VAK Russia 5.2.3
VAK Russia 5.2.4
VAK Russia 5.2.5
VAK Russia 5.2.6
VAK Russia 5.2.7
UDC 338
The paper investigated the public administration and political systems of the BRICS countries as factors that determine the outline of the bloc's economic security. Specific characteristics of the political systems of the BRICS countries have been identified. It has been established that the formation of the BRICS economic security circuit depends on the internal political processes of the participating countries. An analysis of key indicators of public administration and political systems of the BRICS countries was carried out. Both positive and negative aspects of their impact on the economic security of the block have been identified. In conclusion, measures were proposed aimed at overcoming the identified challenges and strengthening the economic security of the BRICS.
economic security, governance, BRICS political systems, corruption, rule of law index, government effectiveness, civil liberties index
Введение. В контексте глобальной взаимозависимости и перманентных геополитических трансформаций экономическая безопасность приобретает статус императива для любого государства, и в особенности для интеграционных объединений. По отношению к странам БРИКС, выступающим в качестве геоэкономического и геополитического блока с эскалацией международного влияния, экономическая безопасность находится в прямой зависимости от стабильности и адаптивного потенциала их внутренних политических механизмов и управленческих структур [13]. Следовательно, анализ взаимосвязи между индикаторами государственного управления и специфическими особенностями политических систем стран БРИКС, определяющими контуры их экономической безопасности, является актуальным в формировании прогностических моделей и разработки релевантных стратегий.
Несмотря на растущее экономическое и политическое значение БРИКС, комплексное исследование взаимосвязи между индикаторами государственного управления, характеристиками политических систем стран-участниц и их коллективной экономической безопасностью остается недостаточно проработанным. Необходимо систематизировать и проанализировать, как различия и сходства в моделях управления, уровнях институционального развития, политической стабильности, эффективности правоприменения и других политических факторов влияют на способность блока противостоять внешним и внутренним угрозам экономической безопасности, а также на его потенциал устойчивого развития.
Согласованность и эффективность систем управления и политических механизмов стран БРИКС выступаютключевымифакторами, обуславливающими уровень экономической безопасности блока [2]. В частности, укреплению экономической безопасности будут способствовать высокие уровни показателей политической стабильности, предсказуемости правовой системы, прозрачности государственного управления и результативности антикоррупционных мер. Напротив, наличие расхождений и недостатков в указанных сферах может создавать уязвимости и препятствовать достижению общих целей объединения.
Экономическая безопасность стран БРИКС является предметом междисциплинарных исследований, охватывающих экономику, политологию и международные отношения. Существующие научные работы акцентируются на отдельных аспектах безопасности блока, его экономическом потенциале и на сравнительном анализе политических систем, входящих в него государств. При этом, системный анализ индикаторов государственного управления и политических систем как факторов, определяющих контуры экономической безопасности блока, требует дальнейшей разработки. Отсутствует систематизированный подход к выявлению и оценке взаимосвязи между политическими, управленческими показателями и уровнем экономической безопасности БРИКС.
Цель исследования заключается в идентификации и анализе индикаторов государственного управления и особенностей политических систем стран БРИКС, оказывающих воздействие на формирование контура экономической безопасности блока, а также в разработке рекомендаций, направленных на оптимизацию выявленных факторов с целью повышения устойчивого развития БРИКС.
Новизна исследования содержится в:
– систематизации и комплексном анализе взаимосвязи между индикаторами государственного управления/политических систем стран БРИКС и их коллективной экономической безопасностью;
– выявлении специфических уязвимостей и точек роста экономической безопасности БРИКС, обусловленных особенностями его политических и управленческих систем;
– практических рекомендациях по укреплению экономической безопасности блока через совершенствование индикаторов государственного управления и политических механизмов.
Исследование позволит выработать более обоснованные стратегии по укреплению экономической безопасности БРИКС, учитывая специфику внутренних политических и управленческих процессов. Результаты исследования имеют практическую значимость для:
– органов государственной власти и международных организаций, ответственных за формирование и реализацию политики экономической безопасности стран БРИКС;
– бизнес-сообщества, заинтересованного в понимании рисков и возможностей, связанных с экономической стабильностью блока;
– научных и образовательных учреждений, занимающихся исследованиями в области экономики, политологии и международных отношений;
– экспертов и аналитиков, работающих над прогнозированием геополитических и экономических тенденций.
