THE ARCTIC IN THE STRATEGIES OF TRANSNATIONAL CORPORATIONS: FROM RESOURCE DEVELOPMENT TO DIGITAL ECOSYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the transformation of strategies adopted by transnational energy corporations in the Arctic amid global climate, technological, and institutional shifts. The author traces the evolution of corporate presence in the region – from a resource-oriented model to a technologically integrated one based on digitalization, automation, and remote management. Particular attention is paid to the impact of digital solutions on project sustainability, the mitigation of operational and environmental risks, and the improvement of efficiency in Arctic assets. The study examines the practices of leading companies employing digital twins, artificial intelligence, predictive analytics, and satellite monitoring. It is emphasized that in the context of the energy transition, digital environmental metrics are gaining economic significance and are becoming a prerequisite for access to additional sources of capital, including financing, insurance, and market instruments. The Arctic is increasingly viewed not only as a source of hydrocarbons, but also as a connecting node in global digital and logistics chains, where digital platforms play a key role in adapting corporate strategies to new economic and regulatory demands.

Keywords:
Arctic, transnational corporations, digitalization, energy sector, sustainable development, environmental monitoring, logistics infrastructure
Text

Арктический регион в последние десятилетия стал одним из ключевых направлений стратегического интереса транснациональных корпораций (ТНК). Устойчивый рост глобального спроса на углеводороды, технологические сдвиги в области разведки и добычи, а также ускоренное изменение климата способствовали усилению экономической активности в высокоширотных зонах. Сокращение площади морского льда в Арктике дополнительно повысило доступность морских акваторий, прежде всего в российских, норвежских и североамериканских секторах. Одновременно развивались прибрежная инфраструктура и международно-правовая база региона, что создавало новые возможности для участия крупнейших энергетических корпораций.

Согласно оценкам Геологической службы США, в районе к северу от Полярного круга может находиться до 13 % неразведанных мировых запасов нефти и порядка 30 % запасов природного газа [1]. Эти данные стали важным аргументом в пользу диверсификации активов для таких компаний, как Shell, Equinor, TotalEnergies, ExxonMobil, ConocoPhillips, а также ведущих российских энергетических компаний, включая «Газпром», «НОВАТЭК» и «Роснефть». Первоначальные формы участия ТНК в арктических проектах строились вокруг ресурсного подхода – разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе в формате совместных предприятий с национальными операторами. Однако с середины 2010-х гг. усилился переход к более комплексным стратегиям, сочетающим экологические стандарты, производственную автоматизацию и цифровую инфраструктуру. В последние годы цифровые технологии все чаще рассматриваются как одно из условий освоения Арктического региона: дистанционное управление, спутниковый мониторинг и интеллектуальная аналитика позволяют снижать затраты и интегрировать арктические активы в глобальные производственные цепочки, минимизируя физическое присутствие и повышая устойчивость проектов.

В 1980-х гг. транснациональные энергетические компании после десятилетий разведки перешли к этапу освоения ресурсов Арктики в рамках операционной модели, предполагающей их прямое участие в разработке месторождений, создание инфраструктуры и контроль над ней и управление логистикой. На Северном склоне Аляски американские компании ExxonMobil, ConocoPhillips и Atlantic Richfield Company обеспечивали эксплуатацию ряда месторождений, включая крупнейшее Prudhoe Bay, действуя на основе договоров аренды с федеральными и региональными органами. Разработка велась с использованием технологий, адаптированных к условиям вечной мерзлоты, и сопровождалась созданием магистральных трубопроводов и экспортной инфраструктуры. В то же время в Канаде разведка и опытная добыча велись канадскими Panarctic Oils Ltd., Imperial Oil и Husky Energy. Эти компании, а также зарубежные Shell, Chevron и BP, получали лицензии на участках в море Бофорта и дельте реки Маккензи. Однако экономическая нецелесообразность и экологические ограничения не позволили перейти к полномасштабной добыче.

Норвегия в тот же период продолжила выстраивать государственно-ориентированную модель: национальная компания Statoil (позже Equinor) вела разведку углеводородов в Северном, Норвежском и Баренцевом морях, в том числе совместно с зарубежными партнерами ввиду недостатках технологий. При этом государство реализовало полный контроль над лицензированием [2], экологическими стандартами и технологическим развитием. Такая система легла в основу будущих проектов Snøhvit и Goliat, реализованных в 2000-х гг.

