Volgograd, Volgograd, Russian Federation
from 01.01.2014 to 01.01.2019
Russian Federation
GRNTI 06.73 Финансовая наука. Денежные и налоговые теории. Кредитно-финансовые институты
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
OKSO 38.02.06 Финансы
BBK 6526 Финансы. Денежное обращение
TBK 77 Экономика. Бухгалтерский учет. Финансы
V stat'e raskryvaetsya soderzhanie, preimuschestva proektnogo finansirovaniya s pozicii ego principial'nyh otlichiy ot tradicionnyh investiciy i venchurnyh instrumentov. Oboznacheny sovremennye napravleniya gosudarstvennoy politiki v etoy oblasti, ee v nastoyaschem reshayuschee vliyanie na stanovlenie infrastruktury proektnogo finansirovaniya v Rossii. Opirayas' na oficial'nye statisticheskie materialy, oharakterizovano sostoyanie mirovogo rynka proektnogo finansirovaniya, v tom chisle s ogranichennym uchastiem rossiyskih bankovskih struktur. Dokazatel'no sdelan vyvod o mnogoobrazii funkciy banka kak uchastnika. V etoy svyazi podcherknuty meropriyatiya, kotorye dolzhny iniciirovat' sobstvenno kreditnye instituty dlya razvitiya rassmatrivaemogo finansovogo instrumenta v Rossii. V zavershenii aktualizirovany meropriyatiya, napravlennye na izmenenie institucional'nogo mehanizma proektnogo finansirovaniya v Rossii, v tom chisle svyazannye s sozdaniem «fabriki proektnogo finansirovaniya», rasshireniem istochnikov proektnogo finansirovaniya nebankovskimi institutami.
proektnoe finansirovanie, upolnomochennyy bank, investicionnyy proekt, risk-menedzhment, SPV- kompaniya, istochnik finansirovaniya proekta, fabrika proektnogo finansirovaniya, sindikaciya
Проектное финансирование является относительно новым и достаточно актуальным инструментом мирового финансового рынка. Несмотря на успешное его применение за рубежом, в России проектное финансирование развито недостаточно по причинам неблагоприятного инвестиционного климата, несовершенства законодательства в данной области, малого количества высококвалифицированных специалистов – участников проектного финансирования, низкой заинтересованности кредитных институтов и, как следствие, недостаточности ресурсов, в том числе финансовых [3, с. 532].
Дефицит инвестиционных ресурсов для долгосрочных вложений в реальный сектор экономики со стороны банковской системы РФ объясняется не только нежеланием банков вкладывать средства в развитие производства из-за высоких рисков и наличия серьезных регуляторных ограничений, но и отсутствием на рынке капитала стимулов для долгосрочных кредитов и финансовых инструментов неспекулятивного характера. Стоимость привлечения денег в России крайне высока, что существенно влияет на итоговую рентабельность проекта и, казалось бы, должно покрывать риски кредиторов. Но даже в таких условиях реальное предложение заемных денег даже для хорошо проработанных проектов вызывает затруднение.
Проектное финансирование – это финансовый инструмент реализации инвестиционных проектов, при котором источником обслуживания долговых обязательств является будущая прибыль от реализации проекта. Отмечается отсутствие активов, которыми могут быть погашены обязательства в начале инвестиционной стадии. Данный критерий допускает относить объект исследования к наиболее рискованному виду финансирования, однако в меньшей мере, чем венчурное финансирование. Последний вид всегда предполагает создание и внедрение инноваций, в то время как проектное финансирование предусматривает работу с уже известными технологиями.
В дальнейшем созданные активы могут быть оформлены как залоговое обеспечение. В связи с этим актуализируется определение проектного финансирования с позиции механизма финансирования инвестиционных проектов, отличительными особенностями которого является обслуживание долговых обязательств за счет денежных потоков проекта и распределение рисков между участниками с привлечением нескольких инвесторов, сторон финансирования.
При этом проектное финансирование позволяет акционерам:
- уменьшить нагрузку на корпоративный баланс на операционной фазе;
- максимизировать сроки и размер финансирования, диверсифицируя источники финансирования;
- снизить стоимость финансирования на операционной фазе.