Особенности политических систем стран БРИКС.Исследование политических систем стран БРИКС выявляет значительное разнообразие форм правления, что, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на их экономическую стабильность и безопасность [9; 16].
Президентская форма правления в России,в сочетании с высокой степенью централизации власти и значительной ролью государства в экономике, является фактором, способствующим достижению стратегических целей. Однако эта система также создаёт риски бюрократизации и ограничивает динамику рыночных отношений.Для повышения уровня экономической безопасности России важно стремиться к балансу между централизацией и децентрализацией [12].
Политическая система Китаяоснована на однопартийной системе, где Коммунистическая партия Китая (КПК) обладает монополией на власть. Экономическая модель страны характеризуется как социалистическая рыночная экономика, сочетающая элементы централизованного планирования с рыночными механизмами. Гибридная модель позволяет КПК стратегически управлять экономическим развитием, одновременно стимулируя его посредством рыночных мер.
Парламентская демократия в Индии функционирует в рамках федеративного устройства. Многопартийная система страны обеспечивает широкое представительство различных политических направлений, однако региональные элиты оказывают значительное влияние на политические процессы.
Бразилия – президентская республика с федеративным устройством. Многопартийная система, разнообразие политических взглядов и активная вовлечённость граждан в избирательный процесс делают политическую ситуацию в стране динамичной и зачастую непредсказуемой.
Политическая система ЮАР представляет собой парламентскую демократию с развитой многопартийной системой. Тем не менее, глубоко укоренившееся социальное неравенство является дестабилизирующим фактором.
ОАЭ – конституционная монархия, федерация эмиратов. Королевские семьи сохраняют значительную роль в системе управления страной. Экономическая модель ОАЭ ориентирована на добычу нефти и развитие туристической отрасли.
Иран: теократическая республика, характеризующаяся уникальным сочетанием выборных институтов и непререкаемого авторитета духовного лидера. Экономика страны жестко регулируется государством, а исламское духовенство играет ключевую роль в управлении.
Индонезия – президентская республика и унитарное государство с многопартийной системой. Военная и региональная элита играют важную роль в политической структуре страны. Экономика характеризуется развитым частным сектором.
Политическая система Египта – унитарная президентская республика. Власть сосредоточена в руках президента, военные обладают значительным влиянием. Экономическая модель характеризуется значительным участием государства.
Эфиопия – федеративная парламентская республика с развитой многопартийной системой. Отличительной особенностью политической системы является роль этнических федераций. Экономика страны активно развивается, в основном за счёт сельского хозяйства и крупных инфраструктурных проектов.
Страны БРИКС представляют собой уникальное объединение с различными политическими системами и экономическими моделями [17]. Это разнообразие, с одной стороны, способствует возможности сотрудничества, но, с другой стороны, создаёт трудности в достижении общей цели – укрепления коллективной экономической безопасности. Для успешного преодоления различной степени вызовов и укрепления экономической безопасности странам БРИКС необходимо предпринять следующие меры [3]:
1. Развивать механизмы консенсуса и предсказуемости в принятии решений.
2. Укреплять финансовую и валютную стабильность посредством диверсификации и взаимной поддержки.
3. Развивать реальный сектор экономики и создавать устойчивые цепочки поставок.
4. Укреплять энергетическую и продовольственную безопасность посредством диверсификации источников поставок и совместных проектов.
5. Развивать цифровую инфраструктуру и кибербезопасность.
6. Укреплять институциональную и правовую базу сотрудничества.
7. Укреплять координацию в рамках международных организаций и глобальных платформ.
Анализ индикаторов управления и политических систем стран БРИКС.Анализ государственного управления и политических систем стран БРИКС в контексте их экономической безопасности направлен на выявление:
– инструментов и подходов, используемых странами БРИКС в процессе защиты своих экономик;
– эффективности их систем управления и политических решений в обеспечении экономической стабильности и динамики роста;
– сильных и слабых сторон каждой страны БРИКС с точки зрения экономической безопасности;
– путей совместного преодоления общих проблем;
– влияния их действий на международную экономическую безопасность.
