MECHANISMS OF ANTI-CORRUPTION IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents an analytical review of existing mechanisms for combating corruption in the public administration system. The main vectors of anti-corruption policy, legal and organizational instruments used both in Russia and abroad are examined. Particular attention is paid to the importance of public participation, ensuring transparency in the decision-making process and increasing the accountability of civil servants. Examples of successful fight against corruption in such countries as Singapore, Sweden, South Korea and Brazil are given. A conclusion is made about the need for a comprehensive approach combining legislative measures, control mechanisms and active participation of society in order to achieve a sustainable reduction in corruption and strengthen citizens' trust in government institutions.

Keywords:
corruption, anti-corruption, public administration, public control, transparency, anti-corruption policy, counteraction mechanisms, social activity
Text

Основные направления антикоррупционной политики

Правовая основа противодействия коррупции включает законы, регулирующие деятельность государственных служащих, нормы ответственности за коррупционные преступления и процедуры контроля над исполнением законодательства [1]. Механизмы противодействия коррупции зависят от национальных интересов и системы государственного управления. В России действует ряд мер по противодействию коррупции, включая Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2], систему декларирования доходов и расходов госслужащими, а также программу повышения открытости и доступности информации о деятельности государственных органов.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ определяет ключевые принципы антикоррупционной политики, устанавливает правовую базу и организационную структуру профилактики коррупции, а также меры по борьбе с коррупционными проявлениями и снижению либо устранению негативных последствий коррупционных деяний. Меры по профилактике коррупции, предусмотренные в ст. 6 Закона, включают следующие задачи:

– формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

– антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов;

– предъявление квалификационных требований к лицам, претендующим на занятие должностей государственной или муниципальной службы;

– внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти правила длительного безупречного и эффективного исполнения служащими своих должностных обязанностей;

– развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, предусмотренные Законом, содержат: 

– проведение единой государственной антикоррупционной политики;

– создание эффективного механизма взаимодействия госорганов с обществом;

– законодательную поддержку участия граждан и усиление негативных общественных оценок коррупции;

cовершенствование структуры и прозрачности работы госорганов;

– установление единых антикоррупционных стандартов и правил поведения;

– унификацию статуса и требований к государственным служащим;

– обеспечение публичности и доступности информации о работе госорганов;

– независимость СМИ и судебной системы;

– повышение эффективности работы правоохранительных структур;

– улучшение условий службы государственных служащих;

– передачу ряда функций государственно значимых организаций частным структурам;

– сокращение числа чиновников и повышение их квалификации;

– ответственность властей за отсутствие действий против коррупции;

– оптимизацию полномочий госслужащих и четкое закрепление их функций.

Постановления правительства и нормативные акты министерств и ведомств, детализируют требования к госслужащим. Кроме того, существуют кодексы этики, регулирующие поведение чиновников и устанавливающие стандарты профессиональной деятельности [3]. В качестве примера можно привести Свердловскую область, в которой разработана собственная программа профилактики коррупции, предусматривающая повышение прозрачности принятия решений и усиление контроля над расходованием бюджетных средств [4].

Борьба с коррупцией не ограничивается законодательными нормами; она также включает организационные механизмы, такие как создание специализированных органов и структур, ответственных за выявление и пресечение коррупционных действий. Это могут быть антикоррупционные комиссии, которые анализируют риски коррупции и разрабатывают рекомендации по их оптимизации, службы внутреннего аудита, контролирующие соблюдение нормативных требований внутри организаций, инспекции и проверки (осуществляют контроль за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц).

Важно также затронуть социальный аспект, который заключается в формировании общественного сознания, направленного на понимание рисков коррупции и неприятие коррупционных действий [5]. Основными инструментами социальной политики являются просветительские программы (информирование граждан о последствиях коррупции и способах защиты своих прав), обучение госслужащих (повышение квалификации сотрудников, обучение принципам честности и прозрачности), участие гражданского общества (создание общественных советов и привлечение независимых экспертов к мониторингу антикоррупционной деятельности). В Новосибирске действует инициативная группа «За честный город», которая регулярно публикует отчеты о нарушениях и привлекает внимание СМИ и правоохранительных органов [6]. Программа «Антикоррупционная школа» в Ярославле направлена на обучение школьников основам правового поведения и формированию негативного отношения к коррупции [7].

