Russian Federation
Russian Federation
Russian Federation
Russian Federation
VAK Russia 5.2.3
VAK Russia 5.2.4
VAK Russia 5.2.5
VAK Russia 5.2.6
VAK Russia 5.2.7
UDC 342.5
UDC 343.35
The article presents an analytical review of existing mechanisms for combating corruption in the public administration system. The main vectors of anti-corruption policy, legal and organizational instruments used both in Russia and abroad are examined. Particular attention is paid to the importance of public participation, ensuring transparency in the decision-making process and increasing the accountability of civil servants. Examples of successful fight against corruption in such countries as Singapore, Sweden, South Korea and Brazil are given. A conclusion is made about the need for a comprehensive approach combining legislative measures, control mechanisms and active participation of society in order to achieve a sustainable reduction in corruption and strengthen citizens' trust in government institutions.
corruption, anti-corruption, public administration, public control, transparency, anti-corruption policy, counteraction mechanisms, social activity
Основные направления антикоррупционной политики
Правовая основа противодействия коррупции включает законы, регулирующие деятельность государственных служащих, нормы ответственности за коррупционные преступления и процедуры контроля над исполнением законодательства [1]. Механизмы противодействия коррупции зависят от национальных интересов и системы государственного управления. В России действует ряд мер по противодействию коррупции, включая Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2], систему декларирования доходов и расходов госслужащими, а также программу повышения открытости и доступности информации о деятельности государственных органов.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ определяет ключевые принципы антикоррупционной политики, устанавливает правовую базу и организационную структуру профилактики коррупции, а также меры по борьбе с коррупционными проявлениями и снижению либо устранению негативных последствий коррупционных деяний. Меры по профилактике коррупции, предусмотренные в ст. 6 Закона, включают следующие задачи:
– формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
– антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов;
– предъявление квалификационных требований к лицам, претендующим на занятие должностей государственной или муниципальной службы;
– внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти правила длительного безупречного и эффективного исполнения служащими своих должностных обязанностей;
– развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, предусмотренные Законом, содержат:
– проведение единой государственной антикоррупционной политики;
– создание эффективного механизма взаимодействия госорганов с обществом;
– законодательную поддержку участия граждан и усиление негативных общественных оценок коррупции;
– cовершенствование структуры и прозрачности работы госорганов;
– установление единых антикоррупционных стандартов и правил поведения;
– унификацию статуса и требований к государственным служащим;
– обеспечение публичности и доступности информации о работе госорганов;
– независимость СМИ и судебной системы;
– повышение эффективности работы правоохранительных структур;
– улучшение условий службы государственных служащих;
– передачу ряда функций государственно значимых организаций частным структурам;
– сокращение числа чиновников и повышение их квалификации;
– ответственность властей за отсутствие действий против коррупции;
– оптимизацию полномочий госслужащих и четкое закрепление их функций.
Постановления правительства и нормативные акты министерств и ведомств, детализируют требования к госслужащим. Кроме того, существуют кодексы этики, регулирующие поведение чиновников и устанавливающие стандарты профессиональной деятельности [3]. В качестве примера можно привести Свердловскую область, в которой разработана собственная программа профилактики коррупции, предусматривающая повышение прозрачности принятия решений и усиление контроля над расходованием бюджетных средств [4].
Борьба с коррупцией не ограничивается законодательными нормами; она также включает организационные механизмы, такие как создание специализированных органов и структур, ответственных за выявление и пресечение коррупционных действий. Это могут быть антикоррупционные комиссии, которые анализируют риски коррупции и разрабатывают рекомендации по их оптимизации, службы внутреннего аудита, контролирующие соблюдение нормативных требований внутри организаций, инспекции и проверки (осуществляют контроль за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц).
Важно также затронуть социальный аспект, который заключается в формировании общественного сознания, направленного на понимание рисков коррупции и неприятие коррупционных действий [5]. Основными инструментами социальной политики являются просветительские программы (информирование граждан о последствиях коррупции и способах защиты своих прав), обучение госслужащих (повышение квалификации сотрудников, обучение принципам честности и прозрачности), участие гражданского общества (создание общественных советов и привлечение независимых экспертов к мониторингу антикоррупционной деятельности). В Новосибирске действует инициативная группа «За честный город», которая регулярно публикует отчеты о нарушениях и привлекает внимание СМИ и правоохранительных органов [6]. Программа «Антикоррупционная школа» в Ярославле направлена на обучение школьников основам правового поведения и формированию негативного отношения к коррупции [7].