С началом XXI в. в российской Арктике сформировалась операционно-партнерская модель. Иностранные корпорации, включая ExxonMobil, BP и TotalEnergies, участвовали в совместных проектах с «Роснефтью» и «НОВАТЭКом», предоставляя инвестиции и технологии. Примеры включают соглашение по разработке Карского моря и реализацию «Ямал СПГ». Однако после 2014 г. западные компании были вынуждены ограничить сотрудничество из-за экономических санкций, что продемонстрировало уязвимость модели к внешнеполитическим рискам.

С середины 2010-х гг. начинает формироваться технологическая модель корпоративного участия компаний, основанная на дистанционном управлении, автоматизации и интеграции цифровых решений. Компании внедряют цифровые двойники и ИИ-системы в управление морскими платформами. Корпоративное присутствие в Арктике приобретает новый характер – развиваются не только технологии добычи ресурсов, но и происходит создание системы сервисных, логистических, цифровых и аналитических инструментов. Это позволяет ТНК интегрировать арктические активы в глобальные цепочки создания стоимости.

Переход к цифровизации в нефтегазовой отрасли во многом был вызван усложнением политических и репутационных условий реализации проектов, а также повышение внимания к экологическим рискам в непростых природных условиях региона. По мере ужесточения требований к устойчивости экономических проектов, снижению допустимого уровня экологического риска и удорожания традиционных форм освоения высокоширотных территорий корпорации все чаще прибегают к цифровым решениям. Такая трансформация направлена на обеспечение гибкости в принятии решений, снижение затрат, минимизацию экологических рисков и усиление контроля над активами ТНК.

Одним из лидеров цифровизации арктических нефтегазовых проектов выступает норвежская Equinor. В рамках стратегии цифровой трансформации компания внедряет интегрированные решения, включая цифровые двойники, технологии удаленного мониторинга, автоматизированное бурение, машинное обучение и потоковую обработку данных для оптимизации операций на месторождениях. Управление платформами на шельфе и их обслуживание осуществляется из береговых центров в Бергене, Ставангере и Стьёрдале, что позволяет не только сократить количество персонала на объектах, но и повысить надежность, безопасность производства и повысить ценность [3]. В частности, Equinor сотрудничает с цифровыми подрядчиками в отрасли, включая норвежскую Cognite, для построения единой промышленной аналитической платформы, интегрирующей данные о бурении, техобслуживании и экологических параметрах [4].

Сходные подходы реализуются и в России. В 2023 г. объем инвестиций в цифровизацию в нефтегазовом секторе в России составил около 53 млрд рублей, что на 17% больше, чем годом ранее [5]. Так, дочерние структуры «Газпрома» в проектах по добыче углеводородов на шельфе Печорского моря и в районе полуострова Ямал развивают концепцию «цифрового месторождения», включающую автоматизированное дистанционное бурение, предиктивную аналитику и спутниковую навигацию с учетом ледовой обстановки. Использование технологий виртуальной реальности и цифровых тренажеров для подготовки персонала для месторождения Приразломное позволяет повысить точность операций и снизить зависимость от вахтовой логистики [6]. В проектах, реализуемых «НОВАТЭКом», цифровизация охватывает как производственные процессы, так и управление ими, с опорой на импортозамещение. Например, интеграция цифровых решений в морскую логистику может обеспечить эффективную и безопасную круглогодичную отгрузку СПГ в водах Северного Ледовитого океана.

Дополнительное значение приобретают сервисные и инженерные подрядчики. Наряду с добывающими компаниями растет роль поставщиков цифровой инфраструктуры. Технологические подрядчики включаются в арктические проекты как поставщики навигационных, геоинформационных и аналитических решений. Они формируют слой цифровой среды, сохраняющийся даже при снижении прямого физического присутствия операторов. В частности, канадская компания C‑CORE разрабатывает спутниковые и дистанционные решения для мониторинга айсбергов и ледовой обстановки, включая программный комплекс Iceberg Detection Software (IDS) и интегрированный проект Integrated Remote Sensing for the Arctic (IRSA), реализуемый в партнерстве с организациями из Норвегии, Дании и США. Среди крупнейших нефтесервисных компаний, адаптирующих свои цифровые решения в том числе к арктическим условиям, выделяются SLB (ранее Schlumberger), предлагающая решения для удаленного управления, ИИ-анализа и оптимизации добычи, а также Baker Hughes, чьи технологии предиктивной аналитики и интеллектуальной диагностики интегрируются в производственные цепочки и логистические процессы, включая проекты по сжижению природного газа. Наряду с ними, другие международные сервисные компании также развивают цифровые инструменты, направленные на снижение рисков, повышение безопасности и устойчивости производственных операций, которые в том числе могут быть применимы и для арктических проектов.

