ORGANIZATION OF TAX MANAGEMENT IN THE FIELD OF FINANCIAL MANAGEMENT OF SMALL BUSINESSES AND SELF-EMPLOYED CITIZENS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Fiscal mechanisms regulating the taxation of individuals engaged in entrepreneurial activities play a key role in ensuring a stable flow of income to budgets at various levels, as well as in creating conditions for business development. In the context of the transformation of the Russian economy, increased digitalization of tax administration and an emphasis on the legalization of citizens' income, the importance of tax management is increasing. The article discusses the features of taxation of individual entrepreneurs and individuals paying tax on professional income; types of taxation; concepts of tax management and features of its organization in the field of small business and self-employed citizens. Scientific novelty lies in the study of tax management from the point of view of customer focus, which will contribute to the effective conduct of business and payment of taxes.

Keywords:
tax management, taxation systems, entrepreneurs, self-employed citizens, customer centricity
Text

 

 

Введение

Налоговый менеджмент часто отождествляют с налоговой политикой, которая проводится, как государством, с цель обеспечения доходной части бюджетов всех уровней, так и отдельно хозяйствующим субъектом (организацией, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом).

Особое внимание привлекает сфера самозанятости, получившая нормативное оформление в виде налога на профессиональный доход, что открыло дополнительные возможности для легального ведения предпринимательской деятельности лиц, ранее находившихся вне официального налогового поля. Наряду с самозанятыми гражданами, индивидуальные предприниматели продолжают оставаться устойчивой формой ведения бизнеса среди физических лиц.

Однако выбор между различными режимами налогообложения требует от налогоплательщика высокого уровня компетентности в области бухгалтерского и налогового учётов, знание налогового законодательства. Неправильный выбор режима, допущенные ошибки в расчётах налоговой базы, а также нарушение сроков подачи деклараций и уплаты налогов приводят к финансовым санкциям, подрывающим экономическую стабильность субъекта.

Целью исследования является разработка рекомендаций для организации налогового менеджмента в сфере финансового управления малого бизнеса и самозанятых граждан.

Материалы

В данной работе использовались публикации авторов на тему налогового менеджмента: Аксентьева А.А., Ермоленко О.М., Духовника А. В., Конончука И. А., Ивлевой О.А., Базарова Ф.О., Исмаилова Х.М. и др.

В ходе исследования применялись методы формальной логики, сравнительного анализа действующих систем налогообложения; статистический анализ; метод систематизации теоретических положений, связанных с изучением понятия «налоговый менеджмент», в результате чего было сформулировано авторское определение данной дефиниции.

Результаты

В экономической литературе содержится достаточно трактовок понятия «налоговый менеджмент», основные из них были сгруппированы с точки зрения нескольких подходов (табл. 1).

 

Таблица 1

Современные трактовки понятия «налоговый менеджмент»

Суть понятия «налоговый менеджмент»

Суть авторской позиции

«Комплексная система управления налогами в организации, которая включает в себя разработку и реализацию стратегии минимизации налоговых обязательств, обеспечение соблюдения налогового законодательства, а также оптимизацию налоговых платежей»

Минимизация налогового бремени при соблюдении налогового законодательства [12, C. 316]

«Целенаправленная, организующая деятельность субъектов, с одной стороны – государства, и налогоплательщиков, с другой, с целью наиболее оптимального и юридически компетентного воздействия на налоговые фонды денежных средств, включая управление финансовыми активами»

 

Планирование налоговых платежей, налаживание оперативного налогового учета, контроля и регулирования налогов [7, C. 525; 13, С. 198-199]

«Система экономико-правовых отношений, складывающихся в процессе принятия управленческих решений по поводу высвобождения налоговых потоков с целью легализации конечного финансового результата и минимизации налоговых рисков, связанных с вероятностью возникновения значительных отрицательных налоговых эффектов»

Достижение управленческих целей в области налогообложения [5, C. 246]

 

 

Таким образом, подводя итог представленным определениям, авторы под налоговым менеджментом понимают управление финансовыми ресурсами в части их преобразования в налоговые платежи, с целью соблюдения налоговой дисциплины и минимизации налогового бремени.

В экономической литературе прописаны определения цель, задачи, функции, принципы, предмет исследования налогового менеджмента, выделены отличия между государственным и корпоративным налоговым менеджментом, между налоговым и финансовым менеджментом, но не уделено должного внимания особенностям налогового менеджмента малого бизнеса и самозанятых граждан.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к представителям малого бизнеса относятся хозяйственные общества, товарищества, партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, численность которых составляет менее 100 человек, а доходы – менее 800 млн. руб. в год; для микропредприятий – 15 чел. и 120 млн. руб. [3].