Механизмы противодействия коррупции
Эффективная борьба с коррупцией требует комплексного подхода, включающего правовые меры, контроль и общественный надзор. Рассмотрим основные механизмы противодействия коррупции на примере отдельных российских муниципалитетов и городов:
1. Система электронного документооборота. Введение системы электронного документооборота позволяет значительно сократить возможности для злоупотреблений и повысить эффективность управления. Это способствует улучшению качества предоставления услуг населению и снижению уровня коррупции.
2. Открытые конкурсы и закупки. Москва активно развивает систему электронных торгов и открытых конкурсов, обеспечивая прозрачность процесса распределения заказов и контрактов [8]. Казанский опыт показывает, что проведение открытых конкурсов и закупок снижает уровень коррупции и повышает доверие граждан [9]. Честные процедуры отбора подрядчиков способствуют развитию конкуренции и улучшению качества предоставляемых услуг.
3. Прозрачные схемы финансирования.Петербургская практика прозрачного финансирования крупных инфраструктурных проектов позволяет контролировать целевое использование бюджетных средств и минимизировать риски коррупции. Использование современных технологий мониторинга и отчетности помогает выявить нарушения и привлечь нарушителей к ответственности.
4. Общественный контроль. Публикация информации о доходах чиновников, конкурсах на госзакупки и распределении бюджетных средств способствует повышению доверия населения и снижению уровня коррупции. Электронные сервисы и порталы позволяют гражданам получать доступ к необходимой информации и участвовать в общественном контроле. Опыт Нижнего Новгорода демонстрирует важность участия гражданского общества в борьбе с коррупцией [10]. Активисты проводят независимые расследования и привлекают внимание к случаям злоупотреблений, это способствует привлечению внимания власти и правоохранительных органов.
Успешная борьба с коррупцией в муниципальных образованиях и городах России возможна благодаря комплексному подходу, включающему правовую базу, контроль, прозрачность, общественное участие и образование. Реализация эффективных механизмов позволяет снизить уровень коррупции и создать условия для устойчивого развития территорий.
Оценка эффективности мер по борьбе с коррупцией
Оценка эффективности методов борьбы с антикоррупционной деятельностью – важный аспект политики государства и общественных институтов. Для объективной оценки применяется комплекс различных подходов и инструментов [11]. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные методы оценки результативности антикоррупционных мер:
1. Анализ статистических показателей. Одним из первых шагов является изучение официальной статистики преступлений, связанных с коррупцией. К таким показателям относятся количество выявленных случаев коррупции, число осужденных лиц, объем возвращенных государству активов и сумма штрафов. По данным МВД России, ежегодно фиксируется определенное количество уголовных дел, возбужденных по статьям, связанным с коррупционными преступлениями. Увеличение числа расследованных дел и привлечение виновных к ответственности свидетельствует о повышении эффективности правоохранительной системы. Важно учитывать, что статистика сама по себе недостаточна для полной картины, поскольку существуют латентность преступности и проблемы регистрации правонарушений.
2. Оценка общественного мнения. Общественное мнение также играет важную роль в оценке усилий по борьбе с коррупцией. Оно позволяет выявить восприятие населения относительно уровня коррупции и доверия к институтам власти [12].Для измерения общественного мнения используются социологические опросы, экспертные панели и исследования независимых аналитиков. Например, международные организации регулярно проводят такие исследования, оценивая уровень восприятия коррупции населением разных стран мира.Индекс восприятия коррупции (CPI), публикуемый Transparency International, оценивает страны по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 означает высокий уровень коррупции, а 100 – низкий. Индекс восприятия коррупции в России представлен на рисунке 1 [13].

Рис. 1. Индекс восприятия коррупции в России, балл
Источник: составлено автором по материалам [13].
Анализ «Индекса восприятия коррупции» в России за период 2020-2024 гг. демонстрирует устойчиво негативную тенденцию. Данные свидетельствуют о последовательном снижении оценки, указывая на ухудшение ситуации с восприятием коррупции в стране.
3. Экономические показатели.Антикоррупционные меры влияют не только на уголовную статистику, но и на экономические процессы [14]. Одним из важных индикаторов являются инвестиционная привлекательность региона или страны, темпы экономического роста и доверие бизнеса к государственным структурам.Например, снижение теневого сектора экономики, повышение прозрачности государственных закупок и увеличение объемов инвестиций свидетельствуют о позитивных изменениях в экономической среде благодаря усилиям по снижению коррупции. В качестве примера можно привести успешную реализацию проектов электронной торговли государственными активами («РТС-тендер», Единая информационная система госзакупок), которая позволила повысить открытость процедур закупки и снизить возможности злоупотреблений.
