Russian Federation
employee from 01.01.2023 until now
Saint-Petersburg State Agrarian University (Organizaciya agrarnogo proizvodstva i menedzhmenta, Zav. kafedroy)
employee from 01.01.2023 until now
Saint Petersburg-Pushkin, St. Petersburg, Russian Federation
VAK Russia 5.2.3
VAK Russia 5.2.4
VAK Russia 5.2.5
VAK Russia 5.2.6
VAK Russia 5.2.7
UDC 631.115.1
The article reflects the main directions development of small forms of farming in rural areas, which make a significant contribution to the development of the agro-industrial complex of the region. The purpose of the article is to substantiate the main directions of increasing the effective development of small business entities. As an object, peasant (farmer) farms and individual entrepreneurs of the Penza region are being investigated. The research methods used are mono-graphical, economic-statistical, abstract-logical, etc. The authors analyzed the dynamics of agricultural production by peasant (farm) farms, which showed that in this category of farms, both the production of potatoes and vegetables, as well as the acreage under them, has been decreasing since 2019. The problem of the sale of products by small forms of management is highlighted. The classification of existing types of grant support for small businesses in the region, amounts and directions of grant support is given. For state support of agricultural producers of small business forms from September 1, 2024. The law on the provision of state support for the sale of farm products has entered into force. The article "Development of the infrastructure of the farm products market" has been added to the Law "On the Development of Agriculture". In this regard, the authors have developed a set of organizational and economic measures aimed at solving the problematic aspects of marketing farm products.
small agribusiness, main areas, product production, sales, state support, grant
Введение. На сегодняшний день сельскому хозяйству характерно множество различных форм хозяйствования, и особая роль отводится малым формам хозяйствования, которые помогают не только обеспечивать внутренний рынок продукцией растениеводства и животноводства, но и осуществляют круглогодичную занятость. Крестьянские (фермерские) хозяйства вносят немаловажный вклад в производство сельскохозяйственной продукции региона, так как «в рационе питания россиян значительную долю занимают некоторые импортные продукты (фрукты, овощи, молочные продукты, говядина)» [1]. Кроме этого «мелкотоварное производство на селе играет важную роль в повышении занятости, улучшении сбыта, сохранении сельского уклада жизни, в обучении и воспитании подрастающего поколения» [2].
Результаты и обсуждение. Как отмечает Гончаров В.Д., Кибиров Х.Г. «численность фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей в стране в последние годы существенно сократилась» [3]. В 2023 г. на территории Пензенской области насчитывалось 1306 единиц крестьянских (фермерских) хозяйств (рисунок 1). С 2019 г. по 2023 г. количество крестьянских (фермерских) хозяйств снизилось на 487 единиц.

Рис. 1. Динамика количества крестьянских (фермерских) хозяйств Пензенской области
Наибольшее количество крестьянских (фермерских) хозяйств сократилось в Городищенском районе: со 194 единиц в 2019 г. до 137 единиц в 2023 г., т.е. на 57 единиц.
Однако в Пензенской области предприятия малого агробизнеса наряду с сельскохозяйственными организациями вносят большой вклад в развитие аграрной отрасли. На долю малых форм хозяйствования приходится более 20% от общего объема производства зерна в регионе, более 30% подсолнечника, 86,8% картофеля, 85,5% овощей (рисунок 2).

Рис. 2. Структура производства продукции растениеводства по категориям хозяйств в 2023 году (в процентах от хозяйств всех категорий)
В Пензенской области за период 2019-2023 гг. наблюдается увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции (в стоимостном выражении) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2,1 раза (таблица 1).
Таблица 1
Динамика выпуска сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Пензенской области в фактически действовавших ценах, млн руб.
|
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
|
Продукция сельского хозяйства |
9891,2 |
14895,0 |
17205,7 |
19991,4 |
20067,0 |
|
в том числе: растениеводства |
7841,0 |
12411,2 |
14848,7 |
16848,8 |
16936,9 |
|
животноводства |
2050,3 |
2483,8 |
2357,0 |
3142,7 |
3130,2 |
Источник: составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области
На долю отрасли животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах Пензенской области приходится в 2023 г. лишь 15,6%, что ниже уровня 2019 г. на 5,1% пункта. Отрасль растениеводства является основной в развитии хозяйственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Так, в структуре продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2019 г. удельный вес растениеводства занимал 79,3%, а в 2023 г. – 84,4 %.
За анализируемый период в крестьянских (фермерских) хозяйствах региона производство зерна (в весе после доработки) увеличилось в 1,8 раза, сахарной свеклы – на 32,9%, скота и птицы на убой (в убойном весе) – на 7,8% (таблица 2).