Механизмы противодействия коррупции

Эффективная борьба с коррупцией требует комплексного подхода, включающего правовые меры, контроль и общественный надзор. Рассмотрим основные механизмы противодействия коррупции на примере отдельных российских муниципалитетов и городов: 

1. Система электронного документооборота. Введение системы электронного документооборота позволяет значительно сократить возможности для злоупотреблений и повысить эффективность управления. Это способствует улучшению качества предоставления услуг населению и снижению уровня коррупции.

 2. Открытые конкурсы и закупки. Москва активно развивает систему электронных торгов и открытых конкурсов, обеспечивая прозрачность процесса распределения заказов и контрактов [8]. Казанский опыт показывает, что проведение открытых конкурсов и закупок снижает уровень коррупции и повышает доверие граждан [9]. Честные процедуры отбора подрядчиков способствуют развитию конкуренции и улучшению качества предоставляемых услуг.

3. Прозрачные схемы финансирования.Петербургская практика прозрачного финансирования крупных инфраструктурных проектов позволяет контролировать целевое использование бюджетных средств и минимизировать риски коррупции. Использование современных технологий мониторинга и отчетности помогает выявить нарушения и привлечь нарушителей к ответственности.

4. Общественный контроль. Публикация информации о доходах чиновников, конкурсах на госзакупки и распределении бюджетных средств способствует повышению доверия населения и снижению уровня коррупции. Электронные сервисы и порталы позволяют гражданам получать доступ к необходимой информации и участвовать в общественном контроле. Опыт Нижнего Новгорода демонстрирует важность участия гражданского общества в борьбе с коррупцией [10]. Активисты проводят независимые расследования и привлекают внимание к случаям злоупотреблений, это способствует привлечению внимания власти и правоохранительных органов.

Успешная борьба с коррупцией в муниципальных образованиях и городах России возможна благодаря комплексному подходу, включающему правовую базу, контроль, прозрачность, общественное участие и образование. Реализация эффективных механизмов позволяет снизить уровень коррупции и создать условия для устойчивого развития территорий.

Оценка эффективности мер по борьбе с коррупцией

Оценка эффективности методов борьбы с антикоррупционной деятельностью – важный аспект политики государства и общественных институтов. Для объективной оценки применяется комплекс различных подходов и инструментов [11]. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные методы оценки результативности антикоррупционных мер:

1. Анализ статистических показателей. Одним из первых шагов является изучение официальной статистики преступлений, связанных с коррупцией. К таким показателям относятся количество выявленных случаев коррупции, число осужденных лиц, объем возвращенных государству активов и сумма штрафов. По данным МВД России, ежегодно фиксируется определенное количество уголовных дел, возбужденных по статьям, связанным с коррупционными преступлениями. Увеличение числа расследованных дел и привлечение виновных к ответственности свидетельствует о повышении эффективности правоохранительной системы. Важно учитывать, что статистика сама по себе недостаточна для полной картины, поскольку существуют латентность преступности и проблемы регистрации правонарушений.

2. Оценка общественного мнения. Общественное мнение также играет важную роль в оценке усилий по борьбе с коррупцией. Оно позволяет выявить восприятие населения относительно уровня коррупции и доверия к институтам власти [12].Для измерения общественного мнения используются социологические опросы, экспертные панели и исследования независимых аналитиков. Например, международные организации регулярно проводят такие исследования, оценивая уровень восприятия коррупции населением разных стран мира.Индекс восприятия коррупции (CPI), публикуемый Transparency International, оценивает страны по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 означает высокий уровень коррупции, а 100 – низкий. Индекс восприятия коррупции в России представлен на рисунке 1 [13].

 

 

 

Рис. 1. Индекс восприятия коррупции в России, балл

Источник: составлено автором по материалам [13].

 

Анализ «Индекса восприятия коррупции» в России за период 2020-2024 гг. демонстрирует устойчиво негативную тенденцию. Данные свидетельствуют о последовательном снижении оценки, указывая на ухудшение ситуации с восприятием коррупции в стране.

3. Экономические показатели.Антикоррупционные меры влияют не только на уголовную статистику, но и на экономические процессы [14]. Одним из важных индикаторов являются инвестиционная привлекательность региона или страны, темпы экономического роста и доверие бизнеса к государственным структурам.Например, снижение теневого сектора экономики, повышение прозрачности государственных закупок и увеличение объемов инвестиций свидетельствуют о позитивных изменениях в экономической среде благодаря усилиям по снижению коррупции. В качестве примера можно привести успешную реализацию проектов электронной торговли государственными активами («РТС-тендер», Единая информационная система госзакупок), которая позволила повысить открытость процедур закупки и снизить возможности злоупотреблений.

