В сравнении с уровнем 2016 года её итоговый интегральный показатель ГЧП увеличился на 16,8% и составляет 44,5%. Однако полученное значение меньше планового (58,7%). Результаты оценки факторов, влияющих на сферу государственно-частного партнерства в субъектах РФ, показали, что Ростовская область входит в число лидеров ЮФО по состоянию институциональной среды (6,8 баллов), нормативно-правовой базы (2 балла) и опыту реализации проектов ГЧП (4,5 балла).
Государственно-частное партнерство позволяет: привлечь частный капитал в экономику региона; повысить эффективность использования государственной собственности и бюджетных средств; обеспечить рост инвестиционного и инновационного потенциалов, техническое и технологическое развитие общественно значимых производств, социальной сферы. [11]. В настоящее время Ростовская область считается одной из самых открытых для инвестиций российских территорий. Регион входит в число лидеров с наименьшими инвестиционными рисками. К факторам, повлиявшим на улучшение регионального инвестиционного климата, относятся закон о государственно-частном партнёрстве и программа «100 губернаторских инвестиционных проектов» [1].
Рисунок 3 – Динамика развития государственно-частного партнёрства в Южном федеральном округе за 2016-2017 годы [14]
По данным Национального центра государственно-частного партнёрства РФ за 2016 год, в Ростовской области реализуется 22 региональных и муниципальных проекта ГЧП [10], связанных с созданием, проектированием, строительством, реконструкцией, модернизацией, эксплуатацией и обслуживанием инфраструктурных объектов преимущественно в коммунально-энергетической и социальной сферах.
Таблица 1 – Инфраструктурные проекты ГЧП в Ростовской области за 2016 год [10]
Сфера проектов |
Количество проектов |
Уровень проектов |
Статус реализации проектов |
|
Коммунально-энергетическая |
Водоснабжение и водоотведение |
15 |
Региональный; муниципальный |
Инвестиционный; эксплуатация |
Теплоснабжение |
3 |
Муниципальный |
Инвестиционный |
|
Обращение с твердыми коммунальными отходами |
3 |
Региональный; муниципальный |
Отбор частного партнера и подписание соглашения; прединвестиционный; инвестиционный |
|
Социальная |
Культура, досуг, благоустройство |
1 |
Муниципальный |
Эксплуатация |
Инфраструктурные проекты ГЧП Ростовской области, реализуемые в сферах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, культуры, досуга, благоустройства, представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Инфраструктурные проекты ГЧП Ростовской области и общий объём инвестиций в их реализацию [10]
№ |
Инфраструктурные проекты ГЧП Ростовской области |
Общий объем инвестиций |
1 |
Строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области |
37 125 450 тыс. руб. |
2 |
Строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения в Ростовской области (региональный инвестиционный проект «Чистый Дон») |
4 466 720 тыс. руб. |
3 |
Строительство и эксплуатация полигона захоронения, утилизации и переработки твердых промышленных, нерадиоактивных и бытовых отходов в г. Волгодонске Ростовской области |
976 000 тыс. руб. |
4 |
Проектирование, строительство и эксплуатация Миллеровского МЭОК для обеспечения полного цикла обращения с твердыми коммунальными и приравненными к ним отходами |
448 897 тыс. руб. |
5 |
Проектирование, строительство, эксплуатация выставочного павильона и пяти павильонов-кафе, а также благосутройство прилегающих к ним территорий по ул. Береговая, г. Ростов-на-Дону |
330 000 тыс. руб. |
6 |
Создание мусороперегрузочной станции с элементами сортировки ТБО г. Шахты |
45 000 тыс. руб. |
7 |
Реконструкция и модернизация муниципальных объектов теплоснабжения Морозовского городского поселения |
42 587 тыс. руб. |
Частные инвесторы проектов государственно-частного партнёрства: ООО «Экология города»; ОАО «Евразийский»; ООО «АБВК-Эко»; ОАО «Производственное объединение «Водоканал города Ростова-на-Дону»; ООО «Ростовтеплоэнерго»; ООО «ЭКО»; ООО «Технология»; ООО «Тепловые сети»; ООО «Вода и стоки»; ГУП Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения»; ООО «Экострой-Дон»; ООО «ЭкоЦентр»; ООО «Донской причал».
Анализ результатов исследования консалтинговой компании IPT Group [7] позволил выявить риски, связанные с внедрением проектов ГЧП в регионах России, в том числе и Ростовской области. По мнению представителей субъектов РФ, наиболее серьёзными проблемами являются отсутствие инвесторов (58%), нехватка опыта внедрения проектов (49 %), несовершенство нормативно-правовой базы при осуществлении проектов (16 %). Это связано с текущей экономической ситуацией в стране, длительными сроками реализации и недостаточным уровнем рентабельности проектов, высокой стоимостью кредитных ресурсов, трудностями, возникающими при взаимодействии государства и бизнеса из-за разницы в конечных целях, низким качеством подготовки проектной документации, ограниченным количеством квалифицированных кадров в сфере ГЧП, низкой информированностью бизнеса о юридических формах государственно-частного партнёрства, слабой правовой защищенностью частных инвесторов и кредиторов при реализации региональных и муниципальных инфраструктурных проектов [3: 12; 16].
В условиях современной экономики на дальнейший рост уровня развития ГЧП, а также снижение влияния негативных факторов в данной сфере могут положительно повлиять: изучение практик регионов России при учёте интересов и взаимодействии между частным бизнесом и государственными институтами [11]; проработка нормативно-правовых актов; определение, конкретизация, описание основных процессов, реализуемых на каждом этапе проектов ГЧП, а также процедур контроля за ходом их исполнения [2]; равномерное распределение прибыли и рисков между участниками ГЧП [5]; разработка практико-ориентированных программ обучения специалистов для повышения уровня их компетентности и надёжности в отношении соблюдения заключаемых соглашений; применение комплексного подхода к управлению проектами в сфере государственно-частного партнёрства [8]; методическое и организационное содействие в их реализации со стороны органов власти; формирование региональных проектных команд; создание и запуск специализированных информационных площадок по обмену опытом между субъектами РФ.