Физические лица, осуществляющие экономическую деятельность без создания юридического лица, могут выступать либо в статусе индивидуальных предпринимателей, либо как самозанятые граждане, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД). Главное различие между указанными формами заключается в правовом статусе субъекта. Индивидуальный предприниматель подлежит государственной регистрации в соответствии с положениями Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а самозанятый гражданин регистрируется через приложение «Мой налог» и не получает статуса предпринимателя в юридическом смысле [4].

Существенные различия проявляются и в налоговом регулировании. Индивидуальный предприниматель вправе выбирать одну из нескольких систем налогообложения: общую, упрощённую или патентную, в зависимости от объема доходов, вида деятельности и структуры расходов. В то же время самозанятый гражданин может применять исключительно режим НПД, если не использует труд наемных работников и его годовой доход не превышает 2,4 млн рублей.

Специальный налоговый режим, применяемый самозанятыми, основывается на фиксированных ставках: 4 % при получении дохода от физических лиц и 6 % при расчётах с юридическими лицами. Уплата налога производится ежемесячно, без обязательного декларирования и ведения бухгалтерского учета. Таким образом, налоговая нагрузка существенно ниже по сравнению с иными режимами, что делает НПД привлекательным для широкого круга граждан.

Несмотря на упрощённость процедур, деятельность самозанятых сопряжена с рядом ограничений. Например, лица, применяющие режим НПД, не вправе:

– перепродавать товары, произведённые другими лицами;

– осуществлять посредническую деятельность;

– заниматься добычей полезных ископаемых или реализацией подакцизной продукции.

При нарушении установленных условий налогоплательщик автоматически утрачивает право применения данного режима, и к нему начинают применяться общие нормы налогового законодательства [1].

Сравнительная характеристика самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей представлена в табл. 2.

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей

Критерий

Индивидуальный предприниматель

Самозанятый гражданин

Регистрация

Через Федеральную налоговую службу (ФНС)

Через приложение «Мой налог»

Налоговые режимы

Общая система налогообложения (ОСНО), упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система (ПСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Налог на профессиональный доход (НПД)

Доходный лимит

Отсутствует

Не более 2,4 млн рублей в год

Наем работников

Допускается

Не допускается

Бухгалтерский учет

Ведется в зависимости от режима

Не ведется

Ответственность по долгам

Личная

Личная

Декларирование

Обязательно

Не требуется

Источник: составлено авторами по данным [1,2, 10].

 

 

Выбор налогового режима является ключевым элементом финансового планирования в деятельности индивидуального предпринимателя, оказывая непосредственное влияние на уровень налоговой нагрузки, структуру расчётов и объём отчётной документации. Применение общей и упрощённой систем налогообложения допускается в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации [2].

Общая система налогообложения (ОСНО) представляет собой базовый налоговый режим, применяемый по умолчанию в случае, если предприниматель не уведомил налоговый орган о переходе на иной специальный режим. В рамках ОСНО индивидуальный предприниматель обязан уплачивать следующие налоги:

– налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

– налог на добавленную стоимость (НДС);

– налог на имущество, если имущество используется в предпринимательской деятельности и подлежит налогообложению;

– страховые взносы за себя и работников.

Общая система предполагает обязательное ведение бухгалтерского учёта, формирование налоговой отчетности и сдачу деклараций по каждому налогу, что требует привлечения специалиста или использования специализированного программного обеспечения [8, С.118].

Упрощённая система налогообложения (УСН) введена с целью снижения административной нагрузки на субъекты малого бизнеса и представляет собой один из наиболее востребованных налоговых режимов среди индивидуальных предпринимателей. Переход на УСН осуществляется на добровольной основе при соблюдении установленных критериев, включая годовой лимит дохода (не более 450 млн. руб. в год) и численности работников (не более 130 чел.) [2].

В зависимости от объекта налогообложения предприниматель выбирает одну из двух моделей:

– «доходы» – ставка налога составляет 6 % от всех поступлений;

– «доходы минус расходы» – ставка 15 % применяется к разнице между поступлениями и документально подтверждёнными расходами.

Патентная система налогообложения (ПСН) представляет собой специальный налоговый режим, предназначенный исключительно для индивидуальных предпринимателей и основанный на приобретении патента, предоставляющего право ведения определённого вида деятельности на ограниченный период времени. Правовое регулирование патентной системы осуществляется в соответствии с главой 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации [2].

