from 01.01.2010 until now
State Treasury Educational Institution of Higher Education (Economic Theory and Economy of Customs Affair Department, professor)
employee
Moscow, Russian Federation
from 01.01.2022 until now
Federal Customs Service
from 18.09.2019 until now
Moscow, Russian Federation
VAK Russia 5.2.1
VAK Russia 5.2.4
VAK Russia 5.2.5
VAK Russia 5.2.6
VAK Russia 5.2.7
UDC 339.5
CSCSTI 06.81
CSCSTI 06.75
Russian Classification of Professions by Education 38.05.02
Russian Classification of Professions by Education 38.04.04
Russian Library and Bibliographic Classification 6529
Russian Library and Bibliographic Classification 65
Russian Trade and Bibliographic Classification 7772
BISAC BUS026000 Exports & Imports
This article examines the achieved and projected effects of implementing measures to improve customs authorities' logistical support, aimed at increasing the efficiency of their resource potential. It examines the content and approaches to assessing economic efficiency and the system of effects from improving customs authorities' logistical support. An assessment of the expected effects in improving customs authorities' logistical support and utilizing their resource potential is presented.
resource potential, resources, customs authorities, logistical support, public procurement, effects, efficiency
Введение
Вопросы управления ресурсами в таможенных органах играют важнейшую роль в обеспечении их функциональной готовности, качества конечных результатов, в т.ч. предоставляемых таможенных услуг. Эффективное управление ресурсами укрепляет потенциал таможенных органов и тесно связано с развитием ресурсных потенциалов экономических агентов и государства в целом. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала таможенных органов базируется на соответствующем механизме тылового обеспечения. Под тыловым обеспечением в контексте исследования понимается «комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей таможенных органов в ресурсах, включающий в себя планирование и организацию мероприятий по поддержанию таможенных органов в состоянии функциональной готовности как в текущий момент, так и в стратегической перспективе» [3, с. 223].
Для устойчивого функционирования механизма тылового обеспечения таможенных органов большое значение играют вопросы оценки эффективности процессов этого механизма по разным направлениям (проведения мониторинга), и на основе полученных значений эффективности – корректировка принимаемых управленческих решений, выявление «красных зон» и т.д. Учитывая значимость вопросов тылового обеспечения таможенных органов для обеспечения состояния их функциональной готовности исследуемые вопросы перестают быть исключительно теоретическими, становятся инструментом повышения результативности всей Федеральной таможенной службы в целом. Подход, реализованный в исследовании, предполагает комплексную оценку не только экономических, но и функционально-стратегических эффектов от совершенствования тылового обеспечения; раскрытие влияния как на повышение эффективности использования ресурсного потенциала таможенных органов, так и других заинтересованных сторон в лице бизнеса и государства.
1. Содержание и подходы к оценке экономической эффективности
Эффективность в общепризнанном понимании представляет собой экономическую категорию, которая отражает вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации.
При этом эффективность рассчитывается как относительный показатель, позволяющий оценить степень реализации целей организации через систему различных соотношений. Для коммерческих предприятий эффективность определяется через соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов в виде заработанной прибыли. Для некоммерческих организаций, в том числе федеральных органов исполнительной власти, эффективность не может быть прямо рассчитана подобным образом. Поэтому эффективность для них рассматривается с позиций обеспечения достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных и т.п.
В ходе исторической эволюции экономической мысли и смены научной парадигмы подходы к пониманию эффективности менялись, что привело к расширению круга толкований данного определения. Ее определяют как на микроуровне, так и на макроуровне, что также усложняет понимание данной категории. Условно определения категории «эффективность» можно разделить на три группы: 1) как отношение одного показателя к другому, 2) как достижение поставленной цели, 3) как характеристика результата [2, с. 25].
Эффективность носит системный характер и в ходе эволюции включает в себя экономические (достижение результатов и затраченные ресурсы), социально-психологические (мотивация сотрудников) и структурно-коммуникативные составляющие (процесс принятия управленческих решений).
