employee from 01.01.2023 until now
Saransk, Saransk, Russian Federation
The purpose of this article is to study the key drivers, factors of formation and peculiarities of functioning of the digital economy and virtual environment of human life. Tasks of the article: to examine the preconditions of formation and features of the origin and development of the digital economy; to formulate the basic provisions and specifics of functioning of the digital economy; to outline the development of the digital economy, as well as relevant opportunities and threats for the major participants. Subject of research are the processes of computerization daily life and business activities of a person in modern socio-economic conditions. The object of study are the new computer (and allied) technologies and business-processes in the formation of the single information society. The article examines the controversial issues of the digital economy: problems and prospects of its formation and evolution, threats to consumers of digital services. Pays attention to the current state of digital technologies, economic principles and conditions of formation and peculiarities, the characteristics of the digital services economy, its possibilities, and also made projections of the development process of virtual society.
digital economy; new technological way; robotics; cost; the virtual world.
Будущее гораздо ближе, чем нам кажется и оно не в «сумме технологий», а перефразируя и домысливая футуролога Станислава Лемма - в их мультипликативности и непредсказуемости [1]. Оно в руках того, кто может сегодня нарисовать-создать желаемый нам мир, и, коль скоро, мы во многом продукт современной цивилизации, то наше будущее - будущее виртуальное, цифровое. Более того, мы уже сегодня здесь – в будущем, ибо выбираем, проецируем, создаем себя в нем – в мире цифровых технологий. Сегодня растёт поколение детей, которые уже с трехлетнего возраста в качестве игрушки предпочитают планшет, именно они уже делают выбор в цифровом мире. В июле 2017 Д.А. Медведев утвердил программу «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой определяются цели, задачи, направления, сроки реализации основных мер по созданию в России цифровой экономики, предполагающей, что данные в цифровом формате будут являться определяющими для функционирования всех сфер социально-экономической жизни [2], а уже 1 сентября 2017 г. на всероссийском открытом уроке в Ярославле Президент В.В. Путин заявил, что лидерство в изучении искусственного интеллекта будет означать и полное фактическое доминирование в мире – «Тот, кто станет лидером в этой сфере станет властелином мира!» [3].
Сегодня почти каждый из нас достаточно много времени проводит за компьютером и время это день ото дня все увеличивается. Более того, мы сами уже не отдаем отчета, как много проводим времени в виртуальной среде: кто, работая или обучаясь, кто на портале госуслуг, кто за офлайн играми, кто в социальных сетях (выставляя «нужный» себе профиль или размещая фото, видеоряд своей пока ещё реальной жизни), кто по необходимости заплатить налоги, заказать билеты (в кино, на поезд) или забронировать отель, записаться к врачу (активно внедряются цифровые технологии в медицине), заказать пиццу, еду, товары из магазина, посещая музей (например, посредством знакомства с виртуальными 3 D экспонатами) или просто ища и находя ответ в глобальной «паутине» (виртуальной среде). Известные поисковые браузеры, будь то Гугл или Яндекс, охватывают сотни миллионов пользователей, зная их предпочтения лучше, чем они сами себя. Не является секретом, например, «типовой» график рабочего дня «усредненного» пользователя, человека, который составляется по изучению его поисковых запросов на посещаемых сайтах. «Набирая» такой материал глобальные поисковые системы «создают», пополняют цифровой образ каждого пользователя сети, фактически до безграничности расширяя виртуальный мир с контролем лишь со стороны разработчика. Пожалуй, еще никогда человек не был так иллюзорно свободен и одновременно так определен, ограничен, обусловлен конфигурацией реального мира, заданной предустановками разработчиков мира виртуального.
Статья, набранная на компьютере уже представлена в «цифре», а размещенная в интернете становится принадлежащей виртуальной среде, миру. Если в этом случае, творец, разработчик может в этом мире задавать правила игры, то он поистине становится властелином этого мира. Если к тому же в подчинении-распоряжении такого разработчик находится большинство (допустим, он - монополист) материальных (пока ещё) средства труда, то с их помощью творец формирует пролог к будущему, он определяет действующую инфраструктуру, состоящую из сетевой экономики, цифровых технологий, т.н. «софта» (программного обеспечения) и т.н. «железа» (сегодня - это компьютерная техника). Теперь по порядку.