Таким образом, развитие инвестиционного и инновационного потенциала экономики РФ во многом зависит от повышения эффективности использования государственной собственности и бюджетных средств, привлечения частного капитала в экономику регионов. Различные формы ГЧП дают возможность реализации проектов по созданию объектов общественной инфраструктуры на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Для решения существующих проблем и снижения влияния негативных факторов на деятельность участников ГЧП в регионах России необходимо разработать рекомендации и мероприятия, направленные на совершенствование законодательной, организационной, финансовой сфер [4]. Это позволит обеспечить правовую защиту инвесторов и кредиторов, упростить доступ к заемному капиталу, улучшить условия инвестирования, закрепить возможность предоставления субсидий региональному бюджету для реализации проектов ГЧП, увеличить количество квалифицированных специалистов, повысить качество подготовки проектной документации, а также коммерческую привлекательность инвестиционных проектов.
1. Averkieva E.S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak institut stimulirovaniya predprinimatel'skoi deyatel'nosti [Public-private partnership as incentive institution of entrepreneurship]. Voprosy regulirovaniya ekonomiki [Journal of economic regulation], 2017, Tom 8, no 1, p.p. 117-130
2. Anopchenko T.Yu., Chernyshev M.A., Murzin A.D. Mekhanizm regional'nogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya na baze gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Mechanism of regional socio-economic development on the basis of public-private partnership]. Tavricheskii nauchnyi obozrevatel': elektronnyi nauchnyi zhurnal [Tauride scientific observer: electronic scientific journal], 2015, no 5 (12), p.p. 6-14.
3. Borshchevskii G.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury [Public-private partnership: textbook and workshop for undergraduate and graduate students]. Borshchevskii G.A. Moscow: Publ. Yurait, 2017. 344 p.
4. Brodunov A.N., Bulycheva K.I. Problemy razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v RF na sovremennom etape [Problems of development of public-private partnership in the Russian Federation at the present stage]. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte Series 1: Ekonomika i upravlenie [Vestnik of Moscow University named after S. Yu. Witte. Vol. 1: Economics and management], 2017, № 1 (20), p.p. 84-88
5. Varnavskii V.G. Partnerstvo gosudarstva i chastnogo sektora: formy, proekty, riski [Partnership of the state and the private sector: forms, projects, risks]. Moscow: Nauka, 2015, p.p. 28-32.
6. Issledovanie «Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v Rossii 2016-2017: tekushchee sostoyanie i trendy, reiting regionov» [The study «The Market for public-private partnership in Russia: problems and prospects»]. Assotsiatsiya «Tsentr razvitiya GChP» [Association «Center of development of PPP»]. Moscow: Assotsiatsiya «Tsentr razvitiya GChP», 2016
7. Issledovanie «Rynok gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya» [The study «The Market for public-private partnership in Russia: problems and prospects»]. Konsaltingovaya kompaniya IPT Group (Ai Pi Ti Grup) [Consulting company IPT Group]. Moscow, 2016
8. Kochetkova S.A. Razvitie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v regione: organizatsionno-pravovoi mekhanizm [Development of public-private partnership in the region: organizational and legal mechanism]. Kochetkova S.A. Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskii menedzhment» [The scientific journal ITMO. Series «Economics and environmental management»], 2015, no 1, p.p. 113-120.
9. Ob utverzhdenii Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r (red. ot 10.02.2017) [Elektronnyi resurs] [About the approval of the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020: the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-p]. Elektronnyi fond pravovoi i normativno-tekhnicheskoi dokumentatsii «Tekhekspert» [Electronic Fund of legal and normative-technical documentation "Techexpert»]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902130343 (Accessed: 09.01.2018)
10. Ofitsial'nyi sait Natsional'nogo tsentra gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Official website of The national center for public-private partnership]. Available at: http://www.pppi.ru/projects?region=66 (Accessed: 05.01.2018)
11. Ofitsial'nyi portal Pravitel'stva Rostovskoi oblasti [Official portal of the government of Rostov region]. Available at: http://www.donland.ru/Default. aspx?pageid=98975 (Accessed: 05.01.2018)
12. Pryadko I.A. Kontseptsiya razvitiya gosudarstvenno-chastnykh partnerstv v regionakh Rossii [The concept of public-private partnerships in the Russian regions]. Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa [Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of business], 2016, no 4 (37), p.p. 176-182
13. Pryadko I.A. Otsenka effektivnosti proektov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v stroitel'stve [Evaluation of the effectiveness of public-private partnership projects in construction]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal [Management of economic systems: electronic scientific journal], 2017, no 12 (106), p. 64
14. Reiting regionov Rossii po urovnyu razvitiya GChP za 2016-2017 gg. [The rating of Russian regions by PPP development level for 2016-2017]. Ofitsial'nyi sait Platformy podderzhki infrastrukturnykh proektov [The official website of the Platform support infrastructure projects]. Available at: http://www.pppi.ru/regions (Accessed: 12.01.2018)
15. Filippov D.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teoriya i praktika [Public-private partnership: theory and practice]. Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom [Economics and management of national economy], 2017, no 2 (147), p.p. 31-34
16. Fomina O.I., Kochetkova S.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak sovremennyi instrument federal'nykh i regional'nykh investitsionnykh proektov [Public-private partnership as modern instrument of federal and regional investment projects]. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii [International journal of applied and fundamental research], 2017, no 4 (Part 2), p.p 414-419