STRATEGIC DEVELOPMENT OF RURAL AREAS IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF SUPPORT SETTLEMENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the main idea of the creation of anchor settlements - a new relevant national project of the Russian Federation aimed at the spatial development of the country. Success in containing the uncontrolled, threatening resettlement of people from disadvantaged areas can be stopped by a well-thought-out and economically planned economic and social policy of the Government of the Russian Federation. The main tool for the economic reorganization of society is the creation of decent conditions and quality of life in degrading shrinking settlements, with anchor settlements occupying a leading place. The indicators show that the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug with a population density of 0.67 people / sq. km has a gross regional product of 5851 billion rubles per year. Kurgan Oblast with a population density of 10.5 people / sq. km has a gross regional product of 339.5 billion rubles. This table visually shows that the issue of resettlement is important in the sphere of economic key indicators. Chelyabinsk, Sverdlovsk, Kurgan, Tyumen regions have room to improve their gross regional product, and the increase in GRP should undoubtedly be combined with the strategic development of key settlements.

Keywords:
urbanization, settlement concept, core settlements, development prospects, disadvantaged areas, shrinking settlements, decent quality of life, central place theory, adaptation of market economy, principles of social justice, basic services, life support infrastructure, accessibility of services
Text

Введение. В современный урбанистический словарь быстрыми темпами добавилось понятие – опорный населенный пункт. В 1970-ых годах ученые в сфере экономической географии планировали концепцию расселения на сельских территориях СССР, именно тогда появилось словосочетание – опорная сеть населенных пунктов. Данный термин применялся для отчетности по территориям с плотностью населения менее 1 человека на 1 квадратный километр. К таким спонтанным, очаговым заселениям относилась Арктика, Центральная и Восточная Сибирь. При составлении Единой сети населенных мест крайне были важны следующие данные: определение состава населения, местоположение, перспективы развития. Идея создания опорных населенных пунктов – новый актуальный национальный проект Российской Федерации, направленный на пространственное развитие страны. Успех в удержании неконтролируемого, угрожающего переселения людей из неблагополучных территорий может остановить продуманная и экономически спланированная экономико-социальная политика Правительства РФ. Основным орудием экономического переустройства общества является создание достойных условий и качества жизни в деградирующих сжимающихся населенных пунктах, при этом главенствующее место занимают опорные населенные пункты [1].

Цель исследования –  определить место и роль опорных населенных пунктов (ОНП) в стратегическом развитии сельских территорий России.

Материалы и методы исследования. В процессе исследований применялись традиционные методы: монографический, экономико-статистический, а также контент-анализ при изучении опыта создания ОНП в регионах Российской Федерации.

Результаты исследования.

В соответствии с теорией «центральных мест», можно выделить три группы базовых элементов:

- адаптация рыночной экономики, базирующейся на свободные рыночные цены, защита ценообразования надзорными инстанциями;

- одинаковость свойств пространственного развития (изотопность), в виде равномерности заселения, в виде транспортной доступности, покупательной способности, различных потребностей людей, свободность территории;

- вменяемое рыночное поведение всех субъектов, то есть полная прозрачность рыночных отношений, стремление к повышению рентабельности, эффективности любого производства и соответствующее получение достойной прибыли.

В схематичном виде изложим основные принципы социальной справедливости в опорных населенных пунктах (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Принципы социальной справедливости в опорных населенных пунктах

* Источник: составлено авторами

 

Сгруппируем основные методологические выводы по формированию Российских опорных населенных пунктов (рис. 2).

                  

 

Рис. 2. Основные методологические выводы по Российским опорным населенным пунктам

*Источник: составлено авторами

 

В декабре 2022 года Постановлением Правительства РФ были утверждены рекомендации по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий. В методических рекомендациях появилось определение «опорного населенных пункта» - это пункт с населением, который расположен за границей городских территорий, экономическая база которого происходит на основе ускорения в части развития инфраструктуры, при этом происходит реализация образовательных процессов, обеспечения медициной, расширения услуг в различных отраслях, повышение уровня потребностей населения территорий нескольких муниципальных образований [2].

В мартовском 2024 г. Поручении Президента РФ № 616 требовалось в ближайшее время определить Перечень опорных населенных пунктов, который включал более 2000 крупных городов и их агломераций, сельских населенных пунктов по всей территории России. При этом необходимы перспективные действенные Программы развитий, которые бы сочетались с основными направлениями инновационного национального проекта «Инфраструктура для жизни» [3,4].

В соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию требовалось:

- создать правила ревизионного мониторинга с составлением на их основе долговременных планов экономического, социально-культурного развития ОНП с прилегающими территориями;

- руководителям регионов обеспечить руководство и внедрение долгосрочных планов экономико-социального развития ОНП и прилегающих территорий до 2030 года, которые абсолютно сочетаются с госпрограммой «Комплексное развитие сельских территорий»;

- необходимо составить по опорным населенным пунктам отдельные нормативные статистические данные;

- в части формирования новых учетных данных в статистику России необходимо создать два арифметических индекса: индекс качества среды для жизни в ОНП и индекс качества городской среды;

- необходимо к 2030 году на тридцать процентов улучшить качество среды для жизни в опорных населенных пунктах, на 60 процентов к 2036 году. Основные улучшения качества жизни должно сочетаться с национальными проектами, в также с улучшением жилищно-коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры [5].