Таблица 2
Динамика производства продукции растениеводства и животноводства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Пензенской области
|
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
|
Зерновые и зернобобовые культуры (в весе после доработки), тыс. т |
391,2 |
682,0 |
517,5 |
659,4 |
711,5 |
|
Сахарная свекла, тыс. т |
285,8 |
138,1 |
218,3 |
214,4 |
379,9 |
|
Подсолнечник на зерно, тыс. т |
117,8 |
123,3 |
146,7 |
142,0 |
135,3 |
|
Картофель, тыс. т |
17,8 |
11,6 |
11,4 |
11,3 |
12,4 |
|
Овощи, тыс. т |
20,4 |
12,2 |
7,9 |
7,8 |
9,7 |
|
Скот и птица на убой (в убойном весе), т |
2273 |
2414 |
2502 |
2633 |
2450 |
|
Молоко, т |
51331 |
54971 |
51052 |
53650 |
50735 |
|
Яйца, млн шт. |
44,9 |
63,3 |
34,9 |
51,3 |
54,3 |
Источник: составлено по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области
С 2019 г. по 2023 г. производство картофеля снизилось на 5,4 тыс. т, а овощей – на 10,7 тыс. т. Это связано с сокращением посевных площадей под этими культурами соответственно на 391 га и 332 га. Среди производства животноводческой продукции снизилось производство молока на 596 т и составило в 2023 г. 50735 т. Поголовье коров в 2023 г. по сравнению с 2022 г. сократилось на 354 гол. в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Мы согласны с утверждением Овсянко Л.А., Майер Р.В., что «одним из показателей, характеризующих эффективность функционирования молочного скотоводства является продуктивность молочного стада» [4]. Надой молока на одну корову в крестьянских (фермерских) хозяйствах региона вырос с 4482 кг в 2019 г. до 5319 кг в 2023 г. или на 18,7%. Продуктивность животных зависит от состояния кормовой базы, качества заготавливаемых кормов [5].
По утверждению Морозова Н.М., Чинарова В.И. «подотрасли животноводства выполняют важные социально-экономические, технологические и демографические функции. Объекты животноводства и кормопроизводства являются сферой постоянной занятости сельского населения и на этой основе выполняют функции стабильности сельских поселений и сохранения сельского уклада жизни» [6].
Несомненно, что «значительные резервы производства говядины заложены в селекционно-племенной работе по совершенствованию мясных пород скота в направлении повышения молочности коров, выхода телят, сохранности и интенсивности роста молодняка» [7].
Для малого предпринимательства Пензенской области остается проблема сбыта продукции растениеводства и особенно животноводства [8]. С 1 сентября 2024 г. вступил в силу закон о предоставлении господдержки для сбыта фермерской продукции. Закон предусматривает новое направление господдержки в сфере развития сельского хозяйства: поддержка развития инфраструктуры рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, вводится определение фермерской продукции, создается инфраструктура для ее сбыта в виде агроагрегаторов. Основные виды их деятельности - закупка продукции, ее первичная и последующая переработка, хранение и сбыт. Государственная поддержка в сфере сельского хозяйства будет оказываться агроагрегаторам, являющимся сельхозпотребкооперативами и организациями, 51% акций которых принадлежит сельхозтоваропроизводителям [9]. С 1 сентября 2025 г. вступают в силу требования к маркировке органической продукции.
По нашему мнению, в целях развития инфраструктуры рынка сбыта фермерской продукции, необходима реализация комплекса организационно-экономических мероприятий, направленного на решение проблемных аспектов, ограничивающих поступление фермерской продукции конечному потребителю и не позволяющих успешно конкурировать с крупными предприятиями АПК.
Основой для их реализации может стать областной (региональный) сбытовой-перерабатывающий потребительский кооператив второго уровня, объединяющий как фермерские хозяйства, так и потребительские кооперативы первого уровня, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию. Основными направлениями деятельности областного потребительского кооператива второго уровня должны стать:
1. Оценка ассортимента и объёмов производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и потребительскими кооперативами первого уровня, продукции сельского хозяйства, в том числе сельскохозяйственного сырья для реализации перерабатывающим предприятиям и готовой конечной продукции для поставки потребителю.
2. Проведение комплексного маркетингового исследования продовольственного и сырьевого рынков на региональном и межрегиональном уровне в целях оценки соответствия объёмов, качества и ассортимента продукции, предлагаемой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их объединениями в виде потребительских кооперативов потребностям населения, организаций пищевой промышленности, общественного питания и социальной сферы.