Таким образом, технологическая модель экономического участия расширяет набор доступных форматов корпоративного присутствия в Арктике за счет роста необходимости цифровой интеграции, предиктивного управления и удаленного доступа к инфраструктуре. Физическая инфраструктура по-прежнему остается необходимой, но возрастает значение цифровизации как важного ее дополнения. Арктика перестает восприниматься исключительно как изолированный ресурсный регион и все чаще рассматривается как элемент глобальной цифровой экосистемы, в рамках которой транснациональные корпорации реализуют функции координации, анализа и адаптивного управления, соответствующие требованиям устойчивого развития и повышения эффективности в условиях высоких рисков.

Арктика все в большей степени встраивается не только в сырьевые, но и в цифровые цепочки глобальной экономики. Потоки данных, генерируемые в процессе разведки, добычи, транспортировки и мониторинга окружающей среды, становятся самостоятельным ресурсом, сопоставимым по значимости с физическими объемами углеводородов. Для транснациональных корпораций это означает переход от локально управляемых промышленных объектов к распределенным системам, где арктические активы подключены к корпоративным платформам обработки данных, моделирования рисков и финансового планирования. Геолого-геофизические массивы, показания датчиков на скважинах, ледовые и метеорологические снимки со спутников, данные о выбросах метана и факельного сжигания – все это интегрируется в единые производственно-аналитические контуры, используемые при принятии инвестиционных решений и управлении портфелем месторождений на глобальном уровне.

Связь цифровизации с устойчивыми стратегиями усиливается на фоне растущих требований со стороны регуляторов, инвесторов и финансовых институтов к прозрачности и верифицируемости экологических показателей для производственных и перерабатывающих компаний. Тенденции на европейском рынке капитала, рекомендации по раскрытию информации о климатических рисках (Task Force on Climate Related Financial Disclosures), глобальные инициативы по мониторингу выбросов метана (OGMP 2.0), а также внедрение трансграничных углеродных механизмов побуждают компании формировать сквозные цифровые системы учета – от источника выбросов до конечного потребителя. Такие системы становятся неотъемлемой частью корпоративной отчетности и напрямую влияют на доступ к кредитам, страхованию и участию в биржевой торговле. Кроме того, цифровые экологические метрики играют ключевую роль в мониторинге и оценке воздействия на окружающую среду, особенно в регионах с повышенной экологической уязвимостью, таких как Арктика [7]. В условиях энергоперехода эти метрики превращаются в экономически значимые параметры, определяющие уровень доверия рынков к арктическим проектам.

Логистическая связность региона также формируется на цифровой основе. Арктические маршруты поставок СПГ, нефти и других грузов опираются на интеграцию ледовой разведки, спутникового позиционирования, данных автоматических буев и прогнозных моделей. Координационные центры крупных компаний и фрахтовых операторов используют эти массивы в режиме близком к реальному времени для выбора оптимальных окон проводки и перенаправления грузов между европейскими и азиатскими рынками. Так, в России в опорных портах вдоль Северного морского пути реализуют концепцию «умного порта» для обеспечения их функционирования в условиях постоянно меняющейся среды [8]. Таким образом, цифровые сервисы становятся критически важным элементом арктической логистики и фактором гибкости глобальной торговой стратегии.  

Таким образом, стратегическое присутствие транснациональных корпораций в Арктике прошло путь от ресурсно-ориентированной модели, сосредоточенной на физическом контроле над добычей и инфраструктурой, к многоуровневому участию, включающему цифровые, логистические и аналитические функции. Эволюция корпоративных стратегий, от операционной модели к операционно-партнерской, а затем к технологической, отражает не только институциональные сдвиги и политические трансформации, но и качественное изменение условий ведения бизнеса в высокоширотных регионах.