Основополагающей чертой ПСН является отсутствие необходимости в исчислении налогооблагаемой базы. Налоговая обязанность возникает на основании потенциально возможного годового дохода, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации для каждого конкретного вида деятельности. Такой подход значительно упрощает расчёты и администрирование налога [15].

Применение патентной системы допустимо при соблюдении ряда условий:

– индивидуальный предприниматель не использует труд наёмных работников в количестве, превышающем 15 человек;

– сумма выручки от патентной деятельности не превышает 60 млн рублей в год;

– осуществляемая деятельность включена в перечень, утверждённый субъектом Российской Федерации.

Ставка налога по ПСН фиксирована и составляет 6 % от потенциально возможного к получению дохода. Оплата стоимости патента может осуществляться единовременно либо поэтапно, если срок действия превышает 6 месяцев.

К недостаткам следует отнести ограниченность перечня видов деятельности, существенную зависимость от регионального регулирования, а также отсутствие возможности уменьшения суммы налога на уплаченные страховые взносы, в отличие от УСН.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции. Налогоплательщики – сельскохозяйственные товаропроизводители. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Согласно статистическим данным за последние 5 лет наблюдается увеличение количества индивидуальных предпринимателей, представителей малого бизнеса и самозанятых граждан (табл. 3).

 

Таблица 3

Количество индивидуальных предпринимателей, представителей малого бизнеса и самозанятых граждан (тыс. единиц)

 Годы

Количество индивидуальных предпринимателей

Количество представителей малого и среднего бизнеса

Количество самозанятых граждан

2021

 

3705

5867

3862

2022

 

3871

5991

6561

2023

 

4258

6348

9279

2024

 

4555

6589

12172

2025

(по состоянию на 01.06.2025)

 

4660

6783

13499

Источник: составлено авторами по данным Аналитического сайта ФНС России [6]

 

Вне зависимости от выбранного режима, физическое лицо, осуществляющее самостоятельную экономическую деятельность, или предприниматель несут полную ответственность за точность расчётов, своевременность уплаты налогов и соблюдение всех процедур, установленных действующим законодательством. Предотвращение налоговых рисков возможно только при условии надлежащего уровня налоговой грамотности, использования цифровых инструментов и, в ряде случаев, обращения к квалифицированным специалистам в сфере налогообложения.

Обсуждение

В экономической литературе выделены следующие основные принципы налогового менеджмента:

- справедливость – налоговые платежи пропорциональны доходам налогоплательщиков;

- прозрачность – ясность и четкость налогового законодательства;

- эффективность – налоговая система должна способствовать экономическому развитию страны;

- комплексность, сочетающий в себе налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль;

- учет риска – необходимо учитывать изменения внутренней внешней сред;

- гласность – открытость, доступность и своевременность информации для осуществления налогового менеджмента.

Однако, прописанные принципы налогового менеджмента целесообразно в современных условиях дополнить клиентоцентричностью.

Федеральный проект «Государство для людей (ранее – «Клиентоцентричность»)», с 2021 года входит в число стратегических инициатив социально-экономического развития России, направленный на совершенствование процесса оказания государственных услуг и внедрение лучших практик взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами.

В фокусе внимания клиентоцентричного государства находится человек, а деловая культура основана на эмпатии, профессионализме и честности [11].

Элементы эмпатии, профессионализма и честности согласно Декларации ценностей клиентоцентричного государства в части налогового менеджмента представлены в табл. 4.

 

Таблица 4

Характеристика принципа клиентоцентричности

налогового менеджмента

Элементы эмпатии, профессионализма и честности Декларации ценностей клиентоцентричного государства

Суть элементов эмпатии, профессионализма и честности в части налогового менеджмента

Эффективность и удобство

 

- четкая информированность в области налогообложения;

- своевременная доступность информации;

- быстрое принятие решения;

- экономическая эффективность выполнения налоговых процедур и правил

 

Единство и целостность

- устранение межведомственных противоречий и дублирований в области налогообложения;

- предприниматель чувствует себя частью государства

 

Открытость и прозрачность

- прозрачность налоговых процедур;

- наличие обратной связи для решения проблем и вопросов в области налогообложения предпринимателей

Взаимное доверие и безопасность

- обеспечение конфиденциальности и безопасности;

- минимизация проверок и контрольных процедур;

- взаимное доверие в отношениях предпринимателя и государства

 

Равный доступ

- обеспечение равного доступа к информационным услугам и функциям для каждого предпринимателя с учетом

индивидуальных потребностей;

- адаптация налоговой системы под налогоплательщиков

 

Источник: составлено авторами на основе Декларации ценностей клиентоцентричного государства [11]

 

Современный этап развития налоговой системы Российской Федерации характеризуется последовательным внедрением цифровых технологий в процессы налогового администрирования.

