PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF DIGITAL SERVICES IN EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article presents the results of the authors' research into the use of digital services in education. Regulatory issues in this area are examined. It demonstrates that the «Digital Educational Environment» project largely determines the development of the secondary education system, and the main results and indicators achieved by 2024 are presented. The article also explores the application of digital services in higher education and the advantages of using machine learning and artificial intelligence on digital platforms. The problems, limitations, difficulties, and risks associated with the use of digital services in higher education and the digital tools used to address them are identified. Examples of successful digital service implementation at leading universities, including RSUH, are provided. Practical recommendations for the effective use of social networks and platforms in the educational process are developed. Prospects for implementing digital service technologies in Russia are outlined.

Keywords:
digital services, machine learning, social networks, digital platforms
Text

Введение

Цифровые сервисы в образовании представляют собой совокупность программных решений и платформ, обеспечивающих взаимодействие между участниками образовательного процесса. Они создают интегрированную среду, где традиционные методы обучения сочетаются с современными цифровыми технологиями.

Цифровые сервисы в образовании – это инструменты, которые используются для организации учебного процесса, взаимодействия между участниками (учащимися, учителями, администрацией) и управления образовательными учреждениями. Такие сервисы охватывают как физические, так и виртуальные пространства, где происходит общение между участниками. 

Ниже приведены примеры цифровых сервисов в образовании для разных целей: для учащихся, для учителей и для администрации образовательных учреждений. 

Современные цифровые инструменты педагога можно классифицировать по целям и задачам, которые они помогают решать. В самом общем виде цифровые сервисы и инструменты можно распределить по следующим категориям: учебный процесс и обучение. Оценка и контроль знаний. Совместная работа и коммуникации. Инновации и исследования. Административная работа.

Цель данной работы – проведение исследований в сфере развития цифровых сервисов в образовании на основе анализа опыта внедрения цифровых сервисов в России и за рубежом, выявлении положительных практик их реализации, определении влияние цифровых услуг на качество предоставления госуслуг, выявлении основные тенденций развития цифровых услуг в образовании. проблемы, возникающие при организации внедрения цифровых сервисов в системе образования в РФ. А также подготовка предложений по их решению, оценка эффективности цифровых сервисов, перспектив их внедрения и развития.  

 

Основное содержание

Правовое регулирование цифровизации образования обеспечивается следующими документами:

  • Национальный проект «Молодёжь и дети» [2].
  • Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» [5].
  • Стратегия развития информационного общества РФ [1].

Цифровые технологии трансформируют современное образование, делая его более доступным, эффективным и персонализированным. Успешная интеграция цифровых сервисов требует комплексного подхода и участия всех участников образовательного процесса: учащихся, преподавателей и родителей.

Одним из основных проектов, направленных на создание и внедрение в средних образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования является Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) [3].  В его рамках ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов, родителей и администрацию образовательного учреждения.

ЦОС  это всероссийская информационная система, с помощью которой планируется внедрить в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС призван способствовать оптимизации школьного образования и гарантировать эффективное использование новейших технологий в процессе обучения. При этом, не предполагается отмена традиционной классно-урочной системы.

В рамках проекта реализуются:

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1].
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года №1836 «О государственной информационной системе „Современная цифровая образовательная среда“» [6].
  • Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ [8].
  • Приказ Минпросвещения России от 02 декабря 2019 года №649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [9]. 
  • Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» [4].
  • Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [10].
  • Методические рекомендации по вопросам внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации [11].
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года №2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», а также других нормативных материалов [7].

Проект «Цифровая образовательная среда» [19] включает в себя различные элементы, такие как:

  • Информационные образовательные ресурсы.
  • Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
  • Система педагогических технологий.

Задачи проекта состоят в создании современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.  В рамках проекта ведётся работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.

Внедрение ЦОС обеспечивает достижение ряда значимых результатов:

  • доступ к высокоскоростному интернету в школе (100 Мб/с для городских и 50 Мб/с для сельских);
  • доступ к различным образовательным сайтам и порталам, при помощи которых можно улучшить знания по предметам;
  • возможность дистанционного освоения учебного материала детьми, которые по тем или иным причинам, например, из-за болезни, не могут ходить в школу;
  • возможность ведения электронного обмена документацией: дневники, классные журналы, расписание и так далее будут заполняться онлайн;
  • возможность получать информацию о процессе обучения на различных государственных платформах, например, на портале «Госуслуг»;
  • получение доступа к видеотрансляциям лучших уроков;
  • автоматизация процессов, которая избавит педагогов от лишней бумажной работы с отчётами.

Так, к концу 2024 года, за счёт мероприятий проекта, были достигнуты следующие основные результаты и показатели:

  • внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для как минимум 500 тысяч детей;
  • обеспечение 100% образовательных организаций в городах Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с, создание сети центров цифрового образования, охватывающей в год не менее 136 тысяч детей;
  • 21556 образовательных организаций, оснащённых оборудованием для внедрения цифровой образовательной среды;
  • 329 центров цифрового образования детей «IT-куб»;
  • 1307565 педагогов, подключённых к платформе цифровой образовательной среды;
  • 66 комплектов верифицированного цифрового образовательного контента, соответствующего ФГОС общего образования.