На смену логике прямой эксплуатации ресурсов приходит логика цифровой интеграции, при которой управление арктическими активами осуществляется удаленно, а само участие корпораций принимает платформенный характер. Это позволяет компаниям адаптироваться к растущим требованиям экологической и социальной устойчивости, политической волатильности, санкционным ограничениям и экономической неопределенности. В новых условиях Арктика перестает быть лишь источником мировых запасов углеводородов и становится частью глобальных цепочек добавленной стоимости – пространством, где формируются потоки данных, логистические сценарии и климатические метрики, критически важные для энергетических переходов.

При этом трансформируется сама природа корпоративного участия: транснациональные компании становятся не только инвесторами и операторами добычи, но и архитекторами цифровых решений, центрами обработки стратегически значимых данных и институциональными медиаторами между государствами, финансовыми рынками и экологическими регуляторами. Их роль выходит за рамки промышленной деятельности, охватывая стандартизацию, климатическую отчетность и обеспечение технологической совместимости в трансграничных цепочках [9]. Это формирует основу для возникновения в Арктике устойчивой цифровой экосистемы – среды, в которой технологическое освоение и ограничения, продиктованные глобальной повесткой устойчивого развития, не конфликтуют, а сосуществуют в едином управленческом контуре.

Такая трансформация корпоративного участия в Арктике требует пересмотра и со стороны государств: ключевым становится уже не столько контроль над доступом иностранного капитала к ресурсам, сколько способность интегрировать национальные арктические территории в глобальные потоки данных, цифровых решений, инвестиционных стратегий и управленческой экспертизы. В этих условиях Арктика все в большей степени превращается из пространства конкуренции за природные богатства в арену соперничества за наиболее эффективные и устойчивые модели управления как в технологическом, так и в институциональном измерении.

References

1. US Geological Survey. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle / Gautier D.L. et al. – URL: https://pubs.usgs.gov/fs/2008/3049/fs2008-3049.pdf (data obrascheniya: 16.06.2025).

2. Krivorotov, A. K. Norvezhskaya model' upravleniya neftegazovym kompleksom / A. K. Krivorotov // Energeticheskaya politika. – 2020. – № 2(144). – S. 44-57. – DOIhttps://doi.org/10.46920/2409-5516_2020_2144_44.

3. Digitalisation improves safety and value creation // Equinor : sayt. – URL: https://www.equinor.com/news/archive/2019-01-07-digital-operations-support-centres (data obrascheniya: 16.06.2025).

4. Cognite, Equinor partner to further accelerate digitalization program // Offshore Magazine : sayt. – URL: https://www.offshore-mag.com/business-briefs/equipment-engineering/article/14286425/cognite-equinor-cognite-partner-to-further-accelerate-digitalization-program (data obrascheniya: 16.06.2025).

5. Cifrovizaciya v neftegazovoy otrasli RF vyrosla na 17% v 2023 godu // TASS : sayt. – URL: https://tass.ru/ekonomika/22101715 (data obrascheniya: 16.06.2025).

6. «Gazprom neft' shel'f» vnedril virtual'nuyu real'nost' v obuchenie sotrudnikov // Gazprom neft' shel'f : sayt. – URL: https://shelf.gazprom-neft.ru/press-center/news/gazprom-neft-shelf-vnedril-virtualnuyu-realnost-v-obuchenie-sotrudnikov (data obrascheniya: 16.06.2025).

7. Izmaylov, M. K. Cifrovaya transformaciya v arkticheskom regione: vozmozhnosti i vyzovy / M. K. Izmaylov // BENEFICIUM. – 2023. – № 3(48). – S. 45–52. – DOI:https://doi.org/10.34680/beneficium.2023.3(48).45-52.

8. Gorbashko, E. A. Ocenka urovnya vliyaniya cifrovizacii Severnogo morskogo puti na ekonomicheskoe razvitie arkticheskih regionov / E. A. Gorbashko, K. B. Kostin, L. A. Karimova // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. – 2025. – T. 15, № 5. – S. 3557-3578. – DOIhttps://doi.org/10.18334/epp.15.5.123321.

9. Fil'kevich I.A., Lyu C. Tehnologicheskie innovacii kak strategiya ekonomicheskogo rosta // Gorizonty ekonomiki. – 2023. – № 3 (76). – S. 132-135.


Login or Create
* Forgot password?