Russian Federation
Volgograd, Russian Federation
Formirovanie kul'tury ekonomicheskogo myshleniya i povedeniya sobstvennika predstavlyaetsya vazhnoy i aktual'noy problemoy, volnuyuschey vse mirovoe soobschestvo. V raznoe vremya issledovaniem etoy problemy zanimalis' G. Gegel', I. Bentam, S.S. Alekseev, V.I. Ivanov, Yu.A. Tihomirov i dr. Odnako v nastoyaschee vremya obschepriznannyy podhod k razvitiyu kul'tury ekonomicheskogo myshleniya i povedeniya sobstvennika otsutstvuet. Osnovnoy cel'yu issledovaniya vystupaet izuchenie processa formirovaniya kul'tury ekonomicheskogo myshleniya s pozicii sobstvennika. Pri provedenii issledovaniya primenyalis' kompleksnyy i sistemnyy podhody, v ramkah kotoryh ispol'zovalis' metody sravnitel'nogo, retrospektivnogo, statisticheskogo i kriterial'nogo analiza. Izuchenie istorii razvitiya chastnoy sobstvennosti v Rossii pozvolilo obosnovat' prichiny otstavaniya nashey strany v social'no-ekonomicheskoy sfere. Utochnena struktura ekonomicheskogo soznaniya, opredeleny osnovnye faktory, vliyayuschie na ego formirovanie. Proizvedena diagnostika sformirovannosti ekonomicheskogo soznaniya u studentov gumanitarnyh special'nostey. Razrabotany osnovnye napravleniya formirovaniya i razvitiya sovremennoy kul'tury ekonomicheskogo myshleniya i povedeniya sobstvennika.
kul'tura ekonomicheskogo myshleniya, ekonomicheskoe soznanie, sobstvennost'.
Появление нового общества невозможно представить без формирования культуры экономического мышления и поведения, основанного на праве частной собственности. Именно собственность выступает ключевым фактором развития любой социально-экономической системы. При зарождении общества всегда возникают отношения собственности. Однако анализ истории развития нашей страны свидетельствует о том, что на протяжении достаточно длительного времени основная часть населения не была полноправными собственниками. Правами владения, распоряжения и использования обладало богатое население, составлявшее сравнительно небольшой удельный вес, а крестьяне, вольные казаки и др. не были наделены всеми правами собственников. В результате подавляющая часть населения России не привыкла бережно относиться к имеющимся ресурсам, эффективно использовать их. Поэтому несмотря на большое количество природных и иных ресурсов, огромные территории нашей страны мы отстает от европейских и других экономически развитых стран по уровню социально-экономического развития.
К проблеме частной собственности обращались Аристотель, подчеркивая ее необходимость и естественность с точки зрения психологии человека [1], Г. Гегель рассматривал ее как элемент самовыражения [2], Т. Гоббс обосновывал изначально равные права всех людей на существующие блага и установление законов о собственности при появлении государства [3, 4]. И. Бентам считал частную собственность главным институтом гражданского права, но сомневался в существовании экономической категории собственности [5]. Дж. Локк трактовал ее не только как материальное владение, но и как обладание нематериальными ценностями [6]. Ж.-Ж. Руссо рассматривал ее в качестве основной причины имущественного неравенства между людьми [7].
В нашей стране термин «частная собственность» впервые появился в конце XVIII в. во время правления Екатерины II. В манифесте «О свободе промыслов» закреплялись права частной собственности как на поверхность, так и на недра земли. Анализ научной литературы показал, что в древней Руси на законодательном уровне подчеркивалась не столько юридическая составляющая содержания права собственности, сколько его продолжительность и возможность передачи по наследству, о чем свидетельствовали термины «на веки», «впрок», «вечное потомственное владение» [8. С. 22-30]. Согласно В.И. Далю, собственность – это именье или любая вещь, являющаяся личным достоянием [9. С. 253]. Современные российские ученые (С.С. Алексеев, Л.Ю. Грудцына, В.И. Иванов, Н.М. Коршунов, Ю.А. Тихомиров и др.) также исследовали проблематику частной собственности [9–13].