В начале 2025 года Ростелеком сообщил, что компания РТК-ЦОД и Университет ИТМО завершили проект по размещению критически значимой инфраструктуры государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда» (ГИС СЦОС) в «Облаке КИИ».

Ключевая задача проекта состояла в том, чтобы обеспечить защиту данных обучающихся, повысить уровень услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, и возможность их получения в любых условиях. При этом, основное внимание было уделено бесперебойной работе, минимизации даунтайма и максимальному соответствию требованиям государственных регуляторов.

В рамках проекта предусмотрено неограниченное масштабирование ИТ-инфраструктуры заказчика, включая увеличение вычислительных ресурсов, пропускной способности каналов связи и объёма дискового пространства для хранения информационных объектов. Это позволит адаптироваться к увеличению нагрузки в период пиковых обращений.

Уровень технической поддержки для ОКИИ отличается от других облаков группы компаний существенно более жесткими требованиями. Их исполнение обеспечивается выделением отдельных площадок для администраторов технической поддержки и проведением дополнительных обучений службе эксплуатации. В случае возникновения инцидентов или технических неполадок специалисты компании РТК-ЦОД оказывают пользователям оперативную квалифицированную помощь.

Размещение ГИС СЦОС на облачной платформе обеспечивает высокую надёжность и безопасность. Созданная инфраструктура — это только первый шаг. В будущем, используя возможности ОКИИ, планируется расширить функционал образовательной платформы и увеличить ее производительность. Уже на январь 2025 года в ГИС СЦОС зарегистрировано более 450 образовательных учреждений и свыше 750 тыс. пользователей.

Аналитический центр TAdviser в 2025 году выпустил новую инфографику «Карта российского рынка информационных технологий», на которой отметил ключевых российских вендоров и интеграторов программных и аппаратных решений.

На новую ИТ-карту добавлены свыше 450 наиболее крупных и заметных российских ИТ-компаний. Они распределены по четырем основным сегментам: программное и аппаратное обеспечениеИТ- услуги и информационная безопасность.

Внедрение данных проектных решений дает возможность эффективно осуществлять работу учебных заведений, что позволяет уровню образования нашей страны быть качественным и конкурентным на международном уровне. Что подтверждается успехами наших школьников на международных олимпиадах по математике, физике, информатике и в других дисциплинах.

Цифровые сервисы, применяемые в высшем образовании.

От внедрения цифровых технологий в среднем и среднем специальном образовании перейдем к вопросам их реализации в высшем образовании, как следующий ступени получения знаний молодым поколением.

Применение цифровых сервисов в высшем образовании привело к изменениям в процессе обучения, взаимодействию между преподавателями и студентами, а также к развитию инфраструктуры вузов, что объясняется внедрением «цифры» в процесс обучения, образовательной системы (LMS), платформ виртуальной и дополненной реальности, технологий ИИ, блокчейна и других технологий [12].

В частности, цифровые сервисы находят применение для различных образовательных задач:

  • В онлайн-обучении и в смешанном обучении, где специальные платформы (Moodle, Coursera, edX и др.) позволяют вузам реализовывать курсы в онлайн-формате, делая образование доступным для широкой аудитории. Смешанное обучение сочетает традиционные методы с онлайн-компонентами.
  • Использование вузами электронных образовательных ресурсов, за счет применения цифровых библиотек, баз данных, электронных учебников и мультимедийных материалов, дает возможность обеспечения студентов актуальными современными материалами.
  • Применение системы управления обучением (LMS) за счет использования таких платформ, как Blackboard или Google Classroom, упрощает процесс управления курсами, отслеживание успеваемости, распределение заданий и укрепления взаимодействия между преподавателями и студентами.
  • Интерактивные технологии реализуются путем использования приложений для видеоконференций (например, Zoom, Microsoft Teams), интерактивных досок и инструментов для коллаборации помогает проводить лекции и семинары в режиме реального времени, а также организовывать групповые проекты. Интерактивные технологии в образовании это современные методы и инструменты, которые помогают сделать обучение более гибким, интересным и адаптированным под индивидуальные потребности учеников, а также более вовлекающим и эффективным.
  • В настоящее время вузы внедряют системы аналитики и искусственный интеллект для мониторинга успеваемости студентов, выявления проблем и адаптации учебного процесса под индивидуальные потребности [15].
  • Управление административными процессами за счет использования цифровых сервисов, помогающих автоматизировать процесс приёмной кампании, регистрацию студентов, управление расписанием и учёт успеваемости.
  • Многие университеты разрабатывают свои мобильные приложения для удобного доступа к информации о курсах, событиях, новостях и общению с администрацией.
  • С ростом использования цифровых технологий увеличивается необходимость в защите данных студентов и преподавателей, для обеспечения их кибербезопасности и защиты информации.
  • В вузах используют социальные сети и платформы для сетевого взаимодействия для продвижения курсов и взаимодействия с будущими студентами, создания сообществ и обмена опытом [16].
  • Цифровые платформы обеспечивают доступ к курсам по дополнительному образованию и развитие навыков, помогающим студентам развивать компетенции, востребованные на рынке труда.

Эти и другие цифровые сервисы существенно повышают качество образования и делают его более доступным и адаптивным к потребностям студентов и рынка труда.

