Moskva, Russian Federation
Moskva, Russian Federation
VAK Russia 5.2.3
VAK Russia 5.2.4
VAK Russia 5.2.5
VAK Russia 5.2.6
VAK Russia 5.2.7
Based on foreign experience, the article shows that the development of contractual relations in the agro-industrial complex contributes to the successful resolution of many economic, social, and environmental problems in rural communities, as well as to ensuring the country's food security. It is noted that the level of development of these relations depends on the degree of social orientation of agro-food policy. The article concludes that it is necessary to improve the state management of rural areas in Russia, taking this requirement into account.
AIC, public administration, contracting, cooperation, small forms of farming, and food security
Введение. Состояние экономики АПК зависит от множества факторов. Как следует из наших исследований [1-3], решающую роль из них играет степень социальной направленности агропродовольственной политики, прежде всего, учет государством интересов лиц, занятых производством сельхозпродукции на базе фермерских хозяйств и других малых форм хозяйствования (МФХ). О том, насколько соблюдается данное требование, можно судить по уровню развития потребительской кооперации и контрактных отношений в АПК.
Заметим, под контрактацией в АПК нами понимается взаимовыгодное сотрудничество К(Ф)Х и других МФХ в аграрном секторе с государством, перерабатывающим, торговым или иным предприятием, получившим название «предприятие-интегратор», на базе договора, предусматривающего разделение обязанностей сторон с указанием сроков и условий их выполнения.
Как свидетельствует мировой опыт, контрактация способствует эффективному решению многих актуальных экономических, социальных и экологических проблем сельских территорий. В частности, содействует развитию МФХ в агросекторе, укреплению продовольственной безопасности страны и сбережению окружающей среды, повышает конкурентоспособность АПК, а также занятость и доходы сельского населения. Вопреки этому, в России контрактация в АПК, как и потребкооперация, пока находится в зачаточном состоянии, что является одной из главных причин социально-экономического кризиса в сельской местности.
В странах с развитыми АПК и сельскими территориями, а также нацеленными на это, вопросам разумного формирования и эффективного функционирования контрактных отношений уделяется пристальное внимание [4-5]. Связано это с тем, что контрактация в АПК выгодна всем ее участникам. Об этом можно судить по следующему факту: в США в последние годы интеграторы в свиноводстве постепенно отказываются от ведения собственного производства в пользу контрактного [6]. Поэтому данный опыт представляет для России существенный научный и практический интерес.
Методы исследования. При написании статьи применены абстрактно-логический, монографический и экспертный методы исследования.
Результаты. Слабый уровень развития контрактных отношений в АПК России не только показатель недостаточной социальной ориентированности агропродовольственной политики, но и неудовлетворительного состояния в стране общественно-экономических отношений, так как первая, по сути, являются составной частью вторых. К сожалению, хотим мы того или нет, во многих странах, конкурирующих с Россией в области АПК и других сферах, указанные политика и отношения полнее учитывают социальные и экономические интересы сельского населения, в том числе МФХ в аграрном секторе. Чтобы проиллюстрировать отмеченное, ниже в краткой форме представлен зарубежный опыт контрактных отношений в АПК.
США. В них наибольшее распространение контрактация получила в птицеводстве, в котором порядка 90% производимой продукции (мяса и яиц) приходится на названную форму хозяйствования. Остальная птицеводческая продукция (около 10%) производится на крупных предприятиях, схожих с российскими агрохолдингами. Таковые предпочитают обладать собственными земельными и иными материальными ресурсами, позволяющими обойтись без сотрудничества с фермерами [1].
В растениеводстве в США контрактация развита в несколько меньшей степени. Однако в целом в аграрном секторе в стоимостном выражении в ее рамках производится весьма значительная часть продукции – в пределах 31-41% от ее общего объема в отрасли [5].
В мировой практике преимущественное распространение получили две модели контрактации: производственная и маркетинговая. В США наиболее популярна первая из них. На примере птицеводческой отрасли ее суть состоит в следующем: участниками договора контрактации являются крупные птицеводческие предприятия и фермеры; первые, как правило, берут на себя широкий круг обязательств обслуживающего характера, включая поставку фермерам цыплят, комбикормов, подстилки, ГСМ, осуществление ветеринарных и иных услуг, закупку готовой продукции.