4. Индикаторы прозрачности государственного управления. К данному показателю относятся доступность информации о доходах чиновников, публикация отчетов о расходовании бюджетных средств, создание механизмов общественного контроля над деятельностью госслужащих.Такие инструменты позволяют отслеживать изменения в поведении властей и оценивать качество реализуемых реформ [15]. К примеру, создание Единого реестра сведений о государственных служащих, раскрытие деклараций доходов и имущества чиновниками способствуют повышению уровня транспарентности власти и снижению возможностей для коррумпированных действий.

5. Международные рейтинги и отчёты.Помимо внутренних исследований, оценку эффективности антикоррупционных мероприятий можно проводить путем анализа международных рейтингов и отчетов специализированных организаций.Среди ключевых источников следовало бы выделить: Индекс восприятия коррупции (TransparencyInternational), рейтинг Всемирного банка (WorldBankControlofCorruptionIndex), доклады международной финансовой отчетности (OECD Anti-Bribery Convention Reports) [16].Эти доклады содержат сравнительные характеристики между странами, способствуют определению результатов антикоррупционного законодательства и практики.

Эффективность методов борьбы с коррупцией оценивается посредством комплексного подхода, включающего статистический анализ, мониторинг общественного мнения, экономическое развитие и международную экспертизу. Регулярная оценка и контроль результатов позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в стратегию и политику антикоррупционной деятельности, способствуя созданию прозрачной и результативной системы управления государством.

Международная практика борьбы с коррупцией

Многие страны успешно применяют комплексные подходы к борьбе с коррупцией. Борьба с коррупцией в Сингапуре является одним из наиболее успешных примеров эффективного государственного управления и антикоррупционной политики в мире. После обретения независимости в 1965 г. правительство страны приняло ряд строгих мер, направленных на искоренение коррупции,это позволило создать одну из наименее коррумпированных стран мира. По индексу восприятия коррупции Transparency International, Сингапур стабильно входит в десятку наименее коррумпированных стран мира. Независимая комиссия по борьбе с коррупцией (ICAC) наделена широкими полномочиями для расследования и преследования лиц, подозреваемых в коррупции, а также независимостью от исполнительной власти.Высокая заработная плата государственных служащих, сопоставимая по уровню с доходами частных компаний, снижает мотивацию к коррупции. В стране существует жесткое законодательство и применение суровых наказаний, включая длительные сроки тюремного заключения и крупные штрафы. Это создает сильный сдерживающий фактор для потенциальных нарушителей [17]. Судебная система работает эффективно и независимо, обеспечивая быстрое и справедливое рассмотрение дел о коррупции. Правительство проводит политику открытости и прозрачности, публикуя подробную информацию о доходах госслужащих и расходах государства. Активно ведется просветительская работа, формирующая у граждан и представителей власти стойкое неприятие коррупции.

Швеция также известна своей эффективной системой предотвращения коррупции благодаря прозрачной финансовой отчетности и независимым органам надзора. В стране действуют строгие законы против коррупции (Закон о защите прав потребителей, Закон о конкуренции, Закон о государственной службе). Законодательные меры направлены на обеспечение прозрачности и подотчетности государственных служащих. Граждане страны обладают правом запрашивать информацию о функционировании государственных органов и организаций, это способствует открытости и выявлению фактов неправомерного использования полномочий. Важную роль в освещении и расследовании случаев коррупции играет свобода слова и независимость СМИ. Журналисты участвуют в раскрытии нарушений и информировании общественности. В шведском обществе существует высокая степень взаимного доверия между гражданами и государственными органами. Это доверие укрепляет общественную поддержку усилий по борьбе с коррупцией. Школьники и студенты получают знания о важности честности и ответственности в обществе. Гражданская сознательность воспитывается с детства, что снижает вероятность вовлечения в коррупционные схемы. Швеция активно участвует в международных организациях и соглашениях, направленных на борьбу с коррупцией, таких как Конвенция ООН против коррупции и Группа государств против коррупции Совета Европы.