Для финансовых инвесторов проектное финансирование означает получение повышенной доходности с разделением проектных рисков вместе с сильными акционерами / спонсорами.
Наконец, преимущество проектного финансирования для кредиторов связано с получением приемлемого профиля рисков по сделке (качество сделки за счет структурирования может быть выше корпоративного риска инициаторов) и возможностью поддержать стратегических клиентов.
Распределение риска и ответственности между участниками вызвано тем, что на любой стадии проект, так или иначе, сталкивается с различными рисками. Наступление большинства рисков предсказуемо, поэтому возникает необходимость их минимизации с помощью различных методов (хеджирование, диверсификация и т.д.). Как правило, объектами проектного финансирования выступают крупномасштабные проекты, стратегически важные для государственного института, который зачастую выполняет функцию инвестора в проектной области России.
Следует отметить важность Постановления Правительства РФ от 11.10.2014 №1044 "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" в контексте взаимодействия субъектов реального и финансового секторов российской экономики. В документе указаны инструменты государственного регулирования, а также функционал инфраструктуры банковского проектного финансирования, в том числе утверждение перечня банков, уполномоченных кредитовать данную область, и требования к ним. Указаны следующие критерии отбора кредитных организаций: размер собственных средств на последнюю отчетную дату (не менее 100 млрд руб.); опыт реализации не менее 10 инвестиционных проектов на протяжении последних трех лет на сумму не менее 3 млрд руб. каждый; наличие структурного подразделения для осуществления контроля [1]. Перечень уполномоченных банков представлен в табл. 1.
Таблица 1
Перечень российских уполномоченных банков – участников Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ на основе проектного финансирования
Наименование уполномоченного банка |
Размер собственных средств на последнюю отчетную дату, предшествующую включению уполномоченного банка в перечень, млрд руб. |
Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ПАО Сбербанк) |
2 265,73 |
Публичное акционерное общество "Банк ВТБ" (Банк ВТБ (ПАО)) |
718,15 |
Акционерное общество «Газпромбанк» (Банк ГПБ (АО)) |
502,99 |
Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» (АО «Россельхозбанк») |
280,17 |
Акционерное общество «Альфа-банк» (АО «Альфа-банк») |
258,62 |
Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (открытое акционерное общество) (ОАО АКБ «Банк Москвы») |
195,27 |
Публичное акционерное общество "Банк «Финансовая Корпорация Открытие» (ПАО Банк «ФК Открытие») |
147,34 |
Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк» (ПАО «Промсвязьбанк») |
119,72 |
Источник: составлено авторами по материалам [11].
В Программе указаны критерии отбора инвестиционных проектов:
- реализация проекта на основе проектного финансирования;
- реализация проекта в приоритетном секторе экономики. Приоритетными признаются следующие сферы хозяйствования: сельское хозяйство, химическое производство, машиностроительный комплекс, жилищное строительство, обрабатывающие производства, транспортный комплекс, связь и телекоммуникации, производство и распределение газа, воды, электроэнергии и иных ресурсов;
- полная стоимость проекта – от 1 до 20 млрд руб.;
- наличие разрешения на строительство [1].
Среди требований указано также кредитование банком проекта на долю не более 80% от полной стоимости проекта, соответственно, размер участия собственных средств инициаторов проекта должен составлять не менее 20%. Государство также предоставляет гарантии по кредитам, выданным принципалам, в целях реализации проекта. Если государственные гарантии признаются ликвидными, то это может повлиять на привлекательность инвестиционного проекта, а также позволит снизить стоимость привлекаемых к проекту ресурсов.
Наряду с регламентированием перечня участников, Программа детализирует механизм отбора инвестиционных проектов собственно при участии уполномоченного банка, который принимает решение о предоставлении кредита и направлении в Межведомственную комиссию. Последняя, учитывая решение Федерального органа о целесообразности участия инвестиционного проекта в данной Программе, обращается к Министерству финансов РФ и агенту Правительства РФ для целей предоставления гарантий данному проекту. Уполномоченный банк извещается о решении Межведомственной комиссии [1].
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что банковское проектное финансирование в России достаточно ограничено законодательными рамками, что делает его неполноценным, недостаточно популярным; инвестор попадает в зависимость от государственной поддержки, которая должна обеспечить ему финансовую защищенность инвестиций. В этой ситуации актуализировано исследование преимуществ каждой формы проектного финансирования и поиск возможных путей решения проблем на уровне частного инструмента для стимуляции инвестиционной деятельности банков в целом.