Наряду с перечисленными, в договоре контрактации, за предприятием-интегратором могут быть закреплены и некоторые другие менее характерные обязательства перед фермерами. К примеру, обучение персонала ферм современным технологиям производства.
Фермеры же при контрактной системе преимущественно или полностью сосредотачиваются на производстве продукции, не отвлекаясь на иные виды деятельности. Такое сужение специализации повышает качество и эффективность выполняемых ими работ.
Если говорить о маркетинговой модели контрактации, то в ее раках в США реализуется около 30% продукции АПК [7].
Евросоюз. Широкое распространение контрактация в АПК получила и в странах Западной Европы. В частности, во Франции в рамках этой формы производится примерно 55% мяса птицы и яиц, а в Нидерландах – около 50 процентов. В отличие от других, в последней в контрактации участвуют три стороны: фермеры, комбикормовые заводы и упаковочные предприятия [1].
Если в США посредством контрактации реализуется порядка 30-40% сельскохозяйственной продукции, то в ЕС ее доля значительно выше: по сахарной свекле в отдельных странах (к примеру, Германии и Франции) она составляет 87%; мясу птицы (в Бельгии и Нидерландах) – 90%; картофелю (в Бельгии и Нидерландах) – 70%; поголовью мясных свиней – 50%, откормочному поголовью КРС – свыше 90 процентов [4].
Во многом, именно благодаря развитию контрактации в АПК, в США и Евросоюзе фермерские хозяйства функционируют устойчиво. К сожалению, в этом плане в России ситуация складывается не столь успешно. Так, из-за недостаточной благоприятности условий деятельности численность К(Ф)Х и ИП сокращается высокими темпами: с 2016 года по 2021 год она снизилась с 235957 ед. до 91394 ед. или на 61,3 процента. Из этого следует, что в 2021 году в расчете на один субъект России приходилось всего 1075 К(Ф)Х и ИП, на муниципальный район – 5 ед., а на СНП – лишь 0,6 единиц. Таким образом, в расчете на один сельский населенный пункт в стране не было даже одного фермера, что также является убедительным свидетельством низкой социальной ориентированности агропродовольственной политики в России.
Для сравнения, в Германии, где численность населения меньше в 1,8 раза, насчитывается свыше 250 тыс. ферм со средней площадью земли в 75 га (2,7 раза больше, чем в России), а в США – 1,9 млн единиц (почти 21 раз больше, чем в России, тогда как численность населения в них превышает лишь в 2,3 раза). Причем в США 98% данных хозяйств относится к семейным, на которых приходится 87% сельскохозяйственной продукции [8].
Исследования, проведенные в Ирландии и Нидерландах, показали необходимость периодического опроса фермеров, являющихся участниками контрактных отношений, и учета их результатов для совершенствования содержания контрактов. Необходимость этого вызвана тем, что, с одной стороны, фермеры по-разному воспринимают экономические выгоды, с другой – часть из них предпочитает большую детализацию и ясность в договорах контрактации. К примеру, в Ирландии пожилые фермеры склонны заключать контракты, ориентированные на конкретные результаты. Кроме того, в данной стране выгодными считаются контракты на длительные сроки.
В Нидерландах же наибольшей популярностью у фермеров пользуются агроэкологические контракты, а также контракты на создание производственно-сбытовой цепочки [10].
В свете рассматриваемой проблемы заслуживает внимания также опыт социальной ориентированности агропродовольственной политики и защиты интересов фермеров, накопленный в Италии. В этой стране объединения фермеров стали не только мощной производительной силой в области обеспечения продовольственной безопасности страны, но и влиятельным политическим институтом. Сказанное явилось следствием создания итальянскими фермерами наиболее крупных объединений, позволяющих им осуществлять переработку и реализацию своей продукции без посредников. Примером может послужить Ассоциация «Campagna Amica», объединяющая около 130 тысяч фермеров. В других странах подобные объединения имеют меньшую численность участников. В частности, во Франции и США в таковых состоит примерно по 100 тысяч членов [5].