В отличие от традиционных подходов нами была предпринята попытка рассмотреть процесс формирования культуры экономического мышления с позиций собственника. К сожалению, из поколения в поколение россияне чувствовали себя «временщиками». Начиная с Великого Московского Княжества, все поместья принадлежали только великому князю, помещики были лишь их держателями. В 1714 г. вышел указ о единонаследии, наделяющий помещиков правами собственников. В XVIII в. купцы стали владеть землей на правах частной собственности. Однако существовавшее крепостное право и немногочисленность богатых сословий не позволяли говорить о повсеместном распространении частной собственности в этот период.
В XIX в. появилась четкая классификация видов собственности, основанная на праве владения, пользования и распоряжения. В 1917 г. Великая Октябрьская революция вызвала коренные изменения в экономических, политических и социальных отношениях в обществе. В результате сильно сократилось распространение частной собственности. В соответствии с гражданским кодексом РСФСР 1922 г. [14] существовала государственная, кооперативная и частная собственность, но земля, недра, леса, железные дороги, летательные аппараты могли находиться только в государственной собственности. Частная собственность могла распространяться на торговые и промышленные предприятия с ограниченным числом рабочих, орудия производства и ценности. Кроме того, свое имущество невозможно было передать по наследству.
В 1936 г. была принята Конституция, устанавливающая социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства. Таким образом, частная собственность была упразднена. В 1961 г. Верховным советом СССР были приняты Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик, закрепляющие, что все государственное имущество является собственностью советского государства. В 1977 г. Конституция СССР установила господство социалистической собственности [15. С. 274].
Частная собственность получила распространение в СССР лишь в конце 1980-х годов. Серьезные изменения в экономике и других сферах вызвали необходимость узаконить собственность, не являющуюся ни личной, ни государственной. Поэтому в 1990 г. был принят закон «О собственности в СССР» [16], предусматривающий частную, государственную, муниципальную собственность и собственность общественных организаций. Также была изменена Конституция, декларирующая отступление от приоритета государственной собственности. Несмотря на это, люди не имели полноценной возможности вкладывать свой капитал в собственность или размещать в банках в целях капитализации. Доверие граждан было сильно подорвано реформированием банковской системы, сопровождаемым «сгоранием» вкладов. Даже земельные участки, предоставленные государством населению, были даны в аренду, а не в собственность. Поэтому возведенные на таких участках постройки преимущественно не отличались качеством, надежностью и красотой. «Временщичество» в психологии, связанное с опасением, что находящееся в пользовании имущество могут отнять, влияет на мировоззрение современного россиянина.
Считаем, что окончательному становлению частной собственности способствовало проведение массовой приватизации государственного имущества. В результате возможности приобретать и продавать имущество повысилась мобильность населения, и всего за несколько лет частная собственность стала преимущественной формой в экономических отношениях. Данная тенденция сохраняется и в последние годы (табл. 1).
В современных условиях удельный вес частной собственности в России составляет около 86%. При этом даже наблюдается незначительное увеличение ее доли –с 85,58% в 2011 г. до 86,39% в 2015 г. Однако в настоящее время у населения в полной мере не сформировано экономическое мышление собственника, отсутствует кодекс хорошего соседа, распространенный во многих европейских странах. Важность такого кодекса связана не только с психологическим эффектом предотвращения различных конфликтов между соседями, эстетическим эффектом, влияющим на облик жилых зданий, построек и помещений, но и с экономическим эффектом. Например, возможно увеличение рыночной стоимости имущества при его расположении в престижном районе рядом с красивыми домами соседей или уменьшение рыночной стоимости при неблагоприятном соседстве, т.е. возможна капитализация или антикапитализация стоимости имущества лишь из-за фактора соседства. Также при совместной эксплуатации общего имущества, объединении обязательных платежей эксплуатационные расходы могут быть значительно снижены. Кроме того, при грамотном управлении своей собственностью можно говорить о капитализации всех имеющихся ресурсов собственников. При этом возможно превращение части или всей прибыли в добавочный капитал или добавочные ресурсы, которые могут быть направлены на развитие производства или повышение качества жизни.