Гипотеза развития цифровой экономики заключается в том, что цифровая экономика подготавливает к появлению и создаёт условия переноса труда, жизни в цифровое (виртуальное) пространство, в котором человек, в современном понимании и образе становится эволюционно устаревшим, неконкурентоспособным «вариантом», служащим, тем не менее, прообразом, прологом к появлению киберчеловека (активно интегрированным в виртуальную среду, т.е. содержащим ее элементы), который строит свою деятельность и жизнь (посредством доминирования цифровых технологий) в виртуальном пространстве, фактически полностью завися от него.
Принципы, допущения, положения, постулаты существования и деятельности человека в цифровом мире, экономике: 1) виртуальный, цифровой мир предполагает господство цифровых технологий, «оцифровку» всех сегментов жизнедеятельности человека; 2) цифровая среда предполагает не только изменение носителей информации (диск, флешка, жесткий накопитель, DATA-центы, облачные хранилища…), что характерно для функционирования виртуальной среды и экономики, но также и совершенствование самого передаваемого образа (например, от стандарта сотовой связи 2G к 5G, предполагающее не только передачу текста и видео контента, но и создание многомерных образов искусственной реальности); 3) цифровые технологии, формируя базис общества (сочетание производительных сил и производственных отношений, определяющих способ производства и экономическую основу общества), определяют ее надстройку (совокупность основных сфер жизнедеятельности человека, культурных, институциональных, общественных установок, формирующих доминирующую социально-экономическую формацию и общественное сознание граждан); 4) цифровой мир, экономика развивается по законам разработчика этих технологий; 5) в цифровом мире, экономике находятся все возможности развития, трудовой деятельности человека, создания стоимости; 6) в цифровой экономике человеку гораздо легче быть, стать, превратиться в «функцию», «приложение», которое использует предоставленные возможности, «установки по умолчанию», нежели, осуществляя творческий процесс, являться «процессором», интегратором информации, синтезирующим нечто новое; 7) создание стоимости должно основываться на задействование всех ячеек сети цифровой экономики, однако это вряд ли возможно, поскольку есть ее разработчик, стремящийся к доминированию и монополизации всей сети, что нарушает баланс сил и приводит к непредсказуемости конечного результата; 8) классические факторы производства (труд, земля, капитал, и в меньшей мере – предпринимательские способности и информация) не определяют господства в виртуальной реальности и цифровой экономике, но решающими становятся объемы и скорость переработки информации, создания многомерных цифровых образов жизни и реальности; 9) виртуальная реальность предполагает полное доминирование цифровых технологий над жизнедеятельностью человека (включая его повседневную деятельность, развитие сознания, познавательных способностей и даже путешествий); 10) в виртуальном мире и цифровой экономике классические составляющие производительных сил и производственных отношений предполагают следующее видоизменение и идентификацию: производительные силы – разработчик цифровых технологий, разработчик, творец цифрового мира; производственные отношения складываются по поводу распределения, переработки (в т.ч. синтезирования) информации; средства производства представлены компьютерной техникой, облачным хранением данных и вычислениями, искусственным интеллектом; предметы потребления – цифровые услуги и товары, произведенные с использованием соответствующих технологий, средства труда – компьютерная техника (ее более совершенные варианты, предполагающие интеграцию с возможностями человеческого мозга); 11) развитие цифрового мира связано с синергетическими эффектами и бифуркационным (непредсказуемом в своем развитии, ветвлении) характером эволюции, мультиплицирующими конечный эффект; 12) минимизация всех видов издержек, обусловленная более совершенной системой производственных отношений (включая, трансакционнные и временные) и максимизация прибыли; 13) сокращение всевозможных степеней свободы (точнее, сведение их к заданным разработчиком параметрам сети) нивелирует, а в последующем лишает человека творческого потенциала личности.
Антитезис гипотезы заключается в том, что отдельный разработчик не может предусмотреть и учесть все вероятности и возможности своего, цифрового доминирования над божественным созданием - человеком и его потенциалом.
Вывод - цифровая жизнь и в частности цифровая экономика, определяя жизнь человечества, несёт усиление дифференциации общества и непредсказуемые риски его развитию.