Качество обучения повышается за счет применения различных технологий и методов, например:

  • Цифровых технологий, дающих возможность разрабатывать персональные программы для студентов, учитывающих уровень их подготовки и определенные физические возможности.
  • Цифровых средств передачи информации, которые усиливают и ускоряют процесс усвоения знаний за счет интерактивного обучения, что повышает познавательный интерес благодаря визуализации преподавания. 
  • Гибридного обучения, дающего возможность студентам выбирать формат участия в получении образования: синхронный онлайн, асинхронный, очно, а вузам оптимизировать использование пространства и ресурсов. 
  • Постоянного роста спроса на короткие, сфокусированные модули в виде микрообучения и цифровых сертификатов, подтверждающих освоение конкретных навыков. 
  • Асинхронного и интерактивного взаимодействия, позволяющего устранять пространственно-временные барьеры и делать образование более гибким, а также может способствовать улучшения взаимодействие между студентами и преподавателями.
  • Применения чат-ботов и цифровых помощников, что дает возможность студентам ориентироваться в учебной среде, автоматизировать рутинные задачи, в том числе, ответы на часто задаваемые вопросы, управление расписанием, напоминания о дедлайнах.
  • Использования омниканальных чат-платформ на базе ИИ, которые объединяют студентов, преподавателей и административный персонал в единую команду, собирая обращения пользователей в одном окне. Такой подход дает возможность сохранять историю взаимодействий, анализировать администрации повторяющиеся запросы и лучше понимать потребности студентов.

Инфраструктура в вузах претерпевает качественные изменения в результате осуществления следующих приёмов:

  • Внедрения программно-аппаратных комплексов для технического оснащения аудиторий и программного обеспечения, связывающих элементы электронной образовательной среды университета. Например, в Томском университете есть сервис «Актру», который автоматически записывает лекции и проводит трансляции. 
  • Обеспечения доступности образовательных ресурсов за счет использования облачных сервисов, например, для доступа к базам данных, онлайн-тестам, обучающим играм, записям лекций [13]. 

Базой реализации всех данных образовательных технологических решений является их финансирование, осуществляемое посредством:

  • Поддержки цифровизации высшего образования на федеральном уровне, при реализации проекта «Приоритет-2030» [5], направленного на обеспечение выполнение национальных проектов РФ. Поставленная в нем цель должна обеспечить создание к 2030 году не менее 100 высших учебных заведений, которые станут точками роста экономики и формирования нового класса руководителей.
  • Участия вузов в федеральных проектах и региональных программах с мероприятиями по развитию цифровых навыков, созданию системы цифровых коммуникаций для коллективного взаимодействия.

Однако чрезмерная цифровизация может иметь и негативные последствия. Постоянное использование гаджетов снижает концентрацию внимания, провоцирует утомление и приводит к так называемой «цифровой усталости». Кроме того, у части студентов формируется зависимость от быстрых решений, что снижает мотивацию к самостоятельному обучению. 

Цифровые сервисы могут повышать уровень мотивации студентов за счет:

  • Расширения студентам доступа к знаниям, так как онлайн-курсы, видеолекции и виртуальные лаборатории позволяют изучать материал в удобное время и в индивидуальном темпе. Это особенно важно для студентов с различными уровнями подготовки и занятости [13,14]
  • Увеличения энтузиазма и углубления понимания материала студентами в результате использования образовательные приложения на цифровых платформах среди.
  • Совершенствования цифровых сервисов на базе онлайн-коммуникаций, которые позволяют студентам эффективно взаимодействовать друг с другом, поддерживать командную работу, даже находясь в разных городах или странах. 

Кроме того, цифровые сервисы могут способствовать развитию самостоятельности и ответственности студентов в учебном процессе посредством:

  • Повышения у студентов интереса к обучению путем использования игрового подхода к ответам на поставленные вопросы и возникновения соревновательного эффекта, что позволяет использовать ряд цифровых сервисов для вовлечения их в учебный процесс. 
  • Использования студентами вместо традиционных лабораторных работ виртуальных лабораторий, которые позволяют проводить эксперименты в цифровой среде, что снижает затраты на оборудование и повышает безопасность. Например, симуляторы электрических цепей в Multisim.
  • Геймификации, которая позволяет использовать элементы игрового взаимодействия, такие как балльные системы, квесты, викторины, челленджи и достижения, что обеспечивает мотивацию и повышают уровень удовлетворённости студентов. В настоящее вонмя нащли применение такие платформы геймификации, как: Classcraft, Kahoot!, GooseChase. 
  • Концепции BYOD, когда студенты используют собственное цифровое устройство (зачастую смартфон) для обучения и усвоения дисциплин. Такой подход повышает интерес и мотивацию к обучению, поскольку предоставляет возможность по-новому подойти к образовательному процессу с использованием максимально понятного и привычного средства получения информации. 
  • Технологии «перевёрнутого обучения», при использовании которой студенты самостоятельно изучают лекции дома, а «домашнее задание» делают в аудитории, в присутствии преподавателя. Такие решения обеспечивают возможность уточнения материала, задавать вопросы, вести дискуссии по возникшим вопросам по дисциплинам, выполнять практические задания и лабораторные работы [13,14].
  • Адаптивных образовательных платформ, когда искусственный интеллект анализирует успехи студента и подбирает материалы, которые будут ему наиболее полезны. Система может настраивать содержание курсов, основываясь на увлечениях и предпочтениях студента.  Такие платформы положительно влияют на качество обучения, обеспечивая персонализированный подход и динамическую адаптацию контента, вовлечённости студентов в процесс учебы, организацию обратной связи с педагогом, что позволяет осуществлять тесное и гибкое взаимодействие между участниками учебного процесса.