В банковской практике существует несколько видов проектного финансирования в зависимости от принятой доли риска:
1. Без регресса в отношении заемщика. Кредитор оценивает только денежные потоки, генерируемые проектом и направляемые на погашение кредитов, беря на себя большую часть рисков.
2. С полным регрессом в отношении заемщика, что означает прием заемщиком на себя всех рисков.
3. С ограниченным регрессом в отношении заемщиков на основе комплексной предварительной оценки всех рисков, связанных с реализацией проекта. Риски распределяются таким образом, чтобы участники (покупатели, спонсоры, консультанты и т.д.) могли взять на себя все зависящие от них риски. Данный вид проектного финансирования наиболее распространен на практике и, по мнению авторов, является наиболее выгодным для всех участников, заинтересованных в реализации проекта.
В снижении степени риска заинтересованы как инициатор проекта, так и кредитная организация. Вместе с тем банк вносит больший капитал, чем заемщик, и поэтому именно банк выступает ведущим участником в процессе риск-менеджмента. Поэтому целесообразно организовывать команду риск-менеджеров внутри подразделения банка по проектному финансированию. Мониторинг проекта должен обеспечить не только предупреждение и минимизацию рисков невыполнения проекта в срок и в рамках запланированного бюджета, но и возврат предоставленных кредитных ресурсов, а также рост рыночной стоимости акций (долей) проектной компании, принадлежащих банку. Соответственно, в компетенции службы должны входить: экспертная оценка и анализ возможных рисков проекта, а также предложение и внедрение диверсифицированных методов снижения риска. В качестве методов могут быть предложены следующие:
- применение проектного анализа с использованием зарубежных методик;
- использование специальных расчетных счетов проектной компании, позволяющих осуществлять жесткий контроль целевого использования финансовых ресурсов проекта (эскроу-счета). При этом функцию собственно управления счетом должен осуществлять банк – независимый платежный агент на основании трехстороннего соглашения между инвестором/кредитором, заемщиком и платежным агентом;
- на случай увеличения потребности проектной компании в капитале банком может быть создан фонд резервного кредита, который позволит банку получить дополнительные выгоды, а также сократить временные издержки на рассмотрение заявки и процедуру оформления документов;
- создание информационной базы, содержащей сведения о планируемых и уже реализованных проектах с учетом территории, что позволит банку сравнивать проекты, принимать решения об их целесообразности и учитывать опыт состоявшихся проектов.
Отличительной особенностью проектного финансирования является собственно заемщик, в качестве которого в мировой практике традиционно выступает проектная компания (SPV-компания, англ. special purpose vehicle). Речь идет о юридическом лице, образованном для реализации инвестиционного проекта, с отсутствием значительной финансовой истории и достаточного объема балансовых активов, что создает значительные трудности для кредиторов при использовании стандартных механизмов скоринга при предоставлении фондирования.
Банк, кредитуя проект, должен быть уверен, что проектная компания не берет на себя дополнительные риски, поэтому на нее возлагаются определенные ограничения. Во-первых, проектная компания не может вкладывать в активы, не связанные с реализацией проекта. Во-вторых, проектная компания не может реализовывать или сдавать в аренду принадлежащие ей активы без согласия банка-кредитора. В-третьих, инициатор инвестиционного проекта не может выступать поручителем, а также предоставлять дополнительные гарантии третьим лицам. В-четвертых, проектной компанией запрещается предоставлять ссуды и займы.
Наконец, среди требований кредитора указывается наличие финансовых гарантий и обеспечения со стороны инициаторов, наличие подписанных контрактов на закупку сырья и продажу продукции. Важным моментом, свидетельствующим о правильном структурировании проекта и низких рисках, являются положительные заключения независимых консультантов в части налоговых, юридических, экологических, рыночных и других рисков [5, с. 57].
По данным медиакомпании Thomson Reuters, ситуация на мировом рынке банковского проектного финансирования в 2016 г. выглядела следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Обзор мирового рынка банковского проектного финансирования в 2015–2016 гг.