В широкоупотребительном варианте под цифровой экономикой (электронной, сетевой экономикой) сегодня понимается уклад экономики, доминирующая часть которого основана и использует цифровые, электронные технологии, продукты, результаты деятельности. Отдельные элементы таких технологий (электронно-вычислительные машины, пластиковые банковские карты, электронные переводы и платежи, интернет) получили развитие в последние десятилетия ХХ века и стали преобладающими с началом нового века (мобильная связь, электронные деньги, программное обеспечение, цифровые носители данных, компьютеризация, формирование элементов искусственного интеллекта, роботизация производства, «накопление» информации и виртуализация бизнеса). Практическую и наиболее значимую часть преимуществ этой экономики связывают с возможностью осуществлять платежи в реальном времени, электронными способами оплаты (без участия реальных денег) и осуществлять сделки (по покупке товаров и услуг, факторов производства, размещению средств производства) посредством сетевых форм организации бизнеса в транснациональном масштабе, что делает конечный продукт очень дешевым и массовым (тем не менее, позволяющем учитывать фактически все предпочтения потребителей). Такая электронная экономика сегодня означает одну из ставших реальностью крайних (наряду с нанотехнологиями и соответствующими смежными отраслями) ступеней развития технологического разделения труда, что фактически означает безоговорочное доминирование и экономическое могущество, а также формирование сознания пользователей услуг данного экономического уклада.
Жизнь каждого человека в развитом обществе сегодня «просеивается», структурируется через ряд «фильтров» технологий и возможностей цифратизации. Например, для рядового гражданина это означает использование цифровых носителей фото и видео контента, облачное хранение данных, электронные услуги, видео контроль на дорогах и в системе «безопасный город», блокировка сомнительных финансовых операций и сайтов, «расшифровка» интересов пользователей интернета и тем самым предвосхищение, формирование их предпочтений, прокладка маршрутов в навигационных и логистических системах и загруженность трафика автомагистралей, координаты, запросы, сосредоточение и предпочтения пользователей в сети, их объединенность общностью интересов (иногда даже не догадывающихся о своей «близости»). Роботизация повседневной жизни и малотворческих профессий уже сегодня означает, что в ближайшее время ряд профессий по оценке экспертов перестанут существовать (как это в начале ХХ века стало с извозчиками). Это не только «банальные» помощники по дому (их заменят пылесосы, газонокосилки, «умные» холодильники, позволяющие заказать товары в интернете исходя из составленного хозяином меню или его предпочтений), автоматизированные рабочие места (фактически без единого рабочего) и новостные ленты, формирующиеся цифровыми технологиями. Эксперты к «группе риска» относят и журналистику, переводчиков, таксистов и т.д. Именно эти профессии в ближайшие 5-10 лет, по их мнению, должны исчезнуть. Сегодня, например, сотовый оператор МТС уже набирает сотрудников, используя робота для оценки поданных резюме, или консультанты Сбербанка, уже по-сути выступают как приложение к машине, элементам искусственного интеллекта (банкомату, программам оценки кредитоспособности заемщиков). Глава Сбербанка (осуществляющего в настоящее время свыше 150 проектов в сфере искусственного интеллекта) Г. Греф заявил, что через пять лет порядка 80 % операций в банке будет совершаться посредством искусственного интеллекта [5]. Кроме того, развитие искусственного интеллекта вызовет существенное сокращение числа госслужащих.
Активно внедряемые цифровые услуги в медицине делают возможным не только он-лайн запись к врачу или дистанционное диагностирование, наблюдение пациента в постоперационный период (например, после операций на сердце), а также роботизацию многих «рутинных» операций (многомерные модели в стоматологии или протезировании суставов, отдельных органов (в т.ч. посредством их выращивания), генная инженерия)), ставшие реальностью современных цифровых разработок. В военной сфере ведутся активные разработки роботизированной техники (автономно действующих по заданным алгоритмам или командам разработчиков-пользователей - дронов, экзоскелетов и пр.), предполагающей замену солдат на армию роботов, действующих на поле боя, в то время как командир вооруженный цифровыми технологиями находится в полной недосягаемости для противника и действует посредством созданного своего желаемого цифрового образа с заданными параметрами и возможностями т.н. аватара (здесь нельзя не вспомнить фантастический фильм «Аватар»).