По сути, это интерпретация того, как развивающиеся экономики БРИКС выстраивают «контур защиты» против экономических угроз и как их внутренние механизмы определяют способность блока быть устойчивым субъектом международных экономических отношений. В этой связи проанализируем ключевые показатели государственного управления и политических систем стран БРИКС (рис. 1-6) и выявимпотенциальные точки соприкосновения и расхождения, которые могут повлиять на эффективность их коллективных действий в обеспечении экономической безопасности.
Рисунок 1.Индекс верховенства правапо странам БРИКС
Примечание: единица измерения (-2,5 балла слабое; 2,5 балла сильное).
Индекс верховенства права измеряет, насколько субъекты (граждане, бизнес) доверяют общественным нормам и ожидают их исполнения. Он оценивает, насколько предсказуемы и справедливы механизмы обеспечения соблюдения контрактов, защиты прав собственности, деятельности правоохранительных органов и судебной системы, а также насколько низка вероятность совершения преступлений и актов насилия.
Источник: составлено автором по материалам [4].
Очевидно, что уровень развития верховенства права в странах БРИКС существенно варьируется. ОАЭ обладают наиболее развитой правовой инфраструктурой, другие участники группы сталкиваются со значительными трудностями в поддержании правопорядка.Несмотря на общую тенденцию к слабому верховенству права в ряде стран, это не означает полной рецессии.
В Индии и ЮАР наблюдается позитивная динамика, обусловленная продолжающимися реформами и укреплением демократических институтов.
Наиболее выраженные проблемы с верховенством права отмечены в России и Иране. Особенно тревожна негативная динамика России. Подобные тенденции связаны с комплексом факторов, включая нестабильную политическую ситуацию, несовершенное состояние судебной системы и низкий уровень защиты прав граждан.
Отрицательная стабильность значенийпоказателя Китая свидетельствует о наличии устоявшихся правовых механизмов, однако не всегда соответствующих высоким стандартам верховенства права.
Бразилия, Индонезия, Египет и Эфиопия демонстрируют отрицательную динамику. Значения их показателей колеблются: наряду с признаками незначительного улучшения, наблюдаются ухудшения и стагнация.
Рисунок 2.Индекс качества законодательства по странам БРИКС
Примечание: единица измерения (-2,5 балла слабое; 2,5 балла сильное).
Индекс качества законодательства отражает восприятие того, насколько адекватна и эффективна регуляторная политика правительства, способствующая развитию частного сектора.
Источник: составлено автором по материалам [7].
Преобладание отрицательных значений в большинстве стран БРИКС демонстрирует наличие недостатков в их правовых системах, в частности: недостаточная юридическая определенность норм,внутренние коллизии, низкая результативность правоприменительной практики и несоответствие общепринятым международным правовым стандартам.Динамика значений показателя в годовом исчислении указывает наотсутствие каких-либо реформ,требуя дополнительных мер посовершенствованию законодательства.На фоне общей картины наблюдается четкое разделение стран на группы с наиболее и наименее развитым законодательством, позволяя выявить очевидных лидеров (например, ОАЭ, Индонезия) и аутсайдеров (например, Иран, Россия).
Рисунок 3.Контроль коррупции по странам БРИКС
Примечание: единица измерения (-2,5 балла слабый; 2,5 балла сильный).
Индекс контроля коррупцииизмеряет уровень независимости государственной власти от личных интересов. Он оценивает масштабы коррупции и степень влияния элит и частных групп на государственные решения.
Источник: составлено автором по материалам [8].
ОАЭ демонстрируют наиболее сильный контроль над коррупцией. Стабильно высокие положительные индексы (1,16 в 2022 г., 1,07 в 2023 г. и 1,15 в 2024 г.) подтверждают эффективность антикоррупционных мер и высокий уровень прозрачности в стране, выделяя ОАЭ как явного лидера.
Китай демонстрирует умеренный уровень контроля над коррупцией, с колеблющимися значениями около нулевой отметки (0,02 в 2022 г., -0,01 в 2023 г. и 0,01 в 2024 г.), поддерживая определённый уровень противодействия коррупции.