Южная Корея известна своими строгими мерами борьбы с коррупцией, введенными после долгих лет коррупции среди политиков и крупных корпораций. В стране действует жесткое законодательство и противодействие коррупции [18]. Закон о предотвращении коррупции, принятый в конце XX века, создал независимые антикоррупционные органы и установил суровые наказания за коррупционные преступления. Комиссия по предупреждению коррупции (Korea Independent Commission Against Corruption, KICAC), созданная в 2002 г., имеет широкие полномочия расследовать случаи коррупции и выявлять нарушения.Независимый Совет общественного надзора позволяет гражданам сообщать о случаях коррупции анонимно и защищает информаторов от преследований. Действует строгий контроль за соблюдением законодательства. Введение электронных торгов и прозрачных процедур закупок существенно ограничили возможности злоупотреблений в государственных закупках, а электронные системы документооборота снизили уровень бюрократии и уменьшили возможности для взяток и манипуляций. Специальные программы подготовки госслужащих включают этические стандарты и обучение принципам честности и ответственности.Гражданские активисты и журналисты играют важную роль в раскрытии случаев коррупции благодаря свободному доступу к информации и независимости СМИ. В 2017 г. бывший президент была осуждена за получение взяток и злоупотребление властью. Это стало знаковым событием, показавшим серьезность намерений властей бороться с коррупцией даже на самом высоком уровне власти. Судебные дела против лидеров крупнейших корейских конгломератов («chaebols»), включая Samsung и Hyundai, также показали решимость правительства наказывать нарушителей закона независимо от их статуса.

Борьба с коррупцией является одним из ключевых вопросов политики и общественной жизни Бразилии. В стране принято несколько законов, направленных на борьбу с коррупцией. Одним из наиболее значимых является Закон № 12.846/2013 («Антикоррупционный закон»), предусматривающий ответственность юридических лиц за участие в коррупционных действиях. Он позволил привлекать к ответственности крупные корпорации и предприятия, участвующие в коррупционных схемах.Судебная система страны выполняет критически важные функции. В частности, судьи и прокуроры играют первостепенную роль в проведении расследований и привлечении к суду коррупционеров [19].Гражданские организации и активисты также участвуют в борьбе с коррупцией. Они проводят расследования, публикуют отчеты и организуют акции протеста против коррумпированных чиновников. Такие организации, как Transparência Brasil и Movimento de Combate à Corrupção Eleitoral (MCCE) оказывают значительное влияние на общественное мнение и политику. Бразилия сотрудничает с международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций и Всемирный банк, в рамках международных соглашений по борьбе с коррупцией, это позволяет обмениваться опытом и получать поддержку в проведении антикоррупционных мероприятий.

Операция «Автомойка» («Lava Jato») – один из ярких примеров эффективной борьбы с коррупцией в Бразилии. Начавшись в 2014 г., она выявила масштабную сеть взяток, связанных с государственной нефтяной компанией Petrobras. В результате были арестованы десятки высокопоставленных должностных лиц и предпринимателей, включая экс-президента Дилму Русеф и главу крупнейшей строительной компании Odebrecht.Другим примером успешной кампании стало создание независимой комиссии по этике и прозрачности в правительстве [20]. Комиссия была создана в 2017 г. и получила полномочия расследовать случаи коррупции среди государственных служащих и публиковать отчёты о нарушениях. Хотя её деятельность подвергалась критике за недостаточную эффективность, комиссия всё же внесла вклад в повышение уровня транспарентности власти.

Несмотря на многочисленные попытки реформирования законодательства и усиление мер контроля, государство продолжает сталкиваться с серьезными проблемами коррупции. Среди основных проблем можно отметить недостаточную независимость правоохранительных органов и судов, политическое давление на следователей и судей, отсутствие эффективного механизма предотвращения конфликта интересов, низкий уровень общественного доверия к государственным институтам.

Заключение

Коррупция представляет собой серьезную глобальную проблему, актуальную для многих стран. Международный опыт показывает, что для успешной борьбы с коррупцией необходим арсенал разнообразных инструментов и подходов, направленных на профилактику, обнаружение и привлечение виновных к ответственности. Ключевым фактором эффективности антикоррупционных механизмов является их комплексность, охватывающая как законодательные и организационные аспекты, так и вовлеченность общества. Следовательно, синергия усилий государства, бизнеса и гражданского общества способна обеспечить долгосрочное снижение уровня коррупции и укрепление доверия к государственным институтам.

References

1. Zolotareva A.D. Realizaciya antikorrupcionnoy politiki v organah gosudarstvennoy vlasti//Nauchnyy aspekt. 2024. T. 15. № 2. S. 1838-1843.

2. Federal'nyy zakon ot 25.12.2008 N 273-FZ (red. ot 28.12.2024) «O protivodeystvii korrupcii». Rezhim dostupa: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/ (data obrascheniya 07.07.2025).