Экономический регион |
2016 |
2015 |
||
Количество сделок |
Сумма сделок, млрд долл. |
Количество сделок |
Сумма сделок, млрд долл. |
|
1. Страны Европы, Ближнего Востока, Африки и Россия (EMEA) – всего, в том числе: |
387 |
123,3 |
341 |
109,4 |
Россия |
12 |
19,1 |
4 |
0,6 |
2. Америка |
214 |
55,9 |
260 |
91,8 |
3. Азиатско-Тихоокеанский и Япония |
164 |
51,7 |
198 |
76,2 |
Всего в мире |
765 |
230,9 |
799 |
277,5 |
Источник: составлено авторами по материалам [9].
Согласно данным табл. 2, в 2016 г. количество сделок в области проектного финансирования составило 765, а объем в денежном выражении – 230,9 млрд долл., что на 16,8% меньше, чем в 2015 г. В региональном аспекте лидирующее положение по банковскому проектному финансированию занимает экономический регион, включающий в себя страны Европы, Ближнего Востока, Африки и Россию – 387 сделок на сумму 123,3 млрд долл. Далее следуют Америка (Северная, Южная, Центральная, Карибский регион) – 214 сделок на сумму 55,9 млрд долл. Наименьшие показатели отмечены у Азиатско-Тихоокеанского региона и Японии – 164 сделки на 51,7 млрд долл.
С отраслевой точки зрения ситуация на рынке проектного финансирования с участием банковских структур в 2016 г. представлена на рис. 1.
Рис. 1. Отраслевое распределение объема сделок по банковскому проектному финансированию в 2016 г.
Источник: составлено авторами по материалам [9] Рисунка нет
Наибольшее количество сделок и фондирование наблюдались в секторе энергетики – 471 сделка на сумму более 110 млрд долл., и доля данного сектора возросла до 48% (на 9,5% по сравнению с 2015 г.); отрасль нефти и газа – 61 сделка на сумму 44,1 млрд долл.; сектор транспорта – 121 сделка на сумму 38,16 млрд долл. Крупнейшие мировые сделки 2016 г. в области проектного финансирования показаны в табл. 3.
Таблица 3
Топ-10 крупнейших сделок в области проектного финансирования в 2016 г.
Проект |
Сумма кредита, млрд долл. |
Страна |
Отрасль |
1. Ямал СПГ (дата закрытия: 24.06.2016) |
11,839 |
Россия |
Нефть и газ |
2. Ausgrid Finance Pty Ltd |
9,465 |
Австралия |
Энергетика |
3. Yanbu Aramco Sinopec Refining |
4,7 |
Саудовская Аравия |
Нефтехимия |
4. Borealis Swedish Electricity |
4,301 |
Швеция |
Энергетика |
5. Lundin Petroleum AB |
4,3 |
Норвегия |
Нефть и газ |
6. Ямал СПГ (дата закрытия: 11.04.2016) |
4,105 |
Россия |
Нефть и газ |
7. Clean Fuels Scheme |
3,980 |
Кувейт |
Нефтехимия |
8. Liwa Plastics Plant |
3,800 |
Оман |
Промышленность |
9. PT Bhimasena Power Indonesia |
3,421 |
Индонезия |
Энергетика |
10. Tengizchevroil |
3,000 |
Казахстан |
Нефтехимия |
Источник: составлено авторами по материалам [9].
Примечательно, что именно проект, реализующийся на территории России, стал лидером в 2016 г. Речь идет о «Ямал СПГ» – проекте, предполагающем строительство завода по производству сжиженного газа, а также транспортной инфраструктуры, в том числе морского порта и аэропорта. Оператором проекта является ОАО «Ямал СПГ» – совместное предприятие ОАО «Новатэк» (50,1%), концерна Total (20%), Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%), Фонда Шелкового пути (9,9%). Проект ориентирован на ежегодное производство около 16,5 млн т сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,2 млн т газового конденсата с поставкой на рынки стран АТР и Европы.
Отмечается многообразие источников финансирования проекта: из необходимых 27 ????? млрд долл. консорциум китайских банков выделит 12 млрд долл., Фонд национального благосостояния (ФНБ) – 2,5 млрд долл. Оставшиеся 10,5 млрд долл. предоставят акционеры – через взносы в уставный капитал и акционерные займы [8]. Главной неопределенностью долгое время оставался вклад экспортных агентств и российских банков – изначально предполагалась сумма в 4 млрд долл.