Даже в развитых странах, несмотря на высокие уровень развития рынков и скорость распространения рыночной информации, происходит маргинализация части небольших сельскохозяйственных ферм, не встроенных в маркетинговые цепочки. Исследования показали, что заключение подобными фермами контрактов на производство сельскохозяйственной продукции служит действенным инструментом повышения устойчивости их экономики. Причем опыт, накопленный в последние годы в Италии (в Сицилии), свидетельствует, что вовлечение в контрактные отношения названных ферм в рамках вертикальной интеграции приносит выгоду также сельскохозяйственным предприятиям, выступающим в роли интеграторов [11].
С точки зрения развития контрактации в АПК заслуживает внимания и другое исследование, проведенное в Италии и охватившее 55 фермеров-арендаторов, заключивших 230 договоров аренды. Основные выводы, сделанные по его итогам, сводятся к следующему [12]:
1. Чем выше доля земельной площади, задействованной в контрактации от общей арендуемой площади, тем выше имидж и эффективность фермы.
2. Положительному имиджу и эффективности фермы способствует ее площадь, оснащенность сельскохозяйственной техникой, размеры участков под трудоемкими и интенсивными культурами. Причина: перечисленные факторы способствуют снижению удельных затрат за счет масштаба.
Китай. Одним из примечательных его названий является «большая страна с мелкими фермами». Оно само по себе говорит о том, что в ней развитию МФХ в аграрном секторе удалятся большое внимание. Причем преимущественно это относится к семейным фермам, которые обрабатывают 98% сельскохозяйственных угодий. Для содействия им, наряду с множеством других видов поддержки, стимулируется развитие контрактных отношений между участниками агропромышленного производства, в том числе между производителями сельхозпродукции. Тем самым, в Китае контрактные отношения рассматриваются в более широком плане, чем принято в развитых странах, где в АПК сложилась более узкая специализация. Ниже в краткой форме приведены основные выводы, содержащиеся в статье «Модели взаимосвязи интересов между начинающими фермерами и мелкими фермерскими хозяйствами: перспектива формирования предпринимательской организации» [13]. Данный вид контрактных отношений – один из наиболее распространенных в Китае. Суть их состоит в том, что более опытные фермеры помогают в становлении начинающим фермерам. Практика показала, что такое своего рода шефство первых над вторыми в существенной мере способствует росту конкурентоспособности аграрного сектора данной страны. Рассмотрим основные выводы, сделанные из названной выше статьи.
1. Чем устойчивее состояние экономики участников контрактации, тем согласованнее они функционируют, выше эффект от их сотрудничества.
2. Решающая роль в развитии контрактных отношений между новыми и опытными фермерами, а также обеспечении эффективности аграрного бизнеса в целом принадлежит государству. Прежде всего, речь идет о политической, финансовой, налоговой и технологической помощи новым фермерам с его стороны, а также защите прав собственности.
3. В области взаимоотношений между фермерами пока существует много проблем, вызванных недостатками механизмов корректировки их интересов, в результате чего устойчивость контрактных отношений нельзя считать достаточно высокой. В частности, не отрегулирован механизм защиты интересов сторон, периодически имеет место необоснованное распределение льгот. Как показал анализ, устранению этих недостатков может способствовать создание эффективного механизма информационного обеспечения сторон (взаимного и со стороны государства) и совершенствование договорных отношений с целью более справедливого распределения выгод.
4. В рамках обеих устоявшихся моделей отношений между фермами (индивидуальной и кооперативной) новые фермеры предпочитают вариант более тесной (жесткой) взаимосвязи интересов. К этому склонны не только новые фермеры, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, но и занимающиеся ее переработкой.
5. Чем теснее и согласованнее отношения между начинающими и опытными фермерами, тем ниже издержки сотрудничества.
6. Существенным фактором, оказывающим положительное влияние на контрактные отношения между рассматриваемыми сторонами, является участие в них выпускников колледжей. Это показывает, что наличие хорошего образования является важным условием обеспечения согласованности и эффективности рассматриваемых отношений.