4. Индикаторы прозрачности государственного управления. К данному показателю относятся доступность информации о доходах чиновников, публикация отчетов о расходовании бюджетных средств, создание механизмов общественного контроля над деятельностью госслужащих.Такие инструменты позволяют отслеживать изменения в поведении властей и оценивать качество реализуемых реформ [15]. К примеру, создание Единого реестра сведений о государственных служащих, раскрытие деклараций доходов и имущества чиновниками способствуют повышению уровня транспарентности власти и снижению возможностей для коррумпированных действий.
5. Международные рейтинги и отчёты.Помимо внутренних исследований, оценку эффективности антикоррупционных мероприятий можно проводить путем анализа международных рейтингов и отчетов специализированных организаций.Среди ключевых источников следовало бы выделить: Индекс восприятия коррупции (TransparencyInternational), рейтинг Всемирного банка (WorldBankControlofCorruptionIndex), доклады международной финансовой отчетности (OECD Anti-Bribery Convention Reports) [16].Эти доклады содержат сравнительные характеристики между странами, способствуют определению результатов антикоррупционного законодательства и практики.
Эффективность методов борьбы с коррупцией оценивается посредством комплексного подхода, включающего статистический анализ, мониторинг общественного мнения, экономическое развитие и международную экспертизу. Регулярная оценка и контроль результатов позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в стратегию и политику антикоррупционной деятельности, способствуя созданию прозрачной и результативной системы управления государством.
Международная практика борьбы с коррупцией
Многие страны успешно применяют комплексные подходы к борьбе с коррупцией. Борьба с коррупцией в Сингапуре является одним из наиболее успешных примеров эффективного государственного управления и антикоррупционной политики в мире. После обретения независимости в 1965 г. правительство страны приняло ряд строгих мер, направленных на искоренение коррупции,это позволило создать одну из наименее коррумпированных стран мира. По индексу восприятия коррупции Transparency International, Сингапур стабильно входит в десятку наименее коррумпированных стран мира. Независимая комиссия по борьбе с коррупцией (ICAC) наделена широкими полномочиями для расследования и преследования лиц, подозреваемых в коррупции, а также независимостью от исполнительной власти.Высокая заработная плата государственных служащих, сопоставимая по уровню с доходами частных компаний, снижает мотивацию к коррупции. В стране существует жесткое законодательство и применение суровых наказаний, включая длительные сроки тюремного заключения и крупные штрафы. Это создает сильный сдерживающий фактор для потенциальных нарушителей [17]. Судебная система работает эффективно и независимо, обеспечивая быстрое и справедливое рассмотрение дел о коррупции. Правительство проводит политику открытости и прозрачности, публикуя подробную информацию о доходах госслужащих и расходах государства. Активно ведется просветительская работа, формирующая у граждан и представителей власти стойкое неприятие коррупции.
Швеция также известна своей эффективной системой предотвращения коррупции благодаря прозрачной финансовой отчетности и независимым органам надзора. В стране действуют строгие законы против коррупции (Закон о защите прав потребителей, Закон о конкуренции, Закон о государственной службе). Законодательные меры направлены на обеспечение прозрачности и подотчетности государственных служащих. Граждане страны обладают правом запрашивать информацию о функционировании государственных органов и организаций, это способствует открытости и выявлению фактов неправомерного использования полномочий. Важную роль в освещении и расследовании случаев коррупции играет свобода слова и независимость СМИ. Журналисты участвуют в раскрытии нарушений и информировании общественности. В шведском обществе существует высокая степень взаимного доверия между гражданами и государственными органами. Это доверие укрепляет общественную поддержку усилий по борьбе с коррупцией. Школьники и студенты получают знания о важности честности и ответственности в обществе. Гражданская сознательность воспитывается с детства, что снижает вероятность вовлечения в коррупционные схемы. Швеция активно участвует в международных организациях и соглашениях, направленных на борьбу с коррупцией, таких как Конвенция ООН против коррупции и Группа государств против коррупции Совета Европы.