Полагаем, что развивать культуру экономического мышления невозможно без формирования экономического сознания, под которым следует понимать системную составляющую сознания, обусловливающую высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитой личностью [18]. Экономическое сознание под воздействием экономических и иных стимулов предопределяет поведение человека в обществе в различных условиях. Как известно, структуру индивидуального сознания человека составляют:
– интеллект, обусловливаемый психическими способностями человека, его знаниями и умениями, позволяющими решать различные умственные задачи;
– мотивация, система побуждений, предопределяющая целенаправленность действий человека;
– чувственно-эмоциональная сфера (чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы), влияющая на переживания человека, его субъективное отношение к различным явлениям, ситуациям, другим людям и даже к самому себе;
– воля, характеризующая способность человека сознательно регулировать свое поведение, действовать, не взирая на трудности;
– самосознание, предполагающее отражение собственного «Я» [19].
Идею о существовании экономического сознания выдвинули Ж. Аройо, Д. Белл, М. Вебер, Дж. Гэлбрейт, В. Зомбарт, Й. Шумпетер и др. Лишь в 1970–1980-х годах отечественные ученые А.К. Уледов, В.П. Фофанов, О.В. Николаев, В.К. Драчев, В.П. Чичканов, В.Д. Попов и др. стали выделять экономическое сознание как самостоятельную форму сознания. В целом мы согласны с О.С. Дейнеке [20], что экономическое сознание должно содержать следующие элементы:
– экономические нормы, как разновидность социальных норм, регламентирующих поведение в хозяйственной сфере, которые закрепляются юридически и наделяются средствами контроля;
– экономические интересы, подразумевающие познавательные и эмоционально-окрашенные отношения к экономическим реалиям, или интересы, связанные с материальными благами и экономическими ресурсами;
– экономические мотивы – побуждения к поведению, направленному на реализацию экономических интересов и выгод, составляющие экономическую направленность личности;
– экономическое мышление, отражающее понимание сущности экономических законов;
– экономические представления, формирующие обобщенные образы и модели экономических реалий;
– чувства и эмоции в экономической сфере, характеризующие переживания субъектом отношений, связанных с обменом и распределением материальных благ, основанных на их оценке как благоприятных или неблагоприятных;
– ощущения и восприятия в экономической сфере, т.е. первичное отражение предметов и явлений, связанных с экономическими отношениями, формы их чувственного познания, оценки и интерпретации.
Однако, по нашему мнению, вышеприведенная структура экономического сознания не учитывает такой важный элемент, как «экономическая самоидентификация», которая позволяет определить отношение к самому себе как субъекту экономических отношений и хозяйственной деятельности. Уточненная структура экономического сознания представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура экономического сознания
Формировать экономическое сознание, адекватное экономическое мировоззрение, рачительное отношение к ресурсам целесообразно с раннего детства, уделяя особое внимание этому процессу в период обучения в школе и в высшем учебном заведении. Нами была проведена диагностика сформированности экономического сознания у студентов гуманитарных специальностей Волгоградского государственного технического университета (группы М-1-13, М-2-13, Э-1-13, Э-2-13, М-1-14, Э-1-14, Э-2-14). В результате было установлено, что экономическое сознание студентов сформировано в среднем на 64% (рис. 2).
На наш взгляд, на уровень экономического сознания, в первую очередь, оказывают влияние следующие факторы:
– исторические, политические, социальные и иные условия в обществе;
– пример экономического поведения родителей и ближнего окружения человека;
– принятые в обществе экономические нормы и действующие мотивы, включая количество и качество частной собственности человека;
– уровень экономической образованности человека.
Первые три фактора сложно поддаются внешнему воздействию и корректировке. В связи с этим развитию экономического сознания в большей степени способствует повышение образовательного уровня человека в экономической сфере. По нашему мнению, современный человек должен уметь эффективно оценивать происходящие экономические процессы; обосновывать принимаемые решения с точки зрения экономической эффективности и целесообразности; грамотно организовывать свой быт, трудовую деятельность и отдых; объективно идентифицировать себя и ориентироваться в экономическом пространстве. Полагаем, что только на основе достаточного уровня экономического сознания возможно формирование и развитие экономического мышления и поведения собственника. Этот процесс схематично приведен на рис. 2.