Россия и Иран сталкиваются с проблемами в борьбе с коррупцией. У России отмечено устойчивое снижение значений: с -0,98 в 2022 г. до -1,13 в 2024 г. Иран показал еще более низкие результаты: с -1,13 в 2022 г. до -1,24 в 2024 г. Российские и иранские статистические данные указывают на необходимость системных реформ и усилий по борьбе с коррупцией.
У Индии, Бразилии, ЮАР, Индонезии, Египта и Эфиопиитакже отмечены отрицательные значения контроля над коррупцией, указывая на наличие проблем в этой сфере.
Рисунок 4.Индекс восприятия коррупции по странам БРИКС
Примечание: единица измерения (100 баллов = отсутствие коррупции).
Индекс восприятия коррупции отражает общественное мнение о степени коррупции в государственных органах и политической сфере. Его значения формируются путем анализа данных, полученных из опросов и оценок, подготовленных авторитетными исследовательскими группами.
Источник: составлено автором по материалам [5].
Страны БРИКС демонстрируют заметные различия в оценке уровня восприятия коррупции. ОАЭ выделяются как пример эффективной антикоррупционной политики, в то время как Россия и Иран занимают последние позиции в рейтинге среди стран БРИКС.
Наиболее тревожной тенденцией является последовательное ухудшение значений России, требующее пристального внимания и принятия решительных мер. Бразилия, напротив, демонстрирует позитивную динамику, постепенно улучшая свой индекс. Китай, Индия, ЮАР и Эфиопия показали относительную стабильность, свидетельствующую о сохранении текущего уровня проблем, но без явного прогресса. Индонезия демонстрирует небольшой, но позитивный сдвиг. Ситуация с коррупцией в Египте выглядит нестабильной, с резкими колебаниями индекса, затрудняя оценку долгосрочных тенденций.
Рисунок 5.Индекс эффективности правительства по странам БРИКС
Примечание: единица измерения (-2,5 низкий; 2,5 высокий).
Индекс эффективности правительства отражает восприятие качества государственных услуг, качество государственной службы и степень ее независимости от политического давления, качество разработки и реализации политики, а также надежность приверженности правительства такой политике.
Источник: составлено автором по материалам [15].
Стабильно высокие значения эффективности продемонстрировали ОАЭ. Их индекс находился на уровне: 1,30 в 2022 г., 1,60 в 2023 г. и 1,68 в 2024 г. Это подтверждает тот факт, что ведется постоянная работа по повышению качества и эффективности государственного управления.
Китай, аналогично ОАЭ, показал уверенный рост значений в категории эффективного управления. Китайский индекс увеличился с 0,49 в 2022 г. до 0,73 в 2024 г. Это говорит о прогрессе в укреплении институтов и повышении их способности решать задачи развития.
Индия и Индонезия продемонстрировали схожую положительную тенденцию, хотя и с более скромными показателями. Индийский и индонезийский индексы постепенно растут, переходя из зоны умеренной эффективности в более высокие значения: Индия с 0,37 до 0,52, Индонезия с 0,44 до 0,68, улучшая управленческие процессы.
Большинство стран БРИКСнаходятся в зоне низкой или отрицательной эффективности:
– значения России остаются низкими, снизившись с -0,70 в 2022 г. до -0,73 в 2024 г. Такая тенденция свидетельствует о сохраняющихся системных проблемах в эффективности государственного управления;
– Бразилия показала отрицательные значения в диапазоне от -0,59 до -0,58, сталкиваясь с системными вызовами в этой сфере;
– ЮАР находится в зоне отрицательной эффективности, с тенденцией к снижению (с -0,11 до -0,27), свидетельствуя о необходимости незамедлительного принятия мер по повышению качества управления;
– Египет продемонстрировал положительную динамику, сокращая отрицательные значения(с -0,45 до -0,20), указывая на начало позитивных изменений, но страна все еще находится в зоне низкой эффективности;
– У Ирана и Эфиопииотмечены самые низкие показатели в группе, с тенденцией к дальнейшему ухудшению. Индекс Ирана снизился с -0,88 до -1,06, Эфиопии с -0,79 до -0,74, свидетельствуя о серьезных проблемах в государственном управлении, требующих фундаментального анализа и реформ.