Все эти доступные электронно-цифровые услуги делают, позволяют осуществить и другие, не столь обыденные вещи. Например, та же навигационная система Глонас позволяет не только заглушить двигатель движущегося автомобиля по сигналу со спутника (в нужной точке движения), но и проложить маршрут (например, для электромобиля) по нужным координатам (тем самым, не только оптимизировав загрузку дорог, но и максимизировав продажи товаров и услуг данного ареала). Или, зарубежные компании всерьез говорят (изучив потенциальный рынок) о внедрении в ближайшие годы беспилотных авиарейсов (уже сейчас в Дубаи проводят испытания беспилотного летающего такси) [5]. Можно также задав координаты, произвести продукцию (фактически без наемного персонала и в нужном количестве) на роботизированном производстве (которое также можно дистанционно перепрограммировать на необходимый вид деятельности, или даже на нежелательный - и тогда мы уже имеем дело с киберпреступностью), вырастить урожай (как это сделала полностью роботизированная британская ферма Hands Free Hectare) [6] или вовсе посредством распечатки ее на т.н. 3D принтерах (в т.ч. построить дом). Предвосхитить злые умыслы террористов и преступников, обработав их запросы в интернете (посредством задания установок электронным фильтрам запросов) и вычислив координаты уникально электронного адреса компьютера. Или, например, практикующееся в некоторых компаниях вживление микрочипа под кожу сотрудников [7] (фактически делая их переходной формой к «киборогам») позволяет не только гарантировать их идентификацию при прохождении на фирму, корпорацию, производство, но и, надо полагать, при незначительной доработке позволит, например, ограничить доступ такого несознательного налогоплательщика к пользованию электронными услугами (в т.ч. госуслугами), покупкам товаров в сети (по аналогии с теми, что сейчас осуществляются пластиковыми картами или с помощью телефона), блокировать покупки в магазинах и совершать банковские переводы и снятие со счетов денег, другие социальные свободы до восстановления дееспособности, или, возможно, завтра такой чип может подать сигнал о «ненадлежащем» физическом или психическом состоянии владельца (ведь сейчас в ходу диагностика на расстоянии посредством контроля состояния пациента «умными» приборами через интернет связь) и заблокировать его вход в фирму или даже выход из дома.
Как любой новый, прогрессивный технологический уклад цифровая экономика повышает эффективность всей системы производственных отношений, максимизируя их эффективность. Вместе с тем, она способствует и таким эффектам как дифференциация общества, ускорение капитализации отраслей бизнеса, контроль пользователей услуг, процессов распределения в обществе. Инициированная создателем, разработчиком она служит реализации его целей, рядовые же пользователи должны довольствоваться ролью, которую им отводит разработчик такой сети, более того о своей роли и размахе и предназначении сети каждый из них не догадывается, выполняя лишь отведенную ему роль. Ведь коль скоро основа, базис Сети уже создан, то значит все последующие разработки уже «ложаться» в данный разработанный алгоритм действий и формируют лишь еще одну дополнительную (но скорее всего малозначащую), производную ячейку, элемент сети (по крайней мере в рамках данного информационно-технологического уклада). С точки зрения теории управления и системного подхода, в этих отношения всегда присутствует управляющая подсистема (инициатор создания сети) и подсистема управления (потребители услуг информационной, виртуальной экономики). Процессный подход рассмотрения предполагает, что управляющая подсистема определяет параметры входа (исходных значений и компонент процесса), особенности функционирования (т.е. набор действий, качественных характеристик, заложенных алгоритмов трансформации, компонент процесса), а также характеристики выхода процесса (т.е. заданные параметры управленческого воздействия и его итоговую эффективность, состояние процесса). Определяющая характеристика - «цифровая» - такой экономической системы предполагает, что человек (в данном случае пользователь) становится приложение к созданным цифровым алгоритмам и параметрам виртуальной среды, ее частью. Кластеризация сегментов этой экономики весьма эффективна и находится в поле деятельности разработчика, которые меняет указанные составляющие процесса управления в своих интересах. Самому разработчику «цифроваться» необязательно (хотя естественно можно создать желаемые цифровой образ («ник», «аватар»), которые удовлетворяют запросам пользователей сети – получится этакий «Гудвин», наделенный необходимыми характеристиками) и его роль сводится к контролю ключевых параметров созданной сети (так сказать правила игры, роль каждого участника и даже «победителя» по мгновенно изменяемым параметрам «игры»), для поддержания ее жизнеспособности на отведенном ей в эволюционном процессе времени существования. Как нетрудно понять, в этой системе отношений элита и массы представлены разработчиком(ми) и потребителями (пользователями) услуг.