Эффективность в государственных системах управления требует определения подходов, учитывающих те эффекты, которые создаются в результате реализации государственных функций и предоставления государственных услуг. Рассматривая оценку эффективности использования ресурсного потенциала таможенных органов, следует заметить, что он напрямую взаимосвязан с их функциональной готовностью и качеством предоставляемых услуг, и в свою очередь зависит от эффективности тылового обеспечения, а точнее – от функционирования механизма тылового обеспечения.
В рамках исследования были определены и обоснованы следующие перспективные направления совершенствования тылового обеспечения таможенных органов:
- уточнение концептуальных положений тылового обеспечения (развитие категориально-понятийного аппарата, принципов тылового обеспечения);
- разработка механизма тылового обеспечения с учетом процессного и клиентоориентированного подхода и определение его базовых элементов;
- совершенствование методических положений оценки эффективности тылового обеспечения и обоснования цен государственных контрактов на ресурсы в целях обеспечения соотношения эффективности освоения бюджетных средств с качественной и количественной обеспеченностью таможенных органов ресурсами и др.
Оценка влияния предлагаемых мер по совершенствованию тылового обеспечения на эффективность использования ресурсного потенциала таможенных органов требует уточнения подхода для проведения такой оценки, который позволит учесть вклад обоснованных научных положений в решение практических задач развития таможенных органов.
Интерес к вопросам, связанным с измерением вклада наук, научных исследований в социально-экономический прогресс, в развитие экономик стран и пр., непрерывно возрастает. Исследователь А.А. Яник отмечает, что «следствием философии нового государственного управления стал культ эффективности…научная отдача должна быть осязаема и измерима» [7].
По К. Марксу, наука должна стать непосредственной производительной силой, и в этом утверждении заложена основа необходимости поиска осязаемых доказательств связи между предлагаемыми наукой решениями и социально-экономическим развитием. В настоящее время сложилось множество подходов к оценке эффективности (эффектов) от научных исследований (табл. 1).
Таблица 1
Обобщение авторских подходов к оценке эффективности (эффектов) научных исследований
|
№ п/п |
Исследователь/ Организация |
Подход к оценке эффективности/эффектов от научных исследований |
|
1 |
А.А. Яник [7] |
«измеримый позитивный эффект (impact), который может иметь разные формы и проявляется в разные сроки»; «польза для всего общества, экономическое или социальное благо» |
|
2 |
Руководство Frascati [8] |
«производство новых знаний, независимо от цели проекта, которая может быть различной (получение экономической выгоды, решение социальных проблем, создание новых знаний как таковых» |
|
3 |
Л. Борнманн [9] |
«воздействие науки через три основных направления: научный продукт – использование знания – социальные выгоды» |
|
4 |
Дж. Майн [10] |
«исходя из теории изменений – окончательные результаты, влияющие на общество в целом» |
|
5 |
Grounded Theory Analysis (подходы обоснованной теории) [11] |
«очевидные и/или ощутимые выгоды для отдельных лиц, групп, организаций и общества (в настоящем и будущем), причинно связанные с исследованиями» |
|
6 |
В.С. Либенсон [4, 5] |
«ценность получаемого знания через функцию новизны извлекаемой из объекта информации и теоретической глубины ее переработки – информационной емкости знания» |
Источник: составлено по результатам исследований.
Так, сегодня направления развития «экономики знаний» связаны с расширением охвата области приложения знаний, воспроизводством новых видов знаний [6, с. 37]. С учетом изложенного в качестве основного подхода оценки влияния мер по совершенствованию тылового обеспечения таможенных органов на эффективность использования их ресурсного потенциала принимается подход, базирующийся на формализации прикладных эффектов для заинтересованных сторон – субъектов механизма тылового обеспечения и расчете экономических выгод с учетом характерной для таможенных органов системы показателей.