Рисунок 6.Индекс гражданских свобод по странам БРИКС
Примечание: единица измерения (7 сильные; 1 слабые).
Индекс гражданских свобод оценивает, насколько защищены свобода слова, свобода собраний, верховенство закона и личные права граждан в конкретной стране или регионе.
Источник: составлено автором по материалам [6].
За анализируемый период страны БРИКС не демонстрируют значительных изменений в уровне гражданских свобод:
– Иран: единственная страна, показавшая улучшение индекса (с 6 баллов в 2022-2023 гг. до 7 баллов в 2024 г.);
– индекс России, Китая, ОАЭ, Египта и Эфиопии находился на стабильно среднем уровне (6 баллов);
– Индия и Индонезия удерживали позиции на уровне 4 баллов;
– у Бразилии и ЮАР отмечен низкий уровень индекса (3/2 балла соответственно).
Формирование контура экономической безопасности БРИКС под влиянием управления и политических систем стран блока.Формирование контура экономической безопасности государств неразрывно связано с их внутриполитическими процессами. Для стран БРИКС, стремящихся к повышению своей экономической устойчивости и усилению позиций в мировой системе, понимание этой взаимосвязи имеет первостепенное значение.Экономическая безопасность представляет собой нечто большее, чем совокупность статистических данных и графических представлений. Она является основополагающим элементом, на котором базируется устойчивое развитие любого государства. В случае с БРИКС, объединением стран с вариативным историческим опытом и различными моделями развития, данный фундамент в значительной степени определяется структурой их политических систем и методами управления [1].
Уникальность БРИКС заключается в том, что страны-участницы представляют собой широкий спектр политических систем [14]. От относительно устоявшихся демократий до более централизованных моделей управления, каждая из них несет в себе как потенциал укрепления, так и определенные риски для общей экономической безопасности блока.Разнообразие политических систем и различия значений в индикаторах стран БРИКС (рис. 1-6) создают сложную, но в то же время динамичную картину. Это взаимовлияние может проявляться как в позитивном, так и в негативном ключе, формируя общий контур экономической безопасности блока (табл. 1).
Таблица 1. Влияние индикаторов управления и политических систем стран БРИКС на формирование контура экономической безопасности блока
|
Позитивное влияние |
Риски и вызовы |
|
Обмен лучшими практиками |
Несогласованность политик |
|
Создание общих стандартов |
Распространение негативных практик |
|
Укрепление переговорных позиций |
Сложность координации |
|
Стимулирование реформ |
Различия в правовых системах и институциональных структурах |
|
Совместное противодействие внешним экономическим шокам |
Коррупционные риски и теневая экономика |
|
Усиление роли в глобальном управлении
|
Неравномерное развитие и дифференциация интересов |
|
Формирование единого информационного пространства и стандартов безопасности |
Конкуренция за технологическое лидерство и риски утечки технологий |
Источник: составлено автором.
Индикаторы управления и политических систем стран БРИКС оказывают двойственное влияние на формирование контура экономической безопасности блока. С одной стороны, обмен лучшими практиками, создание общих стандартов, укрепление переговорных позиций и стимулирование реформ способствуют повышению устойчивости и конкурентоспособности экономики БРИКС. Совместное противодействие внешним экономическим шокам, усиление роли в глобальном управлении, формирование единого информационного пространства и стандартов безопасности являются фундаментом укрепления экономической безопасности. С другой стороны, несогласованность политик, риск распространения негативных практик, сложность координации, различия в правовых системах и институциональных структурах, коррупционные рискии теневая экономика представляют собой потенциальные угрозы, которые могут ослабить экономическую безопасность блока.
По результатам анализа ключевых индикаторов управления и политических систем стран БРИКС, установлено их влияние на формирование экономической безопасности блока. Исходя из этого автор предлагает следующие рекомендации:
1. Укрепление институциональной основы сотрудничества.