3. Разработка в рамках областного кооператива производственно-сбытовой программы с детальной проработкой ассортимента выпускаемой и реализуемой продукции, с выделением направлений, характеризующихся высоким уровнем развития,некоторые из которых необходимо развивать практически с нуля.
4. Создание благоприятных условий для развития фермерства и торговли фермерской продукцией на ярмарках.
5. Развитие малой торговой инфраструктуры при предоставлении на льготных условиях торговых площадок.
6. Создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов, где фермеры через опытного менеджера будут сотрудничать с торговлей, т.е. создание логистического менеджмента.
7. Организация консультационного отдела при региональных органах АПК для оказания помощи фермерам по маркировке органической продукции и ее продаже.
Следует отметить, что в Пензенской области реализуются различные виды грантовой поддержки для развития малых форм хозяйствования.
В 2024 г. на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и развитие малых форм хозяйствования Пензенской области выделено 677,91 млн руб.: в федеральном бюджете – 623,68 млн руб., в областном – 54,23 млн руб. В 2024 г. были введены новшества, которые коснулись предоставления субсидий на возмещение затрат организациям потребительской кооперации. Наряду с сельскохозяйственными кооперативами потребительские общества также смогут получать субсидии в случае, если они являются производителями сельхозпродукции.
Грант «Агростартап» предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции и зарегистрированы в сельской местности в год получения грантовой поддержки [10].В Пензенской области суммы и направления поддержки гранта на одного грантополучателя составляют:
7 млн рублей – по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности;
8 млн рублей – по разведению крупного рогатого скота мясного или молочного направлений продуктивности, в случае если предусмотрено использование части гранта «Агростартап» на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является грантополучатель;
5 млн рублей – по иным направлениям проекта создания и развития хозяйства;
6 млнрублей – по иным направлениям проекта создания и развития хозяйства, в случае если предусмотрено использование части гранта «Агростартап» на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является грантополучатель.
Размер гранта «Агростартап»должен составлять не менее 1,5 млн руб.
Грант «Семейная ферма» на развитие семейной фермы остался, но только на капитальные затраты. То есть это строительство, приобретение помещений под производство и переработку сельхозпродукции, а также проведение реконструкции и модернизации. Также грант предоставляется, если это комплексный проект, который предусматривает как строительство, так и наполнение этих ферм животными, техникой, оборудованием и т.д.
Грант «Агротуризм» получают сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением личных подсобных хозяйств), осуществляющие деятельность на территории Пензенской области, относящиеся к категории «малое предприятие» или «микропредприятие» в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Сумма гранта составляет до 10 млн руб. Использовать средства гранта фермеры могут для приобретения или реконструкции развлекательной инфраструктуры, подключения к коммуникациям, приобретения и монтажа туристского оборудования или проведения работ по благоустройству.
Согласно приказа Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 01.03.2024 № 20-14 «О реализации Порядка предоставления субсидий на поддержку собственного производства молока на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования», утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 13.02.2017 № 66-пП ставка субсидии составляла 0,71 руб. на 1 кг реализованного на собственную переработку коровьего молока.В 2024 г. на поддержку производителей молока из федерального бюджета планировалось выделить 14,3 млрд руб. Мы согласны с мнением большинства ученых, которые сходятся во мнении, что «при реализации экономического механизма хозяйствования необходимо руководствоваться отраслевым подходом в вопросах государственной поддержки с привязкой к региональным особенностям» [11].
По утверждению Гусева А.Ю. и других ученых [12] «главным вектором господдержки является ориентация на технико-технологическое обновление отрасли, в частности, существенное обновление материально-технической базы, поддержку племенного дела, семеноводство, тепличное хозяйство».
«Инвестиции фермеров в новую технологию внесут существенный вклад в их рентабельность. Низкий доход является серьезным препятствием для доступа предприятий к технологиям, поэтому необходима экономическая поддержка государства» [13].
Проведенный анализ развития малых форм хозяйствования показал, что производство продукции растениеводства и животноводства является одним из необходимых условий достижения основных параметров Доктрины продовольственной безопасности РФ. На наш взгляд, эти формы хозяйствования должны внести неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства при создании областного потребительского кооператива второго уровня, способствующего формированию условий для развития «научной, научно-технической деятельности и получению результатов, необходимых для создания технологий, продукции, обеспечивающих независимость и конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса» [14].