Остановимся отдельно на адаптивных образовательных платформах. Так, использование адаптивных образовательных платформ преподавателями позволяет повысить уровень контроля за обучением студентов, за счет автоматизации обратной связи можно добиться снижения учебной нагрузки на педагогов, учитывать индивидуальные особенности студентов при разработке учебных программ, генеративный ИИ дает возможность разрабатывать индивидуальные программные контенты. На таких платформах эффективно применяются методы машинного обучения, дающие возможность распознавать паттерны, выполнять предикативную аналитику, использовать моделирование, современные алгоритмы, создавать индивидуальные профайлы пользователей.

Машинное обучение эффективно используется на базе отдельных платформ, в частности, таких как:

  • Программа Google RankBrain обеспечивает анализ содержимого книг.
  • TinEye использует алгоритм обратного поиска изображений.,
  • Определение выявления фишинга, атак нового поколения и рекламного спама возможно при применении Веб-платформа для Microsoft Office 365 SpamTitan.
  • Инструмент мониторинга электронной почты MailWasher., позволяет обнаруживать спамы и оскорбительную лексику.
  • Платформа Netflix на основе истории просмотров предлагает пользователю фильмы и сериалы, которые могут его заинтересовать.
  • Платформа Microsoft Threat Protection использует машинное обучение для обнаружения рисков безопасности и нарушений, а также для немедленного расследования этих рисков.
  • Платформа Facebook имеет возможность анализа активности пользователей и на основе искусственного интеллекта, обучающегося на основе действий пользователей, формирует персонализированные рекомендации.

В настоящее время выделяют следующие преимущества использования машинного обучения на платформах:

  • Алгоритмы машинного обучения позволяют системе адаптироваться к изменяющимся условиям и подстраиваться под колебания спроса и предложения, меняющиеся цены на ресурсы и неожиданные сбои в инфраструктуре. 
  • Алгоритм понимает, насколько текущая стратегия соответствует потребностям бизнеса или рынка, и корректирует в автоматическом режиме свои параметры, устраняя ошибки и повышая точность прогнозов. 
  • Машинное обучение позволяет автоматически определять персональные особенности и потребности каждого пользователя, предлагая оптимальный вариант отображения сайта и контента. 
  • За счет использования данных о поведении и предпочтениях пользователей, машинное обучение помогает оптимизировать отображение контента, улучшая его удобство и доступность. 
  • Машинное обучение может анализировать контент сайта и генерировать оптимальные макеты и стили за счет автоматизации процессов, учитывая особенности различных устройств, что позволяет существенно сократить время разработки и улучшить качество дизайна [17,18]. 

Использование машинного обучения приводит к определенным вызовам в платформах:

  • Сложность применения машинного обучения для работы с информацией при обработке больших объёмов данных, поступающей из различных источников. 
  • Для разработки надёжных алгоритмов машинного обучения необходимо привлекать талантливых инженеров и поручать им решение реальных бизнес-задач. 
  • Алгоритмы машинного обучения должны быстро реагировать на постоянно развивающиеся мошеннические схемы, бороться с мошенничеством и предотвращать кибератаки. 
  • Важнейшим направлением применения машинного обучения и искусственного интеллекта является извлечение ценной информации из общей массы неструктурированных данных. 
  • Существуют определенные проблемы, ограничения, трудности и риски, связанные с использованием цифровых сервисов в систему образовании:
  • Использование большого количества инструментов для решения педагогических задач требует дополнительной учебной и технической нагрузки из-за работы с новыми цифровыми контентами, что не способствует глубокому усвоению учебного материала.
  • Трансформация межличностного общения приводит к утрате социальных навыков и потере способности усваивать информацию в больших объёмах. 
  • Рост зависимости студентов от гаджетов, мобильных средств общения. 
  • Этические риски, возникающие при установлении авторства и ответственности за содержание материала, созданного посредством нейросети. 
  • Вредоносные программы из сети Интернет представляют технические угрозы, могущие привести к повреждениям программного обеспечения компьютера, хранящейся на нём информации, нарушениям конфиденциальности или хищению персональной информации. 
  • При чрезмерном бесконтрольном использовании информации, при её хаотичном поиске, без заранее выделенных и зафиксированных признаков (ключевых слов) возникает информационная перенасыщенность.

Несмотря на очевидные преимущества, существуют также определённые проблемы, ограничения, трудности и риски, связанные с внедрением цифровых технологий в систему образования. Далее рассмотрим некоторые их них.

Проблемы конфиденциальности. Необходимо соблюдать законы о защите персональных данных, следить за соблюдением возрастных ограничений при регистрации аккаунтов и обеспечивать анонимность учащихся.

Технические проблемы. Не все обучающиеся имеют стабильный доступ к системе Интернет или современным устройствам, что создаёт неравенство возможностей.

Негативное влияние на здоровье. Чрезмерное увлечение социальными сетями и онлайн-играми может привести к ухудшению зрения, нарушению сна и снижению концентрации внимания.