2. Система эффектов от совершенствования тылового обеспечения таможенных органов
Целью тылового обеспечения является наиболее полное (по количеству и качеству) удовлетворение потребностей таможенных органов в товарах, работах и услугах на каждом из этапов их деятельности с учетом ограничения по источникам финансирования. Ключевыми субъектами механизма тылового обеспечения таможенных органов выступают: государства, таможенные органы, бизнес-структуры.

Источник: разработано по результатам исследований
Рис. 1. Система эффектов заинтересованных сторон от внедрения мер по совершенствованию тылового обеспечения деятельности таможенных органов РФ
На рис. 1 обобщены и раскрыты основные полезные эффекты для обозначенных заинтересованных сторон от совершенствования процессов механизма тылового обеспечения деятельности таможенных органов РФ.
Обозначенные ранее направления совершенствования тылового обеспечения таможенных органов носят многокомпонентный характер, что отражено на рис. 1: повышают эффективность использования ресурсного потенциала как таможенных органов (обеспечение качественной и количественной потребности в ресурсах, реализация объективного мониторинга эффективности тылового обеспечения и др.), так и государства (повышение эффективности управления бюджетными средствами и др.), бизнеса (обеспечение конкурентной среды, поддержки отечественных товаропроизводителей и др.).
Основная цель тылового обеспечения деятельности таможенных органов – удовлетворение их потребности в ресурсах. Данный механизм находится в зависимости от эффективности использования ресурсного потенциала таможенных органов (ресурсов и управления возможностями улучшения текущего состояния работы процессов механизма). Вместе с тем оказывается влияние и на ресурсный потенциал представителей бизнеса и государства (в рамках закупочной деятельности). Наглядно это можно представить в виде пирамиды интересов закупочной деятельности таможенных органов (с позиции клиентоориентированного ресурсообеспечения) (рис. 2).

Источник: разработано по результатам исследований.
Рис. 2. Пирамида интересов закупочной деятельности таможенных органов
с позиции клиентоориентированного ресурсообеспечения
С учетом изложенного эффекты от совершенствования тылового обеспечения таможенных органов можно представить в виде системы (для каждой заинтересованной стороны).
3. Оценка предполагаемых эффектов в сфере совершенствования тылового обеспечения таможенных органов и использования их ресурсного потенциала
Оценка предполагаемых эффектов от предлагаемых мер носила комплексный характер и сочетала количественные и качественные методы исследования. Это позволило учесть как прямые экономические выгоды, так и стратегические, трудноформализируемые выгоды для таможенных органов. Основу методологии составили: 1) анализ экспертных оценок (сформирована экспертная группа из 160 должностных лиц таможенных органов); 2) анализ статистических данных.
Первично определен перечень источников данных и показателей, метрики оценки эффективности процессов тылового обеспечения таможенных органов с позиции: оценки удовлетворенности таможенных органов – заказчиков процессами закупочной деятельности (в т.ч. взаимодействием с бизнесом); оценки удовлетворенности потребностей таможенных органов – потребителей ресурсов; оценки удовлетворенности бизнесом процессами закупочной деятельности (в т.ч. взаимодействием с таможенными органами) по разным направлениям. Затем реализована количественная оценка эффектов для разных заинтересованных сторон (представлена в табл. 2).