Естественно, что господство и могущество создателя является и уязвимым местом виртуальной среды, ведь, несмотря на то, что «жизнь это игра», история знает немало «заигравшихся» и поверженных персонажей и кумиров, которых догоняла жизнь, причём вполне реально. Другими негативными эффектами могут являться монополизация влияния, деградация творческих способностей потребителей услуг (связанное с невозможностью влиять на ключевые параметры своей жизни, кроме того, легче удовлетворить потребности и «создать» пользователей с уже заложенными качествами, чем воспитать творчески мыслящих индивидуумов), снижение эффективности управления (сосредоточение всех ключевых параметров сети в едином центре, лишающее инициативы «периферию»).
Цифровая экономика по своей сущности близка к стоимостным распределительным отношениям – финансам, она усиливает не только контрольно-распределительное предназначение этой экономической категории, но и ее перспективную функциональную составляющую, а именно воспроизводственную (заключающуюся в воспроизводстве стоимости в наиболее конкурентоспособных секторах бизнеса) [8, 9]. Очевидно, что максимизируется и конечный эффект данных распределительных стоимостных отношений – контроль всей цепочки создания стоимости и капитализация виртуального бизнеса (не нужно забывать и о «мыльных» финансовых пузырях такого мира) за счет не просто дешевых а фактически бесплатных цифровых услуг и минимизации издержек на их создание и тиражирование. Можно сказать, что финансы создаются во всех ячейках цифрового мира, а их воплощением становится криптовалюта (как электронная форма распределяемой стоимости, создаваемой в информационной экономике). Нужно подчеркнуть, что мягко, органично и «незаметно» прошедшее знаковое и «революционное» явление как создание, а теперь уже и функционирование (и даже обращение), криптовалюты фактически означает преодоление некоего порога - создание признанного платежного средства Сетью (а не признанным эмитентом того или иного государства, как это принято в экономике), которая отныне и является воплощением экономического могущества и «гаранта» этой валюты. В этом смысле, у кого мощнее вычислительные способности (вычислительные технологии) у того права на будущее. Цифровая экономика, создавая и контролируя всю цепочку стоимости и средств производства, монополизирует производственные отношения, а также исходную для этого парадигму развития и создания стоимости.
Информационная среда не только легко структурируется по запросам разработчика, она способна мгновенно дать ответ и понимание ключевых процессов, происходящих в обществе и ответить на многие (с развитием искусственного интеллекта фактически на все, даже самые абсурдные вопросы рядовых пользователей, а тем более самого разработчика) вопросы об истинных интересах и устремлениях различных слоев общества, знать его «неявную» сегментированность или процессы неосознанной кластеризации пользователей в группы. Например, запрос «число пользователей набравших в поисковой строке «свадебная мода» будет предполагать ответ о количестве подумавших вступить в брак», или - «сколько человек в данном районе города сделало запрос «Иван Иванович» перед выборами, симпатизируя тем самым, кому-то из баллотирующихся», или «кто идет за Клинским?» предполагая, например, поставку продукта в эту точку сосредоточения пользователей сети, а вопрос «средний остаток на банковском депозите, счете» будет предполагать ответ о ценовом сегменте и прогнозируемой покупательной способности населения и, соответственно, потенциальную загрузку производственных мощностей, логистические взаимосвязи (подобное реализуется в популярном Бизнес навигаторе от Яндекса). В любом случае, цифратизация делает вероятной безструктурную, безматериальную возможность управлять развитием и формированием групп общества, предоставляя им возможность удовлетворять свои часто неосознаваемые потребности.
Развитие искусственного интеллекта берет начало от такого проекта-прототипа (на тот момент весьма несовершенного) 1966 г. как «Элиза» [10]. Согласно закону Мура вычислительные возможности процессоров удваиваются каждые полтора года и компании, которые не используют возможности искусственного интеллекта, проигрывают в конкурентной борьбе. Наиболее развитые системы искусственного интеллекта теперь уже способны узнавать настроение пользователя-хозяина, помнить его желания и предпочтения, решать ряд повседневных задач (например, заказывать пиццу или товары в магазине). Сегодня эксперты лаборатории нейронных систем и глубокого обучения МФТИ работают над проектом «IPAVLOV» и не видят серьезных препятствий для создания искусственного интеллекта превосходящего человеческий [11]. Разработчики активно работают над интеграцией мозга человека и компьютера, дабы расширить возможности первого. Хотя здесь правомерен вопрос – не второго ли? Или, коль скоро, наука идет вперед, то подключать мозг человека в последующем станет возможным и к интернету, ибо мощности отдельного компьютера уже будет недостаточно для прогресса и эволюции и потребуется мощность всего «облака» (так, например, сегодня биоинженеры ведущего университета Южной Африки реализуется проект «Brainternet» предполагающий развитие нейромашинных интерфейсов) [12]?