Цифровизация налогового администрирования позволила налоговым органам перейти от репрессивной модели контроля к превентивной и аналитической. К числу ключевых инструментов, трансформировавших взаимодействие между налогоплательщиками и органами ФНС России, относятся:

– автоматизированная система «АСК НДС-3», обеспечивающая сквозной контроль цепочек поставок;

– личный кабинет налогоплательщика, предоставляющий доступ к данным по налогам, задолженностям и предстоящим платежам;

– мобильное приложение «Мой налог», реализующее функции регистрации, учёта доходов и уплаты налога для самозанятых граждан;

– единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), обеспечивающая оперативный обмен данными между ФНС России, Социальным фондом России, коммерческими банками и другими организациями [9].

Значение цифрового контроля для предпринимателей заключается, прежде всего, в повышении прозрачности операций, автоматизации расчётов и снижении вероятности ошибок. Регулярное обновление данных о доходах и расходах, автоматическое формирование отчётности, напоминания о сроках уплаты налогов и страховых взносов позволяют снизить риски налоговых правонарушений и упростить документооборот [8, С. 220].

В отношении самозанятых граждан цифровизация фактически заменила классические формы налогового контроля. Приложение «Мой налог» фиксирует каждую хозяйственную операцию, формирует чек, рассчитывает сумму налога и обеспечивает прямую интеграцию с налоговыми органами. Благодаря этому минимизирована вероятность ошибок в расчётах и нарушений сроков уплаты [16, C.150].

Практика показывает, что цифровые технологии позволяют не только усилить контроль, но и повысить доверие налогоплательщиков к системе налогообложения. По оценкам аналитиков, внедрение цифровых сервисов сопровождается ростом добровольной уплаты налогов и расширением базы зарегистрированных самозанятых граждан, что подтверждает их высокую адаптивность и эффективность.

По итогам деятельности ФНС России за 2024 г. доля представленных деклараций в электронном виде составила – 94,4%, среднее время обработки обращений налогоплательщиков – 6 дней, уровень удовлетворения граждан качеством предоставления государственных услуг ФНС России – 99, 95%. [14]

Федеральная налоговая служба России последовательно реализует стратегию цифрового просвещения налогоплательщиков. На официальном портале nalog.gov.ru и в мобильных приложениях ФНС России размещаются интерактивные калькуляторы, обновляемые базы правовых актов, алгоритмы определения применимых налоговых режимов, а также доступ к персонализированным налоговым уведомлениям, сформированным в рамках системы «Личный кабинет налогоплательщика».

Повышение доступности налоговой информации требует дальнейших шагов в части адаптации материалов для широкой аудитории, в том числе с учётом различий в цифровой грамотности. Перспективным направлением является развитие многоуровневых информационных сервисов – от базовых навигационных модулей до экспертных правовых конструкций с возможностью обращения к виртуальному налоговому консультанту на основе искусственного интеллекта.

Заключение

Цифровизация налогового администрирования и контрольных процедур значительно повышает эффективность фискальной системы, сокращает число нарушений со стороны налогоплательщиков, расширяет охват предпринимателей и оптимизирует затраты на администрирование. Указанные процессы продолжают развиваться, формируя современную модель налогового управления, ориентированную на прозрачность, проактивность и технологичность. Цифровизация налогового администрирования и внедрение электронных платформ кардинально изменили механизм взаимодействия между налогоплательщиками и государством.

Таким образом, в современных условиях под налоговым менеджментом целесообразно понимать управление налогоплательщиком своими финансовыми ресурсами в соответствии с налоговым законодательством, основанное на принципах справедливости, прозрачности, эффективности, гласности и клиентоцентричности, что приводит к снижению налогового бремени и рисков для налогоплательщиков.

 

 

References

1. Nalogovyy kodeks RF (chast' pervaya) [Elektronnyy resurs]: Federal'nyy zakon RF ot 31.07.1998 g. № 146-FZ. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (data obrascheniya: 02.09.2025).

2. Nalogovyy kodeks RF (chast' vtoraya) [Elektronnyy resurs]: Federal'nyy zakon RF ot 05.08.2000 g. № 117-FZ. – URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (data obrascheniya: 02.09.2025).

3. Federal'nyy zakon "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federacii" ot 24.07.2007 N 209-FZ [Elektronnyy resurs] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (data obrascheniya: 02.09.2025).