В настоящее время функцию банков-участников выполняют: Сбербанк и «Газпромбанк» (заключено совместное соглашение на 3,6 млрд евро на 15 лет, ставка EURIBOR 6M плюс маржа в размере 4,7% годовых), а также Банк развития Китая и Экспортно-импортный банк Китая. Кроме того, «Ямал СПГ» заключил сделку по передаче в залог газа и недвижимого имущества (в том числе аэропорта Сабетта Сбербанку в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам (размер сделки составляет более 25% балансовой стоимости активов «Ямала СПГ» и аэропорта соответственно 273,2 и 4,31 млрд руб.). В апреле 2017 г. с китайскими банками оформлено15-летнее соглашение о кредитной линии на 9,3 млрд евро и 9,8 млрд юаней. В декабре 2016 г. были подписаны соглашения о предоставлении кредита на сумму 750 млн евро на 14,5 лет с итальянским банком Intesa Sanpaolo, и на сумму 200 млн евро с Японским банком для международного сотрудничества [10]. Основные источники финансирования проекта «Ямал СПГ» показаны на рис. 2.
Ямал СПГ |
Экспортные агентства |
ПАО «Сбербанк» |
ПАО «Газпромбанк» |
Итальянские банки |
Китайские банки |
ФНБ |
Рис. 2. Субъекты финансирования проекта «Ямал СПГ»
Источник: составлено авторами по материалам .....???? . Нет рисунка
В мировом рейтинге банков – организаторов проектного финансирования ПАО "Сбербанк" и ПАО "Газпромбанк" занимают соответственно 8 и 11 позиции (табл. 4).
Таблица 4
Мировой рейтинг банков – организаторов проектного финансирования в 2015–2016 гг.
№ п/п |
Банк |
Рейтинг |
Доля рынка проектного финансирования, 2016, % |
Изменение доли, % |
|
2016 |
2015 |
||||
1 |
China Development Bank |
1 |
- |
9,6 |
+9,6 |
2 |
Mitsubishi UFJ Financial Group |
2 |
1 |
4,1 |
-0,3 |
3 |
Sumitomo Mitsui Finl Grp Inc |
3 |
2 |
3,4 |
-0,4 |
4 |
BNP Paribas SA |
4 |
5 |
3,2 |
0,0 |
5 |
Credit Agricole CIB |
5 |
3 |
3,0 |
-0,8 |
6 |
ING |
6 |
6 |
2,8 |
-0,2 |
7 |
Societe Generale |
7 |
4 |
2,8 |
-0,5 |
8 |
Sberbank CIB |
8 |
- |
2,4 |
+2,4 |
9 |
Natixis |
9 |
8 |
2,3 |
-0,1 |
10 |
Nord/LB |
10 |
20 |
2,0 |
+0,7 |
11 |
Gazprombank |
11 |
54 |
2,0 |
+1,5 |
12 |
UniCredit |
12 |
10 |
1,9 |
-0,4 |
13 |
National Bank of Kuwait SAK |
13 |
- |
1,7 |
+1,7 |
14 |
Kuwait Finance House |
14 |
- |
1,6 |
+1,6 |
15 |
Banca IMI (Intesa Sanpaolo) |
15 |
18 |
1,5 |
+0,1 |
16 |
Santander |
16 |
7 |
1,5 |
-1,0 |
17 |
KfW IPEX-Bank GmbH |
17 |
9 |
1,5 |
-0,8 |
18 |
Mizuho Financial Group |
18 |
12 |
1,4 |
-0,5 |
19 |
RBS |
19 |
13 |
1,4 |
-0,5 |
20 |
HSBC Holdings PLC |
20 |
17 |
1,3 |
-0,1 |
Источник: составлено авторами по материалам [9].
В России в реестр инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования, включены 42 проекта по различным отраслям и территориям на общую сумму 347,3 млрд руб., с объемом кредитования в 235,5 млрд руб. Рейтинг 10 крупнейших по сумме кредита инвестиционных проектов представлен в табл. 5.