3. Fazliev I.N., Mayorova A.A., Olesiyuk O.S. Korrupciya kak sderzhivayuschiy faktor ustoychivogo razvitiya territoriy//Tenevaya ekonomika. 2024. T. 8. № 2. S. 179-194.

4. Departament protivodeystviya korrupcii Sverdlovskoy oblasti. Protivodeystvie korrupcii. Rezhim dostupa: https://anticorruption.midural.ru/ (data obrascheniya: 07.07.2025).

5. Budarin A.G. Dinamika i prichiny korrupcii na gosudarstvennoy sluzhbe//Mirovaya nauka. 2023. № 12 (81). S. 31-34.

6. Departament informacionnoy politiki merii goroda Novosibirska, 2025. Organy vlasti. Rezhim dostupa: https://novo-sibirsk.ru/municipal/ (data obrascheniya: 07.07.2020).

7. Upravlenie po protivodeystviyu korrupcii Pravitel'stva Yaroslavskoy oblasti. Rezhim dostupa: https://portal.yarregion.ru/depts-ubb/ (data obrascheniya: 07.07.2020).

8. Departament goroda Moskvy po konkurentnoy politike. Imuschestvo ot goroda. Rezhim dostupa: https://www.mos.ru/tender/function/zem-imush-torg/edinyy_spisok_torgov/ (data obrascheniya: 07.07.2020).

9. Oficial'nyy portal organov mestnogo samoupravleniya goroda Kazani. Rezhim dostupa: https://kzn.ru/napravleniya-raboty/ (data obrascheniya: 07.07.2020).

10. Oficial'nyy sayt Nizhniy Novgorod. Protivodeystvie korrupcii. Rezhim dostupa: https://nizhniynovgorod.rf/structure/Protivodeystvie-korrupcii (data obrascheniya: 07.07.2025).

11. Kohanovskaya I.I., Nesterenko V.V. Voprosy gosudarstvennoy politiki protivodeystviya korrupcii na municipal'nom urovne//Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2022. № 91-3. S. 118-122.

12. Rogachev S.V., Averkieva E.V. Instituty grazhdanskogo obschestva v politicheskoy socializacii rossiyskoy molodezhi // Finansy, den'gi, investicii. 2023. № 4. S. 31–38. DOI:https://doi.org/10.36992/2222-0917_2023_4_31.

13. Indeks vospriyatiya korrupcii | Rossiya | 2024. Rezhim dostupa: https://statbase.ru/data/rus-corruption-perceptions-index/?ysclid=mdghkm26av325414764 (data obrascheniya: 08.07.2025).

14. Gagarina M.V. Vliyanie korrupcii na ekonomicheskuyu bezopasnost' strany//Lex Criminalis Scientiarum. 2024. T. 1. № 2 (2). S. 97-103.

15. Ahtyamov T.N., Rastegaeva F.S. Effektivnost' antikorrupcionnoy politiki i ee osnovnye principy//Kreativnaya ekonomika. 2020. T. 14. № 10. S. 2253-2262.

16. Leshchenko, Yu. G. Adaptive Economic Security Policy Russian Federation in the Process of Integration to international financial and economic Organizations / Yu. G. Leshchenko // Nauka i innovacii - sovremennye koncepcii: sbornik nauchnyh statey po itogam raboty Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma, Moskva, 30 dekabrya 2020 goda. Vol. 1. – Moskva: Infiniti, 2020. – P. 23-27. – EDN SJGCZL.

17. Kurepina N.L., Berikova N.B., Lidzhigoryaev N.S. Vliyanie korrupcii na bezopasnoe funkcionirovanie ekonomiki regiona//Ekonomicheskaya politika i finansovye resursy. 2023. T. 2. № 3. S. 10-19.

18. Umarova M.A. Pravovye sredstva protivodeystviya korrupcii: analiz zarubezhnogo opyta//Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2020. №10. S. 197-200.

19. Filatova E.V. Protivodeystvie korrupcii kak ugroze obschestvennoy bezopasnosti v zarubezhnyh stranah// Nacional'naya bezopasnost' / nota bene, 2022. № 2. S. 79.

20. Chernova E.A. Metody bor'by s korrupciey v organah gosudarstvennoy vlasti v zarubezhnyh stranah // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal «Vestnik nauki». 2023. № 4 (61) T. 2. S. 129-131.


Login or Create
* Forgot password?