Передовые научные разработки не только сделали реальностью создание роботов достоверно копирующих сложные движения природных «прототипов» (например, саламандра, стая рыб, змея, морской котик и др., вплоть до танцующего человека и «пресловутого» робота-полицейского (как в известном фантастическом фильме), несущего дежурство в Дубаи) [13], а также роботов-спасателей, роботов медицинского и военного назначения), но и создали искусственный интеллект, превосходящий человека не только в логике, но и в интуиции (что сделало возможным недавний выигрыш искусственного разума в китайской игре го [14], предполагающей главным не логику, а развитую интуицию игроков), а также научили действовать эти машины с искусственным интеллектом для реализации командного интереса при выполнении задачи, которая не под силу каждому отдельному ее участнику. Сегодня ученые заявили об эволюционировании роботов, которое предполагает, что каждое последующее поколение роботов по качественным характеристикам превосходит предыдущее, которое их и создало [15]! Более того, известный проект искусственного интеллекта Bina48 создан на основе оцифровки воспоминаний, основных поведенческих и личностных черт характера реальной женщины. Общение с этим созданием обычного человека не дает последнему шансов точно установить, что он общается с роботом! Скорее всего, революционные изменения произойдут, как только искусственный интеллект сможет «обмануть» все органы чувств человека.
Реальностью сегодняшнего дня стало то, что искусственный интеллект способен читать мысли человека (речь идет уже не об отдельных образах, но о целых предложениях), угадывать и выражать эмоции, разумно отвечать на вопросы, а его логическая и интуитивная деятельность превосходит усредненные человеческие показатели (выигрыш у мастеров в шахматы, игру го, создание творческих картин и музыки). Все эти проекты нацелены не только на извлечение прибыли и доминирование над повседневной жизнью людей (удовлетворяя и предвосхищая их потребности, обучая и, даже, закладывая нужные поведенческие качества и продолжительность функционирования – жизни), но и на продление жизни человеческого сознания в искусственном мире, в виртуальной реальности. Однако не секрет, что, например, видеоигры изменяя мозговую активность пользователей могут, как развивать и обучать, так и в буквальном смысле отуплять человека, понижая уровень серого вещества в мозге. И удел творчества в этом процессе отводится единицам, если только не одному разработчику (например, задавшему параметры зарождающейся цифровой жизни, экономики), который и определяет правила игры для всех остальных, являющихся простыми пользователями, нисколько не влияющими на процессы своей, уже ставшей цифровой, виртуальной жизни.
Существует мнение, что будущее в этом варианте будет представлено фактически единицами разработчиков (искусственной и желаемой пользователями жизни, виртуальной жизни) и всем остальным человечеством, которое будет полностью погружено в этот цифровой (оцифрованный разработчиком) мир (сейчас это аналог компьютерных игр для зависимых людей), ибо роботизация и уровень развития общества, удобство и эффективность всей производственной и социальной жизни позволит последним не работать, но получать пособие от государства, компаний и качественно удовлетворять не только физиологические потребности, но и потребности высшего порядка (эмоциональные, культурные, в любви, признании и пр.) в искусственно созданном мире. Наиболее радикальные взгляды ученых сводятся к тому, что распространение цифровых и биотехнологий, роботизация процессов производства и повседневной жизни приведет к возникновению двух биологических видов людей – тех, кому это доступно и тех, кто лишен возможностей такой эволюции.