Таблица 5
Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в настоящее время на условиях проектного финансирования в России
Проект |
Заемщик |
Банк-кредитор |
Сумма (млн руб.) и срок кредита |
1. Запуск четвертого оператора мобильной связи в г. Москве – строительство сетей 3G/4G. Срок реализации – 2015–2019 гг. |
ООО «Пилар», г. Москва |
Банк ВТБ |
15 976,00 10 лет |
2. Создание, модернизация и эксплуатация объектов системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Срок реализации – 2014–2027 гг. |
ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», г. Москва |
Газпромбанк |
15 700,00 12 лет 4 месяца |
3. Создание нового аэропортового комплекса «Южный» (г. Ростов-на-Дону). Срок реализации – 2015–2017 гг. |
ОАО «Ростоваэроинвест», г. Ростов-на-Дону |
Газпромбанк |
15 700,00 13 лет 8 месяцев |
4. Цифровой каркас России. Этап 1. Расширение сети IP MPLS Срок реализации – 2015–2016 гг. |
ОАО «Ростелеком», г. Санкт-Петербург |
Банк ВТБ |
15 600,00 7 лет |
5. Создание производства импортозамещающих фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств в Ярославской области Срок реализации – 2012–2018 гг. |
ЗАО «Р-Фарм», г. Москва |
Внешэкономбанк |
Кредит 1: 2 700; 8 лет Кредит 2: 2 480; 7 лет Кредит 3: 9 430; 8 лет |
6. Строительство ледокольных судов обеспечения класса icebreaker-8. Срок реализации – 2015–2018 гг. |
ООО «Газпромнефть Шиппинг», г. Санкт-Петербург |
Сбербанк |
13 944,00 10 лет |
7. Строительство свиноводческих комплексов, комплекса по производству комбикормов, элеватора, цеха утилизации и автотранспортного предприятия в Приморском крае. Срок реализации – 2015–2018 гг. |
ООО «Русагро – Приморье», Приморский край |
Альфа-Банк |
12 650,00 7 лет 10 месяцев |
8. Строительство парогазовых установок на площадке Казанской ТЭЦ-1, а также демонтаж и строительство нового газорегуляторного пункта и нового резервного топливного хозяйства. Срок реализации – 2015–2024 гг. |
ОАО «Генерирующая компания», г. Казань |
Газпромбанк |
11 100,00 9 лет |
9. Строительство ПГУ 440 МВт Затонской ТЭЦ в г. Уфа Срок реализации – 2015–2017 гг. |
ПАО «Интер РАО», г. Москва |
Сбербанк |
10 536,00 7 лет |
10. Строительство многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» Срок реализации – 2008–2016 гг. |
ООО «Феникс», г. Санкт-Петербург |
Сбербанк |
8 000,00 8 лет |
Источник: составлено авторами по материалам [12].
С точки зрения проектного финансирования банк выступает как кредитор и гарант финансирования, а также институциональный инвестор в процессе приобретения ценных бумаг проектной компании, лизинговый институт и консультант по осуществлению операций проектного финансирования. Именно поэтому банковское проектное финансирование представляет собой комплексный банковский продукт [14, с. 373]. В табл. 6 представлены функционал и степень участия крупнейшего российского банка ПАО "Газпромбанк" в проектном финансировании.
Таблица 6
Динамика участия ПАО "Газпромбанк» в проектном финансировании в 2010–2016 гг.
Год |
Количество проектов |
Функция |
Степень участия |
2016 |
4 |
Организатор финансирования, кредитор, кредитный агент, агент ЭКСАР, финансовый консультант |
24,8 млрд руб. 19,0 млрд долл. |
2015 |
29 |
Кредитор, гарант, организатор финансирования |
363,80 млрд руб. 783,0 млн долл. 50 млн евро |
2014 |
9 |
Организатор финансирования, кредитор |
40,0 млрд руб. 170,2 млн долл. |
2013 |
21 |
Организатор финансирования, кредитор |
56,3 млрд руб. 3,51 млрд долл. 162,5 млн евро |
2012 |
13 |
Организатор финансирования, кредитор |
168,55 млрд руб. 945,00 млн долл. |
2011 |
23 |
Уполномоченный ведущий организатор, кредитор, организатор финансирования |
67,69 млрд руб. 2,71 млрд долл. |
2010 |
12 |
Организатор финансирования, кредитор, банк счета инкассо |
18,33 млрд руб. 1,09 млрд долл. 1,10 млрд евро |
Источник: составлено авторами по материалам [6].