Отсутствие контроля качества контента. Интернет наполнен недостоверной информацией, которой учащиеся могут доверяться, принимая её за истину.

В целом, влияние цифровых сервисов на социальные навыки обучающихся может моет оцениваться как положительно, так и отрицательно. 

К цифровым инструментам, которые используются в образовании, относятся системы управления обучением (LMS), базирующиеся на платформах Moodle, Blackboard, Canvas, eTutorium, Getcourse, Mirapolis, Teachbase, WebTutor и «1С: Электронное обучение». Они обеспечивают возможность управления курсами и обучением, а также предоставляют доступ к материалам и оценкам. Отдельные платформы (Gradekeeper и Rediker) дают возможность учитывать студентов онлайн и управлять заявками на участие в проектах и учебных занятиях. Сервисы Google Drive, Dropbox и OneDrive позволяют хранить информацию в облачных хранилищах. Системы виртуальной и дополненной реальности обеспечивают интерактивное обучение и применение его на практике. Образовательные сервисы Nearpod и Kahoot дают возможность проведения интерактивных уроков в виде игр с мультимедийными составляющими.

С увеличением использования цифровых технологий возрастает и необходимость в защите данных студентов и преподавателей, что требует внедрения современных решений по кибербезопасности. Современное образование активно внедряет цифровые технологии, которые позволяют повысить эффективность учебного процесса, расширить доступ к знаниям и обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику. Однако вместе с преимуществами цифровизации возникают новые риски, связанные с угрозой информационной безопасности. Вопрос защиты персональных данных учащихся и сотрудников становится особенно актуальным, поскольку образовательные учреждения собирают большое количество конфиденциальной информации.

В настоящее время выделяют целый ряд возможных угроз информационной безопасности в образовательной сфере.

1. Утечка персональных данных. Современные школы используют электронные журналы, системы дистанционного обучения и облачные сервисы хранения данных. Эти ресурсы содержат персональные данные обучающихся и педагогов, включая их ФИО, адреса проживания, медицинские показания и оценки успеваемости. Если такая информация попадёт в руки злоумышленников, последствия могут быть серьёзными, начиная от шантажа и заканчивая мошенничеством.

2. Атаки хакеров. Образовательные организации часто становятся объектами атак хакеров, целью которых является получение денег путём вымогательства, компрометации серверов или кражи ценных данных. Например, известны случаи, когда школы подвергались вирусным атакам, приводящим к потере важных документов и учебных материалов.

3. Незащищённые сети Wi-Fi. Многие учебные заведения предоставляют открытый доступ к беспроводному интернету, однако зачастую эта услуга недостаточно защищена, что позволяет посторонним лицам перехватывать передаваемую информацию и осуществлять атаки типа «man-in-the-middle».

4. Фишинг и вредоносные программы. Фишинг представляет собой метод социальной инженерии, направленный на обман пользователей с целью похищения паролей и другой важной информации. Электронные письма якобы от администрации школы или преподавателя могут содержать вредоносные ссылки или файлы, запускающие вирусы на компьютерах учителей и школьников.

 

Методы повышения уровня информационной безопасности

Для минимизации рисков утечки данных и взлома сетей образовательным организациям рекомендуется применять комплекс мер по обеспечению кибербезопасности.

1. Использование современных антивирусных решений

Регулярное обновление программного обеспечения и установка надёжных антивирусов помогает защитить устройства от вирусов и других угроз.

2. Шифрование данных

Конфиденциальная информация должна храниться в зашифрованном виде, чтобы даже в случае её попадания в чужие руки злоумышленники не смогли ею воспользоваться.

3. Ограничение прав доступа

Только уполномоченные сотрудники должны иметь доступ к личным данным студентов и преподавателей. Для каждого пользователя должен быть установлен уникальный пароль и права доступа, соответствующие его должностным обязанностям.

4. Обучение персонала правилам кибербезопасности

Преподаватели и администраторы вузов должны в обязательном порядке проходить курсы по основам киберграмотности, чтобы понимать возможные опасности и способы предотвращения атак.

5. Регулярные проверки сетевых ресурсов

Необходимо регулярно проводить аудит ИТ-инфраструктуры, выявлять уязвимости и устранять слабые места в защите сети.

 

Рекомендации по формированию культуры кибербезопасности среди обучающихся

Для того, чтобы снизить риск возникновения проблем с защитой данных, важно у пользователей с юного возраста воспитывать осознанное отношение к вопросам информационной безопасности. Вот некоторые рекомендации педагогам и родителям по формированию у подрастающего поколения культуры кибербезопасности:

  • объяснять важность бережного отношения к своим персональным данным;
  • показывать примеры последствий фишинга и заражения компьютера вирусами;
  • проводить практические занятия по распознанию опасных ситуаций в интернете;
  • привлекать специалистов по кибербезопасности для лекций и мастер-классов.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности в образовательных организациях требует комплексного подхода, включающего использование технических средств защиты, обучение сотрудников и формирование сознательного поведения учеников. Только таким образом можно минимизировать риски потери данных и гарантировать безопасность участников образовательного процесса.