Таблица 2
Показатели предполагаемых эффектов для таможенных органов и бизнеса в результате внедрения мер по совершенствованию тылового обеспечения таможенных органов
|
№ п/п |
Показатель |
Значение |
||||||||
|
2023 |
2024 |
2025 (1 полу-годие) |
2025 (эксп. оцен-ка) |
2026 (целевой ориен-тир) |
||||||
|
|
|
|||||||||
|
|
1 |
Сумма неустоек, уплаченная добровольно/ |
27,4 |
36,2 |
20,2 |
35 |
35 |
|||
|
|
2 |
Доля невзысканной заказчиком неустойки (штрафов, пеней), % |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
|||
|
|
|
|||||||||
|
|
1 |
Количество мотивированных отказов от приемки ресурсов, шт. |
72 |
61 |
31 |
до 30 |
до 25 |
|
||
|
|
2 |
Доля контрактов, при исполнении которых есть нарушения исполнения обязательств по контракту (сроки, качество и др.), % |
112 |
107 |
45 |
до 50 |
до 40 |
|
||
|
|
3 |
Коэффициент обеспеченности ресурсами (по направлению материально-технического обеспечения), % |
54 |
58 |
64 |
65 |
70 |
|
||
|
|
4 |
Индекс реального изменения ЛБО по направлениям тылового обеспечения таможенных органов, % |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
III. С позиции оценки удовлетворенности бизнесом процессами закупочной деятельности (в т.ч. взаимодействием с таможенными органами): |
|||||||||
|
|
- по направлению поддержки отечественных товаропроизводителей: |
|
|
|||||||
|
|
1 |
Доля закупок таможенных органов у СМП и СОНКО в годовом объеме закупок, % |
39,35 |
46,23 |
35,3 |
48,2 |
50,0 |
|||
|
|
2 |
Сумма НМЦК несостоявшихся процедур с участием СМП и СОНКО, млн руб. |
3,5 |
1,4 |
0,6 |
0,8 |
0,75 |
|||
|
|
3 |
Доля импортозамещения, % |
92 |
99 |
100 |
100 |
100 |
|||
|
|
- по направлению реализации принципа прозрачности закупочных процедур: |
|
|
|||||||
|
|
4 |
Количество изменений, внесенных в план-график закупок в расчете на одну опубликованную конкурентную закупку |
0,5 |
0,3 |
0,25 |
0,25 |
0,2 |
|||
|
|
- по направлению конкуренции: |
|
|
|||||||
|
|
5 |
Доля контрактов, заключенных по результатам состоявшихся конкурентных процедур, % |
76,5 |
77,2 |
81,4 |
82,0 |
85,0 |
|||
|
|
6 |
Среднее количество заявок участников закупки, поданных на участие в конкурентных процедурах (без учета отозванных заявок), шт. |
2,4 |
2,4 |
2,9 |
3,0 |
3,5 |
|||
|
|
7 |
Доля несостоявшихся закупок в общем объеме конкурентных закупок, % |
0,4 |
0,35 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
|||
|
|
- по направлению ответственности: |
|
|
|||||||
|
|
8 |
Доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) заказчика при проведении конкурентных процедур, % |
0,5 |
0,4 |
0,25 |
0,25 |
0,15 |
|||
|
|
9 |
Сумма неустоек (штрафов, пеней), уплаченная заказчиком, тыс. руб. |
153,3 |
102,04 |
35,5 |
до 50,0 |
до 50,0 |
|||
Источник: составлено по результатам исследований и на основе данных ГУТО ФТС России
Также среди основных эффектов:
- Рациональная экономия бюджетных средств:
Благодаря внедрению усовершенствованного методического подхода к обоснованию и расчёту цен государственных контрактов на ресурсы, основанного на верификации цен посредством реестра контрактов, была достигнута рациональная экономии (без ущерба для качества ресурсов (табл. 2) и конкуренции (табл. 2) (*по данным ГУТО ФТС России):
- рост суммы экономии на 63 млн руб. в 2023 г. в сравнении с 2022 г. против снижения на 177 млн руб. в 2022 г. в сравнении с 2021 г.;
- рост суммы экономии на 195 млн руб. в 2024 г. в сравнении с 2023 г.;
- экономия более 300 млн руб. в 2025 г. (уже на этапе планирования закупочной деятельности) за счет применения усовершенствованного методического подхода к обоснованию и расчёту НМЦК.
Высвобожденные средства перенаправлены на закупки по приоритетным направлениям тылового обеспечения.