Необходимым шагом для развития банковского проектного финансирования считаем создание отдельного закона, регулирующего данную сферу, а также улучшение правовых и методологических основ инвестиционных процессов в российской экономике. Конкретными этапами могут стать: развитие банковского проектного финансирования вне рамок Программы поддержки инвестиционных проектов на основе данного вида финансирования;содействие практики межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов в отечественной банковской системе. Имеется в виду финансирование проектов с привлечением ресурсов сторонних инвесторов на принципах синдикации [4, с. 2012] ????? ; расширение списка приоритетных отраслей для проектного финансирования инновационными сферами с целью дальнейшего развития национальной инновационной экосистемы; налоговое стимулирование в части предложения налоговых льгот как инвесторам, так и инициаторам проекта; изменение рамок полной стоимости проекта, при котором банк может кредитовать проект, а малый и средний бизнес – воспользоваться данным банковским продуктом; развитие сферы страхования проектного финансирования.
В настоящее время в России преобладает традиционное страхование, в то время как страхование рисков в сфере проектного финансирования неразвито больше, чем банковское проектное финансирование. В данной ситуации актуально создание комплексного страхового продукта для инвестиционного проекта, который имел бы индивидуальный подход к проекту, в зависимости от отрасли экономики и вероятных рисков. Единицы страховых компаний в России оказывают данные услуги, например создание на базе институтов развития (в частности, Внешэкономбанка) «фабрики проектного финансирования», которая позволит субсидировать крупные инфраструктурные проекты стоимостью от одного миллиарда рублей, которые игнорируют банковское сообщество (рис. 3) [13].
Рис. 3. Схема работы ВЭБ как «фабрики проектного финансирования» Нет рисунка
Особую актуальность также приобретает развитие секъюритизации активов на финансовом рынке. Данный термин означает финансирование или рефинансирование активов компании, генерирующих стабильные денежные потоки и приносящие доход, с помощью преобразования таких активов в ликвидную форму через выпуск облигаций или иных ценных бумаг. В классической схеме секьюритизация банковских активов имеет следующий вид. Банк накапливает необходимый пул активов и продает их SPV-компании, которая выпускает ценные бумаги, обеспеченные потоком платежей от данных активов, и размещает среди инвесторов. Средства, полученные от размещения ценных бумаг, возвращаются банку, как оплата за активы. Проведение классической секьюритизации позволяет банку значительно снизить нагрузку на собственный капитал и повысить ликвидность баланса [2, с. 21].
В перспективе банковское проектное финансирование должно существовать отдельно от Программы Правительства РФ. Банки заинтересованы в расширении клиентских кредитных портфелей не только за счет крупного бизнеса, особое значение для них приобретает кредитование малого и среднего предпринимательства. Так, лидер российского банковского сектора Сбербанк ввел кредитное предложение «Бизнес-проект». Данный продукт направлен как на модернизацию бизнеса клиента, так и на открытие новых направлений деятельности путем проектного финансирования. Банк заявил базовые требования к заемщику, желающего получить проектное финансирование: бизнес на территории РФ; годовая выручка – в пределах 400 млн руб.; срок ведения деятельности – не менее 18 месяцев. Условия для предоставления кредита следующие:
- сумма кредита – 2,5–200 млн руб.;
- срок кредита – 3 месяца – 10 лет;
- процентная ставка – от 11,8%;
- собственные средства заемщика – не менее 10% от стоимости проекта; возможность отсрочки по основному долгу – до 1 месяца;
- в качестве обеспечения выступает залог будущих активов и гарантии субъектов поддержки малого бизнеса; залоговое имущество подлежит обязательному страхованию [7].
Недостатком данного продукта следует признать ограниченный список отраслей для открытия бизнеса. При этом Сбербанк ориентирован на обеспечение себе конкурентного преимущества перед другими банками, предоставляя проектное финансирование предприятиям малого бизнеса. В условиях безработицы и сложной экономической ситуации Сбербанк позволяет решать не только данные проблемы, но и проблемы социальной ответственности банка перед обществом.