Южная Корея известна своими строгими мерами борьбы с коррупцией, введенными после долгих лет коррупции среди политиков и крупных корпораций. В стране действует жесткое законодательство и противодействие коррупции [18]. Закон о предотвращении коррупции, принятый в конце XX века, создал независимые антикоррупционные органы и установил суровые наказания за коррупционные преступления. Комиссия по предупреждению коррупции (Korea Independent Commission Against Corruption, KICAC), созданная в 2002 г., имеет широкие полномочия расследовать случаи коррупции и выявлять нарушения.Независимый Совет общественного надзора позволяет гражданам сообщать о случаях коррупции анонимно и защищает информаторов от преследований. Действует строгий контроль за соблюдением законодательства. Введение электронных торгов и прозрачных процедур закупок существенно ограничили возможности злоупотреблений в государственных закупках, а электронные системы документооборота снизили уровень бюрократии и уменьшили возможности для взяток и манипуляций. Специальные программы подготовки госслужащих включают этические стандарты и обучение принципам честности и ответственности.Гражданские активисты и журналисты играют важную роль в раскрытии случаев коррупции благодаря свободному доступу к информации и независимости СМИ. В 2017 г. бывший президент была осуждена за получение взяток и злоупотребление властью. Это стало знаковым событием, показавшим серьезность намерений властей бороться с коррупцией даже на самом высоком уровне власти. Судебные дела против лидеров крупнейших корейских конгломератов («chaebols»), включая Samsung и Hyundai, также показали решимость правительства наказывать нарушителей закона независимо от их статуса.
Борьба с коррупцией является одним из ключевых вопросов политики и общественной жизни Бразилии. В стране принято несколько законов, направленных на борьбу с коррупцией. Одним из наиболее значимых является Закон № 12.846/2013 («Антикоррупционный закон»), предусматривающий ответственность юридических лиц за участие в коррупционных действиях. Он позволил привлекать к ответственности крупные корпорации и предприятия, участвующие в коррупционных схемах.Судебная система страны выполняет критически важные функции. В частности, судьи и прокуроры играют первостепенную роль в проведении расследований и привлечении к суду коррупционеров [19].Гражданские организации и активисты также участвуют в борьбе с коррупцией. Они проводят расследования, публикуют отчеты и организуют акции протеста против коррумпированных чиновников. Такие организации, как Transparência Brasil и Movimento de Combate à Corrupção Eleitoral (MCCE) оказывают значительное влияние на общественное мнение и политику. Бразилия сотрудничает с международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций и Всемирный банк, в рамках международных соглашений по борьбе с коррупцией, это позволяет обмениваться опытом и получать поддержку в проведении антикоррупционных мероприятий.
Операция «Автомойка» («Lava Jato») – один из ярких примеров эффективной борьбы с коррупцией в Бразилии. Начавшись в 2014 г., она выявила масштабную сеть взяток, связанных с государственной нефтяной компанией Petrobras. В результате были арестованы десятки высокопоставленных должностных лиц и предпринимателей, включая экс-президента Дилму Русеф и главу крупнейшей строительной компании Odebrecht.Другим примером успешной кампании стало создание независимой комиссии по этике и прозрачности в правительстве [20]. Комиссия была создана в 2017 г. и получила полномочия расследовать случаи коррупции среди государственных служащих и публиковать отчёты о нарушениях. Хотя её деятельность подвергалась критике за недостаточную эффективность, комиссия всё же внесла вклад в повышение уровня транспарентности власти.
Несмотря на многочисленные попытки реформирования законодательства и усиление мер контроля, государство продолжает сталкиваться с серьезными проблемами коррупции. Среди основных проблем можно отметить недостаточную независимость правоохранительных органов и судов, политическое давление на следователей и судей, отсутствие эффективного механизма предотвращения конфликта интересов, низкий уровень общественного доверия к государственным институтам.
Заключение
Коррупция представляет собой серьезную глобальную проблему, актуальную для многих стран. Международный опыт показывает, что для успешной борьбы с коррупцией необходим арсенал разнообразных инструментов и подходов, направленных на профилактику, обнаружение и привлечение виновных к ответственности. Ключевым фактором эффективности антикоррупционных механизмов является их комплексность, охватывающая как законодательные и организационные аспекты, так и вовлеченность общества. Следовательно, синергия усилий государства, бизнеса и гражданского общества способна обеспечить долгосрочное снижение уровня коррупции и укрепление доверия к государственным институтам.
1. Zolotareva A.D. Realizaciya antikorrupcionnoy politiki v organah gosudarstvennoy vlasti//Nauchnyy aspekt. 2024. T. 15. № 2. S. 1838-1843.