4. Federal'nyy zakon "O gosudarstvennoy registracii yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimateley" ot 08.08.2001 N 129-FZ «O gosudarstvennoy registracii yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimateley» [Elektronnyy resurs] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (data obrascheniya: 02.09.2025).

5. Aksent'ev A.A., Ermolenko O.M. Nauchnyy i prikladnoy podhod k opredeleniyu nalogovogo menedzhmenta // Vestnik NGUEU. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnyy-i-prikladnoy-podhod-k-opredeleniyu-nalogovogo-menedzhmenta (data obrascheniya: 07.09.2025).

6. Analiticheskiy portal FNS Rossii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://analytic.nalog.gov.ru/ (data obrascheniya: 08.09.2025).

7. Bazarov F.O., Ismailov H.M. Metodologicheskie aspekty issledovaniya teorii nalogovogo menedzhmenta // Raqamli iqtisodiyot (Cifrovaya ekonomika). 2024. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-aspekty-issledovaniya-teorii-nalogovogo-menedzhmenta (data obrascheniya: 07.09.2025).

8. Boboshko, D. Yu. Sistema nalogooblozheniya fizicheskih lic v Rossiyskoy Federacii : monografiya / D.Yu. Boboshko. — Moskva : INFRA-M, 2024. — 209 s. — (Nauchnaya mysl'). — DOIhttps://doi.org/10.12737/2085065. - ISBN 978-5-16-019066-2. - Tekst : elektronnyy. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2085065 (data obrascheniya: 09.09.2025). – Rezhim dostupa: po podpiske.

9. Varpaeva I. A. Cifrovoe nalogovoe administrirovanie: kassovye operacii s ispol'zovaniem onlayn kass / I. A. Varpaeva // V sb.: Aktual'nye problemy social'no-ekon. statistiki i cifrovizacii ekon. raschetov. Sb. nauch. statey III Vseros. nauch.-prakt. konf. – Nizhniy Novgorod, 2024. – S. 145–149.

10. Geniman E. G. Samozanyatost' kak osobyy vid nalogovogo rezhima // Vestnik nauki. 2024. №5 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samozanyatost-kak-osobyy-vid-nalogovogo-rezhima (data obrascheniya: 09.09.2025).

11. Gosudarstvo dlya lyudey [Elektronnyy resurs] – URL: gosudarstvodlyalyudey.rf (data obrascheniya: 02.09.2025).

12. Duhovnik A. V., Kononchuk I. A. Nalogovyy menedzhment kak instrument upravleniya nalogami na predpriyatii. – 2023. [Elektronnyy resurs] – URL: https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/30056/1/Nalogovyi_menedzhment.pdf (data obrascheniya: 02.09.2025).

13. Ivleva O.A. Nalogovyy menedzhment: suschnost' i soderzhanie // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski . 2013. №1. [Elektronnyy resurs] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-menedzhment-suschnost-i-soderzhanie (data obrascheniya: 08.09.2025).

14. Itogi deyatel'nosti FNS Rossii za 2024 god [Elektronnyy resurs] – URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (data obrascheniya: 07.09.2025).

15. Migalkin I. L. Patentnaya sistema nalogooblozheniya / I. L. Migalkin // Agentstvo «Sliyaniya i Pogloscheniya». – 2024. – № 8 (33). – S. 23–25.

16. Nigamadzyanov M. M. Osobennosti pravovogo statusa sub'ektov, ispol'zuyuschih special'nyy nalogovyy rezhim «Nalog na professional'nyy dohod» / M. M. Nigamadzyanov // V sb.: Innovacionnye podhody v sovremennoy nauke. Sb. statey po mater. CLXIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. – Moskva, 2024. – S. 148–151.

17. Orazova E., Artykov G. Nalogi na biznes: obyazatel'nye sbory i registraciya sborov / E. Orazova, G. Artykov // Eo ipso. – 2024. – № 12. – S. 94–96.

18. Ashin G.K. Elitology: history, theory, modernity: monograph/G.K. Ashin. Washing. state Institute of International Relations (UN) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Chair of Philosophy. - M.: MGIMO-University, 2010. - 600 p. [Electronic resource]. - Access mode: https://psv4.userapi.com/s/v1/d/jt9lCPhw2VzYX32beQ6xila4NyW9pETJ1oeB9KGUp0X_XDvN2mairpAOYgcVkyVOAyWNBlpWJEw1jJyLMzz4NYYfqQ0srpH5FtE5ep5nGiqv6u-Pu6UBFA/2010_Ashin_G_K__Elitologia_Istoria_teoria_sovremennost.pdf (accessed on: 10.04.2025). (In Russ.)


Login or Create
* Forgot password?