Правительство РФ в лице Минэкономразвития, понимая необходимость развития новых способов стимулирования инвестиций, анонсирует альтернативную действующей систему проектного финансирования. Основная идеология программы заключается в том, что, как и прежде, существуют инвесторы, инициаторы проекта, вкладывающие 20% собственных средств. Есть уполномоченные банки, имеющие проектные офисы, и эти проекты принимают к финансированию. На следующем этапе подключается специально созданная управляющая компания, которая подразделяет кредиты, выданные инициаторам, на старший и младший транши. Старший транш претендует на получение государственной гарантии, кредитного рейтинга и может быть продан в качестве ценной бумаги долгосрочным инвесторам, в частности негосударственным пенсионным фондам. Младший транш возвращается обратно либо выкупается банком, equity-инвестором, требующим более высокой доходности. Таким образом, предполагается в перспективе расширение источников проектного финансирования небанковскими институтами, располагающими длинными деньгами.
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.10.2014 N 1044 (red. ot 01.11.2016) «Ob utverzhdenii Programmy podderzhki investicionnyh proektov, realizuemyh na territorii Rossiyskoy Federacii na osnove proektnogo finansirovaniya»: http://base.garant.ru/70764842/
2. Veretennikova O.V., Mezenceva I.A. Suschnost' i vidy sek'yuritizacii bankovskih aktivov // Izvestiya UrGEU. 2012. № 4 (42). S. 20-24.
3. Ezangina I.A., Hmurova T.V. Bankovskoe proektnoe finansirovanie: soderzhanie, sfera rasprostraneniya, risk // Molodoy uchenyy. 2015. №23. S. 531-533.
4. Ezangina I.A. Konsolidaciya korporativnogo kapitala kak vazhneyshiy faktor rosta konkurentosposobnosti nacional'noy i mirovoy ekonomiki// Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 10-9. S. 2010-2014.
5. Ezangina I.A. Potencial setevoy modeli organizacii i upravleniya mezhfirmennym vzaimodeystviem/V sbornike: Aktual'nye voprosy razvitiya social'no-ekonomicheskih sistem v sovremennom obschestve materialy V mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Saratov, 2014. S. 55-62.
6. Znachimye sdelki proektnogo finansirovaniya http://www.gazprombank.ru/invest_bank/project_fin/312129/
7. Kreditnoe predlozhenie «Biznes-Proekt» ot Sberbanka: mhttp://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/credits/new/biznes-proekt
8. Neftegazovyy sektor http://www.gazprombank.ru/upload/iblock/3de/GPB_NVTK_Update_RUS.pdf
9. Obzor mirovogo rynka proektnogo finansirovaniya za 2016g. http://dmi.thomsonreuters.com/Content/Files/4Q2016_Global_Project_Finance_Review.pdf
10. Oficial'nyy sayt proekta «Yamal-SPG»: http://yamallng.ru/
11. Perechen' rossiyskih kreditnyh organizaciy i mezhdunarodnyh finansovyh organizaciy, otobrannyh dlya uchastiya v Programme podderzhki investicionnyh proektov, realizuemyh na territorii Rossiyskoy Federacii na osnove proektnogo finansirovaniya: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/CorpManagment/investprojectprogramme/banks/
12. Reestr investicionnyh proektov, otobrannyh dlya uchastiya v Programme podderzhki investicionnyh proektov, realizuemyh na territorii Rossiyskoy Federacii na osnove proektnogo finansirovaniya: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/CorpManagment/investprojectprogramme/reestr/
13. Sozdanie fabriki proektnogo finansirovaniya na osnove VEBa http://www.fano.gov.ru/.../SOZDANIE_FABRIK..._NA_BAZE_VEB.pdf
14. Hmurova T.V., Ezangina I.A. Analiz osobennostey razvitiya proektnogo finansirovaniya v Rossii//V sbornike: Pokolenie buduschego: Vzglyad molodyh uchenyh -2015: sbornik nauchnyh statey 4-y Mezhdunarodnoy molodezhnoy nauchnoy konferencii: v 4-h tomah/Otv. red. A.A. Gorohov. - Kursk, 2015. -S. 372-375.