2. Federal'nyy zakon ot 25.12.2008 N 273-FZ (red. ot 28.12.2024) «O protivodeystvii korrupcii». Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/ (data obrascheniya 07.07.2025).
3. Fazliev I.N., Mayorova A.A., Olesiyuk O.S. Korrupciya kak sderzhivayuschiy faktor ustoychivogo razvitiya territoriy//Tenevaya ekonomika. 2024. T. 8. № 2. S. 179-194.
4. Departament protivodeystviya korrupcii Sverdlovskoy oblasti. Protivodeystvie korrupcii. Rezhim dostupa: https://anticorruption.midural.ru/ (data obrascheniya: 07.07.2025).
5. Budarin A.G. Dinamika i prichiny korrupcii na gosudarstvennoy sluzhbe//Mirovaya nauka. 2023. № 12 (81). S. 31-34.
6. Departament informacionnoy politiki merii goroda Novosibirska, 2025. Organy vlasti. Rezhim dostupa: https://novo-sibirsk.ru/municipal/ (data obrascheniya: 07.07.2020).
7. Upravlenie po protivodeystviyu korrupcii Pravitel'stva Yaroslavskoy oblasti. Rezhim dostupa: https://portal.yarregion.ru/depts-ubb/ (data obrascheniya: 07.07.2020).
8. Departament goroda Moskvy po konkurentnoy politike. Imuschestvo ot goroda. Rezhim dostupa: https://www.mos.ru/tender/function/zem-imush-torg/edinyy_spisok_torgov/ (data obrascheniya: 07.07.2020).
9. Oficial'nyy portal organov mestnogo samoupravleniya goroda Kazani. Rezhim dostupa: https://kzn.ru/napravleniya-raboty/ (data obrascheniya: 07.07.2020).
10. Oficial'nyy sayt Nizhniy Novgorod. Protivodeystvie korrupcii. Rezhim dostupa: https://nizhniynovgorod.rf/structure/Protivodeystvie-korrupcii (data obrascheniya: 07.07.2025).
11. Kohanovskaya I.I., Nesterenko V.V. Voprosy gosudarstvennoy politiki protivodeystviya korrupcii na municipal'nom urovne//Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2022. № 91-3. S. 118-122.
12. Rogachev S.V., Averkieva E.V. Instituty grazhdanskogo obschestva v politicheskoy socializacii rossiyskoy molodezhi // Finansy, den'gi, investicii. 2023. № 4. S. 31–38. DOI:https://doi.org/10.36992/2222-0917_2023_4_31.
13. Indeks vospriyatiya korrupcii | Rossiya | 2024. Rezhim dostupa: https://statbase.ru/data/rus-corruption-perceptions-index/?ysclid=mdghkm26av325414764 (data obrascheniya: 08.07.2025).
14. Gagarina M.V. Vliyanie korrupcii na ekonomicheskuyu bezopasnost' strany//Lex Criminalis Scientiarum. 2024. T. 1. № 2 (2). S. 97-103.
15. Ahtyamov T.N., Rastegaeva F.S. Effektivnost' antikorrupcionnoy politiki i ee osnovnye principy//Kreativnaya ekonomika. 2020. T. 14. № 10. S. 2253-2262.
16. Leshchenko, Yu. G. Adaptive Economic Security Policy Russian Federation in the Process of Integration to international financial and economic Organizations / Yu. G. Leshchenko // Nauka i innovacii - sovremennye koncepcii: sbornik nauchnyh statey po itogam raboty Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma, Moskva, 30 dekabrya 2020 goda. Vol. 1. – Moskva: Infiniti, 2020. – P. 23-27. – EDN SJGCZL.
17. Kurepina N.L., Berikova N.B., Lidzhigoryaev N.S. Vliyanie korrupcii na bezopasnoe funkcionirovanie ekonomiki regiona//Ekonomicheskaya politika i finansovye resursy. 2023. T. 2. № 3. S. 10-19.
18. Umarova M.A. Pravovye sredstva protivodeystviya korrupcii: analiz zarubezhnogo opyta//Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2020. №10. S. 197-200.
19. Filatova E.V. Protivodeystvie korrupcii kak ugroze obschestvennoy bezopasnosti v zarubezhnyh stranah// Nacional'naya bezopasnost' / nota bene, 2022. № 2. S. 79.
20. Chernova E.A. Metody bor'by s korrupciey v organah gosudarstvennoy vlasti v zarubezhnyh stranah // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal «Vestnik nauki». 2023. № 4 (61) T. 2. S. 129-131.