Рис. 2. Процесс формирования и развития культуры
экономического мышления и поведения собственника
Полагаем, что формирование и развитие культуры экономического мышления и поведения собственника особенно важны в сложившихся экономических условиях, поскольку это позволит не только расширить экономическое сознание людей, но и обеспечит новый уровень использования ресурсов, основанный на эффективности и бережливости. Одним из дополнительных путей решения этой задачи может стать привитие кодекса хорошего соседа, содержащего типовой свод правил поведения, основанный на экономическом мышлении и культуре собственника. В заключение отметим, что в городе это достаточно сложно сделать ввиду плотной застройки, «костности» сложившихся взаимоотношений и др. С нашей точки зрения, начинать прививать цивилизованные «правила жизни» целесообразно в развивающихся пригородных территориях, которые могут стать локомотивом дальнейшего развития городов.
1. Borisova N.I., Borisov A.V. K voprosu ob energoresursosberezhenii i energoaudite ZhKH regionov Rossii v novyh ekonomicheskih usloviyah // Aktual'nye problemy ekonomiki i menedzhmenta. 2014. № 3 (03). S. 11-17.
2. Borisova N.I., Borisov A.V. Problemy povysheniya energoeffektivnosti rossiyskih gorodov v novyh innovacionnyh ekonomicheskih usloviyah // Aktual'nye problemy vnedreniya energoeffektivnyh tehnologiy v stroitel'stvo i inzhenernye sistemy gorodskogo hozyaystva: Materialy II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Kyzyl, 2015. S. 13-18
3. Borisova N.I., Borisov A.V., Vyprickaya E.Yu. K voprosu o razrabotke i ispol'zovanii al'ternativnyh istochnikov energii v Rossii i ee regionah v sovre-mennyh usloviyah // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 12-3 (65-3). S. 412-420.
4. Borisov A.V., Borisova N.I., Onischenko M.Yu. Energeticheskie, ekono-micheskie i ekologicheskie problemy razvitiya sovremennyh gorodov Rossii i ee re-gionov // NovaInfo.Ru. 2016. T. 3. № 41. S. 99-104.
5. Borisova N.I. Perspektivy razvitiya transportnogo stroitel'stva Rossii v sovremennyh rynochnyh usloviyah // Sovremennye problemy upravleniya. Materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. FGBOU VPO «Tyumenskiy go-sudarstvennyy arhitekturno-stroitel'nyy universitet», 2015. S. 25-30.
6. Borisov A.V. Problemy razvitiya otrasli dorozhnogo stroitel'stva Volgo-gradskoy oblasti v novyh ekonomicheskih usloviyah // Sovremennye problemy uprav-leniya. Materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. FGBOU VPO «Tyumenskiy gosudarstvennyy arhitekturno-stroitel'nyy universitet», 2015. S. 19-25.
7. MUP «Metroelektrotrans g. Volgograd [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dos-tupa: http://www.v1.ru
8. Levinzon S.V. Energosberegayuschie tehnologii. Vzglyad v buduschee // Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2013. № 5. S. 126-129.
9. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy Volgogradskoy oblasti "Razvitie transportnoy sistemy Volgogradskoy oblasti" na 2014-2017 gody (v re-dakcii ot 04.12.2015) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.docs.cntd.ru
10. Zhil'cov Yu.A., Borisov A.V., Borisova N.I. Statistika. Teoriya i praktika. Uchebnoe posobie. Volgograd, 2008. 140 s
11. Sokolova S.A. K voprosu razvitiya dorozhnoy infrastruktury v Volgograd-skoy oblasti // Razvitie ekonomicheskoy nauki na transporte: skorost' kak ekonomi-cheskaya kategoriya. Sbornik dokladov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfe-rencii / Pod obschey redakciey N. A. Zhuravlevoy, 2015. S. 245-250.
12. Frolova I.P., Muldasheva A.S., Borisova N.I. Ispol'zovanie termoelek-tricheskih istochnikov energii na transporte v sovremennyh usloviya // Sovremennye problemy razvitiya tehniki, ekonomiki i obschestva. Materialy I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy zaochnoy konferencii. Nauchn. Red. A.V. Gumerov, 2016. S. 91-94.
13. Shipkova E.V., Borisova N.I., Borisov A.V. Neobhodimost' primeneniya energosberegayuschih tehnologiy na gorodskom transporte v sovremennyh usloviyah // Voprosy sovremennoy ekonomiki i menedzhmenta: svezhiy vzglyad i novye resheniya. Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferen-cii, 2016. S. 47-49.