Далее рассмотрим примеры популярных платформ, инструментов, сервисов и приложений [20,21], используемых образовательными учреждениями (школами и университетами) для поддержки удалённого и смешанного обучения:

Google Classroom – одна из наиболее распространённых платформ для управления классом, позволяющая организовывать уроки, распределять задания и оценивать работу учащихся.

Microsoft Teams – корпоративная коммуникационная платформа, обеспечивающая видеоконференцсвязь, совместную работу над проектами и ведение виртуальных классов.

Moodle – открытая система управления контентом, предназначенная специально для электронного обучения и разработки курсов.

Zoom – широко используемый инструмент для проведения видеоконференций, позволяющий организовать дистанционные лекции и семинары.

Edmodo – аналог Facebook для образовательных целей, где учителя могут создать сообщество класса, поделиться материалами урока и оценить успехи учеников.

Яндекс.Учебник – русскоязычная платформа, разработанная специально для российского рынка, предоставляющая широкий спектр заданий и тестов по основным школьным предметам [20,21].

Для успешного внедрения педагогами и администрацией учебных заведений новых технологий в образовательную деятельность на данный момент разработаны практические рекомендации по эффективному применению социальных сетей и платформ в учебном процессе:

  • Проводить регулярное обучение преподавателей новым инструментам цифровой среды.
  • Создавать специальные группы или сообщества внутри социальных сетей для связи родителей, обучающихся и педагогов.
  • Использовать мультимедийные форматы подачи материала (видео, инфографика, интерактивные тесты и пр.).
  • Периодически устраивать контрольные мероприятия для оценки эффективности применения цифровых ресурсов.
  • Контролировать соблюдение норм этичного поведения и защиту личной информации всех участников образовательного процесса.

Таким образом, грамотное применение социальных сетей и специализированных платформ способно значительно обогатить учебный процесс, сделать его увлекательным и эффективным, одновременно повышая уровень подготовки будущих поколений.

Цифровые сервисы и платформы предлагают доступ к курсам по дополнительному образованию и развитие навыков, которые существенно повышают качество образования и делают его более доступным и адаптивным к потребностям студентов, помогает им развивать навыки, нужные на рынке труда.

Высшие учебные заведения всё активнее интегрируют цифровые технологии в учебный процесс, стремясь сделать его более доступным, гибким и интересным. Приведем конкретные примеры применения цифровых сервисов успешных практик в высшем образовании, реализуемых в ведущих российских вузах.

Московский государственный университет имени Ломоносова (МГУ) активно развивает цифровые образовательные сервисы, облегчающие студентам изучение дисциплин и общение с преподавателями. В университете реализуются следующие сервисы:

  • Электронный журнал – централизованная база оценок и результатов экзаменов, доступная как студенту, так и профессорско-преподавательскому составу.
  • Платформа дистанционного обучения (LMS) – портал, где размещаются учебные материалы, проводятся онлайн-тестирования и обсуждение вопросов курса студентами и преподавателем.
  • Интерактивные лекции – с использованием презентационных платформ (например, Prezi) и дополненной реальности (AR). Преподаватели создают визуализированные презентации, помогающие лучшему усвоению учебного материала.

Эти нововведения помогают оптимизировать учебный процесс и обеспечивают комфортное взаимодействие студента и университета.

Еще одним лидером внедрения цифровых технологий в российском образовании является Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) [23]. Университет уделяет особое внимание разработке собственных цифровых продуктов и адаптации зарубежных решений. Это позволяет ВШЭ оставаться одним из лидеров в области информационно-коммуникационных технологий в отечественном высшем образовании.

Инновационные решения, применяемые в НИУ ВШЭ:

  • Онлайн-курсы – студенты получают доступ к широким ресурсам MOOC (Massive Open Online Courses), позволяя изучать предметы вне зависимости от географической привязанности.
  • Автоматизация документооборота – электронная подача заявлений, оформление дипломов и справок существенно упрощаются благодаря внутренним информационным системам вуза.
  • Облачное хранилище файлов – Google Drive и аналогичные сервисы используются для совместного редактирования работ и передачи документов.

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» активно работает над созданием условий для реализации концепции открытого образования, где важнейшую роль играют именно цифровые сервисы:

  • Интернет-трансляции занятий – доступ к лекциям и лабораторным работам осуществляется онлайн-режиме, позволяя слушателям присоединиться независимо от местоположения.
  • Самостоятельные проекты на платформе GitHub – студенты работают над проектами с открытым исходным кодом, совершенствуя навыки программирования и коллективной работы.
  • Использования VR-технологий – создание симуляторов лабораторных экспериментов и практических работ с применением виртуальной реальности повышает качество усвоения сложных концепций.