Заключение. В современных условиях для успешного функционирования малого агробизнеса необходимо:
- в рамках региональной государственной программы развития агропромышленного комплекса разработать подпрограмму развития инфраструктуры рынка сбыта фермерской продукции на базе областного потребительского кооператива второго уровня. В рамках данной программы необходимо предусмотреть меры государственной поддержки направленные на:развитие материально-технической базы областного кооператива;разработку комплексного инвестиционного проекта создания и развития областного сбытового потребительского кооператива;
- создать областной потребительский кооператив второго уровня, включающий следующие структурные подразделения:торговые площадки, логистический центр, заготовительно-сбытовое подразделение, службы маркетинга, подразделение по мониторингу внутреннего контроля качества продукции и стандартизации упаковки продукции, реализуемой под брендами областного кооператива второго уровня;
- организовать систему консультационных услуг по эффективному ведению фермерского хозяйства;
- проводить мониторинг проблем ведения фермерского хозяйства;
- организовывать краткосрочные семинары и курсы по востребованным направления деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств;
- обеспечить переподготовку кадров малого бизнеса в связи с применением инновационных, цифровых технологий при производстве продукции растениеводства и животноводства.
1. Minakov I.A., Kulikov A.N. Rezul'tativnost' i effektivnost' gosudarstvennoy podderzhki agrarnogo proizvodstva // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatiy.2024. № 1. S. 11-17.
2. Tkach A.V., Kaurova O.V., Maloletko A.N. Ocenka sostoyaniya molochnogo skotovodstva v Rossii // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatiy. 2024. № 3. S. 19-24.
3. Goncharov V.D., Kibirov H.G. Integraciya malyh i srednih hozyaystv s agroholdingami // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatiy. 2024. № 7. S. 63-69.
4. Ovsyanko L.A., Mayer R.V. Sostoyanie molochnogo skotovodstva v Kemerovskoy ob-lasti // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2024. № 8. S. 87-92.
5. Reshetkina Yu.V., Vinnichek L.B., Stolyarova O.A. Rentabel'nost' proizvodstva v sel'skohozyaystvennyh organizaciyah i puti ee povysheniya (na materialah Penzenskoy oblasti) // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2024. № 7. S. 8-13.
6. Morozov N.M., Chinarov V.I. Napravleniya povysheniya effektivnosti molochnogo skotovodstva Rossii // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2024. № 8. S.71-80.
7. Shamina O.V., Chinarov V.I. Porodnyy sostav i prostranstvennoe razmeschenie myasnogo skotovodstva v Rossii // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatiy. 2024. № 5. S. 27-31.
8. Stolyarova O.A., Reshetkina Yu.V. Sostoyanie i perspektivy razvitiya krest'yanskih (fermerskih) hozyaystv regiona // Issledovanie problem ekonomiki i finansov. 2024. № 1.
9. Grant Agrostartap v 2024 godu [Elektronnyy resurs] – Rezhim dostupa: https://cx.mbpenza.ru/ support/grant-agrostartap-dlya-krestyanskih-fermerskih-hozyajstv
10. Sharapova V.M., Sharapova N.V., Farvazova E.A., Sharapov Yu.V. Gosudarstvennaya podderzhka malyh form hozyaystvovaniya v APK Kurganskoy oblasti // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2024. № 8. S. 37-44.
11. Konkina V.S. Analiz vliyaniya gosudarstvennoy podderzhki na effektivnost' ot-rasli molochnogo skotovodstva // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2024. № 6. S. 49-57.
12. Gusev A.Yu., Koshkina I.G., Klimyuk L.Ya. Klyuchevye napravleniya rosta pribyli i rentabel'nosti organizaciy agrarnoy sfery regiona // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2024. № 3. S. 63-68.
13. Dubinina M.G., Dubinina V.V. Rasprostranenie doil'nyh robotov v Rossii // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2024. № 1. S. 54-62.
14. Sharipov S.A., Afanas'ev V.I., Harisov G.A. Sistema kadrovogo obespecheniya kak opredelyayuschiy faktor innovacionnogo razvitiya regional'nogo APK // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatiy. 2024. № 9. S. 57-63.
15. Aktual'nye problemy obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti v usloviyah sankciy nedruzhestvennyh gosudarstv: monografiya / A.E. Suglobov, V.A. Sedyh, A.V. Rodionov, O.V. Savina. Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya "Dashkov i K°", 2025. 248 s.
16. Agapova T.N., Annenkova V.G., Voronina N.A. i dr. Aktual'nye voprosy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti predprinimatel'stva, funkcioniruyuschego v usloviyah nestabil'nosti. Saratov, 2020. 194 s.