Разработка общих принципов и стандартов: БРИКС способен стать платформой для выработки и продвижения общих ценностей в управлении, прозрачности, верховенства права и борьбы с коррупцией. Речь идет не об унификации политических систем, а о формировании ориентиров в укреплении доверия и предсказуемости в рамках блока.
Создание механизмов мониторинга и оценки: разработка сопоставимых показателей оценки состояния экономической безопасности, основанных на индикаторах управления, позволит странам БРИКС отслеживать прогресс, выявлять проблемные зоны и своевременно реагировать на возникающие угрозы. Это может включать создание совместных аналитических центров или экспертных групп. Инициатива может быть реализована посредством учреждения аналитических структур или формирования специализированных экспертных консорциумов БРИКС.
2. Стимулирование реформ в области управления.
Поддержка антикоррупционных инициатив (партнёрские усилия по борьбе с коррупцией, включая обмен информацией, обучение специалистов и разработку общих подходов к предотвращению и преследованию коррупционных правонарушений).
Повышение прозрачности и подотчетности: интегрировать цифровые технологии в систему государственного управления, расширить спектр электронных услуг, обеспечить всесторонний доступ к информации о деятельности государственных органов, тем самым укрепив доверие и минимизировав риски.
Укрепление верховенства праваподразумевает комплекс мер, направленных на гарантии независимости судебной системы, постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение равного и справедливого доступа к правосудию для всех субъектов экономической деятельности.
3. Управление рисками, связанными с политической нестабильностью.
Развитие механизмов раннего предупреждения: создание систем мониторинга политической ситуации в странах-участницах и разработка совместных планов действий на случай возникновения кризисных ситуаций,способных предотвратить их перерастание в угрозы экономической безопасности.
Дипломатическое урегулирование споров [10]: БРИКС представляет собой потенциальную площадку для мирного урегулирования межгосударственных разногласий и конфликтов, что является существенным фактором в поддержании стабильности блока.
Содействие инклюзивному развитию: укрепление социальной стабильности посредством обеспечения равных возможностей, нивелирования социального неравенства и инклюзивного вовлечения всех общественных групп в процессы принятия решений является эффективным механизмом снижения рисков внутренних конфликтов.
4. Использование потенциала разнообразия.
Диверсификация экономических связей: разнообразие политических систем и экономических моделей управления в странах БРИКС может стать источником устойчивости. Развитие торговых и инвестиционных связей между странами с разными подходами к управлению может снизить зависимость от внешних шоков [11].
5. Стратегические направления повышения устойчивости экономической безопасности:диверсификация экономики и снижение зависимости от внешних рынков; развитие внутреннего спроса и стимулирование инноваций; развитие цифровой экономики и кибербезопасности; укрепление энергетической безопасности и развитие альтернативных источников энергии; обеспечение продовольственной безопасности и развитие сельского хозяйства; укрепление роли БРИКС в глобальном управлении и реформировании международных институтов.
Краткое заключение
Государственное управление и политические системы стран БРИКС оказывают существенное и неоднозначное влияние на формирование контура экономической безопасности блока. Особенности политических режимов, уровень развития институтов государственного управления, а также внутриполитическая стабильность выступают главными факторами, определяющими устойчивость и эффективность экономического сотрудничества в рамках БРИКС. Предложенные меры, направленные на гармонизацию практик, укрепление механизмов координации экономической политики и повышение прозрачности государственного управления, способны минимизировать негативные последствия политических рисков и укрепить экономическую безопасность БРИКС в долгосрочной перспективе.
Перспективные исследования в данной сфере должны быть направлены на создание конкретных инструментов и механизмов имплементации предложенных мер. Особое внимание следует уделить оценке их действенности в контексте динамично трансформирующейся геополитической и экономической обстановки.
1. Vedernikova E.V. Strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti BRIKS v usloviyah global'noy konkurencii // Ekonomicheskaya bezopasnost'. – 2024. – T. 7, № 12. – S. 3051–3068. – DOIhttps://doi.org/10.18334/ecsec.7.12.122348.
2. Vedernikova E.V. Strategicheskie iniciativy BRIKS+ v sfere ekonomicheskoy bezopasnosti // Ekonomicheskaya bezopasnost'. – 2025. – T. 8, № 3. – S. 591-608. – DOIhttps://doi.org/10.18334/ecsec.8.3.123025.