Полное внедрение усовершенствованного методического подхода к обоснованию и расчёту цен государственных контрактов на ресурсы, предполагающего ориентацию на раскрытие ресурсного потенциала таможенных органов, бизнеса и государства позволит значительно увеличить количество участников закупки за счет повышения обоснованности цены при условии достаточного финансирования. Бизнесу будет обеспечена более справедливая плата за ресурсы, что станет основой для развития новых производств. По экспертным оценкам должностных лиц таможенных органов, в будущих периодах (до 2030 г.) здоровая конкуренция обеспечит снижение цен в среднем на 10 %, что свидетельствует о более реалистичной оценке стоимости ресурсов одновременно с сохранением (в некоторых случаях – улучшением) их качества.
2. Экономия рабочего времени и денежных средств на оплату труда.
По данным табл. 2 – снижение доли несостоявшихся закупочных процедур в общем объеме проведенных процедур. По результатам исследования установлено, что на каждую несостоявшуюся закупочную процедуру (0 участников) возникают излишние временные затраты на обновление документации и ее информационно-техническое сопровождение (в среднем 6 часов). Вместе с тем, с учетом оплаты труда должностных лиц излишние денежные средства на каждую закупку без заявок составляют около 2 400,00 руб. Так, в среднем с учетом п. 3, к 2027 г. экономия составит 48 000,00 руб. и 120 часов рабочего времени должностных лиц на каждого заказчика.
3. Повышение качества ресурсов и удовлетворенности должностных лиц (по данным табл. 1): снижение суммы начисленной неустойки (штрафов, пеней) в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), снижение мотивированных отказов от приемки ресурсов, а также:
- рост удовлетворенности должностных лиц качеством закупаемых ресурсов (товаров, работ, услуг) – с 61,88 % до 73 % в 2025 г. в сравнении с 2024 г. (по данным анонимного анкетирования).
4. Повышение управляемости процессов тылового обеспечения, повышения персональной ответственности за счет: внедрения комплексной оценки эффективности закупочной деятельности таможенных органов (по данным табл. 2): снижение доли обоснованных жалоб на действия (бездействие) заказчика при проведении конкурентных процедур; снижение суммы неустоек (штрафов, пеней), уплаченной заказчиком; снижение количества изменений, внесенных в план-график закупок в исследуемый период и др.
Важно заметить, что результаты исследований нашли практическое выражение в приказе ФТС России от 14.06.2024 № 575 [2] – так, с 2024 г. проводится комплексный мониторинг эффективности закупочной деятельности таможенных органов, формируется ежеквартальный аналитический отчет в разрезе заказчиков. Отчет позволяет оценить значения и динамику показателей, применяемых при расчете; сравнивать итоговые значения каждого заказчика, ранжируя их по степени эффективности закупочной деятельности; способствует выявлению проблемных мест в закупочной деятельности таможенных органов, своевременному принятию мер по их минимизации; повышает дисциплину, ответственность и уровень профессионализма заказчиков, что совпадает с основными принципами контрактной системы в сфере закупок. На основе рассчитанных итоговых значений I формируется рейтинг эффективности закупочной деятельности таможенных органов. По результатам сравнения средних значений показателей 2024 г. и первого полугодия 2025 г. выявлена положительная динамика (рис. 3).

Источник: составлено по результатам исследований.
Рис. 3. Рейтинг эффективности закупочной деятельности территориальных органов и подведомственных организаций Федеральной таможенной службы
за 2024 год – первое полугодие 2025 г.
Таким образом, предложенные рекомендации обладают значительным практическим потенциалом и подтверждают важность совершенствования тылового обеспечения таможенных органов, способствуют повышению эффективности использования их ресурсного потенциала, а также потенциала бизнеса и государства, что и является одной из основных целей социально-экономических наук.