И если это будет начальной ступенью жизни человеческого сознания в цифровом мире, то следующей ступенью будет завоевание социально-информационного (назовем так) признания в мире виртуальном, посредством заработка там, например, криптовалюты (пресловутых биткоинов) или даже просто очков в той или иной игре-реальности выбранного сегмента виртуальной жизни, которые затем можно поменять, например, на продление своей, ставшей уже цифровой жизни. В этом случае обычный человек становится полностью зависимым от цифрового мира – матрицы (по аналогии с одноименным культовым фильмом), который создан и функционирует по правилам разработчика, а дни его «жизни» зависят от его успехов, эффективности в выбранной игре или в деле создания и транслирования все новым и новым пользователям информационного трафика. Надо понимать, что если в подобном желаемом потребителю оцифрованном, виртуальном мире органы чувств получают питание и развитие, то такому «киберчеловеку» уже фактически ничего не нужно и он растет-развивается, постепенно превращаясь в овощ на этой цифровой грядке в теплице с себе подобными. Его роль сводится лишь к потреблению виртуального продукта, услуг, ибо лишенный возможности творчески мыслить, выходить за рамки искусственно-созданной среды (которой и определяются все степени его свободы) он полностью контролируется разработчиком, удовлетворяется «жвачкой» жизни-игры в которую погружен его мозг (например, уже не 5D, а ND мира), поскольку забыл жизнь реальную, остатки который с удовольствием меняет на ее суррогат, получая от этого бонусы или возможность продолжать игру. Исходя из того, что человек подавляющее количество информации получает через зрение, а уже сегодня ученые смогли вживить человеку цифровую сетчатку (что означает поступление сигналов напрямую в мозг), то реальность такого виртуального мира вряд ли может быть подвергнута сомнению усредненным пользователем.
Сегодня, возможному прототипу такого человека достаточно доставить пиццу на дом, а завтра лишь дать таблетку с набором достаточных для жизни питательных веществ (в том числе в виде синтезированного белка, произведенного дистанционно посредством использования электричества и углерода содержащегося в воздухе, как это анонсируют финские ученые из Технологического университета Лаппееранты и Технического исследовательского центра VTT) или наградить виртуальными баллами. В «полезном» для себя и общества варианте развития цифрового мира такой киберчеловек будет приносить обществу пользу не выходя за пределы виртуальной среды и создавая (наряду с другими участниками) нужный виртуальный продукт, до тех пор, пока возможности его мозга будут способны (по быстродействию, обработке и синтезированию информации) работать синхронно с общечеловеческим искусственным интеллектом. Однако, в любом случае, очевидно, что давший старт и монополизировавший этот цифровой мир разработчик становится фактически властелином созданного им мира, дифференциация (расслоение) которого возрастет на порядки.
Ближайшее же будущее цифрового мира и экономики связано с тем, что каждый из нас будет, например, иметь электронный код (достаточно чипа в пластиковой карте, паспорте, или под кожей) с автоматической привязкой исчерпывающей информации (включая банковские счета, обязательства), которая позволит идентифицировать этого человека в рамках созданных алгоритмов цифрового мира и дать возможность (или лишить возможности) воспользоваться коммерческими, государственными, социальными и пр. услугами со стороны общества. Такая идентификация позволит полностью контролировать его экономическую и социальную деятельность, предвосхищать его потребности, направлять развитие в нужное русло. К цифровому образу «иконки», «аватарки» человека в сети будет привязано все его настоящее и все возможности развития в будущем! Для этого достаточно лишь к оцифрованной информации отдельного пользователя (как в случае с Bina48) добавить информацию о его предпочтениях (например, согласно его запросов в поисковых системах Гугл или Яндекс). А заполненный профиль даже необязательно называть своим настоящим именем, ведь предпочтения и запросы такого пользователя в сети известны, как известны и его социальные контакты и взаимосвязи, принадлежности к группам - все они сформировали «расширенный» вариант реального образа (чем тот, который человек сам составил о себе). Более того, сегодня ученые заявляют, что деятельность человека привела к возникновению новой оболочки земли (как это было в начале XX века с ноосферой Вернадского) – электро-магнитной. Понятно, что накопление цифровой информации (фактически ее вал, кратное возрастание), ее синтезирование, а также рост мощности электромагнитных полей, усиливаемые естественным магнитным полем Земли, приводят к глобальным изменениям в масштабах всей планеты, ее «цифровым» характеристикам и, что самое важное – безоговорочному доминированию (фактически одностороннему и неподвластному корректировке со стороны предметы воздействия (т.е. отдельного человека, «обывателя») на сознание индивидуума.