Важное значение имеют и другие выводы, следующие из опыта Катая в сфере сотрудничества фермеров с предприятиями других сфер [14]:
1. Рост доходов фермеров во многом зависит от используемой модели контрактации. Так, наибольший эффект в этом плане дает взаимодействие фермеров с формированиями третичной сферой – предприятиями по заготовке, переработке, хранению, транспортировке и реализации сельхозпродукции.
2. Рост доходов фермеров оказывает позитивное на развитие несельскохозяйственных видов деятельности на селе, в том числе сельской промышленности.
3. Решающее значение для развития контрактных отношений между фермерами и предприятиями третичной сферы играет государственная поддержка, прежде всего, финансовая.
Опыт Китая дает основание полагать, что перечисленные выводы актуальны для всех развивающихся стран. Особенно это касается тех, в которых, с одной стороны, имеется множество малых ферм, а также активно идет процесс перехода к современным методам ведения сельхозпроизводства.
Малайзия. Практика данной страны тоже подтверждает социально-экономическую и экологическую целесообразность контрактных отношений в АПК. Например, они помогают фермерам в деятельности по снижению ценовых и производственных рисков и, тем самым, способствуют более эффективному использованию ресурсов в АПК, в том числе в сельском хозяйстве и в сфере переработки сельхозпродукции.
В то же время, опыт Малайзии, как и других стран, показывает, если механизм отношений фермеров с интеграторами недостаточно справедлив, то первых могут ожидать серьезные риски, вызванные чрезмерной рыночной властью вторых, как покупателей продукции. Исследование проблем контрактных отношений в АПК Малайзии показало также, что одной из основных причин, препятствующих обеспечению указанной справедливости, является сложность точной оценки трансакционных издержек [15].
Танзания. Как и в других развивающихся странах, первым шагом на пути развития контрактных отношений в АПК Танзании послужили меры, направленные на противодействие монополизации земельных ресурсов. Проводилась данная работа в рамках мер по обеспечению продовольственной безопасности, преодолению бедности на сельских территориях путем крупномасштабных инвестиций в сельское хозяйство, а также более тесной увязки фермеров с рынком. Однако пока данная работа не дала ожидаемых результатов. Так, контрактное фермерство привело к тому, что земли бедных фермеров стали переходить в собственность богатых фермеров. Кроме того, стала уменьшаться площадь земель, используемая для производства сельскохозяйственной продукции, что негативно сказалось на решение проблемы продовольственной безопасности.
Наряду с этим, в сельском хозяйстве Танзании больше стали использовать синтетические средства, выросли масштабы вырубки лесов для лесозаготовок, что привело к ухудшению экологической ситуации в сельской местности. Как свидетельствуют исследования, перечисленные негативные последствия политики развития контрактных отношений в АПК стали результатом недостаточной эффективности государственного регулирования сельскохозяйственного производства [16].
Лаос. Опыт 123 сельскохозяйственных фирм этой страны показал, что для развития контрактных отношений особое значение имеет поддержание государством на высоком уровне стратегии планирования, маркетинговой деятельности, организации производства сельскохозяйственной продукции и других процессов. Для этого требуется активизации деятельности органов власти по стимулированию инновационного развития АПК, что предполагает периодическое обучение персонала и улучшение инфраструктуры [17].
Заключение. В целом, приведенный опыт свидетельствует, что развитие контрактных отношений в АПК – одно из стратегических направлений решения экономических, социальных и экологических проблем сельских территорий, включая повышение занятости и доходов сельских жителей, снижение их оттока в города, улучшение состояния окружающей среды, обеспечение продовольственной безопасности страны и доступности продовольствия для населения. При этом роль социализации госуправления в развитии контрактации является определяющей. Из этого следует, что Россия нуждается в существенном усилении внимания рассматриваемой проблеме.
1. Adukov R.H. Celesoobraznost' sozdaniya social'no-orientirovannyh klasterov po proizvodstvu sel'hozprodukcii na kontraktnoy osnove / R.H. Adukov, R.V. Zaharov, R.A. Yusufov // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. – 2013. – № 12. – S. 71-76. – EDN RTPXCN.