В 2024 году после Послания Президента РФ к Федеральному Собранию появилось новое определение ОНП и звучит оно так – это населенный пункт, экономико-социальное развитие которого строго направлено на достижение государственных целей, в частности на обеспечение национальной безопасности, которое коррелируется с повышением образовательного уровня, полного обеспечения медицинской помощи, предоставления услуг в области культуры, а также осуществления и реализации повышенных потребностей прилегающих территорий.  

Схематично можно составить перечень населенных пунктов по группам (рис. 3).                                                          

 

 

Рис. 3. Схематичный перечень опорных населенных пунктов по группам.

*Источник: составлено авторами

        

В перспективе опорные населённые пункты (ОНП) будут выполнять разные функции, которые связаны с пространственным развитием России. Вот некоторые из них: стимуляция роста экономики в прилегающих районах; обеспечение транспортной связанности; обеспечение зон надёжности в объединённых энергетических системах; сокращение дифференциации в социально-экономическом развитии территорий.

В качестве примера рассмотрим данные таблицы по плотности расселения по Уральскому федеральному округу (таблица 1).

 

Таблица 1

Данные по плотности расселения по Уральскому федеральному округу

 

п/н

Субъект Федерации

Площадь (км²)

Население (чел.)

Плотность населения (чел/км²)

ВРП на 2022 г. (млрд. руб.)

1.

Курганская область

71 488

753 002

10,5

339,5

2.

Свердловская область

194 307

4 222 695

21,7

3469

3.

Тюменская область

1 464 173

3 890 800

2,65

1360

4.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

534 801

1 759 386

3,28

5951

5.

Челябинская область

88 529

3 395 798

38,3

2589

6.

Ямало-Ненецкий автономный округ

769 250

515 960

0,67

5851

 

*Источник: данные Росстата РФ

 

В таблице 1 приведены важные экономические показатели с учетом плотности населения по регионам. Из показателей видно, что Ямало-Ненецкий автономный округ с плотностью населения - 0,67 чел/кв.км имеет валовый региональный продукт в 5851 млрд. рублей в год. Курганская область с плотностью населения – 10,5 чел/кв.км имеет валовый региональный продукт  в 339,5 млрд. рублей. Данная таблица визуально показывает, что вопрос расселения является важным в сфере экономических основных показателей. Челябинской, Свердловской, Курганской, Тюменской областям есть куда стремиться для повышения валового регионального продукта, причем повышение ВРП несомненно должно сочетаться стратегическим развитием опорных населенных пунктов [6].

Заключение. В перспективе на опорные населенные пункты будут возложены две основные функции. Первая функция – ОНП станут индикатором уровня жизни, то есть качества жизни в стране в общем. Вторая функция – организационно-управленческая роль в расселении, в закреплении территорий. Что касается стратегического развития, то для разных опорных населённых пунктов предусмотрены разные приоритеты [7; 8]. В малых городах и сёлах – ускоренное развитие социальной инфраструктуры для сокращения оттока населения. В агломерациях и административных центрах – повышение эффективности экономики за счёт укрепления агломерационных связей, наращивание капиталовложений в научно-технологическое и инновационное развитие. В стратегических населённых пунктах – обеспечение качества среды для жизни, достаточного для сохранения и роста численности населения, поддержка проектов по диверсификации экономики, зависимой от узкой специализации градообразующих предприятий.

 

 

References

1. Markvart E., Kiseleva N.N., Sosnin D.P. Sistema opornyh naselennyh punktov kak mehanizm upravleniya prostranstvennym razvitiem. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/8939 (Data obrascheniya 21.04.2025).

2. Innovacionnoe razvitie sel'skih territoriy-drayver nacional'noy strategii rosta. [Elektronnyy resurs]. URL: https://mcx.gov.ru/press-service/regions/ngskha-innovatsionnoe-razvitie-selskikh-territoriy-drayver-natsionalnoy-strategii-rosta/?ysclid=mangrrbeww184886606 (Data obrascheniya 23.04.2025).

3. Programma «Kompleksnogo razvitiya territoriy»: perspektivy dlya sel'skoy mestnosti. [Elektronnyy resurs]. URL: https://vk.com/wall-217838592_274?ysclid=mangu6x3u6343764840 (Data obrascheniya 02.05.2025).

4. Aktual'nye problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skih territoriy (na primere UrFO). URL: https://vestnik.utmn.ru/upload/iblock/6a6/028_070.pdf?ysclid=mangwdhrjf38075233 (Data obrascheniya 10.05.2025).

5. Sosenkov A.V. Vovlechenie v hozyaystvennyy oborot pustuyuschih zemel' sel'skohozyaystvennogo naznacheniya // Izvestiya Mezhdunarodnoy akademii agrarnogo obrazovaniya. 2016. № 30. S. 102-106.

6. Sosenkov A.V. Stolypinskaya reforma: uroki istorii // Teoriya i praktika mirovoy nauki. 2016. № 4. S. 93-98.

7. Geht I.A. «Dorozhnaya karta» transformacii sistemy potrebitel'skoy kooperacii kak instituta social'nogo i ekonomicheskogo razvitiya / I.A. Geht, M.M. Kislickiy, M.I. Parfenov // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. – 2015. – №3. – S. 14-16.

8. Semin, A.N. Rurbanizaciya i ruralizaciya kak faktory uspeshnogo razvitiya neurbanizirovannyh territoriĭ Rossii // Vestnik Nacional'nogo instituta biznesa. – 2022. - No 1(45). – S. 20-24.


Login or Create
* Forgot password?