А что будет, если стереть цифровую копию такого «цифрового человека» или наполнить ее новой информацией и содержанием (контекстом), как мы сейчас это делаем с программами на компьютере? Или вдруг произойдет похищение такой цифровой копии индивидуума или его «социально-экономических» киберданных (возможна же сейчас киберпреступность)? А, если создать «нового» «цифрового человека» с заданными характеристиками и алгоритмами? И при этом задать ему еще и координаты расположения в виртуальном мире? Значит ли это, что мы погрузим такого человека в мир, который ему отводится разработчиком? И с той продолжительностью, которая характерна для этой «программы»?
Заключение.
Рассмотренные в статье предпосылки, особенности формирования и перспективы развития цифровой экономики являются дискуссионными и отражают точку зрения автора. Несомненным является понимание неминуемости и фактической безальтернативности уже состоявшегося зарождения и бурного развития цифровой экономики, находящейся сегодня на этапе во многом самостоятельного и самодостаточного развития (имеющегося, однако, бифуркационного характера), а также основных угроз личности и творческому потенциалу основной массы пользователей цифровых услуг, участников виртуального мира.
1. Stanislav Lem «Summa tehnologii». - M.: AST; SPb.: Terra Fantastica; Minsk; Harvest, 2002. - 668 s.
2. Programma «Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii». - Zaglavie s ekrana. - Rezhim dostupa http://government.ru/docs/28653/
3. Vladimir Putin priehal na "otkrytyy urok" v Yaroslavl'. - Zaglavie s ekrana. - Rezhim dostupa https://rg.ru/2017/09/01/vladimir-putin-priehal-na-otkrytyj-urok-v-iaroslavl.html
4. Gref: Iskusstvennyy intellekt lishit raboty milliony lyudey. - Zaglavie s ekrana. - Rezhim dostupa http://rusvesna.su/economy/1473422653
5. Dubay provel ispytaniya bespilotnogo letayuschego taksi. - Zaglavie s ekrana. - Rezhim dostupa https://joinfo.ua/inworld/1216163_Dubay-provel-ispitaniya-bespilotnogo-letayuschego.html
6. Pervaya v mire robotizirovannaya ferma Hands Free Hectare vyrastila urozhay bez uchastiya lyudey. - Zaglavie s ekrana. - Rezhim dostupa http://kvedomosti.ru/news/pervaya-v-mire-robotizirovannaya-ferma-hands-free-hectare-vyrastila-urozhaj-bez-uchastiya-lyudej.html
7. Mnimye riski i real'nye opasnosti vzhivlennyh pod kozhu mikrochipov. - Zaglavie s ekrana. - Rezhim dostupa http://www.bbc.com/russian/vert-cap-40865221
8. Levchaev P.A. Osobennosti myshleniya i nauchnogo poznaniya v sovremennom miroustroystve // Integraciya obrazovaniya. - 2005. - № 1/2. - S. 84-89
9. Levchaev, P.A. Suschnostnaya harakteristika ekonomicheskoy kategorii «finansovye resursy» // Vestn. Orenburg. gos. un-ta. - 2006. - № 9 (59). -S. 206-214
10. Evolyuciya chat-botov: ot dushki Elizy do agressivnogo paranoika Taya. - Zaglavie s ekrana. - Rezhim dostupa https://geektimes.ru/post/286538/
11. Start proekta v oblasti iskusstvennogo intellekta iPavlov. - Zaglavie s ekrana. - Rezhim dostupa https://mipt.ru/photoreports/start_proekta_v_oblasti_iskusstvennogo_intellekta_ipavlov
12. Mozg vpervye podklyuchili k Internetu. - Zaglavie s ekrana. - Rezhim dostupa https://www.popmech.ru/science/news-387232-mozg-vpervye-podklyuchili-k-internetu/
13. Robot-policeyskiy zastupil na dezhurstvo v Dubae. - Zaglavie s ekrana. - Rezhim dostupa http://www.robogeek.ru/servisnye-roboty/robot-politseiskii-zastupil-na-dezhurstvo-v-dubae
14. Iskusstvennyy intellekt vpervye v mire pobedil professional'nogo igroka v go. - Zaglavie s ekrana. - Rezhim dostupa https://geektimes.ru/post/269990/
15. Novyy robot, stroyaschiy drugih robotov, opiraetsya na teoriyu evolyucii. - Zaglavie s ekrana. - Rezhim dostupa http://www.vesti.ru/doc.html?id=2652143