2. Adukov R.H. Kontraktaciya kak sposob povysheniya social'noy roli krupnyh formirovaniy APK i ustoychivogo razvitiya otrasli / R.H. Adukov, A.N. Adukova // Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyaystve. – 2021. – T. 1, № 12(81). – S. 31-37. – DOIhttps://doi.org/10.33938/21121-31. – EDN TMADVI.
3. Adukov R.H. Kontraktaciya kak faktor razvitiya malyh form hozyaystvovaniya v agrarnom sektore / R.H. Adukov // Russian Journal of Management. – 2025. – T. 13, № 5. – S. 12-21. – DOIhttps://doi.org/10.29039/2500-1469-2025-13-5-12-21. – EDN SVIOXR.
4. Papcov A. Kontraktaciya i sbytovaya kooperaciya v sisteme integracionnyh otnosheniy v agrarnom sektore stran Evropeyskogo Soyuza / A. Papcov // APK: ekonomika, upravlenie. – 2008. – № 9. – S. 63-68. – EDN JULXDX.
5. Goncharov V.D. Kontraktnoe sel'skoe hozyaystvo v Rossii: problemy razvitiya / V.D. Goncharov, N.Yu. Tuhina // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. – 2022. – № 2. – S. 47-63. – DOIhttps://doi.org/10.37691/2311-5351-2022-0-2-47-63. – EDN ZILFBK.
6. Shagayda N.I. Razrabotka mehanizmov vstraivaniya malyh form hozyaystvovaniya v prodovol'stvennye cepochki / N.I. Shagayda, E.A. Gataulina, R.G. Yanbyh, V.Ya. Uzun i dr. – M.: RANH i GS, 2017. – 99 s. – EDN YLUHHF
7. Kacubo S.P. Pravovye formy realizacii sel'skohozyaystvennoy produkcii / S.P. Kacubo // Vestnik Gomel'skogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta im. P.O. Suhogo. – 2001. – № 2. – S. 103-114. – EDN NQFPGD.
8. Terent'eva A.S. Amerikanskoe zhivotnovodstvo: problema effektivnosti / A. S. Terent'eva // Rossiya i Amerika v XXI veke. – 2019. – № 2. – S. 2. – DOIhttps://doi.org/10.18254/S207054760006016-4. – EDN NMNEIM.
9. Suglobov A.E. Povyshenie effektivnosti modeley ispol'zovaniya kontraktnyh otnosheniy v agropromyshlennoy sfere / A.E. Suglobov, N.V. Lyasnikov // Russian Journal of Management. – 2025. – T. 13, № 6. – S. 257-274. – DOIhttps://doi.org/10.29039/2500-1469-2025-13-6-257-274. – EDN ISZVLA.
10. Factors Influencing the Perceived Economic Benefits of Innovative Agri-Environmental Contracts. – URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s00267-024-02027-8.
11. Dynamics of structural change in agriculture, transaction cost theory and market efficiency: The case of cultivation contracts between agricultural enterprises and the food industry. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2666154322001296.
12. The tenant's pre-emption rights in Italian agriculture: An introductory economic evaluation. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2405844023068275.
13. Interest linkage models between new farmers and small farmers: Entrepreneurial organization form perspective. – URL: https://dprm.ru/ekonomika/agropromyshlennyj-kompleks-apk-i-ego-struktura?ysclid=mf9rgmh633431928378.
14. Impact of rural industrial integration on farmers' income: Evidence from agricultural counties in China. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1049007824000563.
15. The Role and Importance of the Transactions Costs Theory in Agricultural Contracting Area: An Appraisal of Selected Empirical Studies. – URL: https://scispace.com/pdf/the-role-and-importance-of-the-transactions-costs-theory-in-1i62fh74mn.pdf.
16. Large-scale agricultural investments and contract farming in Tanzania: A systematic review on the livelihoods, food security and ecological implications. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2666154324005519.
17. Technological innovation capabilities' effect on innovation performance: Agriculture firms in Laos. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2666188825004101.