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) активно осваивает потенциал цифровых технологий, стремясь создать современную и удобную среду для студентов и преподавателей. Рассмотрим конкретные примеры применения цифровых сервисов в университете:

  • Платформа системы дистанционного обучения (LMS) обеспечивает доступ к учебным материалам, тестированию и обратной связи с преподавателями. Она охватывает большинство курсов и специальностей, позволяя вести обучение гибко и оперативно.
  • Электронные библиотеки и базы данных включают универсальные каталоги научной литературы, статей и диссертаций, что делает научные исследования для преподавателей и студентов РГГУ более качественными и доступными.
  • Административные процессы университета цифровизируются, используя электронный документооборот. Автоматизированная система обработки заявок и документации ускоряет бюрократические процедуры и улучшает управление ресурсами. Студенты могут подавать документы онлайн, оформлять справки и решать административные вопросы удаленно.
  • Особое значение приобретает развитие официальных порталов, использующих электронные ресурсы, предназначенных для облегчения жизни студентов и преподавателей. Среди них:
  • Портал университета предоставляет информацию обо всех событиях, мероприятиях и новшествах, проводимых в РГГУ. Здесь же публикуются важные объявления и распоряжения руководства.
  • Личная страница студента использует Интерфейс личного кабинета студента, включающего расписание занятий, информацию по проведению экзаменационной сессии, успеваемости и сведения о стипендиях и грантах.
  • В университете регулярно проводятся научные конференции и коллаборации по всем направлениям, охватывающим работу вуза. Дистанционное участие в научных конференциях и работа в междисциплинарных командах обеспечиваются специализированными инструментами. Например, Zoom и Microsoft Teams активно применяются для проведения онлайн-встреч и обсуждений, что способствует расширению международного сотрудничества и разработке и внедрению совместных проектов.
  • Студентам предоставляется доступ к базам вакансий и стажировок, проходящих онлайн. Специальные службы занимаются поддержкой молодых ученых и выпускников, проводя консультации по трудоустройству и профессиональной ориентации через онлайн-каналы.

Цифровые сервисы, применяемые в РГГУ, способствуют повышению доступности и качества образования, ускоряют бюрократические процессы и улучшают сотрудничество внутри университета и с внешним миром. Дальнейшее развитие этих направлений обещает принести ещё больше пользы и открытий для студентов и преподавателей университета.

В целом, можно утверждать, что РГГУ уверенно движется по направлению повсеместной цифровизации своего пространственного развития цифровых сервисов, делая упор на удобство, доступность и улучшение качества обучения. Однако впереди предстоит немало шагов, направленных на дальнейшее расширение потенциала цифровых технологий.

В свою очередь, зарубежные университеты также активно внедряют цифровые технологии в образовательный процесс, добиваясь значительных успехов в улучшении качества обучения за счет использования цифровых сервисов для трансформации традиционных методов обучения и повышения уровня удовлетворённости студентов.

Проблемы цифровых сервисов в образовании и пути их решения

Цифровые технологии стали неотъемлемым элементом современного образовательного процесса. Они открывают широкие перспективы для повышения качества взаимодействия в нем преподавателей и студентов.

Однако внедрение цифровых сервисов сопровождается рядом трудностей и проблем, решение которых должно стать приоритетом для разработчиков и педагогов. Рассмотрим основные проблемы внедрения цифровых сервисов в вузовскую систему образования.

1. Технические неполадки и сбои в работе

Часто используемые образовательные платформы испытывают перебои в функционировании, замедление скорости загрузки страниц и нестабильность соединения что негативно сказывается на качестве предоставляемых услуг и вызывают недовольство среди учащихся и преподавателей.

2. Отсутствие стандартизированных интерфейсов

Разнообразие цифровых сервисов усложняет навигацию и снижает продуктивность обучения, так как каждый ресурс имеет собственный интерфейс, требуя дополнительного времени на освоение функционала.

3. Недостаточная интеграция сервисов

Сегодня многие образовательные учреждения используют несколько разных платформ и сервисов, каждая из которых обладает собственными особенностями и характеристиками, что затрудняет координацию действий и создает путаницу в управлении процессом обучения.

4. Низкий уровень технической оснащенности школ

Некоторые учебные заведения сталкиваются с нехваткой необходимого оборудования, устаревшими техническими средствами и отсутствием высокоскоростного интернета, что ограничивает возможности эффективного использования цифровых сервисов.

5. Недостаточное финансирование

Из-за недостатка финансирования образовательные учреждения вынуждены выбирать недорогие инструменты, которые не всегда соответствуют высоким стандартам качества и функциональности.

6. Неподготовленность педагогических кадров

Многие преподаватели нуждаются в повышении квалификации для освоения новых технологий и методов преподавания, основанных на применении цифровых сервисов.

Для преодоления указанных проблем при использовании цифровых сервисов в образовании предлагается следующий комплекс мероприятий:

1. Улучшение инфраструктуры

Необходима модернизация существующей техники и повышение пропускной способности каналов связи, чтобы обеспечить бесперебойную работу цифровых сервисов.

2. Создание единого стандарта интерфейса

Следует разработать единый стандарт оформления интерфейсов и функциональных элементов, чтобы упростить взаимодействие пользователей с различными сервисами.

3. Интеграция существующих сервисов

Важно наладить интеграцию между разными системами и платформами, обеспечивая беспрепятственный обмен данными и синхронизацию процессов.

4. Повышение квалификации преподавательского состава

Требуется организовывать регулярные тренинги и семинары для педагогов, что позволит освоить современные методы работы с цифровыми технологиями и эффективно интегрировать их в учебный процесс.

5. Разработка универсального сервиса

Необходимо создание единой многофункциональной платформы, объединяющей все необходимые элементы образовательного процесса, что сможет решить проблему множества отдельных сервисов и облегчить жизнь пользователям.

6. Поддержка инновационных проектов

Государству необходимо поддерживать инициативы, направленные на разработку и внедрение инновационного ПО, способствующего развитию цифровой образовательной среды.