Заключение
Результаты проведенного исследования позволили определить и оценить полученные и прогнозируемые эффекты от внедрения мероприятий по совершенствованию тылового обеспечения таможенных органов, направленные на повышение эффективности использования их ресурсного потенциала. При этом исследованы содержание и подходы к оценке экономической эффективности, выявлена система эффектов от совершенствования тылового обеспечения таможенных органов, представлены качественные и количественные эффекты от совершенствования процессов тылового обеспечения таможенных органов для разных заинтересованных сторон (государства, таможенных органов, бизнеса). Обозначенные в статье направления совершенствования тылового обеспечения таможенных органов носят многокомпонентный характер и способствуют повышению эффективности использования ресурсного потенциала разных заинтересованных сторон: таможенных органов (обеспечение качественной и количественной потребности в ресурсах, реализация объективного мониторинга эффективности тылового обеспечения и др.), государства (повышение эффективности управления бюджетными средствами и др.), бизнеса (обеспечение конкурентной среды, поддержки отечественных товаропроизводителей и др.). Благодаря внедрению в рамках ведомственного контроля мониторинга эффективности закупочной деятельности таможенных органов (по разработанным показателям) обеспечено: выявление «красных зон» и возможность оперативной корректировки принимаемых управленческих решений; прозрачность тылового обеспечения таможенных органов; оперативное управление рисками закупочной деятельности; оценка достижения целей тылового обеспечения по разным направлениям и совершенствование его процессов и т.д.
1. Order of the Federal Customs Service of Russia dated June 14, 2024, No. 575 "On Approval of the List of Indicators Characterizing the Efficiency of Procurement of Goods, Works, and Services, Including by Territorial Bodies and Subordinate Organizations of the Federal Customs Service."
2. Gupanova, Yu.E., Kiselev, A.A. Improving the Efficiency of Customs Regulation of Foreign Economic Activity: Industry Aspect: Monograph. St. Petersburg: Intermedia Information Center, 2022, 172 p.
3. Donshina, A.A. Development of the Categorical-Conceptual Apparatus and Principles of Logistics Support for Customs Authorities of the Russian Federation // RISK: Resources, Information, Supply, Competition. 2025. No. 3. pp. 220-227.
4. Libenson, V.S. Scale for Assessing the Significance of Scientific Work // Problems of the Activities of Scientists and Research Teams. 1971. Issue IV. Pp. 300-304.
5. Libenson V.S. Information Approach to Assessing Scientific Achievements // Bulletin of the USSR Academy of Sciences. 1979. No. 1. Pp. 62-65.
6. Sukharev O.S. "The Knowledge Economy" and Its Contribution to Shaping the Rate of Economic Growth // Society and Economy. 2020. No. 1. Pp. 22-37.
7. Yanik A.A. Measuring the Contribution of National Cultural Complexes to Socioeconomic Development: Russian Approaches in the Global Space of Ideas // MIR (Modernization. Innovation. Development). 2021. No. 3 [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmerenie-vklada-nauk-v-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-rossiyskie-podhody-v-mirovom-prostranstve-idey (access date: 09/11/2025).
8. Frascati Manual 2015: Guidelines for Collecting and Reporting Data on Research and Experimental Development. Paris: OECD Publishing, 2015. 398 p.
9. Bornmann L. What Is Societal Impact of Research and How Can It Be Assessed? A Literature Survey // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2013. Volume 64. Issue 2. P. 217-233. DOI: https://doi.org/10.1002/asi.22803.
10. Mayne J. Useful Theory of Change Models // Canadian Journal of Program Evaluation. 2015. Issue 30. P. 119-142. DOI: https://doi.org/10.3138/cjpe.230.
11. Reed M.S., Ferré M, Martin-Ortega J., Blanche R, Lawford-Rolfe R, Dallimer M, Holden J. Evaluating impact from research: A methodological framework // Research Policy. 2021. Volume 50. Issue 4. Article 104147. DOI: https://doi.org/10.1016/j. respol.2020.104147.
12. Unified information system in the field of procurement. [Electronic resource]. - URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html. (Accessed: September 7, 2025).
13. Final reports on the performance of the Federal Customs Service of Russia. [Electronic resource]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (Accessed: September 7, 2025).