3. Vedernikova E.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' BRIKS: ot analiza riskov k strategiyam protivodeystviya // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. – 2025. – T. 15, № 8. – DOIhttps://doi.org/10.18334/epp.15.8.123599.
4. Verhovenstvo prava – Klassaciya stran. Rezhim dostupa: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/wb_ruleoflaw/ (data obrascheniya 10.10.2025).
5. Vospriyatie korrupcii – Klassaciya stran. Rezhim dostupa: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/transparency_corruption/ (data obrascheniya 10.10.2025).
6. Grazhdanskie svobody – Klassaciya stran. Rezhim dostupa: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/civil_liberties/ (data obrascheniya 10.10.2025).
7. Kachestvo zakonodatel'stva – Klassaciya stran. Rezhim dostupa: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/wb_regulatory_quality/ (data obrascheniya 10.10.2025).
8. Kontrol' korrupcii – Klassaciya stran. Rezhim dostupa: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/wb_corruption/ (data obrascheniya 10.10.2025).
9. Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. Ekonomicheskaya bezopasnost' BRIKS v usloviyah antirossiyskih sankciy: institucional'nyy aspekt // Ekonomicheskaya bezopasnost'. – 2024. – T. 7, № 1. – S. 123-154. – DOIhttps://doi.org/10.18334/ecsec.7.1.120345.
10. Leschenko, Yu.G. Ontologiya diplomaticheskoy missii v obespechenii nacional'noy bezopasnosti suverennyh gosudarstv / Yu.G. Leschenko // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. – 2025. – T. 15, № 8. – S. 5067–5092. – DOI https://doi.org/10.18334/epp.15.8.123598.
11. Rudenko M.N. BRIKS+ v novyh konturah mezhdunarodnoy torgovli // Ekonomicheskaya bezopasnost'. – 2025. – T. 8, № 1. – S. 61-88. – DOIhttps://doi.org/10.18334/ecsec.8.1.122495.
12. Rudenko M.N. Nacional'naya bezopasnost' Rossii v geopoliticheskih konturah // Ekonomicheskaya bezopasnost'. – 2025. – T. 8, № 3. – S. 643-664. – DOIhttps://doi.org/10.18334/ecsec.8.3.122980.
13. Sokolova, I. I. Uchastie BRIKS v formirovanii koncepcii global'noy bezopasnosti / I. I. Sokolova, E. E. Ladeyschikova // A-faktor: nauchnye issledovaniya i razrabotki (gumanitarnye nauki). – 2023. – № 2. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-briks-v-formirovanii-kontseptsii-globalnoy-bezopasnosti-1 (data obrascheniya: 10.10.2025).
14. Heyfec, B.A. Novye trendy v razvitii BRIKS // Strany «poyasa sosedstva» Rossii: modeli razvitiya i voprosy sotrudnichestva (pamyati S.P. Glinkinoy). – Moskva: Institut ekonomiki RAN, 2024. – S. 208-228.
15. Effektivnost' raboty pravitel'stva – Klassaciya stran. Rezhim dostupa: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/wb_government_effectiveness/ (data obrascheniya 10.10.2025).
16. Arapova, E.Y. The BRICS plus cooperation in international organizations: Prospects for reshaping the global agenda / E. Y. Arapova, Y. D. Lissovolik // Asia-Pacific Social Science Review. – 2021. – Vol. 21, No. 4. – P. 192-206.
17. Lissovolik, Ya. D. BRICS-Plus: the New Force in Global Governance / Ya. D. Lissovolik // Journal of International Analytics. – 2023. – Vol. 14, No. 1. – P. 138-148. – DOIhttps://doi.org/10.46272/2587-8476-2023-14-1-138-148.
18. Suglobov A.E. Future scenarios of innovative development of the global economic system depending on the economic and legal features of managing this process / Suglobov A.E., Orlova E.A., Karpovich O.G., Vologdin E.V., Drachena I.P. // The Economic and Legal Foundations of Managing Innovative Development in Modern Economic Systems. Berlin, 2020. S. 177-185.