 

Заключение

Переход к цифровой среде в образовании неизбежен и необходим для дальнейшего прогресса и развития современной молодежи. Решив существующие проблемы и применяя необходимые меры, можно создать условия для качественного и удобного обучения нового поколения россиян.

Применение цифровых сервисов в высших учебных заведениях стало важным этапом модернизации образования. Их использование в образовательных процессах зарубежных университетов показывает огромный потенциал для улучшения качества обучения и повышения привлекательности вузов. Глобальная конкуренция стимулирует университеты постоянно искать новые решения и предлагать своим студентам наилучшие условия для профессионального роста и самореализации. Университеты применяют разнообразные подходы и решают задачи оптимизации учебного процесса, автоматизации административных процедур и персонализации обучения. Российские и зарубежные институты демонстрируют значительные успехи в развитии образовательных технологий, создавая основу для перехода к модели открытого и гибкого образования будущего.

Дальнейшее развитие цифровых сервисов в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) откроет новый этап эволюции университета, укрепит его лидерские позиции и обеспечит устойчивое будущее для следующего поколения исследователей и профессионалов. Применяя прогрессивные технологии и улучшая внутреннюю инфраструктуру, РГГУ сохранит статус ведущего гуманитарного вуза России и станет образцом успешной цифровизации в высшей школе.

 

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 7 maya 2024 goda №309 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda».

2. Nacional'nyy proekt «Molodezh' i deti».

3. Federal'nyy proekt «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda».

4. .Federal'nyy proekt «Normativnoe regulirovanie cifrovoy sredy»

5. Gosudarstvennaya programma «Prioritet-2030».

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 16 noyabrya 2020 goda №1836 «O gosudarstvennoy informacionnoy sisteme «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda».

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 7 dekabrya 2020 goda №2040 «O provedenii eksperimenta po vnedreniyu cifrovoy obrazovatel'noy sredy».

8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 2 dekabrya 2021 g. № 3427-r Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoy transformacii obrazovaniya, otnosyascheysya k sfere deyatel'nosti Ministerstva prosvescheniya RF

9. Prikaz Minprosvescheniya Rossii ot 02 dekabrya 2019 goda №649 «Ob utverzhdenii Celevoy modeli cifrovoy obrazovatel'noy sredy».

10. Pasport federal'nogo proekta "Cifrovaya obrazovatel'naya sreda".

11. Metodicheskie rekomendacii po voprosam vnedreniya celevoy modeli cifrovoy obrazovatel'noy sredy v sub'ektah Rossiyskoy Federacii.

12. Aksenov S. I., Arifulina R. U., Katushenko O. A. i dr. Cifrovaya transformaciya obrazovatel'nogo prostranstva: novye instrumenty i tehnologicheskie resheniya // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021. № 1 (49). S. 24-43.

13. Glotova, M. I. Analiz opyta cifrovoy transformacii otechestvennogo vysshego obrazovaniya [Elektronnyy resurs] / M. I. Glotova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya,2021. - № 1. - S. 1-8.

14. Golovanov V. I. Umnye tehnologii i cifrovaya sreda dlya megapolisa. Uchebnoe posobie. Moskva: «Izdatel'stvo Kniga Memuar», 2025. – 352 s.: il.

15. Golovanov V.I. Razvitie cifrovyh servisov v gosudarstvennom upravlenii. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya № 6, tom 3, iyun' 2025, s. 201-211.

16. Gruzdeva M.L., Feofanova T.D. Vozmozhnosti ispol'zovaniya cifrovyh platform v obrazovanii // Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2022. № 6. S. 104-108.

17. Evdokimova, V.E. Vozmozhnosti obrazovatel'nyh platform dlya organizacii uchebnogo processa / V.E. Evdokimova, O.A. Kirillova // Sovremennye naukoemkie tehnologii. – 2022. – № 9. – S. 120-125.

18. Nizamova, A. F. Preimuschestva ispol'zovaniya cifrovyh resursov v obrazovanii / A. F. Nizamova. — Tekst : neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. — 2023. — № 48 (495). — S. 208-209.

19. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda (SCOS) // elearning.hse.ru URL: https://elearning.hse.ru/project_scos

20. Cifrovye instrumenty i servisy v professional'noy deyatel'nosti sovremennogo pedagoga // Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyy aspekt. 2021. T. 13. № 2 (52). S. 48-56.

21. Cherpakova, N.A., Starovoyt A.N. Razrabotka i ispol'zovanie cifrovoy obrazovatel'noy platformy dlya povysheniya effektivnosti obrazovatel'nogo processa / N.A. Cherpakova, A.N. Starovoyt // Sovremennye naukoemkie tehnologii. – 2023. – № 4. – S. 224-228.

22. Chupina, I.P. Cifrovye platformy v obrazovatel'nom processe: plyusy i minusy / I.P. Chupina, N.I. Zyryanova // Zhurnal prikladnyh issledovaniy. – 2021. – № 3-4. – S. 24-28.

23. Cifrovoy universitet Vysshey shkoly ekonomiki // cloud.yandex.ru URL: https://cloud.yandex.ru/cases/digital-hse (data obrascheniya: 27.11.2024).


Login or Create
* Forgot password?